Культовое зодчество Коми края



Скачать 201.74 Kb.
Дата24.08.2017
Размер201.74 Kb.
ТипРеферат
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов г. Сосногорска»

Культовое зодчество Коми края
(Реферат с элементами исследования на 2 районную научно-практическую конференцию школьников «Эрудит»)
Автор: Иванов Михаил,

учащийся 4 «б» класса


Руководитель: Шаталова Е.П.,

учитель начальных классов

Сосногорск, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

История строительства возведения храмов от Стефана Пермского до наших дней. 4

Храмы Коми края 10

Усть-Вымь: владычный городок XV-XVII вв. 10

Михаило-Архангельский Усть-Вымский монастырь. 10

Ульяновский Троице-Стефановский монастырь. 10

Крестовоздвиженский Кылтовский монастырь. 12

Стефано-Афанасиевский Вотчинский монастырь. 12

Церковь славного пророка Ильи. 13

Деревянные церкви и культовые сооружения села Усть-Ухта и деревень, которые относились к селу. 13

Церковно-приходская школа села Усть-Ухта 14

Заключение 16

ЛИТЕРАТУРА 19




Введение

Возрождение традиций храмостроительства связано: со стремлением общества выйти из затянувшегося духовного кризиса, с поисками устойчивых ценностей. Наследие святого Стефана Пермского, не уничтоженное в годы лихолетья, начинает возрождаться и приумножаться. Какие храмы, церкви дошли до наших дней? В каком они сейчас находятся в состоянии?


Цель реферата: изучить культовое зодчество в Республике Коми от Стефана Пермского до наших дней, на примере строительства храмов.
Задачи:

  1. Изучить распространение христианства в Коми края.

  2. Изучить характерные особенности возведения храмов в XVI, XVII, XVIII, XIX, XX веках.

  3. Изучить историю возникновения церквей: Ульяновский Троице-Стефановский монастырь, Крестовоздвиженский Кылтовский монастырь, Стефано-Афанасиевский Вотчинский монастырь, Михаило-Архангельский Усть-Вымский монастырь.

  4. Изучить историю возникновения церкви в селе Усть-Ухта и в дальнейшем продолжить работу по истории возникновения церкви, сделать запрос в республиканский архив о судьбе священников в селе Усть-Ухта.

История строительства возведения храмов от Стефана Пермского до наших дней.


Культовое зодчество Коми края имеет более чем шестивековую традицию. Появление первых храмов восходит к эпохе миссионерской деятельности святого Стефана Пермского. [Приложение №1]. Обосновавшись в устье Выми, инок Стефан «келию и дом молитвенный построил». Дом молитвенный – безалтарный храм является первой культовой христианской постройкой на территории Коми. Утверждая церковь Божию среди зырян, святитель заботился не только о просвещении языческих сердец светом веры, но и созидании видимой Церкви, в её славе и могуществе.

В 1384 году святитель Стефан возвращается из поездки в Москву. Рукоположенный в епископский сан, он приступает к храмовому обустройству.

Автор «Жития Стефана» Епифаний Премудрый так описывает сотворение своего первого храма: «Божий муж постарался создать святую церковь красивой и благолепной. Он сам, придя, старательно исполнил это дело, и великое беспокойство принял, и со многими стараниями и трудами великий подвиг совершил» (Святитель Стефан Пермский).

Этот храм был освящён в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, «яко же сий праздник есть начаток спасению нашему».

В Благовещенской церкви размещалась кафедра пермских епископов.

Не известен ни точный облик первого храма, ни имена строителей. Можно предположить, что святой Стефан принимал непосредственное участие в возведении церкви. Будучи сыном иерея Устюжской Успенской церкви (одной из прекраснейших деревянных церквей XIII-XIV вв. на Северной Руси), святитель Пермский имел непосредственное представление о церковном строительстве, устройстве храмов.

В годы своего архиерейского служения святой Стефан строит храмы в Усть-Выми, Вотче, Яренске. Наименования первых усть-вымских храмов отражают перипетии миссионерского служения Стефана. На месте языческой кумирницы святитель закладывает храм во имя аристратига Михаила и прочих Небесных Бесплотных Сил, в ознаменование сокрушения идолов невежества светлым воинством. Этот храм стал монастырским. Михаило-Архангельский монастырь стал крупным просветительским центром, где обучали грамоте и готовили священников для Пермской епархии. [Приложение №1]. Чуть поодаль Стефан в память своей победы над волхвом Памом-сотником воздвиг храм в честь Святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца, одолевшего еретика Ария.

После смерти Святого Стефана на его преемников возлегла тяжёлая задача – защитить молодую пермскую христианскую общину от агрессии иноплеменников и зырян-язычников и приумножить наследие святителя Стефана. При первых пермских епископах христианство распространяется на обширных территориях Перми Вычегодской.

При втором пермском епископе Исааке (1398-?) христианство проникает на берега Печоры, где в устье реки Мылвы возникает Троицкий Печорский монастырь.

Мисаило-Евтихиевская летопись сообщает, что по принятии Пермской епископской кафедры владыка Питирим (1444-1455) «привёл к святой вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святеи храмы тамо содвиг» (Вычегодская летопись, с.25). Эти храмы упомянуты в Жалованных грамотах Великого Князя Ивана III (1485; 1490) – Троицкий монастырь в Вендинге и Никольская церковь в Важгорте.

В грамотах и актах конца ХV века перечислены городок Туръя, погосты Оквад, Княж, Ужга, Тыдор. Статус этих селений – «городок», «погост» позволяет допустить существование храмов. В 1485 году упомянут на «Сысоле на Пыёлде монастырь Николая Чудотворца». (Документы по истории Коми: жалованные грамоты великого князя Ивана III Васильевича. Историко-филологический сборник КФАН СССР. – г.Сыктывкар, 1958. – Вып.4. – с.264-275).

В середине XVI века христианство проникает на Мезень, Цильму, Ижму.

В 1554 году епископ Киприан даёт благословенную грамоту на строительство церкви «в волости Кослане в Глотове Слободе».

Новгородцы Ивашка Ластка и Власко основывают в 1544 году Усть-Цилемскую слободу, с церковью Николая Чудотворца (впервые упомянут в 1575 году). Колонизационный поток зырян и русских затрагивает бассейн Ижмы, где в 1567-1572 годах появляется Ижемская слободка со Спасо-Преображенским храмом (впервые упомянутый в 1679 г., он возник несомненно раньше).

Составить цельное представление о масштабах церковного строительства в XVII веке на территории современной республики Коми помогают писцовые и переписные книги Яренского, Пустозерского и Лузской Пермцы Сольвычегодского уездов. В имеющихся фрагментах писцовой книги Яренского уезда 1585 года впервые упоминаются храмы на погостах Вотча (4 храма), Ужга (3), Визинга, Ыб Большой, Пажга, Шошки – по две церкви, по одному храму было в погостах Усть-Сысола, Кибра, Пыёлдино. Помимо того, отмечены часовни в погостах Верхний Зеленец, Палевицы, Койгорт. К 1585 году относятся первые сведения о храмах в Жешарте, Шежаме, часовне в Кырсе. (Писцовые книги Яренского уезда 1585 - 1586; 1608 г. (Материалы по истории Коми. Т.1 Архив КНЦ УрО РАН).

Дозорная книга Яренского уезда 1608 года (Акты Василия Шуйского. М.,1912) даёт более полное представление о состоянии приходской сети и храмов. На территории уезда (за исключением земель по нижней Вычегде) существовало 25 приходов (в т.ч. 2 «часовенных» с 42 храмами и 3 часовнями). [Приложение №2].

В большинстве погостов имелось по две церкви – «тёплая» и «холодная» для отправления служб в зимнее и летнее время. Храмы строили прихожане на свои средства, т.е. «строение мирское». В писцовых и переписных книгах Яренского уезда зафиксировано только 2 случая «частного» строительства: церкви на Серёговой горе «строение купца Ивана Панкратьева» и в погосте Чулиб «Ибу Меньшого крестьянина Фильки Муравьёва». Писцы и переписчики земель как правило отмечают конструктивные особенности церквей: «клетцки» или «шатровы». Преобладающим был клетский тип храмов, близкий по конструкции к жилой избе. Такие храмы состояли из большого сруба (клети) собственного храма и двух меньших – сеней и алтаря, перекрытого двускатными кровлями с главкой. Эта конструкция в основном сохранилась и в часовнях, и в маленьких деревянных храмах ХIХ – ХХ вв.[13].

На Руси издавна были популярны шатровые церкви. Но в Коми крае, и этим он отличается от Русского Севера, где шатровых церквей было очень много, такие храмы строились редко. В 1585/86 гг. упоминается лишь церковь в Жешарте «вверх на 4 углы» (т.е. основной объём церкви представлял собой клеть с шатровым завершением) и Стефановская в Вотче «круглая вверх» (восьмерик, перекрытый шатром, - очень старый тип храма). В середине ХVII века насчитывалась всего 7 шатровых церквей, зато шатровыми были большинство колоколен. Позднее шатровые церкви уже не строились

На протяжении ХVII века система приходов Яренского уезда остаётся стабильной, за небольшими исключениями. К концу столетия в погостах, где были «часовенные» приходы, отстраиваются церкви. Открываются первые приходы, Мезенского (Пысский приход), а на юге – Сольвычегодского уезда (приходы в Летке, Лойме, Ношуле, Объячеве и Спаспорубе).

В истории храмов Коми края особое место занимает ХVIII век. В это время появляются первые каменные церкви (это вообще первые каменные сооружения на Коми земле). Такое строительство требовало немалых затрат и растягивалось на много лет. Отсутствие традиции каменного зодчества среди зырян побуждало приглашать мастеров из Великого Устюга и Сольвычегодска. [Приложение №2].

В облике каменных храмов, построенных в XVIII веке, чувствуется влияние Великоустюжской школы церковного зодчества. Зданиям присуща столпообразная ярусная композиция с пропорционально убывающими вверх объёмами и восьмериком на куполе.

В начале XIX века на территории края существовало 63 прихода, из которых: 21 входил в состав Яренского уезда, 38 – Усть-Сысольского уезда Вологодско-Устюжской епархии, 3 прихода были на территории Мезенского уезда Архангельской епархии и 1 (Слудка) в ведении Вятской епархии.

«Золотым веком» храмостроительства стало девятнадцатое столетие. Взамен старых ветхих деревянных церквей строятся каменные храмы. Рост населения, освоение новых пространств приводят к появлению новых приходов.

В первой половине XIX столетия возводится 40 каменных храмов. Строились они, как правило, по «образцовым проектам», проектировались губернскими архитекторами по общепринятым образцам. Стилевые особенности архитектуры этой эпохи получают название «русского классицизма». На территории края находятся живописные церкви в Кажиме, Зеленце, Часово, Подъельске, Вотче, Ижме, Мохче, не утратившие окончательно свой первоначальный облик. Многие из храмов этого периода проектировались при участии вологодского губернского архитектора Ивана Фохта, прошедшего школу великого русского зодчего Казакова. [Приложение №2].

С 40-х годов XIX века классицизм как господствующий архитектурный стиль приходит в упадок. В строительстве каменных церквей возобладали проекты «русско-византийского стиля», представлявшие эклектическое сочетание древнерусских архитектурных форм и элементов византийского зодчества. Широко распространяется кубическая пятиглавая композиция церквей. Внешний декор фасадов отличается механическим соединением разностилевых приёмов. И всё-таки нельзя назвать эту эпоху «архитектурным декадансом». До наших дней сохранились выразительные храмы в сёлах: Ляли, Онежье, Туръе, Позтыкеросе, Глотово, Кылтово, Важкурье, Койгородке, Палаузе, Большелуге. [Приложение №1, №2].

Наряду с каменными храмами продолжалось строительство деревянных церквей. Как правило, они возводились в небогатых селениях, где прихожане не имели возможности собрать деньги на каменное строительство. Деревянные храмы XIX столетия имели в основном один тип: трёхчастная композиция (храм, алтарь и трапезная с папертью) со встроенной колокольней. На облик деревянных храмов наложила свой отпечаток каменная архитектура. Широко распространяется сомкнутый ложный свод на кубе храма, традиционный «восьмерик» на куполе, присущий «великоустюжской» школе зодчества.

Храмовое строительство, как правило, осуществлялось на средства прихожан. Получив разрешение на возведение церкви, община собирала деньги, заготавливала материал, приглашала мастеров, принимала участие в некоторых трудоёмких неквалифицированных работах.

Частное храмостроительство на территории Коми не получило широкого распространения. [ Приложение №2].

В 1918 году на территории современной Республики Коми существовало 116 приходов, в которых насчитывалось 185 церквей и около 230 часовен. Каменных церквей было 88, часовен – 3.

После Октябрьского переворота, с насаждением новой идеологии, началось планомерное наступление новых властей на церковь. Храмовое строительство было свёрнуто, культовые ценности реквизировались, священнослужители стали подвергаться гонениям и репрессиям. С конца 20 гг. XX века, в ходе культурной революции началась массовая кампания по закрытию церквей. К маю 1941 года на территории республики не осталось ни одной действующей церкви. Многие из закрытых церквей были разобраны под нужды строительства или разрушены как «вредное наследие». Сохранившиеся церкви подверглись кощунственной перестройке, призванной уничтожить память об их первоначальном назначении.

Страховые оценки и клировые ведомости церквей Коми края дают представление о системе храмонаименований. Всего отмечено 37 храмонаименований. Наиболее часто встречаются Господские храмы, церкви, освящённые в память важнейших событий земной жизни Иисуса Христа, Троицкие и Спасские храмы – 61 храм. Богородице был посвящён – 31, святым Архангелам -5, Пророкам и апостолам – 16, посвящённых святым и святыням – 73 [2].

За период между 1930-1988 гг. было утрачено 80 церквей и более 190 часовен. Большинство уцелевших храмов находятся в аварийном состоянии.

С конца 80-х годов наступает «оттепель» в отношениях государства и церкви. Восстанавливаются православные приходы, возобновлены Троицкий и Крестовоздвиженский монастыри, храмы передаются в ведение православных общин. Начинается постепенное восстановление церквей. Отреставрированы Стефановский и Михаило-Архангельский храмы в Усть-Выми, Вознесенская церковь в Сыктывкаре, Важкурьинская Богородицкая церковь. Наряду с этим строятся новые храмы. [Приложение №2].

Возрождение традиций храмостроительства связано со стремлением общества выйти из затянувшегося духовного кризиса, с поисками устойчивых ценностей. Наследие святого Стефана Пермского, не уничтоженное в годы лихолетья, начинает возрождаться и приумножаться.



Храмы Коми края




Усть-Вымь: владычный городок XV-XVII вв.


Первый каменный храм был построен в 1711 году в Усть-Выми, вместо сгоревшей Вознесенской церкви. В 1734 году на месте бывшего «Владычного городища» начинает возводиться каменная Благовещенская церковь. Некоторое время при каменном храме существовал старый деревянный придел трёх Пермских Чудотворцев, где покоились мощи святителей Герасима, Питирима и Ионы. Первые каменные храмы на территории Коми строились приезжими мастерами. Церковь Благовещения в с.Усть-Вымь возведена руками Ивана Леонтьева из Солигалича и костромичом Иваном Лобановым. Усть-вымские крестьяне Белоруков, Пешкилев, братья Тренькины – строители Стефановского храма в Усть-Выми.

Источники называют Усть-Вымь «владычным городком». Усть-Вымь – это место, где был осуществлён подвиг Стефана Пермского, крещение зырян. [12;13].



Михаило-Архангельский Усть-Вымский монастырь.


Михаило-Архагельский Усть-Вымский монастырь [7] основан святым Стефаном Великопермским (не позднее 1396) в селе Усть-Вымь (около Сыктывкара), где был первый Владычный городок и первая кафедра епископов Зырянских. Упразднён в 1764 году. В монастыре находятся под спудом мощи святых епископов Пермских, усть-вымских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы. [Приложение №1]

Возрождён 21.III. 1996.

Действующие храмы: Архистратига Михаила; святого Герасима, Питирима и Ионы, усть-вымских чудотворцев; святого Николая Чудотворца.

Ульяновский Троице-Стефановский монастырь.


Ульяновский Троице-Стефановский монастырь [7] – один из старейших монастырей Коми края. По преданию он был основан в конце XIV века святым Стефаном Пермским, но, вероятно, просуществовал недолго. [Приложение №1].

В 1677 году в с.Ульяново московским священником Фёдором Тюрниным (в монашестве Филаретом) с сыновьями была возобновлена Спасская пустынь, построена первая деревянная церковь. Жалованной грамотой царя Алексея Михайловича пустыни были переданы значительные земельные угодья. После смерти Филарета в 1671 году пустынь прекратила существование как монастырь, но оставались церкви, в которых служили потомки Фёдора Тюрнина.

Монастырь был возобновлён под наименованием Троице-Стефановского в 1860 году. Это был единственный мужской монастырь в Коми крае.

Расцвет монастыря начинается в 1866 году, когда сюда прибыла группа монахов одного из крупнейших на русском Севере Соловецкого монастыря во главе с иеромонахом Матфеем, ставшим его настоятелем. В 1872 году в обители было 36 монахов и послушников, а в 1913 году – уже более 60. Это был один из крупнейших монастырей Вологодской епархии.

В короткий срок был возведён величественный ансамбль монастырских построек. Центральное место в нём занимает пятиглавый Троицкий собор (1869-1875) в котором хранились монастырские святыни – чудотворные иконы: Похвала Богоматери и Нерукотворный Образ Спасителя из Спасской пустыни; частицы мощей святой мученицы Иулиании и святого Стефана Пермского; хоругви из московской церкви Спаса на Бору, где покоились мощи святого Стефана Пермского. В 1872-1876 построена самая высокая в крае колокольня (высота 64 м). Она относится к редкому типу – надхрамовому (в первом и вторых ярусах помещались церкви святого Зосимы и Савватия Соловецких и святого Николая Мирликийского Чудотворца). В монастыре были ещё три храма, жилые корпуса, гостиница, больница, хозяйственные постройки – всего 48 сооружений (в начале XX). В 1877 году монастырь был обнесён каменной стеной с угловыми башнями.

Монастырь был крупным православно-культурным центром. Он имел большую библиотеку, при нём действовали школа, богадельня. Обитель посещалась многими паломниками – в иные годы на поклонение монастырским святыням приходили 3-5 тысяч человек.

В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи, в том числе и последний игумен о. Амвросий, были репрессированы. Полностью был разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек, а уцелевшие находились в плачевном состоянии. Новая жизнь Ульяновского Троице-Стефановского монастыря началась в 1994 году, когда он был передан Русской Православной Церкви, и было восстановлено монашеское общежительство.

Крестовоздвиженский Кылтовский монастырь.


Крестовоздвиженский Кылтовский монастырь [7] основан в 1878 году известным промышленником Фёдором Булычёвым. В монастыре действовали золотошвейная и иконописные мастерские, свой соляной завод. [ Приложение №1].

В 1918 году закрыт, почти все насельницы были репрессированы, осуждены. В главном храме монастыря – в честь преподобного Зосимы и Савватия – находилась тюрьма. Вновь открыт 16.VII. 1995. Проводятся восстановительные работы.

Действующие храмы: преподобный Зосимы и Савватия; Святого Афанасия Афонского.

Стефано-Афанасиевский Вотчинский монастырь.


Стефано-Афанасиевский Вотчинский монастырь [7] основан в XIV веке Стефаном Великопермским. Упразднён в XVIII веке. Исторических сведений о монастыре сохранилось очень мало. Возобновлён для монашеской жизни 17. VIII. 1996. Из-за малочисленности братии преобразован в сентябре 1999 в Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Название – от села Вотча.

Церковь славного пророка Ильи.


Название села Усть-Ухта (Уквавом) произошло от его географического расположения: это устье реки Ухты, впадающей в реку Ижма.

По преданию, Усть-Ухту основал крестьянин из деревни Кони Яренского уезда Вологодской губернии Кустышев Василий Зоотеевич. Было это в 1799 году, в километре ниже устья по течению р. Ижмы. Позже сюда переселились Истомин В.Т., Рочев П.С. из с. Поромес, и другие. Однако место было низким, и часто при весеннем паводке р. Ижма затопляла поселение. Было решено перенести Усть-Ухту на высокое место, к самому устью р. Ухты – туда, она сейчас и стоит.

Переселение началось в 1860 году и закончилось в течение двух лет.

Первой стройкой на новом месте была церковь. Фундамент заложили в 1859 году, а к середине 1861 года церковь была закончена. По этому поводу газета «Архангельские губернские ведомости» в 1863 году писала: «Ныне крестьяне этой деревни, сравнительно с другими, живут очень достаточно, так что нашли возможность построить на собственные деньги деревянную церковь. Это крестообразная, славного пророка Ильи церковь; внутреннее расположение также очень красиво и удобно: иконостас на деревянный вкус изящен, словом всё достойно похвалы!» Церковь имела колокольню.

Но открытие церкви задерживалось из-за отсутствия священника. Крещение и венчание производилось в деревне Поромес.

В 1864-1865 году в Усть-Ухту прибыл первый священник, и церковь начала функционировать.[4;5;10;11].



Деревянные церкви и культовые сооружения села Усть-Ухта и деревень, которые относились к селу.


с. Усть-Ухта: церковь во имя пророка Божьего Ильи/ [Приложение №1, №2]

д. Аким (Усть-Ухтинский с/с): церковь во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца – начало 1890-х годов. [Приложение №2]

д. Порожск: церковь Вознесения Господня – 1893 год .[ Приложение №2]

Часовни


д. Винла (Усть-Ухтинский с/с): часовня во имя Георгия Победоносца – 1889 год .[Приложение №2].

Церковно-приходская школа села Усть-Ухта


В 1899 году в Усть-Ухте открылась церковно-приходская школа. Её перевели из частного дома в здание новой церкви, построенной вместо сгоревшей. Первым учителем был Афанасий Васильевич Чупров из села Сизябск. В школе имелось несколько книг – это были единственные книги во всём районе. К 1912 году количество книг для выдачи читателям было доведено до 35 штук.

Первые ученики церковно-приходской школы вспоминали, что учитель Чупров был очень строгим. За малейшую шалость на уроках, ученика строго наказывали, он не терпел расхлябанности ленивых учеников. А если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание, мало того, что он поставит ученика в угол, но и после уроков оставит, чтобы ученик домашнее задание выполнил за партой. Первыми учениками были: первый коми лётчик Пётр Истомин, первый председатель Усть-Ухтинского волисполкома А.С. Кустышев, Д.М. Рочев.

После закрытия этой школы в 1903 году (в связи с переходом усть-ухтинской церкви под начало другой епархии) уроки для деревенских ребят велись в крестьянском доме Рочева Степана Поликарповича (его потомки до сих пор живут в нём).

После установления советской власти, в 1920 году, церковь была закрыта, а в 1924 году по решению самих жителей Усть-Ухты крест и колокола были сняты, а всю утварь церковную сдали государству, деньги же вырученные сдали в фонд строительства самолёта «Коми Морт» («Коми человек»). [4;5;10;11].

В помещении церкви обосновался первый сельский клуб «Прогресс», где показывали фильмы, ставили спектакли, концерты.

По этому поводу секретарь комсомольской организации Прокопий Кустышев писал в газете «Красная Печора»: …ижемцы жалуются, что у них нет денег, и не могут выполнить план сдачи денег в фонд строительства самолёта… Мы же усть-ухтинцы закрыли церковь, а всю сумму, вырученную, сдали в фонд… теперь мы живём весело. По вечерам ходим в клуб, танцуем, поём песни, а по праздникам ставим спектакли. В 1926 году в клубе Усть-Ухта начали показывать кинофильмы. Динамик крутили вручную. В 1928 году по собственной инициативе крестьяне Усть-Ухты сделали перепланировку: увеличили зал за счёт сцены, а сцену и гримировочные передвинули в новое достроенное помещение. Возглавил бригаду строителей Кустышев Д.П. Всё это делали бесплатно.

В 1922 году по решению волисполкома в клубе, в небольшой комнате, была открыта библиотека. В1987 году – клуб сгорел.

Кто был священником в церкви, откуда родом - неизвестно? А ведь прошло всего 100 лет. После 1917 года для храмов Коми края наступают чёрные времена. Не обошло мимо и Усть-Ухту. Советское государство вело беспощадную борьбу с церковью как носителем чуждой идеологии. Со слов почётного жителя села Усть-Ухта Иван Ивановича Туркина: «В 1918 году священника села Усть-Ухта арестовали. Увезли за реку Ижму и там убили. Корней от священника не осталось на данный момент в селе. В доме священника располагался - музей, в 1965 году – сельский совет, сейчас - частный дом. [Приложение №1].





Заключение


1.Проповедь православия, начатая Стефаном Пермским в последней трети XIV века, привела к тому, что коми вошли в европейскую семью христианских народов. Это определило общность исторических и духовных судеб русских и коми.

2.Для XVII века характерны шатровый и клетский тип храма, преобладающим является строительство клетского типа храмов. Церкви – деревянные.

3. XVIII век – начало строительство каменных церквей. В облике каменных храмов чувствуется влияние великоустюжкой школы церковного зодчества. Зданиям присуща столпообразная ярусная композиция с пропорционально убывающими вверх объёмами и традиционным восьмериком на куполе.

4. «Золотым веком» храмостроительства стало девятнадцатое столетие. Стилевые особенности архитектуры этой эпохи получают название «русского классицизма» С середины XIX возобладает русско-византийский стиль. Широко распространяется кубическая пятиглавая композиция церквей.

5. С 60-х гг. XIX века возрождается монастырское строительство

6. С конца 20 гг ХХ в началась кампания по закрытию церквей.

7. За период 1930-1988 гг. было утрачено 80 церквей и более 190 часовен.

8. С конца 80-х годов наступает оттепель в отношении государства и церкви. Начато восстановление церквей.


Основные методы исследования: анализ и синтез – работа с документами, с газетными статьями, с книгой, посещение краеведческого музея в с.Усть-Ухта, посещение библиотеки, встреча с почётным жителем с.Усть-Ухта И. И. Туркиным., работа с картой Республики Коми.

Практическая значимость работы: материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, во внеклассной работе, могут служить для оформления стендов.

Не осталось храмов и монастырей, основанных Стефаном и другими пермскими епископами, однако церквей и часовен, построенных в XVIII – начале XX века духовными потомками Стефана, сохранилось немало. Кое-где уцелели обетные кресты и почитаемые целебные источники. Живы и народные предания о Стефане Пермском.



Можно думать, что нить, связывающая наше время с веком четырнадцатым, отнюдь не оборвалась.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литьё XVII – начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми: каталог / Сост. Н.Е. Плаксина. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2008. – 188 С., ил.




  1. Историко-культурный атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. д-р ист. наук Э.А. Савельева. – М.: Дрофа ; Дик, 1997. – 384 с. : ил., карт.




  1. История Коми с древнейших времён до конца ХХ века. Т.1. – Сыктывкар: Коми кн. изд.-во, 2004. -560 С.




  1. Кустышев , Н. На берегах Ухты и Ижмы / Н. Кустышев // Заря Тимана. – 1984. – 28 июля.




  1. Кустышев, Н. Так зародилась Усть-Ухта / Н. Кустышев // Заря Тимана. - 1980. -14 окт.




  1. Павлюшин, С.Е. Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная Книга : науч.-поп. изд.-ие / Павлюшин С.Е, Крутиков А.Е. – Сыктывкар: Седьмая печать, 2007. – 95 С.




  1. Русская Православная Церковь. Монастыри: энцикл. справ. / Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона; сост. А.В. Никольский. – М.: Изд-во Моск. Патриархии: Республика, 2000. – 464 с.:ил.




  1. Республика Коми: энциклопедия. Т.III / Коми науч. центр Урал. отделения РАН. – Сыктывкар : Коми кн. изд.-во, 2000. – 424 С.




  1. Связь времён /Сост. И.Л. Жеребцов, М.И. Курочкин. – Сыктывкар: Фонд, 2000. – 864 С.




  1. Страницы дней перебирая // Заря Тимана. – 1986. – 18 сент.




  1. Терентьев, А. Как это было / А. Терентьев, В. Кустышев // Ухта. – 1964. – 30 июня. – С.3-4




  1. Ульяновский монастырь у зырян /Сост. Ф.А. Арсеньев. – М. : Изд.-ие Ульяновского монастыря, 1889.- 144 С.




  1. Христианство и язычество народа коми. – Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 2001. – 240 С..






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал