Информация для всех



Скачать 123.2 Kb.
Дата16.08.2017
Размер123.2 Kb.
Шаги к иформационному обществу

Алексей Демидов, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"

Шаги к информационному обществу [Текст] : реализация флагманской программы ЮНЕСКО в России / Алексей Демидов // Библиотечное дело. - 2004. - N 6. - С. . 2-5. - RUMARS-bibd04_000_006_0002_1. - Примеч.: с. 5 http://www.bibliograf.ru/issues/2004/6/25/0/449/

Равные для всех возможности доступа к официальной информации, сокровищам культуры и образования - важнейший принцип информационного общества. Но для многих стран и регионов он пока остается труднодостижимым идеалом. Воплощая этот принцип на практике, необходимо создавать условия для доступа и подготавливать человека к жизни и работе в информационном обществе.

Формирование информационного общества для человека и создание обществ знаний — основной предмет деятельности ЮНЕСКО в этом направлении. Большая часть флагманской программы ЮНЕСКО «Информация для всех» непосредственно связана с созданием инструментов для глобального информационного общества, а главное — формированием международной, региональной, национальной и местной политики в области доступа к информации и знаниям.

Российский комитет

В 2001 г. в соответствии с рекомендациями Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и решением Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО был создан Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В него вошли представители органов государственной власти, учреждений образования, науки, культуры, коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур. Комитет является связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы: участвует в формировании национальной политики в области построения обществ знаний и глобального информационного общества; осуществляет информационный обмен и строит партнерские отношения с международными и национальными структурами других стран. Распространяет в России информацию о мировых тенденциях и политике ЮНЕСКО в этой области. Принимает активное участие в подготовке российского участия во Всемирном саммите по информационному обществу (WSIS).

Деятельность Комитета направлена на пропаганду идей Программы и привлечение к ее реализации заинтересованных организаций и граждан. Главная задача — способствовать выработке современной, социально-направленной информационной политики, ориентированной на человека, развитие его знаний и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе. В соответствии с общим курсом ЮНЕСКО, Российский комитет придает особое значение сближению позиций органов власти, коммерческих структур, общественных организаций и других заинтересованных сторон в деле построения обществ знаний и глобального информационного общества.

Функцию аппарата Российского комитета Программы выполняет созданная в 2002 г. Межрегиональная общественная организация в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (МОО ВПП ЮНЕСКО ИДВ). МОО обладает правами юридического лица, имеет расчетные счета в национальной и иностранной валюте и право привлекать гранты на реализацию Программы. Региональные отделения МОО открыты в Москве, Московской и Оренбургской областях. Специально созданный в структуре Кемеровского государственного университета культуры и искусств Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса является представительством Комитета в Западной Сибири.

Среди основных партнеров Комитета — Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство информационных технологий и связи РФ, Спецсвязь России, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Постоянное Представительство РФ при ЮНЕСКО, Торгово-промышленная палата РФ, Санкт-Петербургский государственный университет, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Российская библиотечная ассоциация, Государственная Третьяковская галерея, ИПК «Кодекс», АО «Консультант Плюс», Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации», Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», Центр ПИК Минкультмассмедиа России. Сложились тесные партнерские отношения с органами власти субъектов РФ, позволяющие эффективно и целенаправленно работать с регионами. Наиболее активно с Комитетом взаимодействуют власти Брянской, Камчатской, Кемеровской, Оренбургской, Пермской, Смоленской областей.

Комитет сотрудничает с рядом международных организаций, среди которых Бюро ЮНЕСКО в Москве, Информационный центр ООН, Представительство ЮНИСЕФ в России, Проект ПРООН/ГЭФ Программы развития ООН (UNDP), Европейская Комиссия, Фонд гражданских инициатив в политике интернет (GIPI), Международная коммерческая палата (ICC).

Российский комитет считает, что помимо построения собственной информационной политики России следует участвовать в ее формировании в рамках СНГ, Совета Европы, Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Шанхайской шестерки и других региональных объединений. Пример практической работы в этом направлении — участие Комитета в проекте Европейской Комиссии «Минерва Плюс»1 и проекте по созданию электронной библиотеки «Встречи на границах: Россия — Казахстан».

Активная роль Комитета в развитии и реализации Программы «Информация для всех» — как внутри страны, так и на международном уровне — усиливает позиции России в ЮНЕСКО и ее влияние на процесс формирования международной информационной политики. На III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Париж, 4—6 мая 2004 г.) российская делегация предложила системный подход к развитию идеологии и стратегии Программы, совершенствованию методов ее работы и оценке роли самой ЮНЕСКО в формировании международной информационной политики. Это нашло поддержку и отражение в принятых Межправительственным советом документах.

В частности, безоговорочное признание получила разработанная в России на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств концепция «информационной культуры». ЮНЕСКО взяла ее на вооружение в качестве одного из приоритетных направлений Программы и бюджета на 2006—2007 гг. Межправительственный совет высоко оценил общероссийскую программу по созданию сети публичных центров правовой информации как механизма реализации принципа всеобщего доступа к информации.

Публичные центры правовой информации

Одна из базовых предпосылок формирования общества знаний — всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием, в первую очередь, правовой и официальной. По мнению российских экспертов, ее общедоступным и авторитетным источником могут стать именно публичные библиотеки.

Первый общедоступный, публичный центр правовой информации, в который каждый мог зайти с улицы и задать любые вопросы правового содержания, появился в Смоленске. Программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» (Программа ПЦПИ) начала осуществляться еще в июне 1998 г. Ее реализацию взяли на себя Министерство культуры РФ, ФАПСИ (Спецсвязь России), Российский фонд правовых реформ, администрации субъектов РФ и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». На разных этапах к реализации Программы ПЦПИ присоединялись другие государственные, коммерческие и общественные организации. Большую помощь оказали российские коммерческие производители информационно-правовых ресурсов — «Консультант Плюс» и «Кодекс», предоставившие свои продукты безвозмездно.

Сегодня публичные центры правовой информации открыты практически во всех крупных публичных библиотеках регионального и муниципального уровня, а также на базе многочисленных школ, вузов, общественных и государственных учреждений. Их услугами ежегодно пользуется более миллиона человек, что свидетельствует о большой востребованности центров. Модель, заложенная создателями Программы, получила признание и широко используется на региональном и муниципальном уровне. Только в рамках ПЦПИ уже открыто более 1200 центров (по состоянию на декабрь 2003 г.).

В рамках Программы ПЦПИ при поддержке Фонда Сороса и Национальной медицинской библиотеки был создан центр в Главном клиническом госпитале Федеральной пограничной службы. В Брянске открыты центры правовой информации на базе суда общей юрисдикции и третейского суда. При поддержке Министерства юстиции РФ создан центр на базе учреждения пенитенциарной системы — Владимирского централа. На момент их появления подобные центры не имели аналогов в мире!

В конце 2003 года в Смоленске был открыт первый электронный центр правовой и деловой информации (ЭЦПДИ). Это инициатива региона получила поддержку Минсвязи РФ в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». В рамках реализации Программы Смоленской области «Региональная сеть электронных центров и пунктов деловой и правовой информации на базе библиотек, научных и учебных заведений, центров поддержки предпринимательства Смоленской области» в Смоленске уже открыты электронные центры правовой и деловой информации — на базе Смоленской областной библиотеки и Смоленского промышленно-экономического колледжа. Всего же в области будет открыто 100 таких центров — по 45 на базе библиотек и образовательных учреждений, а 10 — на базе структур, обеспечивающих информационную поддержку бизнес-сообщества.

Смоленский опыт интересен тем, что в центре формируются интегрированные ресурсы правовой и деловой информации для граждан и представителей малого и среднего бизнеса. Услуги центра помогают предпринимателям принимать управленческие решения, а потребителям — ориентироваться на рынке товаров и услуг, эффективнее защищать свои права.

Распространением и пропагандой смоленского опыта в 2004 г. занялись Минкультуры РФ, Российский комитет Программы «Информация для всех» и Издательский дом «Равновесие». Библиотекам наиболее слабых в социально-экономическом отношении регионов России уже передано 120 информационных пакетов для комплектования новых ЭЦПДИ.

Опыт показал, что сеть ПЦПИ предоставляет замечательную возможность совместного решения государственными, коммерческими и общественными структурами масштабных социально значимых задач. Деятельность ПЦПИ в качестве посредника между властными структурами и населением способна оказать влияние на рост гражданской позиции россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь, преодолению социальной апатии.

Очевидный успех и большой общественный резонанс программы ПЦПИ побудили Комитет и Минкультмассмедиа РФ совершенствовать систему доступа населения России к общественно значимой информации — не только правовой, но и деловой, экологической, потребительской, муниципальной, образовательной, для детей и юношества, информации о здоровом образе жизни и т. д. РГБ и РНБ провели анализ обеспечения доступа населения к потребительской и экологической информации. При поддержке ведущих в этой области Российской государственной юношеской библиотеки, Брянской, Бурятской и Вологодской региональных библиотек началась разработка модельного стандарта по организации доступа к этой информации через сеть публичных библиотек. Развивается система обучения и переподготовки специалистов по этим направлениям.

Большее внимание уделено и формированию детско-юношеской информационно-правовой политике. Созданы десятки центров правовой информации на базе детских, юношеских, школьных и вузовских библиотек. С 1999 года в Смоленске проводятся ежегодные олимпиады по вопросам доступа к правовой информации среди учебных заведений области. В настоящее время изучается вопрос о более тесной координации работ в рамках Программы ПЦПИ и авторитетного проекта по созданию модели этико-правового воспитания подрастающего поколения, реализуемого в Санкт-Петербурге.

Информационная культура

Обеспечить равные возможности доступа к сокровищам культуры и образование для всех — подготовить человека к жизни и работе в информационном обществе, где успех обусловлен умением оперативно использовать максимально полную, надежную и качественную информацию, где результатами труда все чаще становится сама информация, технологии и средства ее создания, распространения и хранения — сложнейшая задача. В рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» за ее решение взялись специалисты одного из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке России центров по развитию науки и образования в сфере культуры — Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Здесь был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса (НИИ ИТ СС).

Деятельность Института направлена на реализацию двух разделов Программы ЮНЕСКО — «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» и «Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций». Само название Программы в Институте осмыслили как «информация для нас» и «информация о нас».

«Информация для нас» отражает первое приоритетное направление работы Института — подготовку различных групп населения в области поиска, анализа и использования информации как важнейшего жизненного ресурса. Это позволяет сформировать особую грань культуры современного человека — информационную. Человек, обладающий должным уровнем информационной культуры, может независимо от своего места жительства получить доступ к сокровищницам Эрмитажа и Лувра, Русского музея и Прадо, обратиться к электронным ресурсам крупнейших российских и зарубежных библиотек и информационных центров.

Тезис «информация о нас» предполагает, что жители отдаленного региона, каким является Кузбасс, не только потребители информации, но и ее создатели. Новые информационные технологии, и, прежде всего, интернет, открывают невиданные ранее возможности для превращения региональной информации во всеобщее достояние, обогащения мировой культурной палитры за счет уникального колорита отдельных регионов.

Для интеграции жителей Кузбасса в глобальное информационное общество сотрудники Института провели комплекс исследований. Их результат — разработка концепции и инструментария для формирования информационной культуры личности. В его составе — учебный курс «Основы информационной культуры личности», методики создания разнообразных информационных продуктов, тесты, позволяющие оценить уровень информационной культуры личности. Все эти материалы доступны широкому кругу читателей — издана книга «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях».

Институт активно ведет экспериментальную и просветительскую работу. В десятках школ, лицеев, гимназий, колледжей Кузбасса юные граждане по инициативе и при активной поддержке сотрудников Института изучают курс «Основы информационной культуры личности». В школьных, детских, юношеских, вузовских, публичных, научных библиотеках Кузбасса сотрудники Института внедряют технологию информационного обучения различных категорий читателей. Ведется подготовка библиотекарей психолого-педагогическим основам информационного обучения. За последние три года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Впервые в России было организовано обучение новой специальности — учителя основ информационной культуры.

Деятельность Института не ограничивается масштабами Кузбасса — поддерживаются деловые контакты со многими научными и информационными центрами России. Развитие такого сотрудничества создает благоприятную основу для социально-экономического развития Кузбасса, содействует его интеграции в глобальное информационное пространство, открывает возможности приобщения каждого сибиряка к мировым информационным ресурсам и сокровищам отечественной и зарубежной культуры. «Кемеровский проект» — как часто называют деятельность Института — один из самых ярких примеров успешного продвижения Программы «Информация для всех» в России. Благодаря созданию НИИ ИТ СС Кемеровская область стала признанным российским лидером в формировании информационной культуры.

Встречи на границах

В 2001 г. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» совместно с РГБ и Национальной библиотекой Республики Казахстан приступили к реализации проекта «Встречи на границах». Его цель — создание электронных коллекций, раскрывающих богатую многовековую историю культурно-исторических связей народов России и Казахстана, и размещение их для свободного доступа в интернете.

Назначения проекта:

• культурологическое: решение задач межнационального взаимопонимания и взаимообогащения культур, раскрытия общих ценностей народов России и Казахстана, а в известной степени и двух цивилизаций восточноевропейской, христианской, преимущественно славянской и политеистической цивилизацией тюркских степей;

• просветительское: пропаганда культурного наследия и взаимодействия народов России и Казахстана;

• научное: сформированные коллекции доступны для исследователей России, Казахстана и других стран через интернет;

• образовательное: возможность встраивания материалов электронной библиотеки в учебные курсы;

• политическое: содействие интеграционным процессам между двумя государствами;

• справочное: возможность получать необходимые фактографические сведения в режиме реального времени.

В рамках первого этапа переведены в цифровой формат книги по истории контактов России и Казахстана, традиционному праву, иллюстрации и карты, а также источники о развитии российско-казахстанских связей. Все сформированные коллекции размещаются на специализированном сайте в открытом доступе. Эксклюзивные решения по ограничению прав доступа на определенные виды ресурсов принимаются головными организациями и/или их партнерами и являются информацией, открытой для всех пользователей.

Проект является открытым для партнерского участия всех библиотек, организаций и учреждений науки, культуры и образования, архивов и музеев, а также частных лиц России, Казахстана и других стран. Он рассматривается как модельный для создания аналогичных проектов: Россия — Беларусь, Россия — Киргизстан, Россия — Узбекистан, Россия — Армения.

Сайт Проекта «Встречи на границах»: http://www.rsl.ru/mof/kaz/

«Российская Обсерватория»

В рамках компетенции Программы «Информация для всех» на портале ЮНЕСКО создана Обсерватория информационного общества. Она призвана наблюдать за международной, региональной и национальной информационной политикой, а также создать площадку для международных дебатов по проблемам равного и всеобщего доступа к информации.

Обсерватория с 2001 г. наблюдает за развитием информационной политики, изменениями в законодательстве, деятельностью различных организаций, связанной с развитием информационного общества в государствах-членах ЮНЕСКО. Основные задачи Обсерватории — распространение информации об этических, правовых и социальных аспектах развития киберпространства и содействии разработке политики в области информационных и коммуникационных технологий.

Российский комитет принимает активное участие в деятельности Обсерватории. В результате PR-кампании Комитета по поддержке Обсерватории, многие россияне узнали о ее целях и задачах, а самые активные приняли участие в формировании каталога ссылок на соответствующие российские ресурсы. Сегодня русскоязычный раздел Обсерватории портала ЮНЕСКО один из самых насыщенных и информативных.

В 2004 г. Комитет передал ЮНЕСКО для размещения в Коллекции национальных законов об авторском праве (один из разделов Обсерватории) тексты российских законов в этой области. Они поступили от одного из наиболее активных партнеров Комитета — Информационно-правового консорциума «Кодекс». Не останавливаясь на достигнутом, Комитет принял решение о необходимости перехода от количественного охвата профильных ресурсов к формированию качественной базы данных по источникам информации и знаний, прежде всего, законодательства по проблемам информационного общества. Первым шагом в этом направлении стало размещение на сайте Комитета полного собрания официальных текстов российских законов, регулирующих вопросы авторского права, предоставленных ИПК «Кодекс».



Сайт российского сегмента Обсерватории: iso.ifap.ru
Каталог: docs -> pubs -> p1638
p1638 -> Неформальное, информальное образование и медиаобразования: политика и практика для целей развитие критического мышления и формирования информационной безопасности личности
p1638 -> Демидов А. А. Медиаобразование 4-2012 с. 33-36 Рефлексия по поводу развития кинообразования в современной России Волею Волею Судьбы три года назад оказался в Северной столице и помимо развития моо «Информация для всех»
p1638 -> А. А. Демидов, научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования
pubs -> Законодательство штата Техас о спорте Москва 2012 ; 349. 23; 34. 096; 347. 83; 340. 13
pubs -> Революция vs демократия
pubs -> Вариации длиною в жизнь
pubs -> А. А. Козлова О. Ю. Синяева
pubs -> Молдавия: этнополитика в исторической памяти Владимир Штоль – доктор политических наук, профессор, главный редактор журнала «Обозреватель–Observer»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал