И. Е. Калабихина. – М., 20081



Скачать 186.52 Kb.
Дата31.07.2017
Размер186.52 Kb.
И.Е.Калабихина. Возможности качественных методов в формировании политики населения// Самосохранительное поведение жителей московского региона. Методология и результаты качественного исследования / И.Е.Калабихина [и др.]. – Ред. И.Е.Калабихина. – М., 20081.

Возможности качественных социологических методов исследования в формировании политики населения заложены в возможностях использования качественных исследований в анализе социально-демографической динамики, и, в первую очередь, в анализе демографического поведения, его мотиваций, и в анализе реакций домохозяйств и индивидов на меры демографической политики. Кратко остановимся на следующих аспектах «внедрения» качественных методов в демографию: виды качественных методов; основные «правила» применения данных методов; «плюсы» качественных методов; сложности, возникающие в процессе использования качественных методов и возможности их преодоления; применение качественных методов в политике населения.



Виды качественных методов

Социологические методы сбора и анализа информации подразделяются на качественные и количественные методы. К количественным методам относятся жестко формализованные опросы:



  1. Анкетирование

      1. Очное

      2. Заочное (почтовое, телефонное)

  2. Тестирование

  3. Экспертный опрос

  4. Контент-анализ текста

  5. Стандартизованное интервью

Последние два метода можно назвать переходными методами, так как в зависимости от методики проведения исследования они в большей степени могут тяготеть либо к качественным, либо к количественным исследованиям. Например, контент-анализ может осуществляться с помощью манифестного (открытого) кодирования, когда измеряется количество определенных слов, фраз, действий в тексте или в видеоряде, или с помощью латентного (скрытого) кодирования, когда исследователь описывает скрытое содержание текста2. В последнем случае мы наблюдаем качественный контент-анализ. Например, исследователь, прочитав фрагменты текста, может делать выводы о наличии стереотипов, уровне лжи, наличии негативного или дискриминационного отношения к определенной социально-демографической группе – женщинам, пожилым, мигрантам.

К качественным методам относятся следующие виды:



  1. Индивидуальное интервью

    1. Свободное (устная история)

    2. Углубленное (жизненная история)

    3. Экспертное

  2. Групповое интервью

    1. Номинальное

    2. Дельфийская группа

    3. Мозговая атака

    4. Фокус-группа

  3. Наблюдение

    1. Включенное

    2. Невключенное

    3. Эксперимент

  4. Анализ документов (качественный контент-анализ)

Внутри каждого типа качественного исследования присутствуют свои подтипы, связанные с определенными техниками и целями исследования. Интервью может проводиться не с одним (ой) респондентом (кой), а с двумя, например, если мы хотим проанализировать влияние супругов друг на друга в отношении репродуктивных или матримониальных установок. Включенное наблюдение может осуществляться непосредственно не самим исследователем, а отобранными им и обученными представителями изучаемой среды. В качестве примера можно привести исследование американского демографа Сьюзан Уоткинс (Susan C. Watkins)3, в котором изучаются механизмы локальной среды в африканском сообществе, направленные на снижение риска заразиться ВИЧ-инфекцией, и формы реализации азбуки профилактики СПИДа4, в котором она отобрав несколько жителей деревни, предложила им вести подробные дневники (в результате получилось до 300 дневников у каждого наблюдателя) о фактах упоминания в разговорах с родственниками, знакомыми, незнакомыми людьми в общественных местах всех аспектов темы ВИЧ-СПИД. Приведу лишь некоторые сюжеты, анализируемые с помощью подобной техники:

  • информированность о болезни, о способах и вероятности заражения,

  • информированность о времени до проявления симптомов и времени до летального исхода,

  • знания о протекания болезни,

  • частота присутствия на похоронах соседей, родственников и влияние события похорон на самосохранительное поведение,

  • терпимость к супружеским изменам, готовность к разводу женщин, заподозривших мужа в контактах с другими женщинами, информирование друзей об изменах супруга (и),

  • отношение к сексу, сексуальное поведение, способы погашения сексуального возбуждения,

  • использование презервативов, в частности, при внебрачных контактах,

  • возрождение христианских ценностей (в первую очередь верности в браке) в качестве средств защиты от заболевания.

Основные «правила» применения данных методов

Целесообразность применения качественных исследований очевидна в ситуации изучения поведения, мотиваций, установок и мнений индивидов; с целью воссоздания ситуации, близкой к реальной жизни; изучения новой проблемы для формулирования гипотез; изучение скрытого, девиантного поведения. В отличие от количественных методов, где целью является изучение распространенности признака.



Сферы демографического применения данных методов лежат в основном в рамках анализа демографического поведения (сексуального, атримониального, репродуктивного, самосохранительного, миграционного):

  • изучение установок, норм, стереотипов и заблуждений респондентов и респонденток (репродуктивные установки, нормы самосохранительного поведения, гендерные стереотипы о распределении ролей в домашнем хозяйстве, заблуждения об эффективности и вреде орального контрацептивного метода и т.д.),

  • изучение мнений о существующих проблемах (например, в сфере потребления социальных услуг),

  • анализ мотиваций и факторов принятия решений (например, решение о распределении доходов в домохозяйстве, решение о рождении ребенка, решение о формировании семьи, решение о прохождении медицинского обследования),

  • исследование интимного поведения (аборты, контрацепция, сексуальное поведение),

  • исследование девиантного поведения (наркомания, самоубийство, домашнее насилие),

  • ретроспективный анализ (уточнение и проверка описанных линий демографического поведения в группах, склонных к искажению информации),

  • изучение политических ожиданий (потребности в социальных услугах, возможности повлиять на демографическое поведение людей, реакция населения на меры социально-демографической политики).

Искажения информации в количественных исследованиях (анкетирование) могут быть связаны с общественной моралью определенных социальных групп (например, даты таких событий, как рождение ребенка и заключение брака могут быть переставлены), со стереотипами и нормами поведения в обществе (отвечают автоматически, не примеряя свою ситуацию к вопросу, как принято), с усталостью респондента (происходит уход в подсказ типа «не знаю» или пропуски ответов, что относительно трудно контролируется в количественных исследованиях), с непониманием вопроса или отсутствием должного подсказа.

Приведем пример. В одном из исследований на вопрос «Хотели бы Вы зарегистрировать свой гражданский брак в случае рождения ребенка?» 52% мужчин и только 30% женщин ответили «да, обязательно зарегистрирую». Цифры на первый взгляд странные. Но на наш взгляд, женщины в отличие от мужчин просто не поняли вопроса. Для них «хотели бы» содержательно связано с «могли бы». Вероятно, инициаторами гражданских браков чаще являются мужчины, женщины не могут «заставить» их зарегистрировать брак, даже в случае рождения ребенка они не уверены в том, что их партнер согласиться на регистрацию брака. Регистрация брака после рождения ребенка с точки зрения женщины зависит не только от ее желания, но и от поведения партнера. Мужчины более самостоятельны в принятии данного решения.

Другой пример. Распространенным тезисом о причинах откладывания рождения ребенка, полученным в результате проведения анкетных исследований репродуктивного поведения, является материальное положение семьи (либо применительно ко всему изучаемому населению, либо дифференцированно по репродуктивным установкам членам семьи). В качественном исследовании (метод углубленных интервью), проведенном магистрами специализации «Демография» весной 2003 года, на вопрос «Что мешает Вам родить следующего ребенка?» ответы, связанные с неудовлетворительным материальным положением, возникали только в начале интервью (как повод отказаться от рождения следующего ребенка, но не как причина). После процедуры «дознания» были выявлены иные причины отказа (или откладывания) рождения следующего ребенка: карьера женщин, обучение, ценность свободного времени и мобильности для мужчин и женщин, страх за свое здоровье, негативный опыт при рождении предыдущего ребенка, желание тратить деньги на себя, неуверенность в партнере при принятии решения о рождении второго или третьего ребенка и т.д. (в данном контексте перечислено без иерархии причин и дифференциации ответов по социально-демографическим характеристикам респондентов).

Качественные исследования, как правило, снимают подобные искажения.



Наиболее распространенные виды качественных исследований в демографии: индивидуальные интервью, фокус-группы, включенные наблюдения.

Принципы проведения качественных исследований должны формулироваться применительно к конкретному виду, так как разнообразие методик очень велико, а значит, принципы и техники проведения отличаются весьма существенно5.

Тем не менее, выделим некоторые общие принципы проведения качественных исследований6:

  1. Использовать этнографические, этнометодологические приемы на всех стадиях исследования: от постановки вопроса, программы исследования, полевой стадии исследования до аналитического отчета. Этнометодология (в отличие от позитивистской методологии) позволяет изучать глубинные мотивации обыденных побуждений и поступков людей, видеть проблему глазами респондента, слушать голоса людей, не навязывать свое мнение7.

  2. Контакт исследователя и респондента должен проходить на неиерархической, дискуссионной основе, как акт социального взаимодействия; особое внимание уделять языку диспута.

  3. Элементы анализа должны быть включены на всех стадиях исследования, саморефлексия исследователя обязательна.

  4. По возможности следует осуществлять интерпретацию вербальных и невербальных реакций.

  5. Необходимо учитывать социальный контекст.

«Плюсы» качественных методов

Кратко подчеркнем возможности качественных исследований, в том числе, в анализе социально-демографической динамики, которые тесно связаны с принципами проведения подобных исследований: 1) социальная реальность конструируется в процессе исследования, 2) нет жестко структурированного гида интервью, исследовательская программа гибкая, можно "подгонять" ее в ходе исследования, 3) возможность пересмотра гипотез в процессе исследования, 4) тесные связи между исследователем и интервьюируемым, исследователь может быть инкорпорирован в исследовательскую среду, 5) позволяет представить "веер мнений", что обогащает результаты, 6) присутствует "обратная связь" с исследовательским объектом в процессе анализа, объект становится субъектом анализа, 6) возможность получить немедленные промежуточные результаты.



Сложности, возникающие в процессе использования качественных методов

Наиболее распространенная «претензия» к качественным исследованиям – нерепрезентативность исследования. Однако стоит заметить, что принципы проведения качественного исследования даже не предполагают решения проблемы репрезентативности. Цель качественных исследований находится либо в поиске нестандартных, особых, нестереотипных явлений, мнений, поступков; либо в анализе сложнодоступной среды или сложного для анализа поведения.

Цель и метод качественного исследования приводит к особой валидности полученных данных. Например, в контент-анализе валидность скрытого кодирования может быть выше (получение новых знаний), но оно менее надежно, сильно зависит от профессионализма исследователя.

Проблема надежности данных существует по причине высокого уровня субъективизма, в ситуации отсутствия четких критериев сбора информации и предоставления аналитического отчета, свойственного качественным исследованиям.

Отсутствие четких критериев анализа могут приводить к несопоставимости результатов разных исследователей.

Пути преодоления проблем

Основная проблема качественных исследований - надежность данных. Подчеркиваем еще раз - не репрезентативность, ибо такой задачи не ставится в подобных исследованиях, а именно надежность. Поскольку формат данной статьи не предполагает полноценной дискуссии на эту тему, сделаем лишь несколько замечаний о путях преодоления проблем.

Главным условием надежности качественных исследований должен стать профессионализм исследователя, так как от уровня профессионализма исследователя часто зависит результат. Повышение профессионализма тесно связано с уровнем образования и начитанности исследователя, количеством проведенных исследований, готовностью привлекать профильных специалистов (психологов и др.) к своему исследованию, возможностью обмениваться методологическим и методическим опытом с коллегами. Следовательно, развитие банка данных, методологических семинаров качественных исследований – путь к повышению профессионализма.

Кроме того, пути преодоления проблем надежности качественных данных лежат в постоянном анализе, происходящем на всех стадиях исследования, в пересмотре гипотез и контекстов исследователем, в сборе материалов исследования (аудио, видео записи), в создании текстов анализа методологии исследования с анализом возникающих проблем и удач и т.д.

Один из возможных путей усиления надежности и валидности качественных (и количественных) исследований – комбинирование в одном исследовании тех и других методов.

Количественные методы помогут формулировать гипотезы, темы для дискуссий, гид интервью, делать социально-демографическую групповую и региональную "выборку" на стадии проведения качественного исследования.

Качественные методы также могут "предлагать свои услуги" количественным: формулировка и переформулировка гипотез, разработка подсказов в закрытых вопросах анкет, коррекция языка вопросов, интерпретация данных и результатов; девиационный анализ, анализ "скрытых" процессов, разрушение мифов и стереотипов, оценка политических мер объектами и субъектами политики. Незначительная распространенность такой комбинации сегодня (количественного и качественного сбора и анализа информации) лежит как в сфере размежевания специалистов разных направлений исследований, так и в сфере высоких бюджетов комбинированных исследований. Если мы преодолеем эти барьеры, качество сбора и анализа информации об обществе перейдет на более высокий уровень.

Применение качественных методов в политике населения

В тексте мы уже касались демографических примеров применения качественных методов. В данном пункте остановимся на использовании данных методов в политике населения.

Мы видим возможности качественных исследований в этой сфере в следующих направлениях:


  1. Понять бытовые проблемы семей разных демографических типов для возможного улучшения качества жизни семей мерами политики населения8.

  2. Изучить потребности и предпочтения членов семей в социальных услугах определенных типов9.

  3. Проанализировать истинные мотивы демографического поведения и возможности его коррекции, в том числе на уровне сдвигов в ценностных ориентациях в репродуктивном и самосохранительном поведении.

  4. Учитывать в политике интересы разных типов семей путем привлечения к диалогу представителей разных социально-демографических групп, в том числе через серии интервью и фокус-групповых дискуссий10.

  5. Учитывать в политике интересы разных членов семей11. Поскольку, например, официальная статистика практически не учитывает внутрисемейного распределения ресурсов, полезно проводить качественные исследования среди представителей различных социально-демографических групп населения, выявляя типы и модели семейных отношений, властных отношений и распределения ресурсов. Фокус-групповые или индивидуальные углубленные интервью позволяют выявить многообразие мнений, услышать голоса людей, развеять мифы и стереотипы в восприятии внутрисемейных отношений.

  6. Еще один важный аспект применения качественных исследований – возможность не только сформулировать потребности населения в отношении политики населения, но и спрогнозировать реакцию населения на принимаемые меры политики.

Итак, для увеличения субъектов принятия решений, в целях создания множества выбора решений, для отслеживания "скрытых" явлений в обществе на макро и на микро уровнях необходимо использовать нетрадиционные пока для нашей страны методы сбора информации о населении - качественные исследования.

Методика проведения качественных обследований позволяет вместо ответа на вопросы «сколько?» или «как часто?» получить ответы на вопросы «как?» и «почему?», что бывает очень важно для разработки семейной политики, политики населения. Если мы обладаем статистическими данными («сколько?» и «как часто?»), то качественные исследования помогут дать интерпретацию этих данных («как?» и «почему?»). Если мы не обладаем статистическими данными (что часто бывает в вопросах внутрисемейных межпоколенных и межгендерных распределений), то качественные обследования позволят восстановить картину внутрисемейного механизма принятия решения.



Рост интереса к качественным исследованиям при анализе социальной динамики лежит в русле развития общественной мысли, трансформирующейся в сторону множественности выбора при рассмотрении большого числа альтернативных вариантов решений, поиска нестандартных решений, присущих конкретной ситуации, конкретной проблеме, конкретной стадии развития общества, социальной группы, фирмы, семьи. Методика проведения качественных исследований (как, например, и методика так называемых "case study" в экономических и социальных исследованиях) позволяет, с одной стороны, рассматривать множественность выбора решений, с другой стороны, искать решения (в том числе нестандартные) конкретных проблем развития.


1 Впервые данный материал опубликован в сборнике «Политика народонаселение: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения». - Материалы международной конференции. 7-9 апреля 2005 г., Москва, Россия. – М.: МАКС Пресс, 2005. – С. 25-36.

2 Выделяют прагматический контент-анализ (классификация высказываний с установлением причинно-следственной связи), семантический (систематизация символов, то есть измерение частоты упоминаний объекта, описания объекта или объекта в контексте) и психологический (изучение эмоциональной окрашенности высказывания) – см., например, Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998. - С. 92.

3 Watkins S.C.Navigating the AIDS epidemic in rural Malawi // Population and Development Review - vol.4, №3 - 2005.

4 Азбука профилактики СПИДа по-английски выглядит так: ABC(abstinence, be faithful, condom). Заметим, что русский вариант аббревиатуры данной азбуки: ВВП (воздержание, верность, презерватив).

5 Например, отличие групповых интервью друг от друга связано с целями и методами исследования. Так, члены номинальных групп могут работать разрозненно и не преследовать общую цель, сообщаясь только через интервьюера, дельфийские группы также могут быть разрозненными, но нацеленными на достижение общей цели. Эти два вида групп не предусматривают использование групповой динамики – мощного инструмента сбора информации. Метод мозговой атаки и метод фокус-групп используют групповую динамику, но метод мозговой атаки нацелен на достижение взаимоприемлемого решения, метод фокус-группы – на тщательное собирание индивидуальных решений, на разброс индивидуальных мнений.

6 Существует целый пласт литературы, преимущественно на иностранных языках, посвященный методологии и технике качественных исследований. На русском языке можно посмотреть следующие работы (и указанную в них англоязычную и русскоязычную библиографию): Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М., 1996; Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования // Социология. – 4М. - №2. – 1991, с.5-19; Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998; Калабихина И.Е. Гендерные вопросы в России в конце XX века: фокус-групповое исследование в городской и сельской местности. – М., 2004; Калабихина И.Е. Методические рекомендации по использованию качественных исследований в анализе социально-экономического и социально-демографического развития региона // Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона (на примере Пермской области). – М., 2004; Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – Самара, 1995; Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалы семинаров. – М: МЦГИ, 1997, с.155.

7Даже представленные результаты в этнометодологическом стиле могут быть выполнены в реалистичном ключе (повествование на тему исследования без открытой позиции исследователя), в «исповедальном» стиле (повествование дополняется собственным опытом и чувствами исследователя) или в импрессионистском ключе (события представлены в том порядке, в котором они происходили, чтобы дать почувствовать читателю незнакомый мир и то, что увидел и чувствовал исследователь). Сравнение с импрессионизмом не случайно: импрессионисты не смешивали красок, а писали раздельными мазками чистого, то есть наблюдаемого в природе, цвета, стараясь запечатлеть подвижность и изменчивость живого мира. – см., например, Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, с. 39; Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалы семинаров. – М: МЦГИ, 1997, с.155.

8 Формулируя тенденции развития населения, предлагая политические решения в социально-экономической и демографической сфере, мы часто сводим эти проблемы к количественным тенденциям развития населения России. На примере демографического развития - мы акцентируем свое внимание на депопуляции, снижении рождаемости. Сколько нас будет через пять, десять, пятьдесят лет? Этот вопрос часто ставится во главу угла. Следствием этого отношения к проблеме являются попытки найти способы повышения рождаемости. Однако, на наш взгляд, реализация мер социально-демографической политики может только привести к календарным сдвигам в рождаемости, увеличивая рождаемость в благоприятные периоды. За увеличением рождаемости, скорее всего, последует компенсационное снижение рождаемости. Мы не призываем отказываться от пронаталистской политики, мы настаиваем на преимущественно качественной стороне вопроса, может быть в ущерб количественным целям. Ибо вопрос о том, сколько детей желает иметь семья, это далеко не только вопрос материальных возможностей семьи, это в первую очередь вопрос ценностных ориентаций членов семьи. В эпоху, когда экономическая ценность детей в крестьянских хозяйствах ушла в прошлое, а ценность времени, ценность образования, карьеры, досуга для женщин и мужчин стала весьма высока, решение о числе детей в семье принимается с учетом возможности удовлетворения целого ряда потребностей. Потребность сделать карьеру, иметь хорошую работу, получить образование, потребность иметь свободное время для саморазвития, потребность быть мобильной (ым) имеет не меньшую значимость, чем психологическая потребность в детях. Люди удовлетворяют свою психологическую потребность иметь детей, рожая одного или двух детей. Мотивация к рождению детей более высокого порядка в современном обществе ослаблена. Изменить ценностные ориентации весьма сложно. Если регулирование количественных параметров развития населения как минимум слабо эффективно, следовательно, гораздо важнее сконцентрировать внимание исследователей и ресурсы государства на регулирование качественных аспектов развития населения России. Таким образом, во главу угла должен ставиться вопрос «как мы живем?» вместо вопроса «сколько нас?». Приоритетной целью семейной политики должно стать повышения качества жизни членов семей. Качество жизни семей измеряется комфортностью существования в социальном и юридическом смысле, приемлемым уровнем жизни, возможностью выбора жизненных стратегий, наличием выбора социальных институтов, обслуживающих семьи, и т.д. Скорее не повышение материального уровня жизни, а развитие социальной инфраструктуры обслуживания семей, наряду с пропагандой семейных ценностей и демонстрацией положительного опыта семей с детьми, может позволить семьям увеличить число детей в семье. Фактор дефицита времени, в первую очередь, «женского» времени, является преобладающим в иерархии ценностей.

В этой связи не только развитие качественной и многовариантной социальной инфраструктуры семейного сервиса, но и установление эгалитарных отношений в семье, вовлечение мужчин в сферу семейного быта, в поддержание домохозяйства, в воспитание детей может решить проблему дефицита «женского» времени. Вовлечение мужчин в семейную сферу – достаточно сложная задача, так как мы с рождения «зашорены» стереотипами, утверждающими, что ведение домашнего хозяйства – это женская роль, биологически опосредованная и потому непередаваемая. Однако, не все «природно-женские» роли, о которых свидетельствует общественное сознание, биологически определены, скорее, они сформированы социумом. Ведение домашнего хозяйства, да и в значительной степени воспитание детей – роли, с успехом исполняемые как мужчинами, так и женщинами. Но поскольку изначально существует распределение ролей по полу в общественном сознании, недостаточно создать юридические условия равных родительских прав. В силу общественных стереотипов и разрыва в оплате труда мужчины не будут пользоваться своими правами, например, брать отпуска по уходу за ребенком после рождения детей, сидеть с больными детьми. Рациональное поведение, связанное с отказом мужчин от использования родительского отпуска, может быть скорректировано созданием мотивации участия в отпусках по уходу за ребенком. Например, если мужчина полностью или частично использует отпуск по уходу за ребенком, то продолжительность оплачиваемого родительского отпуска увеличится на один или два месяца и т. д.



9 См., например, использование методов углубленного интервью в анализе недостатков функционирования современной системы социальной поддержки семей с детьми в Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: результаты исследовательского проекта. – М., 2003, гл.2.

10 Также в комиссии по делам семьи, в комитеты, принимающие решения, должны быть включены с правом голоса представители разных типов семей для того, чтобы их интересы непосредственно были представлены в механизме принятия решения. Опыт европейских стран доказывает эффективность такого участия.

11 Одна из распространенных ошибок людей, занимающихся семейной политикой и провозглашающих интересы и ценности семьи приоритетными, воспринимать семью как единый организм, в котором все вопросы полюбовно решаются самими членами семьи. Реальная практика далека от этих представлений. Семья – не закрытый ящик. Утверждения неоклассических теорий о семье, как о черном ящике, о базовой экономической единице, имеющей свою функцию полезности и свою систему предпочтений на рынке труда, на товарных рынках, мирно достигающей консенсуса («кровь – не водица» Самуэльсона, «альтруизм» Беккера), далеки от реальности. От чего зависит выбор членов семьи в той или иной ситуации? Куда ехать отдыхать летом? Кто пойдет работать из членов семьи? Кто будет вести домашнее хозяйство и сидеть с детьми? Сколько работ должен иметь муж (или жена)? На что тратить семейные деньги в первую очередь: или на автомашину для мужа, или на стиральную машину для жены, или …? Чьих родителей и в каком объеме необходимо поддерживать материально? Кто будет осуществлять уход за старшим поколением?

Конечные семейные решения могут достигаться через систему конфликтов и быть основаны на властных отношениях в семье. А сама власть основывается в семье либо на возрасте, либо на неравной любви, либо на доходах, либо на влиянии на детей, либо на принадлежности к мужскому полу в патриархатных обществах. Существующие межпоколенные и межгендерные потоки внутрисемейного распределения ресурсов должны учитываться при разработке мер семейной политики. Можно заметить, что эти ресурсы условно делятся на материальные и временные. Важно понимать, каким образом (кем?) формируются семейные доходы (заработные платы, доходы от акций, имущества, социальные трансферты), каким образом (на что?) они расходуются, кем осуществляются те или иные работы внутри домохозяйства.




Каталог: weekly -> anons


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал