Государственное научное учреждение Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов



страница1/6
Дата27.10.2016
Размер1.38 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное научное учреждение

Исследовательский центр

проблем качества подготовки

специалистов

Национального исследовательского

технологического университета «МИСиС»

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (УМО)
И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТОВ (НМС)
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ



Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения


основных образовательных программ, реализующих
федеральные государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования

Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева




ОПЫТ ВУЗОВ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ


Сборник примеров

Первая редакция


Москва – 2010




УДК 378

ББК 74.202


Азарова Р.Н., Золотарева Н.М.

Опыт вузов по разработке паспортов компетенций: Сборник примеров. Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. – 60 с.

Сборник входит в число работ серии: «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)».

В настоящем сборнике представлены примеры лучшей практики по разработки паспортов компетенций, освещающие методические подходы к идее паспортизации компетенций ряда отечественных вузов: Национальный исследовательский технологический университет НИТУ «МИСиС», Псковский государственный педагогический университет, Пермский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Институт архитектуры и искусства Южного Федерального университета, Томский политехнический университет.

Методические рекомендации адресованы организаторам проектных работ и профессорско-преподавательским коллективам вузов и призваны оказать методическую помощь при выполнении второго проектного задания тематического семинарского цикла «Проектирование и экспериментальное внедрение компетентностно-ориентированных ООП, реализующих требования ФГОС ВПО», связанного с разработкой паспортов общекультурных и профессиональных компетенций.

Текст представлен в авторской редакции.

УДК 378

ББК 74.202

© Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева, 2010.

© Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов,
Координационный совет
УМО и НМС высшей школы, 2010.





СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

5

1.

Паспорта и программы формирования у студентов вуза обязательных компетенций по направлению подготовки «Педагогическое образование» (на примере Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова.)..................

7

2.

Паспорта и программы формирования у студентов вуза обязательных компетенций по направлению подготовки «Металлургия» (на примере Пермского государственного технологического университета)……………………………………………….

17

3.

Паспорта и программы формирования у студентов вуза обязательных компетенций по направлению подготовки «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры» (на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета)………………

26

4.

Фрагмент паспорта профессиональной компетенции по направлению «Металлургия» (на примере Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»)…...

35

5.

Фрагмент паспортизации компетенций (на примере регионального вуза «Институт архитектуры и искусства Южного федерального университета (ЮФУ): уровни сформированности компетенций……………………………………………………….

38

6.

Опыт методического подхода к паспортизации компетенций Томского политехнического университета (ТПУ)…………….

47


7. Паспорт и программа формирования у студентов вуза общепрофессиональной компетенции по направлению «Билогия» (на примере Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова)……………………………………………………………………..53

ВВЕДЕНИЕ


Студентоцентрированный образовательный процесс в вузе при реализации компетентностного подхода актуализирует разработку идеи паспортизации, важным условием которой являются содержательная характеристика места и значимости конкретной компетенции, уровней и признаков их проявления, а также программа формирования каждой компетенции в образовательном процессе.

В настоящем сборнике представлены примеры лучшей практики по разработки паспортов компетенций, освещающие м е т о д и ч е с к и е п о д х од ы к идее паспортизации компетенций ряда отечественных вузов:



  • Национальный исследовательский технологический университет НИТУ «МИСС»;

  • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

  • Псковский государственный педагогический университет;

  • Пермский государственный технический университет;

  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;

  • Институт архитектуры и искусства Южного Федерального университета;

  • Томский политехнический университет.

При разработке паспортов компетенций ряд вузов использовали в качестве основы модель паспорта и программу формирования компетенций, разработанных Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (далее – Исследовательский центр).

При этом разработчики ООП ВПО в вузах были свободны в выборе конкретной структуры такого докумен­та. Важным было только то, чтобы в нём были ответы на следующие вопросы:



  • каково содержание и сущ­ностные характеристики конкретной компетенции выпускника;

  • как (с помощью какого содержа­ния, образовательных технологий и т.п.) можно её формировать в услови­ях вуза;

  • какие признаки должен продемонстрировать студент в рамках итоговой государственной аттестации, чтобы подтвердить (с помощью каких оценочных средств и технологий) можно оценивать уровень сформированности конкретной компетенции у студентов вуза.

Представленные в сборнике материалы демонстрируют оригинальный подход каждого вуза к интерпретации предложенной Исследовательским центром универсальной модели паспорта компетенций.

Важным результатом апробации макетов паспорта и программы формирования компетенции является утверждение авторов, что разработка таких документов для всех обязательных компетенций выпускника вуза позволит:



  • обоснованно отобрать необходимое содержание образования и сформировать на этой основе со­став учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др.;

  • облегчить раз­работку компетентностно-ориентированного учебного плана;

  • спроектировать со­гласованные компетентностно-ориентированные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др.


1. Паспорта и программы формирования у студентов вуза обязательных компетенций по направлению подготовки «Педагогическое образование» (на примере Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова)

1.1. ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

у студентов профессиональной компетенции ОПКВ-3 «готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО


1. ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИИ

1.1. Место и значимость компетенции ОПКВ-3 в результате образования выпускника вуза.

Данная компетенция является добавленной вузом. Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:



  • сформулированы и требуют решения принципиально новые и сложные задачи в системе среднего образования, в частности, наличие самостоятельности и активности познания со стороны учащегося выступает одним из ключевых показателей успешности образования;

  • требуется готовить учеников к активному процессу познания мира, к жизни в мире, который стремительно меняется;

  • стране, обществу нужны люди, которые умеют осознать и сформулировать новые задачи, умеют их решать.

1.2. Структура компетенции

бакалавр знает

  • основы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

умеет

  • организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;

владеет

    1. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза

Уровни
сформированности компетенции


Основные
признаки уровня


Пороговый уровень

  • знает этапы исследования

  • может разработать исследовательские задания на материале школьного курса математики

  • может организовать локальную исследовательскую или проектную деятельность учащихся

Повышенный уровень

  • имеет опыт организации исследовательской или проектной деятельности школьников

  • может предложить тему и организовать исследование учащегося, подготовить его к участию в научно-практической конференции


2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ



2.1.Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции.

Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделов), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО для формирования компетенции ОПКВ-3: педагогика, психология, методика обучения и воспитания в математическом образовании, курсовые работы по математике, педагогике, психологии, методике обучения и воспитания в математическом образовании, учебно-исследовательская и педагогическая практики.

Базовая структура знаний, необходимая студенту для освоения данной компетенции:

  • методология исследовательской деятельности;

  • специфика учебно-исследовательской деятельности школьников, принципы ее организации, виды исследовательских работ учащихся;

  • сущность проектной деятельности школьников, виды проектов, особенности проектирования в предметной и социальной сферах, алгоритм проектной деятельности, конкретные методы, средства и приемы проектирования;

  • технологии планирования, организации, осуществления и оценивания результатов исследовательской и проектной деятельности учащихся, формы презентации результатов исследовательской и проектной деятельности;

  • теоретические и практические психолого-педагогические знания, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • способы мотивации и включения школьников в исследовательскую и проектную деятельность;

  • современные технологии и средства новых информационных технологий, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • способы организации групповой или коллективной работы школьников, установления контактов и поддержания взаимодействия в процессе исследовательской и проектной деятельности.

2.2. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО

  • Лекции, семинарские и практические занятия

  • Дискуссии, деловые игры, беседы, тренинги

  • Выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе)

  • Решение профессиональных задач

  • Метод проектов (исследовательские, информационные, межпредметные, личностные, групповые и др.), представление результатов

  • Учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы

  • Система заданий, выполняемых на учебно-исследовательских и педагогических практиках

  • Участие в реализации различных проектов во внеаудиторной деятельности

  • Выполнение курсовых и дипломных работ.

2.3. Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО

В формировании компетенции ОПКВ-3 «готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» можно выделить 5 этапов.



Первым этапом (3 семестр) формирования компетенции ОПКВ-3 является изучение дисциплин модулей «Психология» и «Педагогика».

При изучении дисциплин модуля «Психология» (3 семестр) формируется владение



  • способами мотивации и включения школьников в деятельность;

  • способами организации групповой и коллективной работы школьников, установления контактов и поддержания взаимодействия в процессе деятельности.

В ходе изучения дисциплин модуля «Педагогика» (3 семестр) формируются

  • знания особенностей учебно-исследовательской деятельности школьников, принципы ее организации, формы и виды исследовательских работ учащихся;

  • владение систематизированными теоретическими и практическими психолого-педагогическими знаниями для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • знание типов и видов проектов, особенностей проектирования в социальной сфере, алгоритма проектной деятельности, конкретных методов, средств и приемов проектирования.

Вторым этапом (4 семестр) в формировании компетенции ОПКВ-3 является учебно-исследовательская практика, которая предполагает проведение занятий по теме «Практика научно-исследовательской работы» и выполнение студентами учебных исследовательских заданий. В результате прохождения практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:



  • методологию исследовательской деятельности;

  • виды исследовательских работ.

2) Уметь:

  • формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

  • осуществлять поиск информации по теме исследования, используя разные источники и средства;

  • использовать разные способы представления информации, оформлять результаты исследования.

3) Владеть:

  • методологией исследовательской деятельности;

  • различными способами презентации результатов исследования, культурой публичного выступления.

На третьем этапе (5-6 семестры), при выполнении курсовых работ по математике (5 семестр) и по педагогике, психологии, методике обучения математике (6 семестр), студент закрепляет знания и умения, полученные в ходе учебно-исследовательской практики, и приобретает опыт проведения целостного законченного исследования по определенной теме.

На четвертом этапе (6-7 семестры) изучаются дисциплины модуля «Методика обучения и воспитания в математическом образовании», на которых формируются



  • знания технологий планирования, организации и осуществления исследовательской и проектной деятельности учащихся в предметной сфере;

  • умение формулировать цели и задачи ученического исследования или проекта сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

  • умение планировать исследовательскую и проектную деятельность учащихся в области математики;

  • умение оценивать результаты исследовательской, проектной деятельности учащихся;

  • владение современными технологиями и средствами новых информационных технологий, необходимыми для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • различными формами презентации результатов исследовательской и проектной деятельности.

На пятом этапе (7 семестр), при прохождении педагогической практики студент приобретает первичный опыт организации исследовательской или проектной деятельности школьников при обучении предмету или в социальной сфере.

Выделенные этапы формирования компетенции ОПКВ-3 «готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» проиллюстрированы ниже на схеме.



Таким образом, по завершении указанных пяти этапов у студента должна быть сформирована компетенция ОПКВ-3 «готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся».

2.4. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства

Традиционные формы контроля (собеседование на зачете или экзамене, письменные контрольные работы, коллоквиум).

Наблюдение и анализ деятельности студента на практике.

Защита проектов, защита результатов лабораторных и практических работ, защита курсовых и дипломных работ.



2.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза данной компетенции при освоении ООП ВПО

а) литература, посвященная общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:



  • «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.

  • Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. – 110 с.

  • Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

б) литература, посвященная вопросам организации исследовательской деятельности в области математики

  • «Математика в школе». Научно-теоретический и методический журнал.

  • «Математика». Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».

в) Интернет-ресурсы.

  • www. researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся.

  • www. vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.

  • www. Issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

  • www. konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.

Автор: Соловьева И.О., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой математического анализа и методики обучения математике ПГПУ.




1.2. ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

у студентов профессиональной компетенции ПКВ-1 «способен демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять математические знания» при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО

Направление подготовки – Педагогическое образование

Профиль – Математическое образование

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр


1.ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИИ ПКВ-1

1.1Место и значимость компетенции ПКВ-1 в результате образования выпускника вуза.

Компетенция ПКВ-1 «способен демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять математические знания» включена в компетентностную модель выпускника Псковского государственного педагогического университета по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математическое образование») на основе результатов проведенного социологического исследования, посвященного выявлению актуального состава компетенций, с привлечением мнения работодателей, академического персонала, наиболее успешных выпускников прошлых лет. Эта компетенция признана одной из самых важных (так считают 85% опрошенных).

Компетенция ПКВ-1 обусловлена профилем «Математическое образование» и необходима для формирования профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО. В частности, она способствует формированию компетенции «способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1)», которая является одной из центральных профессиональных компетенций выпускника по данному направлению.

1.2Структура компетенции

В актуальной структуре компетенции составляющие выделены в соответствии с подходом, принятым в ФГОС ВПО: знать, уметь, владеть.



Бакалавр должен:

Знать

  • основы математических дисциплин;

Уметь

  • доказывать математические утверждения;

  • решать математические задачи;

Владеть

  • профессиональным языком предметной области знания.

1.3 Планируемые уровни сформированности компетенции


Уровни сформированности компетенции

Структура компетенции

Основные
признаки уровня


Пороговый

уровень
(как обязательный для всех студентов-выпуск­ников вуза по завершении освоения ООП ВПО)

Знает основы математических дисциплин

дает определения основных понятий

воспроизводит основные математические факты, идеи

распознает математические объекты

понимает связи между различными математическими понятиями

имеет представление о математических структурах

имеет представление об основных математических методах (аксиоматический, метод математического моделирования)

Умеет доказывать математические утверждения


применяет основные методы доказательства утверждений (от противного, математической индукции и др.)

умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания

демонстрирует доказательства теорем и объясняет их ход

Умеет решать математические задачи


знает основные методы решения типовых задач и умеет их применять на практике

аргументирует выбор метода решения задачи; составляет план решения задачи

графически иллюстрирует задачу

оценивает достоверность полученного решения задачи

Владеет профессиональным языком предметной области знания

владеет терминологией предметной области знания

способен корректно представить знания в математической форме

владеет разными способами представления математической информации (аналитическим, графическим, символическим, словесным и др.)

интерпретирует знания предметной области

Повышенный уровень

Знает основы математических дисциплин

понимает широту и ограниченность применения математики к исследованию процессов и явлений в природе и обществе

устанавливает связи между математическими идеями, теориями, дисциплинами и т.д.

оценивает математическую корректность различной информации в СМИ, научно-популярной литературе и др.

Умеет доказывать математические утверждения


понимает границы использования математических методов

выделяет главные смысловые аспекты в доказательстве

распознает ошибки в рассуждениях

понимает различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике

Умеет решать математические задачи


применяет методы решения задач в незнакомых ситуациях

разрабатывает математические модели реальных процессов и ситуаций

оценивает различные методы решения задачи и выбирает оптимальный метод

применяет компьютерные математические программы при решении задач

Владеет профессиональным языком предметной области знания

корректно переводит информацию с одного математического языка на другой

критически осмысливает полученные знания

способен проявить математическую компетентность в различных ситуациях (работа в междисциплинарной команде)

способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания


2.ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПКВ-1

Цель программы: помочь преподавателям спроектировать согласованные компетентностно-ориентированные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), сформировать у студентов данную компетенцию при освоении ООП ВПО.

2.1.Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции.

Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделов), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО для формирования компетенции ПКВ-1: вводный курс математики; математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика и практикум по решению задач.

Базовая структура знаний, необходимая студенту для освоения данной компетенции:


№№
п/п


Компоненты
базовой структуры
знаний


Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделы), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО

1

Знание основ математических дисциплин

вводный курс математики; математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика

2

Умение доказывать математические утверждения

математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика

3

Умение решать математические задачи

вводный курс математики; математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика и практикум по решению задач

4

Владение профессиональным языком предметной области знания

вводный курс математики; математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика и практикум по решению задач



2.2 Матрица сопряжения дескрипторов компетенции и учебных дисциплин





Вводный курс математики

Информационные технологии

Компьютерные сети и Интернет

Модуль «Математический анализ»

Элементарная математика

Практикум по решению задач

Модуль «Алгебра и теория чисел»

Модуль «Геометрия»

Математическая логика

Теория алгоритмов

Дискретная математика

Знать


































основы математических дисциплин

Х

 




Х

Х




Х

Х

Х

Х

Х

Уметь


































доказывать математические утверждения;

 

 

 

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

решать математические задачи

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Владеть


































профессиональным языком предметной области знания


Х

 




Х







Х

Х

Х

Х

Х

Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции должно быть описано в рабочих программах дисциплин.


2.3 Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО





Участвующие в формировании данной компетенции циклы, разделы ООП, учебные дисциплины, модули, практики

Курсы / семестры обучения

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1 сем

2 сем

3 сем

4 сем

5 сем

6 сем

7 сем

8 сем

Б2


Математический и естественно­научный цикл



























Базовая часть


























Б2.Б1

Вводный курс математики

Х






















Б2.Б1

Информационные технологии

Х
























Вариативная часть


























Б2.В1

Компьютерные сети и Интернет




Х


















Б3


Профессиональный цикл




























Вариативная часть

























Б3.В1

Модуль «Математический анализ»




Х

Х

Х

Х

Х

Х




Б3.В2

Модуль «Алгебра и теория чисел»

Х

Х

Х

Х

Х










Б3.В3

Модуль «Геометрия»

Х

Х

Х

Х













Б3.В4

Математическая логика










Х













Б3.В5

Теория алгоритмов










Х













Б3.В6

Дискретная математика






















Х

Б3.В7

Теория вероятностей и математическая статистика













Х










Б3.В9

Элементарная математика и ПРМЗ




Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Б.5

Практика и научно-исследовательская работа

























Б5.1

Курсовая работа по математике
















Х







Б5.3

Участие студентов в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

Х

Х




Х




Х




Х

Б5.4

Учебно-исследовательская практика










Х







Х

Х


2.4 Основные пути, методы и технологии формирования компетенции ПКВ-1 у студентов вуза при освоении ООП ВПО

Лекции, практические занятия, семинары (проблемные, проектировочные, дискуссионные, тренинговые, организационно-деятельностные), внеаудиторная самостоятельная работа. Подготовка рефератов, эссе, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Кейс-технологии. Метод проектов. Игровые технологии. Информационные технологии. Решение компетентностно-ориентированных задач. Тестирование. Использование средств электронного обучения (компьютеры, мультимедиа аппаратура), работа в Интернете, методы активного обучения.

2.4 Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства

Компетентностно-ориентированные задания, критериально-ориентированные и адаптивные тесты, понятийно-терминологическая карта, коллоквиумы, зачеты, экзамены, рефераты, эссе, курсовые работы. Комплексный государственный экзамен. Выпускная квалификационная работа.



Авторы: Медведева И.Н., кандидат физико-математических наук, доцент, декан физико-математического факультета ПГПУ, Соловьева И.О, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой математического анализа и методики обучения математике ПГПУ, Мартынюк О.И, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии ПГПУ, Панькова С.В., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики ПГПУ.

2. Паспорта и программы формирования у студентов вуза обязательных

компетенций по направлению подготовки «Металлургия»
(на примере Пермского государственного технологического университета)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский государственный технический университет



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

д-р техн. наук, проф.
______________________ Матушкин Н.Н.

«____» ______________ 20129 г.




ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению 150400 «Металлургия»

Паспорт компетенции





ОК-7



Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий



Разработчики: д.т.н., проф. Ю.Н. Симонов

к.т.н., проф. С.А. Коковякина


Пермь-2009

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ


1. Наименование компетенции:

Индекс
ОК-7

Формулировка:

Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий


2. Компонентный состав компетенции

Перечень компонентов:

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Знает:

-основные понятия принципы и законы экологии;

-основы экологического права, экономики природопользования;

-методы идентификации опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека.

Умеет:

-пользоваться принципами разработки технических решений и технологий в области природоохранной деятельности.

-провести лабораторный эксперимент по оценки качества объектов природной среды;

-оценить степень антропогенного влияния на природную среду и здоровье человека;

-оценить степень риска возникновения опасностей.

Владеет:

-методами оценки экологической обстановки, влияния антропогенной деятельности на природу и здоровье населения, урбанизированных территорий.

-способом выбора оптимальных форм деятельности человека, основанных на знании потенциальных опасностей, средств и методов защиты.



Лекция

Самостоятельная работа

Практические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Семинар


Лабораторные работы

Практические занятия

Самостоятельная работа

Производственная практика

Выполнение ВКР


Тестирование

Реферат


Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям

Зачет


Защита ВКР


3. Содержательная структура компонентов компетенции

N п.п

Части компонентов и компетенции

Дисциплины,

практики

1

ОК-7.Б.2-Д.17

Способен к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности


Б.2-Д.17

Экология

1.1

ОК-7.Б.2-Д.17-з

Знает основные понятия, принципы и законы экологии, экологического права.

1.2

ОК-7.Б.2-Д.17-у

Умеет провести лабораторный эксперимент по оценке качества объектов природной среды (воздух, вода, почва)

1.3

ОК-7.Б.2-Д.17-у

Владеет способами прогнозирования и оценки возможных отрицательных последствий влияния действующих реконструируемых и проектируемых сооружений на окружающую среду и человека

2

ОК-7.Б.3-Д29

Знает основы защиты производственного персонала и населения от последствий аварий катастроф, опасных условий труда и меры по ликвидации их последствий


Б.3-Д.29

Безопасность жизнедеятельности

2.1

ОК-7.Б.3-

Д29-з


Знает методы идентификации опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека

2.2

ОК-7.Б.3-

Д29-у


Умеет оценить риск возникновения опасностей, выбрать конкретные меры защиты человека от воздействия окружающей среды и производственных условий

2.3

ОК-7.Б.3-

Д29-н


Владеет методами расчета вероятности неблагоприятных воздействий окружающей среды и производственной деятельности; методами выбора средств защиты человека на конкретном производстве

3

ОК-7.Б.3-Д.41

Знает основы защиты производственного персонала, населения и окружающей среды от вредных и опасных факторов производственной деятельности металлургических предприятий.


Б.3-Д.41

Экологические проблемы в металлургии


3.1

ОК-7.Б.3-Д.41-з

Знает факторы металлургического производства, вредно и опасно воздействующие на окружающую среду и производственный персонал

3.2

ОК-7.Б.3-Д.41-у

Умеет выделить и распознать вредные факторы деятельности металлургических предприятий; выбрать технологию производства металлических изделий, уменьшающую вредное воздействие на человека и окружающую среду

3.3

ОК-7.Б.3-Д.41-н

Владеет методами решения расчетных задач при обосновании конкретного способа защиты человека от воздействия окружающей производственной среды

4

ОК-7. Б.5 / П.1


Способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности.


Б.5 / П.1-2

Производственная практика

4.1

ОК-7.

Б.5 / П.1-з



Знает существующие законодательные акты и документы, регламентирующие обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий труда

4.2

ОК-7.

Б.5 / П.1-у



Умеет выделить вредные факторы производственной деятельности на конкретном предприятии,


ДЕСКРИПТОРЫ уровней освоения компетенции

Ступени уровней освоения компетенции

Отличительные признаки


Пороговый

Способен к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности Знает производственные факторы, вредно и опасно воздействующие на окружающую среду и производственный персонал.

Понимает последствия воздействия вредных факторов на окружающую среду и производственный персонал.

Умеет выделить вредные факторы производственной деятельности на конкретном предприятии.

Владеет некоторыми основными методами защиты производственного персонала, населения и окружающей среды от вредных и опасных факторов производственной деятельности металлургических предприятий.


Продвинутый

Знает основы экологического права, существующие законодательные акты и документы, регламентирующие обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий труда

Знает основы защиты производственного персонала и населения от последствий аварий катастроф, опасных условий труда и меры по ликвидации их последствий и способен применить их на практике.

Владеет методами расчета вероятности неблагоприятных воздействий окружающей среды и производственной деятельности; методами выбора средств защиты человека на конкретном производстве


Высокий

Знает основы защиты производственного персонала, населения и окружающей среды от вредных и опасных факторов производственной деятельности металлургических предприятий.

Умеет выделить и распознать вредные факторы деятельности металлургических предприятий; выбрать технологию производства металлических изделий, уменьшающую вредное воздействие на человека и окружающую среду

Владеет способами прогнозирования и оценки возможных отрицательных последствий влияния действующих реконструируемых и проектируемых сооружений на окружающую среду и человека




Каталог: images -> docs
docs -> Приказ №39-у/1 от «03» июня 2015г
docs -> Как создать условия для достойного и активного долголетия
docs -> Крупная международная конференция по вопросам старения пройдёт в Гродно Эксперты из семи стран обсудят в Гродно вопросы, связанные с разработкой национальных и региональных планов действий по вопросам старения
docs -> IV. Порядок взаимодействия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи»
docs -> Немецкий первый среди равных!?
docs -> Ранг по отгрузке Отгрузка на душу населения, тыс руб. Ранг по отгрузке на душу населения
docs -> Материалы i-ой Международной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал