Межмуниципальное сотрудничество как способ оптимизации расходов местных бюджетов



Скачать 134.82 Kb.
Дата22.10.2016
Размер134.82 Kb.
Ракова С.С.

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
В статье анализируется исполнение бюджета муниципального образования Нюксенское Вологодской области в 2010 – 2014 гг. По результатам проведенного анализа предлагается к внедрению межмуниципальное сотрудничество в качестве способа экономии средств местных бюджетов.

Муниципальное образование, местный бюджет, исполнение бюджета, межмуниципальное сотрудничество
В текущих экономических условиях бюджетная система как форма перераспределения обобще­ствленных денежных средств выступает в качестве финансовой основы функционирования всех уровней государственной власти и ме­стного самоуправления не только в России, но и в большинстве государ­ств мирового сообщества [6, с. 140].

Структура современной бюджетной системы Российской Федерации определена в статье 10 Бюджетного кодекса РФ [1] и состоит из бюджетов трех уровней (подсис­тем):



  • федеральная подсистема – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • региональная подсистема – совокупность бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • муниципальная подсистема – местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений).

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – третий уровень бюджет­ной системы РФ. Причем каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств на территории именно этого муниципального об­разования.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) территориями муниципальных образований признаются: городские и сельские поселения, муниципальные районы, город­ские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения [3]. Данный факт опреде­ляет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) – муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Такой подход, по мнению исследователей О. В. Врублевской и М. В. Романовского, позволяет упорядочить бюджет­ное устройство на местном уровне, ввести четкое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между различными органами государственной власти [2, с. 54].

Муниципальное образование Нюксенское (Нюксенское поселение) входит в состав Нюксенского муниципального района Вологодской области. Территориально граничит с Тарногским (Маркушевское и Илезское сельские поселения) – на западе, Кичменгско-Городецким (Трофимовское сельское поселение) и Великоустюгским районами (Опокское сельское поселение) – на востоке. Кроме того, Нюксенское поселение с муниципальным образованием Городищенское – на юге и с Устьянским районом (муниципальные образования Киземское и Лойгинское) Архангельской области – на севере (рис.).



Рисунок. Географическое положение муниципальных образований

(сельских поселений) в составе Нюксенского муниципального района
Административным центром как всего Нюксенского муниципального района Вологодской области, так и непосредственно муниципального образования Нюксенское является село Нюксеница.

В состав собственно муниципального образования Нюксенское входит 50 сельских поселений. При этом по состоянию на 1 января 2012 года в 15 из 50 населенных пунктов данного муниципального образования население вообще не значилось. Еще в 9 населенных пунктах численность населения составляла менее 10 человек.

Также по состоянию на 01.01.2012 на территории муниципального образования Нюксенское было зарегистрировано 5951 человек, или 63% от общей численности населения всего Нюксенского муниципального района Вологодской области (табл. 1) [4].
Таблица 1

Численность населения муниципального образования Нюксенское

(по состоянию на 1 января 2012 г.)



Наименование территории

Численность населения, чел.

Нюксенский муниципальный район

9445

Сельские поселения Нюксенского муниципального района:

Востровское сельское поселение

680

Городищенское сельское поселение

2070

Игмасское сельское поселение

744

Нюксенское сельское поселение

5951

Муниципальное образование Нюксенское имеет собственный бюджет, разрабатываемый и утверждаемый в форме нормативного правового акта Совета муниципального образования. Причем его доходы формируются за счет следующих источников:



  • местные налоги;

  • безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидий и иных межбюджетных трансфертов и других безвозмездных поступлений;

  • прибыль муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативным правовым актом Советом муниципального образования, и часть доходов от оказания муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

  • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

  • средства самообложения граждан;

  • добровольные пожертвования;

  • иные поступления [7].

Анализ результатов фактического исполнения бюджета муниципального образования Нюксенское на протяжении 2010 – 2014 гг. свидетельствует о наметившейся тенденции к росту доходов местного бюджета (табл. 2).
Таблица 2

Исполнение доходной части муниципального образования Нюксенское

в 2010 – 2014 гг. [4, 5]

Доходы местного бюджета

Фактически исполнено всего, тыс. руб.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ИТОГО ДОХОДОВ

47995,3

24320,1

41033,3

48210,5

69893,8

Дотации от других бюджетов бюджетной системы

5082,6

8315,4

425,7

х

522,2

Субвенции и субсидии от вышестоящего бюджета

31047,6

1196,0

334,6

х

44499,9

Прочие межбюджетные трансферты

197,1

35,3

0

х

1000,0

Собственные доходы

11668,0

14773,4

40273,0

27270,1

23871,7

в том числе:

НДФЛ

7102,5

11297,9

33353,8

14636,0

13034,9

Налог на имущество

2635,8

1704,7

2039,3

2645,9

4134,9

Доходы от использования имущества

1775,1

1337,3

2689,6

6843,4

3970,1

Примечание: «х» – данные отсутствуют.
Что касается внутривидовой структуры собственных доходов бюджета муниципального образования Нюксенское, то, как следует из таблицы 2, наибольшие поступления в местный бюджет в 2010 – 2014 гг. обеспечивали платежи по налогу на доходы физических лиц. Другими значимыми статьями собственных доходов бюджета муниципального образования стали налог на имущество физических лиц, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Анализ результатов фактического исполнения бюджета муниципального образования Нюксенское в 2010 – 2014 гг. также показывает наметившуюся тенденцию к увеличению расходных обязательств местного бюджета (табл. 3).


Таблица 3

Исполнение расходной части муниципального образования Нюксенское

в 2010 – 2014 гг. [4, 5]

Расходы местного бюджета

Фактически исполнено всего, тыс. руб.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ИТОГО РАСХОДОВ

19078,6

50981,7

36434,8

55042,9

69931,6

в том числе:

Передаваемые полномочия

5738,4

6885,3

7129,8

8681,7

х

Содержание главы

572,2

687,8

708,4

7359,2

6292,3

Содержание аппарата

4658,6

4398,6

6784,5

Национальная оборона

362,1

326,3

334,2

354,7

370,1

Национальная безопасность

141,4

264,4

164,9

х

602,7

Национальная экономика

1228,5

1092,4

0

х

2497,3

ЖКХ

5775,1

36325,2

19889,1

37653,9

52618,2

в том числе:

-жилищное

хозяйство

325,3

30357,8

1857,8

22136,8

45785,6

-коммунальное хозяйство

792,4

339,4

1433,4

х

1767,1

-благоустройство

4657,4

5628,0

16597,9

х

5065,5

-уличное освещение

831,6

1039,4

1168,5

1571,8

1937,9

-содержание и ремонт дорог

2154,3

2714,2

10447,7

7598,6

2497,3

-прочее благоустройство

1671,5

1874,4

4981,7

2913,3

3078,0

Физическая культура и спорт

391,4

585,4

950,3

х

273,6

Образование

36,7

18,5

8,5

х

16,8

Социальная политика

116,3

344,4

367,2

576,9

546,6

Примечание: «х» – данные отсутствуют.
На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что в структуре расходной части бюджета муниципального образования Нюксенское в период с 2010 по 2014 гг. не наблюдается значительных изменений. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимали расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, содержание аппарата муниципального управления, а также передаваемые полномочия.

Необходимо отметить, что в целом по итогам 2010 года исполнение бюджета муниципального образования Нюксенское было осуществлено с профицитом в размере 28916,7 тыс. руб. В свою очередь, бюджет 2011 года был исполнен уже с дефицитом в общей сумме 26661,6 тыс. руб. В 2014 году бюджет Нюксенского поселения также имел дефицитный характер: -37,8 тыс. руб. (табл. 4).


Таблица 4

Дефицит (-), профицит (+) бюджета муниципального образования Нюксенское

в 2010 – 2014 гг. [4, 5]

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Дефицит (-), профицит (+),

тыс. руб.



+28916,7

-26661,6

+4598,5

-6832,4

-37,8

Таким образом, в связи с тем, что к концу 2014 года бюджет муниципального образования Нюксенское являлся дефицитным, вопросы экономии бюджетных средств и оптимизации его расходной части продолжают оставаться одними из наиболее актуальных в бюджетной политике поселения.

На наш взгляд, одним из способов экономии бюджетных средств (в т.ч. муниципального образования Нюксенское) может стать межмуниципальное сотрудничество, подразумевающее, в частности, объединение усилий нескольких поселений, расположенных на территории Нюксенского муниципального района (в частности, муниципальных образований Нюксенское и Городищенское, а также сельских поселений Востровское и Игмасское), по совместному предоставлению разного рода услуг юридическим и физическим лицам.

Объединение усилий нескольких муниципальных образований, по нашему мнению, целесообразно, например, для решения проблем в сфере ЖКХ (поскольку расходы именно на эту сферу занимают наибольший удельный вес непосредственно в расходной части бюджета муниципального образования Нюксенское и ежегодно требуют значительных финансовых и материальных вложений).

Применительно к жилищно-коммунальному хозяйству межмуниципальное сотрудничество может быть внедрено в следующих сферах:

а) содержание и обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения;

б) содержания автомобильных дорог;

в) утилизация и переработка твердых бытовых и промышленных отходов;

в) содержание памятников, памятных мест, мест захоронений населения и др.

Межмуниципальное сотрудничество для решения вопросов в сфере ЖКХ может осуществляться путем создания межмуниципального хозяйственного общества в форме закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Либо возможно совместное финансирование одного межмуниципального учреждения по предоставлению вышеперечисленных услуг всеми муниципальными образованиями (сельскими поселениями), расположенными на территории муниципального района.

Такой подход, с одной стороны, позволит муниципальным образованиям (сельским поселениям) обеспечить удовлетворение все возрастающих потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах, максимально использовать имеющиеся административные ресурсы, получая при этом софинансирование проводимых мероприятий из смежных местных бюджетов, другой стороны, – получить экономию собственных бюджетных средств, избежать необходимости расходования финансовых ресурсов на строительство новых объектов ЖКХ.

Таким образом, практическое внедрение механизмов межмуниципального сотрудничества, на наш взгляд, позволит в значительной степени оптимизировать расходы не только бюджета муниципального образования Нюксенское, но и других местных бюджетов Нюксенского муниципального района. И, в конечном итоге, позволит создать необходимые предпосылки для устойчивого социально-экономического развития локальных территорий.


Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 576 с.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.11 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40, Ст. 3822.

4. Официальный сайт Администрации муниципального образования Нюксенское [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nuksenskoe-sp.ru.

5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologdastat.ru.

6. Парыгина В. А. Бюджетная система России: Учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Стиглиц, А. А. Тедеев и др. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 752 с.

7. Устав муниципального образования Нюксенское: принят Решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 30.11.2009 № 16.


Информация об авторе

Ракова Светлана Сергеевна, ведущий специалист-эксперт, ГУ – Отделение ПФР по Вологодской области.


Rakova S.S.

INTER-MUNICIPAL COOPERATION AS A WAY OF OPTIMIZATION OF EXPENSES OF LOCAL BUDGETS
The article analyzes the implementation of the budget of the municipality, Nyuksenitsa, Vologda region in 2010 – 2014 the results of the analysis, it is proposed to implement inter-municipal cooperation as a way of cost savings to local budgets.

Municipal education, local budget, budget execution, inter-municipal cooperation
Rakova Svetlana Sergeevna, leading expert, PFR Branch in the Vologda region.
1. The budget code of the Russian Federation of 31.07.1998 № 145-FZ (as amended on 03.12.2011) // Reference search system «Consultant plus» [Electronic resource].

2. The budget system of the Russian Federation: the Textbook / Under the editorship of O. V. Vrublevskaya, M. V. Romanovsky. – 4-e Izd. – SPb: Peter, 2008. – 576 p.

3. On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation: Federal law dated 06.10.03 № 131-FZ (as amended on 25.07.11) // Collected legislation of the Russian Federation. – 2003. – No. 40, Art. 3822.

4. Official site of Administration of municipal formation Nyuksenitsa [Electronic resource]. – Access mode: http://nuksenskoe-sp.ru.

5. The official site of Territorial body of Federal service of state statistics in Vologodsk region [Electronic resource]. – Access mode: http://vologdastat.ru.

6. Parygina V. A. Budgetary system of Russia: Textbook / V. A. Parygina, K. Brown, J. Stiglitz, A. A. Tedeev, etc. – Ed. 3-e, Rev. and additional – M: Publishing house Eksmo, 2006. – 752 p.



7. The Charter of the municipal formation Nyuksenitsa: adopted by the Decision of advice of municipal formation municipal Nyuksenitsa Nyuksenitsa district, Vologda region of 30.11.2009 No. 16.




Каталог: attachments -> pages -> 7e7436c59d38dd27e4bea88db4b361be
attachments -> Рабочая программа по дисциплине «Микропроцессорные средства»
attachments -> Программа III международного форума «идель алтай: история и традиционная культура народов евразии»
attachments -> Программа «Развитие приграничных территорий Амурской области на период до 2020 года»
attachments -> Руководство филиалов Екатеринбургский филиал пао банка «фк открытие»
attachments -> Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира
7e7436c59d38dd27e4bea88db4b361be -> Межмуниципальное сотрудничество как способ оптимизации расходов местных бюджетов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал