Информация Об итогах проведения



Скачать 294.05 Kb.
Дата18.10.2016
Размер294.05 Kb.


Информация

Об итогах проведения

коллективно–договорной кампании в 2010 году

Система социального партнерства в Российском профсоюзе работников культуры (далее - Профсоюз) на федеральном уровне представлена отраслевыми соглашениями, заключенными:

- с Министерством культуры Российской Федерации (далее - Министерство);

- с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (далее - Агентство);

- с Межрегиональным объединением работодателей полиграфической промышленности;

- 2 соглашениями с творческими союзами РФ: журналистов и театральных деятелей;

- с Российской Ассоциацией библиотек;

- с Ассоциацией школ искусств;

-с Ассоциацией парков и производителей аттракционов;

- 4 соглашения о социальном партнерстве с Ассоциациями издателей, книгораспространителей, социального туризма, художественных промыслов;

- соглашение о сотрудничестве между Центральным комитетом Белорусского профсоюза работников культуры и Центральным комитетом Российского профсоюза работников культуры.

Развитие социального партнерства на

региональном уровне.

В 2010 году реализация обязательств социального партнерства членских организаций РПРК с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территориальном, региональном и муниципальном уровнях осуществлялась в сложных социально – экономических условиях, обусловленных негативным влиянием мирового финансового кризиса.

По данным отчетов по форме ТДК-2 в 2010 году увеличилось число отраслевых территориальных соглашений до 501 (108 %) против 462 (91,2%) в 2009 году.

Наибольшее количество соглашений действует в Амурской (14), Белгородской (17), Брянской (17), Владимирской (16), Ивановской (19), Кировской (22), Кемеровской (35), Курской (29), Московской (25), Нижегородской (33), Новосибирской (19), Оренбургской (15), Орловской (35), Рязанской (24), Саратовской (38), Свердловской (37), Смоленской (10), Тверской (17), Тюменской (15), Челябинской (25) областях, республиках Башкортостан (36), Кабардино – Балкария (13), Карелия (14), Саха (Якутия) (39), Северная - Осетия (12), Татарстан(39), Удмуртия (29), Чувашия (11), Краснодарском (55), Пермском (18), Приморском (11), Ставропольском краях (17).

В числе территориальных соглашений третью часть составляют соглашения о сотрудничестве, заключенные на муниципальном уровне.

Отраслевыми соглашениями всех уровней определяются размеры минимального размера оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защищённости работников в дополнение к гарантиям, установленным законодательством, вопросы льготного пенсионного обеспечения отдельных категорий работников, повышения размеров гарантированных выплат, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинского страхования и других преференций за счёт средств организации (предприятия).

Увеличилось количество коллективных договоров до 9023 (76%) против 8884 (74%) в 2009 году, в том числе по формам собственности: федеральной до 100 против 98 в 2009 году, на муниципальном уровне до7318 против 7104 в 2009 году.

Действием коллективных договоров защищено более 466 тысяч 599 человек или 74% работающих (2009г.- 63%):

Центральный федеральный округ

Области: Белгородская - 100%, (2009г.-99%), Брянская 94% (2009г.-91%), Владимирская 77% (2009г. -62%), Воронежская – 75% (2009г.-72%), Ивановская на уровне 2009г.-74%, Калужская 78% (2009г.-92%), Костромская 56%, (2009г.-53%), Курская на уровне 2009г.-97%, Липецкая 85% (2009г.- 90%), Московская 40% (2009г.-38%), Орловская 92% (2009г 89%), Рязанская 64% (2008г.-72%), Смоленская 96% (2009г.-95%), Тамбовская 70% (2009г.-67%), Тверская 88% (2009г- 87%), Тульская 96% (2009г. - 94%), Ярославская 56% (2009г.-55%).



Приволжский федеральный округ

Республики: Башкортостан на уровне 2009г. - 96%, Марий Эл 99% (200г.-98%,), Мордовия 74% (2009г.-72%), Татарстан на уровне 2009г.- 92%, Удмуртия на уровне 2009г.- 8%,, Чувашия 98% (2009г.-97%), Пермский край 73% (2009г.- 78%; области: Кировская 82% (2009г.-62%), Нижегородская 74% (2009г.-43%), Оренбургская 75% (2009г.-89%), Пензенская на уровне 2009г.- 88%,), Самарская 88% (2009г.-82%), Саратовская 98% (2009г.-95%), Ульяновская 76% (2009г.-57%).

Южный федеральный округ

Республики: Адыгея 76% (2009г.-71%), Калмыкия 84% (2009г.-80%), Краснодарский край 99% (2009 -63%) области: Астраханская 100% (2009г.-51%), Волгоградская на уровне 2009г. - 57% , Ростовская на уровне 2009г.- 96%

Северо- Кавказский федеральный округ

Республики: Дагестан 36% (2009г - 73%), Ингушетия (не представлен), Кабардино - Балкария 42% (2009 г.-49%, Карачаево - Черкесская 98% (2009г.- 89%,), Северо - Осетинская 61% (2009г.-59%), Ставропольский край на уровне 2009г.- 94%.,

Северо - Западный федеральный округ

Республики: Карелия 92% (2009г.-91%), Коми (не представлен); области: Архангельская 67% (2009г.-64%), Вологодская (не представлен), Калиниградскаяна уровне 2009г.- 81%, Мурманская 65% (2009г.-68%), Новгородская 76% (2009г.-74%), Псковская 74% (2009г.-65%), Санкт - Петербург и Ленинградская области 26% (2009г.-24%).

Уральский федеральный округ

Области: Курганская на уровне 2009г.-96%, Свердловская 75% (2009г.-66%), Тюменская 61% (2009г.-51%), Челябинская 72% (2009г.-67%)..

Сибирский федеральный округ

Республики: Алтай 92% 2009г.-88%), Бурятия на уровне 2009г.- 89% , Тыва (не представлен), Хакассия (не представлен), края Алтайский на уровне 2009г.- 65%, Красноярский на уровне 2009г.--59%; области: Иркутская (не представлен), Кемеровкая 80% (2009г.- 64%), Новосибирская 88% (2009г.-78%), Омская на уровне 2009г. - 66%, Томская на уровне 2009г - 98%, Читинская 68% (2009г -71%). Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия) 96 % (2009г -(94%), края: Приморский 77% (2009г.-87%), Хабаровский 91% (2009г.-93%), Амурская 100% (2009г.-94%), Камчатская на уровне 2009г., Магаданская (не представлен), Сахалинская 55% (2009г.-52%), Еврейская (не представлен) области.
О социально – экономическом положении работников культуры РФ

В отчетный период деятельность Профсоюза, территориальных и первичных организаций были направлены на выполнение задач по формированию эффективной системы государственных гарантий в части оплаты труда работников культуры и внесению изменений в действующее законодательство.

Приоритетными оставались вопросы, связанные с повышением и своевременной выплатой заработной платы, сохранением в полном объеме стимулирующих выплат и льгот по коммунальным услугам работающим в сельской местности, установлением дополнительных льгот и компенсаций работникам, содействием занятости, оздоровлением и санаторно – курортного лечения, а также организации детского летнего отдыха.

Анализ выполнения обязательств территориальных соглашений и коллективных договоров показывает, что власть фактически “заморозила” заработную плату работников бюджетных учреждений, вопреки установленной Трудовым кодексом РФ норме, предусматривающей повышение реального содержания заработной платы с учетом потребительских цен и тарифов на товары и услуги.

Уровень оплаты труда работников культуры остается по-прежнему несоизмеримо низким по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью их труда. По данным Росстата, за IV квартал 2010 года ниже прожиточного минимума заработную плату получают 25,4% работников - в сфере культуры, 17,6% - в здравоохранении, 23,3% - в образовании.

Мониторинг по ситуации с заработной платой в бюджетных учреждениях культуры в субъектах РФ показывает, что новая система оплаты труда, о которой власти говорили, как о большом успехе, надежды работников культуры в целом не оправдала.



По состоянию на 01.01.2011г. НСОТ в отрасли полностью введена в 59 субъектах РФ, частично – в 6, введено с увеличением ФОТ - в 47 субъектах. Не введена – в 18 субъектах.

При увеличении фонда оплаты труда (ФОТ) учреждений от 5% (Саха Якутия) до 50,6% (областные учреждения Ульяновской области), а также без увеличения ФОТ (Брянская и Воронежская области).

В большинстве регионов Российской Федерации при введении НСОТ была осуществлена оптимизация штатной численности работников учреждений, а также ликвидация учреждений культуры (Брянская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Оренбургская, Саратовская области и др). В ряде регионов отмечается ликвидация учреждений культуры, сокращение численности работников культурно-просветительных учреждений на селе, перевод работников на сокращенный график работы (Брянская, Ивановская, Воронежская, Псковская, Тверская области).

Например, только в Воронежской области оптимизация сети учреждений культуры в 2010г. коснулась сельских Домов культуры и библиотек. В муниципальных учреждениях культуры штатная численность уменьшена на 528 единиц, 466 человек переведены на неполный рабочий день.

По данным статистической отчетности средняя заработная плата работников федеральных государственных учреждений культуры в 2010 году составила 23285 руб. (2009г.- 21600 руб.)

На основании данных статистической отчетности за 2010 г. средняя заработная плата работников культуры по отрасли составляет 11583 руб. (2009г – 10666 руб.), что составляет - 56,3 % от средней заработной платы по экономике в целом за этот же период.



Рост заработной платы 2010г. к 2009г. – 13,9%, 2010г к 2008 – 21,6% , 2009г. к 2008г – 6,7%.

Базовые оклады, установленные в результате перехода на НСОТ ниже минимального размера оплаты труда, и в основном имеют значения от 2300 до 4000 рублей. Несмотря на увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников учреждений культуры в 2010г. по сравнению с 2009г., ее уровень остается крайне низким. Так, среднемесячная заработная плата на 01. 01.2011г. в областных государственных и муниципальных учреждениях культуры составила:



- в библиотеках – 7109 руб.;

- в музеях – 7675 руб.;

- театрально – концертных учреждениях – 10925 руб.;

- клубных муниципальных учреждениях – 5753 руб.

Следует отметить, что заработная плата работников федеральных учреждений культуры также находится на низком уровне.



***

Для сокращения указанного разрыва Министерству культуры Российской Федерации необходимы дополнительные ассигнования из федерального бюджета в сумме 6787,6 млн. рублей, в том числе:

- для учреждений культуры – 4201,3 млн. рублей;

- для учреждений образования – 2293,9 млн. рублей;

- для учреждений науки – 292,4 млн. рублей.

В непростой экономической ситуации осуществлялось исполнение обязательств отраслевых территориальных соглашений и коллективных договоров.

Происходило ужесточение позиций работодателей, а в некоторых случаях ими предпринимались попытки пересмотра в одностороннем порядке коллективных договоров в сторону снижения ранее достигнутых результатов. Территориальным организациям профсоюза приходилось прилагать большие усилия, чтобы противостоять попыткам некоторых работодателей произвести оптимизацию затрат на деятельность организаций за счет наемных работников.

Исполнение обязательств, взятых на себя сторонами в современных экономических условиях обсуждались на заседаниях РТК субъектов РФ, пленумах и президиумах территориальных организаций Профсоюза. Представители территориальных организаций профсоюза принимали участие в подготовке вопросов на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально – трудовых отношений.

В ряде регионов возникла необходимость обращения в государственные органы власти по вопросу сохранения сети учреждений культуры, рабочих мест, своевременной выплаты заработной платы и бюджетного финансирования на 2010 г.

Так, неоднократные обращения Алтайской краевой, Белгородской, Брянской, Владимирской, Карельской, Кемеровской, Кировской, Краснодарской, Марийской, Московской (областной), Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Санкт – Петербургской и Ленинградской области, Саратовской, Свердловской, Ставропольской, Тверской, Челябинской, Чувашской и Ярославской территориальных организаций профсоюза к Губернаторам, в правительства и законодательные собрания позволило принять ряд нормативно – правовых актов по вопросу дополнительного финансирования на введение НСОТ, своевременной выплате заработной платы, сохранению численности работающих, предоставлению льгот специалистам, проживающим и работающим на селе.
Социальные гарантии и компенсации

Сегодня, когда культура приобретает исключительное значение для консолидации нашего общества, особенно важным и актуальным является защита социально – экономических и трудовых прав работников отрасли.

Среди мер социальной поддержки следует выделить повышение размера заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат специалистам учреждений культуры, оказание дополнительной финансовой поддержки в условиях удорожания продуктов питания и роста тарифов на коммунальные услуги.

- в Алтайском крае постановлением, утвержденным Губернатором, закреплены правовые акты, затрагивающие вопросы социально-трудовых отношений.

Органам исполнительной власти Алтайского края поручено обеспечить согласование с соответствующими краевыми организациями профсоюзов проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы регулирования социально-трудовых отношений. Представители краевых организаций профсоюзов примут участие в работе комиссий по распределению средств федерального и краевого бюджетов на оказание работодателям мер государственной поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов.

При проведении социальной экспертизы инвестиционных проектов и при подготовке предложений об отнесении работодателей к категориям «социально ответственный работодатель» и «социально ориентированный работодатель» будет также учитываться мотивированное мнение профсоюзов.

Органам местного самоуправления Алтайского края при принятии муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы регулирования социально-трудовых отношений, также рекомендовано учитывать мнение координационных советов председателей профсоюзных организаций. Также оно будет учитываться при принятии решений о предоставлении работодателям муниципальной поддержки.



- в Белгородской области доля расходов на культуру в консолидированном областном бюджете составила 5,5%.

Губернатором и Правительством Белгородской области по согласованию с Управлением культуры и Профсоюзом принято решение и дано указание главам муниципальных районов и городских округов по доведению размера среднемесячной заработной платы специалистов учреждений культуры с 01.01.2011г. до 10000 рублей. Социальные выплаты и компенсации осуществляются в рамках действующих областных программ: «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009 – 2013 годы», «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 – 2014 годы», «Капитальный ремонт сельских учреждений культуры в населенных пунктах области на 2011 – 2013 годы» и др. В результате осуществления мероприятий, предусмотренных Программами, в 2010г удалось сохранить сеть учреждений культуры, искусства и Детских школ искусств полностью.

На лечение и оздоровление работников культуры в 2010г. Профсоюзом израсходовано свыше 1 млн. рублей.



- в Брянской области в результате осенних коллективных действий профсоюзов непроизводственной сферы «За достойный труд» с 1 января 2010г. повышены на 10% оклады работникам культуры и искусства и преподавателям ДШИ. С 1 сентября 2010г. преподавателям ДШИ установлена единовременная социальная выплата в размере 1000 рублей. Сохранены стипендии Брянской областной Думы и Администрации области творческому составу областного драмтеатра, ТюЗа и театра кукол в размере от 670 до 1235 рублей (ежемесячно), именные стипендии областного управления культуры в размере 1200руб.

Сохранена компенсационная выплата по коммунальным услугам специалистам, работающим в сельской местности в размере 3000 рублей, материальная помощь к отпуску 2000 рублей. По инициативе Профсоюза горсоветом утвержден «муниципальный» грант для пятидесяти преподавателей городских ДШИ г. Брянска в размере 50 тысяч каждому.



- во Владимирской области в целях повышения результативности работы по обеспечению выполнения обязательств соглашения между Департаментом по культуре администрации Владимирской области и Владимирской областной организацией Российского профсоюза работников культуры на 2010-2012 годы внедрена практика совместного рассмотрения проблемных ситуаций и проведения проверок обращений работников культуры и искусства, поступающих как в Департамент, так и в Профсоюз.

Профсоюзной стороной внесены соответствующие изменения в отраслевое соглашение с Департаментом по культуре администрации Владимирской области в части установления дополнительных социальных гарантий педагогическим работникам в связи с новым порядком проведения аттестации.

Проведены переговоры с Администрацией области о внесении изменений в «Положение о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений культуры», утвержденное Постановлением Губернатора области №622 от 4 сентября 2008 года и в «Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли образования» №544 от 30.07.2008 г. в части повышения базовых должностных окладов и ставок на 6,5%. Кроме того, областная профсоюзная организация вышла с предложением внести изменения в части осуществления выплат за стаж работы, выслугу лицам, работающим по совместительству.

По согласованию с Администрацией области в адрес органов местного самоуправления направлены «Методические рекомендации по установлению примерных целевых показателей эффективности деятельности работников муниципальных учреждений культуры».

- в Республике Калмыкия удалось сохранить стимулирующие выплаты работникам, награжденным знаком Минкультуры России «За достижения в культуре», Почетными грамотами Минкультуры России и Российского профсоюза работников культуры: им выплачивается ежемесячная надбавка в размере 15% должностного оклада. Молодым специалистам при стаже работы до 3-х лет установлена доплата в размере 20% должностного оклада.

- в Республике Карелия заслуживает внимания опыт работы Совета организаций профсоюзов (культура, образование, здравоохранение) с Главой городского округа и Союза работодателей города Петрозаводска.

В рамках социального партнерства профсоюзам удалось добиться улучшения условий труда работников культуры: принято решение о строительстве нового здания ДШИ и детского сада для детей работников бюджетной сферы. Найдено помещение для центральной городской библиотеки и библиотек – филиалов №№ 8 и 11. Соглашением предусмотрено выделение финансовых средств в полном объеме на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями в размере, не ниже текущей потребности.

- в Кемеровской области, несмотря на финансовые трудности, продолжает действовать национальный проект «Культура». Администрацией области на исполнение проекта в 2010г. было выделено 4,2 млрд. рублей.

В ходе реализации проекта «Культура» продолжалась работа по совершенствованию и улучшению условий труда и быта работников культуры.

Средняя заработная плата у работников культуры увеличилась на 3% по сравнению с прошлым годом и составляет 9913 рублей.

Неработающим членам творческих Союзов Кемеровской области (95 человек), находящихся в трудной жизненной ситуации, выплачивается Губернаторская стипендия в размере 3000 рублей. Вдовам (вдовцам) работников искусства, удостоенных звания «Народный», «Заслуженный» выплачивается по 5000 рублей.

Ежегодно присуждается 20 Губернаторских премий за творческие достижения в театральном искусстве по 20000 рублей и 10 премий имени Народного артиста СССР Бориса Штоколова по 3000 рублей в государственном автономном учреждении Кемеровской области «Кемеровская областная филармония». Администрацией области работникам культуры было выделено 20 квартир.

Капитально отремонтированы и подверглись реконструкции все областные театрально – зрелищные организации: закончен первый этап капитального ремонта здания музыкального театра имени А. Борова (г. Кемерово), драматического театра имени С. Орджоникидзе (г. Новокузнецк).

- в Кировской области в Положении по оплате труда на всех уровнях (областном, городском и муниципальном) сохранены выплаты стимулирующего характера за:

- интенсивность и высокие показатели работы от 10 до 30%;

- стаж непрерывной работы – от 5 до 35 %;

- наличие Почетного звания «Заслуженный работник культуры» - 30%;

- получение ведомственных грамот и значков – 10%.

Всем работникам культуры, работающим на селе, выплачивается надбавка в размере 25%.

В дополнение к государственному страхованию осуществляется страхование членов профсоюза, получивших увечье на производстве.

- в Краснодарском крае в ходе реализации краевой Программы реформирования региональных финансов отрасли «Культура, искусства и кинематография» Профсоюз проводил разъяснительную работу с руководителями муниципальных учреждений культуры о необходимости сохранения рабочих мест, повышения уровня заработной платы за счет дополнительно выделенных финансовых средств, полученных из внебюджетных фондов, а также повышения качества оказания услуг населению.

По данному вопросу было подготовлено и заслушано на трехсторонней комиссии сообщение краевого комитета профсоюза.

Администрация и профком краевой библиотеки имени А.Пушкина (г.Краснодар), в связи с отсутствием собственных средств на оздоровление и отдых работников, ежегодно заключает договоры с Детским санаторным комплексом «Жемчужина России» в г. Анапа на открытие пунктов выдачи литературы.

Таким образом, специалисты библиотеки, обслуживая читателей, в свободное от работы время имеют возможность отдохнуть на территории санаторного комплекса. По условиям договора работники обеспечиваются также трехразовым питанием и проживанием в санатории.

В муниципальных образованиях Краснодарского края заключено 29 двусторонних отраслевых соглашений между отделами культуры и городскими (районными) организациями профсоюза работников культуры.

Так соглашением Сочинского горкома профсоюза сохранены 25% повышение должностных окладов специалистам учреждений культуры в сельской местности. Они также освобождены от оплаты за жилье и коммунальные услуги.



- в Московской области в областном отраслевом соглашении с Министерством культуры Московской области на 2010 – 2013 гг. сохранены доплаты за: почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ», «Заслуженный работник культуры Московской области», к должностным окладам работников культуры (за выслугу лет, профессиональное мастерство), частичная оплата коммунальных услуг на селе.

Муниципальным образовательным учреждениям дополнительного образования детей (ДМШ, ДШИ) из внебюджетных средств и средств экономии предоставляется материальная помощь работникам, уходящим на пенсию по старости, неработающим пенсионерам в соответствии с перечнем выплат материальной помощи. Размер минимальной заработной платы составляет 6700 рублей. По инициативе Профсоюза в «Первом Московском областном музыкальном колледже» (городской округ Коломна) проведена аттестация рабочих мест за счет фонда социального страхования. По ее результатам работникам установлены компенсационные выплаты.



- в Республике Мордовия работникам ЦБС (с высокой степенью загруженности) городского округа Саранска предоставляется дополнительно 2 часа в неделю для повышения профессионального уровня. В ДМШ № 6 – членам комиссии по охране труда предоставляется оплачиваемый отпуск (2 дня) для обучения вопросам охраны труда.

- в Орловской области продолжалась работа по созданию трехсторонних комиссий в муниципальных образованиях области: в Болховском, Новодеревеньковском, Ливенском, Мценском и Урицком районах. В рамках социального партнерства по инициативе Профсоюза в Залегощенском районе установлены коммунальные льготы работникам сельских учреждений культуры, а также положительно решен вопрос о возврате 30% надбавки работникам культуры Новодеревеньковского района.

- в Пермском крае принят закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно – коммунальных услуг». Профсоюзу удалось в Положении об оплате труда муниципальных учреждений культуры г. Перми установить специалистам минимальный базовый оклад в размере 5300 рублей, что значительно повысило тарифную часть заработной платы работников.

- в Приморском крае Соглашением между Дальнегорской городской профсоюзной организацией работников культуры и городским управлением культуры предусмотрена оплата работникам проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации.

- в Псковской области Профсоюз занимал принципиальную позицию по сохранению сети учреждений культуры в сельской местности при осуществлении перевода бюджетников на НСОТ. С участием органов исполнительной власти проведены совещания по вопросу ненадлежащего оформление документов, необоснованному сокращению штатной численности учреждений культуры и ДШИ, существенном сокращении выплат компенсационного и стимулирующего характера.

- в Ростовской области при существенном уменьшении численности работников в учреждениях культуры и искусства общее количество коллективных договоров не только сохранено, но и увеличено на 11.

- в Самарской области председателям пяти профсоюзных комитетов, активно участвующих в заключении и исполнении обязательств коллективных договоров, предусмотрена доплата от 500 до 2500 тысяч рублей.

- в Санкт Петербурге и Ленинградской области после длительного обсуждения на трехсторонней комиссии социально – экономического положения бюджетников профсоюзной стороне удалось добиться увеличения ставки базовой единицы в системе оплаты труда. В Законе «О бюджете Санкт – Петербурга на 2011г. и плановый период 2012 – 2013 гг.» установлены размеры базовой единицы ставки: с 01 января 2011г. – 6463 рублей, с 01 января 2012г. – 6948 рублей, с 01 января 2013г – 7434 рублей.

Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Санкт – Петербурге» на 2011г. установлен МРОТ в размере 7300 рублей.

- в Саратовской области в результате Обращения делегатов отчетно – выборной конференции областной профсоюзной организации к Губернатору Саратовской области положительно решен вопрос об индексации заработной платы работников культуры в 2011г. в размере 10% вместо 6,5%, принятых на федеральном уровне.

Территориальным соглашением работникам учреждений культуры и искусства установлены надбавки за выслугу лет в размере от 5 до 30%.

В коллективных договорах предусмотрены отчисления работодателем денежных средств на культурно – массовую и физкультурно – спортивную работу из внебюджетного фонда: в ТЮЗе имени Ю. П. Киселева – 2%, в Областной библиотеке для детей и юношества имени А. С. Пушкина – 100000 рублей в год, в ОАО Издательство «Слово» - 0,15% от фонда заработной платы.

- в Республике Саха (Якутия) рескомом подготовлены и направлены в профорганизации «Методические рекомендации по организации социального партнерства». В Алданском районе с Администрацией подписано дополнительное соглашение, в котором закреплены коммунальные льготы работающим в сельской местности: бесплатно выделяется 5 куб. дров (имеющим печное отопление), работникам культуры установлена 50% скидка стоимости абонемента на посещение плавательного бассейна, а также оплачивается одна путевка в год (на лечение, либо отдых) из внебюджетных средств.



Вопросы выполнения соглашений и коллективных договоров регулярно освещаются на страницах профсоюзной газеты рескома профсоюза работников культуры Республики Саха (Якутия) «Голос Профсоюза».

- в Республике Северная Осетия - Алания заключено соглашение о сотрудничестве с Гострудинспекцией РФ по Республике северная Осетия – Алания, позволяющее осуществлять контроль за исполнением обязательств коллективных договоров и соглашений в учреждениях культуры и искусства.

Удельный вес охвата коллективными договорами – 61% (2009г.-56%).

- в Свердловской области в результате планомерной работы по развитию социального партнерства вновь подписаны соглашения в муниципальных образованиях Карпинского, Полевского, Порошинского, Асбестовского горкомов профсоюза. На основании единого соглашения осуществляются социальные выплаты работникам малочисленных организаций культуры в Каменском и Алапаевском муниципальных образованиях. Это сельские Дома культуры и библиотеки, с числом работающих от 3 до 7 человек.

В отраслевом соглашении между Министерством культуры и туризма Свердловской области и Свердловской территориальной организацией профсоюза работников культуры на 2011 – 213гг. предусмотрена материальная помощь работникам библиотек в размере должностного оклада при выходе на пенсию, надбавки за выслугу лет в размере от 10 до 40% дипломированным специалистам культурно – досуговых учреждений.

Главами муниципальных образований Камышловского городского округа установлены премии в размере 2000 рублей победителям в номинациях: «Лучший библиотекарь», «Лучший преподаватель ДМШ», «Лучший работник культуры».

Соглашением между администрацией Каменск – Уральского городского округа, работодателями и городскими организациями профсоюзов работников культуры работникам выделяется ежемесячно от 8 до 10 путевок в местный санаторий «Каменская здравница». За работу без больничных листов специалистам предоставляется дополнительно от 3 до 6 дней к отпуску.

- в Смоленской области в коллективном договоре ОФО «Смоленская городская типография» при освоении нового производственного процесса работникам предусмотрены гарантии в виде сохранения средней заработной платы. Увеличен размер выплат суточных – 700 рублей.

Профсоюз добивается льгот не освобожденным от основной работы председателям профсоюзных комитетов в виде дополнительных дней к отпуску за счет средств работодателя. В 2010г этого удалось добиться в ДШИ №2, ДШИ № 7 и ДХШ г. Смоленска.

- в Ставропольском крае утверждены и выплачиваются ежемесячно стипендии Губернатора Ставропольского края:

- 40 стипендий для известных деятелей культуры и искусства в течение года по одной тысяче рублей;

- 11 стипендий одаренным студентам – 430 рублей;

- 15 стипендий одаренной творческой молодежи в области искусства по одной тысяче рублей.

За два последних года улучшены жилищные условия 59 молодых специалистов и работников культуры на селе, в том числе – 26 человек по льготной стоимости жилья. По инициативе краевого комитета профсоюза работников культуры из краевого бюджета (методом софинансирования) на 2011г. выделено 3 млн. рублей на приобретение жилья работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности.



25 марта – День работника культуры объявлен в Ставропольском крае выходным днем для работников отрасли.

Из краевого фонда Профсоюза «Солидарность» выделено 30 тысяч рублей пострадавшим от стихийных бедствий и тяжелых заболеваний.

- в Тверской области отраслевым соглашением, заключенным с Департаментом культуры Тверской области установлены компенсационные выплаты (надбавки) за работу в сельской местности – 25%, а молодым специалистам - 50%. Артистическому и художественному персоналу организаций исполнительского искусства – 15 % за ненормированный режим работы.

Пунктом 4.3 соглашения установлен региональный критерий массового сокращения в учреждениях культуры Тверской области (единовременное сокращение численности или штата работников организации): 15-19 человек при численности работающих от 300 до 500 человек и более, либо 5% и более от общей численности работающих в организации.

В 2010г. Профсоюзу удалось возобновить работу медицинского пункта ОАО «Торжокский завод полиграфических красок».

- в Тюменской области в коллективных договорах учреждений культуры г. Тобольска закреплены и выполняются обязательства, предусмотренные соглашением между Комитетом по культуре администрации города и Тобольской организацией профсоюза работников культуры, направленные на социальную поддержку работников культуры. Производятся единовременные выплаты: в случае пожара, кражи имущества, наводнения – в размере 4000 рублей, при достижении пенсионного возраста – в размере трех должностных окладов, молодым специалистам, прибывшим на работу по направлению – в размере двух минимальных размеров оплаты труда, на оплату высокотехнологичных медицинских услуг – до 25% от стоимости, но не свыше 25000 рублей на одного человека в течение календарного года.

- в Челябинской области расширяется практика заключения трёхсторонних соглашений, в которых сторонами социального партнёрства выступают администрации городских округов и муниципальных районов, управлений (комитетов) по культуре и территориальных организаций профсоюза работников культуры. Положительным моментом является то, что средства на предоставление дополнительных льгот и социальных гарантий закладываются в бюджет, гарантом выполнения принятых обязательств выступают органы местного самоуправления. Такие соглашения действуют в гг. Златоусте, Копейске, Верхнем Уфалее, Кунашакском, Карталинском, Увельском муниципальных районах.

В феврале 2010 г. состоялась встреча руководства Законодательного собрания Челябинской области, Челябинского регионального отделения ВПП «Единая Россия» с представителями Федерации профсоюзов области и председателями областных профсоюзных организаций образования, здравоохранения, культуры. Главной темой встречи были вопросы социальной поддержки работников бюджетной сферы, вопросы, связанные с оплатой труда, оздоровлением работников образования, здравоохранения, культуры, решение жилищной проблемы, сохранение кадрового потенциала и ряд других вопросов.

Руководители Законодательного собрания сообщили о мерах, принятых для сохранения ранее установленных льгот и гарантий социальной поддержки работников бюджетной сферы.

Несмотря на сложное финансово-экономическое положение области в период кризиса в результате переговоров социальных партнёров, многочисленных обращений областной профсоюзной организации в органы законодательной и исполнительной власти области работникам культуры были сохранены следующие меры социальной поддержки:

- льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для специалистов, работающих и проживающих в сельских населённых пунктах и рабочих посёлках:

- повышенные на 25% тарифные ставки (оклады) специалистам, работающим в сельских населённых пунктах;

- меры социальной поддержки библиотечным работникам в соответствии с Законом о библиотечном деле в Челябинской области (дополнительные дни к отпуску, надбавка за выслугу лет, лечебное пособие);

- выплата «тринадцатой» зарплаты;

- выплата грантов Губернатора Челябинской области в сфере культуры и искусства.

В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 29 января 2010 г. № 23 общий объем средств областного бюджета, направляемых на выплату грантов Губернатора Челябинской области в сфере культуры и искусства, составляет 100 млн. рублей (было 50 млн. руб.). Суммы предоставленных грантов Губернатора Челябинской области в сфере культуры и искусства в полном объеме направляются на стимулирующие выплаты руководящему, художественному и артистическому персоналу грантополучателя.



С 1 сентября фонд оплаты труда работников бюджетной сферы был увеличен на 10%.

В ходе колдоговорной кампании профсоюзные организации особое внимание обращали на включение в территориальные соглашения и коллективные договоры пунктов, обеспечивающих материальное стимулирование работников.

Так, Трёхсторонним соглашением между администрацией Златоустовского городского округа, Управлением культуры и городской организацией РПРК предусмотрена выплата ежемесячной надбавки в размере 40% молодым специалистам. Сохранен объём расходов и финансирования сферы культуры при формировании бюджета Златоустовского городского округа в размере не менее 5,5% городского бюджета, увеличена стимулирующая часть фонда оплаты труда учреждений культуры, детских музыкальных школ и школ искусств не менее чем на 30% ФОТ.

Стороны соглашения обязуются принять программу обеспечения жильём работников культуры и искусства г. Златоуста по договорам социального найма.

- в Республике Чувашия с целью создания условий для дальнейшего развития культурного потенциала Чувашской Республики и в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике», в 2010г. модернизировано 45 районных Домов культуры. В рамках целевой программы «Культура Чувашии: 2006-2010 годы» в истекшем году велись работы по реконструкции объектов культуры, в т. ч. Чувашского государственного художественного музея, Чувашского государственного театра оперы и балета, Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Кабинетом Министров Чувашии приняты нормативные акты, направленные на реализацию творческих, инновационных проектов и поддержку малообеспеченных слоёв населения, проживающих в Чувашской Республике. 1000 молодых специалистов и студентов получили Президентскую стипендию за творческую целеустремлённость (размер стипендии 1800 рублей).

После передачи полномочий по культуре в сельские поселения, каждая профорганизация заключает коллективный договор отдельно с каждым главой сельского поселения.

- в Ярославской области в региональное трехстороннее соглашение включено предложение обкома профсоюза работников культуры об установлении тарифной части заработной платы бюджетников на уровне, не ниже 70% от общего ее размера, а также обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы путем ее индексации с учетом роста потребительских цен.



По данным аналитических записок за 2010 г. актуальными в рамках социального партнерства являются вопросы, связанные с выплатой заработной платы, сохранением рабочих мест и социальных гарантий работникам в условиях НСОТ, привлечением в учреждения культуры молодых специалистов, их поддержки, лечения и оздоровления работников, обеспечения их жильем, сохранения льгот по коммунальным услугам.

Наиболее результативно по данному вопросу работают Белгородская, Брянская, Владимирская, Карельская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Мордовская, Орловская, Смоленская, Пермская, Приморская, Саратовская, Свердловская, Ставропольская, Челябинская и Чувашская территориальные организации Профсоюза.

Практически все соглашения и коллективные договоры содержат конкретные обязательства по вопросам охраны труда. Определенный опыт по этому направлению накоплен во Владимирской, Кировской, Орловской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Челябинской областях, Краснодарском, и Ставропольском краях, республиках Карелия, Саха (Якутия).

Более распространенными и решаемыми стали вопросы, связанные с аттестацией работников на соответствие занимаемой должности и установление стимулирующих и компенсационных выплат.

Представители территориальных, городских, районных и первичных профсоюзных организаций практически повсеместно участвуют в работе аттестационных комиссий всех уровней, в совершенствовании региональных форм и процедур аттестации в условиях предстоящего введения нового порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений в соответствии с приказом Минобразования России от 24 марта 2010г. № 209.

Во многих коллективных договорах (40%) предусмотрено перечисление работодателями денежных средств на счет профорганизаций на культурно – массовую и физкультурно – оздоровительную работу, осуществляются выплаты, либо предоставляются дни не освобожденным председателям профкомов для осуществления профсоюзной работы (Белгородская, Кировская, Липецкая, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Челябинская области, Краснодарский, Пермский и Ставропольский край, республики Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания) и Чувашия).

В целях активизации колдоговорной кампании во многих территориях стало традицией проведение смотров – конкурсов: «На лучшую постановку работы по подготовке и заключению коллективных договоров», «Лучший коллективный договор»: Орловская, Пермская, Приморская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тюменская и Челябинская области, Республики Карелия и Чувашия, Краснодарский и Ставропольский край.

Во Владимирской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, Краснодарском, Пермском и Ставропольском крае ежегодно анализируются коллективные договоры, соглашения и выпускается информационный бюллетень, где публикуются материалы по дополнительным льготам и гарантиям работникам культуры.

Аналогичная работа по пропаганде лучшего опыта по развитию социального партнерства проводится территориальными организациями профсоюза республики: Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Чувашия в Белгородской, Брянской, Владимирской, Кемеровской, Кировской, Орловской, Ростовской, Смоленской и Тверской областей.

Материалы, представленные 73 территориальными организациями, показали, что выполнение обязательств коллективных договоров по прежнему колеблется в пределах 60-90 процентов.

Подавляющее большинство членских организаций РПРК рассмотрело материалы единой переговорной кампании на заседаниях своих коллегиальных органов и приняло соответствующие решения. Итоги колдоговорной кампании будут рассмотрены на очередном заседании Президиума ЦК РПРК 8 июня текущего года.

Выводы:

1. В связи с продолжающимся реформированием системы оплаты труда бюджетников в условиях последствий экономического кризиса, подготовки нормативно - правовой базы, сохранением действующих льгот и компенсаций в рамках полномочий органов управления разных уровней активизировалась работа представителей Профсоюза в составе трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений на республиканском, областном и муниципальном уровнях.

2. В рамках полномочий, предоставленных Профсоюзу Трудовым кодексом Российской Федерации, в локальные акты субъектов Российской Федерации вносились предложения и поправки, содержащие мероприятия по переходу на НСОТ, сохранению рабочих мест, осуществлению выплат по коммунальным платежам специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, обеспечению молодых специалистов жильем.

3. В ходе переговоров с социальными партнерами дополнительно к государственному социальному страхованию оформляется страхование членов профсоюза работников культуры, значительно увеличились затраты на оздоровление работников и членов их семей, организацию летнего отдыха детей.

4. Представители Профсоюза в составе Координационных советов субъектов Российской Федерации участвуют в разработке и реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Проводится обучение профсоюзного актива вопросам организации обеспечения безопасных условий труда работающих.

5. Целенаправленное взаимодействие сторон социального партнерства позволили в целом ослабить негативное влияние кризиса в ходе реструктуризации учреждений культуры и оптимизации численности работающих.



Многим территориям удалось сохранить и создать новые первичные профорганизации на муниципальном уровне и заключить новые соглашения и коллективные договоры. В результате увеличилось количество коллективных договоров до 9023 (76%) против 8884 (74%) в 2009 году.

6. Несмотря на определенный и в большинстве случаев результативный опыт по развитию социального партнерства на региональном, территориальном и муниципальном уровнях, остается ряд нерешенных проблем, среди которых:

- вопросы реализации социального партнёрства на муниципальном уровне, где большая часть учреждений культуры представлены одним-двумя работниками;

-отношения, которые складываются между структурами профсоюза работников культуры, работодателями и органами муниципальной власти при осуществлении мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети учреждений, не всегда можно назвать партнерскими, как это предполагает российское законодательство;

- работодателями субъектов РФ принимались недостаточно эффективные меры по ликвидации и недопущению задолженности по заработной плате в организациях культуры и искусства.

В среднем по отрасли «культура и искусство» просроченная задолженность по выплате заработной платы в расчете на 1 работника увеличилась и составляет на 01.01.2011 г. 13455 руб. (на 01.12.10 – 11000 руб.).

Задолженность по заработной плате сохраняется в следующих регионах: Костромская область – 13 тыс. руб., Республика Калмыкия – 463 тыс. руб., Республика Татарстан – 821 тыс. руб., Пермский край – 62 тыс. руб..

Отмечается существенное отставание размера средней заработной платы работников федеральных учреждений культуры гг. Москвы и Санкт – Петербурга от городских учреждений культуры (примерно на 30 - 40%).

Остаются справедливыми нарекания о степени выполнения стороной работодателей взаимных обязательств социального партнерства. Не удается пока добиться тех результатов, которые бы удовлетворяли большинство работников культуры.

Своевременно и в указанные сроки представлена статистическая отчетность 73 (94%) территориальными организациями.



Наиболее полно информация представлена: Белгородской, Брянской, Вдадимирской, Карельской, Кемеровской, Кировской, Краснодарской, Московской, Мордовской, Орловской, Пермской, Псковской, Санкт – Петербургской и Ленинградской области, Саратовской, Северо-Осетинской, Свердловской, Смоленской, Ставропольской, Тверской, Челябинской и Чувашской территориальными организациями Профсоюза.

Не по форме представлен статистический отчет: Адыгейской, Архангельской, Астраханской и Иркутской территориальными организациями профсоюза.

Не представлена статистическая отчетность (форма ТДК–2 и пояснительная записка) Ингушской, Коми, Тувинской, Чеченской и Хакасской территориальными организациями.

Цыганова С.Н. Отдел социально-трудовых отношений



т.915-09-43




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал