Методы инновационно-педагогических технологий нравственного воспитания посредством гуманитарных дисциплин



Скачать 97.44 Kb.
Дата02.06.2018
Размер97.44 Kb.
ТипЗакон
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИСКИТИМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ

В рамках педагогических слушаний методической темы 2016- 2017гг «Повышение качества учебно воспитательного процесса преподавателей через внедрение инновационных педагогических технологий»


Тема: Методы инновационно-педагогических технологий нравственного воспитания посредством гуманитарных дисциплин

Преподаватель

Серкова А.Н.
Искитим

2017


Цель: Обобщение личностного педагогического опыта по вопросу о нравственном воспитании посредством гуманитарных дисциплин

Задачи:

  1. Рассказать о теоретических направлениях нравственного воспитания.

  2. Показать методы нравственного воспитания и современные технологии, позволяющие решать проблему духовно нравственной культуры в учебном процессе.

Законы духовного падения современного общества

1.Закон оскудения нравственных сил, вызванный дефицитом добра, любви в душах людей по причине того, что у них отсутствует источник пополнения нравственных сил (семья утрачивает традиции кровно родственных отношений ставшими принципами).

2.Закон хранения истины, суть которого сводится к попытке отыскать источник нравственного, чтобы выработать духовные ценности; (Семья родник живого общения).

3.Закон опережения умственного развития над нравственным: (Мы все умнеем, когда в дом приходит горе, а горе к нам приходит от Ума).

Склоняю пред тобой колени,
Отмеченную Богом Русь.
Судьбой заброшенные Земли,
В душе нечаянную     грусть.
Доносит тихо  эхо тризны,
Всю скорбь истерзанной Руси.
Как призраки былой Отчизны,
Печально смотрят старики.
Сибирский край, земное чудо,
Молюсь я в храме за детей,
Но зло вершит свое Иуда,
Растит бездушных палачей.
Печально отражают звезды,
У храма подожди, постой.
Мне видятся во сне  погосты,
С щемящей на душе тоской.
Смеются, хлопают в ладоши,
Танцуют тризну на крови.
Ты видишь  боль  мою, о Боже,
Отмеченную Русь, Благослови.

Какая главная проблема в современной Росси?/ бездушье, информационный циклоп/



Теоретические методы.

Существуют определённые методы воспитания, которые я использую на уроках истории:

1) метод убеждения;

2) метод организации деятельности;

3) возрастно-оценочный метод.

Методы убеждения направлены на рациональную сферу отношения.



  • Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения.

  • Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении учителя и сознательное отношение к ней студентов, воспринимающих информацию исторического характера.

  • Убеждение предполагает изменение сознания обучающегося, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею.

Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.

Убеждать в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира, прошлом и настоящем.



4 метода, используемые в моей деятельности:

  1. Информационные. Когда студентам предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В.Суворова);

  2. Поисковые. Студенты включаются в поиск ответов на поставленные проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.);

  3. Дискуссионные. Когда студентам предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем (например, по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция, разрушение СССР, Геополитическая катастрофа, был ли другой выбор пути и т .д. );

  4. Взаимного просвещения. Когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы, доклады, публичные слушания, проекты, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).

Свободный выбор и результативность методов убеждения определяется нравственной культурой и технологией исполнения. Назову некоторые из них:

  1. Компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;

  2. Актуальность избранной темы;

  3. Опора на имеющийся опыт;

  4. Тщательный отбор содержания;

  5. Позитивный фон (такт, тон, стиль);

  6. Учетно-возрастные и половые особенности;

  7. Ставка на индивидуальность;

  8. Оснащенность пособиями и техническими средствами;

  9. Этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний вид, организационная четкость).

Методы организации деятельности: призваны воздействовать на поведенческую сферу взаимодействия.

Цель научение определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов.

Основа: практический опыт людей

Педагогическое требование - перевод воспитания от внешнего к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание.

Содержание требования определяется общественными нормами истины, добра, красоты. По форме они могут быть прямыми (предписания, инструкции, памятки) и косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка).



Приучение - организация выполнения определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования определенным правилам культуры поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета.

Упражнения - многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения.

Создание воспитывающих ситуаций, в которых студент становится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения

пример из истории в форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.

В своей практической деятельности, начинаю занятия с воспитательной метафоры или притчи, в которой прослеживается тесная связь с воспитательной целью урока. Традиционно осуществляю призыв к восхвалению истоков исторического прошлого и прославления его через исполнение гимна России. Поясняя, что прошлое нам не принадлежит, но мы потомки, можем сегодня выразить сопричастность к великому наследию нашей Родины. Думаю, что духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Важно воспитывать нравственные чувства подключать к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые.

Родители и учителя должны создать условия для питания духовно нравственными ценностями роста.



Что важно выполнять родителям и нам:

  1. Развивать собственное самосознание;

  2. Научить понимать изменчивость во времени человека;

  3. Показать, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде.

Хочу выделить ряд аспектов нравственного воспитания на уроках истории:

  1. аксеологический - обращение к высшим ценностям;

  2. гносеологический - включение в процесс познания высших ценностей;

  3. когнитивный - познание через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;

  4. ориентационный - выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру, людям и самому себе;

  5. результативный - механизм становления структуры человеческого «я».

Таким образом, главная цель нравственного воспитания заключается в следующем: включить в процесс осознания и переживания нравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.

Реализация этой цели включает в себя ряд признаков воспитания:

1) целенаправленность;

2) процесс взаимоотношения учителя и студента;

3) создание воспитательной среды;

4) содержание воспитания;

5) творческий характер воспитания.

Главное, чтобы студент анализировал свои наклонности в ту или иную сторону, зная результаты, к которым пришли люди с разной величиной.

Применяя проектную, тренинговую, игровую форму, я использую разные типы вопросов и заданий, ориентированных на нравственный поиск.

Первый тип вопросов соединяет в себе новую информацию и нравственное осмысление. Вот как они выглядят, например:

1. Что означает надпись на чаше, сделанной печенегами из черепа Святослав: «Чужое ища - свое потерял»?

2. Что символизирует надпись на древнем колоколе «Зову живых – оплакиваю мертвых»?

3.Как повлияла деятельность Шостаковича на блокадников в Ленинграде

4. Почему Андрей Рублев не подписывал свои произведения автографами, в то время как сейчас все художники пытаются узаконить свое авторское право?

5. Может ли царь быть святым?

6. Имеет ли народ право на революцию?

8. Как совместить гений и злодейство? Можно ли Гитлера назвать великим человеком?

9. Кто был большим патриотом в гражданской войне: белые или красные?

Другой тип вопросов подразумевает демонстрацию своей нравственной позиции и начинается со слов «Согласны ли вы». Например,


  1. Согласны ли вы с утверждением Л. Гумилева, что на Руси не было монголо-татарского ига?

  2. Согласны ли вы с целями и методами опричнины Ивана IV?

  3. Согласны ли вы с содержание петровских реформ?

  4. Согласны ли вы с идеями анархизма, пацифизма, интернационализма?

  5. Согласны ли вы с мнением ряда историков о том, что Россия начала XX века была «тюрьмой народов»?

  6. Согласны ли вы с мнением запада, о том, что Россия не имеет будущего?

Третий тип вопросов ставит на повестку дня решения проблем, которые поставила история перед людьми в ту или иную эпоху и как эти проблемы решили бы студенты , находясь, они в тех условиях. Например:

  1. Приняли бы вы участие в декабристском восстании и на чьей стороне в

1825?

  1. Чтобы вы сделали, если бы оказались в центре противостояния «белых» и «красных» в годы гражданской войны 1918 -1920 годов? К кому бы вы присоединились?

  2. Чтобы вы сделали, если бы вас заставили участвовать в разрушении храмов в 30-е годы XX века в России?

  3. Как бы прошел ваш день, если бы вы готовились к Бородинскому сражению 25 августа 1812 г., будучи простым солдатом?

  4. Пошли бы вы воевать в Афганистан в 1979 году? Был ли бы у вас такой выбор тогда? и т. д

Таким образом, воспитание нравственности историей носит очень широкий характер и дает много возможностей в этом направлении.

Для усиления эмоционально - чувствительного момента использую нестандартные формы начала урока на материале афоризмов, высказываний, притч.

Жить технологиями не спеши,

В них мало истины о мирозданье.

Образованье свет души,

А Образы достойны подражанию. А.Серкова
с 1929 - по 1956 на территории Искитима действовал самый жестокий лагерь (СибЛОН). По кирпичику собирали средства на строительство храма.

Стояла здесь часовенка в истоке,
Березки наклонили косы у воды.
Сегодня возвышается высоко,
Печальный храм израненной судьбы.

Звон колокольный растворяет стоны,
Всю боль и скорбь моей Руси.
Здесь был когда-то лагерь строгий,
И убивали душу палачи.

Пройти дорожкой осторожно,
И затаив дыханье не спеша,
Умом понять Россию можно,
Пока живет с ней русская  душа. А.Серкова

Что такое храмы на крови и зачем они строились на Руси и в каких местах?

Зачем нужна коллективная историческая память?
Выводы
Ясно одно: государству необходимо усилить ответственность родителя, учителя, учитывая потребность в воспитании семьей высокоравственной личности и патриота своей Родины.
1.Воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей может решаться различными путями: а) через личность учителя; б) через историю; в) через применение новых методик и технологий;

2.Современные учебники по истории Росси требуют доработки с точки зрения решения воспитательных задач (нет идеала);

3. Новые технологии в образовательной сфере не заработают, если останутся в стороне от нравственных потребностей и не будут нацелены на его духовное просвещение.

Мною сделана попытка, соединить традиции отечественной педагогики с современными методическими разработками в педагогической области, тренинг технологии, игру – дискуссию, викторину, театр…

Что есть духовность?  

Синтез совершенства,  стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто - путь к себе,

Поэт с художником подскажут - вдохновенье,

Певец и композитор - песнь души,

Политик - совесть, физик - убежденье,

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой, Лишь с нею мы богаты.  



О Рубежов                 

 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал