Градостроительная реконструкция системы пешеходных прогулочных пространств в центральной исторической части города



Скачать 436.89 Kb.
страница1/3
Дата20.10.2016
Размер436.89 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)




                1. На правах рукописи


ЗАКИРОВА Юлия Александровна


ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА



  1. Специальность 18.00.04 – Градостроительство, планировка

  2. сельских населенных пунктов



  1. А В Т О Р Е Ф Е Р А Т


диссертации на соискание ученой степени

кандидата архитектуры

Москва – 2009 г.

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно - строительный университет» на кафедре Градостроительства и планировки сельских населенных мест




Научный руководитель: Дембич Александр Алексеевич

кандидат архитектуры, заведующий кафедрой Градостроительства и планировки сельских населенных мест КазГАСУ



Официальные оппоненты: Крашенинников Алексей Валентинович

доктор архитектуры, профессор




Высоковский Александр Аркадьевич

кандидат архитектуры




Ведущая организация: ГУП РТ «Головная территориальная проектно-изыскательская, научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект»

Защита состоится «10» декабря 2009 г. в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.124.02 при Московском архитектурном институте (Государственной академии) по адресу: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д.11

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института (Государственной академии).

Автореферат разослан «____»_____________ 2009 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета С.В. Клименко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.

Утром, днем и вечером в будние дни, выходные и праздники большое количество горожан и приезжих в свободное время концентрируются в центральной части города. Здесь сосредоточены исторические, административные, культурные, образовательные, торговые, развлекательные объекты, что предопределяет притягательность исторического центра города, как излюбленного места для прогулок в разнообразной городской среде, источника дополнительных впечатлений и информации. С ростом в общесуточном балансе свободного времени прогулка становится все более важной частью человеческой жизнедеятельности в городе. Прогулочное движение многообразно и требует специально организованных городских пространств.

Наличие пешеходных прогулочных пространств в центральной исторической части города, качество их среды во многом (прямо или косвенно) определяет качество городской жизни, способствует формированию «городского сообщества», возрождению городских традиций, культуры города, повышает рейтинг города, его туристическую привлекательность.

Система общественных пространств для пешеходного прогулочного движения по-своему значению в организации планировочного каркаса исторического центра города равноценна транспортной сети. Организация открытых городских пешеходных пространств, в том числе и прогулочных, это одна из приоритетных сфер современного градостроительства и градостроительной реконструкции, которая может помочь решить транспортные, экологические проблемы центров городов, будет способствовать сохранению и восстановлению целостности градостроительной ткани, приспособлению сложившейся застройки к современным функциям, объединит социальную и коммерческую эффективность городской среды.



В настоящее время контроль над распределением и потреблением городских ресурсов полностью обеспечивается городскими властями. В связи с этим необходима новая методическая и нормативная база для формирования в городах в целом и в историческом центре в частности системы открытых городских пешеходных пространств.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей пешеходных прогулочных пространств1 в центральной исторической части города, и в разработке на этой основе градостроительных рекомендаций по формированию системы ППП.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать исторический опыт формирования, развития и современного состояния ППП.

  2. Составить классификацию ППП, определить особенности их размещения, внутреннюю структуру.

  3. Выявить архитектурно-градостроительные закономерности и приемы формирования системы ППП и установить принципы функционально-пространственной организации системы ППП в центральной исторической части города.

  4. Дать градостроительные рекомендации по формированию ППП в центральной исторической части города в условиях градостроительной реконструкции направляющие деятельность органов муниципального управления.

  5. Разработать механизм по созданию предпосылок к разработке проектов ППП в системе градостроительной документации, а также методических рекомендаций для проектирования ППП и их реализации в условиях становления муниципального управления и рыночной экономики.

Объект исследования – пешеходные прогулочные пространства (ППП) в центральной исторической части города.

Предмет исследования – закономерности, приемы формирования и принципы функционально-пространственной организации ППП в центральной исторической части города в условиях градостроительной реконструкции.

Границы исследования:

  • Пространственные рамки исследования определяются системой публичных пешеходных пространств в центральной исторической части города.

  • Границы работы также устанавливаются особым функциональным процессом, который осуществляется в городском пространстве – процессом прогулки (прогулочного движения).

Теоретическая база исследования основывалась на следующих работах:

  • по вопросам пространственной организации городской среды: К. Александера, К. Линча, В.Л. Глазычева, В.T. Шимко, А.Э. Гутнова, И.Г. Лежавы, А.В. Ефимова;

  • по вопросам изучения и моделирования пространственного поведения человека: М. Березина, А.В. Крашенинникова, М.С. Кагана, В.И. Иовлева, Н.Я. Степаняна, М. Черноушека, Я.В. Косицкого;

  • по восприятию городской среды: Р. Арнхейма, А.А. Барабанова, Е.Л. Беляевой; В.Л. Глазычева, К. Дэя, И.Г. Лежавы, В.М. Розина, В.А. Филина, В.Т. Шимко, И.А. Страутманиса, А.В. Иконникова, Л.П. Холодовой, К. Зитте, 3. Гидеона, Т.Ф. Саваренской, З.Н. Яргиной;

  • по вопросам взаимозависимости (взаимообусловленности) архитектурно-пространственной и социальной среды: А.В. Крашенинникова, В.M. Мельникова, В.Л. Глазычева, Г.И. Иванова, Г.Б. Забельшанского, Р.С. Немова, Н.Н. Нечаева, В.Г. Падерина, И.А. Ситарова, А.В. Степанова;

  • по ландшафтной организации городской среды: Дж. Саймондса, А.П. Вергунова, В.А. Нефедова, Е.М. Микулиной;

  • по современным проблемам градостроительного регулирования и его правовым аспектам: В.Л. Глазычева, А.В. Крашенинникова, А.А. Высоковского, Э.К. Трутнева, Г.Ю. Ветрова, Р.А. Попова, С.В. Ивченко, М.И. Либоракиной, Т.С. Сиваевой и др.

Методика исследования включает проведение комплексного анализа литературных источников, информации о медико-биологических исследованиях по влиянию пеших прогулок на здоровье современного горожанина, социально-экономической информации из генеральных планов ряда российских городов. В исследовании используются методы натурного обследования, изучения картографических, проектных, нормативных, теоретических и исторических материалов, касающихся вопросов архитектурно-градостроительной организации и качеств среды открытых общественных пространств.

На защиту выносятся:

  • архитектурно-градостроительные закономерности формирования и функционирования системы ППП, функционально-пространственные модели ППП (размещения, функциональной и композиционной организации);

  • градостроительные рекомендации по формированию ППП в центральной исторической части города в условиях реконструкции;

  • модель (стратегия) организационно-правовой (градорегулирующей) деятельности по формированию в городе системы ППП в условиях становления муниципального управления и рыночной экономики.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые ППП стали объектом исследования, впервые исследуются особенности именно прогулочного пешеходного движения, а также:

  1. Выявлены архитектурно-градостроительные закономерности, приемы формирования ППП и установлены принципы функционально-пространственной организации системы ППП в центральной исторической части города.

  2. Даны градостроительные рекомендации по формированию ППП в центральной исторической части города в условиях реконструкции.

  3. Раскрыты механизмы решения вопросов функционально-планировочной организации ППП в системе проектной и нормативной градостроительной документации.

  4. Раскрыты градорегулирующие механизмы процесса формирования системы ППП в условиях становления муниципального управления и рыночной экономики, которые должны найти отражение в соответствующих градостроительных документах определенных Градостроительным Кодексом РФ (N190-ФЗ).

Практическое значение полученных результатов работы заключается в том, что на основе проведенного анализа и систематизации материалов по формированию ППП создана развернутая содержательная и методическая база для их реорганизации в центральной исторической части города. В результатах исследования могут быть заинтересованы: научно-исследовательские организации; специалисты в области городского дизайна; образовательные учреждения – в качестве исходной информации в учебном процессе, проектные организации – для выстраивания прикладных моделей развития и преобразования городской среды, разработки градостроительной документации; органы и службы муниципального управления – для улучшения качества городской среды, повышения комфортности общественных городских пространств, использования данных материалов в качестве базовых при разработке специальных муниципальных программ по формированию системы ППП в центральной исторической части города.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Положения диссертационной работы получили отражение



  • в докладах автора на международной научно-методической конференции «Развитие региональных архитектурно-художественных школ в контексте историко-культурных традиций» (Казань – 2005 г.) и на международной научной конференции «Вектор архитектурного образования – рациональный прагматизм или концептуальные фантазии» (Казань – 2006г.);

  • в практическом опыте преподавания и дипломного проектирования на кафедре Градостроительства и ПСНМ архитектурного факультета Казанского государственного архитектурно-строительного университета;

  • в разработке Концепции развития г. Чебоксары (агломерация, город, центр), по заказу Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;

  • в Концепции градостроительного развития приволжских территорий г. Казани, разработанной в рамках участия в Международном проектном семинаре «Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий г. Казани»,

  • в научных публикациях.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из двух томов. Первый том объемом 186 страниц включает введение, три главы, заключение, библиографию. Второй иллюстрированный том содержит приложение и графоаналитические материалы.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается уровень разработанности вопроса, определяются цель и задачи исследования, а также новизна и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Исторические и теоретические предпосылки формирования системы пешеходных прогулочных пространств» состоит из трех разделов:

    1. Историческая эволюция городских пространств для пешеходного движения.

    2. Пешеходные прогулочные пространства как устоявшийся и неотъемлемый элемент городской структуры в современном градостроительстве.

    3. Пешеходное прогулочное движение как фактор организации городских общественных пространств.

Первый раздел работы «Историческая эволюция городских пространств для пешеходного движения» включает исторический анализ городских пространств для пешеходного движения и изучение пешеходных пространств как элемента городской структуры в современном градостроительстве. Исторический анализ показал, что пешеходные пространства сложились естественно, их формирование находилось в тесной зависимости от социально-экономического развития городского сообщества. Рассмотрев исторический опыт развития городов можно отметить, что именно ППП выступали местом большинства общественных мероприятий города, отличались разнообразием развлечений, их избыточностью и дешевизной, чем способствовали объединению различных социальных слоев, групп и культур, предоставляя возможность для самовыражения. Несмотря на рост городов (людность и геометрические размеры), общественные трансформации, техническое развитие, ППП сохранились и остались востребованными в наше время. Однако в современных условиях для полноценного функционирования ППП необходимо целенаправленно проводить градостроительную реконструкцию центральной исторической части города.

Во втором разделе главы «Пешеходные прогулочные пространства как устоявшийся и неотъемлемый элемент городской структуры в современном градостроительстве» раскрывается понятие пешеходных прогулочных пространств, выделяются типы ППП, изучаются их особенности, структура, критерии качества, а также социально-экологические факторы организации системы ППП.

Применяемым в исследовании термином пешеходные прогулочные пространства обозначены открытые (полуоткрытые) общественные (социально-значимые) городские пространства, играющие роль безопасной и комфортной коммуникационной системы, а также предназначенные для общения, времяпрепровождения, отдыха горожан. Система ППП включает в себя пешеходные зоны, пешеходные и пешеходно-транспортные улицы, аллеи, крытые переходы, пешеходные пространства под аркадами и колоннадами, площади, бульвары, скверы, парки, набережные, пассажи, молы.

В Градостроительный кодекс РФ (N190-ФЗ) включено понятие «территорий общего пользования», подчеркивается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п. 12 ст. 1). В неполный (неисчерпывающий) перечень таких территорий включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом термин «общего пользования» в подобном нормативном контексте выявляет аспект правового режима использования земельных участков, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и пользоваться имеющимися на этих участках природными объектами в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами2. Если рассматривать ППП в аспекте правового режима использования территорий, то большинство из них относятся именно к территориям общего пользования, но определенная часть ППП может находиться в частной собственности, оставаясь открытыми для посещений.

В данном исследовании те же территории площадей, улиц, проездов, набережных, скверов, бульваров (территории общего пользования) изучаются с позиции функционального обеспечения пешеходного прогулочного движения.

Систематизировать все многообразие ППП можно по ряду факторов и признаков, характерных для открытых общественных и пешеходных пространств города:



  1. по масштабным уровням;

  2. по форме пространственно-планировочной организации;

  3. по особенностям транспортно-пешеходной дифференциации;

  4. с позиций их визуального восприятия;

  5. по степени социальной доступности;

  6. в зависимости от семантических характеристик;

  7. с позиций их функционального использования.

Опираясь на работы С.Ф. Васильчиковой, Ю.П. Платонова, Г.И. Зосимова, К.И. Сергеева и ряда других архитекторов система ППП в данном исследовании рассматривается как модификация двух основанных морфотипов:

  1. коммуникационные ППП (линейные пространства движения): пешеходные пространства под аркадами и колоннадами, пассажи, молы, пешеходные улицы, аллеи, бульвары;

  2. деятельностные ППП (пространства пребывания): площади, парки, скверы, набережные.

В историческом центре города выделить в «чистом» виде пространства движения и пространства пребывания почти невозможно, они практически слиты, поскольку зачастую выступают в переменной роли – и как пространство движения, и как пространство пребывания.

Пространства общего пользования в городской среде исторического центра города полифункциональны. Критерием отбора пространств для исследования является «прогулка» (прогулочная функция). Очевидно, что в ряде общественных пространств прогулка является доминирующей функцией, а в качестве дополняющих («расширяющих») функций выступают «шопинг», развлечения, социальные контакты, общение с природной средой, культурное просвещение; в других пространствах дополняющие функции доминируют, «ущемляя» пространство для прогулки; а в третьих уже прогулка расширяет функциональные программы «шопинга», развлечения и пр.



В данной работе независимо от того какая функция доминируют на том или ином участке, все общественные пешеходные пространства рассматриваются с позиции обеспечения прогулочного движения. Таким образом, основной функцией исследуемых пространств является прогулка, остальные функции рассматриваются как сопутствующие. Исходя из этого ППП по функциональной специфике можно разделить на:

  • ППП с обеспечением сопутствующей функцией «шопинга» – торгово-пешеходные улицы, пассажи, молы;

  • ППП с обеспечением сопутствующей функцией развлечения – пешеходные прогулочные маршруты, связывающие главные городские площади, парки, театры, музеи, места отдыха, прогулок горожан в выходные дни и в дни массовых городских гуляний, набережные;

  • ППП с обеспечением сопутствующей функцией социальных контактов – пешеходные зоны, маршруты пронизывающие и объединяющие районы жилой застройки, внутриквартальные пешеходные трассы; пешеходные маршруты в структуре общественных и деловых центров; площадки перед магазинами и общественными зданиями;

  • ППП с обеспечением сопутствующей функцией культурного просвещения – туристические прогулочные маршруты в историческом ядре города; прогулочные зоны, включенные в состав локальных исторических комплексов; ППП на территориях музеев-заповедников;

  • ППП с обеспечением сопутствующей функцией рекреации, общения с природной средой – парки, скверы, озелененные бульвары, набережные.

Месторасположение ППП в структуре города накладывает на них еще ряд специфических функциональных характеристик – «функций места». Особенности ППП, расположенных в историческом центре города, определяются следующими «функциями места»:

  1. Исторический центр города является «магнитом» для горожан и туристов – система ППП:

  • с одной стороны выступает как средство распределения пешеходных потоков и как «объект притяжения» для всех социальных слоев и социальных групп,

  • с другой стороны как средство повышения инвестиционной привлекательности территории центра.

  1. В историческом центре сконцентрировано специфическое жилье, почти лишенное дворов – система ППП выступает как компенсатор отсутствия дворовых, рекреационных, досуговых пространств.

  2. В центральной исторической части города необходимо ограничение доступа транспорта – ППП становятся главной коммуникационной системой, обеспечивая внутреннюю связность территории центра и удобство перемещений.

  3. Для центральной исторической части города характерны низкие показатели экологичности городской среды – система благоустроенных ППП в данном случае рассматривается как «зеленые легкие» центра города, компенсатор урбанистической плотности.

  4. В историческом центре города необходимо периодически концентрировать массы горожан для проведения различных мероприятий – система ППП в данном случае обеспечивает территориальный резерв комфортных и благоустроенных открытых пространств.

Структура и характеристики ППП определяются следующими элементами3: геометрические (физические) объекты и связи и архитектурно-художественные, визуальные качества среды и связи.

К геометрическим (физическим) объектам и связям относятся:



  • пути (пешеходные улицы, бульвары, молы, пассажи);

  • узлы («входы» и «выходы», пространства, на которых пересекаются, концентрируются пешеходные и транспортные потоки, деятельностные ППП, часто расположенные у памятников архитектуры, архитектурно-пространственных и историко-культурных доминант, объектов, выделяемых по функционально-утилитарному признаку);

  • объекты экспозиции, объекты сопровождения4 (экскурсионные» объекты, здания культурного назначения, городские природные объекты, объекты торгово-развлекательного, досугового характера, ориентиры; необходимая инфраструктура, например, объекты общественного питания, информационные центры, жилье гостиничного типа и пр.);

  • городское оборудование (малые архитектурные формы, архитектурные детали, элементы, формирующие ландшафт и плоскостные сооружения, озеленение, ландшафтные компоненты – валуны, ценные деревья, водные сооружения, покрытия, информационные знаки, элементы рекламы, скульптуры, декоративные элементы освещения);

  • границы (решетки, зеленые экраны, колоннады, аркады, прозрачные посадки, перспективы улиц, панорамы, вторые планы).

Узлы, пути, объекты экспозиции/сопровождения формируют устойчивый коммуникационный каркас системы ППП.

Архитектурно-художественные, визуальные качества среды определяются сценарием визуального восприятия пространства (дальними и ближними планами архитектурной среды города, верхним и нижним ярусами архитектурного пространства, видовыми точками, средовой информацией и средствами, определяющими визуальное воздействие городской среды ППП на пешехода: элементами городского дизайна, освещенностью и цветовым решением, контуром, силуэтом объектов и застройки, насыщенностью информацией).

На следующем этапе работы выделяются группы факторов (критерии), которые позволяют оценить качество ППП, предопределяющее степень их комфортности:


    1. утилитарные качества среды ППП;

    2. архитектурно-художественные качества среды ППП;

    3. экологические качества среды ППП;

    4. социально-функциональные характеристики среды ППП.

На заключительном этапе (в третьем разделе главы «Пешеходное прогулочное движение как фактор организации городских общественных пространств») рассматривается пешеходное прогулочное движение с одной стороны как фактор определяющий организацию городского пространства, с другой стороны как функциональный процесс, который определяется и поддерживается архитектурно-пространственной средой города, пространственным и семантическим каркасом, устойчивыми пространственными архетипами – ключевыми элементами, которые организуют движение.

Исследованием особенностей пешеходного движения и создания пешеходных зон в городах занимались такие архитекторы как А.И. Миленский, В.М. Предтеченский, Дж. Саймондс, П.С.Велев, Я.В. Косицкий, Е.Л. Беляева, М.Т. Лин, А.И. Урбах. В литературе описано несколько классификаций пешеходного движения, исходя из различных критериев: длительности, характера, функциональной специфики пешеходного движения и др.

Прогулочное движение является разновидностью пешеходного движения и отличается тем, что «целью здесь служит собственно процесс движения, удовольствие от прогулки»5.

В исследовании под прогулочным пешеходным движением6 понимается пешеходное движение оздоровительного, познавательного, культурно-развлекательного характера (сюда же включается торговля и шопинг), протекающее в городской среде, как форма свободного времяпрепровождения или кратковременного отдыха. Процесс прогулочного движения включает в себя как двигательную активность, так и пребывание в пространстве (отдых, ожидание, общение и т.п.).

В работе также выявляется необходимость ППД. Человек сформировался в природной среде, поэтому ходьба, двигательная активность необходима для его полноценного физического развития. В условиях крупного города, с ростом автомобилизации и техническим развитием, для современного, постоянно занятого человека ППД – это самый удобный вид физической нагрузки, не требующий дополнительных затрат, специального снаряжения и спортсооружений. Все медицинские специалисты считают ППД прекрасным способом борьбы с гиподинамией, поддержания иммунитета и хорошего самочувствия. Очевиден и тот факт, что пешеходное движение благотворно влияет на сердечную деятельность, кровообращение, систему дыхания, укрепляет мышцы, оказывает положительное эмоциональное воздействие. С позиций психологии пешие прогулки – это отличный способ разрядки, развлечения и проведения досуга. Существуют другие объективные предпосылки (социальные, экономические) для популяризации и развития ППД в современном городе. Вследствие этого в современных крупных городах необходимо создать разветвленную систему ППП.

Проведенный исторический анализ показал, что социальные сценарии городской жизни определяли востребованность определенных типов пространств, в том числе ППП. Сложившиеся с древнейших времен общественные ППП, изменяясь и трансформируясь в зависимости от климатических, социальных, политических условий, стали неотъемлемыми элементами города, отражающими, как развитие его планировочной структуры, так и развитие социальной жизни горожан. В настоящее время перед многими российскими крупными городами стоит проблема, суть которой заключается в следующем:



  • недостаток ППП, отсутствие их системной организации;

  • неудобное размещение ППП в функционально-планировочной структуре города;

  • необустроенность ППП, низкий уровень комфортности и безопасности движения пешеходов;

  • непродуманность предметно-пространственной и архитектурной среды локального (единичного) ППП с точки зрения его комфортности;

  • отсутствие у муниципальных органов власти стандартов, нормативов, отработанных организационно-правовых и архитектурно-градостроительных методик по созданию ППП.

В ходе исследования в первой главе определена внутренняя структура и характеристики ППП геометрические (физические) объекты и связи и архитектурно-художественные, визуальные качества среды и связи:

  • коммуникационный каркас системы ППП (путь, узел, объекты экспозиции/сопровождения);

  • городское оборудование;

  • границы;

  • видовые кадры, картины (визуально воспринимаемое пространство).

Разработана типология, которая упорядочивает многообразие ППП, с позиции дополняющих функций: «шопинга», развлечения социальных контактов, культурного просвещения, рекреации, общения с природной средой.

В историческом центре города происходит наслоение различных типов ППП. Это обусловлено «функциями места» ППП в историческом центре города, а также сложностью функционально-пространственной и архитектурно-художественной организации его среды.



Выявлены параметры качества ППП, которые необходимо закладывать в проекты реконструкции общественных городских пространств, чтобы они могли обеспечить необходимый уровень комфорта среды. Выделены следующие группы факторов (критерии), которые позволяют оценить качество ППП:

  1. утилитарные качества среды ППП;

  2. архитектурно-художественные качества среды ППП;

  3. экологические качества среды ППП;

  4. социально-функциональные характеристики среды ППП.

В процессе исследования изучены медицинские, социальные, экологические показания, подтверждающие необходимость распространения, популяризации ППД и формирования комфортных ППП в современных социально-экономических условиях развития городов. Городская администрация, создавая комфортные условия для ППД, будет способствовать распространению физически активного образа жизни, улучшению физического и психического здоровья населения, укреплению социальной сплоченности и благополучию на уровне всего сообщества, увеличению экологического потенциала города.
Каталог: referats -> files
files -> Архитектурно-ландшафтная организация туристических маршрутов
referats -> В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции
referats -> Общая характеристика дисциплины «Инновационный менеджмент» 3 1 Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины 3
referats -> Диссертация «спорт как метод управления»
files -> Тарасова лариса германовна градостроительное планирование и регулирование развития крупных городов с учетом действия процессов самоорганизации 05. 23. 22 градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
files -> Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды
files -> Строительная культура мавераннахра ix-начала XIII вв.
files -> Концепция проектно-пластического синтеза в системе архитектурно-дизайнерского образования 05. 23. 20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
files -> Компьютерное моделирование в процессе формирования основ архитектурной композиции
files -> Концепция устойчивого развития в стратегии градостроительства франции 05. 23. 22 Градостроительство, планировка сельских населённых пунктов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал