Концепция Университетской гимназии (школы-интерната) мгу имени М. В. Ломоносова



Скачать 125.77 Kb.
Дата28.10.2016
Размер125.77 Kb.
«При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян»

(Письмо М.В. Ломоносова И.И. Шувалову об учреждении Московского университета. 1754)
Концепция

Университетской гимназии (школы-интерната)

МГУ имени М.В. Ломоносова
Университетская гимназия как структурное подразделение Московского университета представляет собой инновационный научно-образовательный комплекс, реализующий лучшие отечественные традиции и современные подходы в образовании и воспитании национально-ориентированной технологической и гуманитарной элиты.

Высокая миссия Университетской гимназии предполагает реализацию принципиально новой методологической стратегии на базе уникальной инфраструктуры Московского университета (41 факультет, 15 институтов, 6 филиалов, Фундаментальная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Медицинский центр), богатейшего кадрового потенциала (более 20000 сотрудников, из них – 3000 докторов наук, 6000 кандидатов наук, 5000 научных сотрудников, около 300 академиков и членов-корреспондентов) и огромного опыта работы Московского университета со школьниками и учителями на всем пространстве Российской Федерации и за ее пределами.

Московский университет стоял у истоков олимпиадного движения школьников. В 1934 году в МГУ была проведена первая математическая олимпиада. В 2007 году по инициативе Ректора университета академика В.А. Садовничего создан Российский совет олимпиад школьников, который координирует олимпиадное движение в стране. Возрастной диапазон участников олимпиад Московского университета, 36 школ юных, кружки и клубы, проекты для школьников по физике космоса на базе 5 спутников МГУ – от 1 до 11 классов. Всероссийские съезды учителей, летние школы, программы повышения квалификации для учителей, в том числе с использованием дистанционных технологий, охватывают широкую педагогическую аудиторию.

Университетская гимназия призвана обеспечить возможности творческого обновления, взаимообогащения профессионально-возрастных сообществ − школьников, студентов, учителей, преподавателей, научных сотрудников, открытых для диалога и нацеленных на формирование «университетской идентичности» выпускников гимназии.

Концепция Университетской гимназии − это стартовые ориентиры. Ее уникальность – в поступательном, динамичном развитии и адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим реалиям.

Научной методологической платформой Программы развития Университетской гимназии является фундаментальный анализ сложных систем, базирующийся на основе проектов Института математических исследований сложных систем МГУ, Института человека МГУ и Междисциплинарного научно-образовательного центра фундаментальных исследований детства МГУ (рук. − академик В.А. Садовничий) и обосновывающий междисциплинарные прогностические сценарии эволюции человека, природы и общества в условиях многомерной, быстро изменяющейся действительности.

Выбор методологии развития сложных систем в качестве точки опоры при проектировании программы развития инновационного научно-образовательного комплекса «Университетская гимназия» продиктован следующими обстоятельствами:

во-первых, методология развития сложных систем всё увереннее занимает позиции системного интегратора комплекса наук о жизни, физико-математических наук, нейрокогнитивных наук, социальных и гуманитарных наук, в том числе наук о знаковых системах и искусстве − Universum («целого как единства разнообразия»);

во-вторых, методология развития сложных систем в поисках ответов на такие вызовы современности, как неопределенность, непредсказуемость, сложность и разнообразие, неразрывно связывает ответы на эти вызовы с явно обозначающимся поворотом научного познания к симбиозу инновационных технологий, системного мышления, метапознания, универсального образования. Знаменательно, что поиски ответов на вызовы современности новые поколения разработчиков сложных систем все более связывают с трудами выдающихся ученых и педагогов Московского университета А.А. Колмогорова, И.М. Гельфанда, В.И. Арнольда, А.А. Ляпунова, Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, а также обращаются к извечным загадкам происхождения и эволюции человеческого познания;

в-третьих, именно методология анализа сложных систем, прежде всего фундаментальные работы Нобелевского лауреата, почетного президента Института математических исследований сложных систем МГУ И.Р. Пригожина, в значительной степени определили выбор траектории современного развития школьного образования России с опорой на культурно-исторический и деятельностный подходы научной психологической школы Московского университета Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурии, определившей идеологию нового поколения федеральных государственных стандартов общего вариативного развивающего образования. На протяжении ХХ века неопределенность стала частью научной картины мира: из мира Декарта и Ньютона, подобного хорошо отлаженному механизму, происходит переход в мир, где властвует принцип неопределенности В. Гейзенберга, электрон является одновременно и частицей, и волной, а в неживой природе протекают описанные И. Пригожиным нестабильные процессы, ход которых за точкой бифуркации непредсказуем.

Методология анализа сложных систем позволяет учесть стремительные изменения общества, обусловленные быстрым развитием информационных технологий, высокой интенсивностью обмена информацией, разнообразием форм и способов человеческого общения в глобальном мире.

В последние десятилетия научное понимание мира как прочного, стойкого, предсказуемого, управляемого и детерминированного всё больше сменяется представлением о нем как неуправляемом, недетерминированном, непредсказуемом, неоднозначном. Главной, неотъемлемой его характеристикой является неопределенность. Она абсолютна, а отрезки определенности относительны. Неопределенность в социальных науках связана с идеями о бесконечном множестве точек зрений на реальность, о множественности истин. Именно она определяет необходимость и растущую ценность универсального вариативного образования.

Кардинальное значение неопределенности для современного общества и личности состоит в том, что неопределенность выступает как источник и ресурс развития. Эвристичность идеи Ю.М. Лотмана о саморазвитии культуры через различные механизмы выработки неопределенности подтверждается существованием особых преадаптивных форм жизни − смеховых и карнавальных действий (М.М. Бахтин), «игрой ради игры» (А.Н. Леонтьев), которые становятся универсальной характеристикой форм жизни в современности. Если традиционная наука уделяла основное внимание устойчивости, порядку, однородности и равновесию и изучала, главным образом, замкнутые системы и линейные соотношения, то научная парадигма И. Пригожина акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений. Факты, обнаруженные и понятые в результате изучения сильно неравновесных состояний и нелинейных процессов, в сочетании с достаточно сложными системами, наделенными обратными связями, привели к созданию совершенно нового подхода, позволяющего установить связь фундаментальных наук с «периферийными» науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы.

Гимназия развивающего вариативного универсального образования, нацеленная на проектирование общенациональной инновационной образовательной системы России, должна стать школой будущего, отвечая принципу «единства в разнообразии».

В условиях неопределенности, непрогнозируемости, непредсказуемости, стремительного развития наук и технологий жесткая регламентация содержания и методов образования становится невозможной. Критически важной и парадоксальной проблемой для педагогов является следующее. Они должны заниматься творческой разработкой индивидуальных траекторий развивающего обучения, нацеливающего школьников на дальнейшее учение и деятельность в таких средах будущего, которые пока неизвестны самим обучающим, непредсказуемы для них и в которых сами учителя пока не могут быть достаточно компетентны. Эти обстоятельства обосновывают переход к конструктивистской стратегии развития образования — целенаправленному конструированию образовательного процесса через моделирование деятельности и форм сотрудничества обучающихся. Принцип социального конструирования выступает как целевая установка на «образ потребного будущего» и создание условий его достижения.

Фундаментом научно-методологической концепции университетской гимназии является основополагающий принцип отечественной педагогики − неразрывное единство обучения и воспитания. Образовательный и воспитательный процесс пронизан идеями патриотизма и высокой гражданственности.
Задачи университетского гимназического образования
Главная задача университета и университетского гимназического образования состоит в том, чтобы пробуждать в молодых людях идею науки, привносить эту идею в конкретные области знания, содействовать обретению «второй природы» или способности воспринимать мир через оптику науки, учитывать единство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремиться к подлинному открытию. Именно университетское образование обеспечивает фундаментальность, междисциплинарность и межпредметность, интеграцию наук, единство знаний о природе, обществе, человеке, составляющих социокультурное наследие человечества, формирует целостное научное мировоззрение, установление межпредметных связей и взаимодействий. Постижение обучающимися межпредметности возможно лишь на основе реализации особой позиции – позиции исследования реальности. Выпускник университетской гимназии должен обладать естественнонаучным и общегуманитарным мировоззрением на междисциплинарной метапредметной основе. Полидисциплинарность университетского гимназического образования обеспечивается рефлексией многомерности мира в разных системах координат.

Университетское гимназическое образование основывается на универсализме как принципе целостности и единства знаний, определяющем картину мира. Универсальность образования несводима к энциклопедичности, основанной на знании большого числа фактов из различных предметных областей и разнообразных умений и навыков, которая порождает эклектичность картины мира.

Новое поколение стандартов общего образования включают программу развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают умение учиться, т.е. «компетенцию к обновлению компетенций», способность субъекта к саморазвитию и самообразованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. В узком смысле термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов исследовательской и учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Исследование – ведущая деятельность обучающихся. Совместная исследовательская деятельность рассматривается как модель обучения, создающая зону ближайшего развития в сотрудничестве с наставниками.

Цели и задачи исследовательской деятельности гимназистов отвечают не только их интересам и склонностям, но имеют ощутимую общественную значимость. Такая деятельность направлена не только на повышение собственной компетенции подростков в предметной области и развитие их собственных способностей, но и на создание продукта, имеющего существенную значимость для общества. Это достигается за счет включения обучающихся в научные группы и коллективы в позиции «стажер-исследователь» в системе дополнительного образования и в индивидуальной творческой «авторской» деятельности. В отличие от учебной деятельности, реализующейся в классно-поурочной форме, исследовательская деятельность строится на основе принципов планирования и командности, что требует проявления у подростков практически любых способностей и качеств, полезных для достижения целей, поставленных в начале исследовательской работы. Такой вид исследовательской деятельности целиком отвечает методологии сложных систем, что позволяет ученикам реализовать и развить свои навыки, интересы, предрасположенности, образовательные и профессиональные ориентиры.

Педагогический состав университетской гимназии включает специалистов высшей квалификации, являющихся носителями традиций Московского университета, открытых к инновациям и нестандартным решениям. В их числе координаторы научно-исследовательских проектов, преподаватели и научные сотрудники, аспиранты Московского университета, школьные учителя.


Психолого-педагогическое сопровождение учащегося
Психологическое здоровье, психологическая грамотность школьников обеспечивается лучшими психологами Московского университета. Психологическая компетентность включает индивидуальную психогигиену и умение развивать когнитивные функции (память, внимание, мышление, речь), адекватно владеть своей эмоциональной сферой, продуктивно выстраивать отношения с одноклассниками и педагогами, не только поддерживать, но и развивать теплые отношения с родителями, несмотря на большое расстояние от родного дома и семьи.
Принципы организации образовательной среды гимназии


  • Профессиональная ориентированность обучения

В гимназии предусмотрено обучение по пяти профилям: математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, инженерный. Профильная подготовка обучающихся обеспечивается на основе вариативности, с учетом разработанных индивидуальных планов, соответствующих интересам, склонностям и образовательным потребностям гимназистов.

  • Модульность обучения

Образовательный процесс в гимназии основан на сочетании классно-поурочной системы с нелинейными формами организации занятий. Модульное обучение, отличающееся от традиционного урока, предполагает группирование учебных предметов в модули – содержательные сегменты образовательной программы.

  • Обучение по индивидуальным учебным планам

Каждый обучающийся занимается по индивидуальному учебному плану, подготовленному совместно с наставником при участии родителей. Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный запрос к процессу обучения, определить будущие цели).

  • Динамичность расписания

Динамичность расписания позволяет на основе индивидуальных планов обучающихся скомбинировать различные формы учебной деятельности (групповые и индивидуальные занятия, факультативные занятия, работа в проектах, занятия в лабораториях и мастерских в гимназии), проводимые как в одновозрастных, так и разновозрастных группах обучающихся по отдельным предметам или интегрирующие содержание нескольких предметных областей в рамках одного дня, учебной недели, одного семестра и учебного года.

  • Метапредметность

Метапредметность позволяет обеспечить усвоение фундаментальных знаний в различных предметных областях и установление связей между предметами. Междисциплинарность, заложенная в основу образовательной программы гимназии, создает возможности для гармонизации естественнонаучной и гуманитарной областей знания.

  • Проектная деятельность

В образовательную систему гимназии вводятся проектная и исследовательская формы обучения за счет включения школьников в научно-исследовательские проекты. В рамках проектной деятельности создаются условия для активного участия обучающегося на всех этапах реализации проекта, раскрытия и развития базовых командных и индивидуальных навыков, включая планирование, коммуникативность, целеполагание, рефлексию, собственное профессиональное и научное самоопределение и развитие. Для того чтобы обучающийся освоил форму проектной и исследовательской деятельности, в гимназии создана система из трех основных направлений: исследовательские разработки, инженерные проекты, социокультурные проекты.
Принципы организации архитектурной среды университетской гимназии
Оригинальная архитектурная среда, разработанная сотрудниками Центра национального интеллектуального резерва МГУ имени М.В. Ломоносова с опорой на современные представления в мировой образовательной практике о рациональной и эффективной организации учебного пространства, базируется на следующих принципах:

  • рациональность, эргономичность помещений;

  • соответствие функционально-планировочных подходов требованиям инновационной педагогики;

  • планировочное сегментирование помещений для практических занятий, лабораторий, студий для теоретических занятий;

  • конструктивные особенности, позволяющие использовать свободную планировку;

  • отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;

  • включение интерактивных архитектурных элементов;

  • соблюдение санитарно-гигиенических условий и норм, требований к освещенности, аэрации, уровню шума, инсоляции помещений, качеству коммуникаций, сантехнического оборудования;

  • цветовой дизайн помещений, оригинальное колористическое решение, яркая, живая, экологическая обстановка способствует развитию образного, творческого, пространственного типов мышления и поддержанию высокого позитивного эмоционального и мотивационного уровней у обучающихся;

  • большое количество естественного света и воздуха.


Принципы отбора учащихся
Основными принципами отбора учащихся являются:

  • равная доступность,

  • конкурсность,

  • широкий географический диапазон,

  • высокая личная мотивированность и психологическая готовность к обучению в гимназии,

  • высокие показатели индивидуальных достижений в интеллектуальных состязаниях, олимпиадах и конкурсах.

Концепция университетской гимназии представляет собой гибкую, комплексную модель, нацеленную на внедрение эффективных инноваций в образовательных технологиях на основе лучших отечественных педагогических традиций и анализа мирового успешного опыта.




Каталог: uploads -> files -> documents
files -> Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами по основной образовательной программе 12. 03. 04 «Биотехнические системы и технологии»
files -> История образования финансово-промышленных групп
files -> «Большое видится на расстоянии»
files -> «Цифровой измерительный вольтметр»
files -> Актуальность: эта тема актуальна в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, Победы над германским фашизмом русской Красной Армии
files -> Сгау в пир компании с государственным участием ао «Объединенная авиастроительная корпорация» Общее описание
files -> Итоги деятельности Отделений биологических, медицинских и сельскохозяйственных наук за 2008 – 2010 годы Уфа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал