Философские проблемы искусства



Скачать 264.49 Kb.
Дата18.10.2016
Размер264.49 Kb.
ТипМетодические указания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Кафедра философии и социологии


Щ.я7


С605

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
Методические материалы по курсу

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2012


ББК Щ00.я7 + С562.6.я7

С605


Одобрено

учебно-методической комиссией исторического факультета

Рецензент

Заслуженный деятель искусств РФ,

доктор искусствоведения, профессор

Н.В. Парфентьева

Философские проблемы искусства: методические материалы по С605 курсу / составитель Д.В. Соломко. – Челябинск: Издательский центр

ЮУрГУ, 2012. – 19 с.


Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. Методические указания способствуют четкой организации самостоятельной работы студентов и выработки у них навыков самостоятельного мышления.

ББК Щ00.я7 + С562.6.я7

© Издательский центр ЮУрГУ, 2012

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом дисциплины «Философские проблемы искусства» являются современные философские и методологические основания искусства.

Целью дисциплины является формирование у студентов целостного видения и понимания мира искусства как имеющего свою особую сущность и способы существования, а также – тех процессов, которые происходят в этом мире сегодня.

Основные задачи дисциплины: ознакомить студентов с историческими этапами философского осмысления искусства; передать студентам современные философско-теоретические понятия и представления как основания понимания мира искусства; показать особенности социокультурной ситуации и состояния искусства ХХ и ХХI вв. и задать основания критического отношения к современным явлениям культуры и искусства.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способность демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи; способность углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные закономерности развития философского осмысления искусства; предмет дисциплины в его исторических модификациях; философско-теоретические проблемы искусства;

уметь анализировать явления, относящиеся к различным проекциям искусства как целостного объекта философского рассмотрения: художественного мышления, художественной деятельности, художественной коммуникации;



владеть навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

18

18










Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Контрольные работы (реферат, эссе и др.)
















Др. виды самостоятельной работы студента (СРС)

32

32










Контроль самостоятельной работы студента (КСР)

4

4










Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

зач.

зач.










Общая трудоемкость (час.)

(зач. ед.)

72

72










2

2










4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

С

ПЗ

ЛР

СРС

КСР



Введение. Философия искусства, ее предмет и значение

2

2







2






Этапы философского осмысления искусства в истории культуры

6

6







2






Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства

2

2







2






Проблема определения искусства

2

2







8

1



Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема

2

2







8

1



Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация

2

2







6

1



Современное искусство. Проблема философского осмысления

2

2







4

1

ИТОГО

18

18







32

4

Содержание разделов дисциплины




п/п

Раздел дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

Введение. Философия искусства, ее предмет и значение

Проблемы сущности и существования искусства, искусство в его отношении к человеку и миру в целом как предмет философского анализа. Проблемно-тематическое поле философии искусства.

Методы философского осмысления искусства. Место и роль философии искусства в культуре, деятельности художника и жизни общества. Актуальность философии искусства в современную эпоху.




2.

Этапы философского осмысления искусства в истории культуры

Постановка темы искусства в античной философии. Развитие темы искусства в Средние века. Эпоха Возрождения: начало становления классического понимания искусства. Рационализм философского осмысления искусства в классицизме. Философия искусства Просвещения. Немецкая классическая философия искусства. Философия искусства романтизма. Начало неклассической философии искусства. ХХ в.: философское осмысление проблем искусства.

3.

Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства

Проблема классификации искусства в истории философско-эстетической мысли. Искусство как особая форма «сборки» для человека (классический этап – собирание как восстановление и сохранение целостности внутреннего мира человека, постнеклассический – собирание как её конструирование).


4.

Проблема определения искусства

Искусство и ремесло. Определение специфических черт искусства: подражание, чистая форма, выразительность, эстетическое переживание и т.д. Многофункциональное определение искусства. Классическое и неклассическое понимание искусства. Актуализация вопроса об определении искусства в XX веке.


5.

Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема

Искусство в контексте идей современной философии. Феноменологическая, герменевтическая и постструктуралистская интерпретации. Основные герменевтические круги интерпретаций. Деятельностно-коммуникативная и интертекстуальная природа. Искусство как смысловое и семиотическое образование, как текст. Искусство в свете постструктуралистской идеи деконструкции.


6.

Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация

Научное и художественное мышление. Понятие – единица научного мышления. Художественный образ – единица художественного мышления. Воображение как основа художественного мышления. Символическая природа художественного образа. Условность и правдоподобие художественного знака. Содержательность и неисчерпаемость как сущностный признак художественности образа. Проблема формы и содержания искусства.

Сущность и содержание художественной деятельности. Материал и продукт художественной деятельности. Авторское отношение, его

эстетический опыт, идейный фон эпохи и т.п. как материал художественной деятельности.








Разные типы материала. Вопрос о продукте и результате художественной деятельности. Мастерство автора: техника и вдохновение. Понятия, описывающие искусство как деятельность: художественный метод, стиль, канон, школа, направление и т.п.

Процесс художественной деятельности как творчество. Творчество как усилие выхода из заданностей: культурных, исторических, социальных. Два полюса творческого состояния сознания художника – абсурд (хаос) и эстетическая завершенность. Художественное творчество как игра внутри пространства, заданного этими полюсами-пределами. Человек в творческом состоянии сам есть процесс. Продукты, результаты, эффекты художественного творчества.




7.

Современное искусство. Проблема философского осмысления

Художественная коммуникация как структура и базовый процесс мира искусства. Принципиальная «открытость» художественного образа как возможность и необходимость художественной коммуникации. Структура художественной коммуникации. «Ось» автор – воспринимающий. Авторская позиция. Художественно-коммуникативные приемы в замысле и воплощении образа. Проблема художественного восприятия. Восприятие как обретение собственных ценностей. Переживание как творческая деятельность художественного восприятия.


Лекции

п/п

Раздел дисциплины

Лекционные занятия

Трудоемкость (час.)






Введение. Философия искусства, ее предмет и значение

Проблемы сущности и существования искусства, искусство в его отношении к человеку и миру в целом как предмет философского анализа. Проблемно-тематическое поле философии искусства.


2



Этапы философского осмысления искусства в истории культуры

Постановка темы искусства в античной философии. Развитие темы искусства в Средние века. Эпоха Возрождения: начало становления классического понимания искусства. Рационализм философского осмысления искусства в классицизме. Философия искусства Просвещения.


6






Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства


Проблема классификации искусства в истории философско-эстетической мысли.

2






Проблема определения искусства

Искусство и ремесло. Определение специфических черт искусства: подражание, чистая форма, выразительность, эстетическое переживание и т.д. Многофункциональное определение искусства.


2






Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема

Искусство в контексте идей современной философии. Феноменологическая, герменевтическая и постструктуралистская интерпретации. Основные герменевтические круги интерпретаций.


2

6.

Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация

Научное и художественное мышление.

Понятие – единица научного мышления. Художественный образ – единица художественного мышления. Воображение как основа художественного мышления. Символическая природа художественного образа. Условность и правдоподобие художественного знака. Содержательность и неисчерпаемость как сущностный признак художественности образа. Проблема формы и содержания искусства.

Сущность и содержание художественной деятельности. Материал и продукт художественной деятельности. Авторское отношение, его эстетический опыт, идейный фон эпохи и т.п. как материал художественной деятельности. Разные типы материала. Вопрос о продукте и результате художественной

деятельности.



Мастерство автора: техника и вдохновение. Понятия, описывающие искусство как деятельность: художественный метод, стиль, канон, школа, направление и т.п.



2

7.

Современное искусство. Проблема философского осмысления



Художественная коммуникация как структура и базовый процесс мира искусства. Принципиальная «открытость» художественного образа как возможность и необходимость художественной коммуникации. Структура художественной коммуникации. «Ось» автор – воспринимающий. Авторская позиция.


2

ВСЕГО

18

Семинарские занятия

п/п

Раздел дисциплины

Семинарские занятия

Трудоемкость (час.)



Введение. Философия искусства, ее предмет и значение.

Методы философского осмысления искусства. Место и роль философии искусства в культуре, деятельности художника и жизни общества. Актуальность философии искусства в современную эпоху.


2



Этапы философского осмысления искусства в истории культуры.

Немецкая классическая философия искусства. Философия искусства романтизма. Начало неклассической философии искусства. ХХ в.: философское осмысление проблем искусства.


6






Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства.

Искусство как особая форма «сборки» для человека (классический этап – собирание как восстановление и сохранение целостности внутреннего мира человека, постнеклассический – собирание как её конструирование).


2



Проблема определения искусства.

Классическое и неклассическое понимание искусства. Актуализация вопроса об определении искусства в XX веке.


2



Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема.

Деятельностно-коммуникативная и интертекстуальная природа. Искусство как смысловое и семиотическое образование, как текст. Искусство в свете постструктуралистской идеи деконструкции.


2



Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация.

Процесс художественной деятельности как творчество. Творчество как усилие выхода из заданностей: культурных, исторических, социальных. Два полюса творческого состояния сознания художника – абсурд (хаос) и эстетическая завершенность. Художественное творчество как игра внутри пространства, заданного этими полюсами-пределами. Человек в творческом состоянии сам есть процесс. Продукты, результаты, эффекты художественного творчества.


2



Современное искусство. Проблема философского осмысления.

Художественно-коммуникативные приемы в замысле и воплощении образа. Проблема художественного восприятия. Восприятие как обретение собственных ценностей. Переживание как творческая деятельность художественного восприятия.

2

ВСЕГО

18

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Подготовка конспектов по темам курса с использованием учебников, хрестоматий, дополнительной литературы (к каждому семинарскому занятию).

Подготовка сообщений с использованием дополнительной литературы по темам курса (не менее одного сообщения на каждого студента).


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

1. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи ; пер. с итал. К. М. Долгова. – М.: Искусство, 1989. – 383 c.

2. Басин, С. В. Семантическая философия искусства / С. В. Басин. – М.: РАН, Ин-т философии, 1998. – 400 с.

3. Борев, Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. – М.: Высшая школа, 1988. – 485 с.

4. Бычков, В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Гардарики, 2008. – 556 с.

5. Бычков, В. В. Эстетический лик бытия. Умозрения П. Флоренского / В.В. Бычков. – М.: Знание, 1990. – 527 с.

6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; под общ. ред. В. В. Иванова. – М.: Искусство, 1986. – 572 с.

7. Гачев, Г. Творчество, жизнь, искусство / Г. Гачев. – М.: Детская литература, 1980. – 267 с.

8. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Искусство, 1968. – Т.1. – 312 с.

9. Гёте, И. В. Собрание сочинений в 10 т. / И. В. Гёте. – М.: Художественная литература, 1980. – Т. 10. – 508 с.

10. Гроссе, Э. Происхождение искусства / Э. Гроссе. – М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1999. – 298 с.

11. Гулыга, А. В. Философия искусства Шеллинга / А. В. Гулыга // Вопросы философии. – 1983. – № 7. – С. 116 – 125.

12. Гуренко, Е. Г. Эстетика: учебный курс / Е. Г. Гуренко. – Новосибирск: МК РФ; Новосибирская государственная консерватория, 2000. – 256 с.

13. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) / Е. Г. Гуренко. – Новосибирск: Наука, 1982. – 256 с.

14. Еремеев, А. Ф. Границы искусства / А. Ф. Еремеев. – М.: Искусство, 1987. – 317 с.

15. Еремеев, А. Ф. Происхождение искусства / А. Ф. Еремеев. – М.: Искусство, 1970. – 272 c.

16. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. – 425 с.

17. Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М. С. Каган. – Л.: Наука, 1987. – 500 c.

18. Кандинский, В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т. / В. В. Кандинский. – М.: Гилея, 2008. – Т. 1. – 428 с.; Т. 2. – 445 с.

19. Казин, А. А. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции / А. А. Казин ; под общ. ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Алетейя: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – 678 с.

20. Коллингвуд, Р. Дж. Принципы искусства / Р.Дж. Коллингвуд. – М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1999. – 325 с.

21. Кроче, Б. Эстетика как наука о выражении и как всеобщая лингвистика / Б. Кроче. – М.: INTRADA, 2000. – 160 с.

22. Куренкова, Р. А. Эстетика: учебное пособие / Р. А. Куренкова. – М.: ВЛА-ДОС-Пресс, 2003. – 366 с.

23. Лившиц, М. А. Искусство и современный мир / М. А. Лившиц. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 304 с.

25. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. – М.: Наука, 1992. – 236 с.

26. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.

27. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство – СПб, 2005. – 704 с.

28. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 216 с.

29. Маритен, Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии / Ж. Маритен. – М.: РОССПЭН, 2004. – 397 с.

30. Тэн, И. А. Философия искусства: об идеале в искусстве. Италия. Нидерланды. Греция. / И. А. Тэн; вступ. ст. П. С. Гуревича. – М.: Республика, 1996. – 478 с.

31. Флоренский, П. А. Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. – М.: Изобразительное искусство: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского, 1996. – 360 с.

32. Флоренский, П. А. Сочинения: в 4 т. / П. А. Флоренский. – М.: Мысль, 1994. – Т. 1. – 797 с.

33. Флоренский, П. А. Сочинения: в 4 т. / П. А. Флоренский. – М.: Мысль, 1998. – Т. 4. – 621 с.

34. Фридрих Шеллинг: pro et contra. Творчество Фридриха Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / сост. В. Ф. Пустарнакова. – СПб.: РГХИ, 2001. – 685 с.

35. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 458 с.

36. Шеллинг, В. Ф. Й. Сочинения: в 2 т. / В. Ф. Й. Шеллинг; пер. с нем. – М.: Мысль, 1989. – Т. 1. – 637 с.

37. Шеллинг, В. Ф. Й. Философия искусства / В. Ф. Й. Шеллинг ; под общ. ред. М. Д. Овсянникова. – М.: Мысль, 1999. – 607 с.

38. Шкловский, В. Б. Искусство как приём. О теории прозы / В.Б. Шкловский.  – М.: Советский писатель, 1983. – 383 с.

39. Эстетика: учебное пособие / под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2002. – 236 с.

41. Яковлев, Е. Г. Проблема художественного творчества / Е. Г. Яковлев. – М.: Высшая школа, 1972. – 71 с.


Дополнительная литература
1. Абуладзе, Г. Философская сущность музыкального искусства / Г. Абуладзе. – Баку: Ишит, 1985. – 203 с.

2. Андреев, А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория / А. Л. Андреев. – М.: Знание, 1981. – 255 с.

3. Аникст, А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса / А. А. Аникст. – М.: Наука, 1983. – 390 с.

4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Архитектура, 2007. – 391 с.

5. Асафьев, Б. В. О музыке XX века / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1982. – 199 с.

6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 243 с.

7. Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Универс, 1994. – 488 с.

8. Барт, Р. Удовольствие от текста / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Универс, 1994. – 488 с.

9. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. – М.: Искусство, 1990. – 413 с.

10. Белый, А. Символизм как миропонимание: сборник / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – 525 с.

11. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости / В. Беньямин. – М.: Медиум, 1996. – 239 с.

12. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н. А. Бердяев; ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская – М.: Флинта, 1999. – 310 с.

13. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989. – 607 с.

14. Бибихин, В. В. Символ и другое / В. В. Бибихин // Начала. – 1994. – №1. – С. 177 – 190.

15. Бибихин, В. В. Узнай себя / В. В. Бибихин. – СПб.: Наука, 1998. – 584 с.

16. Бибихин, В. В. Язык философии  / В. В. Бибихин. – СПб.: Наука, 2007. – 389 с.

17. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла: сборник эссе / Жан Бодрийяр; пер. с фр. Л. Любарской и Е. Марковской. – М.: Добросвет, 2010. – 257 с.

18. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. – М.: Добросвет, 2004. – 468 с.

19. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. – М.: Добросвет, 2000. – 389 с.

20. Бэкон, Фр. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) / Фр. Бэкон; общ. ред. А. Л. Субботина // Сочинения в 2 т. – М.: Мысль, 1977. – Т.2. – 358 с.

21. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов. – Л.: Художник РСФСР, 1983. – 233 с.

22. Васильева, А. В. Лотман Ю. М. / А. В. Васильева. – М.; Ростов н/Д: Март, 2005. – 141 с.

23. Волкова, Е. В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю. М. Лотмана / Е. В. Волкова // Вопросы философии. – 2002. – № 11. – С. 149–164.

24. Гадамер, Г-.Г. Истина и метод : основы философской герменевтики / Г.- Г. Гадамер ; пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. М. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988.– 699 с.

25. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер; пер. с нем. – М.: Искусство, 1991. – 368 с.

26. Гомбрих, Э. Символические образы / Э. Гомбрих // Вопросы философии. – 2001. – № 7. – С. 139–148.

27. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. – М.: Академический Проект, 2009. – 489 с.

28. Гуссерль, Э. Идея феноменологии: пять лекций / Э.  Гуссерль; пер. с нем. Н. А. Артеменко. – СПб.: Гуманитарная акад., 2006. – 219 с.

29. Гуссерль, Э. Избранные работы / Э.  Гуссерль; сост. В. В. Анашвили и др; сост. т. В. А. Куренной. – М.: Территория будущего, 2005. – 458 с.

30. Деррида, Ж. Голос и феномен: и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида. – СПб.: Алетейя, 1999. – 208 с.

31. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Письмо и различие. – М.: Академический Проект, 2000. –  С. 445 – 466.

32. Жан-Поль Приготовительная школа эстетики / Жан-Поль; пер. с нем.; сост. А. В. Михайлов. – М.: Искусство, 1981. – 448 с.

33. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант; пер. с нем. – М.: Искусство, 1994. – 365 с.

34. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. – М., СПб.: Университетская книга, 2002. – 279 с.

35. Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар // Ad Marginem – 93. – М.: Издательство Ad Marginem, 1994. – 231 с.

36. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А. Ф. Лосев; сост. А. А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1998. – 623 с.

37. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 123 с.

38. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство , 2000. – 704 с.

39. Лотман, Ю. М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1987. – С. 10 – 21.

40. Малевич, К. Черный квадрат / К. Малевич. – СПб.: Азбука классика, 2008. – 574 с.

41. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 346 с.

42. Махлина, С. Т. Знак художественный / С. Т. Махлина // Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник в 2 книгах. – СПб.: Композитор – СПб., 2003. – Кн. 1. – С. 97–100.

43. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. – М.: Искусство, 1992. – 428 с.

44. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – С. 37 – 89.

45. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет; сост. В. Е. Багно. – М.: Искусство, 1991. – 154 с.

46. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства; бесхребетная Испания / Хосе Ортега-и-Гассет; пер. с исп. С.Л. Воробьевой, А.Б. Матвеева. – М.: АСТ, 2008. – 214 с.

47. Почепцов, Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года / Г. Г. Почепцов. – М: Лабиринт, 1998. – 336 с.

48. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. – 352 с.

49. Почепцов, Г. Г. Русская семиотика / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2001. – 768 с.

50. Почепцов, Г. Г. Семиотика / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2002. – 432 с.

51. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций / П. Рикёр; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. – М.: Академический проект, 2008. – 695 с.

52. Руссо, Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании / Ж.-Ж. Руссо // Избранные произведения в 3 т. – М.: Художественная литература, 1961. – Т. 1. – 768 с.

53. Свасьян, К. А. Проблема символа в современной философии: Критика и анализ / К. А. Свасьян. – Ереван: Издательство АН АрмССР, 1980. – 226 c.

54. Сапего, И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы / И. Г. Сапего. – М.: Советский художник, 1984. – 302 с.

55. Соловьев, В. С. Сочинения: в 2 т / В. С. Соловьев ; общ. ред. и сост. А. В. Гулыга, А. Ф. Лосев. – М.: Мысль. 1990. – Т. 2. – 822 с.

56. Соловьев, В. С. Философское начало цельного знания / В. С. Соловьев. – Минск: Харвест, 1999. – 911 с.

57. Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. – М.: Музыка, 1970. – 192 с.

58. Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. – М.: Искусство, 1985. – 298 с.

59. Тодоров, Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 383 с.

60. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифонеэтического / В.Н. Топоров. – М.: Прогресс - Культура, 1995. – 624 с.

61. Уваров, Л. В. Символизация в познании / Л. В. Уваров. – М.: Наука и техника, 1971. – 128 с.

62. Успенский, Б. А. Семиотика искусства: Поэтика композиции; семиотика иконы; статьи об искусстве / Б. А. Успенский. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 360 с.

63. Флиер, А. Я. Образование и культурная компетентность личности / А. Я. Флиер // Наука о культуре: итоги и перспективы. – М.: РГБ Информкультура, 1999. – Вып.2. – С. 4–27.

64. Флиер, А.Я. Артефакт культурный / А.Я. Флиер // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. – СПб.: Университетская книга, 1998. – Т.1. – С. 34–35.

65. Флиер, А.Я. Форма культурная / А.Я. Флиер // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. – СПб.: Университетская книга, 1998. – Т.2. – С. 307–308.

66. Фохт, Б.А. Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э. Кассирера / Б.А. Фохт // Вопросы философии. – 1998. – № 9. – С. 150 – 174.

67. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер; вступ. ст. А. П. Дубнова. –Новосибирск: Наука, 1993. – 584 с.

68. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко; перевод А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник; ред. М. Г. Ермакова. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с.

69. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко; перев. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. – СПб.: Симпозиум, 2005. – 502 с.

70. Эко, У. Открытое произведение / У. Эко; пер. с итал. А. П. Шубелеева. – СПб.: Симпозиум, 2006. – 408 с.

71. Эстетика Гегеля и современность: сборник статей / отв. ред. М. Лившиц. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 254 с.
Список справочных изданий
1. Бачинин, В. А. Эстетика: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 285 с.

2. Борев, Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов / Ю. Б. Борев. – М.: Астрель: ACT, 2003. – 574 с.

3. Русская философия: малый энциклопедический словарь – М.: Наука, 1995. – 624 с.

4. Современная западная философия: словарь / сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М.: Политиздат, 1998. – 414 с.

5. Современная философия: словарь и хрестоматия / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 511 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др.– М.: ИНФРА-М, 2001. – 574 с



7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для лекционных и семинарских занятий: мультимедийный проектор.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционные занятия должны проводиться с использованием слайдов презентаций и мультимедийного проектора.

Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов должны проводиться с использованием комплектов заданий, выданных на лекционных занятиях преподавателем для студентов.

Текущая и промежуточная аттестация должны проводиться в форме теста без использования компьютерной системы тестирования

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предмет, цель и задачи дисциплины..………………..…………….……………........3

Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………..…………...….3

Объем дисциплины и виды учебной работы...…………..…………………..…...…..4

Содержание дисциплины…………...……………………………………………...….4

Разделы дисциплины и виды занятий……………….………………………….…….4

Содержание разделов дисциплины……………………………………………….…..5

Лекции..…………………………………………………………………..…………….8

Семинарские занятия..…………………………………………………………..........10

Самостоятельная работа студентов………………………………………….…..…..11

Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины....………………………………………………………….12

Материально-техническое

обеспечение дисциплины..…………………………………………….……………..18

Методические рекомендации по организации



изучения дисциплины..……………………………………..…………………….......18


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал