Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при



страница1/23
Дата17.10.2016
Размер2.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при
Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию


«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»

Доклад

Совету при Президенте Российской Федерации
по науке и образованию


Москва – 2012


Оглавление


Оглавление 2

Введение. «Концептуальный сдвиг: от проблем научной молодежи к проблемам науки и образования. Лидерство и ответственность молодежи» 5

Научная молодежь о себе: результаты опросов, проведенных Координационным советом и советами молодых ученых и специалистов. Проблемы. Настроения. Пожелания. 8

Молодежь объединяется: система СМУС и общественные организации научной молодежи в России. 12

Молодые интеллектуалы России и их миграционные настроения. Перспективы взаимодействия с российской научной диаспорой. 15



II. Состояние научно - образовательной и инновационной сферы России. Молодежные штрихи к портрету 18

Наука в академиях и в вузах: застой или модернизация перед рывком? Взгляд на стратегию развития российской науки. 18

Воспроизводство научных и научно-педагогических кадров в России: динамика показателей и переосмысление задач. 65

Научная молодежь в становлении национальной инновационной системы. 94



III. Цели и задачи на ближайшие годы. 105

Участие в создании научной и инновационной среды 105

Ближайшие задачи. Гранты, премии и конкурсы для молодых ученых: что еще нужно сделать для завершения системы? 105

Национальная инновационная система: молодежные инновационные центры, индустриальные гранты и другие инициативы молодых. 130

Работа с талантливыми школьниками и студентами. Научная молодежь и российское образование 142

Открытие новых направлений: содействие прорывным исследованиям групп молодых исследователей, в том числе, в интересах обороны и безопасности. 145

Улучшение ситуации с жильем, повышение доходов и общественного статуса молодого ученого. 148

Борьба с проявлениями финансовой и интеллектуальной коррупции. Кодекс чести ученого. 157

Консолидация научной молодежи 160

Координационный совет и молодежные организации в науке и образовании: развитие молодежной социально-информационной и экспертно-проектной сети будущего. Интернет. Конференции. Постоянный диалог. 160

НИАС «Молодые ученые России»: завершение и отладка системы. 165

Кадровый резерв сферы науки и образования 168

Государственные программы формирования кадровой системы в российской науке. Новые предложения Координационного совета. 168

Подготовка будущих лидеров в науке и образовании. 172

Заключение 174



Список используемых сокращений

КДР - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

МОН - Министерство образования и науки Российской Федерации

НИОКР - научно-исследовательская и опытно-конструкторская работы

НИР - научно-исследовательские работы

ОКР - опытно-конструкторские работы

ПНРД/ ПНР НИУ - показатель результативности научно-инновационной деятельности

РААСН - Российская академия архитектурно-строительных наук

РАМН - Российская академия медицинских наук

РАН - Российская академия наук

РАО - Российская академия образования

РАСХН - Российская академия сельскохозяйственных наук

РГНФ - Российский гуманитарный научный фонд

РИД – результаты интеллектуальной деятельности

РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований

СИР - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года

СНО - Совет при Президенте Российской Федерации

по науке и образованию

ФЦП - Федеральная целевая программа

ФЦП «Кадры» - Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009 – 2013 гг.»



Введение. «Концептуальный сдвиг: от проблем научной молодежи к проблемам науки и образования. Лидерство и ответственность молодежи»

В первом докладе Координационного совета, подготовленном в конце 2007 года, говорилось о том, что обеспечение воспроизводства кадров (с акцентом на необходимость расширения программ поддержки собственно научной молодежи) является лишь частью общей задачи государства и научного сообщества по формированию современной кадровой системы в науке, отвечающей мировым стандартам и обеспечивающей возможность развития.

За прошедшие годы разработаны и приняты стратегические документы, касающиеся науки и инновационного развития, реализуется целый ряд конкретных программ по развитию системы высшего образования, привлечению молодежи в науку, содействию инновационной деятельности. Конечно, качественных изменений кадрового потенциала научно-образовательной сферы пока не произошло, да и не могло произойти, в первую очередь в виду естественной инерционности процессов в этой отрасли. Да и в целом проблемное поле российской науки не претерпело особых изменений. Очевидно, что модернизация российской научно-образовательной сферы только начинается.

Тем не менее, можно сформулировать главный позитивный итог прошедших лет: произошло значительное повышение внимания государственной власти, бизнеса и широкой общественности к вопросам науки, важность которой для модернизации и выхода страны на путь инновационного развития теперь понимает и принимает большая часть государственных и общественных институтов (при всей полярности оценки некоторыми их них ситуации в российской науке, ее потенциала и видения путей ее развития). Значительно повысилась экспертная функция ученых. Разрабатываются различные средне- и долгосрочные стратегические документы федерального, регионального и отраслевого уровней, что в принципе невозможно без широкого привлечения научных подходов и исследований. Ученые и изобретатели, в том числе и молодые, значительно чаще стали появляться в качестве героев материалов СМИ. Увеличилось число научно-популярных передач и Интернет-ресурсов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (КДР), поставлена задача «обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность», и говорится о необходимости «повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки)».

Одним из первых указов Президента России В.В.Путина после его вступления в должность стал Указ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», кроме того, вопросы науки, инноваций, образования часто упоминаются и в других Указах Президента России.

В Указах Президента Российской Федерации установлены следующие показатели в области науки и высшего образования, которые должны быть достигнуты в результате реализации государственной политики в сфере образования и науки:

- вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

- увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;

- увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;

- увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 процента.

Данные показатели создают основу для выстраивания стратегии и тактики повышения эффективности работы научно-образовательной сферы и определяют выбор адекватных инструментов ее развития.

Уже понятно, что науку и образование ждет реструктуризация, создание фактически во многом новой отечественной системы получения и воспроизводства знаний, необходимой для решения амбициозных задач национального развития. Готова ли научная молодежь стать лидером этого процесса? Могут ли молодые ученые брать на себя ответственность за прорывные проекты? Каков «образ будущего» отечественной науки видят сегодняшние молодые кандидаты и доктора наук? Как государству, обществу и нынешнему поколению лидеров науки и образования помочь научной молодежи проявить себя?

На эти вопросы постарается на уровне идей, но, в то же время, инструментально ответить очередной доклад Координационного совета. В докладе представлен взгляд научной молодежи на существующие проблемы. На основе проведенного анализа ситуации в научно-образовательной сфере предложен набор конкретных и легко реализуемых мер по адресной поддержке наиболее результативно работающих научно-образовательных коллективов, ученых и преподавателей, а также мер по содействию инновационной активности молодежи.

Реализация предложений Координационного совета даст новый импульс развитию науки и образования, будет стимулировать инновационную активность научной молодежи и подготовит новое поколение ученых и преподавателей к тому, чтобы взять на себя ответственность за научное и инновационное развитие нашей страны.

I. Научная молодежь России: какова она сегодня, и к чему стремится?


Каталог: sites -> default -> files
files -> Водных объектов в зоне влияния свалок
files -> Информация о подготовке ко Дню правовой помощи
files -> Нормы морфологии и синтаксиси трудные случаи морфологии
files -> Большой зал Детской филармонии Общее количество мест – 500 (+ 4 для людей с офв) На сцене рояль –
files -> Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал