Интеграционные процессы в сфере высшего образования и их регулирование государством



Скачать 135.78 Kb.
Дата25.10.2016
Размер135.78 Kb.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ1

Зак Т. В.

Астраханский государственный университет, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории, декан факультета мировой экономики и управления 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, с.т. 89171978408, zak@aspu.ru
Рассматриваются проблемы, связанные с интеграцией Российской высшей школы в международное образовательное пространство. Обосновывается необходимость, исследуются основные формы и эффективность государственного регулирования интеграционных процессов
Интеграция, государственное регулирование, образовательное пространство, международные стратегические альянсы, федеральные университеты, выгоды и угрозы
Последние десятилетия XX-го столетия связаны с волной реформ в системе высшего образования, затронувшей весь мир. Не осталась в стороне от реформирования и Россия. Хотя в 2005 году по количеству студентов на 10 тыс. человек населения (480) Россия занимала одно из первых мест среди стран ОЭСР – её опережала лишь Польша (521) и Финляндия (534), по удельному весу населения с высшим и послевузовским профессиональным образованием в общей численности населения в возрасте 25-64 лет (24,5 %) она имела более скромное место, уступая таким странам как США (29,7 %), Норвегия(29,4 %), Нидерланды(26,4 %), Дания(24,9 %). [6].

Целью преобразований высшей школы является приведение системы высшего образования в соответствие с изменившимися условиями развития экономики и общества. Изменения связаны, прежде всего, с превращением образования в «массовое» благо.[2] В основе данного процесса лежит как перестройка системы предпочтений населения, так и увеличение роли человеческого капитала в производстве товаров и услуг. К тому же усилившийся процесс интернационализации рынка образовательных услуг поставил высшую школу в жесткие рамки международной конкуренции. Возросла и роль образования в качестве социального лифта, обеспечивающего снижение напряженности в стране как посредством формирования терпимости и уважения к другим народам и культурам, так и путем сокращения разрыва в уровне жизни различных слоев общества. Образование все в большей степени начинает играть роль стабилизатора в условиях усиливающейся глобализации.

Процесс глобализации в сфере высшего образования обусловлен тем, что университеты, ранее ограниченные в предоставлении образовательных услуг рамками своей страны, стали активно экспортировать их в другие страны.[5] Следует отметить, что экспорт представляет собой лишь первый шаг в процессе интернационализации рынка образовательных услуг. Хотя процесс интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство существенно отстает от аналогичных процессов в производственной сфере, в последние годы получили распространение и другие формы международного сотрудничества университетов. [8] В основе интеграции учебных заведений лежат объективные процессы в социально-экономическом развитии, составляющие основу формирования глобальных изменений. К факторам, ускоряющим интеграцию образовательного пространства, относятся как факторы, действующие на достаточно длительном временном интервале, так и появившиеся в последние годы:

- усиление взаимосвязи и взаимной зависимости национальных экономик

- увеличение мобильности факторов производства – трудовых ресурсов, капитала, информации, технологий

- увеличение степени открытости национальных экономик, выразившееся в либерализации торговли товарами и услугами

- переход к демократии и рыночной экономике как основным механизмам общественного развития

- возрастание роли человеческого капитала в условиях перехода к инновационному развитию [7]

- превращение высшего образования в массовое благо.

Наличие объективных предпосылок к интеграции образовательного пространства является необходимым, но не достаточным условием его реализации. Хотя успешное развитие международного производственного, торгового и финансового пространства предполагает формирование единой образовательной системы, формы, способы и условия интеграции в значительной степени зависят от национальной политики, проводимой в стране. Эта политика может ускорять интеграционные процессы, а может их замедлять. Причина запаздывания интеграционных процессов в образовательной сфере связана с особой ролью ее продукта в сохранении и развитии национальной культуры, самосознания. К тому же открытие рынка образовательных услуг, как и любого рынка товаров и услуг, неоднозначно скажется на уровне жизни различных социальных групп. Проигрывающая сторона будет всячески сдерживать интеграционные процессы.

Анализ выгод и угроз, связанных с процессом глобализации образовательного процесса, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, последствия интеграции будут неодинаковыми для участников разных сегментов рынка образовательных услуг. [5]. Вполне естественно предположить, что выигравшей стороной станут «сильные» университеты, имеющие бренд, умеющие выживать в условиях рынка. По крайней мере, у менеджмента этих вузов больше шансов на выживание в новых, жестких условиях конкурентной борьбы. В стане проигравших окажется, прежде всего, менеджмент «слабых» университетов.

Во-вторых, открытие рынка образовательных услуг приведет к расслоению профессорско-преподавательского состава: благосостояние квалифицированных преподавателей и сотрудников увеличится за счет возросших возможностей выбора места работы и оплаты труда, в то время как заработная плата и уровень жизни менее успешных работников, в лучшем случае, останутся неизменными.

В-третьих, безусловный выигрыш получат непосредственные потребители образовательных услуг – студенты. Этот выигрыш связан с экономией на трансакционных издержках перевода из одного университета в другой, расширяющимися возможностями трудоустройства, получением более качественного образования. Следует отметить, что часть выгод студентов, полученных, прежде всего, от увеличения человеческого капитала, трансформируется в прибыли фирм.

Общий выигрыш (проигрыш) страны от интеграции в мировое образовательное пространство определяется как алгебраическая сумма всех выигравших и проигравших. Обычно при определении этой величины допускаются две типичные ошибки. Во-первых, принимается во внимание не весь выигрыш потребителей. Во-вторых, не учитывается тот факт, что значительную часть потерь, связанных, прежде всего, с «утечкой мозгов» и бюджетных ресурсов за границу, общество может минимизировать, переложив их на эмигрирующих специалистов.

Формирование единого образовательного пространства существенно изменит ситуацию на рынке образовательных услуг высшей школы. Унификация образовательного процесса, основанная на единых требованиях и единстве образовательных программ, ужесточение конкуренции заставит университеты работать не на систему абстрактных показателей, а на конкретного студента. К тому же в результате унификации учебного процесса усилится студенческая мобильность, произойдет изменение структуры образовательного продукта. У потребителей появится возможность приобретать не весь пакет услуг в одном вузе, а формировать оптимальную структуру портфеля из услуг, предлагаемых разными университетами.

Изменение ситуации в сфере образования будет способствовать снижению асимметрии в распределении информации на рынке образовательных услуг, сделает его продукт более прозрачным и более определенным для потребителей. В результате отпадет необходимость в выполнении государственными структурами части функций контроля и надзора в сфере образования, в том числе и за качеством образования. Эти функции постепенно перейдут к независимым организациям.

Однако для смягчения возникающих в процессе интеграции противоречий необходима специальная программа государственного регулирования. Ядром этой программы должна стать концепция сохранения и укрепления системы базовых национальных ценностей в области образования, науки, культурных и исторических традиций, включающая конкретный механизм ее реализации в условиях усиливающейся международной интеграции. Одним из подходов к решению данной проблемы должно стать обеспечение выполнения требований государства о включения в образовательные программы всех университетов, предоставляющих свои услуги на территории национального государства, дисциплин, способствующих достижению поставленных целей.

Важную роль в минимизации рисков, связанных с интеграцией национального рынка в мировое образовательное пространство, должна сыграть новая политика государства в области обеспечения доступа к услугам высшей школы. В частности, в рамках данной политики необходимо решить вопрос о принципах и источниках финансирования образовательных услуг, предоставляемых студентам, получающим образование в разных странах, а также экспортирующим полученное образование в другие страны.

Облегчению процесса интеграции национального рынка в мировое образовательное пространство может способствовать и отказ от дискриминационной политики государства в отношении негосударственных вузов. Результатом новой политики станет возросшая конкуренция на национальном рынке, которая будет способствовать росту качества образовательных услуг и укреплению позиций российских вузов на международных рынках.

Эффективность государственной образовательной политики в области регулирования интеграционных процессов зависит от степени ее направленности на стимулирование уже сложившихся форм взаимодействия российской высшей школы с университетами других стран.

Активное взаимодействие российских вузов с зарубежными учебными центрами началось после либерализации внешних связей и принятия новых законов в сфере образования. К настоящему времени в России сложились две модели международных стратегических альянсов (МСА), которые на международном рынке получили признание как наиболее эффективные формы «мягкой» транснациональной корпоративной интеграции.[4] В рамках «валидационной» модели российский вуз при участии зарубежного партнера разрабатывает образовательную программу и с согласия последнего получает право выдавать его дипломы. Данная форма сотрудничества предполагает налаживание долговременных и достаточно тесных партнерских связей. Ее эффективность обусловлена экономией затрат студентов на получение диплома зарубежного вуза, повышением качества образовательного процесса, связанного с экспортом менеджмента университетом – партнером.

«Контрактная» модель международного сотрудничества основана на заключении специального договора между вузами разных стран, согласно которому российский университет предлагает своим студентам образовательную программу западного партнера. Правда, в последние годы в связи с адаптацией этих программ к российским реалиям данная модель все больше трансформируется в модель «совместных программ». При этом используется два варианта предоставления образовательных услуг в зависимости от географического места их получения: в России или за рубежом. [4]

Российская специфика формирования и функционирования совместных образовательных проектов связана с тем, что они, в отличие от западноевропейских, ограничиваются, как правило, двумя участниками, что не может не сказаться на качестве оказываемых услуг. Негативное влияние фактора ограниченности участников проекта особенно сильно на начальной стадии транснациональной интеграции, когда выбор западного партнера во многом носит случайный характер. Учитывая данное обстоятельство, государство должно стимулировать создание многосторонних образовательных альянсов. При этом возможно использование как прямых, так и косвенных форм экономической поддержки интеграционных процессов. [1] Прямая поддержка связанна с непосредственным выделением бюджетных ресурсов в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, централизованного программного финансирования. В отличие от нее, косвенная поддержка предполагает использование таких инструментов как налоговые преференции, облегчение условий получения и возврата банковских кредитов, приоритетное распределение государственных заказов на подготовку специалистов и проведение научных исследований. На первый взгляд, косвенная поддержка не связана с использованием бюджетных средств. Однако это не так, поскольку инструменты косвенной поддержки, сокращая доходы бюджета, обусловливают снижение и расходов. Причем результаты такой поддержки менее предсказуемы, что увеличивает неопределенность не только интеграционного процесса, но и других социально-экономических процессов.

Успешному вхождению российских вузов в единое образовательное пространство могут и должны способствовать структурные изменения в национальной образовательной системе. Укрупнение университетов, как правило, усиливает их конкурентные преимущества, в том числе и на международном рынке.

Повышение значимости высшего образования, отставание России от многих стран по ряду ключевых показателей развития высшей школы, присущий этой сфере определенный консерватизм являются причинами особого внимания к проблемам высшего образования. Усиливающееся несоответствие в развитии образования и всех остальных отраслей экономики России, а также низкая конкурентоспособность российского образования явились причинами его реформирования.

Одним из направлений реформирования системы высшего образования в России является создание новых структурных образований – федеральных и национальных исследовательских университетов. Новые учебные заведения, которые должны стать лидерами не только на российском, но и на международном рынке образовательных услуг, образуются, как правило, путем объединения нескольких вузов.[3]. В результате данного процесса предполагается создать единое образовательное и научное пространство в регионе и (или) отрасли, что приведет к росту качества образования и научных исследований, усилит интеграционные процессы в сфере производства, образования и науки. Это, в свою очередь, позволит успешно решать проблемы социально-экономического развития территории.

Однако вопрос целесообразности, а также способов и механизма объединения вузов требует специальной проработки, поскольку в результате интеграции происходит не только увеличение, но и снижение эффективности деятельности объединяемых вузов Повышение эффективности образовательных учреждений путем их объединения на федеральном и региональном уровне может быть достигнуто при выполнении определенных условий.

Мировой опыт развития системы высшего образования свидетельствует об ограниченности действия фактора эффекта от масштаба в сфере производства образовательных услуг, поскольку среди университетов, занимающих первые места в международном рейтинге, есть не только крупные, но и небольшие вузы. Между тем в основе концепции объединения российских вузов путем создания федеральных и научно-исследовательских университетов лежит неявное предположение о наличии положительного эффекта от масштаба в системе высшего образования.

Системный подход к анализу последствий укрупнения вузов, основанный как на фундаментальных положениях современной экономической науки, так и на обобщении эмпирических данных о первых результатах объединения, позволяет сделать следующие выводы.

1.Эффективность объединения университетов зависит от величины эффекта от масштаба в сфере производства образовательных услуг.

2.Поскольку эффект от масштаба в реализации разных образовательных программ различен, необходимо учитывать структуру образовательных услуг в каждом из объединяющихся вузов.

Как известно, эффект масштаба, выражающийся в экономии на издержках в результате увеличения количества производимой продукции, зависит, прежде всего, от используемой технологии. Поэтому в разных отраслях значение его различно. Даже если предположить существование значительного эффекта от масштаба в образовательной отрасли, необходимо специальное исследование эффективности объединения вузов, поскольку при разных объемах производимой продукции он различен. Эффект масштаба может возникать, во-первых, за счет интеграции факторов учебного процесса по общим для вузов учебным программам и, во-вторых, за счет объединения профессорско-преподавательского состава общеуниверситетских кафедр. Поскольку разные учебные программы имеют разную отдачу от масштаба, необходимы конкретные исследования всех выигрышей и проигрышей по каждой программе, алгебраическая сумма которых покажет общий эффект объединения.

При анализе эффективности слияния вузов необходимо учитывать несовпадение общественной оценки данного процесса с оценками самих учебных заведений. Дело в том, что в коротком периоде «слабым» университетам придется прилагать дополнительные усилия, чтобы подтянуться до уровня «сильных», что может заставить их отказаться от объединения. В итоге общество может не получить выигрыша, связанного с ростом качества образования, достигнутого в результате формирования единого образовательного пространства. В то же время и сильные вузы могут быть не мотивированы в коротком периоде к объединению, особенно если в результате они лишатся их бренда. В этом случае проиграет не только университет, но и общество. Для разрешения данного противоречия необходимо осуществлять объединение с сохранением за новым вузом бренда самого сильного из университетов. При создании региональных вузов могут возникнуть дополнительные проблемы, связанные с отсутствием у учебных заведений стимулов к объединению. Поэтому инициатива слияния должна исходить от руководителей региональных структур и, по возможности должна сопровождаться формированием материальных стимулов к объединению.

Для определения эффективности и границ объединения вузов необходим полный учет всех плюсов и минусов, возникающих в результате слияния. Кроме уже рассмотренных проблем, возникающих при объединении университетов, следует отметить усиление бюрократизации в организации учебного процесса, усложнение системы управления, связанное с появлением новых звеньев, увеличение трансакционных издержек, усложнение отношений в цепочке «принципал – агент», необходимость формирования новых корпоративных отношений, в том числе и корпоративной культуры, а также недовольство сотрудников структурными изменениями.

В результате слияния университетов произойдет изменение структуры рынка образовательных услуг: продвижение его от рынка монополистической конкуренции к олигополистическому рынку, что может привести к уменьшению общественного благосостояния, в том числе и к снижению относительной заработной платы работников образовательных учреждений.

Безусловный выигрыш, которого следует ожидать от происходящего укрупнения университетов, связан не только с эффектом масштаба в образовательном процессе, но и с выгодами, получаемыми в результате интеграции научно-исследовательской деятельности вузов. К тому же у крупного университета, как правило, появляются дополнительные возможности для интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, что, в свою очередь, способствует интеграции единого научно-образовательного пространства университета с реальным производством.

Эффективность интеграционных процессов на макро и мезо уровне в России может быть обеспечена не только использованием системы эффективного мониторинга сети федеральных университетов с целью оценки их успешности, но и своевременным реагированием органов государственной власти на выявленные недостатки и упущения, а также постоянной корректировкой содержания реформы и механизма ее реализации.



Исследование проблем, с которыми столкнулись недавно образованные федеральные университеты, свидетельствует о необходимости изменения алгоритма объединения: формальное объединение вузов должно быть следствием уже сложившихся реальных связей, а не лежать в основе интеграции. В противном случае неизбежен продолжительный лаг между моментами объединения и получения отдачи. Поэтому политика государства, направленная на поощрение многосторонних международных стратегических альянсов, ускорит интеграционные процессы не только на международном, но и на национальном уровне.

Литература

    1. Винслав, Ю. Профессиональное образование и экономика: о необходимости и задачах государственного стимулирования интеграционных процессов [Текст] /Ю. Винслав //Российский экономический журнал. 2005.№ 5-6.

    2. Железов, Б.В. Осмысление опыта реформ высшего образования в ЕС [Текст] / Б.В. Железов // Вестник международных организаций. 2008.№8.

    3. Исаев, Д.В. Комплексный мониторинг развития сети федеральных университетов [Текст] / Д.В. Исаев // Материалы конференции: Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы. М., 23-24 октября 2008 года.

    4. Карпухина, Е. К анализу становления международных стратегических альянсов в российском высшем образовании [Текст] / Е.Карпухина // Российский экономический жугнал.2006.№ 2.

    5. Майбуров, И. .Глобализация сферы высшего образования [Текст] / И. Майбуров //Мировая экономика и международные отношения. 2005.№3.

    6. Образование в Российской Федерации: 2006 [Текст] //Статистический ежегодник. – М.: ГУ – ВШЭ, 2006.

    7. Экономика знаний: Коллективная монография [Текст] / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П.Колесов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 432c.

    8. Multinationals in the 1980s: Trends in European Regulation and International Control [Text]. Brussels, 1979.

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». Рег. № НИР 1.1.07.





Каталог: images -> File -> ilil
File -> Рабочая программа география
File -> Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
File -> Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
ilil -> Военная деятельность местных органов власти в великой отечественной войне 1941-1945 гг.
ilil -> Задания по географии для второго (очного) тура олимпиады на звание «Стипендиат агу» 10-11 классы
ilil -> Философские проблемы естественных наук
ilil -> Студент по обмену
ilil -> Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал