Информационные системы для управления системой образования города москвы



Дата29.10.2016
Размер69.4 Kb.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

В.Б. Яблонский (VB@educom.ru), кандидат экономических наук

Информационно-аналитический центр Департамента образования города Москвы (ИАЦ ДОгМ)

Аннотация

В статье рассматривается комплексный опыт Информационно-Аналитического Центра Департамента образования города Москвы в разработке и внедрении информационных систем управления образованием в единую образовательную информационную среду города Москвы.

Модернизация системы образования Российской Федерации, проводимая в рамках национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования предусматривает внедрение новейших информационных технологий во все аспекты сферы образования.

С целью поэтапного создания единой образовательной информационной среды города Москвы и на основании приоритетов модернизации столичной системы образования, сформулированных в городских целевых программах «Столичное образование», в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» разработана Концепция создания Интегрированной автоматизированной информационной системы управления образованием (ИАИС). Архитектура системы в контексте общей инфраструктуры Единой образовательной информационной среды города Москвы приведена на Рис. 1.

На сегодняшний день ИАИС управления образованием обеспечивает автоматизацию и информационное обеспечение ключевых направлений деятельности управления образованием, связанных со сбором и обработкой наиболее важной информации, позволяющей диагностировать состояние отрасли. Именно создание ИАИС управления образованием позволило стандартизировать и унифицировать программно-технологическую среду во всей системе образования города Москвы.

На данный момент в режиме промышленной эксплуатации находится целый ряд отраслевых и межведомственных подсистем - городские информационные ресурсы по контингенту, кадрам, материально-технической базе; единый корпоративный портал системы образования; общегородские и внутриведомственные системы информационного обеспечения.

В рамках городской целевой программы «Электронная Москва» были реализованы следующие информационные системы управления образованием:


  • Интегрированная автоматизированная информационная система управления образованием города Москвы (первая очередь)

  • Автоматизированная информационная система (АИС) «Профессиональное образование»

  • Информационная система с географическим информационным интерфейсом (ГИС) «Дополнительное образование»

  • Автоматизированная информационная система «Школьные учебники»

  • Автоматизированная информационная система «Всеобуч»

  • Автоматизированная информационная система информационного взаимодействия Департамента образования города Москвы с органами территориального управления по учету детей (АИС «Учет детей»).

В ходе реализации проекта ИАИС было создано Единое хранилище данных образовательной сферы города Москвы, сформированы специализированные интерфейсы для выполнения управленческих функций на трёх уровнях иерархии образовательной сферы города, организована поддержка процессов информационного взаимодействия между разными уровнями управления, реализованы механизмы предоставления информации органам власти и гражданам города. В результате выполнения проекта ряд информационных систем Департамента образования города Москвы были выведены из промышленной эксплуатации и вошли в состав подсистем ИАИС управления образованием.

В ходе реализации проекта создания автоматизированной информационной системы «Профессиональное образование» сформирован инструментарий по учёту и аналитике показателей системы профессионального образования, обеспечена интеграция с Единым хранилищем данных Департамента образования, реализованы специализированные порталы и сайты профессионального образования, сформирована единая система дистанционного обучения, организована системная поддержка профессиональной ориентации учащихся. В целом, в рамках автоматизированной информационной системы «Профессиональное образование» реализованы элементы единой информационной среды учреждений профессионального образования на базе единой системы дистанционного образования и портальных технологий.

Разработка географической информационной системы «Дополнительное образование» позволила на базе автоматизированных картографических систем сформировать единый общегородской ресурс, предназначенный для предоставления гражданам и органам власти города необходимой информации об учреждениях дополнительного образования комплекса социальной сферы города Москвы на географической информационной основе.

Создание автоматизированной информационной системы «Школьные учебники» – решения для автоматизации деятельности специалистов образовательных учреждений, окружных методических центров, управления Департамента образования позволило автоматизировать важнейшие задачи, связанные с заказом учебной и художественной литературы, доставкой литературы до образовательных учреждений, использования библиотечного фонда в образовательных учреждениях.

Автоматизированная информационная система «Всеобуч» – информационная система, ставшая одной из первых систем Департамента образования, позволившая объединить в едином информационном пространстве работу с учащимися на уровне образовательного учреждения, окружного управления образования и Департамента образования. Основными задачами, решающимися системой, являются мониторинг движения учащихся и обеспечение сохранности контингента.

Разработка и внедрение в систему столичного образования автоматизированной информационной системы «Учет детей» позволило обеспечить взаимодействие органов власти города в реализации государственных гарантий на получение детьми общего образования. Данная система включает в себя интерфейс автоматизации деятельности районных управ и часть специализированных механизмов обработки (валидации, идентификации и систематизации) данных из различных источников, сопоставления информационных массивов и выявления детей, нуждающихся в получении образования.

Несмотря на значительные успехи в процессе информатизации образования в процессе эксплуатации систем и их комплексов проявились факторы устаревания технических средств и примененных подходов к решениям, так же возникли и новые задачи. Развитие технологий и программно-технических средств за указанный период шагнуло далеко вперед и то, что в 2000-2003 годах являлось перспективным и инновационным уже сейчас является недостаточным к современным требованиям и задачам перспективного развития.

В этом смысле можно сформировать приоритетные направления информатизации системы образования города Москвы на ближайшие годы за счет развития информационных систем управления образованием.

Приоритеты развития можно сгруппировать по целевым направлениям, а именно нормативно-методическое и организационно управленческое обеспечение, технологическая инфраструктура, развитие автоматизация управления, внедрение информационных инновационных образовательных технологий.

Структурно каждое из направлений развития можно представить в виде комплекса задач:



  • Управление и государственный контроль в сфере образования – Создание Комплексной системы управления и мониторинга системы образования города Москвы, в рамках развития интегрированной автоматизированной информационной системы управления образованием города Москвы выполняющей задачи:

    • управления кадровой политикой;

    • обеспечения мониторинга сохранности контингента и государственный контроль соответствия стандартам получаемого образования;

    • управления в административно-хозяйственной сфере;

    • нормативного и методического обеспечения.

  • Обеспечение учебно-воспитательной функции образовательных учреждений – Создание Информационной системы поддержки образовательного процесса, направленной на реализацию:

    • учебной функции – передачи знаний и умений учащимся и воспитанникам образовательных учреждений;

    • функций обеспечения процесса социализации, привития базовых социальных навыков;

    • функций организации внутреннего контроля соответствия образовательным стандартам.

  • Обеспечение организации ряда вспомогательных бизнес-процессов в образовательных учреждениях – Развитие комплексной информационной системы «Карта учащегося», обеспечивающей:

    • контроль над процессами организации питания в образовательных учреждениях;

    • организацию безопасности в процессе пребывания учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях;

    • идентификацию учащихся в процессе их жизнедеятельности в пределах образовательной системы;

    • контроль использования материальных и иных ценностей учащимися.

В настоящее время в рамках городской целевой программы «Электронная Москва (2009-2011 гг.)» активно ведутся работы по развитию ИАИС управления образованием: созданию комплексной системы управления и мониторинга системы образования города Москвы и информационной системы поддержки образовательного процесса; развитию автоматизированной системы управления «Профессиональное образование», ряда других информационных систем и решений, осуществляющих поддержку и управление образовательным процессом, и их интеграция в метасистему «Электронная Москва» в целях обеспечения потребностей всех уровней управления образованием города Москвы в комплексном использовании сформированных информационных массивов, создания среды ситуационного моделирования, обеспечения образовательной среды системой поддержки принятия управленческих решений.

Литература

  1. В.Б. Яблонский, Система управления образованием региона / Национальные проекты №1/2 (20/21) 2008.

  2. Совершенствование управления территориальной образовательной системой: Организационно-экономические и информационные аспекты: Научное издание / В.И. Лисов, В.Б. Яблонский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.



Рис.1. Архитектура Интегрированной автоматизированной информационной системы управления образованием в структуре Единой образовательной информационной среды города Москвы.
Каталог: vconf -> files
files -> Учебная автоматизированная система проектирования элементов оптоволоконных систем связи и управления
files -> Реализация спектрального анализа в различных системах компьютерной математики
files -> О реализации образовательных программ рудн в республике болгария по дистанционной технологии
files -> Объем и содержание понятия «дистанционное обучение»
files -> Разработка учебных материалов по пакету свободного программного обеспечения
vconf -> Краткий обзор миграционных процессов и тенденций развития
files -> Вопросы проектирования телекоммуникационных сетей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал