Е. М. Достоинства и недостатки



Скачать 72.27 Kb.
Дата29.10.2016
Размер72.27 Kb.
УДК 004.7
Ст. преп. Мосягина Е. М.
Достоинства и недостатки

дистанционного обучения
Каждому человеку в течение дня представляется более десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать.

Андре Моруа
В настоящей статье рассматриваются достоинства и недостатки дистанционного обучения как возможность получения полноценного образования.
Известно, что в настоящее время высшее образование является обязательным требованием при устройстве на работу даже на такие должности, где раньше пригодился бы выпускник училища. Дело здесь не только в применении сложной техники, требующей навыков быстрого освоения, но и в том духе интеллигентности, который будто кожей впитывает студент вуза России, проводя время среди интеллектуальной элиты общества.

Разумеется, каждый работодатель хочет принять на работу человека, способного литературным языком выразить свои мысли, стремящегося к саморазвитию, способного обучаться и находить общий язык с коллегами. Эти качества, помимо глубоких знаний, обычно присущи многим получившим высшее образование, причем не имеет значения, какую форму обучения они избрали.

С появлением возможности дистанционного взаимодействия со студентами возникла и соответствующая новая форма обучения – дистанционное обучение. Оно предполагает доставку студентам изучаемого материала и их удаленное общение с преподавателями с помощью сервисов сети Интернет: специализированных систем дистанционного обучения, электронной почты, чатов, вебинаров и иными способами. Обучающиеся при этом сами выбирают время для самостоятельных занятий, а с возникшими вопросами могут обратиться к преподавателю. При дистанционной форме обучения можно получить образование в другом городе, не выезжая из дома.

Изначально дистанционный формат использовался для обучения конкретным навыкам или предметам (иностранным языкам, компьютерным программам). Теперь уже не является проблемой получение полноценного образования практически по любому предмету дистанционно в условиях нехватки времени. Но, как любое другое обучение, оно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок дистанционного обучения нельзя считать сформировавшимся. А главное – нет устойчивого представления о сути услуги.

Дистанционный формат отождествляют с e-learning – исключительно электронным онлайн-обучением. Однако это не совсем верно, поскольку e-learning – лишь один из элементов совокупности технологий передачи информации.

Дистанционное обучение рассматривается в контексте следующей классификации методов обучения:



  • Первый метод – лекционный – составляет 99 % системы образования;

  • Второй – посредством изучения и обсуждения кейсов с опусканием несущественных деталей – не предполагает рассмотрения ситуации во всех аспектах;

  • Третий – когда ситуация разыгрывается с использованием различных симуляторов и моделей – считается более продвинутым, поскольку позволяет прожить ситуации и приобрести соответствующее мастерство;

  • Четвертый – проектный – когда за основу берутся реальные задачи, которые нужно решить здесь и сейчас.

Дистанционный формат предполагает обучение не просто на реальных, а на собственных проектах студентов, на базе их личного опыта.

Традиционные формы сводятся к тому, что люди отрываются от бизнеса и некоторое время изолированно обучаются на кейсах.

У смешанного формата множество плюсов. Основное преимущество для занятых людей – отсутствие привязки к жесткому графику и конкретному месту, возможность самостоятельно подбирать интенсивность обучения. Ряд курсов позволяет при необходимости приостановить обучение и продолжить его позднее. Выбор формата определяется соответствующей мотивацией слушателя. В перспективе можно говорить о слиянии дистанционного и традиционного обучения в единый формат. Дистанционные программы дешевле очных на 30 %.

Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведется в корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи.

Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Студентами ДО могут быть не только студенты в традиционном понимании этого слова, но и школьники и, что особенно важно – сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.

Следует особо выделить среди всех желающих получить образование несколько групп, для обучения которых дистанционная форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся:



  • сотрудники корпораций, которые могут пройти необходимые тренинги, переподготовку в пределах своей организации, а часто даже не покидая своих рабочих мест, что существенно снижает уровень затрат на корпоративное обучение;

  • студенты вузов, проживающие в отдаленных районах, и в силу этого территориально оторванные от учебных и научных центров;

  • иностранные студенты, в их числе многочисленная группа русскоговорящих бывших соотечественников за рубежом, которым для обучения в обычном российском вузе нужна виза, а также те, кто большую часть дня занят на работе, то есть наиболее активная, работоспособная, и, следовательно, кредитоспособная часть населения;

  • "молодые мамы" и другие люди, вынужденные из-за семейных обстоятельств постоянно присутствовать дома, но желающие в будущем выйти на работу и для этого получить (или пополнить) свое образование;

  • люди, страдающе тяжелыми физическими недугами и не покидающие пределов своего жилища.

Только благодаря ДО стало реальным изучать любой предмет, не только не выходя из дома, но даже не вставая с кресла. Кроме того, разработанные медиками программные продукты, позволяющие компенсировать последствия различных (особенно неврологических) заболеваний и даже улучшить состояние больного, легко встраиваются в дистанционные системы;

  • в нашей огромной стране лучшие такие центры расположены крайне неравномерно. Такое положение дел практически отсекает от возможности получить желаемое образование высокого качества значительную часть населения страны, так как не только очная, но и заочная форма традиционного обучения связана с поездками в большой университетский город.

По зарубежной статистике, большинство студентов дистанционной формы обучения – это люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свои профессиональные знания, не бросая при этом работу.

Преимущества и отличия дистанционного обучения от традиционных форм обучения следующие:



  • Массовость. количество людей, обучающихся на одних и тех же программах в одном и том же университете, определяется только характеристиками коммуникационного оборудования. Массовость и общедоступность послужили мотивацией для возникновения дистанционного образования.

  • Быстрота. Вместе со стремительным развитием техники, полученные знания стали быстро устаревать. Компании начали вкладывать деньги в разработки дистанционных курсов лучших университетов мира, потому что это сильно экономило время на обучение и не отрывало профессионалов от
    работы.

  • Относительная дешевизна получения знаний. Еще достаточно мало учебных заведений предлагает дистанционное обучение в чистом виде и по всем специальностям.

  • Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

  • Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства.

  • Возможность обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.). Общение через сеть Интернет и посредством электронной почты, друг с другом и с преподавателями.

  • Концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней повышают эффективность усвоения материала.

  • Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

  • Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

  • Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

  • Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями.

  • Позитивное влияние оказывает дистанционное образование и на
    студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за
    счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

  • Качество дистанционного образования не уступает в идеале качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам.


Заключение
Дистанционное образование – это не средство замены преподавателя компьютерной программой, а средство взаимодействия с преподавателем на базе информационно-коммуникационных технологий. Начинать осваивать методику ведения занятий дистанционно можно со студентов факультета заочного обучения, ведь проживают обучающиеся за много тысяч километров от вуза.

На кафедре геодезии СКГМИ (ГТУ) имеется научный потенциал для проведения дистанционного обучения курса геодезии студентам строительного направления обучения.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Ахаян А. А. Терминология дистанционной научно-образовательной деятельности с применением Internet-технологий. http://emissia.al.ru/offline/a769.htm

  2. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании». М.: Ось, 1989. 64 с.

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение // Компьютеры в учебном процессе. М.: Интерсоциоинформ, 1998. № 2. С. 25–28.
Каталог: Portals
Portals -> Объединенных
Portals -> Хабаровская государственная академия экономики и права
Portals -> Предпосылки образования непризнанных государств на постсоветском пространстве
Portals -> Создание Национальной системы компетенций и квалификаций
Portals -> Выпускники и преподаватели Архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству завоевали награды на XXIII международном смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну в г. Баку, Азербайджан
Portals -> Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения направления подготовки
Portals -> Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России 2011-2020 гг. Инвестиционные проекты и описание компаний


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал