I. Выбор приоритетов Приоритеты до Бергена



Скачать 101.71 Kb.
Дата31.10.2016
Размер101.71 Kb.
Разработка перчня методических материалов по реализации мониторинга участия Российских вузов в Болонском процессе (БП)

I. Выбор приоритетов
1. Приоритеты до Бергена

В соответствии с Бергенским Коммюнике, в 2003-2005 годах осуществлялся мониторинг по 3-м позициям Декларации:



- 2-х уровневая система степеней

- Обеспечение качества обучения

- Признание дипломов и периодов обучения

Указанные направления мониторинга реализации БП необходимо сохранить, используя методологию, разработанную Stocktaking группой БП(далее – S-BFUG).

Потребуется некоторая адаптация методики российской действительности. В чистом виде она не может быть использована, так как основана на анализе представленных странами национальных докладов.(см. Приложение 1).

Предлагается использовать методику Европейской ассоциации университетов (EUA) Trends III - IV, структура которой подходит под анализ деятельности вузов (см. Приложение 2)


2. Приоритеты после Бергена

Дальнейшее продвижение Болонских преобразований предполагается в следующих направлениях:



- Высшее образование и научные исследования

- Социальное измерение

- Мобильность

-Привлекательность Европейского пространства высшего образования и сотрудничество с другими регионами мира

Было поручено S-BFUG – группы расширить процесс оценки результатов и подготовить отчет к следующей встрече министров. Процесс оценки результатов будет основываться на соответствующей методологии и охватит такие области как система степеней, обеспечение качества и признание степеней и периодов обучения. К 2007 году планируется, в основном, завершить работу в указанных приоритетных направлениях.

В частности, ожидается продвижение в следующих областях:


  • введение стандартов и руководящих принципов обеспечения качества, как предложено в докладе ENQA;

  • введение национальных структур для квалификаций;

  • присуждение и признание совместных степеней, включая докторский уровень;

  • создание возможностей для гибких траекторий обучения в высшей школе, включая процедуры для признания предыдущего обучения.


II. Задачи, поставленные на 2005-2007 на заседании BFUG в Манчестере (13-14 октября 2005)

На первом заседании после Бергена BFUG-группа рассмотрела Рабочую программу действий, которая включает:



  • заседания рабочих групп;

  • проведение семинаров по выработке образовательной политики

  • выполнение проектов

  • заседания Болонской группы BFUG.

На мой взгляд, после разработки плана работ в рамках проекта НФПК (ноябрь-декабрь 2005), необходимо синхронизировать по времени наши действия с утвержденными планами действий каждой рабочей группы и темами семинаров.
2.1. Рабочие группы

Предлагается сформировать 7 рабочих групп, в каждый из которых будут работать приблизительно шесть - восемь представителей. Характеристика деятельности каждой группы приведена ниже.


Мониторинг (stocktaking): работа этой группы будет основываться на опыте деятельности предыдущей группы, будут разработаны критерии для последующего анализа хода Болонского процесса в соответствии с приоритетами, установленными Бергенским Communiqué, и подготовит доклад для встречи Министров в Лондоне.
ᄋ Уточнение и согласование действий по стратегии внешних взаимодействий: эта группа будет разрабатывать стратегию по внешнему взаимодействию и согласованию ее с Болонской группой. Группа также организует конференцию по внешнему взаимодействию.
ᄋ Подготовка доклада по сопоставительным данным мобильности преподавателей и студентов, а так же по социально-экономическому положению студентов, как основе будущей стратегии; эта группа проанализирует имеющийся набор данных, рассмотрит насколько сопоставимыми они являются, определит недостающие элементы в существующих наборах данных, подготовит доклад к конференции Министров в мае 2007.
ᄋ Предоставление ссуд и субсидий для обеспечение передвижения и мобильности; эта группа исследует технические, практические, и юридические проблемы, касающиеся этого вопроса.
ᄋ Подготовка доклада по выполнению и дальнейшему развитию перекрывающихся структур квалификаций: эта группа рассмотрит основные шаги по дальнейшему развитию структур, особенно связь между национальными рамками и перекрывающимися структурами. Это помогло бы участвующим странам выработать национальные рамки и отслеживать этот аспект в дальнейшем.

Социальные аспекты и данные по мобильности преподавателей и студентов


ᄋ Группа по выработке проекта Лондонского Communiqué: эта группа возьмет на себя ответственность за подготовку Лондонского Communiqué и представит его на согласование с Болонской группой и впоследствии - с Министрами.


2.2. Семинары

В Программу действий включены следующие темы Болонских семинаров :


ᄋ Подготовка студентов к рынку труда и обучению в течение всей жизни - обеспечение возможности трудоустройства дипломированных специалистов с квалификациями бакалавра (Великобритания)

ᄋ Привлекательность Европейского пространства высшего образования (Ватикан)

ᄋ Признание предшествующего периода обучения и признания европейских степеней вне Европы (Латвия/Совет Европы)

ᄋ Внешнее направление (Норвегия)

ᄋ Развитие докторских программ (Европейская Ассоциация университетов / Франция)

ᄋ Превращая Болонский процесс в реальность мобильность преподавателей - (El Pan European Structure)

ᄋ Совместные степени - признак Европейского пространства высшего образования (Германия).
Выбор этих семинаров основан на приоритетах, выделенных в Бергенском Communiqué. Они относятся к областям, которые должны либо быть частью следующего мониторинга либо еще не полностью обсуждались на Болонских семинарах.
2.3. Другие мероприятия
Следующие темы семинаров, не включенные в Программу работы, могут считаться другими Болонскиими мероприятиями:
ᄋ После 2010 года (ESIB)

ᄋ Обеспечение качества обучения (Германия)

ᄋПодготовка докторов и продвижение молодых ученых (Германия)

ᄋПроблемы студентов в Болонском процессе (Россия).

сайте.
2.4. Проекты
Имеется два специфических проекта, определенных в Бергенском Communiqué, закрепленных за ENQA и EUA соответственно. Оба проекта включены в Программу работ. ENQA и EUA предложено высказать мнение каким образом они намереваются продвигать соответствующие проекты и представлять отчеты о достигнутых результатах на каждом заседании BFUG-группы.
III. Методические материалы по реализации мониторинга участия российских вузов в БП
3.1. Введение

Принимая во внимание основные направления Рабочей программы на 2005-07 годы и приоритеты Бергенского Коммюнике, в перечне методических материалов необходимо предусмотреть следующие позиции:



  • 2-х уровневая система степеней

  • Обеспечение качества обучения

  • Признание дипломов и периодов обучения

  • Высшее образование и научные исследования

  • Мобильность студентов в социальном аспекте

  • Предоставление грантов и субсидий для обеспечение мобильности и передвижений студентов и преподавателей

Для реализации более эффективной работы головных вузов проекта НФПК, разработки анкет, вопросников и статистических форм для заполнения в вузах РФ предлагается создать соответствующие рабочие группы.
3.2. Главные даты БП

1998 – Сорбонская Декларация



  1. - Болонская Декларация

2001 -Создание Европейской Ассоциации университетов (УАУ)

2001 -Конференция министров образования в Праге

2003 - Конференция министров образования в Берлине


  1. - Конференция министров образования в Бергене

Полные тексты документов саммтов Министров образования можно найти на сайте: www.bologna-bergen2005.no/
3.3. Принятие решений в БП

  • Конференции Министров образования

Конференции Министров образования проводятся раз в 2 года. Они формируют две группы: рабочую группу БП (BOLOGNA FOLLOW-UP GROUP - BFUG) и Комитет (Board) по БП.

  • Рабочая группа БП (BFUG)

Состоит из 45 представителей стран, присоединившихся к БП. Группу возглавляет представитель страны, которая президентствует в Европейском Союзе (в настоящее время - Великобритания). Вице-председатель Комитета – представитель страны, где будет проводиться следующая Конференция Министров образования. Основная задача BFUG – оказание помощи странам-подписантам в выплнении решений Конференции Министров. От РФ в состав группы входят 2 члена, в виде исключения, Чистохвалов В.Н.(РУДН) и Касевич В.Б.(СПбГУ).

  • Комитет по БП

В состав Комитета входя Председатель, представитель страны, которая президентствует в Европейском Союзе, Вице-председатель – представитель страны, где будет проводиться следующая Конференция Министров образования,


Представитель страны, в которой проводилась последняя Конференция Министров и 3 члена BFUG сроком на 1 год.

  • Консультативные члены BFUG и Комитета по БП:

Европейская Комиссия


Совет Европы

Европейская Ассоциация Университетов

Европейская Ассоциация институтов высшего образования (EURASHE)

Национальный Союз студентов Европы (ESIB)



  • Консультативный член BFUG

- ЮНЕСКО-СЕПЕС
Информация о деятельности BFUG и Комитета по БП можно найти на сайтах : www.bologna-bergen2005.no/

www.europa.eu.int/comm./education/policies/educ/bologna/bologna_en/
3.4. Главные участники

а) в Великобритании:

  • Правительство: Департамент образования и искусств

www.dfes.gov.uk

www.scotland.gov.uk/Topics/Education


  • The Quality Assurance Agency (QAA)

www.qaa.ac.uk


  • The UK HE Europe Unit

www.europeunit.ac/uk


  • UK Socrates-Erasmus Council (UKSEC)

www.erasmus.ac.uk


  • National Recognition Information Centre (UK NARIC)

www.naric.org.uk


  • Engineering Council UK (EC UK)

www.engc.org.uk
б) в Европейском регионе:


  • European Commission

www.europa.eu.int/comm./education


  • European University Association (EAU)

www.eau.be


  • European Association of Institutions in Higher Education (EURASHE)

www.eurashe.be


  • The National Unions of Students in Europe (ESIB)

www.esib.org


  • The Council of Europe (CoE)

www.coe.int


  • European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA)

www.enqa.net


  • The ENIC-NARIC Network

www.enic-naric.net


  • UNESCO European Centre for Higher Education

www.cepes.ro


  • The Bologna Secretariat

www.bologna-bergen2005.no/
3.5. Направления деятельности БП


  1. «Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентно способности европейской системы высшего образования»

UK HE Europe Notes E/04/10, E/04/14, E/04/18 on the Diploma Supplement and E/04/17 on the Master Degree:



www.europeunit.ac.uk
European Commission Diploma Supplement guidelines:

www.europa.eu.int/comm./education/policies/rec_qual/recognition/diploma_en.html
European Commission Diploma Supplement Label:

www.europa.eu.int/comm./education/programmes/socrates/ects/guide_en.pdf
Diploma Supplement description or England, Wales and Northern Ireland: www.naric.org.uk/ds.asp
The Lisbon Conventions:

www.convention.coe.int/Treaty/en/Treaties/Html/165.html
UK Bologna Seminar on “Using Learning Outcomes”:

www.bologna-bergen2005.no/
Europass:

www.europa.eu.int/comm./education/programmes/europass/index_en.html
UK Socrates-Erasmus Council? Including list of UK Bologna Promoters:

www.erasmus.ac.uk


  1. Переход на двухуровневую системы подготовки – Бакалавр (undergraduate) и Магистр (graduate). Доступ ко второму уровню требует успешного завершения первого уровня обучения, продолжительность которого не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая по окончании первого уровня должна отвечать требованиям Европейского рынка труда как квалификация соответствующему уровню. Второй уровень завершается получением магистерской и /или докторской степени как это принято во многих Европейских странах”.

The Bruges-Copenhagen Process:



www.europa.eu.int/comm./education/copenhagen/index_en.html
Scottish Credit and Qualifications Framework (SHEFC):

www.shefc.ac.uk
Credit and Qualification Framework for Wales (CQFW):

www.elwa.ac.uc/elwaweb/elwa.aspx?pageid=1612
Framework for Higher Education Qualification in England:

www.qaa.ac.uk/public/heguide/guide.html#22


  1. Введение системы кредитов по типу ECTS - Европейская Система Зачетного Перевода, рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющего высшим, включая обучения в течение всей жизни при условии признания соответствующими университетами и организаций, которые их выдают”

European Commission ECTS User's Guide:



www.europa.eu.int/socra/education/socrates/usersg_en.html
ENIC-NARIC networks:

www.naric.org.uk
UK National Academic Recognition Information Centre:

www.enic-naric.net
Scottish Credit and Qualifications Framework:

www.scqf.org.uk
Scottish Credit and Qualifications Framework for Wales:

www.elwa.ac.uc/elwaweb/elwa.aspx?pageid=1612
Framework for Higher Education Qualifications in England:

www.qaa.ac.uc/public/heguide/gide.html#22
UK Bologna Promoters and the ECTS Label:

www.erasmus.ac.uk


  1. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

- Студентам должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к соответствующим услугам;

- Преподавателям, научным работникам и административному персоналу должны быть обеспечены признания и зачет периодов времени, затраченного на проведения исследования, преподавание и стажировку в Европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным Законом”.
The European Unions’ Lisbon strategy:

www.europa.eu.int/comm/lisbon_strategy/index_en.html
European Commission proposals for the new generation of education and training programmes:

www.europa.eu.int/comm/education/doc/official/keydoc/2004/newprogr_en.pdf
Europe Note number E/04/15 on the ”New generation of European Commission education and training programmes”

www.europeunit.ac.uk
UK Socrates Erasmus Council:

www.erasmus.ac.uk
Bologna Seminar on “Designing Policies for Mobile Students”, October 2004^

www.bologna-bergen2005.no/EN/Bol_Sem/Seminars


  1. Содействие Европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

  2. Содействие необходимым Европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно разработки учебных планов межуниверситетского сотрудничества, схем мобильности совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований

  3. «Дальнейшее развитие Болонского Процесса»

  4. Конференция министров образования стран, подписавших Болонскую Декларацию,

  5. Прага, 18-19 мая 2001 года

  6. Образование в течение всей жизни

  7. Учреждения высшего образования и студенты

  8. Обеспечение привлекательности Европейского пространства высшего образования







Каталог: Directions -> ECTS
Directions -> Приложение к диплому, разработанное европейской комиссией, советом европы, юнеско/cepes
Directions -> Российское высшее образование: на пути перемен
Directions -> Статья Коап РФ санкция 364 364 зао «Уренгойгидромеханизация»
Directions -> Методические рекомендации для промышленных экскурсоводов с целью их самообразования по подготовке к образовательной экскурсионной деятельности
Directions -> Градостроительная деятельность
Directions -> Программа педагогических чтений «гуманистическая концепция воспитания: наследие владимира абрамовича караковского»
Directions -> Государственный комитет


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал