Курс повышения квалификации специалистов и руководителей промышленных предприятий «Государственное управление в оборонно-промышленном комплексе России»



страница1/5
Дата18.10.2016
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4   5
КУРС

повышения квалификации специалистов и руководителей промышленных предприятий

«Государственное управление в оборонно-промышленном комплексе России»

Аннотация

Настоящий образовательный курс создан на основе реализованного в 2006-2007 гг. в МФТИ при поддержке Фонда «Государственный клуб» проекта «Инновации в государственном управлении». Задачей проекта являлась подготовка студентов старших курсов технических факультетов к работе в области государственного управления, разработки инфраструктуры электронного правительства, понимания основ принятия решений в госсекторе, в частности при работе по госзаказу. Семестровый курс был прочитан преподавателями факультета государственного управления МГУ для 40 слушателей – студентов старших (4-6) курсов МФТИ, уже работающих на предприятиях науки и высокотехнологичной промышленности.

Успех государственной политики в области стимулирования технологической модернизации и инновационного развития основан на системном подходе. Страны, реализовавшие концепцию системного подхода в реализации инновационной политики, оказались способны за короткий исторический период времени создать эффективные национальные инновационные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и общества.

В последние годы в различных странах мира основной целью общеэкономических программ стало именно развитие научно-технического и инновационного потенциала.

В настоящее время во всех промышленно развитых странах в целях активизации государственной инновационной политики созданы специальные организации или при федеральном правительстве, или в рамках соответствующих министерств. Примерами таких организаций являются агентство DARPA и другие исследовательские управления Министерства обороны США. Правительствами поощряется создание негосударственных структур, вовлекающих науку и бизнес в решение крупномасштабных задач национальной политики, например ALTRAN (Франция), программа DeVenCi (США), МАФАТ (Израиль).

Таким образом, применение системного подхода в планировании, формировании и реализации инновационной государственной политики в настоящее время приобрело первостепенное значение в государствах, стремящихся к устойчивому экономическому росту и технологическому превосходству.

Западный опыт. Сложившаяся в настоящее время инновационная система оборонных и перспективных исследований США решает основную задачу по вовлечению в приоритетные научные исследования самых широких слоев исследовательского сообщества – от творческих коллективов, университетов и малых инновационных предприятий до крупных инвестиционных фондов и промышленных корпораций.

Данная система включает в себя специализированные управления и программы Министерства обороны – DARPA (перспективные оборонные исследования), AFOSR (исследования для ВВС), ONR (исследования для ВМФ), ARO (исследования для сухопутных войск), DeVenCi (проекты венчурных инвесторов); разведывательного сообщества – In-Q-Tel (ЦРУ), IARPA (АНБ); энергетики – E-ARPA, построенные на вовлечении в передовые исследования всех слоев общества (только интеллектуальная база IARPA в разведывательном сообществе США включает в себя более 1 900 организаций и более 850 000 человек).

Все структуры инновационной системы решают общую задачу сохранения технологического превосходства США, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.

Общей основой построения всех структур является модель, впервые реализованная в DARPA. В рамках данной модели федеральное агентство в лице менеджеров программ формулирует приоритетные проблемы и ставит научно-технические задачи НИОКР, проводит отбор исполнителей, сопровождает реализацию проекта, а непосредственную работу по реализации исследований выполняют коллективы в университетах, промышленных корпорациях, малых предприятиях.

Отличаем данных структур от программ субсидий на научные исследования и грантовой поддержки НИОКР является смещение центра постановки задачи – если при финансировании университетов, национальных лабораторий - роль в постановки задачи отдается заявителю, то в DARPA и подобных структурах государство само формулирует задачу, участвует в проведении НИОКР и сопровождает работу до получения конкретного результата.

Применение данного проблемно-ориентированного подхода привело к тому, что большинство современных технологических новшеств, сформировавших облик современных вооруженных сил США, были разработаны и внедрены при непосредственной поддержке DARPA. К ним относятся: технология «стелс», различное высокоточное оружие, новейшие средства разведки и наблюдения.

Масштабы деятельности DARPA по уровню финансирования небольшие. В 2010 г. бюджет Агентства - около 3 млрд. долл. - составил приблизительно 0,7% оборонных расходов США и не более 1% общих расходов на исследования и разработки. Однако влияние этой организации на развитие, как военных технологий США, так и технологий двойного назначения сложно переоценить.

В целом ситуация в области перспективных и оборонных исследованиях в США развивается в сторону ориентирования на выполнение исследовательской работы широкими слоями американского общества, т.н. коллективного общественного разума (hive mind), что является логическим продолжением ранее разработанных форм вовлечения широких масс в решение задач обороны и безопасности государства.

Цель

Подготовка молодых руководителей и ведущих специалистов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса как будущих руководителей (главных конструкторов) и менеджеров в области привлечения госзаказа, военных инноваторов и лоббистов отрасли.


Аудитория

Настоящий курс рассчитан на молодых руководителей и конструкторов предприятий оборонно-промышленного комплекса, т.н. кадровый резерв предприятий.


Примерная программа курса

Настоящий курс рассчитан на 72 часа. Из них 16 занятий по заданным темам по 4 академических часа. 8 часов самостоятельной работы над итоговой аттестационной работой.







Тема занятия

Всего часов по дисциплине


Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Тема 1. Государственное управление в оборонно-промышленном комплексе: традиции и инновации













Тема 2. Общие и отличительные черты менеджмента в государственном и частном секторах
Основные показатели результативности органов государственной власти, государственных холдингов и частных фирм.
БОР, программирование, бюджетирование, прибыль, субсидии, увеличение уставного капитала ОАО, ФГУПы, госучреждения.

SWOT-анализ российского ОПК.














Тема 3. Институты выполнения государственных решений: министерства, ведомства, госкорпорации и интегрированные структуры в ОПК
Федеральные министерства и программа формирования укрупненных холдинговых структур в промышленности: ОАК, ОСК, Оборонпром. Государственные корпорации: Ростехнологии, Росатом. Программа акционирования ФГУПов. Программа приватизации предприятий ОПК в 2011-2015 гг.












Тема 4. Государственный менеджмент: новые технологии. Управление ОПК: основы рынка военных закупок. Рособоронзаказ. Рособоронпоставка.
Программа вооружений до 2020 года и ее основные положения. Основные функции Федеральной службы по закупкам. Основные функции Федеральной службы по поставкам.
Механизмы поддержки предприятий ОПК со стороны государства: программа предотвращения банкротств, перевооружения технологической базы.












Тема 5. Бюджетные программы: федеральные и ведомственные целевые программы. Программы Минобороны.
Основные госзаказчики оборонных ФЦП: Минпромторг, Миноборазования. Обзор основных ФЦП, их мероприятий.

Городские программы департамента науки и промышленной политики Москвы.














Тема 6. Государственные закупки в области НИОКР и новых технологий. Механизмы принятия решений. Особенности 94-ФЗ и приложений к нему.
Особенности закупки у единственного поставщика.

Понятие «задела».














Тема 7. Требования к участникам госзаказа. Особые требования к участникам гособоронзаказа. Лицензирование и система военных стандартов.
Типовые государственные контракты.












Тема 8. Особенности структуры государственных контрактов на НИОКР. Структура цены. Индексация заработных плат. Накладные расходы.
Особенности бухгалтерского учета. Норматив прибыли. Уровень накладных расходов.












Тема 9. Система военных представительств Министерства обороны. Военная приемка. Особенности приемки результатов НИОКР.
Реформы системы заказывающих управлений Министерства обороны в 2007-2010 гг. Система укрупненных военных приемок.

Приемо-сдаточные испытания. Периодические испытания. Обзор основных положений ГОСТ 15.307, 15.301














Тема 10. Субконтрактация в ОПК. Особенности привлечения подрядчиков, включая предприятия отрасли, вузы и малые предприятия.
ФЗ-217.

Малый бизнес, СКБ в университетах, временные творческие коллективы.














Тема 11. Экспортно-ориентированная продукция. Технологии двойного назначения. Интеллектуальная собственность. ФГУП «Рособоронэкспорт».
Обзор посреднических услуг Рособоронэкспорта












Тема 12. Методы и технологии лоббизма. Коррупция и современные стратегии антикоррупционной политики
Основные объекты лоббирования: ВПК при Правительстве РФ.












Тема 14. Конкурентные формы реализации гособоронзаказа в США: плюсы и минусы. Опыт США в области контрактации и управления гособоронзаказом в области НИОКР: DARPA, IARPA и др.












Тема 15. Западный опыт создания государственных венчурных фондов и инновационных фирм в области гособоронзаказа: кейс In-Q-Tel и др.












Тема 16. Заключительное занятие. Обзор результатов эссе и подведение итогов курса.










Основная литература по курсу

  1. Конкуренция военно-промышленных компаний. М.: Спутник+, 2000; Управление оборонно-промышленным комплексом. Теоретико-методологические аспекты. М.: ГУУ, 2008

  2. Стратегическое планирование оборонно-промышленного комплекса. (Глава в учебнике. Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец "Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование").  М.: Экономика, 2008, 2009, 2010




Тема 1. Государственное управление в оборонно-промышленном комплексе: традиции и инновации

Структура:

Состав оборонно-промышленного комплекса. Основные отрасли: авиационная промышленность, радиоэлектронная промышленность, промышленность химического разоружения, машиностроение, судостроение, химическая промышленность.

Законодательные основы. Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне», Положение о Министерстве обороны РФ, Положение о Министерстве промышленности и торговли РФ и иные документы.

Федеральные органы исполнительной власти в управлении оборонно-промышленным комплексом: Министерство обороны РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств, Департамент ОПК Правительства РФ, Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.

Законодательные органы. Государственная дума: Комитет по обороне, Комитет по промышленности. Совет Федерации. Экспертные советы: Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Каталог: education -> chairs -> theor cybernetics -> government -> upload
upload -> Intelligence Advanced Research Projects Activity (iarpa) Агентство передовых исследований в сфере разведки
education -> Зарубежные образцы системы управления высшим образованием
upload -> Агентство передовых оборонных исследовательских проектов
upload -> Курс повышения квалификации специалистов и руководителей промышленных предприятий «Государственное управление в оборонно-промышленном комплексе России»
chairs -> Программа вступительных испытаний поступающих на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по специальной дисциплине направление подготовки: 09. 06. 01 «Информатика и вычислительная техника»
upload -> Тема 14 Проектный менеджмент в деятельности государственных организаций
upload -> Лекции рассматриваются


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал