История екатеринбургской епархии



страница1/9
Дата24.08.2017
Размер1.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Протоирей Валерий Лавринов. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. – 336с. (с.3-107)

ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

1. Состояние православия на Урале до образования самостоятельной Екатеринбургской епархии. 1383-1885 гг.

Христианство и Церковь пришли на Урал с русской государственностью и с русским населением почти одновременно с освобождением Великого княжества Московского и союзных с ним земель от Золотой Орды. На северо-востоке Руси, в верховьях Волги, по рекам Сухоне и Вычегде, в лесах стали появляться монастыри и остроги. Русские переселенцы со стороны Вологды и Устюга Великого постепенно достигли западных предуральских земель. Коренное население здесь состояло из племен коми и было сплошь языческим. Первым просветителем уральской земли по праву считается епископ Пермский Стефан. Прекрасно знавший местный язык, он силой убеждения в короткое время обратил в православие большое число язычников. В 1383 г., с учреждением Великопермской епархии, появляется возможность расширить катихизаторскую деятельность и продолжить освоение края. Результатом насильственного насаждения христианства явилось пленение и смерть святителя Питирима, преемника Стефана на епископской кафедре. В 1462 г. близ Чердыни, на реке Колве, основан первый в Предуралье Иоанно-Богословский мужской монастырь.

Население Зауралья также составляли языческие племена хантов и манси. Последние образовывали Пелымское княжество и своими набегами постоянно досаждали русским поселениям Предуралья. В 1483 г. отряд русских ратников вторгся в пределы пелымцев и разбил их наголову. В 1499 г. состоялся новый успешный поход в Зауралье. Значительное влияние на политику манси оказывали их южные соседи — сибирские татары. Они, видя в Москве потенциального противника, всячески сдерживали продвижение русских на восток.

Окончательное присоединение уральских земель состоялось в царствование Ивана Грозного. В 1552 г. в состав Московского государства вошли земли бывшего Казанского ханства, в том числе лежащие к западу от Уральского хребта. С завоеванием Сибири Ермаком в 1582 г. были присоединены земли, лежащие к востоку от Уральского хребта. Чтобы иметь надежное сообщение с Тобольском, а также сохранить завоеванные территории от набегов инородцев, решено было построить ряд крепостей. В 1598 г. основан город Верхотурье, через который проходил единственный официально разрешенный путь на восток, называвшийся Государевой тропой, или Бабиновской дорогой.

Огромное внимание царь обращал на монастыри, зная, какое миссионерское значение они оказывают в новоприсоединенных землях. В освоении западного Урала большую роль сыграли Соликамский Вознесенский и Пыскорский Спасо-Преображенский монастыри, в немалой степени поддерживавшиеся богатыми купцами Строгановыми. Немного позже стали появляться монастыри на восточном Урале. К 1604 г. относится основание Верхотурского Николаев­ского мужского монастыря, самого древнейшего из всех сибирских обителей. Первым насельником стал иеромонах Иона Прокофьев из Пошехонья (Ярос­лавской губернии). Сначала им был возведен небольшой деревянный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, которого почитали сво­им покровителем первые русские жители Сибири. Затем Иона лично отпра­вился к царю Борису Годунову с челобитной об устроении монастыря. Кроме разрешения царь одарил новосооружаемую обитель иконами, утварью и книга­ми. Возвратился Иона в Верхотурье игуменом и принялся достраивать монас­тырь. В пределах Верхотурья вблизи села Меркушино проживал некто Симеон, прославившийся своей праведной жизнью. В 1692 г. его мощи чудесным образом вышли из земли и в 1704 г. были перенесены в Николаевский монас­тырь, где обрели должное почитание. Необходимо отметить, что в продолже­ние столетия, вплоть до появления мощей праведного Симеона, Верхотурский Николаевский мужской монастырь пребывал в скудности.

В 1621 г. основан Верхотурский Покровский женский монастырь. Почти одновременно с ним возникли Тобольский Знаменский (1623), Туринский Николаевский (1624) и Невьянский Богоявленский (1625) мужские монас­тыри. В 1644 г. появился Далматовский Успенский мужской монастырь. В XVII в. заселение Урала приобрело массовый характер. Этому немало способствовало строительство в середине столетия Закамской укрепленной линии. Быстро заселился Верхотурский уезд и соседние с ним Пелымский и Туринский уезды. Постепенно освоение перемещается к югу в долины рек Исети и Пышмы. Появляются первые металлургические заводы. Открыв­шаяся в 1643 г. Ирбитская ярмарка придает еще более широкую известность Зауралью. Раскол Русской Церкви обусловил появление на Урале большого числа старообрядцев, бежавших от преследования государственной власти. Заводовладельцы охотно принимали их в число «работного люда», невзирая на строжайший запрет.

В 1620 г. царь Михаил Романов «по совещании с родителем своим» — Патриархом Филаретом учредил Сибирскую епархию с архипастырской ка­федрой в Тобольске. Западная граница епархии проходила по Уральскому хребту. В течение почти 180 лет церковью на Среднем Урале управляли Сибирские иерархи. В 1620 - 1721 гг. они носили титул Сибирских и Тоболь­ских, а в 1721 - 1799 гг. - титул Тобольских и Сибирских. Переименование произошло из-за образования самостоятельной Иркутской епархии. За этот период в Сибирской епархии сменилось 6 архиепископов и 12 митрополитов.

Первый Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенников) известен твер­достью духа и подвижнической жизнью. Отправляясь в Сибирь, он взял с собой монахов из Соловецкого, Хутынского и Волоколамского монасты­рей - частью для распространения христианства, частью для определения в настоятели сибирских обителей. В Верхотурье он внимательно осмотрел цер­кви и монастыри и в четыре дня своего пребывания учредил там новый, лучший, порядок. Настоятелем Николаевского монастыря поставил своего сподвижника игумена Германа.

Митрополит Игнатий (Римский-Корсаков) в 1695 г. освидетельствовал мощи первого уральского святого Симеона Верхотурского, которые тре­мя годами ранее чудесным образом вышли из земли и уже прославились исцелениями.

Митрополит Филофей (Лещинский) прославился активной миссионерс­кой деятельностью. При нем крестилось около 40 тыс. остяков, вогулов и других инородцев. В 1704 г. по его благословению мощи праведного Си­меона были перенесены из села Меркушино в Верхотурский Николаевский мужской монастырь, что послужило причиной оживления монашеской жиз­ни. В 1716 г. упомянутый монастырь сгорел дотла, однако мощи остались невредимы.

Митрополит Иоанн (Максимович) за большую подвижническую деятель­ность и чудеса, происходившие у его гроба, в 1916 г. причислен к лику святых. Теперь он широко известен как святитель Иоанн Тобольский.

При митрополите Антонии (Стаховском) основан Екатеринбург и множе­ство старейших заводов Урала. Митрополит Антоний вошел в историю как суровейший гонитель раскольников.

Митрополит Сильвестр (Гловатский) очень активно проводил миссионер­скую деятельность, особенно среди мусульманского населения. Результатом поданной татарами в Синод жалобы была следственная комиссия, которая, по свидетельству архиепископа Филарета (Булгакова), много повредила мисси­онерскому делу в Сибири. Сильвестр был переведен в Суздаль.

Последний из митрополитов - Павел (Конюскевич) в течение десяти лет продолжал просветительскую деятельность, но его труды были бесплодны, поскольку многие монастыри - главные очаги миссионерства - в ходе проводимой Екатериной II секуляризации церковных имуществ были закры­ты. Открыто выразив свой протест императрице, Павел был уволен на по­кой. После смерти у его гроба стали совершаться исцеления, и в 1914 - 1917 гг. встал вопрос о причислении его к лику святых, однако революция этому помешала.

Первые церкви на Урале, при громадном избытке лесов и за неимением мастеров кирпичного дела, были деревянными и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразное, с примыканием в западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие, в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теп­лым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алта­рем. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшие, прямые или вверху полукруглые. Они, так же, как киоты у икон, были из слюды, отчего в церкви стоял полумрак. Иконостасы двух-, трехъярусные, с полу­круглыми вверху царскими вратами, покрытыми сусальным золотом или по­талью с накладкой разноцветной фольги. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, мно­гоярусные - круглые или шестигранные. Верх колоколен — шатровый или пирамидальный, с покрытием гладким или чешуйчатым. По такому плану строились церкви и в Сибири.

В связи с притоком русского населения первые храмы в скором времени оказались маловместительными. Кроме того, они часто подвергались пожа­рам. Средний срок службы деревянной церкви составлял 70 - 100 лет. На месте ветхих очень часто строились новые, опять же деревянные. И лишь с появлением кирпичных заводов началось сооружение каменных храмов. В конце XVII в. были выстроены первые каменные церкви в Соликамске, Кунгуре и Тобольске. В 1702 г. окончен постройкой Свято-Троицкий собор в Алапаевском заводе, а в 1709 г. - Свято-Троицкий собор в Верхотурье. С 1706 г. строительство каменных храмов прекратилось, поскольку импера­тор Петр I затребовал каменщиков со всей державы на строительство Санкт-Петербурга. Первым каменным храмом Екатеринбурга стала Свято-Духовская церковь, заложенная в 1755 г. Возводились церкви и за казенный счет, и на средства заводовладельцев, и на средства прихожан.

Начало горнозаводскому делу на Урале положили купцы Демидовы. В 1716 - 1726 гг. Никита Демидов с сыном Акинфием основали 6 заводов, в том числе Нижнетагильский, в котором позднее в 1764 г. была заложена каменная Входо-Иерусалимская церковь. Вначале же строились деревянные храмы. В конце XVIII - начале XIX в. Демидовы с целью пополнения рабочей силы осуществили переселение крепостных людей из Центральной России, главным образом из Тульской и Черниговской губерний. Переселен­цы и составили основу православных приходов главных уральских заводов.

История основания Турьинских рудников, Петропавловского, Бого­словского и Николае-Павдинского заводов тесно связана с именем Верхотурского купца Максима Михайловича Походяшина. Занявшись поиском железных и медных руд и значительно преуспев в этом деле, он получил разрешение на строительство заводов. Постройке завода предшествовала закладка храма. В 1758 г. получено разрешение построить завод на реке Колонге и заложена деревянная Петро-Павловская церковь, и давшая назва­ние заводу. В 1767 г. в Петропавловском заводе Походяшиным заложена одноименная каменная церковь. Одновременно, при основании завода на реке Турье, была заложена каменная двухэтажная церковь, верхний храм которой в 1776 г. освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Соот­ветственно и завод стал именоваться Богословским. Храмы Петропавловс­кого и Богословского заводов внешне очень похожи, поскольку возводились по одному проекту, хотя и с некоторыми различиями. Являясь благодетелем Верхотурского Покровского женского монастыря, Походяшин выстроил в нем две каменные церкви: Покровскую и Иоанно-Предтеченскую. О разме­рах благотворении Покровскому монастырю свидетельствует тот факт, что после его смерти обитель за неимением средств к существованию была уп­разднена. В память М. М. Походяшина построена и освящена Максимовская церковь в Турьинских рудниках.

Если в 1620 г. в Сибири имелось около 30 церквей, то в 1650 г. их число доходило до 100. В 1702 г. церквей насчитывалось около 160.

Насаждение христианства осуществлялось настолько активно, что в 1738 г. в Тобольской епархии было уже 383 церкви, а в 1742 г. - 448.1

Для храмовой архитектуры первой половины XVIII в. характерен стиль московского барокко: сложная форма купола, обилие небольших маковок, кокошников, орнамент, выложенный из кирпича. Таков Свято-Троицкий со­бор Верхотурья. Во второй половине XVIII в. утвердился стиль петровско­го барокко. Чаще всего это были удлиненные, похожие на корабли храмы, над которыми поднимались один купол и увенчанная устремленным в небо шпилем колокольня. Таков был Богоявленский собор Екатеринбурга. Стро­ились церкви и в византийском стиле. Пример — Екатерининский собор Екатеринбурга.

Всего на Урале в XVIII в. построено около 200 деревянных храмов и не менее 30 каменных.2

Почти половину каменных храмов составляли двух­этажные: с теплой (зимней) церковью в нижнем этаже и холодной (летней) в верхнем. В одноэтажных храмах часто имелись боковые теплые приделы, а главный храм использовался в летние месяцы. Больше всего храмов постро­ено в городах Верхотурье (шесть), Екатеринбурге (пять) и Туринске (пять). Указом императора Павла 116 октября 1799 г. была учреждена самостоя­тельная Пермская епархия с кафедрой в Перми. Территория епархии совпа­дала с территорией Пермской губернии. К моменту образования в ней име­лось 393 церкви.3

В течение 85 лет церковью на Среднем Урале управляли Пермские иерархи. За этот период сменилось 10 епископов. В 1799-1833 гг. они носили титул Пермских и Екатеринбургских, а в 1833-1885 гг. - титул Пермских и Верхотурских.

Второму Пермскому иерарху - Иоанну (Островскому) пришлось понес­ти все трудности по становлению вновь созданной епархии. Им основана Пермская духовная семинария, остававшаяся до открытия в 1916 г. семина­рии в Екатеринбурге единственным высшим духовным учебным заведением на Урале.

Сменивший его епископ Иустин (Вишневский) до назначения на Пермс­кую кафедру имел честь обрести и освидетельствовать мощи первосвятителя Иркутского Иннокентия. Иустин внес большой вклад в дальнейшее раз­витие духовного образования, основал в 1805 г. первые единоверческие приходы в главных раскольничьих гнездах — Екатеринбурге и в Демидовс­ких заводах. В 1813 г. для детей духовенства, вынужденных за отсутствием духовной школы обучаться в екатеринбургском Горном училище, им основа­но духовное училище в заштатном городе Далматове. При нем же в 1809 г. в Екатеринбурге учрежден Ново-Тихвинский женский монастырь.

Большой вклад в дело борьбы со старообрядчеством и в развитие единоверия внес епископ Мелетий (Леонтович), при котором число единоверцев значительно пополнилось.

И, наконец, при епископе Аркадии (Федорове) в 1833 г. состоялось учреж­дение Екатеринбургского викариатства. К этому времени в Зауральской час­ти Пермской епархии значительно увеличилось число населенных мест и, соответственно, число церквей.

Для архитектурного облика храмов первой половины XIX в. характерен классицизм. В этом стиле выстроен в Екатеринбурге комплекс трех церквей Ново-Тихвинского монастыря, Свято-Троицкая (Рязановская) церковь, Ус­пенская церковь в Верх-Исетском заводе, Александро-Невский собор. Послед­ний, построенный по проекту знаменитого уральского архитектора М. П. Ма­лахова и единственный, сохранивший первозданный вид, и поныне поражает своей строгостью и величием.

25 декабря 1833 г. в составе Пермской епархии было учреждено Екатеринбургское викариатство с кафедрой в Екатеринбурге. Викарий получил титул епископа Екатеринбургского. По причине тесноты соборной Екатери­нинской церкви решено было обратить в собор приходскую Богоявленскую церковь. Из трех кандидатов, представленных государю Синодом, получил утверждение Евлампий (Пятницкий), настоятель Московского Лужецкого монастыря и ректор Вифанской семинарии. Пермский епископ Аркадий (Фе­доров), получив помощника — викария и в воздаяние личных заслуг возведен в сан архиепископа. Количество церквей в Пермской епархии выросло к этому времени до 473. За 51 год существования викариатства сменилось 12 викарных епископов. Годы правления викарных епископов — это годы дальнейшего бурного церковного строительства. При Евлампий в 1833 г. открылось Екатеринбургское духовное училище, в котором учились Д. Н. Ма­мин-Сибиряк, будущий писатель, А. С. Попов, будущий изобретатель радио, А. В. Карташов, впоследствии обер-прокурор Синода. 25 сентября 1834 г. состоялось освящение Крестовой церкви Архиерейского дома. В 1838 г. в зданиях Ново-Тихвинского монастыря открылось четырехклассное училище для девиц духовного звания, которое в 1865 г. было преобразовано в Епар­хиальное женское училище, ставшее затем в 1880 г. шестиклассным. Нача­лось сооружение основного комплекса зданий Ново-Тихвинского монасты­ря. При Ионе (Капустине) достроены Александро-Невский собор Ново-Тих­винского монастыря и Свято-Троицкая (Рязановская) единоверческая цер­ковь Екатеринбурга. При Вассиане (Чудновском) закончены постройкой ека­теринбургские Максимилиановская (Большой Златоуст) и Спасская церкви.

После отмены крепостного права в 1861 г. Урал пережил период почти четвертьвекового упадка и застоя. Продолжалась достройка начатых ра­нее зданий, хотя некоторые из них так и не были завершены. В Екатерин­бурге отказались от строительства нового Свято-Духовского храма, для которого успели возвести только Максимилиановскую церковь-колоколь­ню. В Вознесенской церкви перестроили в русско-византийском стиле за­падную часть, увеличив количество приделов до шести, а восточная оста­лась неизмененной.

2. Епархия Екатеринбургская и Ирбитская. 1885—1917 гг.

К 1885 г. количество церквей в Пермской епархии значительно увеличи­лось и достигло 827.4

Управление обширной церковной областью станови­лось все более обременительным для одного самостоятельного епископа, жившего в Перми. К тому времени им был епископ Ефрем (Розанов). Владыка Ефрем с целью повышения образовательного ценза духовенства стал предъявлять к кандидатам непомерно высокие требования. Последние, боясь экзаменов, затаились. Это привело к тому, что многие приходы оста­вались вакантными по нескольку месяцев. Особенно страдала в этом отно­шении зауральская часть епархии, наиболее удаленная от епархиального центра. Екатеринбургский викарий епископ Нафанаил (Леандров) не мог существенно повлиять на положение дел. При посещении им Нижнеуфалейского завода более чем 200 мастеровых, около 4 месяцев не имея воз­можности отправлять религиозные надобности, подали жалобу на епископа Ефрема, обвиняя последнего в нежелании назначить выбранного ими свя­щенника. Нафанаил переправил письмо в Петербург, где при посредстве губернатора оно попало в Синод. Вскоре Синод докладывал императору Александру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащаго при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруд­нения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно каса­тельно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий про­тив раскола»5

, поэтому взамен Екатеринбургского викариатства предлагал образовать особую самостоятельную епархию. В состав новой епархии пред­полагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский. Надо сказать, что и ранее викарными епископами дела­лись неоднократные попытки отделиться от Пермской епархии. Однако Пермские архиереи всячески противодействовали, особенно не желая вы­пускать из своей власти Верхотурский Николаевский монастырь, ежегодно приносивший до 3 тыс. руб. дохода.

29 января 1885 г. доклад Синода был высочайше утвержден. Викарный епископ Нафанаил стал первым самостоятельным Екатеринбургским архи­ереем. Ефрем же, узнав о разделении епархии, был страшно поражен и неред­ко говорил, что у него «отняли золото и драгоценные камни, а оставили соль да воду»6

. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись две самостоятельные епархии.

В связи с учреждением епархии был открыт штат Екатеринбургского епар­хиального управления. Епископу назначено жалованье в размере 1500 руб. В свиту епархиального архиерея теперь входили эконом, духовник, крестовые монахи, казначей-ризничий, иеродиакон. Духовное правление было преобразо­вано в Духовную консисторию. Увеличен штат кафедрального собора.

В новообразованной Екатеринбургской епархии, в 24 благочиннических ок­ругах, имелось 428 церквей (328 каменных и 100 деревянных). Из них 9 со­борных, 375 приходских, 8 домовых и 36 приписных. Кроме этого имелось 446 часовен (93 каменных и 353 деревянных). Количество приходов состав­ляло 408 (374 православных и 34 единоверческих). По уездам приходы распределялись следующим образом: 139 в Екатеринбургском уезде, 65 в Верхотурском, 41 в Ирбитском, 77 в Камышловском и 86 в Шадринском. Численность духовенства составляла 1125 человек. Из них 13 протоиереев, 509 священников, 170 диаконов и 433 псаломщика. В епархии имелось два мужских монастыря: Верхотурский Николаевский второклассный и Далматовский Успенский третьеклассный, два женских монастыря: Екатеринбургс­кий Ново-Тихвинский первоклассный и Верх-Теченский Свято-Троицкий тре­тьеклассный и три женских общины: Колчеданская Покровская, Каменская Преображенская и Красносельская Введенская. Насельников при них: 150 че­ловек монашествующих (39 муж. пола и 111 жен. пола) и 737 человек послушников (12 муж. пола и 725 жен. пола). При монастырских училищах воспитывалось 374 человека.7

В 1885 - 1917 гг. в Екатеринбургской епархии сменилось 13 епископов. Епископ Нафанаил, по свидетельству современников, являлся истинным пастырем православной веры. Прямотой характера, мягкостью и доступностью в обращении он снискал всеобщую любовь и уважение. Был очень строг к духовенству, но справедлив. При нем начат выпуск журнала «Екатеринбург­ские Епархиальные Ведомости». 19 октября 1886 г. по его инициативе в Екатеринбурге учреждено братство праведного Симеона, Верхотурского чу­дотворца. Оно имело целью изыскание средств для строительства церков­ных школ и их поддержания в беднейших приходах. В 1889 г. при участии епископа Нафанаила в Архиерейском доме была учреждена школа рисова­ния, просуществовавшая шесть лет.

Епископ Поликарп (Розанов) продолжил начатое дело. Им в 1890 г. от­крыт епархиальный свечной завод. До этого Екатеринбургский Ново-Тих­винский монастырь обеспечивал восковыми свечами все приходы Пермской и Екатеринбургской епархий. За предоставленную монополию монастырь на средства содержал Епархиальное женское училище.8

При деятельном руководстве владыки устроилось Камышловское духовное училище. Большое внимание уделялось церковно-приходским школам. Две из них открыты в Екатеринбурге: при Свято-Духовском и Вознесенском храмах.

Епископ Афанасий (Пархомович) реорганизовал Духовную консисторию, образовав в ней 4-й стол. Благодаря его попечительству Верхотурский муж­ской монастырь преобразован в общежительный, а Кыртомская мужская и Каменская женская общины преобразованы в монастыри. Количество цер­ковных школ возросло с 206 до 302. Была открыта первая в епархии двух­классная церковно-приходская школа, организована противораскольническая миссия с учреждением должностей епархиального и трех окружных миссио­неров. Заведены систематические беседы со старообрядцами, на некоторые епископ являлся лично и произносил наставления.

Епископ Симеон (Покровский) за короткое время пребывания на кафедре сумел снискать всеобщую любовь и уважение. Он был чрезвычайно отзыв­чив на всякие благие начинания. Помог, например, устроить в Екатеринбурге Дом трудолюбия.

Епископ Христофор (Смирнов) продолжил благоустроение епархии. При нем открыт причетнический класс при Архиерейском доме, который положил начало школе псаломщиков. Им возбуждено ходатайство перед Синодом об открытии в Екатеринбурге духовной семинарии. Был благоустроен свечной завод, которому грозила опасность закрытия, окончательно сформирована противораскольническая миссия с открытием стана в селе Верхне-Апостоль­ском Шадринского уезда. Красносельская Введенская женская община пре­образована в монастырь.

Несколько Екатеринбургских архиереев имели интерес к церковной исто­рии. Епископ Ириней (Орда) - магистр богословия, духовный писатель, автор многих трудов, хорошо знал языки. По его инициативе и под его руководством в 1902 г. составлена и издана книга «Приходы и церкви Ека­теринбургской епархии», являющая собой краткое извлечение из церковных летописей. Владыка обращал особенное внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами и церковным уставом. При нем школа псаломщиков преобразована во второклассную церковно-приходскую школу с трехгодичным курсом и специальными курсами церковного устава и церковного пения. Будучи замечательным проповедни­ком, Ириней создал проповеднический комитет, в обязанность которого вхо­дило рассмотрение проповедей, представляемых благочинными на утвержде­ние епархиального начальства.

Не меньший вклад внес сменивший его епископ Никанор (Каменский), также известный церковный писатель. Всего им написано более 100 трудов по богословию и церковной истории. Владыка открыл религиозно-нравствен­ные чтения в кафедральном соборе и издавал и распространял в народе свои популярно изложенные нравоучительные сочинения. С целью просвещения населяющих северную окраину епархии кочевых вогул предпринял труд составления вогульской азбуки, составил русско-вогульский словарь. По его благословению состоялось объединение всех благочиннических касс в об­щую эмиритальную кассу. Никанор открыл в Екатеринбурге епархиальную богадельню, пожертвовав на это 2 тыс. рублей из собственных средств, а также признал за благо восстановить прежний порядок замещения просфорнических мест и дело это поставил под свой непосредственный контроль.

Все Екатеринбургские епископы являлись почетными членами Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Среди священников, входив­ших в разные годы в состав УОЛЕ, а их около пятидесяти, было немало выдающихся личностей. Так, Георгий Левитский, будучи корабельным свя­щенником, в 1894-1896 гг. побывал в нескольких кругосветных путеше­ствиях, откуда привез большую коллекцию бытовых и культовых вещей. Впоследствии все собранное он подарил Екатеринбургскому городскому му­зею. Священник села Мехонское Шадринского уезда Иван Первушин был талантливым математиком, членом Парижской Академии наук. Число, им открытое, и поныне называется первушинским.9

Все епископы большое внимание уделяли церковному строительству, раз­мах которого все же значительно снизился. Больше других храмов заложи­ли Афанасий (Пархомович), Владимир (Шимкович) и Христофор (Смир­нов). Для храмовой архитектуры второй половины XIX в. характерна эклек­тика — смешение различных стилей. Вообще, XIX в. оказался очень плодо­творным для храмового строительства. Храмы возводились тщанием как прихожан, так и благотворителей. На общественные средства построены со­боры в городах Камышлове и Ирбите. На средства государственной казны строились церкви в заводах Уктусском, Нижне-Исетском, Березовском, Кушвинском, Нижнетуринском. В частных заводах церкви сооружались на сред­ства заводов лад ельцев. Особенно преуспели промышленники Демидовы. Они в XIX в. построили не менее 12 каменных храмов. В их числе церкви в заводах Нижнетагильском, Висимо-Уткинском, Нижнесалдинском, Ревдинском, Черноисточинском, Висимо-Шайтанском. Одним из самых щедрых и ревностных благотворителей считается Николай Никитич Демидов. Нема­лый вклад в храмоздательство внесли заводовладельцы Яковлевы и их на­следники Стенбок-Фермор. Ими в тот же период возведено не менее 12 ка­менных храмов. В их числе церкви в заводах Невьянском, Нижнесинячихинском, Верхнетагильском и Режевском.

Турчаниновы и их наследники Соломирские вложили средства в храмы Сысертского, Полевского и Северского заводов. Знаменитые Строгановы оставили о себе память лишь в Билимбаевском заводе. Ряд приходских и кладбищенских храмов связан с именами менее крупных предпринимателей и купцов. Это М. Ф. Ушков, П. В. Лузин, Е. А. Телегин, А. А. Волков, Я. М. Рязанов, Я. Ф. Толстиков. Большинство же церквей, в основном сельских, устроено на средства прихо­жан. Всего в XIX в. на территории Екатеринбургской епархии сооружено более 400 храмов.

В 1899 г., на рубеже веков, в епархии, в 29 благочиннических округах, насчитывалось 496 церквей. Из них 9 соборных, 390 приходских, 6 ружных, 13 монастырских, 14 домовых, 22 кладбищенских и 43 приписных. Кроме этого имелось 563 часовни и молитвенных дома. Из общего числа церквей, часовен и молитвенных домов (1059) каменных было 537, деревянных 521 и 1 железная часовня. За 1899 г. было построено 11 церквей (все каменные) и 7 часовен (3 каменные и 4 деревянные). Количество приходов достигло 406 (370 православных и 36 единоверческих). Духовенства значилось 1237 че­ловек. Из них 23 протоиерея, 547 священников, 196 диаконов и 471 псалом­щик. Среди священников 14 окончили курс духовных академий, 336 — курс духовных семинарий, 41 — из разных семинарских классов, остальные 179 частью окончили курс духовных училищ, частью были с разным образова­нием, в том числе домашним. В епархии имелось три мужских монастыря, четыре женских и две женских общины. Насельников при них: 230 человек монашествующих (64 муж. пола и 166 жен. пола) и 1078 человек послушни­ков (166 муж. пола и 912 жен. пола). За 1899 г. совершено два мужских пострига и семь женских. Принято 85 послушников и 35 послушниц. При монастырях имелись две богадельни, в них призревалось 55 человек. Боль­ниц при монастырях работало пять — на 95 кроватей. Библиотек в епархии значилось 331.10



В ноябре 1903 г. на Екатеринбургскую кафедру получил назначение епископ Владимир (Соколовский). Прибытие его ознаменовалось началом войны с Японией. 1 февраля 1904 г., выступая в кафедральном соборе, владыка призывал к сбору пожертвований на санитарные нужды армии. При участии екатеринбургского городского духовенства состоялось учреждение лазарета на десять кроватей для больных и раненых воинов. 21 апреля 1905 г. Екате­ринбургский архиерей совершил молебное напутствие Челябинскому полку, отправляющемуся на фронт. Несмотря на военные действия и горе семей погибших и искалеченных, жизнь текла своим чередом. 12 сентября 1904 г. епархия торжественно отпраздновала два юбилея: 300-летие со дня основа­ния Верхотурского Николаевского мужского монастыря и 200-летие пребы­вания в обители мощей праведного Симеона. Сослужил епископу Владимиру епископ Кунгурский Павел, викарий Пермской епархии. Торжество привлек­ло немало паломников со всей России. Храмы не вмещали всех молящихся. Вечернее богослужение закончилось в 11-м часу вечера. Утром совершалось три литургии. За поздней служили архипастыри. Венцом праздника стал крестный ход. В воспоминание этого исторического события 12 сентября 1905 г. в монастыре состоялась закладка каменного трехпрестольного собо­ра в честь Воздвижения Креста Господня. Этот же год отмечен двухднев­ным пребыванием на Урале протоиерея Ивана Ильича Сергиева, ныне известного как праведный Иоанн Кронштадтский. Он совершал богослужение в храмах Ново-Тихвинского женского монастыря и Крестовой церкви Архи­ерейского дома.

В 1905 г. над Россией пронеслись первые шквалы грядущих революцион­ных бурь. В целях борьбы со смутой царь Николай II выпустил манифест, в котором народу даровались многие права и свободы. Еще до опубликования манифеста Союз русского народа в Москве призвал всех верноподданных в воскресенье 16 октября собраться в церквах и приступить к созданию при­ходских комитетов порядка. Комитеты должны были начать запись желающих вступить в образуемые при каждом приходе дружины порядка, имеющие своей целью борьбу со смутой. В тот же день в церквах страны было зачита­но обращение Петербургского митрополита Владимира, в котором революци­онеры решительно осуждались как «давно отрекшиеся от Бога в делах сво­их», а христиане призывались встать на защиту царя и церкви. К последним были обращены такие слова: «Спроси у своей совести, и она скажет - исполняй то, чего от тебя потребуют слуги царевы, что скажут пастыри церкви»11

.

После того как Екатеринбургский епископ Владимир зачитал 18 октября манифест перед зданием Богоявленского кафедрального собора и отслужил благодарственный молебен, трибуна, сооруженная для молебна, стала местом митинга, продолжавшегося до темноты и возобновившегося на следующий день. На митинге произносились речи, призывавшие к свержению царя и осуждавшие Церковь, смущавшие большинство прихожан. На Кафедральной площади 19 октября произошло столкновение между протестующими против этих призывов, с одной стороны, и митингующими - с другой. При этом обнаружилось, что революционеры вооружены огнестрельным оружием, кото­рое и было ими пущено в ход. Беспорядки были прекращены казаками. Страстные обращения владыки Владимира к народу, обличавшие устроителей беспорядков, способствовали успокоению населения и прекращению в городе бесчинств. Попытка организовать такие же беспорядки в Нижнем Тагиле была пресечена.12



Епископ Владимир отличался необыкновенной энергией и ревностью к проповедованию слова Божия. Был неутомимым в служении акафиста за вечерней в Крестовой церкви перед иконой Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Организовал великолепный хор архиерейских певчих, привле­кавший в Крестовую церковь, вместе с торжественностью архиерейских слу­жений, множество богомольцев. Благодаря его попечительству Далматовский мужской монастырь был преобразован в общежительный, а Каслинская и Нижнетагильская женские общины - в монастыри. Во время событий 1905 г. организовал местное отделение Союза русского народа, в котором состояло все духовенство епархии. Однако в среде последнего имелось несколько случаев призыва к свержению монархии, организации социалистических круж­ков и даже к участию в погромах. Все духовные лица, замеченные в подоб­ных деяниях, нещадно карались епархиальным судом.

В 1910 г. во главе епархии встал епископ Митрофан (Афонский). Он возобновил прерванные в 1906 г. пастырские собрания, для возбуждения и поддержания религиозно-нравственных интересов в среде интеллигенции Екатеринбурга открыл публичные богословские чтения и первым лектором стал сам. Учредил общества: хоругвеносцев и церковно-археологическое. Первое имело целью поддержание порядка при проведении крестных ходов. Члены общества носили форменную одежду. Второе создано для изучения истории Екатеринбургской епархии и церкви на Урале. Епископ пристальное внимание уделял борьбе с пьянством, открыв большое количество обществ трезвости. Добился открытия первых двух классов Екатеринбургской ду­ховной семинарии.

В 1912 г. в епархии торжественно отмечалось возведение шести приходских храмов в степень соборных. Соборными стали Спасо-Преображенский храм Невьянска, Свято-Троицкий храм Алапаевска, Входо-Иерусалимский храм Нижнего Тагила, Свято-Троицкий храм Каменска, Успенский храм Верх-Исетского завода Екатеринбурга, Христорождественский храм Кыштыма. В 1913 г. в Верхотурском мужском монастыре возведен самый большой в епархии и один из крупнейших в России Крестовоздвиженский собор. Таким образом, общее количество соборов достигло 16. Постройкой монастырского собора руководил иеромонах Платон (Попов), служивший до принятия монашества инженером. Окончание строительства было приурочено к 300-летию Дома Романовых. Накануне на имя Николая II была послана телеграмма: «Ваше Императорское Величество, братия Верхотурского Николаевского монасты­ря, совершая ныне обычное ежегодное празднование в честь праведного Симеона, возносила теплые молитвы к Господу, да подаст Он молитвами праведного Вам, Государь, и Всему Августейшему Семейству Вашему все милости свои, наипаче здоровья, спасения, благопоспешения в царственных делах Ваших. Памятуя святое усердие Ваше к праведнику и высокое внима­ние к обители, повергаем к стопам Вашего Императорского Величества нашу верноподданическую любовь и преданность... Митрофан, епископ Екатерин­бургский и Ирбитский. Настоятель игумен Ксенофонт...».13

Государь ответ­ствовал благодарением.

Крестовоздвиженский собор выстроен в русско-византийском стиле. Трехъя­русный иконостас бирюзового цвета выполнен из фаянса товариществом М. С. Кузнецова в Москве и обошелся в 23 тыс. 500 руб. Все иконы выпол­нены в иконописной мастерской С. К. Шварева в Москве. Стоимость икон составила 4 тыс. 100 руб. Значительные пожертвования поступили от мос­ковской купеческой вдовы О. П. Блохиной. Между главным храмом и Симеоновским приделом был сооружен мраморный постамент для мощей, обнесен­ный бронзовой решеткой с массивной и вместе с тем изящной сенью. Ко дню освящения сени из Екатеринбурга в Верхотурье предпринято паломниче­ство. В Ново-Тихвинском монастыре была специально написана икона вели­комученицы Екатерины, предназначавшаяся в дар Верхотурью. На полях были изображены чтимые иконы екатеринбургских храмов. 6 мая около тысячи человек двинулись в путь. Постепенно количество богомольцев уве­личивалось. К 16 мая их было уже около 5 тыс. человек. Вместе с народом находились священнослужители. Ими за время пути было произнесено 150 ре­чей и проведено 8 бесед. 24 мая, пройдя пешком 354 версты, паломники вступили в древнюю столицу Урала. 25 мая состоялось освящение сени и раки. 27 мая был освящен левый придел Крестовоздвиженского собора в честь праведного Симеона, после чего мощи были торжественно перенесены в собор из Николаевского храма.

К 1914 г. в Екатеринбургской епархии, в 31 благочинническом округе, насчитывалась 591 церковь. В том числе 16 соборных, 451 приходская, 27 мо­настырских, 17 домовых, 25 кладбищенских, 53 приписных и 2 походных. Кроме этого имелось 725 часовен и молитвенных домов. Из общего числа церквей, часовен и молитвенных домов (1316) каменных было 715, деревян­ных 599,1 железная и 1 мраморная часовни. Количество приходов достигло 465 (428 православных и 37 единоверческих). По уездам приходы распреде­лялись следующим образом: 127 в Екатеринбургском уезде, 95 в Верхотурском, 49 в Ирбитском, 93 в Камышловском и 101 в Шадринском. Церковных библиотек в епархии насчитывалось 424. Духовенства значилось 1436 чело­век. Из них 31 протоиерей, 605 священников, 261 диакон и 539 псаломщи­ков. В епархии имелось три мужских и девять женских монастырей, четыре женских общины и 1 общежитие. Насельников при них: 430 человек монаше­ствующих (117 муж. пола и 313 жен. пола) и 2723 человек послушников (201 муж. пола и 2522 жен. пола).14

В июле 1914 г. на Урале в сопровождении сестер Марфо-Мариинской общины побывала великая княгиня Елизавета Федоровна. Большую часть времени она посвятила верхотурским монастырям. Не обошел своим внима­нием епархию и Григорий Распутин. В сопровождении группы своих поклон­ниц он трижды посещал Ново-Тихвинскую обитель, последний раз летом 1916 г., однако всякий раз уезжал не солоно хлебавши. Игумения Магдалина, как, впрочем, и другие духовные начальствующие лица, вынуждена была сказываться отсутствующей, что вызывало резкие вспышки гнева «старца». Началась Первая мировая война, и Русская Православная Церковь не оста­лась в стороне. Повсеместно открывались и освящались лазареты. Они имелись при всех монастырях. По епархиям проводились тарелочные и кружеч­ные сборы в пользу Красного Креста, сборы подарков для воинов. Большое количество священников пополнило ряды военного духовенства. 15—16 июля 1915 г. в Екатеринбурге состоялся съезд настоятелей и настоятельниц монас­тырей и общин Екатеринбургской епархии. Было решено увеличить число призреваемых монастырями детей-сирот до 420 человек, а также принять на монастырское иждивение 80 воинов-калек.15

В августе того же года рассматривался вопрос об устройстве беженцев из эвакуируемых епархий. Изыскана возможность расселения в монастырях 430 монахинь, 100 монахов и 270 ми­рян, однако за годы войны беженцев духовного звания не было.

22 августа в Нижний Тагил прибыла первая партия из Риги - 105 чело­век. Среди них большинство - католики и лютеране. Все они разместились в богадельне Введенского храма.16

С апреля 1915 г. на территории Верхотурского мужского монастыря проживало до 500 военнопленных и конвоиров, до 100 беженцев. К середине ноября в Верхотурье находилось уже около 300 эвакуированных гражданских лиц.

В монастыре формировались и проходили подготовку воинские подразде­ления. Здесь же имелся госпиталь на 15 коек для раненых, на монастырские средства содержались еще 10 коек в полевом летучем госпитале на фронте. Здание гостиницы превратили в лазарет на 30 коек. Открылся приют для воинов-калек. К середине 1916 г. монастырем пожертвовано 2800 руб. Крас­ному Кресту, 548 руб. - семьям воинов, 444 руб. различных денежных сбо­ров. Собрано большое количество нательных крестиков и образков, белья, книг. Из среды обители взято по мобилизации и добровольно 53 послушника. Несмотря на трудности военного времени, продолжалось возведение мо­литвенных и административных зданий. Особо почитаемым на Урале свя­тым, как и во всей России, был святитель Николай, архиепископ Мирликийский. В 1914 г. в епархии имелось 72 храма и 30 приделов его имени, а также 18 особо чтимых икон.17

В 1915 г. в епархии возводилось 62 храма, из них 12 были окончены постройкой, и все, за исключением одного, освящены. Хра­мы строились тщанием прихожан и отдельных благотворителей. Старостами многих храмов были купцы, которые не только словом, но и делом помогали в строительстве и благоукрашении. Т. А. и С. В. Логиновы, И. А. Макаров, М. Н. Гущин, Я. Я. Камнадский — вот неполный список купцов-попечите­лей. Однако рассадников нравственности не хватало. Из отчета епископа Серафима в Синод: «Избыток церквей замечается лишь в гор. Верхотурье, где независимо от храмов монастырских имеется еще 4 приходских церкви, что при малочисленности городского населения составляет некоторый изли­шек, так что прихожан для отдельных храмов оказывается недостаточно».18

Реконструировался Архиерейский дом — резиденция Екатеринбургского епис­копа. Духовная консистория получила новое здание. 28 декабря 1914 г. был освящен Епархиальный дом, представлявший собой здание для православно­го просвещения населения и включавший библиотеку, музей, помещения для епархиальных и православных общественных организаций, зрительный зал на 900 мест.19

1 сентября 1916 г. в здании Екатеринбургского духовного училища состоялся молебен по случаю открытия духовной семинарии. В даль­нейшем для последней планировалось создать отдельный комплекс зданий. Открытию полной шестиклассной семинарии предшествовало открытие вна­чале первых двух классов в 1913 г., затем еще двух в 1915 г. В том же 1916 г. освящено новое здание Екатеринбургского епархиального женского учи­лища - самое крупное на Урале.

10 января 1916 г. трудами епископа Серафима (Голубятникова) открылся екатеринбургский отдел Всероссийского общества попечения о русских бе­женцах. Было признано, что русские беженцы находятся в гораздо худшем положении, чем другие. В 1916 г. только на территории Камышловского уезда размещалось 1795 беженцев. Среди них 1574 православных, 187 католиков и 34 протестанта. Всем оказывалась посильная помощь. Был отмечен случай перехода в православие 25 военнопленных чехов.20

В распоряжение военного ведомства откомандировано семь священников, среди них Николай Колпенский, Александр Лукин, Анатолий Пономарев. Для оказания помощи фронту епархиальным начальством предписывалось в 1916 г. каждому приходу собрать и отправить 1 пару сапог и 1 комплект белья.

26 сентября 1916 г. в Архиерейском доме состоялось совещание духовен­ства. Рассматривался вопрос пастырской визитации, т. е. оживления приход­ской жизни за счет посещения прихожан в их домах и проведения частных богослужений. После длительных дебатов визитация была одобрена.

В военные годы по всей России стали появляться женские общества сес­тер-ревнительниц о чистоте и благолепии храмов. В январе 1917 г. епископ Серафим благословил открытие сестричеств при всех екатеринбургских хра­мах, однако часть духовенства неодобрительно отнеслась к этому, считая, что организованное общество в приходе будет иметь противовес решениям на­стоятеля. Поэтому начатое движение по организации сестричеств не двину­лось дальше обсуждения, хотя всеми была признана необходимость более полного участия женщин в церковной жизни.



Каталог: userfiles -> CPSH -> Metodicheski kabinet -> 2stupen -> Sobor
userfiles -> Учебное пособие для школьников Москва 2012 Содержание Методы исследований в экологии 3 Растения, растущие вокруг 20
userfiles -> Как известно в Internet есть всё то же, что и в реальной жизни. Однако для того, чтобы эти миры пересекались, необходимо прилагать некоторые усилия
Sobor -> К началу XX в. Свято-Николаевский монастырь достиг вершины своего развития
Sobor -> Монах в одеждах странника
Sobor -> Практическая работа. 1 Знакомство с книгой «Жития Екатеринбургских святых»
Sobor -> Вошедший в покой. Св. Иоанн (Кевролетин) 7 января – память святого преподобного Иоанна (Кевролетина) «тщимся убо внити в покой оный…»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал