Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся 6-11 классов средствами технологий личностно- ориентированного образования



страница1/6
Дата24.08.2017
Размер1.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся 6-11 классов средствами технологий личностно- ориентированного образования
при изучении истории и обществознания

Автор:


Рудина Татьяна Анатольевна,

учитель истории и обществознания

БОУ «Комьянская средняя общеобразовательная

школа» Грязовецкого муниципального района

Вологда, 2013

Содержание

Список ИПМ

ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта…………………………… 3

ИПМ -2 Модель работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности обучающихся 6-11 классов……….…………….....8

ИПМ-3 Формирование ценностных ориентаций подростков на основе технологии «Педагогическая мастерская». Технология урока...................11

ИПМ-4 Методы и приемы технологии «Педагогическая мастерская» на уроках истории и обществознания в 6-9 классах…………………….…..14

ИПМ-5 Технология проектного обучения в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 10- 11 классов на материале исторического краеведения как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности старших школьников …….………………....….. 19

ИПМ-6 Социально-педагогическое партнерство как условие полноценного духовно-нравственного развития обучающихся ………24

ИПМ -7 Школьный музей как инструмент социализации и духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся ........ 26

ИПМ-8 Результативность…………………………………………….…… 30

Словарь ключевых терминов……………………………………………… 36

Список литературы ……………………………………………………...…. 38

Приложения:

Приложение 1. Методика «Пословицы» (С.М.Петрова)………………………………… 40

Приложение 2. Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков) ……………………………………………………………………………………………43

Приложение 3. Тест «Размышляем о жизненном опыте» ( Н. Е. Щуркова)………………45

Приложение 4. Методическая разработка урока обществознания в 6 классе

« Ищу Человека!»……………………………………………………………………………..48

Приложение 5. Модель урока « Великий террор» 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом» по курсу « История России 20 век » (9 класс) на основе учебника Н.В.Загладина……………………………………………………55

Приложение 6. Учебно-исследовательский проект по историческому краеведению……63

Приложение 7. Критерии оценки текста учебно-исследовательского проекта и доклада...79

Приложение 8. Таблица №1.Тематика и результаты проектно-исследовательской деятельности старшеклассников ………….………………………………………………......81

Приложение 9. Результативность ………………………………………………....................84

Приложение 10. Цикл уроков по технологии «Педагогическая мастерская»……...………85
ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта

Закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, в частности на формирование нравственных убеждений, а среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897), Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (проект) важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства определяют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Оказание помощи обучающимся в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такой модели образовательного процесса , который обеспечил бы духовно-нравственное развитие  и воспитание личности являются приоритетными задачами деятельности педагога. Изучив исходный уровень нравственного развития шестиклассников в 2005- 2006 учебном году, автором сделаны некоторые выводы: У 27 % диагностирована безнравственная, а у 53% ситуативная личностная ориентация. В целом у 80% обучающихся отсутствует устойчивое положительное отношение к базисным нравственным ценностям общества. При этом 92% учеников отметили, что чаще всего на уроке играют пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и выполнению предписаний учителя. Анализ педагогической действительности позволил выделить противоречие: между необходимостью духовно-нравственного развития и воспитания личности ученика, с выходом в режим саморазвития и самовоспитания и преобладанием на практике репродуктивной деятельности, направленной на усвоение «готовых» ценностей и образцов поведения, значительно снижающей потребность в личностном саморазвитии. В логике выделенного противоречия, определена проблема: каковы возможности личностно-ориентированых технологий для духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с переходом в режим саморазвития и самовоспитания. Сущность опыта состоит в создании модели духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся 6-11 классов средствами технологий личностно- ориентированного образования при изучении истории и обществознания и реализации ее в практической деятельности . Опыт можно отразить в виде следующей схемы:




Цель: Воспитание высоконравственной личности, имеющей опыт самостоятельной творческой и общественной деятельности на основе базисных ценностей общества




Содержание:

- Дидактически переработанное

«под цель» содержание

учебных программ по истории и обществознанию

- Материалы исторического краеведения

- Личный опыт учащихся



Диагностируемый результат:

1уровень: Позитивное отношение к базисным ценностям общества

2 уровень: Опыт самостоятельного творческого и общественного действия

на основе базисных ценностей общества



Управление процедурой
Диагностика:

первичная

поурочная, промежуточная,

итоговая.


Взаимодействие субъектов обучения:

субъект - субъектные отношения





Технологическая процедура:



Последовательность деятельности





10-11 классы Применение технологии проектного обучения в организации учебно-исследовательской деятельности старших школьников



6-9 классы

Формирование ценностных

ориентаций подростков

на основе технологии «Педагогическая мастерская»





Условия: социально-педагогическое партнерство;

психолого-педагогическая компетентность педагога






Новизна заключается в подборе материалов и составлении заданий, направленных на формирование ценностных ориентаций; в использовании различных методик оценивания: самооценка, портфолио, внешняя экспертная оценка; а также в применении целостной технологии проектного обучения во внеурочной деятельности на основе материалов исторического краеведения с установлением социально–педагогического партнерства. Особенностью опыта является синтез лучших традиций советской педагогики и современных образовательных технологий. Психолого-педагогическую основу опыта составили идеи И.С. Якиманской о сущности личностно-ориентированного образования, педагогическая концепция духовно-нравственного воспитания В.А. Сухомлинского, идеи гуманизма и психологизации образовательного процесса Л.С. Выготского . Философская основа– идеи воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого. Методическая основа - идеи французской группы нового образования (воспитания) - П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже (20-е гг. XX века). Методические идеи французской группы с конца 90-х годов прошлого века начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами и получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга ( Окунев А.А. ). Концепция свободного воспитания личности на основе выбора жизнедеятельности (Д. Дьюи , Е. Пархерст , В. Килпатрик, С.Т.Шацкий ). Методологическая основа обобщения опыта - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. По определению авторов Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк  А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.) Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общая цель: воспитание инициативной, патриотической, творчески свободной, коммуникативной, духовно - нравственной личности, способной к самореализации, стремящейся к самопознанию и саморазвитию. Результативность проявляется в позитивной динамике уровня нравственной воспитанности и личностного развития [ 9; 23] . При оценке результативности опыта были использованы следующие методики : Методика изучения социализированности личности учащегося ( М.И. Рожков) ( Приложение 2) , методика С.М. Петровой «Пословицы» ( Приложение 1) и тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» ( Приложение 3). Трудоемкость для педагога заключается в проведении большого подготовительного этапа в составлении мастерской и отборе материала для её проведения, в изготовлении информационных карточек, в подборе вопросов и заданий, соотносящихся с чувствами, мыслями, эмоциями, которые они могут вызвать у детей. Трудоемкость для ученика состоит в необходимости постоянного афиширования результатов своей работы и их своеобразной защиты перед аудиторией на уроках. Проблема трудоёмкости для детей решается через создание мотивации, живого интереса к решению поставленной задачи; через использование активных форм взаимодействия учащихся. Трудоемкость применения технологии проектного обучения для учителя состоит в разработке системы проектных заданий, а для обучающихся выполнение проекта связано с дополнительной учебной нагрузкой, которую снизить позволяет оптимальное распределение работы над проектом в течение года. Трудоёмкость внедрения данных технологий наиболее высока на начальном этапе, в динамике снижается. Возможности и условия использования. Важной характеристикой представленной модели опыта является ее воспроизводимость. Опыт может быть применен педагогами, работающими на основе традиционных методик при использовании приемов или целостной технологии «Педагогическая мастерская» на отдельных уроках либо во внеурочной деятельности, и целостной технологии проектного обучения во внеурочной деятельности на любых этапах обучения и при изучении материала любой сложности при условии психолого-педагогической компетентности педагога, так и педагогами, работающим на основе системно – деятельностного подхода по методикам развивающего обучения . Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся важно построение социально-педагогического партнерства.  Ограничения. Поскольку технология « Педагогическая мастерская» относится к так называемым «безоценочным» технологиям, то она не может использоваться часто в рамках урочной деятельности, но во внеурочной деятельности возможности ее применения не ограничены. Технология проектного обучения должна быть полезным дополнением к классно-урочной системе, не вытесняя ее применяться как средство ускорения роста в личностном смысле, и в академическом [ 13;98 ] . Риски. Возможные отрицательные последствия данной модели минимальны, но чрезмерное увлечение учителя уроками- «мастерскими» и проектами может отвлечь учителя от задачи сформировать необходимые знания, умения и навыки по предмету. «Педагогические мастерские» целесообразно проводить за счет резервных часов, а выполнение проектов организовывать во внеурочной деятельности, тщательно планируя время работы над проектом.

ИПМ -2 Модель работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности обучающихся 6-11 классов

Несмотря на то, что необходимость нравственного воспитания личности провозглашалась и ранее , образовательный процесс строился в рамках традиционной технологии и деятельность учащихся, в большинстве случаев, строилась не на методах самостоятельного, творческого поиска, а на репродуктивной деятельности. У школьников ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к следующим последствиям: блокируется активность и самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей школьников; возникает неверие в собственные силы. Следовательно, духовно-нравственное развитие обучающихся развитие творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не только провозглашаться, а и обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основаниях. В данной модели такой основой являются технологии личностно-ориентированного образования. Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. В основе данной модели работы лежат следующие принципы:



  • обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика;

  • предоставляет каждому учащемуся возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

  • строится с учетом возрастных особенностей;

  • содержание, средства и методы обучения подбираются и организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

  • способствует созданию ситуации успеха;

  • строится с опорой на продуктивную поисковую деятельность, на переживания, чувства, эмоционально-волевую сферу и опыт каждого ребенка учащихся;

  • предоставляет возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

  • предоставляет возможность каждому ученику видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

  • предусматривает социально- педагогическое сотрудничество[ 40, 34 ] .

Следует отметить, что данная модель строится с учетом возрастных особенностей личности школьников. Поскольку она предназначена для работы с обучающимися 6-11 классов, принципиальное значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подросткового возрасту, а затем, к юности, и, связанная с этими переходами перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей[ 35;27 ] . Подростковый возраст – период интенсивного формирования нравственных понятий и убеждений, выработки принципов, наиболее сенситивный период для морального развития личности. Ведущей деятельностью является социально значимая деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков. К новообразованиям относятся переоценка ценностей и развитие самосознания [35, 40 ] . Очевидно, что на данном этапе обучения в образовательном процессе должны присутствовать групповые формы работы, учащиеся должны иметь возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, а технология «Педагогическая мастерская», и, в частности, один из ее типов «мастерская ценностных ориентаций» позволяет реализовать эти идеи на практике. Цикл уроков в 6-9 классах по истории и обществознанию (Приложение 10 ) нацелен на формирование позитивного отношения к базисным ценностям общества.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. Согласно описанию этого периода развития личности, составленного Дубровиной И.В.[31,378], готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению является главным новообразованием ранней юности. Особенность самоопределения в ранней юности состоит в том, что оно является не только сознательным (выбор образа жизни и целей), а и действенным. В ранней юности учащийся уже должен действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать ту или иную профессию. Ранняя юность – это период, когда молодые люди ценят свои рефлексивные упражнения, содержанием которых являются они сами, его друзья, знакомые, все человечество. Через рефлексии учащиеся продолжают открывать свою сущность. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодых людей за пределы их внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Исходя из вышеперечисленных характеристик раннего юношеского возраста, при организации учебной деятельности старшеклассников необходимо создавать условия для свободы выбора, включать обучаемых в самостоятельную продуктивную работу, побуждать к рефлексии, оказывать психологическую поддержку в самоопределении. На наш взгляд, именно включение старшеклассников в проектно-исследовательскую деятельность способствует реализации данных условий на практике и должно стать платформой для продолжения духовно-нравственного – развития и воспитания личности обучающихся 10-11 классов. Выполнение учебно-исследовательских проектов предоставляет старшеклассникам возможность получить опыт самостоятельного творческого и общественного действия

на основе базисных ценностей общества.

ИПМ-3 Формирование ценностных ориентаций подростков на основе технологии «Педагогическая мастерская». Технология урока

Цель данной программы : активизация и инициирование процесса самоопределения в области приоритетных ценностей. В свободном обществе должны быть представлены люди с разными ценностями и ценностными ориентациями. В мире нет правильных или неправильных ценностей. Каждый человек сам решает, что для него значимо, поэтому важно его оградить от воздействия и внушения со стороны. Программа не ставит цели обучать ценностным установкам. Задачи, решаемые в рамках программы , носят более общий и фундаментальный характер. Во-первых, это осознание своих ценностей и того, насколько они соответствуют принимаемым личностью жизненным решениям. Во-вторых, выделяя значимые ценности, человек должен убедиться, что иерархия его ценностей носит стабильный характер. В-третьих. Осознание того, что существуют различия между людьми в ценностной структуре их сознания. В- четвертых, развитие толерантности к различиям в ценностях между людьми.

Мастерская даёт ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере мастерская предоставляет возможность использовать свою фантазию, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции?-Принять задание мастера — акт послушания ученика. Но при выполнении задания — свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера[ 27; 49 ] .

Результат мастерской может быть внутренним:

- знакомство с основными понятиями темы;

- осознание личностной значимости содержания;

- эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы;

- новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему

и внешним:

- творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах: рисунки, схемы, ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской, символы, тексты, собственные варианты названия мастерской и т.д. [ 27; 77 ].

Первый этап урока - Индуктор – обеспечивает “наведение на проблему”, содержит свернутый смысл темы. На этом этапе при помощи эмоционально привлекательного материала, а именно легенды о Диогене, который среди бела дня с фонарем искал человека, соответствующей иллюстрации актуализируется жизненный опыт каждого ученика, опыт поиска чего-либо, а так же раскрывается смысл поиска Диогена – он искал какого-то необычного хорошего человека – Личность . Ученики формулируют цель - прогноз помочь философу найти такого человека. Ребята предполагают, что будут изучать жизнь выдающихся людей.

На этапе работы с материалом выполняя различные по форме и содержанию задания подростки формулируют понятие личность , а затем в материалах с биографиями выдающихся людей, ищут личностные черты. Но система заданий построена так, что в итоге происходит разрыв и появляется новое видение предмета поиска. К изумлению детей оказывается, что они сами являются носителями личностных качеств.

На этапе рефлексии делятся своей радостью, что выполнив тест по определению уровня личностного развития они нашли в себе человека, и хотят развиваться дальше.

Весь перечень уроков и их целевые ориентиры приведены в Приложении № 10.

Цикл заканчивается уроком истории в 9 классе по теме «Наш край в ХХ веке» , на котором рассматривается вклад земляков в развитие страны, ребята оценивают свой действительный и проектируют возможный вклад в развитие края делая вывод, что от уровня развития их личности зависит во многом будущее России.

Технология урока ( Приложение 4, Приложение 5):

I. Индуктор – прием, обеспечивающий “наведение на проблему”, свернутый смысл темы.

Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: 

Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика. 


Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.  
 “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

II. Работа с материалом. Система заданий.

  • Самоконструкция – диалог ученика с самим собой.

  • Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.

  • Социализация – “обнародование”, защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).

  • Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания.

  • Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.

  • Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления.

III. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Афиширование – представление работ, своих мыслей, идей на общее обсуждение .

Уроки по технологии «Педагогическая мастерская» способствуют самовоспитанию –т.к. предполагают обязательную рефлексивную деятельность, а рефлексия именно тот механизм, на котором основаны самосознание , самопознание, самовоспитание и саморазвитие.



ИПМ-4

Методы и приемы технологии «Педагогическая мастерская» на уроках истории и обществознания в 6-9 классах
  Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

Метод «Если бы...». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

Например: «Если бы вы оказались на месте Дмитрия Донского в момент похода Мамая на русские земли . Ваши действия».



Метод самостоятельного конструирования определений понятий.

Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует данное слово. Затем мастер в случае необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

 Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:

- учащимся предлагается текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.);

- все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика);

- участники знакомят всю группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них… Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

 Метод конструирования вопросов.  Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:

- предъявление объекта изучения;

- индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;

- озвучивание вопросов в группе,

- фиксация всех вопросов на общем листочке;

- обмен листочками между группами;

- экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);

- выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;

- отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, «ответов».

Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий:

- ученику предлагается какое-то слово или слова;

- ученик записывает к каждому слову список слов-ассоциаций (т.е. воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);

- ученик получает задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций. Например:

1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;

3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме.

Например, урок « Великий террор» 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом» начинается постановкой следующего задания : «Представьте, что вы оказались в Москве . Лето. Воскресенье. Вы гуляете по парку. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

Звучит музыка «Эх, хорошо в стране советской жить!» . На этом этапе главное создать первое впечатление о стране, ощущение праздника, которое содержит песня.

Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

Прием «Чтение с пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

Прием «Толстый и тонкий» вопрос. Направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста.

Алгоритм : 1) учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения;

2) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов);

3) каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).



Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Алгоритм использования:

1. Мастер выписывает из текста художественного произведения или критической статьи начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора.

2. В случае, если перед нами текст критической статьи, учащиеся знакомятся с текстом, по поводу которого рассуждает автор статьи. Если нет, сразу переходим к пункту №3.

3. Закончить предложение.

4. Познакомиться с версиями других учеников.

5. Познакомиться с авторским вариантом.

6. Рефлексия.

Например, на уроке «Нации и межнациональные отношения» ребятам предлагается завершить рассказ Захарова Н.К. «Родина и кадет».  



Прием «Панель».Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи-проблемы. Последовательность:

1) Мастер предлагает аудитории какое-то слово, фразу, цитату и т.д.

2) Тот участник, который имеет какое-то мнение по данному вопросу и желает его высказать, выходит на открытое место (обычно в классе это место перед доской), где уже стоят полукругом стулья, и делится своим пониманием данного вопроса.

3) Вступить с ним в диалог, высказать мнение, может быть, совершенно иное, может только тот участник, кто присоединится к первому, тоже выйдет к доске - на «панель».

4) Каждый решает для себя, кем быть: зрителем или активным участником процесса.

5) Тот из активных участников, кто считает, что все сказал, может снова стать зрителем.

Задача мастера: провоцировать участников на свободное выражение своего мнения.

Пример высказывания ученика : « В 30-е годы в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Это очень символично. Храм был построен в честь победы над Наполеоном, и служил символом единства общества, истинного духовного единства. В 30-е годы, несмотря на внешнее единство, в обществе господствовал духовный климат всеобщей подозрительности, страха и раболепия перед властью. Общество было разобщено. Людям казалось, то, что происходит, от них лично не зависит. Но история страны, ее развитие это как фильм, режиссером которого должен ощущать каждый гражданин, и должен осознавать свою ответственность за судьбу страны. Человек должен быть не бездумным «винтиком», а самостоятельной, думающей и принимающей ответственные решения личностью. Об этом важно помнить всегда. Особенно это актуально сейчас, когда наша страна взяла курс на построение гражданского общества, которое немыслимо без инициативы и ответственности каждого гражданина».



ИПМ-5. Технология проектного обучения в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 10- 11 классов на материале исторического краеведения как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности старших школьников

В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. В своей деятельности применяя за основу авторский вариант Гузеева , который в процессе работы над проектом выделяет 6 этапов (см. Таблица №1). мы в то же время выходим за его рамки, добавляем еще один этап: этап внешней презентации с внешней экспертной оценкой. После представления результатов проекта в образовательном учреждении и оценки результатов учителем и самооценки, учащийся представляет свою работу на районной, областной или всероссийской конференции.

Деятельность субъектов на различных этапах процесса проектирования

Стадия работы над проектом

Содержание работы

на этой стадии

Деятельность

учащегося

Деятельность

учителя

Подготовка

-Выбор объекта и предмета исследования

-постановка проблемы

-определение темы и цели проекта, -постановка задач,

-выдвижение гипотезы,

-обоснование актуальности и практической значимости


-Выбирает предмет и объект исследования,

-определяет тему,

-обсуждает объект и предмет исследования с учителем и получает при необходимости дополнительную информацию


-Актуализирует знания учащегося по основам исследовательской деятельности,

-мотивирует учащихся,

-помогает в выборе предмета исследования,

-помогает в постановке цели



Планирование

-определение источников информации,

-определение способа представления результата (форма отчета),

-установление критериев оценки результатов и процесса,

-определение временных рамок проекта,

-распределение объема работы во времени


-устанавливает план действий

-формулирует задачи



-предлагает идеи,

-высказывает предположения,

-знакомит с критериями оценки


Исследование

-сбор информации,

-решение

промежуточных задач


выполняет исследование, решая промежуточные задачи:

-изучает литературу по теме,

-проводит опросы и интервью,

-проводит экспедиции,

-изучает и создает новые фотоматериалы,

-работает в архивах и библиотеках,

-делает выписки

-создает свою картотеку и свой личный архив




-наблюдает,

-косвенно руководит деятельностью,

-организует работу в архивах,

-сопровождает во время экспедиций, поездок в архивы и библиотеки, параллельно выполняя собственное исследование,

-обучает навыкам работы с картотеками, инвентарными описями,

-обучает навыкам оформления запроса на литературу и архивные материалы,

-поддерживает дух поиска


Результаты и/ или выводы

-анализ информации,

-формулирование выводов,

-оформление результатов работы


-анализирует информацию,

-сравнивает информацию, полученную из различных источников,

-структурирует и синтезирует материал,

-формулирует выводы,

-оформляет исследовательскую работу,

-оформляет наглядный демонстрационный материал,

-готовит доклад


-наблюдает,

-советует



Представление или отчет

-письменный отчет (исследовательская работа),

-устный доклад с демонстрацией наглядных материалов



-отчитывается,

-отвечает на вопросы



-слушает,

-задает целесообразные вопросы в роли рядового участника



Оценка результатов

и процесса




-самооценка,

-рефлексия



-оценивает усилия учащегося, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество результатов работы и доклада

Каталог: download -> version -> 1439850050 -> module -> 9977320294 -> name
version -> Назначение, структуры, функции, интерфейсы и принципы работы узлов коммутации
version -> Рабочая программа разработана в связи с уменьшением объема часов на географию в учебном плане школы
version -> Срок проведения: 9-13 января 2015 года Место проведения
version -> Учебно-методическое пособие ставрополь, 2013
version -> Синяя летопись
version -> Уровень финансовой грамотности студентов
version -> Куча интересных фактов по географии Королевство Тонга единственная монархия в Океании
version -> Начальник мо мвд россии Директор
name -> Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся 6-11 классов средствами технологий личностно- ориентированного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал