Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, сюжет



Скачать 336.43 Kb.
Дата06.08.2017
Размер336.43 Kb.
ТипЗанятие
Занятие № 1-2

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, сюжет

Цели:

  1. воспитательные:

  1. образовательные:

  • знакомство с биографией писателя и его творчеством;

  • формирование представления об особенностях творчества Ф.М. Достоевского, его идеологических романов как нового литературного жанра;

  1. развивающие:

  • развитие познавательных и исследовательских умений студентов, развитие навыков конспектирования и составления плана;

  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: семинар

Методические приёмы: представление исследовательских проектов, составление хронологической таблицы, просмотр эпизодов из документального фильма, беседа по вопросам.

Прогнозируемый результат:

  • знать основные этапы жизни писателя, названия и сюжет основных произведений, историю создания, жанр, сюжет и героев романа «Преступление и наказание»;

  • уметь работать с литературой, выделять основное в тексте, анализировать.

Оборудование: тетради, учебники, компьютер, мультимедиа, презентация.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Слово преподавателя.

Сегодня мы с вами начинаем изучение новой большой темы и поговорим об очень интересном человеке и писателе, чьи произведения до сих пор являются символом русской классической литературы за рубежом. Его с удовольствием читают американцы, англичане и французы, стремясь постичь таинственную русскую душу. Поставленные в его произведениях проблемы, спустя столетия, остались столь же актуальными и особенно обострились последние десятилетия. Интересны не только его произведения, сам этот человек как личность достоин особого внимания.

Жизнь его была полна сложных и непредсказуемых поворотов. Назову пока один из них. Ему было 28 лет, он молод, полон сил и стремлений жить и трудиться на благо отчества и своего народа. Но стремление это показалось царскому правительству слишком уж рьяным. За участие в политическом кружке он арестован. 22 декабря, морозный ветреный день. Он и его товарищи на эшафоте. Им надевают на голову мешки, готовя к казни, читают приговор.



  • О ком же пойдет речь на занятии?

  1. Обсуждение темы и целей урока.

III. Совершенствование знаний, умений и навыков.

  1. Слово преподавателя.

Имя великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня — один из самых читаемых писателей, по произведениям которого весь мир судит о России, о таинственной русской душе.

Его называли великим фантастом, пророком, юродивым, человеком без кожи. Ему было дано тронуть в душах читателей те струны, что настроены на добро, справедливость, совесть. Он писал: "Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько их там народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены, счастливы".

  1. Представление исследовательского проекта «Великий сын человечества». Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского». (Проект сопровождается презентацией и просмотром эпизодов из документального фильма режиссера Ольги Нифонтовой «Достоевский», 2012г.)

  2. Составление хронологической таблицы на тему «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского».

Даты

События

Произведения

11 ноября 1821

В семье врача Мариинской больницы родился сын Федор Достоевский




1837

Смерть матери Марии Федоровны, переезд в Петербург с отцом и братом для получения образования




1838

Поступление в Главное Инженерное училище в Петербурге




1839

Смерть отца




1843

Окончание учебы, поступление на службу




1844

Уходит со службы в отставку, занимается литературной работой




1845-1847

Дружба с Белинским

Начало посещения кружка Петрашевского



Повести «Бедные люди», «Двойник», «Хозяйка», «Неточка Незванова»

1848




Повесть «Белые ночи»

23 апреля 1849

Арест Достоевского, осужден на восемь лет каторжных работ.

Повесть «Дядюшкин сон»

1857

Женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой




1859

Возвращение с каторги, активная литературная работа




1865-1866

Смерть жены и старшего брата

Роман «Преступление и наказание», «Записки из мертвого дома», роман «Игрок»

1867

Женитьба на Снаткиной

Роман «Идиот»

1875-1876

Рождение дочери и сына, поездка во Францию

Романы «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя»

28 января 1881

Смерть писателя







  1. Беседа по вопросам.

  • Произведения какого жанра стали основными в творчестве писателя?

Основной жанр в творчестве Достоевского – это романы, в которых автор исследует пороки человеческого общества.

  • Каким проблемам Достоевский посвятил романы?

Ф. М. Достоевский – писатель гуманист, творчество которого посвящено людям униженным и оскорбленным. Своей задачей автор считал исследование самых тайных уголков человеческой души, разрешение вечных общечеловеческих вопросов о ценности жизни.

  1. Представление исследовательского проекта «Идиот» - роман о прекрасном человеке». (Проект сопровождается презентацией)

  2. Представление исследовательского проекта «Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»». (Проект сопровождается презентацией)

  3. Сообщение «Роман «Преступление и наказание»: история создания, сюжет, композиция».

  4. Вывод.

Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

        Творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы. 


    Главной художественной особенностью романа “Преступление и наказание” является тонкость психологического анализа. Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

    Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный “внутренний” монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа — лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри.

    Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман “Преступление и наказание” требует от нас глубинного философского осмысления жизни. Герои его (особенно Раскольников) — люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея о “крови по совести”. Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион - с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия “преступление” (почему Сонечка — преступница, а Лужин — порядочный человек в глазах общества, хотя на самом деле все наоборот?). 

IV. Информация о домашнем задании.


    1. Работа с текстом романа:

  • найдите в романе городские пейзажи;

  • найдите описание Раскольникова, Сони, Мармеладова, Катерины Ивановны и её детей;

  • найдите описание жилья героев.

    1. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались Раскольникову на улице.

    2. Расскажите сцену встречи с Мармеладовым.

V. Рефлексия.

  1. Устное размышление «Мои мысли о Достоевском».

  2. Слово преподавателя.

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - писал Достоевский брату Михаилу, и посвятил этому всю жизнь.
Владимир Набоков в стихотворении «Достоевский» писал:

Тоскуя в мире, как в аду,


уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду 
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?
Информация для преподавателя

Очерк жизни Достоевского

Печальное зрелище представлял собой в начале XIX века этот уголок старой Москвы, по которому протянулась улица Малая Божедомка (ныне улица Достоевского). Рядом находилось кладбище, где обретали свой последний покой бродяги, преступники и самоубийцы. Здесь же были расположены лечебница для душевнобольных и приют для подкидышей. В самом начале улицы великолепное здание с колоннадой, в котором разместилась больница для бедных.

В 1821 году, 11 ноября здесь, в Московской Мариинской больнице для бедных в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского родился второй сын Федор.

Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам был сыном священника, т. е. разночинцем. Человек он был угрюмый, раздражительный, вспыльчивый. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за всеми ее членами.

Мать писателя, Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Она мало походила на своего сурового мужа, обладала жизнерадостным характером, была хорошо образована, много читала, любила поэзию, хорошо играла на гитаре и пела. К матери своей писатель всегда относился с необычайной нежностью и любовью и всегда вспоминал о ней с чувством благоговения.

Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Мальчика часто можно было видеть среди больных, гулявших в парке. Его непреодолимо тянуло к этим вечно озабоченным, несчастным людям, иногда он пытался с ними говорить, хотя это ему категорически запрещалось. Одиночество скрашивала дружба с братом Михаилом, а также семейные чтения и прогулки по Москве.

  В 1837 году умирает мать Достоевского, Мария Федоровна, и отец привозит сыновей в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище. Мальчики не испытывали особого желания стать военными «Мы мечтали только о поэзии и поэтах», - вспоминал Ф. М., но волю отца нарушить братья не могли. Однако принят был только Федор, Михаила сочли негодным по здоровью.

Годы, проведенные в училище, стали для Достоевского годами напряженной внутренней работы. Учился он добросовестно, дополнительно занимался словесными науками, историей, рисованием, зодчеством, любил одиночество, все свободное время посвящая книге. Начитанность его удивляла товарищей и вызывала к нему уважение. Уже тогда задумал Федор Михайлович посвятить себя литературе, а в литературе исследованию человеческого характера: «Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - писал Достоевский старшему брату.

В 1839 году произошла еще одна трагедия, которая до глубины души потрясла Достоевского. Погиб отец, по всей вероятности, от рук своих крепостных. Потрясение было так велико, что случился первый припадок эпилептической болезни, которая преследовала писателя всю оставшуюся жизнь.

В 1843 году Достоевский закончил училище и был зачислен на службу в инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Началась жизнь литератора-труженика, полная лишений и неуверенности в завтрашнем дне.

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Многое казалось ему странным и непонятным. «…Петербург, не знаю почему, - писал он, - казался для меня всегда какою-то тайною». И в эту тайну ему хотелось проникнуть, особенно хотелось постичь участь бедных и обездоленных людей. Некоторое время на квартире с писателем жил врач Ризенкампф, клиенты которого были в основном бедны. Начинающий писатель любил беседовать с ними и много записывал. Тогда стал вырисовываться замысел произведения о бедных людях. Почти год работал Достоевский над одноименным романом и в 1846 году в «Петербургском сборнике» был напечатан роман «Бедные люди».

Этот роман открывал собой цикл произведений о жизни разных слоев населения Петербурга. Одна за другой появляются повести «Двойник», «Роман в девяти письмах», «Господин Прочхарин», «Ползунков», а также повести о мечтателях «Белые ночи» и «Неточка Незванова».

В 40-е годы Достоевский близко сходится с критиком, революционером-демократом Белинским, который ввел молодого писателя в мир литературы, помогал и поддерживал его. Достоевский прислушивался к его мнению, ценил его помощь, однако в их взглядах были и расхождения. Критик Белинский считал главным назначением литературы – борьбу с крепостничеством и самодержавием, пропаганду социалистических идей. Достоевский же считал, что это частная задача, ее назначение более широкое, не принимал писатель и атеизм Белинского. Но, не смотря на эти расхождения во взглядах, молодой Достоевский все же стал активным защитником идей социализма. В 1847 году он вступает в кружок социалиста-утописта Петрашевского и посещает собрания его политического кружка. На этих собраниях он читает знаменитое письмо Белинского к Гоголю, вольнолюбивые стихи Пушкина, принимает активное участие в обсуждении вопросов об общественных преобразованиях в России, выступает за освобождение литературы от цензурного гнета.

Бурная деятельность петрашевцев не осталась незамеченной правительством. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу царя Николая 1 Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти 9 месяцев провел писатель в застенках Алексеевского равелина, самой страшной тюрьмы царской России. Во время следствия держался с достоинством, все предъявленные обвинения отрицал, показаний на товарищей не давал, однако это не помешало следствию признать его «одним из важнейших преступников» и потребовать для него самого сурового приговора – расстрела.

22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни: «Вызывали по трое, следовательно, я был второй очереди и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих… Я успел уже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними», - вспоминал Достоевский.

И только в последнюю минуту им сообщили окончательный приговор: 4 года каторжных работ, затем 4 года службы рядовым солдатом. В письме брату Михаилу Достоевский написал: «Брат! Я не уныл и не пал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда в каких бы то ни было несчастьях, не уныть, не пасть – вот в чем жизнь, в чем ее задача».

24 декабря 1849 года партия арестованных, в том числе и Достоевский, закованными по Владимирке отправились в Сибирь. Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, затем в сибирском линейном батальоне в Семипалатинске. На каторге Достоевский впервые так близко столкнулся с народом и был поражен, с какой ненавистью простые обыватели острога относятся к дворянам, даже осужденным за политические преступления. Размышляя об этом трагическом разъединении с народом, Достоевский пришел к выводу, что интеллигенции лучше отказаться от политической борьбы, от просвещения народных масс. Напротив, интеллигенция сама должна принять взгляды народа, его идеалы, основой которых является глубокая религиозность, смирение и самопожертвование. Достоевский полностью отказывается от революционных воззрений, считая, что революция не может принести ничего кроме кровопролития. Эта теория Достоевского получила название почвенничества. В тюрьме писатель продолжал работать, свои впечатления он записывал в так называемую «Сибирскую тетрадь», которая стала потом основой «Записок из Мертвого дома», повестей «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» и романов Достоевского.

В начале 1857 года, за два года до освобождения, Достоевский женится на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой, в которую был безумно влюблен. Правда брак этот не принес ему счастья, отношения супругов впоследствии охладели, а в 1864 году Мария Дмитриевна умерла. Достоевский записал в своем дневнике: «Она любила меня беспредельно. Я тоже любил ее без меры, но мы не жили с ней счастливо…Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе – по ее страстному, мнительному и болезненно фантастическому характеру, - мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу».

18 марта 1859 года Достоевский выходит в отставку, сразу же выходит в печати повесть «Дядюшкин сон». Писатель с женой спешат уехать из Семипалатинска, осень проводят в Твери, затем им разрешают вернуться в Петербург.

Вернувшись в 1860 году в Петербург Достоевский активно включается в литературную работу: пишет по впечатлениям каторги «Записки из Мертвого дома», повесть «Село Степанчиково и его обитатели», роман «Униженные и оскорбленные» издает вместе с братом свой журнал «Время». Через три года журнал закрыли за появление в ней крамольной статьи Николая Страхова «Роковой вопрос». Достоевский добивается разрешения открыть новый журнал «Эпоха».

1864 год стал тяжелым и трагическим для писателя: сначала умирает его жена Мария Дмитриевна, затем любимый брат Михаил. После смерти брата Достоевский напишет в своем дневнике: «После смерти брата осталось всего триста рублей, и на эти деньги его похоронили. Кроме того, до двадцати тысяч долгу… Весь кредит журнала рушится. Ни копейки денег, чтобы издавать его, а додать надо шесть книг, что стоило 18 000 рублей, да сверх того удовлетворить кредиторов, на что надо было 15 000 рублей, итого надо было 33 000, чтоб кончить год и добиться до новой подписки журнала. Семейство его осталось буквально без всяких средств – хоть ступай по миру. Я у них остался единой надеждой, и они все: и вдова, и дети – сбились в кучу около меня, ожидая от меня спасения. Брата моего я любил бесконечно – мог ли я их оставить?..»

Но жизнь продолжалась и диктовала писателю новые творческие идеи. Задуман еще один роман об униженных и оскорбленных «Пьяненькие», но постепенно замысел осложняется и роман «Пьяненькие» становится частью хроники одного преступления бедного студента Раскольникова, совершенного из идейных соображений. Этот роман получил название «Преступление и наказание» и вышел в свет в 1866 году. В этом же году своей новой стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной за 26 дней Достоевский продиктовал роман «Игрок». А в 1867 начал роботу над романом «Идиот». А. Г. Снитикина стала хорошим помощником писателя, между ними возникло взаимное чувство, и 15 февраля 1867 года они обвенчались. Через год у них родилась дочь Любовь, а еще через три года сын Федор, затем второй сын Алексей, умерший в младенчестве. Достоевский много работает: пишет роман «Бесы», редактирует еженедельник «Гражданин», где выходят отдельной рубрикой «Дневник писателя» его статьи. Летом с семьей живут в Старой Руссе. Здесь в 1875 году писатель создает новый роман «Подросток». В 1876 году отдельным изданием выходит «Дневник писателя». В нем есть такие строки: «Несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо, люблю жизнь для жизни, и, серьезно, все еще собираюсь начать мою жизнь. Мне скоро 50 лет, а я еще не могу распознать: оканчиваю ли я мою жизнь или только лишь ее начинаю

Достоевский часто посещает тяжело больного Некрасова, тот читает ему свои последние стихи. Достоевский произносит речь на его похоронах. В 1877 году Достоевский избран членом-корреспондентом Академии Наук отделения Словесности. В 1879 – 1880 году выходит последний роман «Братья Карамазовы». Возобновляется работа над «Дневником писателя».

28 января 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался. Он был похоронен 1 февраля на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.


  Роман «Идиот»

В романе «Идиот» (1869) Достоевский пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности и бесчеловечности окружающего общества. В одном из писем Достоевский признавался, что его «давно уже мучила… идея… изобразить вполне прекрасного человека», идея «старинная и любимая», и добавляет: « Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…» 
Эта трудная задача была разрешена писателем не до конца: ведь таким «вполне прекрасным человеком» Достоевский делает душевнобольного князя Мышкина — человека, который, благодаря особенностям своей психики, стоит вне обычных норм и представлений. лавным героем романа является «обновленный Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно-прекрасного» идеала. Князь Мышкин — «князь Христос», выросший вдали от общества, чуждый его сословно-загадочных страстей и интересов, человек исключительного душевного бескорыстия, красоты и гуманности, предощущающий радостную гармонию, ожидающую человечество в будущем. Как и его евангельский прообраз, Мышкин гибнет в борьбе неудовлетворенных эгоистических интересов и страстей, волнующих современное общество. Конечно, Мышкин — не Христос, а смертный человек, но из числа тех, избранных, кто напряженным духовным усилием сумел приблизиться к этому сияющему идеалу, кто глубоко носит его в своем сердце. 

Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, «дисгармоничным» героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят его нравственно выше окружающих людей и делают судьей и утешителем. Тем самым Мышкин выступает не столько в роли социального реформатора, сколько в роли нового Христа. Мышкин сам перенес много страданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он гораздо острее воспринимает страдания других. Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям делали его неоспоримым авторитетом не только для измученной, потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны, но даже и для таких людей, как самовлюбленный и пустой генерал Епанчин или смятенный и ожесточенный купец Рогожин. Во имя спасения Настасьи Филипповны Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем и честью любимой девушки, самоотверженно борется против несправедливости, стремится облегчить страдания других людей.
Образ главного героя оказался для Достоевского « ужасно труден ». Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Он видит портрет женщины, лицо которой было прекрасно, но в то же время отражало внутреннее страдание. Это — Настасья Филипповна, глубокая и страстная натура, человек с «пронзительным» и раненым сердцем. Она поставлена в ложное положение Тоцким, у которого находилась на содержании, ею теперь торгуют, как вещью. Князь Мышкин появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим напускным цинизмом.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — всеобщая «разъединенность». «Богатства больше, но силы меньше, — говорит Лебедев, — связующей мысли не стало». Князь Мышкин хочет внести «связующую мысль», но это ему не удается, он достигает обратного эффекта. Желая примирить, он разъединяет всех своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна от мечты о чистой и праведной жизни переходит к страданию от невозможности ее осуществить и сама погружает себя в цинизм. Рогожин то великодушен, то мрачен, то братается с князем, то хочет его убить. Ганя Иволгин то стремится жениться на Настасье Филипповне ради денег, то находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, его сердце обретает способность сжаться от сочувствия душе другого человека, которого довели «до судорог».

Герои романа, соприкасаясь с князем Мышкиным, обнаруживают те высокие качества, которые когда-то были в них, но оказались загубленными жизнью. Глубоко проникая в душу каждого из окружающих и видя там своим взглядом ясновидящего знакомую ему по собственному опыту нравственную борьбу между добром и злом, князь стремится подавить скрытые эгоистические страсти в душе других персонажей, способствовать победе светлых чувств и побуждений. 

Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но удается пробудить душу девушки, полюбившей его. Дочь генерала Епанчина, Аглая, благодаря князю Мышкину поняла то неосознанное, что наполняло ее беспокойством, делало капризной, своенравной и неуживчивой. Это было стихийное стремление к идеалу, к осмыслению жизни. Она полюбила Мышкина, потому что он — «серьезный» Дон Кихот. Девушка отнесла своему избраннику балладу Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…»: «В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, поверить ему, а поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается… Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». 

И все-таки сам Мышкин никого не спасает и вновь впадает в безумие. Жертвой дикой ревности Рогожина гибнет Настасья Филипповна, унижена и разбита жизнь Аглаи и всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Достоевский показал бессилие христианского непротивления злу, неустранимость социальной несправедливости и человеческих страданий путем проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования. Во всем облике Мышкина при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте сохраняется что-то житийное, далекое от реальной жизни, психически болезненное. В столкновении добра с миром грязных и подлых представителей людей положительный герой терпит поражение. Чудовищное убийство Рогожиным Настасьи Филипповны, безумие князя завершают картину мрачного торжества злых и бесчеловечных сил над попытками утвердить прекрасное, человечное начало. 

В романе неспроста высказывается мысль, что «рай — вещь трудная». Христианское добро и милосердие князя действительно обостряют противоречия в захваченных эгоизмом душах людей, но обострение противоречий свидетельствует, что их души к такому добру неравнодушны. Прежде чем добро восторжествует, неизбежна напряженная и даже трагическая борьба добра со злом в сознании людей. И духовная смерть Мышкина наступает только тогда, когда он в меру своих сил и возможностей отдал себя людям целиком, заронив в их сердца семена добра. Только путем страдания добудет человечество внутренний свет христианского идеала. Вот любимые слова Достоевского из Евангелия: «Истинно, истинно глаголю вам, пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Салтыков-Щедрин высоко оценил желание Достоевского создать в «Идиоте» образ прекрасного человека, видя в этом «попытку изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия». Однако Достоевский не смог решить проблему положительного героя — его герой, «идиот», душевнобольной человек, оказался неспособным разрешить и примирить острые и жестокие противоречия жизни. Но как художник и мыслитель Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показал страшный, бесчеловечный характер буржуазно-дворянского общества, раздираемого корыстью, честолюбием и чудовищным эгоизмом.

В заметках к роману Достоевский сформулировал его основную мысль: «…жажда красоты и идеала и в то же время неверие в него или вера, но нет любви к нему». Роман писателя был высоко оценен прогрессивной критикой. М. Е. Салтыков-Щедрин писал, что в этом романе Достоевский «вступил в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества».
Роман «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» (1879—1880) - последний и самый великий роман Достоевского. Действие его происходит в маленьком провинциальном городке Скотопригоньевске, в котором как бы соединяются, концентрируются все главные человеческие типы, важнейшие проблемы тогдашней России. В центре романа — судьба семьи помещика Федора Павловича Карамазова. У циничного и развращенного старика, хитреца и эгоиста, три сына. Старший, отставной офицер Дмитрий, средний — интеллектуал и философ Иван и младший — Алеша. Есть еще слуга — лакей Павел Смердяков, который, как утверждает молва, приходится незаконнорожденным сыном старика Карамазова.

Интрига первоначально завязывается вокруг конфликта между Митей, страстно влюбленным в местную красавицу Грушеньку Светлову, и Федором Павловичем, который решил на старости лет на этой Грушеньке жениться; ее благосклонность он намерен купить за три тысячи, припасенные для нее в специальном пакете. Ho этого готов любыми средствами не допустить Дмитрий. Между тем что-то свело Смердякова с Иваном Карамазовым, и тот (как мы узнаем позже) излагает глуповатому лакею свои «передовые» теории, привезенные из столицы.

Суть этих теорий сводится к следующему: человеку не дано знать, есть ли Бог или нет, потому что Бог никак не проявляет Своего участия в делах людей: мир живет во зле, множатся страдания, войны, болезни, мучения невинных детей. Если же Его нет, то для сильного духом и осознавшего это человека «все позволено». Ведь все системы нравственности и морали, вышедшие из религиозных представлений о богоустроенном мироздании, теряют смысл. Можно представить, с каким восторгом слушал все это молодой Смердяков, до которого снизошел «столичная штучка», блестящий и умный Иван. Честолюбию же Ивана подобная власть над человеческой душой тоже льстила (правда, на словах он Смердякова презирал).

Конфликт между Федором Павловичем и Дмитрием осложняется тем, что Дмитрию нужны деньги; между тем отец, как считает Митя Карамазов, должен ему по причитающейся доле наследства как раз три тысячи, но отдавать их отказывается. От Смердякова Дмитрий узнал, что старик Карамазов отложил эти три тысячи для Грушеньки! Обезумев от ревности, он грозится убить отца. Ситуация накаляется до предела. Страшно обеспокоенный этим, младший, Алеша, советуется с Иваном, как предотвратить убийство. На что Иван с плохо скрытой ненавистью дает ему понять, что такой исход его вполне бы устроил: «один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога». Кроме того, существуют еще два обстоятельства, в которых Иван не хочет себе признаваться. Если Дмитрий убьет отца, его лишат всех прав, и тогда наследство придется делить не на троих, а на двоих, и «официальная» Митина невеста Катерина Ивановна станет свободна — в нее Иван уже давно тайно влюблен.

Единственный, кто интересует его в семье, — брат Алеша, который ушел послушником в монастырь и стал учеником просветленного старца Зосимы. Доброта и открытость брата не могут оставить Ивана равнодушным; кроме того, его, не очень уверенного в правоте своих «теорий», беспокоит стойкая и искренняя вера Алеши. Он предпринимает попытку обратить Алешу в свою веру. Их беседа, в которой обсуждаются многие мировые проблемы, происходит в маленьком скотопригоньевском трактире под возгласы пьяных и официантов, за тарелкой ухи — Достоевский умел совмещать масштабы.

«Дети, за что же они-то страдают», — вопрошает Иван. И как все это понять и оправдать? Можно ли принять такую «божественную» гармонию, которая была бы оплачена хотя бы одной слезинкой одного ребенка? В заключение Иван рассказывает Алеше, как некий генерал на глазах у матери затравил собаками ее сына только за то, что тот камнем зашиб лапу его любимой охотничьей собаке. «Ну... что же его? Расстрелять? Для удовлетворения нравственного чувства расстрелять? Говори, Алешка!» — «Расстрелять!» — отвечает Алеша. Иван торжествует: вот какого ответа удалось добиться от будущего монаха! Алеша, только на миг поддавшись давлению Ивана, сразу же возвращается на твердую почву. Если Христос, Сам, будучи абсолютно безгрешен и потому имеющий право осудить людей, простил их и претерпел ужасающие муки ради них, то как же мы, грешные, имеем право не прощать таких же грешных, как мы сами? Мир стоит не на слезинке ребенка, и этим определяется все.

Иван ждал такого ответа и приготовил для Алеши сочиненную им некогда легенду о Великом инквизиторе. В ней рассказывается о том, как в XV веке в пору разгула в Испании инквизиции, ежедневно сжигавшей еретиков, вновь приходит на землю Христос. Вдруг появляется всесильный Великий инквизитор. Он приказывает страже схватить Христа и отвести Его в камеру. Вечером инквизитор приходит к Пленнику и обвиняет Его в том, что Он переоценил человека. А людям, говорит инквизитор, не нужна свобода, она им тягостна, ибо свобода означает выбор, означает ответственность. «Ошибку» Христа исправила небольшая группа избранных во главе с Великим инквизитором. Взяв право решать и ответственность на себя, они оставили всем остальным лишь возможность рабского подчинения. А значит, спокойного и счастливого существования. И вот теперь, когда все уже достигнуто, Христос своим приходом может эту систему разрушить. Поэтому опять же во имя счастья людей необходимо вновь казнить Его. Ничего не отвечает на это Христос — Он лишь, подойдя к старику инквизитору, тихо целует того. Потрясенный инквизитор открывает дверь камеры и говорит Христу: «Иди и не приходи больше». Христос уходит, а инквизитор остается в камере в глубокой задумчивости.

Иван думает, что своей поэмой наносит удар по христианской идее, доказывает, что людям не нужна дарованная Христом свобода. Ho Алеша реагирует совсем иначе: «...поэма твоя есть хвала Иисусу, а не хула... как ты хотел того». Более того — и этого не учел Иван — свобода, дарованная человеку Богом, отрицает жесткую зависимость: грех — наказание, добрый поступок — награда. Ведь это напоминало бы дрессировку рабов. Вместе со свободой человек обретает и ответственность, которую он несет за страдания и разрушения, причиненные себе и близким, в том числе и детям.

Вот основная идейная система романа, в сюжетном отношении построенного очень сложно, с виртуозным мастерством. Читатель напряженно следит за судьбами героев, каждого из которых автор испытывает на излом. Кто-то не выдерживает — как, например, Иван, который своими теориями вольно или невольно соблазнил Смердякова (тот убивает Федора Павловича и кончает с собой). Иван сходит с ума. Кто-то, напротив, принимает удар на себя. Так, невинный Митя отправляется в Сибирь по ложному обвинению в отцеубийстве, чем хочет спасти свою душу. Тем более что в смерти отца виноваты, пусть косвенно, все три брата.

Мудрый Алеша, которого старец Зосима благословил идти в «мир», жить и действовать за пределами монастыря, предостерегает порывистого Митю: надо рассчитать свои духовные силы, хватит ли их на то, чтобы с таким же настроением вынести все эти годы каторги? А если нет — может, лучше согласиться на побег, организуемый друзьями? Мы не знаем, как решится этот вопрос.

Параллельно с трагедией в семье Карамазовых развивается еще один сюжет, который в конце книги становится главным, теснит все остальные линии, — о мальчике Илюше. В свое время Митя, узнав, что отставной капитан Снегирев, глава большого, живущего в нищете семейства, за деньги взялся помочь Федору Павловичу в интриге против него, Мити, публично поколотил капитана. Это видел маленький сын капитана Илюша, что явилось для мальчика (и без того болезненного) страшным потрясением. Он умирает. Его смерть послужила очищающим потрясением для остальных мальчиков, его одноклассников, и в день похорон Илюши они, собравшись вокруг Алеши Карамазова, клянутся всю будущую жизнь служить добру. Конечно, впереди у каждого своя жизнь и не всегда можно будет быть верным детской клятве. Как писал Достоевский, одно или два ярких и светлых впечатления, вынесенных из детства, могут спасти человека во всю жизнь.

Деятельность Алеши в миру Достоевский намеревался показать во втором томе, но не успел его написать. Однако и первая, законченная часть романа по сей день вызывает яростные споры среди читателей и ученых.

Роман «Преступление и наказание».

История создания

   Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

    Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. 
    Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом "Преступление и наказание", которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы...» 
    По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность. 
    Сюжет романа "Преступление и наказание" первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – "Преступление и наказание", и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть "Преступления и наказания" появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием. 
    Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию "Преступления и наказания". Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом. 

    Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

    В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно...» Черновые тетради "Преступления и наказания" позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству...» 
    Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла "Преступления и наказания" столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

Сюжет и композиция романа «Преступление и наказание»

 Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе. Состоящий из шести частей и эпилога роман проходит через две кульминации. Первая такая точка - преступление. Вторая – наказание. Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить... великим, будущим подвигом». Вся поэтика романа подчиняется основной цели - воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность... Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим...». Отказ Раскольникова от бесчеловечной «недоконченной теории» и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».
Каталог: uploads -> doc
doc -> Программа магистратуры/ Специализация Код модуля по ооп 030200 «Политология»
doc -> С помощью решений Cisco построена система видеоконференцсвязи «Объединенной авиастроительной корпорации» «Объединенная авиастроительная корпорация»
doc -> Проект статьи руководителя проекта Михеева В. В. по вопросам организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления
doc -> Приложение №2 Предметизация. Библиографические источники: Мангутова, Светлана Дмитриевна
doc -> Отчет по итогам участия Республики Саха (Якутия) в Восточном экономическом форуме
doc -> Муниципальный инвестиционный стандарт
doc -> Перечень документов, представляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал