Конспект лекций по курсу «История славянских народов: История России и Украины



страница1/4
Дата18.10.2016
Размер0.6 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4
Конспект лекций по курсу «История славянских народов:

История России и Украины (1945 г. – настоящее время)»

доц. И.А. ЛИТВИНОВСКИЙ
Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945–1985 гг.


  1. Советский Союз в последние годы сталинского правления (1945—1953 гг.)

Завершение Великой Отечественной войны в мае 1945 г. подвело черту под один из тяжелейших периодов в истории Советского государства. Важнейшей составной частью переходного периода от войны к миру была демобилизация. В мае 1945 г. в армии числилось 11 390 тыс. человек. 23 июня 1945 г. ХII сессия Верховного Совета СССР приняла закон о демобилизации в течение второй половины 1945 г. военнослужащих 13 старших возрастов. Это был первый крупный шаг в переходе к мирному состоянию. Процесс демобилизации армии в основном завершился в 1948 г. Вооруженные Силы СССР сократились до 2 874 тыс. человек.

Одной из сложных и трудных проблем первых послевоенных лет была репатриация советских граждан. Она началась вскоре после окончания войны и закончилась в основном в 1947 г. Основная масса репатриированных прибыла в СССР до конца 1945 г. — более 5,2 млн человек в т. ч. 1,8 млн бывших военнопленных.

Болезненно протекал процесс реэвакуации населения, вывезенного в восточные районы страны в начале войны. Он начался еще в 1943—1944 гг. по мере освобождения западных районов СССР, а с окончанием военных действий — приобрел массовый характер. В течении августа — сентября 1945 г. на эвакуированных предприятиях в Новосибирске, Омске, Казани были отмечены волнения рабочих и случаи массовой самовольной реэвакуации. Обеспокоенные событиями власти прибегли к репрессивным мерам.

Послевоенная общественная атмосфера в стране резко отличалась от ее состояния в конце 30-х гг. Люди стали раскрепощенно, критически мыслить, проявлять личную инициативу. В страну вернулись более 15 млн советских граждан (воины Красной Армии и репатрианты), которые побывали за рубежом и увидели условия жизни в капиталистических странах, хотя и не самых богатых, да к тому же и в военное время. Но даже это, разительно отличалось от уровня жизни в СССР. Люди, впервые оказавшиеся за рубежом, столкнувшись с «капиталистической действительностью», пережили нравственный и психологический шок, который не мог не поколебать утвердившиеся в сознании людей социальные стереотипы. Таким образом, в обществе довольно широкое распространение в первые послевоенные годы получили недовольство и разочарование людей крушением своих надежд и ожиданий. Но эти явления небыли преобладающими. Кредит доверия партии и правительству был еще высок и доминирующим в настроениях измученных войной людей было стремление к мирной жизни.

Процесс перевода советской экономики на выпуск мирной продукции (реконверсия) начался еще весной 1945 г. В августе 1945 г., когда еще шли бои на Дальнем Востоке, правительство принимает решение о составлении четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. План пятилетки был принят в марте 1946 г. на первой сессии вновь избранного Верховного Совета СССР. Он предусматривал рост промышленного производства на 48 % и сельскохозяйственного на 27 % по сравнению с довоенным уровнем.

В процессе восстановления народного хозяйства первостепенное внимание уделялось восстановлению предприятий черной металлургии и топливно-энергетической базы юга страны. Восстановление индустрии тесно переплеталось с новым промышленным строительством как в районах, пострадавших от немецкой оккупации, так и на Востоке страны. В целом за годы четвертой пятилетки было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. Однако, если промышленность в основном справлялась с программой восстановления, то в аграрном секторе экономики с этим было намного сложнее. Засуха 1946 г. серьезным образом подорвало производительные силы колхозов и совхозов.

Пытаясь улучшить положение в сельском хозяйстве, в начале 1950 г. власти начали компанию по укрупнению колхозов. Однако, положение в сельском хозяйстве оставалось сложным. Выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой пятилетки не удалось. Сельское хозяйство не только не превзошло довоенный уровень своего развития, но и не достигло его. В результате отмену карточной системы пришлось отодвинуть на год. В 1946 г. правительство приступило к подготовке денежной реформы. Отмена карточек на продовольственные и промышленные товары была проведена одновременно с денежной реформой в декабре 1947 г.

Большие средства государство вкладывало в восстановление городов. К концу четвертой пятилетки было построено около 100 млн кв. м. жилой площади, однако жилья катастрофически не хватало.

В политической системе СССР ведущую роль стал играть Совнарком, преобразованный в марте 1946 г. в Совет Министров СССР. Внутри Политбюро складывается узкий круг приближенных к Сталину, который и решал важнейшие вопросы жизни страны. Высшие органы в партии и государстве возглавл лично Сталин. После войны советский вождь опять начал опасаться усиления влияния военных. Инструментом восстановления равновесия стали репрессии против высшего руководства армии. На протяжении 1946 —1952 гг. были сфабрикованы показатиельные процессы по «делу авиаторов», «ленинградскому делу», «мингрельскому делу» и др.

Вместе с тем наращивал темпы процесс обновления высших партийных органов. В октябре 1952 г., впервые за последние 13 лет, состоялся XIX съезд партии, на котопром произошло переименование ВКП (б) в КПСС. Изменение названия партии ставило точку в процессе исторической трансформации ленинского большевизма в советскую практику сталинизма.

Ликвидация последствий войны стала важнейшей задачей советского общества в первые послевоенные годы. Несмотря на крайне тяжелое экономическое положение, советское правительство стало больше внимания уделять развитию науки, понимая значение этой сферы для СССР в условиях нарастающей конфронтации с развитыми странами Запада. Основной упор в деятельности научных коллективов делался на развитие оборонного комплекса, наращивание военного потенциала страны.

В августе 1945 г. был образован специальный комитет по созданию атомной бомбы. В результате трех лет интенсивной работы была создана первая советская атомная бомба, испытание которой прошло 29 августа 1949 г. на ядерном полигоне под Семипалатинском.

Под пристальным партийно-государственным контролем находились не только те отрасли науки, которые работали «на оборонку», но и любые другие, где предполагалось даже малейшее отклонение от генеральной линии.

На сессии ВАСХНИЛ (август 1948 г.) академиком Т. Лысенко были объявлены ошибочными и даже вредными генетика и молекулярная биология. Оригинальные идеи компенсировались многосоттысячными тиражами собраний сочинений Ленина и Сталина, более чем 34 млн экземпляров «Краткого курса истории ВКП(б)». Кульминацией идеологической работы стала развернувшаяся в стране кампания борьбы с космополитами, направленная в первую очередь против интеллигенции.

В области литературы первый удар был нанесен по журналам «Звезда» и «Ленинград». Основными объектами для критики были избраны два популярных в СССР писателя: сатирик М. Зощенко и поэтесса А. Ахматова. Продолжали развиваться наметившиеся до войны опасные для искусства тенденции псевдогероизма и мелкотемья.

Единственная тема в искусстве, которой в большей степени удалось избежать политической конъюнктуры, оставалась тема войны, нравственных и физических испытаний народа. Военной теме были посвящены повести «Звезда» Э. Казакевича, «За правое дело» В. Гроссмана, «Балтийское небо» Б. Чуковского, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского и др.

В архитектуре после войны продолжал доминировать стиль, получивший ироничное определение «советский ампир». В послевоенные годы в Москве и других городах началось активное строительство т. н. «сталинских домов» — высотных помпезных зданий, перегруженных колоннами и декоративной отделкой. Однако в таких домах могли жить лишь представители советской элиты, тогда как все остальное население по-прежнему ютилось в бараках и коммуналках.

В 1940—1950 гг. миллионы советских людей были лишены возможности объективной оценки происходящих в обществе процессов, оторваны от реальной власти, легко поддавались на идеологические манипуляции. Исторический парадокс заключался в том, что после пережитого на войне, при заметном росте образованности населения и расширении материальной базы культуры в послевоенное время в советском обществе процесс морально-психологического распада личности не прекращался.




  1. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1945—1953 гг.

Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положении Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. На Ялтинской и Потсдамской конференциях произошел фактический раздел мира на сферы влияния. Западные союзники СССР по антигитлеровской коалиции признали приоритет Советского Союза в странах Восточной Европы. Они вошли в сферу особых интересов СССР.

Послевоенные амбиции Советского Союза иногда оказывались весьма завышенными. После окончания войны Советский Союз предпринял меры по укреплению своих позиций в Иране. В декабре 1945 г. при советской поддержке в северных провинциях Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и Курдская Народная Республика. В начале 1946 г. США и Великобритания вынуждены были оказать давление на СССР с требованием вывести войска из северного Ирана.

На Дальнем Востоке неудачей закончились планы СССР по оккупации северной части остова Хоккайдо. В послании Трумэну от 16 августа 1945 г Сталин предлагал включить эту территорию в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам в качестве советской зоны оккупации. Американский президент это предложение советского лидера отклонил. Соединенные Штаты имели план установления единоличного контроля над послевоенной Японией.

Таким образом, после завершения второй мировой войны СССР и США все в большей степени отдаляются друг от друга. Плодотворное сотрудничество в годы войны осталось в прошлом. Политический курс двух великих держав все в большей степени поляризировался. Идеологическое противостояние порождило атмосферу враждебности на мировой арене.

Довольно скоро отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начали обостряться. СССР и США приняли на вооружение концепции двухполюсного мира и встают на путь жесткой конфронтации. Для характеристики отношений между ними все чаще используется термин «холодная война». Точкой отсчета начала «холодной войны» среди историков принято считать фултонскую речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. Для защиты европейской цивилизации от коммунистической угрозы, по мнению У. Черчилля, необходимо создание «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», для координации действий, прежде всего в военной области.

12 марта 1947 г. американский президент Трумэн призвал к осуществлению «доктрины сдерживания» в отношении СССР. Американская политика «сдерживания коммунизма» в том же 1947 г. была дополнена экономической программой правительства США. Ее основой стал разработанный летом 1947 г. «план Маршала». 5 июня 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл заявил, что для укрепления европейских демократий им необходимо оказать срочную финансовую и экономическую помощь, с тем, чтобы государства континента снова обрели «экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир».

Советский Союз отказался участвовать в «плане Маршала» и настоял на принятии аналогичных решений правительствами стран Восточной Европы, входивших в его сферу влияния. Одновременно был ускорен процесс перехода власти в руки коммунистов в этих странах; к концу 1948 г. он, в основном, был завершен.

В качестве предварительного условия предоставления помощи по «плану Маршала», американцы потребовали выведения коммунистов из состава правительств. К 1948 г. в правительствах стран Западной Европы коммунистов уже не было. Таким образом, к середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская. Было положено начало послевоенному политическому и экономическому расколу Европы. «План Маршала» был удостоен весьма резкого осуждения со стороны сталинского руководства СССР.

Раскол Европы немедленно отразился на важнейшем вопросе в первые послевоенные годы — вопросе о судьбе Германии. Одним из камней преткновения между бывшими союзниками являлся репарационный вопрос. 25 мая 1946 г. правительства США и Англии официально объявили о полном прекращении любых репарационных поставок в СССР из своих зон. Вскоре к этому решению присоединилась и Франция. Накал борьбы по германскому вопросу между бывшими союзниками неуклонно нарасатл. Уже в 1946 г. подверглись ревизии Потсдамские соглашения: происходило слияние американской и английской зон оккупации в одну — Бизонию. В 1948 г. уже все три зоны оккупации западных стран были слиты в одну. Пользуясь тем, что в соглашении ос статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей его западных секторов с западными зонами оккупации, СССР, в ответ, 24 июня 1948 г. перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина — первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. После серии советско-американских переговоров, СССР согласился прекратить блокаду Берлина с 12 мая 1949 г.

Блокада Берлина ускорила процесс создания германского государства в западных зонах. 7 сентября 1949 г. западногерманский парламент утвердил конституцию страны и избрал президента ФРГ. Было провозглашено создание Федеративной Республики Германии. События в Восточной Германии, которая являлась советской зоной оккупации, развивались по аналогичному сценарию. На своей сессии 7 октября 1949 г. Национальный Совет провозгласил образование на территории Восточной Германии Германской Демократической Республики (ГДР). Таким образом, осенью 1949 г. произошел территориальный раскол Германии. Два германских государства стали принадлежать к разным социально-экономическим и политическим системам.

«Берлинский кризис» показал необходимость укрепления вооруженной мощи стран Запада и ускорил их военную интеграцию. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне был подписан договор о создании военно-политического союза — Организации Североатлантического договора (НАТО) между 12 государствами: США, Канадой, Англией, Францией, Италией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Норвегией, Данией, Исландией и Португалией.

Важнейшей формой противостояния СССР и США и их союзников становится гонка вооружений. В 1952 г. в США появилась водородная бомба. СССР ее создал в следующем году. С 1948 г. США начали строить межконтинентальные бомбардировщики, в СССР они появились в 1955 г. Используя большой технический задел, созданный немецкими специалистами в годы второй мировой войны, СССР и США развернули масштабные работы по созданию дальнобойных баллистических ракет.

На завершающем этапе войны советское руководство, решая основную для себя задачу создания пояса безопасности на западных границах СССР, должно было обеспечить установление в соседних странах дружественных Советскому Союзу режимов. В странах Восточной Европы начался процесс падения коалиционных правительств и установления коммунистического правления. В ноябре 1946 г. было сформировано коммунистическое правительство в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. коммунистические режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии. В феврале-марте 1948 г. с новыми правительствами Румынии, Венгрии и Болгарии СССР подписал договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. С правительствами Чехословакии и Польши эти договоры были заключены еще в годы войны, соответственно 12 декабря 1943 г. и 21 апреля 1945 г.

Социалистические страны опирались не только на политическую и военную поддержку СССР, но и на экономическую. В этих целях в январе 1949 г. шесть стран — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создают Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Позитивные для Советского Союза изменения к концу 40-х годов произошли на Дальнем Востоке. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Советско-китайские отношения после образования КНР почти в течение целого десятилетия были самыми дружественными. После образования КНР соотношение сил на Дальнем Востоке коренным образом изменилось в пользу социализма, что немедленно отразилось на ситуации на Корейском полуострове.

Корея с 1910 г. являлась японской колонией. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войск войдут в северную часть Кореи, американские — в южную. Линией раздела полуострова являлась 38 параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Корее. По результатам, прошедших на юге Кореи 10 мая 1948 г. выборов, была образована Республика Корея. В противовес, 9 сентября 1948 г. на севере полуострова была провозглашена Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР).

Предложение начать войну на Корейском полуострове, т. е. «прощупать Южную Корею штыком» исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949—1950 гг. неоднократно приезжал к Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. Сталин колебался. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.

Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на Юг страны. 7 июня Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. Кроме США свои войска в Корею послали 15 других государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части. Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. В итоге, 27 июля 1953 г. было подписано соглашения о прекращении огня.

Советский Союз, хотя во многом не прямо, а посредственно, принимал самое активное участие в событиях на Корейском полуострове. СССР снабжал армию КНДР и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. Большая группа советских военных советников (по некоторым данным около 5 тыс. офицеров) находилась в Корее, оказывая помощь северокорейским войскам и китайским добровольцам.

Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советско-американской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.



  1. СССР в 1953—1964 гг.: время надежд и утраченных иллюзий

5 марта 1953 г. умер Сталин. Пост Председателя Совета Министров СССР занял Г. Маленков. Секретариат ЦК КПСС возглавил Н. Хрущев. Новое политическое руководство Советского Союза отчетливо понимало неизбежность преобразований. Были сделаны первые попытки по демократизации общественно-политической жизни. Регулярно стали проводиться партийные пленумы. В этом проявился некоторый поворот от культа личности к коллективному управлению.

26 июня 1953 г. во время заседания Совета Министров Л. Берия был арестован по обвинению в шпионаже и заговоре с целью захвата власти. Вскоре по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР он и его ближайшие сподвижники были расстреляны.

Больше всех от падения «врага коммунистической партии и советского народа» выиграл Н. Хрущев. В сентябре 1953 г. он был избран Первым секретарем ЦК КПСС.

В процессе борьбы за власть Н. Хрущев постепенно перехватил у своих соперников преобразовательную инициативу. В это время тема репрессий и отношения к Сталину, получив дальнейшее развитие, постепенно становится главной в жизни общества. В рассматриваемый период обозначилось ускорение процесса реабилитации.

Определяющее значение в разоблачении преступлений Сталина и его окружения имел состоявшийся в феврале 1956 г. ХХ съезд КПСС. В ночь с 24 на 25 февраля, на последнем, закрытом, заседании первого в постсталинский период партийного форума, Н. Хрущев выступил перед делегатами с докладом «О культе личности и его последствиях». Своеобразное развитие доклад Хрущева на ХХ съезде получил в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», ставшем на последующее 30-летие основой интерпретации проблем сталинизма и оценки самого И. Сталина в советской историографии.

Значимость политических решений ХХ съезда КПСС была неоспоримой. Возвращение в 1956—1961 гг. доброго имени почти 700 тыс. простым коммунистам и беспартийным свидетельствовало, что реабилитация после партийного форума стала приобретать поистине массовый характер. Были реабилитированы также ряд видных деятелей армии и партии: В. Блюхер, М. Тухачевский, И. Якир, С. Косиор, П. Постышев, Я. Рудзутак, В. Чубарь, Р. Эйхе и другие.

Проявлявшиеся в процессе реформирования трудности, просматривавшаяся несостоятельность многих предлагаемых программ усиливали общественное безразличие и вели к падению авторитета Хрущева. В подобной ситуации советский лидер возвратился к разоблачениям «культа личности», возобновил процесс десталинизации на XXII съезде КПСС (октябрь 1961 г.).

Сформулированное в резолюции XXII съезда положение о том, что «партия сказала народу всю правду о злоупотреблениях в период культа личности», указывало на то, что тема сталинизма закрыта и дальнейшему обсуждению не подлежит.

В первое послевоенное десятилетие экономика СССР переживала кризис. Первой попыткой реформирования сельского хозяйства явились решения сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС. Согласно им с колхозов была списана задолженность, повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты, более чем в 2 раза снижены налоги на подсобные крестьянские хозяйства.

Однако экономические меры, по инициативе Маленкова впервые в советской истории примененные в отношении села, требовали времени и корректировки. Резкого увеличения производства зерна за счет повышения урожайности старопахотных земель быстро достичь было невозможно. Программа преобразований сельского хозяйства Хрущева несколько отличалась от стратегического замысла Маленкова. Он предложил именно быстродействующий способ решения важнейшей — зерновой — проблемы. В конце февраля — начале марта 1954 г. на очередном пленуме ЦК было принято решение об освоении целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала, а также некоторых районов Поволжья и Северного Кавказа.

Широкое вовлечение в хозяйственный оборот целинных и залежных земель позволило в короткий срок существенно увеличить валовой сбор зерна. В рекордном урожае зерновых 1956 г. (125 млн т.) доля целинного хлеба составила 40 %. Однако в конечном счете, вопреки всем усилиям, добиться желаемой стабильности и закрепиться на уровне сверхурожаев первых лет эксплуатации целинных земель не удалось: в неурожайные годы здесь не могли собрать даже посевной фонд.

В 1957 г. был выдвинут лозунг в течение двух—трех лет догнать и перегнать США по производству животноводческой продукции. Экономический волюнтаризм отозвался серьезными последствиями для развития животноводства. Вскоре нелепое «соревнование» Советского Союза с Соединенными Штатами по производству продукции животноводства закончилось: в 1964 г. производство мяса в СССР достигло всего лишь 8,3 млн т.

Параллельно на селе шло «слияние двух форм собственности в одну»: колхозы совершенно необоснованно преобразовывались в совхозы. В результате подобных мероприятий колхозный строй был сильно подорван: к 1955 г. насчитывалось 83 тыс. колхозов, в 1958 г. -—78 тыс., а в 1960 г. — 45 тыс.

Началось наступление на личные подсобные хозяйства колхозников и рабочих. Ответом на обозначившиеся тенденции в развитии личных подсобных хозяйств и в целом в сельскохозяйственной политике советского руководства в конце 1950-х гг. стал массовый «исход» сельского населения в города, где уровень жизни был значительно более высоким. Производившейся с 1958 г. выдачей жителям села паспортов, т. е. обретенной ими свободой передвижения, в 1960—1964 гг. воспользовались 7 млн человек (причем 6 млн составляла молодежь).

В рассматриваемый период значительные изменения касались не только аграрного сектора, но и других отраслей экономики. Большое внимание уделялось промышленности. Восстановление приоритета тяжелой индустрии нашло отражение уже в планах шестой пятилетки (1956—1960 гг.) и «наложившейся» на нее семилетки (1959—1965 гг.).

Таким образом, к началу 1960-х гг. в СССР были созданы все основные компоненты индустриального общества т. е. в общих чертах была решена та историческая задача, которая стояла перед страной в начале века. Были достигнуты определенные результаты, которые касались, прежде всего, оборонной промышленности (испытана первая в мире водородная бомба, сконструирована межконтинентальная баллистическая ракета). Ошеломляющее впечатление на мировую общественность произвел осуществленный 4 октября 1957 г. вывод на околоземную орбиту первого в мире искусственного спутника. 12 апреля 1961 г. был запущен космический корабль «Восток», который пилотировал Юрий Гагарин.

Не меньше, чем научно-технический прогресс, Хрущев рассчитывал на административные реорганизации. Еще в марте 1953 г. произошло объединение ряда союзных министерств (их число сократилось с 51 до 25). В мае 1957 г. был взят курс на замену отраслевой (вертикальной) системы управления промышленностью и строительством на территориальную (горизонтальную). В ходе реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение. В 1962—1963 гг. совнархозы были укрупнены (их осталось 47). Потребовалось создание республиканских совнархозов, а затем Высшего Совета народного хозяйства СССР. Управление становилось все более громоздким и неуклюжим.

Хрущев не ограничился попытками перестройки собственно хозяйственных органов. В 1962 г. была осуществлена реорганизация партийного руководства народным хозяйством: в границах существующих областей вместо одной создавались две партийные организации — промышленная и сельская, а соответственно промышленный и сельский обкомы КПСС. По аналогичному производственному принципу были также перестроены советские, профсоюзные и комсомольские органы.

С середины 1950-х гг. стала претворяться в жизнь программа мер, направленных на подъем жизненного уровня населения. В 1956 г. законом о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих их размер увеличивался вдвое и одновременно снижалась планка пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Принципиально изменилось положение колхозников. Выдача сельским жителям паспортов стала своеобразным символом их избавления от бесправия. В 1956 г. они получили гарантированный минимум оплаты труда (часть ее выдавалась в качестве ежемесячного аванса, а в конце года производился окончательный расчет). В 1964 г. для колхозников была введена пенсия.

Наиболее значительные успехи в социальной сфере были достигнуты в жилищном строительстве. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. почти четверть населения страны (54 млн человек) переселилась в новые квартиры-«хрущевки» (впоследствии эти 5-этажные панельные дома будут презрительно прозваны «хрущобами»). Жилищная проблема была смягчена, но окончательно ее решить не удалось.

Укреплялась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. В частности, была отменена плата за обучение в средней школе и вузах (введена в 1920-е гг.).

В то же время на рубеже 1950—1960-х гг. по мере ухудшения экономической ситуации в стране все более отчетливой становилась тенденция решать возникающие проблемы за счет трудящихся. Первым шагом в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961 г. в обращение вводились новые купюры. Обмен «старых» денег производился в пропорции 10: 1. Проведенная деноминация вызвала инфляцию и понижение заработной платы. Вместе с тем с 1 июня 1962 г. были повышены цены на мясо и мясные изделия, а также на масло (соответственно на 30 % и 25 %). Подобные решения вызывали недовольство и приводили к стихийным протестам рабочих. В 1959 —1962 гг. с помощью войск были подавлены выступления рабочих в Темиртау, Новочеркасске, Москве, Ленинграде, Кемерово, Иваново, Донбассе.

В целом хрущевская «оттепель» представляется весьма сложным явлением. Безусловно, Хрущевым была предпринята серьезная попытка модернизации общественной жизни страны. Встав на путь либерализации, он задал импульс развитию знаковых политических процессов (особое место здесь занимает десталинизация). Однако, основываясь на позициях коммунистической идеологии, Хрущев и руководство партии не были готовы и не стремились к радикальным переменам. К середине 1960-х гг. недовольство экономической политикой Хрущева стало почти всеобщим. На фоне безразлично-равнодушной отстраненности народа против Хрущева выступила жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия и смяла его. В октябре 1964 г. пленум ЦК КПСС освободил Никиту Сергеевича Хрущева от занимаемых должностей «в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья». Хрущев был отправлен на персональную пенсию, и его имя было надолго изъято из советской истории.


  1. Международное положение и внешняя политика Советского Союза в 1953—1964 гг.

Новое советское политическое руководство, пришедшее к власти после смерти И. Сталина, проявило стремление к некоторым изменениям, к «оттепели» в международных отношениях. Понимая важность выхода из тупика «холодной войны», оно начинает предпринимать некоторые меры по снижению уровня военного противостояния. Хотя следует отметить, что в основе своей состояние «холодной войны» в середине 1950-х гг. продолжало оставаться стержнем международных отношений. Внешнеполитический курс советского руководства в этот период характеризовался непоследовательностью и колебаниями. Борьба за власть, противоречия внутри руководства страны накладывали свой отпечаток на внешнюю политику СССР.

В первой половине 50-х годов главной проблемой в отношениях между Востоком и Западом оставался «германский вопрос». Опираясь на поддержку советского руководства, правительство ГДР пошло на такую меру, как обнесение Западного Берлина бетонной стеной. В одну ночь с 12 на 13 августа 1961 г. силами 400 тысяч военнослужащих Народной Армии ГДР была воздвигнута стена и возведены заграждения из колючей проволоки протяженностью примерно 2 700 км. Почти на три десятилетия берлинская стена превратилась в символ конфронтации двух враждующих систем — социалистической и капиталистической.

Однако пиком противостояния межу мировыми системами явились события, последовавшие год спустя, осенью 1962 г., получившие название «карибский кризис». Обнаружение американской разведкой советских ракет на Кубе вызвало резкую реакцию правительства США. 22 октября президент Дж. Кеннеди объявил о начале морской блокады Кубы и потребовал в кратчайшие сроки демонтировать и вывезти ракеты.

Вооруженные силы сторон были приведены в полную боевую готовность. Мир оказался на грани ядерной катастрофы. После интенсивных переговоров, путем обмена посланиями между руководителями государств, взаимных уступок, кризис удалось преодолеть. 28 октября Советское правительство заявило о готовности демонтировать ракеты в обмен на обязательство США не вторгаться на Кубу. 20 ноября президент Дж. Кеннеди объявил о прекращении морской блокады Кубы. Состояние боевой готовности было отменено. Наметился, хотя и медленно протекавший, процесс улучшения отношений между государствами, принадлежавшими к различным системам. Это дало возможность подписать важный договор между ядерными державами — о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Он был подписан в Москве 5 августа 1963 г.

В целом изменения, которые произошли в советской внешней политике за 1953—1964 гг., не поддаются однозначной оценке. С одной стороны, нельзя не заметить их новизну. С другой, — было бы неверно преувеличивать их значение. Они привели лишь к временному смягчению международной обстановки, но не к коренному изменению к лучшему в отношениях между государствами.

Важное внимание новое советское руководство уделяло делам внутри социалистического лагеря. Укреплялись связи с Китаем. 1953—1956 гг. стали периодом плодотворного советско-китайского сотрудничества по всем направлениям. До 1956 г. Китай, в плане отношений с СССР, занимал привилегированное положение среди стран социалистического лагеря.

Непросто проходил процесс урегулирования отношений с Югославией. В ходе переговоров Н. Хрущев по всем вопросам поддержал И. Тито. По их итогам 2 июня 1955 г. была подписана совместная декларация. Одно из ее важнейших положений — признание Советским Союзом за Югославией права выбирать ту или иную модель социализма. При этом Югославия оставалась нейтральной страной. Кроме всего прочего она получала значительную советскую экономическую помощь. Значение белградской декларации трудно переоценить. СССР отказывался, по крайней мере в отношении одной отдельно взятой страны, от насаждения советской модели социализма.

16 июня 1953 г. в столице ГДР началась стихийная демонстрация рабочих на почве снижения заработной платы. Ее поддержали сотни тысяч берлинцев. Демонстрации начались и в других городах ГДР. Массовые выступления населения социалистической Германии на следующий день, 17 июня, были подавлены советскими войсками.

Спустя три года, в июне 1956 г., тревожная ситуация сложилась в Польше. 28-29 июня в Познани первоначально мирная демонстрация рабочих и служащих ряда крупных предприятий города, проходившая под лозунгами «Свободы!», «Хлеба!», «Бога!», «Долой коммунизм!», постепенно переросла в уличные эксцессы, а затем в ожесточенную перестрелку демонстрантов и военнослужащих воеводского управления общественной безопасности. Стихийное выступление познаньских рабочих было подавлено регулярными войсками. В ходе кровопролитных столкновений погибло более 70 и ранено около 500 человек.

В октябре 1956 г. взрывоопасная ситуация сложилась еще в одной социалистической стране — Венгрии. 23 октября состоялась массовая демонстрация жителей венгерской столицы. Большая часть политического руководства СССР усматривала в венгерском восстании и последующих событиях отход от основополагающих советских образцов, ущемление престижа Советского Союза и настаивала на силовом восстановлении прежних порядков. И 27 октября Министерство обороны СССР и Генеральный штаб приступили к разработке военной операции в Венгрии. Вооруженное вмешательство Советского Союза в венгерские события оставило негативный след в послевоенной истории Восточной Европы. Несколько лет «венгерский вопрос» был предметом обсуждения в ООН. Пострадал международный престиж СССР.

Решение ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.) и особенно сделанные в документах выводы о появившихся возможностях избежать новой мировой войны, о мирном сосуществовании государств с различным общественно-политическим строем встретили непонимание со стороны китайских коммунистов. Непрекращающаяся критика в Китае Советского Союза и его руководства, которые обвинялись в ревизионизме, отступлении от марксизма-ленинизма во внешней политике, предательстве международной пролетарской солидарности, превращении СССР в «социал-империалистическое государство» и т. д. привела к перенесению идеологических разногласий на межгосударственные отношения. Начало этому положил отзыв Советским Союзов всех специалистов из КНР. СССР потребовал возвращения всех кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Вскоре стороны перешли к открытой конфронтации по всем направлениям.

Раскол между СССР и КНР коснулся всего социалистического лагеря, где сразу же произошло расслоение на сторонников и противников той или другой стороны. Ситуация внутри социалистического лагеря являлась предметом каждодневной заботы советского правительства. Задаче сплочения социалистических стран должно было служить постоянно расширяющееся экономическое сотрудничество между ними. Во второй половине 1950-х гг. СССР помогал другим социалистическим странам в строительстве более 480 предприятий и отдельных цехов. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов велась энергичная работа по координации народнохозяйственных планов Советского Союза и других стран социализма. Важная роль в этом принадлежала Совету Экономической Взаимопомощи. Интенсивно развивалось сотрудничество по важнейшим направлениям: в области энергетики, машиностроения, черной металлургии, сельского хозяйства и т. д. Советский Союз являлся важнейшим поставщиком многих видов сырья и промышленного оборудования для социалистических стран. Шел процесс строительства нефтепровода «Дружба» для поставок советской нефти в страны Восточной Европы и энергосистемы «Мир». Страны СЭВ занимали 18 % территории земного шара, в них проживало 10 % населения планеты. После завершения послевоенного восстановительного процесса экономика стран СЭВ динамично развивалась, хотя в этом процессе были и немалые трудности, объясняющиеся командно-административными методами управления. Если в 1960 г. на долю стран входивших в СЭВ приходилось 28,5 мирового промышленного производства, то в конце 60-х годов уже 33 %. Они производили промышленной продукции больше чем США и в два раза больше чем все страны, входившие в западноевропейский «Общий рынок».

Советская внешнеполитическая доктрина 1953—1964 гг. предусматривала активный поиск взаимопонимания, налаживание добрососедских отношений со всеми государствами. Видное место в этом процессе принадлежало развивающимся странами, государствам «третьего мира». К ним относились страны, освободившиеся от колониальной и других форм зависимости и ставшие на путь независимости. Как правило, власть в этих странах принадлежала национальной буржуазии. Однако лидеры некоторых из них заявляли, что поддерживают социалистический выбор своих стран. В основе сотрудничества развивающихся стран с Советским Союзом лежало стремление получить поддержку на международной арене, экономическую и военную помощь.

В середине 1950-х годов Советский союз оказался вовлеченным в острейший кризис на Ближнем Востоке. В июле 1956 г., после того как США отказались финансировать строительство Асуанской плотины, центрального объекта программы экономического развития страны, Египет национализировал Компанию Суэцкого канала. Этот шаг вызвал острую ответную реакцию со стороны западных стран. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная израильская армия вторглась в пределы Египта. Днем английская и французская авиация подвергла бомбовому удару египетские города. 5 ноября войска Англии и Франции высадились в египетском порту Порт-Саид и начали оккупацию зоны Суэцкого канала. Под нажимом СССР и США военные действия в зоне Суэцкого канала были прекращены, а в конце 1956 г. — начале 1957 гг. иностранные войска были выведены с территории Египта. Позиция, занятая СССР во время Суэцкого кризиса, повысила его авторитет в арабском мире. В октябре 1958 г. Советский Союз заключил с Египтом соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве.

Все больше внимание советская внешняя политика уделяла Африканскому континенту. Советский Союз наладил тесные связи с Гвинеей, Ганой, Мали, поддержал борьбу алжирского народа за независимость в 1954—1962 гг., а затем стал одним из наиболее близких союзников Алжирской Народной Республики. Однако неудачей закончилась попытка Советского Союза установить свое влияние в тропической Африке путем налаживания тесных связей с премьер-министром, провозгласившим в 1960 г. независимость Конго (современный Заир) П. Лумумбой. Лумумба был свергнут и убит.

Таким образом, соперничество сверхдержав явилось одной из причин многочисленных региональных конфликтов среди развивающихся стран, осложняло поиски их урегулирования.



  1. Каталог: bitstream -> 123456789
    123456789 -> Ресурсное обеспечение экономического развития промышленных регионов в кризисных условиях
    123456789 -> Аналого-цифровые преобразователи Общие сведения
    123456789 -> Конспект лекций по учебной дисциплине «международное публичное право» тема 1 понятие, сущность и роль международного права в современных международ ны Х отношениях
    123456789 -> Московский государственный
    123456789 -> Беларусь молдова: взаимодействие в условиях перехода на новый уровень
    123456789 -> Acceptor — акцептор access — доступ, подход; вход, лаз accessible
    123456789 -> 1. Предмет прикладной климатологии Задачи науки Изучаемые явления и процессы
    123456789 -> Тема 17. Паннельно-лучистое отопление 17 Характеристика и классификация панельно лучистого отопления
    123456789 -> В. Н. Каразина конституционное право украины учебное пособие
    123456789 -> В средневековой системе образования


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал