Исследовательский проект



страница1/24
Дата24.08.2017
Размер7.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхотурская гимназия»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«От истории храма к истории страны»

Исполнитель:

Маслова Анна

ученица 10 «А» класса

Руководители:

Дерябина Ирина Николаевна

Учитель истории, обществознания,

ГБОУ СО «Верхотурская гимназия»,

Лимонова Ольга Сергеевна

Учитель истории и обществознания

ГБОУ СО «Верхотурской гимназия»
Верхотурье, 2013

Оглавление

Введение3

Глава I.Строительство нового храма в Верхотурье 5

1.1История создания Крестовоздвиженского собора 5

1.2Жизнь собора до революции 10

Глава II.Храм в период с1917-2013гг.12

2.1 Собор в советский период12

2.2 Возрождение храма 15

2.3 Настоящее Крестовоздвиженского храма 19

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Приложения 23



Введение
Здания, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. ЖизньКрестовоздвиженского собора в Верхотурье - была яркой, бурной и временами трагической, а история его весьма насыщена и очень тесно переплетается с историей всей нашей страны. К началу 20 века в России сложилась трагическая ситуация, которую охарактеризовал одним словом Иоанн Кронштадтский – Апостасия, что значит отступление от веры.

Наступила эпоха социальных революций 1905-1907г,1917г, убийство царской семьи в Екатеринбурге с 16 на 17 июля 1918 года, гражданская война 1918-1920гг, приход к власти большевиков. В результате чего начинается разрушение монастырей и храмов, гонения и террор против церкви. Подобной участи был подвержен и мой любимый храм.

Лично для меня Крестовоздвиженский собор значит многое. Почти половину своей жизни я провела в этом храме, и многие важные события, значимые лично для меня, происходили именно там, где приходили восхитительные решения и идеи. Своим великолепием и торжественностью он навевает чувство защищенности и покоя. Я очень люблю этот храм. Когда мне особенно плохо, я точно знаю, что могу прийти туда, и все, обязательно, станет хорошо. Судьба Крестовоздвиженского храма интересна не только мне, но и другим прихожанам, о чём говорят результаты опроса. Посетители храма интересуются его историей, восхищаются этим грациозным собором, но, к сожалению, большая их часть не знает его истории, хотя готовы приезжать в этот храм «по душевной потребности».(Приложение 3) Поэтому выбранная мной тема весьма актуальна в настоящий период, тем более, что в 2013 году Крестовоздвиженский собор будет отмечать столетие со дня его освящения. Значима и тем, что сейчас идет активное снижение уровня духовности под влиянием массовой культуры на общество, пропагандирующей приверженность примитивным потребностям, а не воспитывающая истинные духовные ценности. Пример этого может служить несанкционированное выступление в храме Христа Спасителя феминистской панк-рок-группой PussyRiot,который они назвали «панк-молебном».

Этим преступлением они осквернили чувства верующих и надругались над церковью, которая имеет тысячелетнюю историю.

Проблемным вопросом стал для меня и тот факт, что любимый мною собор большей частью посещают приезжие люди. Со слов настоятеля монастыря игумена Филиппа процент приходящих в храм верхотурцев составляет немногим 10% . (Приложение 1.)

Крайне мало информации, о соборе, представлено в научной литературе. Самым важным историческим трудом о Крестовоздвиженском храме, на мой взгляд, является летопись Баранова. Так же рассматривается он и в книгах, посвященных 400-летию Верхотурья: «Уральская лавра», «Царей державо, праведных крепость» игумена Тихона (Затекина), «Очерки истории и культуры г. Верхотурья и Верхотурского края» Ю.П. Литвиненко.

Надеюсь, данный проект дополнит уже имеющиеся знания и будет обобщающим источником о Крестовоздвиженском соборе и его значимости для самого Верхотурья и всей страны.



Цель моего проекта: Узнать глубже историю Крестовоздвиженского собора и его значимость не только для нашего региона, но и для всей страны

Задачи:


1.Понять влияние истории страны на судьбу храма.

2.Выявить значимость Крестовоздвиженского собора

3.Оформить стенд: «Жизнь Крестовоздвиженского собора»

4.Создать интеллектуальную игру: «Крестовоздвиженский собор».

Методы исследования: анализ, опрос, интервью, наблюдение

Объект исследования: Крестовоздвиженский собор города Верхотурья

Предмет исследования: выявление значимости храма для Церкви

Гипотеза: история храма – история страны

Проектные продукты:стенд «Жизнь Крестовоздвиженского собора» интеллектуальная игра: «Крестовоздвиженский собор».

ГлаваI. Строительство нового храма в Верхотурье


    1. История создания Крестовоздвиженского собора

В конце ХIX века к власти приходит Николай II (Приложение 8). Многие ожидали, что с его приходом в России будут проведены либеральные реформы. Но Николай был всецелым сторонником полного самодержавия, поэтому в скором времени в стране начинают усиливаться революционные движения. Люди перестают верить и подчиняться своему царю, следовательно, они отпадают и от церкви.

Но всегда оставались в России те, кто оставались верны святоотеческим традициям. Одним из таких примеров является Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, но он является и одним из тех монастырей, которые первые увидели весь ужас вероотступничества. Уже летом 1898 года по ходатайству Екатеринбургского окружного суда в монастырь начали ссылать для исправления малолетних преступников. Настоятель монастыря о. Иов (Приложение 9) - был категорически против поселения в монастыре криминальных подростков, так как в то время он начал вводить в монастыре общежительные порядки, и поэтому после первого же богопротивного поступка он написал доклад епископу Екатеринбургскому и ИрбитскомуХристофору, где просил о прекращении поселения молодых преступников в монастыре.

Помимо всех этих забот, о.Иов, был озабочен устранением недочетов и неудобств в отношении существующих в обители храмов. В монастыре на то время существовало два больших храма – Преображенский и Николаевский(Приложение 10). С каждым годом число людей, желающих поклониться мощам св. пр. Симеона возрастало, а места в существующих храмах не хватало. Поэтому Настоятель монастыря принимал все зависящие от него меры к нахождению средств и возможностей для постройки нового более обширного храма. Однако о.Иову не суждено было построить и увидеть новый храм, по состоянию здоровья ему пришлось отказаться от настоятельства и уйти на покой в Валаамский монастырь. Но именно о.Иов утвердил инициативу для постройки будущего Крестовоздвиженского собора.

После о.Иова настоятелем верхотурской обители стал о. Арефа(Приложение 11). Он так же был глубоко озабочен делом по сооружению в обители нового храма. Произвел для этого значительную заготовку строительных материалов. Им же было поручено епархиальному архитектору И.П.Куроедову, составление плана и проекта предполагаемого в Верхотурском монастыре храма, по образцу Владимирского собора в Киеве (Приложение 12), с ходатайством о разрешении этой постройки.Но и о.Арефе не было суждено дождаться разрешения на строительство и приступить к нему. 15 мая 1903 года архимандрит Арефа скончался1.

После смерти о.Арефы в должность настоятеля монастыря вступил иеромонах Евгений (Приложение 13), с возведением в сан игумена. Игумен Евгений полностью разделял желания и стремления своих предшественников по постройке нового храма в обители. Ближайшим помощником настоятеля был казначей Верхотурского монастыря иеромонах Ксенофонт, он же был и при двух предшественников о.Евгения, поэтому был в курсе всех дел по постройке нового каменного собора. При о. Евгении продолжалась заготовка строительных материалов, и подбиралось подходящее место для постройки большого храма, по представленному покойным о.Арефой проекту.

Но представленные о.Арефой план и проект предполагаемого храма , строительным Отделением Пермского Губернского Правления были возвращены неутвержденными из-за значительных недочетов, обнаруженных в них, не удовлетворяющих требованиям Строительного устава. Для скорейшего выхода из сложившейся ситуации, игумен Евгений командировал о. Ксенофонта в Екатеринбург, для личного ходатайства перед Преосвященным Никанором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским.

Благодаря умелому и логичному докладу о. Ксенофонта преосвященный Никанор благословляет его обратиться за советом к главному начальнику горных заводов г. Бокалевскому, который дал множество полезных советов при составлении проекта и рекомендовал для технического наблюдения за постройкой собора известного на Урале архитектора Александра Боновентуровича Турчевича (Приложение 14).

Принявший к сведению советы г. Бокалевского, преосвященный Никанор благословляет о. Ксенофонта поехать в города: Пермь, Царицын, Киев, Оренбург для осмотра выдающихся храмов архитектуры, и получить их планы, чтобы по образцу более подходящих из них построить храм в Верхотурском Николаевском монастыре.

Возвратившись из поездки о.Ксенофонт предоставил подробный отчет о своей командировке. Так же он доложил, что из всех осмотренных им храмов наиболее подходящим он считает Оренбургский собор и храм в Мотовилихинском заводе в Перми (Приложение 15), по образцу которых и желательно бы воздвигнуть храм в Верхотурском монастыре. Преосвященный Никанор, (Приложение 16) полностью согласившись с мнением о.Ксенофонта, благословляет начать составлять проект и план нового храма по образцу вышеупомянутых соборов. Для этого был приглашен порекомендованный г. БокалевскимА.Б.Турчевич, которому было поручено составление проекта и плана нового храма.

Когда проект и план (Приложение 17) были готовы, через епископа Никанора они были предоставлены на рассмотрение Строительному Отделению Пермской Губернии. Пока ожидалось его решение, в монастыре продолжалась заготовка строительных материалов для храма. В особенности решения Строительного Отделения по постройке ждал о. Евгений, и неоднократно наводил справки о продвижении дела. Однако о. Евгению, как и двум его предшественникам не суждено было получить разрешение на постройку и увидеть сооружение нового храма в монастыре. Он внезапно сильно заболел и вскоре после того как он прошением отказался от обязанностей настоятеля по распоряжению Епархиального Начальства, временное управление Верхотурским Николаевским монастырем было поручено бывшему казначею этого же монастыря иеромонаху Ксенофонту и 8 июля 1905 года он вступил в свои обязанности. Почти одновременно с этим событием 24 июня 1905 года было получено разрешение на строительство нового храма, а вместе с ним смета, расчеты прочности и устойчивости и прочности, две пояснительные записки и копия с утвержденного проекта.

По усиленной просьбе братии о.Ксенофонт (Приложение 18) принял на себя самостоятельную деятельность по постройке нового храма. Прежде всего, для наблюдения за постройкой был приглашен тот же архитектор А.Б. Турчевич, с которым было договорено, что он получает 4% с израсходованной суммы на постройку храма.

В то время когда дело о разрешении постройки находилось в производстве, монастырь подбирал место для постройки нового храма. Первоначально храм хотели возводить вне монастырской ограды, на площади, между логом речки Свияги и южной стеной монастыря, в линию Николаевского храма. Но исследование грунта показало, что эта местность не подходит для постройки такого массивного сооружения. Только в 1905 году, уже по инициативе о.Ксенофонта, остановились на месте, где сейчас стоит Крестовоздвиженский собор. Грунт был исследован г. Турчевичем и признан пригодным. Для каменно-кирпичных работ монастырь заключил договор с подрядчиком крестьянином Нижегородской губернии, Балахинского уезда, Андреевской волости Андреем Михайловичем Балашовым (Приложение 19).

Возбуждая ходатайство о разрешении постройки нового храма, братия монастыря указывали на то, что храм должен быть трехпрестольным, из них главный должен быть в честь св. Николая Мирликийского Чудотворца, правый придел в честь Успения Божией Матери, а левый – в честь Симеона Верхотурского. Но епископ Владимир, счел этот план не совсем удобным. Во-первых, в монастыре уже был Николаевский храм, а во-вторых, неправильно было бы посвятить главный престол святому, а придел – Божией Матери. Так же было отмечено, что через два дня после празднования перенесения мощей пр. Симеона в сентябре празднуется Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, а поэтому и было предложено братии освятить главный престол в честь этого великого праздника, с чем вся братия единодушно согласилась.

Закладка собора (Приложение 20)была назначена епископом Владимиром на 12 сентября 1905года в память исполнившегося в 1904 году трехсотлетия существования обители и двухсотлетнее пребывание в ней мощей пр. Симеона Верхотурского.За день до закладки будущего храма – 11 сентября, исполняющий обязанности настоятеля о. Ксенофонт был официально выбран настоятелем Верхотурского мужского монастыря.

В то время как, закладывался в монастыре новый храм, в России наступали все большие и большие беспорядки. 17 октября 1905 года в Екатеринбурге на площади возле Кафедрального собора во главе с Яковом Свердловымпроисходили выступления революционеров. Выступления продолжались 18 и 19 октября. 19 октября на Кафедральной площади произошло сильное столкновение революционеров и людей, которые защищали царя и самодержавие. Многие люди были ранены, двое – убиты. Впервые был выдвинут лозунг: «Долой царя! Да здравствует демократическая республика!» В это же время император впервые узнает о далеком городе Верхотурье от Распутина Григория Ефимовича, который был странствующим человеком и часто бывал в Верхотурье и был близок к царской семье.

С 1 мая 1906 года подрядчик А.М. Балашов приступил к кирпичным, каменным и бетонным работам. Они не прекращались в течение всего лета. В них участвовали от 30 до 40 рабочих. Все работы велись под тщательным надзором г. Турчевича. И к концу строительного сезона стены храма были возведены на 9 аршин от земли, внутренние столбы 12 аршин, в боковых алтарях кладка стен подходила к концу, в подвалах под алтарями были устроены бетонные полы.

В 1907 году за лето и начало осени были достигнуты следующие результаты: «Кирпичные и каменные работы выведены под крышу главного карниза. Установлены кружалы для арок над хорами и для сводов южной и средней части храма, вплоть до нижнего кольца барабана главного купола, и начаты работы по устройству бетонных сводов над хорами».2

В 1908 году была закончена кладка основных стен собора. Одиннадцать пролетов между пилонами и наружными стенами покрыты бетонными сводами. Этот строительный сезон был последним в отношении каменной кладки храма и предшествующим началу наружной и внутренней его отделки. В этом году начались первые финансовые затруднения. В предыдущие годы монастырь с легкостью сам финансировал строительство собора, в 1908 году подорожали строительный материал и рабочие, а доход в монастыре уменьшился в связи с плохим урожаем.

1909 год является переломным для строительства Крестовоздвиженского собора. Балашов полностью заканчивал каменно-кирпичные работы, и начали приступать к отделке. Переломным этот год был и для всей российской истории. Революционное рвение простого народа уменьшалось. Произошли серьезные политические изменения,3 июля 1907 года был введен новый избирательный закон. В согласии с этим законом избрана новая III Дума, ясно выражавшая интересы страны. Продолжалась аграрная реформа П.А. Столыпина. Люди возвращались в храмы. С 8 по 10 мая 1909 года в Верхотурье пребывал преосвященный епископ Владимир, 9 мая им был возведен в сан игумена настоятель Верхотурского монастыря о.Ксенофонт. 30 декабря этого же года после продолжительной болезни скончался архитектор Александр БонавентуровичТурчевич. После его кончины руководителем всей постройки стал игумен Ксенофонт, при жизни Турчевича он изучил все детали плана и проекта постройки. В этом ему помогал послушник Верхотурского монастыря Петра Ивановича Попова, обладающего техническими знаниями.

С 1909 года работы в храме велись и внутри и снаружи. Храм штукатурили, покрывали купола и крыши цинком и оцинкованным железом, устанавливали рамы, дверные косяки и сами двери, производили установку системы водяного отопления и вентиляции.

В 1910 году на екатеринбургскую кафедру вступил Преосвященный Митрофан. В этом же году приходит первая телеграмма от императора: « Из Царского Села – в Верхотурье. 18 апреля 1910 года: «Настоятелю игумену Ксенофонту. Воистину Воскресе!!! Государыня и Я искренно благодарим обитель св. Симеона и желаем ей Мира и Благочестия. Николай...»

С 1910 по 1913 года шли работы по отделки и облицовке всего собора. В 1913 году вели настилку полов и установку иконостасов. Иконостасы и плитки были доставлены позже. Чтобы не сорвать торжества освящения, назначенные на сентябрь 1913 года, работали и днем и ночью, и в будни и в праздники. 7 сентября 1913 года комиссия во главе с епархиальным архитектором И.К. Янковским подписала документы о готовности собора.

11 сентября 1913 года главный престол Крестовоздвиженского собора был освящен Преосвященным епископом Екатеринбургским Митрофаном. В память трехсотлетия Дома Романовых. Императрица Александра Федоровна(Приложение 21)в подарок к освящению собора пожаловала Верхотурской обители два облачения сиреневого цвета, сшитые из ее венчального платья. 25 мая 1914 года Их Императорские Величества пожаловали Верхотурскому Николаевскому мужскому монастырю Сень над ракой св. Пр. Симеона Верхотурского.

Таким образом, каменный трехпрестольный, семиглавый, по основанию в виде креста, вместимостью до четырех тысяч человек, третий по величине в России Крестовоздвиженский собор был построен за 8 лет(Приложение 22). Под руководством умелого архитектора А.Б. Турчевича и настоятеля монастыря игумена Ксенофонта. Судьба Крестовоздвиженского собора тесно переплетается с историей страны, и сам Император и Императрица участвовали вегоблагоукрашении.

1.2Жизнь собора до революции
После торжественного освящения Крестовоздвиженского собора в сентябре 1913 года, храм прожил спокойно всего 4 года. Год от года возрастало количество паломников, стремившихся поклониться мощам прав. Симеона и посмотреть на новый величественный собор. Он привлекал к себе внимание множества людей: и верхотурцев и паломников. Таким образом, храм стал неотъемлемой частью духовной жизни Верхотурья.

Во время первой мировой войны монастырь помогал раненым, оказывал материальную помощь семьям военных.О. Ксенофонт лично служил молебны, благословляя дружины на войну.Здесь же в монастыре содержали до 500 пленных немцев и австрийцев вместе со стражей.

В день освящения собора,в храм были перенесены мощи св. праведного Симеона Верхотурского. Самый высочайший дар - сень к раке с мощами праведного Симеона – изготавливался по царскому заказу к освящению предела в честь Верхотурского святого. В книге «Уральская лавра» игумен Тихон (Затекин) и М.Ю.Нечаева отмечают следующее: «Верующие всей Екатеринбургской епархии восприняли весть о готовящемся царском даре как символ монаршего благочестия и внимания ко всем уральцам. Такого дара императорский дом не делал ни одной другой церкви или монастырю Урала». Торжественное освящение левого, симеоновского, предела состоялось 27 мая 1914 года.

Сами верхотурцы так же поучаствовали в украшении собора: с надписью «От граждан города Верхотурья» была заказана серебряная чеканная лампада. Некоторые из братии, у кого сохранялись некоторые денежные накопления, так же вносили свою лепту, жертвуя деньги на благоустройство собора либо даря какие – либо церковныепринадлежности. Большое количество церковной утвари для Крестовоздвиженского собора в период с 1913 по 1916 гг. пожертвовано московской купчихой Ольгой Павловной Блохиной (Приложение 23): «металлические хоругви, паникадила, подсвечники, дарохранительница, панихидный столик и многое другое…»3

Монастырь принимал высоких гостей. Из царской семьи в Верхотурье удалось побывать старшей сестре императрицы великой княгине Елизавете Федоровне (Приложение 24). Она прибыла в Верхотурье16 июля 1914 года уже будучи настоятельницей Марфо – Мариинской обители в Москве. От вокзала княгиня под звон колоколов отправилась в мужской монастырь, где с приветственным словом ее встретила вся братия во главе с архимандритом Ксенофонтом.«Далее все проследовали в Крестовоздвиженский собор. Путь от ворот до собора был устлан красным сукном. На нем было много живых цветов. Княгиня с тремя земными поклонами приложилась к мощам, выслушала молебен, за которым провозглашалось многолетие всему царствующему дому и лично Елизавете Федоровне, после чего отбыла на отдых в Покровский женский монастырь…»3

Княгиней лично была пожертвована лампада к мощам праведного угодника Верхотурского. Она поспешно покинула Верхотурье 19 июля в связи с началом Первой мировой войны, посчитав своим долгом вернуться в Москву и помогать раненым.



Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том,что до рокового 1917 года Крестовоздвиженский собор достиг определенного расцвета. Были освящены все три его предела. Перенесены мощи праведного Симеона, которые имели тогда и сейчас неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Монастырь посетила августейшая особа, что говорит о значимости уральской обители для страны.

Глава II. Храм в период с 1917-2013гг

2.1 Жизнь собора в советский период
Со времени окончания постройки и торжественного освящения Крестовоздвиженского собора прошло четыре года. Ситуация в стране усугубилась. Революционные движения набрали большую силу, и в феврале 1917 года центром революционных событий стал Петроград. К восставшим присоединились войска столичного гарнизона. 2 марта того же года Император вынужден отречься от престола. Кроме семьи у него больше не было поддержки. К власти пришло Временное правительство, но в ходе октябрьской революции 25 октября 1917 года оно было арестовано, и власть в стране перешла к Советам. Царская семья была заключена под стражу и в 1918 году в ночь с 16 на 17 июля в подвале Дома Ипатьева города Екатеринбурга император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и их сын и наследник цесаревич Алексей были расстреляны без суда и следствия. Два последующих года в стране бушевала Гражданская война и в 1920 годуРоссия полностью перешла во власть большевиков.

Советская власть сразу же провозгласила себя атеистами и поставила цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для этого Церковь полностью отделили от участия в жизни общества. Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России. Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие согласно следующим декретам «Декрет о памятниках республики от 12 апреля 1918г»,Декрет об отделениицеркви от государства и школы от церкви от 23 января 1918г,10 июля 1918 г.(Приложение7) Появилась первая советская конституция, которая объявила духовенство и монашествующих, лишенными избирательных прав. Многих прав лишались и дети духовенства (в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения). 24 августа 1918 г. инструкцией к декрету от 23 января ответственность за приходскую жизнь возлагалась на группу мирян из 20 человек (“двадцатка”), чем подрывалась власть настоятеля. Более того, настоятель теперь был поставлен под контроль мирян, на которых, как надеялись большевики, им будет легче воздействовать. Данные декреты чётко определили отношение новой власти к церкви и религиозным обществам, о чём говорят примеры:

Глава Русской Православной Церкви - Патриарх Тихон (Приложение 25), был заключен под домашний ареств мае 1922 года, а затем переведен в тюрьму. Многие священнослужители были репрессированы. «Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек. Примерное число репрессированных за веру людей 500000».4 Так же уничтожались и церкви. «К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г». Пятого декабря 1931 года в Москве взорван кафедральный храм Христа Спасителя..Верхотурье не исключение. До революции в городе было два действующих монастыря и четыре приходских храма. За время гонений в Верхотурье были закрыты все храмы и монастыри и все монашествующие и священники сосланы в ссылки. Два храма были разрушены до основания. Николаевский храм в мужском монастыре и деревянная Одигитриевская церковь, Успенская, Спасо-Воскресенская и Знаменская церкви были закрыты и полуразрушены. Женский монастырь был переоборудован в баню, мужской в колонию.(Приложение 3;10;26;)

В Верхотурье советская власть пришла в 1919 году. В сентябре 1919 года в город вошли белогвардейцы. Архимандрит Ксенофонт торжественно вручил им знамя: « С нами Бог!». Однако в июле 1920 года красноармейцы отбили город.Вместе с белыми отступали и монахи. Архимандриту Ксенофонту не удалось добраться до границы с Ирбитским уездом, куда отступали белые. Некоторое время он скрывался в лесу. Потом вернулся в город. Следом за ним возвращалась и остальная, разбежавшаяся братия.

На25 сентября 1921 года новые государственные власти назначили принародное вскрытие мощей прав. Симеона Верхотурского. Отца Ксенофонта с братией заставили вынести из Крестовоздвиженского собора раку с мощами. Красноармейцы кощунственно выложили св. мощи праведногоСимеона на стол, невзирая на ропот собравшихся людей, отделили одну часть от другой.

Вскоре после этой антирелигиозной демонстрации архимандрит Ксенофонт был арестован и доставлен в ГубЧК. Архимандрита обвинили в активном соучастии белым. В мае 1921 года его осудили на два года принудительных работ. Через 13 месяцев его выпустили: по беспрерывным ходатайствам церковно-приходского совета при Николаевском монастыре. Однако въезд в Верхотурье ему запретили - в течение двух лет. Советская власть понимала, преданность Императорскому престолу неискоренима в о. Ксенофонте.

Архимандрит вернулся в Верхотурье 15 сентября 1922 года. Под видом церковной общины он вновь возродил монастырь. Крестовоздвиженский собор в этот год остался единственным открытым храмом в Верхотурье, где собрались все верующие во главе с архимандритом Ксенофонтом. Но в 1925 году он вновь был арестован и отправлен в Тобольск со сроком лишения свободы на два года, по истечению которого еще три года запрещалось появляться на Урале. О. Ксенофонту больше не удалось побывать в Верхотурье, и увидеть возведенный им собор. После тобольской ссылки он был сослан в Казань, а в сентябре 1931 года был заключен в Беломорбалтлаг, где он и скончался 14января 1933года.

В 1925 году, после взятия под стражу о. Ксенофонта, монастырь был закрыт и переоборудован в исправительную колонию для несовершеннолетних преступников.И в 1936 году начали разрушение Крестовоздвиженского собора, были разбиты три фаянсовых иконостаса. Сам храм пытались переделать под кинотеатр. В конце Великой отечественной войны военнопленные немцы, содержащиеся в монастыре, возводят в соборе простенки из бутового камня. «Колонисты» продолжают эти преобразования, в результате чего в бетонном своде появляется трещина. Храм признается аварийным и используется под склад для цемента. В 60-х годах с Крестовоздвиженского собора сбросили кресты. Как выяснили современные краеведы: «Когда сбрасывали самый большой крест, он при падении зацепил замок, стягивающий листы обшивки купола, они свернулись и на землю попадали цинковые лоскутья…»5



Каталог: uploads -> doc
doc -> Программа магистратуры/ Специализация Код модуля по ооп 030200 «Политология»
doc -> С помощью решений Cisco построена система видеоконференцсвязи «Объединенной авиастроительной корпорации» «Объединенная авиастроительная корпорация»
doc -> Проект статьи руководителя проекта Михеева В. В. по вопросам организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления
doc -> Приложение №2 Предметизация. Библиографические источники: Мангутова, Светлана Дмитриевна
doc -> Отчет по итогам участия Республики Саха (Якутия) в Восточном экономическом форуме
doc -> Муниципальный инвестиционный стандарт
doc -> Перечень документов, представляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал