Информационное общество в украине: основные концептуальные подходы его формирования и развития



Скачать 232.4 Kb.
Дата31.10.2016
Размер232.4 Kb.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В УКРАИНЕ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ.

Евгений ДРОБКОВ. Директор фонда «Информационное Общество Украины»

Выбрав форму краткого аналитически – философского экскурса, мы попытаемся, в данной обзорной статье, рассмотреть вопросы, связанные с развитием информационного общества во всём мире и подобными процессами, происходящими у нас, в Украине.

Живя в нашем динамичном, кардинально меняющемся мире, все мы с вами с каждым днем все больше становимся вовлеченными в рабочие процессы так или иначе связанные с компьютерными или информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Применяя ИКТ, ученые и аналитики более эффективно собирают, обрабатывают и создают информацию, менеджеры и специалисты активно используют её в работе, преподаватели и работники коммуникационной сферы – распространяют.

По сути этот процесс – часто называемый «информатизацией»1 – уже не оставил незатронутой ни одну сферу человеческой деятельности: от повседневной жизни до международных отношений, от сферы досуга до производственных отношений. И, конечно, не удивительно, что он, так или иначе, затронул и Украину.

Показательно и то, что параллельно мы наблюдаем процессы новой интеллектуальной технологической революции в других странах – мировых лидерах. Совершенно понятно, что осуществляют они её с целью поддержания и наращивания отрыва от других стран и, безусловно, решающую роль в этом играет научное и технологическое доминирование, которое обеспечивается чёткой и продуманной политикой на самом высоком государственном уровне. В этих же странах уже давно происходит процесс слияния крупных компаний, особенно в наукоёмких областях (телекоммуникационные технологий, разработка программного обеспечения и так далее), результатом которых является образование гигантских корпорации с капиталом в сотни миллиардов долларов2.

Естественно, сравнивая то что, происходит «у них» и «у нас», мы задаёмся вопросом: а где же место Украины при таком раскладе сил в мировой гонке на выживание? Обречены ли мы «отстать навсегда» или у нас есть шансы занять достойное место в мировой, а если говорить более конкретно - в европейской цивилизации?

Для того чтобы искать ответ на данный вопрос, очевидно, следует признавать, что в основе процветания и благополучия населения любого конкретного государства лежит экономика. Некоторые украинские исследователи3, обращаясь к опыту наиболее развитых стран и стран, демонстрирующих высокие темпы развития, сходятся во мнении, что успешная экономика будущего будет экономикой доминирования качественно нового капитала, непосредственно связанного с качеством человеческой личности и эффективностью социальной организации.

На наш взгляд, речь в данном случае идёт об экономике нового типа, черты которой характерны и присущи информационному обществу.

Что ЖЕ это такое? Информационное общество (ИО).

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как «технотронное общество», «общество знания», «постиндустриальное общество».
Сам же термин «информационное общество», авторство которого приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши, был впервые использован в Японии в докладах представленных японскому правительству рядом организаций4.
В упомянутых отчетах информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства.
При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости; «...производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества»5.
Наряду с другими встречающимися определениями6, учёными и исследователями, занимающимися проблемами ИО наиболее часто называется ряд следующих признаков, данное общество характеризующее:


  • информация приобретает глобальный характер;

  • на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры;

  • попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения;

  • значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

  • увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности;

  • углубляется процесс децентрализации общества;

  • происходит переход к новым формам занятости;

  • идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

При существующем многообразии терминов и определений «информационного общества» бесспорным является, пожалуй, то, что в основе всех их лежит концепция полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.

Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», исследователи информационного общества, конечно же, связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом предполагается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Иногда, саму идею информационного общества могут привязывать к концепции «трех волн» Алвина Тоффлера7 или называю разновидностью теории постиндустриального общества - основу, которой положил Даниэл Белл8. Некоторые же видят в ней квинтэссенцию определённых постулатов «открытого» общества Карла Поппера9. Однако все эти утверждения, пожалуй, верны только отчасти10.

На сегодняшний день довольно часто встречающимся мнением является то, что «информационное общество» это идея новой фазы исторического развития передовых в экономическом отношении стран. То есть, по сути, это не есть приход «постиндустриального общества», а скорее создание нового социального образца, который является прямым результатом «второй индустриальной революции», основывающейся на микроэлектронных технологиях.

УКРАИНА. СЕГОДНЯШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Однако применительно к Украине понятие «информационное общество» и вовсе носит неоднозначный характер. И это не следствие неопределённости существующих дефиниций, а скорее неопределённости ситуации внутри государства.



С одной стороны, если говорить о «технической» составляющей, в Украине постепенно формируется инфраструктура информационного общества и аксиома его развития сводится к тому, чтобы обеспечить пользователям Украины полный комплекс услуг коммуникации.

С этой точки зрения развития коммуникационной инфраструктуры Украина сделала большой шаг вперёд, а именно:

  • Проложены тысячи километров волоконно-оптических линий. Введены в эксплуатацию и продолжают строиться международные оптоволоконные каналы связи, внедряются новые цифровые АТС.

  • Активно развивается мобильная цифровая связь. Системой мобильной связи охвачены практически все областные и районные центры Украины, территория покрытия и количество абонентов мобильной связи продолжает стремительно расти. Действуют сети пейджинговой связи и т.д.

  • Реализован ряд международных сетевых проектов, которые помогают Украине стать полноправным членом мирового информационного пространства (В 1993 году Украина стала полноправным членом международных сетей EARN - European Academic & Research Network. В стране создана сеть UARNet - Украинская Академическа Исследовательская Сеть).

  • Растёт доступность прямого выхода в Internet. Появилась возможность пользоваться международными информационными, коммерческими и научными базами данных и т.д.

Как следствие - доступ к актуальной информации во всех сферах мирового информационного пространства уже позитивно влияет на процессы связанные с формированием в Украине цивилизованного информационного общества.

Однако, если мы будем критически рассматривать социально – философские аспекты становления информационного общества в Украине, то мы увидим, что полное осознание украинским обществом необходимости решительных шагов на пути интеграции в глобальное информационное поле ещё не достигла необходимого «критического» уровня.

Пока, к сожалению, необходимость изменения и реформы всего технологического, социального, экономического и политического комплекса страны ещё не полностью осознана в Украине. Даже те, не очень большие по западным меркам, прорывы нашего государства в области информационных коммуникаций, идут далеко впереди общественного сознания.

Поэтому проблему информационного общества в нашей стране следует рассматривать не только с точки зрения имплементации каких-либо технологических новшеств и телекоммуникационных систем, а, прежде всего как ломку старых стереотипов, всего образа жизни.

Как и во всём мире (Украина не является в данном случае исключением) в каждом обществе существует социально активная категория населения. Именно они формируют и задают тон в обществе во всем, что касается нового. Как правило, проявляют они себя наиболее заметно в выборных законодательных органах, бизнесе, партийной и общественной деятельности (деятельность и влияние представителей бизнеса и общественных организаций на интересующие нас процессы мы рассматривать не будем – это заслуживает отдельного анализа).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА11.

Экономика, основанная на знаниях, может развиваться только в условиях, когда эти знания надежно защищены системой законодательных актов, стимулирующих авторов к созданию новых информационных продуктов и услуг. Применительно к традиционной экономике такое законодательство разработано довольно подробно.

Задача состоит в том, чтобы на его основе внести дополнительные нормы, распространяющие его действие на цифровое представление информации и аудиовизуальной продукции. Главным принципом при формулировке новых законодательных инициатив должен оставаться принцип преемственности по отношению к уже существующему законодательству. Интеллектуальная собственность должна охраняться вне зависимости от того, на каком материальном носителе она зафиксирована.
Информационное общество базируется в правовом отношении на основе нормативных документов, регламентирующих информационные отношения и процессы, в том числе отношения собственности на информационные ресурсы и авторские права. Это законы и подзаконные акты, регламентирующие права доступ к информации в государственных учреждениях, защиту информации, права на интеллектуальную собственность, характер использования информационных технологий в государственных учреждениях.

К этому же блоку примыкают законы, регулирующие деятельность средств массовой информации и ИКТ, законы о связи, режим деятельности систем электронной торговли и оплаты, рекламы, публикаций, функционирования глобальных компьютерных сете Интернета.

В отношении этой группы законов наиболее активно разрабатываются правовые вопросы, связанные с изменением позиции по концентрации собственности на СМИ, регулированием деятельности поставщиков информации и услуг связи, распространению вредной и незаконной информации по глобальным компьютерным сетям.

Поэтому одной из наиболее важных задач, которую необходимо сегодня решать украинским законодателям, является реорганизация всей системы государственной политики в сфере информации. Совершенно понятно, что реформа ее массивной инфраструктуры, требует осмотрительности и должна осуществляться постепенно. В то же время, этот процесс необходимо проводить в максимально сжатые сроки.



Уровень развития информационного законодательства - один из индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав личности на информацию. Состояние современных ИКТ существенно меняет ситуацию в деле обеспечения доступа к любой информации, создает возможности для реализации широкомасштабных проектов по информатизации государственных органов в интересах всего общества, к чему приступили наиболее развитые государства.
Для понимания тенденций становления правового фундамента информационного общества важно иметь в виду не только нормы, декларированные в законодательстве, но и то, как они реализуются подзаконными актами в деятельности специальных государственных учреждений, например отслеживающих выполнение государственными органами законных запросов граждан на информацию.
В последние несколько лет информационное законодательство представляет собой интенсивно модернизирующуюся отрасль права. Это еще одно свидетельство в пользу того, что общество стремится найти достойный ответ на стремительное развитие ИКТ. Поскольку многие законодательные акты вырастают из рекомендаций международных организаций и судебных решений, интересна деятельность в этом плане Комиссии Европейского Сообщества, а также соответствующие нормативные акты Евросоюза в сфере ИКТ12.
Право на доступ к информации и неприкосновенность личности являются основными правами человека, их законодательное оформление образует правовой фундамент информационного общества.

Сейчас национальное информационное законодательство находится в процессе созидания, но Украина уже стоит на пороге глобального информационного общества, и она просто вынуждена будет поздно или рано к нему присоединится. Поэтому законодательную базу лучше готовить своевременно и с достоинством, чтобы не остаться на периферии глобального информационного общества, а для этого нужно принять целый ряд общеобязательных законодательных норм – и желательно не под внешним влиянием, а самостоятельно и с учётом национальных особенностей.

При этом жизненно важно, чтобы система государственной политики в сфере информации во всех ее составных частях смогла бы реально стать инвестиционною привлекательной. Ведь никто же не станет вкладывать средства в систему образца и возраста середины XIX века.

Именно с учетом этих обстоятельств законодатели сегодня используют два типа нормативных нововведений: законодательные акты, непосредственно нацеленные на утверждение новой системы СМИ и решения, которые стимулируют роль государства с целью ускорения развития государственной информационной сферы в ее исторически допустимых границах с тем, чтобы она органично смогла перейти в новое качество.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Не секрет, что влиятельной силой в украинском парламенте, наиболее последовательно отстаивающей лежащие в основе информационного общества идеи долгое время являлись члены «партии зелёных». Именно в ней объединились информационно-технологическое лобби Украины и активисты экологического толка13. На недавних парламентских выборах партия не преодолела 4% барьер, тем не менее, многие из входивших в её состав политиков пришли в высший законодательный орган, что позволяет надеяться на лоббирование законодательных инициатив призванных стимулировать процессы, связанные с развитием ИО в Украине.

Если продолжать «партийную» тему, то показательным в данном случае, может стать утверждение КПУ на состоявшемся летом 2001 года пленуме ЦК Компартии Украины, новой экономической платформе партии которая, представляет собой шаг в эволюции взглядов руководства и направленно оно на реализацию модели индустриально-информационного общества в Украине.

Последний пример ярко свидетельствует о не идеологизированном характере концепции информационного общества, как и о том, что даже самые различные по идеологии партии и движения с каждым днём всё более осознают необходимость перехода к совершенно иным формам экономических взаимоотношений, обусловленных всё более возрастающей ролью ИКТ в украинском обществе и мире в целом.

МИР. ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для того чтобы ещё раз наглядно показать, какое место информационные и коммуникационные технологии занимают в современном мире и насколько необходимо активное внедрение и государственная поддержка ИКТ в Украине – снова обратимся к мировой практике.

По экспертным оценкам, стоимость интеллектуального потенциала14 современного развитого общества превышает стоимость основных фондов традиционных отраслей индустрии. Человеческий интеллект, таким образом, занимает место непосредственной и главной производительной силы новой технологической эры.

Именно сейчас, со всей очевидностью становиться понятным то, что во всём мире информация и ИКТ в экономическом плане становится гораздо важнее миллионов тонн выплавленной стали, или десятков тонн добытого золота, автомобилей, станков, бытовых приборов и всякой другой продукции индустриального века. Не секрет что в США – наиболее развитой и могущественной стране мира – год от года увеличивается число миллионеров из числа молодых людей, осуществляющих свой бизнес в области ИКТ.



По данным экономических исследований 2000 год явился историческим рубежом, когда стоимость интеллектуального продукта в международном экономическом обмене сравнялась со стоимостью товарной массы.

Естественно это привело к изменениям самого характера производства. Уже сейчас, расходы на информацию составляют в среднем три четверти добавленной стоимости современной продукции. В новой экономике покупают и продают концентрированное знание — колоссальный объем интеллектуального содержания в крошечной материальной оболочке (примером могут быть компьютерные программы, микрочипы или последние модели авиационно-космической техники, цена которых, прежде всего, обусловлена расходами по статье «исследования и разработка»).

Это становится очевидным из такого соотношения цен на промышленную продукцию:


  • продажа одного килограмма сырой нефти приносит 0,020 — 0,025 дол. прибыли;

  • один килограмм бытовой техники дает 50 дол. прибыли;

  • средняя норма прибыли от реализации одного килограмма авиационной техники составляет 1000 дол.;

  • один килограмм наукоемкого продукта в информатике и электронике позволяет получить до 5000 дол. прибыли.

Совершенно ясно, что страна, которая не развивает у себя факторы интеллектуального капитала, вообще не может рассчитывать на более-менее достойное место в мировом сообществе15.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЫБОР УКРАИНЫ.

Говоря о мире в целом, и, безусловно, учитывая общемировые тенденции, мы совершенно чётко себе отдаём себе отчёт что исторически, географически и культурно мы принадлежим к Европе.

Согласно Указа Президента Украины «Про затвердження Стратегії інтеграції України до Євросоюзу», Постановления Кабмина «Про концепцію адаптації законодавства України до законодавства Євросоюзу» и других нормативных актов, законодательство про телекоммуникации, персональные данные, электронные документы и подписи, информационный кодекс и т.д. – должны быть согласованны с нормами законодательств стран Европейского Союза.

Поэтому, учитывая это, и то, что внешнеполитический курс нашего государства стратегически направлен на вхождение в ЕС до 2007 года в качестве ассоциированного члена – весьма важно отметить, что в Украине уже созданы инфраструктурные возможности для участия в программах и проектах Еврокомиссии направленных на развитие информационного общества.

Каков же путь развития информационного общества по европейски, и каково место Украины в данном процессе?

Исполнительный орган ЕС - Европейская Комиссия - в подходе к развитию ИКТ (де-факто это подготовка «технической базы» ИО) проявила редкое для сообщества единодушие, подготовив несколько основополагающих документов. Первым и главным среди них является, без сомнения, "Доклад Бангеманна"16.

Мартин Бангеманн, комиссар Европейского Союза, являлся не единственным автором доклада "Европа и глобальное информационное общество", опубликованного в 1994 году к заседанию Европейского Совета на о. Корфу. "Доклад Бангеманна" явился результатом работы группы специалистов, в которую входили, главным образом, представители большого европейского бизнеса. Члены "группы Бангеманна" представляли в основном электронную промышленность, информационный и коммуникационный бизнес.

Докладу предшествовала публикация Белой книги "Рост, конкуренция и занятость", в которой развитие экономики и общества в целом было поставлено в непосредственную зависимость от развития ИКТ.

"Доклад Бангеманна" сразу же привлек внимание европейских политиков масштабностью подходов, концептуальным своеобразием и откровенной социальной направленностью, отличающим его, с одной стороны, от национальных политик и, с другой, от американского взгляда на завтрашнее информационное общество. На основе этого документа Европейский парламент принял план действий по переходу Европы к информационному обществу17. Согласно ему, строительными блоками информационного общества, его технологической инфраструктурой станут цифровые сети интегрированных услуг (ISDN), широкополосные линии связи, мобильная телефония и спутниковая связь.

По определению группы Бангеманна, 10 основных применений ИКТ в практической жизни станут "переходным мостиком" в информационное общество18:



  1. телеработа;

  2. дистанционное образование;

  3. сети, связывающие университеты и исследовательские центры;

  4. телематические услуги для предприятий мелкого и среднего бизнеса (электронная почта, передача файлов, видеоконференции и т.п.);

  5. компьютерное управление транспортными услугами;

  6. компьютерный контроль за воздушным сообщением;

  7. компьютерные сети в сфере здравоохранения;

  8. электронная торговля;

  9. трансевропейская сеть национальных и муниципальных административных органов;

  10. городские информационные супермагистрали.

Сегодня практическим результатом работы группы Бангеманна стали более сотни проектов, которые реализуются в странах ЕС.

Конкурентоспособные технологии и услуги, являющиеся результатами выполнения этих проектов, коммерциализируются и становятся доступными для населения стран ЕС. Работы, связанные с выполнением проектов финансируются Еврокомиссией не более чем на 50%, остальные же средства предоставляются организациями-участниками, заинтересованными внедрить в своих странах разработанные и апробированные технологии и услуги за половину стоимости разработки.

Таким образом, участие той или иной страны в подобных проектах ЕС может послужить прямым показателем заинтересованности страны в развитии у себя элементов ИО.

Если в России, в соответствии с меморандумом о развитии ИО, подписанным комиссаром Еврокомиссии Бангеманом и тогдашним вице-премьером российского правительства Булгаком, и на основе последующих решений правительства выделяются средства на участие российских организаций в программах ЕС в области ИО, то в Украине о такой поддержке пока что ничего не известно.

И проблема здесь, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в отсутствии активности украинских государственных чиновников, четкой и ясной государственной политики, органа координирующего данное направление19. Здесь есть над чем работать, если мы хотим чтобы Европейский выбор Украины стал реальностью.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В УКРАИНЕ.

Для Украины стратегическое значение имеет разработка национальной концепции развития информационного общества. От этого зависит ее место в мировом сообществе, конкурентоспособность страны в целом, развитие демократии, личности, качества жизни, создание собственной индустрии содержания, укрепление и развитие культуры, укрепление государственности, информационного единства страны.


Концепция информационного общества может послужить объединяющим идейным началом для Украины. Наряду с концепцией устойчивого развития она дает целостное видение перспектив общественного развития. Для многих привлекательной чертой этой концепции является ее не идеологизированный характер.
Поскольку технологическая база информационного общества, как говорилось выше, постепенно создается – сейчас крайне необходимо иметь сформулированную и заявленную от имени государства концепцию его развития, в которой были бы прописаны роль и место основных действующих лиц - бизнеса, государства и общественных организаций.

Наряду с этим, тактически необходимой для развития информационного общества является комплексная реализация следующего ряда задач20:



  • обеспечение приток капитала в страну путем привлечения внешних инвестиций и от экспорта высокотехнологичной продукции;

  • создание рабочих мест в наиболее перспективных высокотехнологичных отраслях;

  • противодействие процессу деградации интеллектуального потенциала нации, а также «оттока мозгов» — явлению, которое угрожает национальной безопасности Украины;

  • концентрация интеллектуального потенциала страны на приоритетных направлениях;

  • стимулирование научного развития (создание новых высокоэффективных научных коллективов, обеспечение применения высоких технологий в производственной сфере);

  • обеспечение развития личности (отработка практически наиболее эффективные и опережающие технологии непрерывного образования в сочетании с технологиями развития гармоничной личности в целом);

  • содействие общественному развитию (формирование, рассчитанного на перспективу, нового общественного уклада на основе идей высокого гражданского сознания, самоуправления, гражданского общества, социального партнерства).

У нашего государства осталось очень немного времени для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.
Если время будет упущено, то страна превратится в информационную колонию, окажется поделенной на сферы влияния между мировыми информационными "империями", во многом утратит культурную автономию.
Это может произойти незаметно и "бескровно", в результате конкурентной борьбы на рынках средств массовой коммуникации и информации, когда украинский потребитель получит большой выбор информационных и развлекательных программ и средств связи, а несовершенное и отсталое законодательство, отсутствие оперативных методов государственного регулирования не смогут защитить национального производителя, культурные ценности, развить собственные конкурентоспособные информационные ресурсы и средства их доставки населению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

И, тем не менее, завершая данный краткий экскурс, в нас должен вдохнуть оптимизм завтрашнего дня один неоспоримый факт – в Украине есть люди, которые понимают всю важность проблемы ИО для Украины и прилагают немалые усилия для того, чтобы Украина вступила в следующее тысячелетие равноправным участником информационного общества.

Более того, в украинском обществе есть все условия для создания и успешной деятельности структур информационного общества, а именно:



  • высокий образовательный и интеллектуальный уровень населения;

  • работающие в рамках аутсорсинговых схем компании по разработке программного обеспечения (интернет-контент, системный анализ, консалтинг и т.п.)- которые в очень незначительной степени зависят от основных фондов и требуют минимум энергозатрат;

  • достаточное количество квалифицированной рабочей силы (по экспертным оценкам, в Украине насчитывается 12-15 тысяч высококвалифицированных специалистов в отрасли информационных технологий);

  • большое количество незадействованных «прорывных» технологий, находящихся в стадии полной готовности к внедрению;

  • наличие ряда больших и малых индустриальных регионов с развитой производственной инфраструктурой;

  • значительная сеть мощных научных и образовательных заведений;

И всё же, на наш взгляд, главным условием будет являться обеспечение широкого понимания и поддержки обществом на всех уровнях (государство, бизнес, общественные организации) – ведущей роли науки, образования, ИКТ, и, конечно же, творческой личности в процессе государственного становления Украины и ее будущих перспектив.

Поэтому решение этой задачи, создание и успешная деятельность в Украине структур информационного общества, в основе которых лежит постоянно растущий совокупный человеческий потенциал — является основным условием успешного движения нашего общества в достойное будущее. А то, каковым будет это «завтра», зависит от каждого из нас, от его осознанного выбора, активной жизненной позиции, понимания своей роли и места в процессе становления нового государства.

Использованные источники:

  1. Європа на шляху до інформаційного суспільства : Матеріали Європейської Комісії 1994 - 1995 рр. / Державний комітет зв'язку та інформатизації України / Олег Миколайович Гальченко (заг.ред.), Валентин Миколайович Павлович (уклад.), Анатолій Васильович Цвігун (уклад.). - К., 2000. - 176 с.

  2. Інформаційне суспільство : Новини, інформація та досвід зі Сполученого Королівства. - Б. м., 1999. - 48 с. - (The British Council).

  3. Марчук Е.К., «Украина: новая парадигма прогресса.» Пер.с укр. - К.: «Аваллон», 2001. - 224 с.

  4. Мелюхин И.С., «21 век: информация и общество» - М.: Издательство МГУ, 1999г. - 208 с.

  5. Шевчук О.Б., Голобуцький О.П., «E-Ukraine. Інформаційне суспільство: бути чи не бути.» - К. : ЗАТ «Атлант UMS», 2001. - 102 с.

  6. http://www.isu.org.ua/ua/index.shtml?links

  7. http://www.e-ukraine.org.ua/links.htm

  8. http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/bell.html



1 Одним из существующих определений данного термина является «системно - деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации» - См. Урсул А. «Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки» // «Кадры партии», 1990, №2, с.71.

2 См. Pare T.P. «The new merger boom»// «Fortune». 1994. 28.XI. P. 61-68. и Lipin S. «Mergers, acquisitions set first-half record» // «The Wall Street Journal». 1995.3.VII. P. 3


3 В частности О.П. Шевчук, А.П. Голобуцкий, Е.К. Марчук и др.

4 Агентство экономического планирования (EPA: Economic Planning Agency) - "Японское информационное общество: темы и подходы" ("Japan's Information Society: Themes and Visions", 1969); Институт разработки использования компьютеров (JACUDI: Japan Computer Usage Development Institute) - "План информационного общества" ("The Plan for an Information Society",1971); Cовет по структуре промышленности (ISC: Industrial Structure Council) - "Контуры политики содействия информатизации японского общества" ("Policy Outlines for Promoting the Informatisation of Japanese Society", 1969).

5 См. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983, p. 29

6 См. Ракитов А.И. «Философия компьютерной революции» - М. 1991, с. 32-33

7 См. Toffler A. The Third Wave. - N.-Y.: Bantam Books, 1994.

8 См. Bell D. The Сoming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973

9 См. Popper K. The Open Society and Its Enemies, Routledge, 1995 (Golden Jubilee Edition, Single volume version). Routledge & Kegan Paul, 1945.

10 Можно смело утверждать, что и женщина и мужчина являются людьми, однако вряд ли кто-то будет настаивать на том, что они одинаковы при их полном сравнении. Говоря простым языком, и следуя данной аналогии, идентификация информационного общества с идеей постиндустриального или открытого общества, скорее верно по отношению к некоторым философским и социальным составляющим, чем к самой концепции в целом.

11 См. Мелюхин И.С., «21 век: информация и общество» - М.: Издательство МГУ, 1999г. ст. 128 - ст.168

12 В связи с этим, большой интерес представляет, впервые изданный в Украине, сборник официальных переводов актов европейского права в сфере телекоммуникаций, связи и информатизации.
Перевод выполнен Центром переводов актов европейского права при Министерстве юстиции Украины. Издание осуществлено «Internews» при поддержке Международного фонда «Відродження». «Internews» является международной общественной организацией, одно из направлений деятельности которой - формирование
политики, которая способствует развитию Интернет в Украине (контактный тел.+380 44 458-4440).

13 См. http://www.greenparty.org.ua/ua/about/leaders/index.php

14 Интеллектуальный потенциал нации имеет несколько составляющих, а именно:

  • систему образования (которая включает государственные и негосударственные учебные заведения);

  • компьютерное обеспечение (здесь имеет значение абсолютное и относительное количество компьютеров, их качество, степень охвата сетевой связью);

  • системы связи (где определяющими являются скорость связи, ее надежность, помехоустойчивость, защищенность от несанкционированного доступа);

  • базы данных (на печатных и электронных носителях);

  • систему науки (которая включает государственные и негосударственные научные заведения);

  • интеллектуальную собственность (в виде патентов, лицензий, ноу-хау).

15 Показательным в этом плане является заявление канцлера ФРГ Г. Шредера, по поводу стратегии развития Германии сделанное на встрече, посвященной 10-летию падения Берлинской стены: «Нас не интересует индустриальный потенциал. Нас интересует гуманитарный потенциал общества и интеллектуальный капитал. Туда мы будем делать наибольшие инвестиции, ибо именно эти факторы определяют безопасность государства в XXI веке».


16 См. Europe And Global Infromation Society. Recommendations of the high-level group on the information society to the Corfu European Council (Bangemann group). European Commission. 1994.

17 См. Europe's Way To The Information Society: An Action Plan by the European Commission. Brussels. 1994.

18 См. Europe And Global Infromation Society. Recommendations of the high-level group on the information society to the Corfu European Council (Bangemann group). European Commission. 1994., p. 29-33.

19 Практически во всех пост - советских государствах (исключая Украину) существуют рабочие органы (национальные советы или консультативные комитеты) по информационному обществу, возглавляемые обычно главой государства или правительства. Подобные органы, как правило, включают в себя представителей трех секторов общества (государство, бизнес и НГО) заинтересованных в развитии ИО в конкретном государстве, и которые успешно планируют, и координирую свою деятельность по данному направлению как внутри страны, так и вне её (международная деятельность).

20 См. Марчук Е.К., «Украина: новая парадигма прогресса.» Пер.с укр. - К.: «Аваллон», 2001. с. 188-190



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал