Гбоу гимназия №1570 оценка функциональной подготовленности учащихся старшего школьного возраста



Скачать 158.89 Kb.
Дата25.10.2016
Размер158.89 Kb.
ТипРеферат



СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1570

(ГБОУ гимназия № 1570)

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Работу выполнили

Ученики 10,,А” класса:

Скрябин Игорь Олегович

Грицков Игорь Олегович

Руководитель:

Поляков Дмитрий Васильевич
Москва 2014 год
Содержание.

Введение_____________________________________________ стр. 3

Глава 1

______Предисловие____________________________________стр. 6



______,,Ортостатическая проба”__________________________стр.7

______,,Гарвардский степ тест”___________________________стр.7

______,,Проба Летунова”________________________________стр.8

______Вывод__________________________________________стр.10

Глава 2

______Организация исследования________________________стр. 11

______Результаты исследования__________________________стр.11

Заключение____________________________________________стр. 15

Список литературы______________________________________стр.16

Приложение____________________________________________стр.17



Введение.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека [7].
Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.
В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца [1,2].
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль [4,6].

Ускоренное развитие учебного процесса в образовательных учреждениях, связанная с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной информации, приводит к значительному нервно-психическому напряжению и утомлению учащихся, служат причинами ухудшения состояния здоровья и как следствие ведет к понижению учебной активности.

В результате наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физическому воспитанию и итогами ее практического результата.

Мы считаем, что одним из путей решения возникающей проблемы является определение функциональной подготовленности организма и профилактика переутомления на основе полученных данных [3,4,5].

Существует разница между понятиями: физической подготовленностью и функциональной подготовленностью .



Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для выполнения спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется степенью развития основных физических качеств: силы, выносливости и быстроты.

Функциональная подготовленность – это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической и психологической подготовки.

Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющего без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.

Согласно нашим сложившимся представлениям мы можем сказать, что функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических резервов организма, достигнутых в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешней среды .

Функциональная подготовленность оценивается как высокая, средняя или низкая по уровню физиологических резервов и экономического их использования [1,2,6].



Проблема:

На уроках физической культуры существуют тесты для оценки физических качеств, но нет тестов для определения уровня функциональной подготовленности учеников.



Актуальность исследования заключается в том, что сделана попытка, позволяющая решить задачу определения уровня функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры с помощью тестов, что является актуальным как с теоретической, так и с практической стороны.

Методы исследования:

1)Теоретический анализ научно-методической литературы.

2)Контрольно-педагогические испытания (тесты).

3)Методы математической статистики.



Цель проекта:

Выбрать из множества существующих тестов для анализа функциональной подготовленности тест, наиболее информативный и доступный для массового применения его на уроках физической культуры.



Задачи проекта:

1)Найти и изучить информацию о тестах для оценки функциональной подготовленности учащихся.

2)Отобрать тесты наиболее информативные и наиболее полно характеризующие функциональную подготовленность.

3)Экспериментально опробовать выбранные тесты.

4)Обработать полученные данные и выбрать тесты наиболее подходящие для применения на уроках физической культуры.

Глава 1

Состояние вопроса.

В современной практике используется множество тестов для определения функциональной подготовленности человека. Изучив литературу, мы смогли найти несколько тестов с помощью которых можно узнать о функциональной подготовленности организма. В книгах описывается ряд проб (экспериментов) при помощи которых мы сможем достичь нашей цели, а так же приведены данные и критерии оценки, сравнив которые с результатами проведенных тестов мы сможем судить о функциональной подготовленности организма.

Виды тестов:

1)ортостатическая проба.

2)гормональная цитодиагностика.

3) медикаментозная проба.

4) гарвардский степ тест.

5)проба Летунова.



6) тредмил-тест.

В процессе проб, испытуемые будут выполнять физическую работу. При выполнении физических упражнений, у подопытных будет учащаться ЧСС и увеличиваться артериальное давление. Разницы между ЧСС и артериальном давлением перед, между и после нагрузок и будет нашей отправной точкой в определении функциональной подготовленности учащихся.



Из всего многообразия тестов мы выбрали три, наиболее отвечающих нашим требованиям. Наши критерии для выбора: валидность, доступность, информативность. По этим требованиям подходят тесты №1,4,5 их мы и возьмем на рассмотрение.
Ортостатическая проба.

Суть этой пробы заключается в анализе изменений частоты сердечных сокращений и артериального давления в ответ организма на переход тела из горизонтального положения в вертикальное. Один из вариантов ее проведения – это определение частоту пульса и давление лежа, затем (не снимая манжетки тонометра, но выпуская из нее воздух) в положении стоя определить чсс после первой и третьей минуты, а АД после третьей и пятой.

По разнице между частотой пульса, АД лежа и стоя судим о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела.
1)Среднее учащение не более 11 ударов и повышения давления говорит о хорошей тренированности (хорошая)

2)Среднее учащение на 12-18 ударов и незначительное повышение или отсутствие повышения давления показывает здоровый, но не тренированный человек (удовлетворительная)

3)Среднее учащение на 19 ударов и более, и снижение давления свидетельствует либо о полном отсутствии физической тренированности, говорить либо о переутомлении, либо о заболевании сердечно-сосудистой системы. (неудовлетворительная)

Гарвардский степ тест.

По названию пробы можно догадаться, что физической нагрузкой в ней будет шаги.

Для теста берется степ-платформа высотой 50 см для мужчин, 45 для женщин и столько же для подростков. В течении пяти минут испытуемый должен шагать на платформу с правой ноги, подставляя к ней левую и перенося вес тела на платформу и с правой же спускаться. Частота шагов должна быть 4 шага в секунду. По окончанию пяти минут замеряется ЧСС после второй, третьей и четвертой минутой отдыха.

Далее вычисляется ИГСТ (индекс гарвардского степ теста) по упрощенной формуле:



i:\проект\игст.png

Где значения f1, f2, f3 будут данные измерения пульса за вторую третью и четвертой минутой отдыха, а Т – время выполнения теста в секундах.

По ИГСТ мы и узнаем функциональную подготовленность учеников.

i:\проект\игст2.png

Проба Летунова.

В этой пробе будет важно не только разница между ЧСС и АД во после и до нагрузок, но и скорость их послерабочего восстановления.

У испытуемого в состоянии покоя, после пяти минут пребывания в положении сидя в расслабленном состоянии, измеряют (до получения стабильных цифр) показатели ЧСС и АД , полученные при этом значении принимают за 100%. Затем испытуемый выполняет три стандартные нагрузки не снимая манжеты тонометра.

1) 20 приседаний за 30 секунд.

2)В течении 15 секунд бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра

3)В течении 3-х минут бег на месте в темпе 180 шагов в минуту (3 шага в секунду)

Интервал отдыха между первой и второй нагрузками три минуты. Между второй и третьей нагрузкой – четыре минуты. Фиксированное время восстановления после третьей нагрузки – пять минут. В указанные

промежутки времени ежеминутно у обследуемого в состоянии сидя определяют ЧСС (первые 10 секунд с каждой минуты) и ИД (с 15 по 45 секунд с каждой минуты).



Результаты пробы Летунова оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо тренированных людей наблюдается особый тип реакции на пробу, который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса (но не более 140 уд/мин), повышение максимального АД (160-180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50-60 мм рт. ст.). Важным критерием такой реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наблюдаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной тренированности человека.
Гипертонический тип реакции характеризуется резким повышением максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при переутомлении, перетренированности, а также при предгипертонических состояниях.
Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода изменение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД замедлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное 
АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.
Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД. Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повышается на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего

наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об

ухудшении функционального состояния организма и служит показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.

Вывод.

На основании анализа научно-методической литературы были выбраны наиболее подходящие под наши задачи тесты, которые можно с легкостью проводить на уроке физической культуры во время урока. Осталось провести их и выбрать один тест наиболее отвечающий нашим требованиям (доступность, простота, информативность).

Глава 2
Организация исследования.

Исследование проводилось (сентябрь 2013 – январь 2014) на базе ГБОУ гимназии №1570 г. Москвы и состояло из трех этапов.

На первом этапе изучалось и анализировалось научно-методическая литература по проведению тестирования функциональной подготовленности, а так же по вопросам организации проведения учебных занятий по физическому воспитанию в школе.

Выбрана тема, определены цель, задачи и методы исследования.

Завершением первого этапа исследования было определение информативных тестов для оценки функциональной подготовленности учащихся.

На втором этапе было проведено тестирование функциональной подготовленности школьников, уточнены задачи исследования.

На третьем этапе анализировались и обобщались полученные материалы. Позволившие отобрать наиболее подходящие тесты для дальнейшего их использования на уроках физического воспитания.

Сделаны выводы по результатам эксперимента, разработаны практические рекомендации, происходило оформление исследовательской работы.

Ниже мы рассмотрим результаты которые были получены в ходе проведения тестов.
Тест 1 ,,Ортостатическая проба”

Результаты первой пробы

(см. приложение №1).

Для выяснения функциональной подготовки рассчитывается разница между средней ЧСС в положении стоя с ЧСС в спокойном состоянии

(то есть выясним на сколько участилось ЧСС).

Первый испытуемый: (86+96):2-70=21

Второй испытуемый: (82+100):2-73=18

Полученные числа мы наносим на график (см. приложение №2), где:

1)до 5 – хорошее состояние (красный цвет)

2)от 6 до 10 – удовлетворительное состояние

(оранжевый цвет)

3)от 11 до 15 – неудовлетворительное состояние

(желтый цвет)

4)более 16 – свидетельствует о переутомлении или

заболевании сердечно-сосудистой системы.

После чего мы сравниваем среднее АД в положении стоя с АД в спокойном состоянии:

Первый испытуемый: (115+115):2-120=-5 – АД понижается

Второй испытуемый: (112+118):2-120= -5 – АД понижается

Результат:

Результаты первого испытуемого по приведенным в первой главе критериям говорит нам, что функциональная подготовленность этого человека неудовлетворительная

Чсс: (86+96)\2-70=21 =>учащение на 21 удар

Ад: (115+115)\2-120=-5 =>давление понижается

Результаты второго испытуемого так же показывают неудовлетворительный результат.

Чсс: (79+93)\2-73=13 =>учащение на 13 ударов

Ад: (112+118)\2-120=-5 =>давление понижается

Для проведения этого теста требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.



Тест 2 ,,Гарвардский степ тест”

Результаты второй пробы (см. приложение №3).

Полученные данные обрабатываются по изложенному в первой главе методу. Обработав их, выстраивается график (см. приложение №4), где критерии оценки приставлены в первом столбце так:


  1. Более 90 – отличная подготовка

  2. От 80 до 89 – хорошая подготовка

  3. От 65 до 79 – средняя подготовка

  4. От 55 до 64 – подготовка ниже средней

  5. Менее 55 – слабая подготовка

При проведении теста испытуемые показали следующие результаты:

Первый испытуемый 60*5*100\(72+70+68)*5.5=26

оценка - неудовлетворительная.

Второй испытуемый 60*5*100\(80+75+68)*5.5=25

оценка - неудовлетворительная.

Для проведение этой пробы нам понадобился только секундомер и гимнастическая скамейка высотой 50 см. В связи с этим данный тест отлично подходит для массового применения на уроках физической культуры, т.к. не требует сложного и дорогостоящего оборудования и специальных знаний. Кроме этого, тест можно применять с большим количеством участников одновременно. Все условия проведения этого эксперимента отвечают нашим требованиям.

Тест 3 ,,Проба Летунова”

Результаты третьей пробы (см. приложение №5).

Полученные результаты по ЧСС мы можем нанести на график (№6)

На графике можно проследить путь ЧСС до полного восстановления.

Пронаблюдав график восстановления ЧСС и проследив за восстановлением АД, мы можем сделать вывод, что организмы обоих испытуемых имеют гипертонический тип реакции на физические нагрузки, что говорит об высоком уровне переутомления испытуемых.

Тест обладает хорошей валидностью, но для его проведения требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Заключение.
Проведя все три пробы, мы выбрали одну наиболее подходящую под наши требования, которую можно проводить в учебном порядке в школе на уроке физической культуры. Наш выбор пал на Гарвардский степ тест. Эта проба не требует специальных знаний в какой-либо области, дорогого, сложного и труднодоступного оборудования, а так же может применяться с большим количеством участников одновременно.

Практическое значение исследования заключается в том, что тест может быть использован для определения функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры. Мы считаем, что наша работа достигла поставленной цели – мы нашли тест, довольно точно показывающий уровень функциональной подготовки, не требующий дорогостоящего оборудования и пригодный для проведения на уроках физической культуры.

 

Список литературы.

1),,Физиология человека” А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб 2008 г.

2),,Физиология сердечно-сосудистой системы” Д.Хорман, Л.Хеллер

3),,Анатомия и физиология человека” учебное пособие. Издание 2-е

4),,Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни” Т.П.Виноградов 2006 г.

5),,Технология кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов”А.Д.Скрипко РГУФК 2004 г.

6),,Атлетическая гимнастика для старших школьников и студентов: методические рекомендации для студентов”Ю.Г.Травин РГАФК 2003 г.

7),,Физическая культура как компонент здорового образа жизни подрастающего поколения”В.С.Коротков Калининград: БалГу 2009 г.



Приложение.

№1

Первый испытуемый



Спокойное состояние

ЧСС

70 ударов\минуту

АД

120\70 мм ртутного столба

В положении стоя

ЧСС 1 минута

86 ударов\минуту

3 минута

96 ударов\минуту

АД 3 минута

115\70 мм ртутного столба

5 минута

115\70 мм ртутного столба

Второй испытуемый

Спокойное состояние

ЧСС

73 ударов\минуту

АД

120\70 мм ртутного столба

В положении стоя

ЧСС 1 минута

82 ударов\минуту

3 минута

100 ударов\минуту

АД 3 минута

112\70 мм ртутного столба

5 минута

118\70 мм ртутного столба

№2


№3




F1

F2

F3

Первый испытуемый

72

70

68

Второй испытуемый

80

75

68

№4

2 – первый испытуемый



3 – второй испытуемый

№5

Первый испытуемый:



В спокойном состоянии 
ЧСС: 108 уд\мин
Давление: 100/80
1-ая нагрузка 
ЧСС: 150 уд\мин, 138 уд\мин, 120 уд\мин
давление:140/90,131/84,122/80.
2-ая нагрузка
ЧСС: 180 уд\мин, 132 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин
давление 140/78,135/78,130/75,120/70
3-тья нагрузка
ЧСС:180 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин,108 уд\мин, 102 уд\мин
давление 165/90,150/85,145/85/,135/80,130/70

Второй испытуемый:

В спокойном состоянии 
ЧСС: 95 уд\мин
Давление: 100/86
1-ая нагрузка 
ЧСС: 145 уд\мин, 140 уд\мин, 126 уд\мин
давление:140/80,131/80,120/80.
2-ая нагрузка
ЧСС: 170 уд\мин, 150 уд\мин, 130 уд\мин, 126 уд\мин
давление 140/80,135/80,130/80,120/80
3-тья нагрузка

ЧСС: 160 уд\мин, 120 уд\мин, 120 уд\мин, 100 уд\мин, 97 уд\мин
давление 170/90,150/90,145/80,125/80,115/80


№6


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал