Доклад о социально-экономической ситуации



страница1/8
Дата25.10.2016
Размер1.22 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8

ДОКЛАД О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НОЯБРЬСК

за I полугодие 2015 года
Доклад о социально-экономической ситуации в муниципальном образовании город Ноябрьск (далее – доклад) подготовлен департаментом экономики Администрации города Ноябрьска в соответствии с постановлением Администрации города от 05.03.2012 № П-221 «О мониторинге социально-экономического развития в муниципальном образовании город Ноябрьск».

Для подготовки доклада использованы:

- отчетные данные за I полугодие 2015 года по основным экономическим и социальным показателям, представленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу;

- информация структурных подразделений Администрации города, организаций города о состоянии курируемых ими отраслей и сфер деятельности за I полугодие текущего года.


ДЕМОГРАФИЯ
Население города составляет около 20 % в численности населения ЯНАО.


Рис.1. Показатели демографии в муниципальном образовании город Ноябрьск, человек
Среднегодовая численность населения муниципального образования за январь – июнь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократилась на 470 человек и составила 107 032 человека (аналогичный период 2014 года – 107 502 человека). Демографическая ситуация муниципального образования напрямую зависит от изменений естественного прироста населения и миграционных процессов.

За период с января по июнь отчетного года в городе родилось 795 детей, число умерших составило 292 человека (Рис.1). Благодаря высокой рождаемости и невысокому уровню смертности наблюдается стабильный естественный прирост населения, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года естественный прирост сократился на 59 человек и составил 503 человека.



На протяжении последних лет наблюдался стабильный естественный прирост населения, благодаря сохранению социальной и материальной помощи молодым и малообеспеченным семьям, улучшению жилищных условий в рамках реализации программ по обеспечению жильем молодых семей, по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также выплатам материнского капитала при рождении второго и последующих детей за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Как и в течение аналогичных периодов предыдущих лет, в январе – июне 2015 года в муниципальном образовании отмечается отрицательное сальдо миграции. По состоянию на 01 июля 2015 года число прибывших составило 2118 человек, количество выехавших за пределы муниципального образования – 2816 человек.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество прибывших сократилось на 305 человек, количество выбывших – на 60 человек.

Отрицательное сальдо миграции за январь – июнь 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, выросло на 245 человек. Тем не менее, в течение последних четырех лет наблюдается сокращение отрицательного сальдо миграции, что произошло за счет увеличения притока населения в город. По сравнению с январем – июнем 2011 года, за аналогичный период 2015 года количество прибывших в город выросло в 1,7 раза (Табл. 1).



Табл. 1. Сравнительный анализ сальдо миграции населения, человек


Наименование показателя

01.07.2011

01.07.2012

01.07.2013

01.07.2014

01.07.2015

Количество прибывших

1274

1963

2195

2423

2118

Количество выбывших

2411

2948

2923

2876

2816

Сальдо миграции населения

- 1137

- 985

- 728

- 453

- 698

Необходимо отметить, что основной причиной сохранения численности выезжающих за пределы ЯНАО, по-прежнему, является увеличение количества неработающих лиц пенсионного возраста.



Основной причиной прибытия мигрантов на территорию автономного округа остается трудовая деятельность, так как в районах Крайнего Севера она является привлекательной за счет высокого, относительно других регионов России, уровня заработной платы.

Таким образом, демографическая ситуация в городе характеризуется как стабильная, отмечается высокий уровень рождаемости и низкая смертность (на протяжении последних 5-ти лет рождаемость в 2,7 – 3,2 раза превышала смертность).

Рынок труда
По состоянию на 01 январ.01.2015 по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу на территории муниципального образования было зарегистрировано 2020 организаций, из них самую большую долю занимали предприятия и организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю (21 %), далее – предприятия, организации и учреждения отрасли «Операции с недвижимым имуществом» (19,9 %), «Строительство» (15,3 %), «Транспорт и связь» (11,8 %).

По сравнению с 2014 годом количество предприятий увеличилось на 19 единиц, значительных изменений в структуре не наблюдается.

В I полугодии 2015 года наблюдается сокращение численности работающих в крупных и средних организациях муниципального образования город Ноябрьск, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, она сократилась (на 5,7%) и составила 32 706 человек. Наибольшее сокращение количества работающих произошло в таких сферах деятельности, как «Транспорт и связь» (на 906 чел.), «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (на 532 чел.), «Строительство» (на 157 чел.), «Обрабатывающие производства» (на 640 чел.).

По оценке численность трудоспособного населения муниципального образования по состоянию на 01.07.2015 составила 68,3 тыс. чел., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она уменьшилась на 2,2% или 1,51 тыс. чел. (Рис. 2). Снижение доли трудоспособного населения муниципального образования связано с увеличением доли детей от 0 до 16 лет (на 521 чел.) и пенсионеров старше трудоспособного возраста (на 367 чел.) в общей численности населения, при сокращении общей численности населения (на 622 чел.). Доля трудоспособного населения в общей численности населения по состоянию на 01.07.2015 составила 63,8%, по состоянию на 01.07.2014 – 65%.

Из общего количества трудоспособного населения 57,6 тыс. чел. (84,3%) заняты в экономике. На фоне отсутствия общего дефицита в трудовых ресурсах наблюдается дефицит в квалифицированных кадрах.
Занятость, безработица

Численность официально зарегистрированных безработных, состоящих на учете в ГКУ «Центр занятости населения по городу Ноябрьск» по состоянию на 01.07.2015, выросла по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 22% (на 66 чел.) и составила 366 человек. Динамика изменения данного показателя приведена в диаграмме (Рис. 3).


Причиной увеличения данного показателя является очередной финансово-экономический кризис.

В I полугодии 2015 года, как и в предыдущие годы, отмечалось значительное количество заявленных вакансий – 1 322 единицы (АППГ – 3 037 ед.). Число вакансий, приходящихся на одного безработного, в I полугодии 2015 года составило 3,6 ед., в I полугодии 2014 года – 10 ед.

В структуре заявленных вакансий преобладает спрос на высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей, таких как вышкомонтажники, слесари, водители всех категорий, машинисты различной квалификации, маляры, повара, продавцы. Высока потребность в инженерно-технических работниках, таких как инженеры-строители, электрики, геофизики и т.д.

Рынок труда города испытывает острую потребность во врачах различной специализации, медицинских работниках среднего уровня квалификации, учителях, педагогах дополнительного образования.



Таким образом, несмотря на принимаемые меры, направленные на сокращение численности безработных, ситуация на рынке труда, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, ухудшилась, что напрямую связано с кризисом в экономике, а также дефицитом квалифицированных кадров.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Заработная плата

Положительным моментом в развитии экономики муниципального образования город Ноябрьск является рост среднемесячной заработной платы работников, занятых в крупных и средних организациях города по отношению к отчетному периоду предыдущего года.

Номинальный размер среднемесячной заработной платы по крупным и средним организациям города в I полугодии 2015 года сложился в сумме 73212,9 рублей, по отношению к аналогичному периоду 2014 года он вырос на 6,7%, реальный размер среднемесячной заработной платы по крупным и средним организациям города составил 96,5%.

Номинальный размер среднемесячной заработной платы по городу, сложившийся по итогам I полугодия 2015 года, в 4,5 раза превышает прожиточный минимум на душу населения, установленный в ЯНАО за 2 квартал 2015 года (16 277 руб.). Превышение номинальной заработной платы за I полугодие 2015 года по городу в 5,9 раза выше минимальной заработной платы по ЯНАО (12 431 рубль).

Номинальный размер среднемесячной заработной платы за I полугодие 2014 года, I полугодие 2015 года по городам и районам ЯНАО отражен в таблице № 2.

Таблица 2



Среднемесячная заработная плата работающих по городским округам

и муниципальным районам ЯНАО, руб.

 

январь-июнь 2014 г.

январь-июнь 2015 г.

откл. (+ , -) 2015 года к 2014 году

2015 год в %

к 2014 году



1

2

3

4

5

Ямало-Ненецкий автономный округ

79272

82761

3489

104,4

Салехард

80406

79769

-637

99,2

Губкинский

68818

75118

6300

109,2

Лабытнанги

65329

67290

1961

103,0

Муравленко

56341

65542

9201

116,3

Надым

70993

73192

2199

103,1

Новый Уренгой

89678

94265

4587

105,1

Ноябрьск

68585

73213

4628

106,7

Красноселькупский район

76109

79890

3781

105,0

Надымский район

108968

119139

10171

109,3

Приуральский район

47935

46975

-960

98,0

Пуровский район

81571

84475

2904

103,6

Тазовский район

80642

81779

1137

101,4

Шурышкарский район

56815

57796

981

101,7

Ямальский район

60711

60708

-3

99,99

По величине сложившейся в I полугодии 2015 года среднемесячной заработной платы, город Ноябрьск занимает 8 место среди городов и муниципальных районов ЯНАО, среднемесячная заработная плата по городу ниже среднемесячной заработной платы по округу на 11,5%.

В учреждениях бюджетной сферы среднемесячный размер номинальной заработной платы сложился в размере 50 429 руб., что составляет 68,9% к среднемесячной заработной плате по городу.
По итогам I полугодия 2015 года наблюдается увеличение номинального размера среднемесячной заработной платы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, практически во всех отраслях экономики муниципального образования город Ноябрьск, увеличение реального размера наблюдается в отраслях: «Строительство» - на 4,3%, «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - на 17,6%, «Транспорт и связь» - на 2,1%, «Финансовая деятельность» - на 2,8%, «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» - на 0,7%.

Низкой, относительно среднемесячной заработной платы по городу, по-прежнему, остается заработная плата в сферах: «Строительство» (64,7%), «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (56,9%), «Гостиницы и рестораны» (37,8%), (Рис. 4).



Пенсионное обеспечение

В муниципальном образовании город Ноябрьск отмечается регулярное увеличение численности жителей пенсионного возраста с одновременным ростом доли пенсионеров в общей численности населения муниципального образования.

Согласно учетной статистике управления Пенсионного фонда РФ в г. Ноябрьске ЯНАО по состоянию на 01.07.2015 на учете состояло 29 680 получателей пенсии (АППГ – 28 623 чел.), в их числе пенсионеры по возрасту (с учетом пенсионеров, вышедших на пенсию на льготных условиях) составили 26 738 человек (АППГ – 25 806 чел.). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число получателей пенсий возросло на 3,7 % (или на 1 057 чел.), число пенсионеров по возрасту - на 3,6 % (или 932 чел.). Доля получателей пенсии по состоянию на 01.07.2015, в общей численности населения города, составила 27,7%, необходимо отметить ежегодный рост числа получателей пенсий, в основном, по причине старения населения.

В I полугодии 2015 года число работающих пенсионеров составило 16 417 человек (АППГ – 15 889 чел.), по сравнению с отчетным периодом 2014 года их количество выросло на 528 человек (или на 3,3%).

По состоянию на 01.07.2015 среднемесячный размер пенсии составил 18 446 рублей, по отношению к аналогичному периоду 2014 года он увеличился на 11,3% (или на 1 866 руб.). По отношению к среднемесячной заработной плате в крупных и средних организациях среднемесячный размер пенсии составил 25,2%; прожиточный минимум, установленный за 2 квартал 2015 года в расчете на душу населения – 22,2%; минимальная заработная плата, установленная региональным Соглашением о минимальной заработной плате в ЯНАО, - 17%.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2015


№ 40 и от 18.03.2015 № 247 в течение 2015 года проиндексированы:

- размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) в 1,114 раза с 01 февраля 2015 года;

- социальные пенсии в 1,103 раза с 01 апреля 2015 года.

Необходимо отметить рост среднего размера пенсий в отчетном периоде 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года за счет проводимой индексации.
Прожиточный минимум

Величина прожиточного минимума в среднем по ЯНАО в расчете на душу населения учитывается при разработке и реализации социальной политики и окружных социальных программ, определения размеров пособий и других социальных выплат (за исключением социальной доплаты к пенсии, обоснования предоставления адресной социальной помощи малоимущим гражданам).

Величина прожиточного минимума в среднем по ЯНАО в расчете на душу населения за 2 квартал 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличилась на 20,1% и составила 16 277 рублей. Во 2 квартале 2014 года прожиточный минимум по ЯНАО составлял 13552 рубля. Данное увеличение связано с ростом стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, услуг и расходов по обязательным платежам.

Анализ среднемесячной заработной платы населения в муниципальном образовании города Ноябрьск показывает значительное ее превышение по отношению к прожиточному минимуму (в 4,5 раза) и по отношению к среднемесячному размеру пенсии (в 4 раза). (Рис. 5).




Прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, а именно для:

— детей в возрасте до 6 лет;

— детей в возрасте от 6 до 18 лет;

— трудоспособных лиц;

— нетрудоспособных лиц.

Основой расчета прожиточного минимума является потребительская корзина, в которую включаются традиционные продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует Закон о потребительской корзине ЯНАО от 27.06.2013 № 51-ЗАО (далее – Закон ЯНАО № 51-ЗАО).

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения, а это – трудоспособное население, пенсионеры и дети, в арктическом регионе устанавливается не реже одного раза в пять лет.

С момента вступления в силу вышеуказанного Закона ЯНАО № 51-ЗАО в «годовой» продовольственной корзине трудоспособного ямальца 157,2 кг хлебных продуктов, в том числе макаронных изделий, круп, бобовых, 65 кг фруктов, 70,2 кг мяса и 35,1 кг рыбы, 260 яиц.

Для сравнения, продовольственная корзина россиянина включает 126,5 кг хлеба, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса, 18,5 кг рыбы, 210 яиц.

Такое значительное отличие объясняется спецификой жизни на Крайнем Севере. Организм северянина ежедневно испытывает, так называемый, синдром полярного напряжения. На человека неблагоприятно влияют длительный период крайне низких температур в сочетании с сильными ветрами, короткое холодное лето, высокая влажность, полярная ночь и полярный день, недостаток солнечного излучения, геомагнитная активность, резкие перепады атмосферного давления, особенности питания, длительное нахождение в замкнутых помещениях и т.п.

Всего доля продуктов питания в цене корзины составляет 50%. Остальное приходится на непродовольственные товары и услуги. Причем их норма устанавливается не в натуральных показателях, а в относительных (в процентах от стоимости продуктов питания). Соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания устанавливается на уровне 50 и 60% соответственно.

Необходимо отметить, что именно от «стоимости» потребительской корзины зависит величина прожиточного минимума, что, в свою очередь, напрямую влияет на уровень мер социальной поддержки, которыми пользуются жители Ямало-Ненецкого автономного округа.

Статьей 2 Закона ЯНАО № 51-ЗАО определен перечень продуктов питания для основных групп населения Ямала, состоящий из:



Таблица 3

Наименование продукта

Ед. измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

157,2

122,7

96,0

Картофель

кг

70,3

60,0

70,5

Овощи и бахчевые

кг

112,6

99,0

113,1

Фрукты свежие

кг

65,0

50,0

125,3

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

26,2

25,2

26,4

Мясопродукты

кг

70,2

65,0

54,7

Рыбопродукты

кг

35,1

31,0

28,4

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

252,8

217,6

360,3

Яйца

шт.

260,0

220,0

226,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

15,8

12,0

7,9

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,1

3,5


Каталог: admin -> Foto CkEditor
admin -> Информация о курсовой переподготовке учителей мкоу «Таловская сош»
admin -> Департамент администрации края по вопросам государственной службы и кадров отдел по государственным наградам и наградам алтайского края
Foto CkEditor -> 3 Риски и ограничения развития города. Отрасли городской экономики, которые будут обладать максимальным потенциалом роста 6
Foto CkEditor -> Перечень организаций, предоставляющих грантовую поддержку и возможность реализации совместных международных проектов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал