Кафедра теории и технологий управления Стратегическое управление программами и проектами



Скачать 215.83 Kb.
Дата12.09.2017
Размер215.83 Kb.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Факультет государственного управления

Кафедра теории и технологий управления



Стратегическое управление программами и проектами

Программа курса

Составители:



к.э.н., доцент Царенко А.С.

Москва

2016
С О Д Е Р Ж А Н И Е


1

Цели и задачи дисциплины………………………………………

4

2

Требования к уровню освоения содержания дисциплины…….

4

3

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………

5

4

Содержание курса………………………………………………...

6

5

Задания для самостоятельной работы студентов……………….

9

6

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)...………………..

11

7

Учебно-методическое обеспечение……………………………..

12

7.1

Литература………………………………………………………...

13

7.2

Информационное обеспечение дисциплины……………………

14

1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Стратегическое управление программами и проектами» является формирование у студентов комплекса знаний, приобретение ими практических умений и навыков, позволяющих эффективно управлять проектами и программами как инструментами реализации стратегии.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование у студентов знаний о категориальном аппарате;

  • ознакомление их с инструментами и методами проектного и программного управления,

  • ознакомление студентов с системой международных, зарубежных и национальных стандартов проектного и программного управления;

  • приобретение ими умений по идентификации контекста управления, выбора инструментов и методов, присущих конкретной модели проектного и программного управления;

понимание студентами специфики содержания системы критериев оценивания и выбора проектов как инструмента реализации стратегии;

формирование базовых знаний по проектированию и внедрению корпоративной системы управления проектами;

формирование навыков анализа зрелости технической и социальной инфраструктуры для эффективного проектного управления, управления её развитием; навыками принятия решений в проектном управлении, контроля поведения людей в организациях в условиях планирования и имплементации проекта с целью более эффективного работы организации в этой области.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • определение, содержание и соотношение понятий «проект», «программа», «портфель»;

  • историю и тенденции развития области знаний управления проектами и программами;

  • специфику управления проектами и программами как инструментом реализации стратегии организации;

  • современные принципы и существующие национальные и международные методологии и стандарты управления проектами и программами;

  • структуру типового проекта и программы, систему его (её) стейкхолдеров;

  • современные инструменты и техники управления программами и проектами (включая средства информационной инфраструктуры).



уметь:

  • управлять организациями (на основе проектных и матричных структур), подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

  • разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

  • определять цели, предметную область и структуру проекта и программы;


владеть:

  • способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

  • навыками использования современных инструментов и техник управления проектами и программами;

  • способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

  • способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;

  • способностью предоставлять независимые консультации по вопросам управления проектами и программами, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей;

  • способностью вырабатывать и предоставлять рекомендации по осуществлению мер для совершенствования проектной деятельности организации и оказывать помощь по их реализации.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачётная единица, 36 часов, в т.ч.

- аудиторная нагрузка 24 часа:

- лекции 24 ак. часов,

- семинары --;

- самостоятельная работа 12 ак. часов.



Форма отчётности: зачёт.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




п/п

Название разделов и тем

Вид работы

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Всего

1

Сущность и содержание проектного и программного менеджмента.

2

-

1

3

2

Эволюция и современные модели управления проектами и программами

2

-

1

3

3

Проекты и программы как инструменты стратегического управления в мире и России

2

-

1

3

4

Основы формирования корпоративной системы управления проектами

2

-

1

3

5

Современные методологии и стандарты управления проектами

3

-

1

4

6

Система критериальной оценки для отбора проектов

1

-

1

2

7

Управления проектом в условиях различных организационных структур

2

-

1

3

8

Система стейкхолдеров проекта

1

-

1

2

9

Жизненный цикл проекта

1

-

1

2

10

Области знаний управления проектами

4

-

1

5

11

Влияние факторов среды на эффективность проектов и программ



2

-

1

3

12

Специфика управления проектами и программами управленческих процессных инноваций

2

-

1

3




Всего

24

--

12

36



4. Содержание курса

«Стратегическое управление программами и проектами»

1. Сущность и содержание проектного и программного менеджмента.

Определение программы и проекта. Существующие трактовки понятия проект.

Проект и программы как объекты управления, их характеристики. Портфель.

Признаки проекта (временной ограниченности, ограниченности требуемых ресурсов, составление бюджета проекта, новизны, неповторимости и комплексности, правового и организационного обеспечения проекта). Принцип эквифинальности в управлении проектом.

Типы и виды проектов. Классификация проектов. Особенности различных видов проектов.
2. Эволюция и современные модели управления проектами и программами

Истоки управления проектами. Сетевые методы. Программные средства управления проектами. Управление многими проектами. Системы профессионального управления проектами.

Современные модели проектного менеджмента. «Ad hoc», бюрократическая, нормативная, креативно-рефлексивная модели.

3. Проекты и программы как инструменты стратегического управления в мире и России

Сферы приложения программного и проектного управления. Программы и проекты как инструменты реализации стратегии коммерческих организаций. Программы и проекты в государственном и муниципальном управлении, некоммерческом секторе.

Востребованность профессионального проектного управления в России и мире. Профессиональные ассоциации и исследовательские центры в сфере проектного и программного управления. IPMA, PMI, CОВНЕТ.
4. Основы формирования корпоративной системы управления проектами

Основные элементы корпоративной системы управления проектами. Методология, закреплённая в корпоративном стандарте управления проектами. Организационно-структурная единица. Информационно-технологическая инфраструктура.


5. Современные методологии и стандарты управления проектами и программами
Сущность и содержание стандарта. Классификация стандартов. Фокус: «люди», «проекты», «организации». Стандарты управления проектом. Стандарты управления программой. Стандарты управления портфелем проектов. Стандарты определения компетенций менеджера проекта. Стандарты определения зрелости проектного управления в организации. Сравнительный анализ стандартов управления ГОСТ Р 54869-2011, НТК, PMBoK, ISO 10006, PRINCE2, P2M, OPM3, PM CDF.
6. Система критериальной оценки для отбора проектов

Классический состав критериев оценки проектов.

Система оценки по Ципесу и Товбу. Стратегические критерии. Соответствие целям, влияние на цели, срочность. Финансовые. Период окупаемости, ЧПС, доля инвестиций, иные. Рисковые критерии. Конфликт ресурсов, риск новизны, сопротивление внутри организации.

Критерии фильтры и линейные критерии. Качественные и количественные критерии.

Шаблоны и формы для процедуры оценивания.
7. Управления проектом в условиях различных организационных структур

Управление проектом на базе функциональной структуры. Слабая, сбалансированная и сильная матричные структуры. Преимущества и недостатки. Условия применения.



Самостоятельная работа:

подготовка к устному опросу и разору кейса «Бухгалтерская фирма «Мосс и МакАдамс»


8. Система стейкхолдеров проекта

Состав, роли и взаимосвязи стейкхолдеров. Основные стейкхолдеры и их функции. Взаимоотношения со стейкхолдерами.

Офис управления проектами. Менеджер проекта. Спонсор проекта. Менеджер программы, менеджер портфеля. Функциональные руководители. Участник команды проекта. Заказчик. Специфические стейкхолдеры.
9. Жизненный цикл проекта

Понятия жизненного цикла и фаз проекта. Общая структура жизненного цикла проекта. Взаимосвязь жизненных циклов проекта, продукта и организации. Состав и содержание работ основных фаз жизненного цикла проекта. Понятие и назначение вех и контрольных событий в проекте.


10. Области знаний управления проектами
10.1. Управление интеграцией проекта

Устав проекта. План разработки проекта. Руководство и управление исполнением проекта Мониторинг выполнении проекта. Завершение проекта


10.2. Управление предметной областью (содержанием) проекта.

Выявление требований и ограничений к содержанию проекта

Уточнение целей проекта. Иерархическая структура работ (ИСР/WBS). Управление содержанием проекта
10.3. Управление сроками.

Определение операций, их последовательности.

Описание ресурсов. Разработка и управление расписанием
10.4. Управление стоимостью

Оценка стоимости проекта

Бюджетирование

Управление бюджетом проекта


10.5. Управление качеством

Планирование, обеспечение и контроль качества

Стандарт ISO 10006

Управление человеческими ресурсами проекта

Планирование человеческих ресурсов проекта

Подбор кадров для проекта

Организация командной работы в управлении проектом.
10.6.Управление коммуникациями проекта

Планирование коммуникаций

Распространение информации

Отчетность о ходе выполнения проекта

Административное закрытие проекта
10.7. Управление риском.

Идентификация проектных рисков.

Определение количества риска и рисковых взаимодействий.

Разработка методов реагирования на риск

Контроль реагирования на риск
10.8. Управление материально-техническим обеспечением проекта

Планирование закупок

Документирование товарных требований

Выбор источников закупок

Управление контрактами

Закрытие контракта.


11. Влияние факторов среды на эффективность проектов и программ

Внешнее окружение проекта и внутренние переменные среды. Факторы успеха реализации проекта. Понятие критериев успеха и неудач проекта. Организационная культура и проект. Диагностика оргкультуры. (Модель OCAI Камерона и Квина, модель Грея и Ларсена) Специфика оргкультуры проектно-ориентированной организации. «Лидерское руководство» проектом. «Валюты» руководителя. «Управление на основе бесцельного хождения» Основы профессионального мастерства руководителя проекта. Этические аспекты руководства проектом.


12. Специфика управления проектами и программами управленческих процессных инноваций

Целеполагание проектов управленческих процессных инноваций. Модели внедрения проектов. Модели оценки осуществимости проектов. Специфика управления коммуникацией проекта трансформации. Преодоление сопротивления персонала. Оценка и закрепление результатов.

Практические (семинарские) занятия включают:


  • дискуссии по заданной тематике;

  • выступление с докладами;

  • решение кейсов («Один день из жизни менеджера», «Оценка приоритета фильма», «Бухгалтерская фирма «Moss and McAdams», «Компания «South American Adventures Limited», «Pixar» и др.);

  • разбор индивидуальных и групповых домашних проектов.



5. задания для самостоятельной работы студентов
Перечень заданий в рамках самостоятельной работы:
По теме 1: подготовка к устному опросу.

По теме 2: ознакомление со статьёй Али Джаафари «Управление проектами в век хаоса, или изучение профессионализма в XXI веке» (материал предоставляется студентам), подготовка к дискуссии по моделям проектного управления: приведение примеров, соотнесение моделей с практикой реальных, знакомых студентам организаций.

По теме 3: подготовка к дискуссии по вопросам функционирования национальных, зарубежных и международных профессиональных сообществ в сфере управления проектами; подготовка кратких сообщений о данных сообществах.

По теме 4: подготовка к устному опросу по теме лекции.

По теме 5: подготовка к дискуссии по тенденции формализации проектного управления; докладов по структуре и содержанию стандартов управления проектами и программами (список высылается: PMBoK, P2M, НТК, ICB, PRINCE2, ISO 10006:2003 (или ГОСТ Р ИСО 10006-2005 - аутентичный перевод), PMCDF и др.) – в группе из 2-х человек. Выступления в течение нескольких занятий; прочтение раздела 1 главы 1 «Проекты и стандарты» книги Товб А.С., Ципес Г.Л. Проекты и управление проектами в современной компании М.: Олимп-Бизнес, 2010.

По теме 6: групповой проект: разбор кейса с последующей презентацией результатов.

По теме 7: подготовка к устному опросу и разбору кейса «Бухгалтерская фирма «Мосс и МакАдамс»

По теме 8,9: подготовка к устному опросу, тестированию.

По теме 10: групповое задание «Разработка «Устава проекта»» — группа из 3-5 человек с последующей презентацией результатов. (Сам проект определяется группой – может быть реальным или вымышленным). Формат представления описывается на семинаре, а также высылается на п/я группы с пояснением. Форма отчётности: печатный и электронный вариант документа и презентации.

По теме 11: подготовка к дискуссии по теме влияния организационной культуры на эффективное управление проектом, разбору кейса.

По теме 12: подготовка устному опросу.

Также в рамках самостоятельной работы происходит подготовка к тестированиям.


Примерный перечень тем рефератов

  1. История развития методик управления проектами

  2. Состояние, результаты и перспективы развития профессионального управления проектами в России.

  3. Жизненный цикл проекта.

  4. Проектный анализ и его виды (технический, финансовый, экономический, институциональный, анализ риска).

  5. Стандарт PMBoK.

  6. Стандарт НТК.

  7. Стандарт PRINCE2.

  8. Стандарт ISO 10006.

  9. Стандарт P2M.

  10. Стандарт PM ICB.

  11. Стандарт PMCDF.

  12. Стандарт ISO 10006:2003 (ГОСТ Р ИСО 10006:2005).

  13. Построение иерархической структуры работ (ИСР) проекта.

  14. Разработка стратегии реализации проекта.

  15. Разработка тактики реализации проекта.

  16. Основы профессионального мастерства управляющего проектом.

  17. Формирование и развитие команды проекта.

  18. Управление персоналом в проекте.

  19. Управление конфликтами в проекте.

  20. Управление коммуникациями в проекте.

  21. Управление поставками и контрактами в проекте.

  22. Управление изменениями в проекте.


6. Вопросы для подготовки к ЗАЧЕТУ (экзамену)


  1. Модели проектного менеджмента

  2. Соотношение понятий «проект», «программа», «портфель»

  3. Профессиональные сообщества в области управления проектами и программами PMI, IPMA, СОВНЕТ

  4. Практика управления проектами в России

  5. Жизненный цикл проекта

  6. Процессы управления проектами

  7. Стандарты в сфере управления проектами. Функции, основное содержание.

  8. Требования к профессиональным и личным качествам специалиста по управлению проектом на основе стандарта ICB

  9. Специфика стандарта P2M

  10. Принципы система критериев отбора проекта как инструмента реализации стратегии

  11. Система управления проектом на основе стандарта PMBOK

  12. Заинтересованные стороны проекта

  13. Офис управления проектами. Функции. Уровни зрелости.

  14. Менеджер проекта. Требования к роли. Полномочия.

  15. Влияние структуры организации на управление проектом.

  16. Влияние организационной культуры на управление проектом. Диагностика оргкультуры (OCAI)

  17. Проблемы эффективного лидерского руководства проектом

  18. Устав проекта

  19. План проекта

  20. Управление содержанием проекта.

  21. Управление человеческими ресурсами проекта.

  22. Управление стоимостью проекта.

  23. Управление сроками проекта.

  24. Управление коммуникациями проекта.

  25. Управление рисками проекта.

  26. Управление закупками проекта.

  27. Управление качеством проекта.

  28. Управление проектами и программами организационных изменений. Виды оргизменений. Целевая ориентация современных проектов оргизменений. Дихотомия существующих моделей.

  29. Оценка осуществимости проектов организационных изменений на основе DICE БКГ

  30. Оценка осуществимости проектов организационных изменений на основе ADKAR PROSCI

  31. Характеристики успешной команды, реализующей проект оргизменений

  32. Структура ролей участников команды изменений (на примере реализации реинжиниринга по М. Хаммеру, Дж. Чампи и М.Робсону и Ф. Уллаху)

  33. Преодоление сопротивления персонала при управлении программами и проектами оргизменений



7. Учебно-методическое обеспечение
- образовательные технологии

В курсе используются следующие методы и формы занятий:



  • лекции;

  • семинарские занятия в форме коллоквиумов, разбор конкретных ситуаций (кейсов), презентаций групповых практических заданий, их обсуждения, дискуссии по докладам обучающихся;

  • консультации преподавателя;

  • самостоятельная работа по подготовке групповых и индивидуальных заданий, докладов



Научно-исследовательские технологии

В ходе учебного процесса при выполнении самостоятельной работы, а также при обсуждении её результатов в рамках интерактивных форм взаимодействий: 1) метод «мозгового штурма» (брейнсторминга), 2) технологии проектной командной работы, 3) имитаций.



Научно-производственные технологии

Технологии подготовки отчётных материалов, включая презентации по групповым и индивидуальным проектам.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Степень освоения курса определяется различными формами контроля:



  • текущий контроль – контроль посещения занятий и степень активности в групповых обсуждениях проблем, требующих принятия решений, участия в решении case-study на семинарах, опросы, оценка выступлений с докладом;

  • промежуточный контроль – проверка усвоения теоретических знаний из лекций и литературы, рекомендованной для самостоятельно чтения посредством тестирования и домашние задания (групповые и индивидуальные проекты)

Форма заключительного контроля – устный опрос.

Итоговый балл представляет собой интегрированную оценку работы на семинарах, результатов тестирований и домашних групповых и индивидуальных заданий и устного опроса в рамках проведения зачёта.

Лица, имеющие высокие показатели на основе текущего и промежуточного контроля могут быть освобождены от итогового устного опроса.

7.1. Литература
а) основная литература:


  1. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. Учебник. Пер. с англ.
    Дело и Сервис, 2013

  2. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Пятое издание PMI, 2013.

  3. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектамив современной компании – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010.

  4. Управление проектами: основы профессиональных знаний и национальные требования к компетенции специалистов. — М.: СОВНЕТ, 2001.

  5. Лапыгин Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. — М.: Омега-Л, 2008.

  6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. — М.: Омега-Л, 2007.

  7. ISO 10006:2003, Quality management systems — Guidelines for quality management in projects или ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании (в управлении проектами).

б) дополнительная литература:



  1. Воропаев В.И. Управление проектами в России: основные понятия. М., 1995. 225 с.

  2. Воропаев В.И., Лебедь Б.Я., Орел Т.Я. Методические указания по декомпозиции объектов. М., 1988.

  3. Воропаев В.И., Шейнберг М.В. Управление проектами в СССР. М., 1991.

  4. Гиллард Ш. Прайнс Дж. Роль менеджеров в эффективном управлении проектами//Проблемы теории и практики управления,1/94

  5. Математические основы управления проектами. Учебное пособие. Под ред. В.Н.Буркова. – М., Высшая школа, 2005.

  6. Мир управления проектами. Основы, методы, организация, применение. М.,1994.

  7. Немчин А.М., Никешин С.Н., Хитров В.А. Управление проектами. Основы системных представлений и опыт применения. Спб., 1993.

  8. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. М., 1986.

  9. Сидорова Н. Механизмы принятия и реализации инвестиционных решений в странах Запада//Проблемы теории и практики управления, 1/96. с.93-102.

  10. Толковый словарь по управлению проектами. М.,1992.

  11. Управление проектами (Зарубежный опыт). Под ред. В.Д. Шапиро. Спб, 1993.

  12. Управление проектами. Под общ. ред. В.Д.Шапиро. (учебное пособие) Спб.,1996.

  13. Управление проектами. Справочник для профессионалов./Под ред. И.И. Мазура. М., 2001.

  14. Управление проектом. Основные понятия// Проблемы теории и практики управления, 1-94 с. 123.

  15. Шабаркина Л. Управление проектами как элемент инвестиционного менеджмента// Росс. экон. журн. 1/96 с.56-59.



7.2. информационное обеспечение дисциплины


  1. www.pmi.org

  2. www.pmi.ru

  3. www.pmmagazine.ru

  4. www.sovnet.ru

  5. www.microsoftproject.ru

  6. www.cfin.ru

  7. www.management.com.ua

Каталог: uploads -> attachments
attachments -> О назначении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Веселовского сельского поселения
attachments -> Учебный курс экономического факультета «Зелёная экономика: эко-инновации для устойчивого развития университета и города»
attachments -> Программа межфакультетского учебного курса «Управление проектами: основные процессы и стандарты управления»
attachments -> Рабочая программа Межфакультетского учебного курса Духовно- эзотерические школы ХХ в


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал