Методическая разработка научно-практической конференции по теме «Общины сестер милосердия в России и Москве» для специальности



Скачать 291.18 Kb.
Дата24.08.2017
Размер291.18 Kb.
ТипМетодическая разработка
ГБОУ СПО «Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка

научно-практической конференции
по теме «Общины сестер милосердия в России и Москве»
для специальности 060501 Сестринское дело

Руководитель:

Давыдова Н.Т. преподаватель профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих. Решение проблем пациента посредством сестринского ухода.

Медицинского колледжа.



2011

Участники научно-практической конференции:
Студенты второго курса группы 2 МС

  1. Трусова Александра

  2. Федотов Александр

  3. Капелева Мария

  4. Левакова Варя

  5. Караваева Ирина

  6. Дмитриева Екатерина

  7. Дивилаева Камила

  8. Багометханова Самат


Общины сестер милосердия в России и Москве.

Сценарий.
Ведущая: Александра Трусова
СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...

Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! Пожалуй, одним из самых ярких образов их подвижничества можно считать эпизод в фильме "Они сражались за Родину", где маленькая хрупкая девчушка тащит через бескрайнее поле израненного бойца. Но это - кино, а сколько подобных эпизодов было в реальности!


Ну, обо все по порядку.
В первые века существования христианства еще не было специальной женской организации, занимавшейся благотворительностью. Но уже появляется упоминание о неком особом священном чине диакониссе (что означал - служительница). Историки до их пор спорят о том каким он был в первые века своего существования и вообще были ли дикониссы в первые 2 века.

Существует лишь одно послание Павла к Римлянам (58 год) где он говорит о некой Фиве «Представляю вам Фиву, сестру вашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для господа, как прилично святым, и помогите ей в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому».

Но мы знаем, что уже к 3-4 векам этот чин оформился в первую очередь в Сирии в восточной части церкви. И надо сказать, что главными целями, которые стояли перед диакониссами являлась помощь в Богослужении особенно когда священники крестили женщин и исповедовали их. Диакониссы должны были находится рядом для соблюдения Богаприличий.

К 8-9 векам этот чин стал литургическим т.е. в каком-то смысли женщины начали выполнять функции Дьяконов (3-ий чин служителей в православной церкви) стали произносить ектенья (часть православное богослужение). Они могли брать в руки священные сосуды (что разрешается только священнослужителям), и в каком-то смысле функции благотворительности стали второстепенными если вообще не ушли в прошлое.

А вот сама идея благотворительного служения в церкви стала воплощаться в 19 веке. Ее пытались возродить в нашей православной церкви православный миссионер Макарий Глухарев. У него была дискуссия со святителем Филаретом московским, священник Николай Гумилевский в Петербурге Ну и конечно деятельность Елизаветы Федоровны которая учредила “Марфо -Мариинскую обитель сестер милосердия”

Нужно отметить что на востоке большое значение уделялось молитвенному делу, то на западе очень большое внимание уделялось тому помогают ли реально в жизни бедным, нищим, несчастным людям эти женщины. И такие общины действительно существовали с раннего средневековья.

Такая первая община, которая получила название “Община сестер милосердия “ появилась во Франции в 17 в Католический священник Венсент Де поль ее учредил и передней уже поставил те цели и задачи которые позднее станут целями и задачами всех общин сестер милосердия.

Затем появились общины в Германии в основе которых лежал протестантский чин диаконисстов. Они оказывали помощь женщинам, сиротам. Считается что в последствии Елизавета Федоровна брала пример именно с протестантских диаконисстов, хотя это было совсем не так.

В России первые общины появляются в 19 в (1844 году). Это было настолько странным и необычным явлении для России, что первая община даже не имела названия. Она получит свое название спустя несколько десятилетий. Это Свято- Троицкая община и собственно под эти названием она и войдет в нашу историю.
Свято- Троицкая община сестер милосердия
Александр Федотов:
Девятого марта 1844 года во дворце принца П.Г. Ольденбургского (Дворцовая наб., д.2) состоялось первое заседание Комитета, учредившего новое для Петербурга благотворительное заведение: «Общину сестер милосердия». В нем принимали участие дочери Николая I великие княгини Мария и Александра, а также принцесса Терезия Ольденбургская.

Примерно за год до этого Терезия Ольденбургская побывала в детской больнице Варшавы, где община сестер милосердия уже существовала, и решила перенести этот опыт в столицу. 
 Практически для всех перечисленных, создание Общины не было первым шагом, предпринятом на ниве милосердия. Так, Терезия Ольденбургская (1817 – 1871), с 1837 г. жена известного благотворителя, племянника Николая I , П.Г. Ольденбургского, «была энергичной помощницей мужа в делах благотворительности». В 1841 г. принц передал в ее ведение учрежденную на Петроградской Стороне школу для бедных девочек, на базе которой позже возник «Институт принцессы Терезии Ольденбургской». В 1843 г. она взяла под свое покровительство 2 ночных приюта и занялась их переустройством.

Великая княгиня Мария Николаевна (1819 – 1876) старшая из дочерей императора, как и все великие княгини, занималась общественно-благотворительной деятельностью, состояла действительным членом Патриотического общества, принимала личное участие в высшем управлении женскими учебными заведениями, имела в непосредственном заведовании Патриотический институт.

Великая княгиня Ольга Николаевна писала в дневнике, что ее сестра внимательна и щедра к бедным, отзывчива на добрые дела». В отличие от старшей сестры великая княгиня Александра Николаевна (1825 – 1844) не успела проявить себя на поприще милосердия. Однако в память о ней было создано несколько благотворительных учреждений, среди которых Александринская женская больница (в С.П , ул. Надеждинская, 12 – ныне ул. Маяковского). К 1914 г. это была лечебница на 50 коек для хронически больных женщин.

Вновь образованная Община сестер милосердия имела целью «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями.

В нее принимались вдовы и девицы всех свободных состояний в возрасте от 20 до 40 лет. Сестра милосердия должна была отличаться «набожностью, милосердием, целомудрием, опрятностью, скромностью, добротой, терпением и безусловным повиновением постановлениям» При организации общины ее создательницы пользовались примером общины диаконисс, «чтобы с одной стороны, избежать неудобства чисто светского общежития, с другой стороны, не подчинять сестер милосердия строгостям монашеских уставов»

Источником средств для существования санкт-петербургской общины сестер милосердия были проценты с капитала, оставленного великой княгиней Александрой Николаевной, частные пожертвования и средства, вносимые некоторыми из сестер при вступлении в общину. Количество сестер, входящих в состав общины, никогда не было особо велико. Первоначально их было 18, а в конце 1850-х годов – 24, а к концу XIX века количество сестер возросло до 80.

Женщины, изъявившие желание стать сестрами милосердия, так называемые «сестры испытуемые», по уставу пребывали в этом статусе год, позже срок был продлен до трех лет. В течение этого времени проверялись их нравственные и деловые качества. Кроме того, готовившихся в сестры «подвергались, в отношении способностей своих хождению за больными, испытанию доктора», который сообщал о его результатах начальнице общины и управлявшему ею комитету. Комитет принимал решение о присвоении испытуемой звания Сестры Милосердия. Сестра приводилась к присяге священником общины в присутствии попечителя и получила особый знак, возлагавшийся на нее Санкт-Петербургским митрополитом. Этот знак – золотой нагрудный крест с изображением Пресвятой Богородицы и надписью «всех скорбящих радость» на одной стороне и «милосердие» на другой – носился на зеленой ленте. Сестра, покидавшая общину, должна была возвратить его. Извещение о приеме в Сестры Милосердия публиковалось в Санкт-Петербургских ведомостях. Текст присяги сестры милосердия представляет особый интерес:«Во имя Всеблагого и Всемилостивого Бога Отца и Сына и Святого Духа. Я, недостойная раба (имярек) слыша в Евангелии глас Христа Спасителя и Судии мира, болен бехъ и посетисте Мене, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе; 
Видя, что Всемилосердный Судия мира приемлет сердобольное служение болящим, так как оное самому Ему оказано было; Желая, сколько немощь естества человеческого позволяет, подражать сердоболию Господа моего Иисуса Христа из любви к страждущему человечеству исцелявшему всякую болезнь и всякий недуг и сердоболию Пресвятой Матери Его радости всех скорбящих, и с таковым искренним расположением, по доброй воле моей и усмотрению начальства, вступая в утвержденное Высочайшей волей Его Императорского Величества государя императора Николая Павловича звание Сестер Милосердия, принимаю ныне присягу в том: Что, доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение братьям моим, человекам и христианам; Что буду проходить сие богоугодное служение с искренним милосердием к страждущему человечеству и послушанием поставленному начальству; Что буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей, признано будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них; Что, по долгу христианского милосердия, не только буду пещися о телесном, но и душевном здравии болящих и по святому своему долгу сердцем и устами приносить за них молитву Богу и Господу Иисусу Христу, врачу душ и телес и Пречистой Матери Его, радости всех скорбящих; Во всех сих и сим подобных действиях звания, торжественно ныне мною восприемлемого, да поможет мне Господь благодатью Своею. Во свидетельство же моего твердого намерения свято исполнять восприемлемые ныне должности в утверждение сей моей клятвы, целую слово и крест Спасителя моего. Аминь»


Устав не только регламентировал жизнь Сестер Милосердия, но и вносил в нее достаточно серьезные ограничения. Так, сестры не могли иметь в общине собственной мебели и одежды. Они не получали жалования и не могли держать при себе денег. Все, что сестрами получалось за услуги (и деньги, и подарки) принадлежало общине. Отлучаться с территории общины и принимать гостей сестрам позволялось лишь с разрешения надзирательницы. Посетители могли видеться с сестрой не чаще двух раз в неделю и исключительно в специальной приемной зале. Можно предположить, что относительная строгость устава связана с тем, что при его составлении учредители обращались за советами к свят. Филарету (митрополит Московский Филарет, в миру В.М. Дроздов, 1782-1867). Митрополит резко выступил против присутствия в общине сестер разных конфессий: «В уставе нет правила, которое допускало бы в состав общины лиц, не принадлежащие к православному вероисповеданию. Хорошо, если так и на деле. Разность вероисповеданий препятствует сгармонизировать общину в духовно-нравственное единство, одушевить общину общим духом и дать ей внутреннюю силу» Согласно Уставу, сестры милосердий общины исполняли свои обязанности, как в самой общине, так и в больницах и в «жилищах бедных страждущих». При этом они должны были носить форменную одежду: «темное платье с белым передником и таким же платком на голове, свернутом наподобие шляпки. Все это просто, на взгляд приятно, и что всего важнее, для сердобольной деятельности сестры весьма удобно»

К основным обязанностям сестер относились суточное дежурства в больнице (1 раз в 4-5 дней), работа в амбулатории, аптеке. Такой труд требовал достаточно высокой квалификации. Согласно уставу, «доктор обращает особое внимание на приспособление сестер к хождению за больными и в полном смысле сего слова и преподает им, во время дежурства в больнице, предметы и обязанности фельдшерские, исключая жильного кровопускания».

С 1864 года началось систематическое обучение сестер правилам ухода за больными, а с 1870 г. – основам фармации. С 1872 г. к этим предметам был добавлен теоретический курс медицины, а с1873 для зачисления в общину нужно было сдать экзамен по этому курсу.

Успешность деятельности сестер милосердия и дух Свято-Троицкой общины во многом определялись личностью начальницы общины. С 1855 г. этот пост занимала Елизавета Алексеевна Кублицкая, происходившая из старинной дворянской семьи Волковых. После смерти мужа она хотела принять монашество и с неохотой согласилась возглавить общину сестер милосердия. Тем не менее, Елизавета Алексеевна показала себя очень энергичной и строгой руководительницей, вернувшей общине утраченный было статус. Сестры называли ее «матушкой», подчеркивая этим духовную связь между собой и своей начальницей, «привыкшей жить внутренней жизнью и испытавшей на себе руководство опытных старцев, понимавшей, как трудно бывает подчас человеку самому разобраться в своей душе, особливо, когда тяжесть внешнего труда не может быть перенесена без внутреннего подвига»



Ведущая: Александра Трусова
Первую известность сестры милосердия получат во время Крымской войны. Тогда уже возникла «Крестовоздвиженская община сестёр милосердия”.

Это было особое время, когда женщины могли проявить активность, заявить о себе.


Крестовоздвиженская община сестёр милосердия
Мария Капелева:
Крестовоздвиженская община сестёр милосердия — российская община сестер милосердия, первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны. Она была учреждена в Петербурге в начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны.

Елена Павловна а ранее принцесса Фредерика Шарлотта прибыла в Россию 30 сентября 1823 года: «Государыня Мария Федоровна встретила ее за две или три станции. Похвала о ней единогласна. Всех без изъятия она с первого глаза пленила! Представь себе девицу шестнадцати лет, приехавшую к такому пышному двору, и к которой через полтора часа по выходе из кареты подводят одного за другим человек двести, с которыми она со всяким молвит по приличности каждого». «Она с представленными ей особами разговаривала о предметах или приятных для них, или составляющих их занятия; таким образом, с Карамзиным говорила о русской истории, с Шишковым о славянском языке, с генералами о сражениях и походах, в которых они находились или наиболее отличились. Видно было, что она приготовлялась к тому, что всякому из них говорить приличнее, но и самое сие приготовление доказывает ее благоразумие, что она старалась в новом отечестве своем снискать с первого шага повсеместную любовь». «…Умница редкая! Все в этом согласны. Но, говорят, кроме ума она имеет самый зрелый рассудок, и были примеры решительной ее твердости. И в 16 лет! И свет ей так мало знаком, что театр здесь в первый раз в жизни увидела. Воспитывалась в пансионе, потом жила в тишине у бабушки, и вдруг к большому двору, где приводят ее к толпе людей, которые не только чтобы привести ее в замешательство, напротив, приведена ею в удивление и обворожена ее приветливостью! Это нечто чудесное!..Личико у нее премиленькое, и таким, конечно, всякому покажется, потому что имеет черты правильные, свежесть розана, взгляд живой, вид ласковый. Одним словом, очень приятно на нее смотреть и слышать ее непринужденный разговор».

5 декабря 1823 года принцесса приняла православие и была наречена Еленой Павловной (вероятнее всего, в честь старшей сестры будущего мужа – Великой княжны Елены Павловны, наследной герцогини Мекленбург-Шверинской). На следующий день прошла церемония обручения. Невесте 16 лет, жениху – 24. Бракосочетание Елены и Михаила состоялось 8 февраля 1824 года.

Став членом императорской фамилии, Елена Павловна оказалась в весьма деликатной ситуации – в семейной иерархии она была самой младшей и по возрасту и по положению. И тем не менее, будучи еще очень юной, Елена Павловна сумела найти единственно верный стиль поведения: «для своего мужа и для света у ней над собой необыкновенное самообладание: любезна, предупредительна, мила, даже покорна…». Именно благодаря уму и тактичности Великая княгиня сумела стать своей в новой семье: императрица-мать Мария Федоровна искренне полюбила младшую невестку; более того, Елена Павловна была, пожалуй, единственным, во всей императорской фамилии, человеком, который находился в дружеских отношениях с императрицей Елизаветой Алексеевной.

Гораздо более сложными были отношения Елены Павловны с мужем: столь непохожих людей трудно себе представить. Естественно, полная противоположность их характеров, воспитания, вкусов и мнений не обещала счастья в браке. Впрочем, кое-что общее, между ними все-таки было: и Великий князь, и Великая княгиня широко занимались благотворительностью. Люди, обращавшиеся к Михаилу Павловичу «с просьбою в своих трудах, никогда не получали отказа. В сем последнем отношении рука его была неоскудевающая». Добро он делал истинно по- христиански: у него была записная книжка, в которой его высочество отмечал лишь сумму пособий, никогда не называя просителя. Щедрость его доходила до таких широких размеров, что гофмейстер двора его высочества не раз был принужден отказывать великому князю Михаилу Павловичу в выдаче сумм на благотворительность, чтобы привести кассу в порядок.

После смерти муже Елена Павловна все силы отдавала служению русскому народу, активнее занялась благотворительностью, создала общину сестер милосердия.

День создания Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия — 5 ноября 1854 г. совпал с праздником Воздвижения Креста Господня, отчего община и получила свое название.

Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них — Бакунина, Карцева, Стахович, Екатерина Александровна Хитрово и другие. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

В основе этой общины лежала религиозность. Когда сестры общины отправлялись на войну, Елена Павловна самостоятельно каждой наделала крестик.

Существует упоминание о том что в общину принимали «женщин не отягощенных семейными обстоятельствами». Сначала это были женщин из аристократических кругов, но не самых богатых. Возможно какие-то засидевшиеся эмоциональные возвышенные натуры с желанием служить высокой цели. Но не вышедшие замуж по каким-то причинам.

В обществе были споры о том что такие общины не нужны и тогда Елена Павловна сама начала ходить в больницы, помогать и перевязывать раны. Это при том что она была принцесса, очень красива, тем самым показывала образец христианского милосердия

Эти женщины не имели никакого медицинского образования да и не могли его получить. Все строилось на энтузиазме и христианской любви к ближнему и все. Внимание общественности привлекло то, что это были женщины из аристократических семей с огромным желанием служить и помогать ближним.

Не все сестры выдержали эту нагрузку. Кто-то уехал с войны сразу, у некоторых были нервные срывы, а кто-то и погиб из-за перенапряжения.

Не смотря на военные действия, и бомбардировки, сестры ходили в храм, молились. Это еще раз подчёркивает религиозную основу этой общины.

Когда сестры вернулись в Петербург с Крымской войны в сентябре 1856 г., община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых.

Сначала сестры жили в специально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем — в Михайловском дворце. В 1859 г. общиной был приобретен дом на набережной Фонтанки. В 1860 г. в нем была создана небольшая женская больница и лечебница для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.

После Крымской войны для управления Крестовоздвиженской общиной был создан особый комитет. Его председателем стал Н. И. Пирогов, а с 1861 г. — известный общественный деятель, писатель и музыкант В. Ф. Одоевский. Первым главным врачом Крестовоздвиженской общины был В. И. Тарасов, который во время Крымской войны являлся ближайшим помощником Н. И. Пирогова.

Община стала широко известна не только в России, но и за границей. Она участвовала в международной гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.

На 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста.

После Октябрьской революции 1917 г. больница Крестовоздвиженской общины получила имя Г. И. Чудновского, профессионального революционера, а в настоящее время это Северо-Западный Окружной Медицинский центр.


Ведущая: Александра Трусова

В этом зале уже не раз вспоминали имя великого русского хирурга Н.И.Пирогова. И мы не обойдем его стороной т.к. он тоже имел непосредственное отношение к организации первых общим.


Николай Иванович Пирогов

Варя Левакова:
Большую роль в создании общин сыграет Николай Иванович Пирогов, который являлся главным врачом самой общины и который сыграл важную роль в ее организации и по сути дела он первый начинает расписывать правила по которым должны жить сестры, как должна быть устроена община.

Николай Иванович Пирогов относится к когорте гениев мирового класса. У Николая Ивановича удивительная судьба: родился он в богатой дворянской семье. В 16 лет он поступил в университет на медицинский факультет (1826 год). Затем уехал в Европу. Там он учится и работает и уже в 26 лет получает звание профессора. Он имел золотые руки.

В 35 лет он становится легендой, его приглашают в Петербург, он занимает кафедру военно-медицинской академии.

Он был фанатиком своего дела. Дело в том что анатомия человека не была так известна к этому времени и Пирогов для того чтобы понять анатомию человека и чтобы понять какие ресурсы надо задействовать чтобы спасти больного начинает изучать анатомию на замороженных трупах. Таким образом он составил анатомический атлас который уже много лет находится в распоряжении врачей. Изучив человека он давал указания хирургу в какие области нельзя заходить что бы не затрагивать другие системы и не навредить пациенту своим вмешательством.

Пирогов придумал три замечательные вещи которые вписали его имя золотыми буквами в историю медицины и вообще в историю человечества. Это 1) Анатомический атлас, 2)наркоз

( до этого операции шли без наркоза, или его использовали в очень редких случаях для богатых людей). 3) антисептические мероприятия, которые были совершенно не понятны его современникам. В частности в Севастополе он стал требовать чтобы оперировали больных в прокипяченных белых халатах и что перед каждой операцией эти халаты должны кипятиться потому что в них водятся микробы. На него смотрели как на безумца. Говорили что он вечно что-то придумывает… ему приходилось объяснять что микробы с одежды могут попасть в раны пациента и может начаться нагноение. Существует легенда что его даже забирали в полицию за отстаивание своих идей. Но и тем не менее нам сейчас трудно представить операционную и одежду хирурга не прошедшую специальную обработку.

Хочется напомнить что до Севастополя Николай Иванович воевал на Кавказе и там впервые пошла слава о нем. Слава была среди солдат: известен случай когда в медпункт везли обезглавленное тело солдата, а голову несли рядом за носилками. Фельдшер спросил а зачем несут его голову. На что ему ответили, что Пирогов он же все может: и голову пришить и все сделать как надо. Т. е. вера в него была настолько велика, что люди порой поступали очень странно.

При организации общин он выступал как гуманист который выдвинул основную идею – бороться за спасение больных и раненых до последнего момента пока это будет возможно.

Пирогову приходилось работать практически в одиночестве и в основном он мог опираться только на помощь сестер милосердия. Они естественно не имели не медицинского образования не специальной подготовки. Он приучал их на элементарном уровне ассистировать при операции, помогать выздоравливающим больным, следить за их деньгами, одеждой.

Пирогову приходилось выполнять роль н только хирурга но и организатора вникающего во все мелочи касающиеся жизни общины.

Спустя почти 20 лет после войны Пирогов в одном из своих писем размышлял о будущих судьбах общины, о том, какое мировоззрение необходимо для будущей сестры милосердия. Образы католического и протестантского служения женщин он отверг сразу, равно как и служение православных монахинь и диконисс. «Наша церковь не имеет никаких преданий для подобных учреждений, и она настолько консервативна… что не в силах примениться к насущным требованиям нового времени. Поэтому я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце». Деятельность женщин должна стать максимально независимой от госпитальной администрации, а старшие сестры обязаны нравственно влиять на больничный персонал. Таким образом, Пирогов на первое место ставил профессионализм, а не религиозность.
Ведущая: Александра Трусова

Сестрам не всегда были рады … Черное платье- белое платье … белы халат



Флоренс Найтингейл

Ира Караваева:

Наши сестры милосердия отправляясь на войну руководствовались православными церковными соображениями а одновременно с ними но в Английских госпиталях начала свою деятельность Флоренс Найтингейл имя которой станет символично для всей системы ухода сестринского движения на западе. Она написала специальное пособие о том как нужно ухаживать за больными. И здесь уже церковно-христианская составляющая отодвигается на второй план. Получается так что больного нужно любить потому что он человек, он заслуживает сострадания из-за гуманистических позиций. И она первая начинает говорить о медицинском уходе как о профессии, и именно поэтому ее и считают основательницей движения сестер милосердия в области профессионального ухода за больными.


Красный крест
Позднее в 1863 г. была создана организация «Общество больным и раненым войнам» ныне –

Красный крест по инициативе Швейцарского общественного деятеля Анри Дюнана. (фильм). Главным принципом организации стала – беспристрастность.

Они говорили что мы не видим чужого и своего, мы не видим враг это или это друг, в результате чего человек получил ранение … помощь раненым, больным, жертвам конфликта должна оказываться независимо от того на какой стороне, на какой линии фронта этот человек. Потому что главное это священное дар жизни и достоинство человека. Символом красного креста становится борьба за жизнь человека.
В настоящее время Красный крест существует более чем в 100 странах мира и оказывает помощь больным и раненым. В мирное время, Красный крест оказывает помощь пострадавшим от стихийных бедствий и проводит мероприятия по предупреждению эпидемий. Штаб квартира Красного креста находится в Женеве. В настоящее время около 7 млн., человек является волонтёрами красного креста.

Российское общество красного креста было основано в 1867 году. С момента основания, практически все общины поступили в его введенье.


Анри Дюнан знал о проделанной работе Елены Павловны и о Крестовоздвиженской общине сестёр милосердия. И спустя 20 лет после ее смерти напишет письмо в котором были такие слова: «… если сегодня Красный крест охватывает мир, то это благодаря примеру поданному во время войны в Крыму ее императорским высочеством великой княгине Еленой Павловной…»
Ведущая: Александра Трусова
В нашей стране продолжают образовываться общины. Первые общины носят характер монашеского общежития. Все они образуются по принципу: сперва создается попечительский совет в который входят священник, врач и главная сестра. Сестры проходили испытательный срок в 1 год. Проверялись их физические способности, обязательно они должны были быть христианками (это обязательное условие), сестра должны были жить в общежитии, они не имели права выходить замуж, как правило были ограничения по возрасту т.е. от 20 до 40 лет (они должны были быть работоспособными). И видимо работа была настолько изнурительной, что после 15 лет службы они могли претендовать уйти на пенсию, а после 25 лет претендовать на повышенную пенсию.

За время службы они не получали жалование, не имели права брать деньги за уход за больными. Они имели казенное содержание, стол, одежду, возможность жить при этом денег никаких не получали. В этом во всем сказывалась некая полу монашеская традиция. Для своего времени это было прогрессивным, но очень скоро ситуация стала меняться. Постепенно общины начинают трансформироваться в светские учреждения: медицинские училища, организации которые дают возможность получить образование и профессию. Возможность работать для женщин.


И сейчас самое время более подробно коснутся московским общин сестер милосердия.
Общины сестер милосердия, несмотря на общность своих целей, представляли собой во многом отличные друг от друга организации. Они подчинялись различным ведомствам, что определяло степень их самостоятельности, структуру управления и многое другое. Все общины, существовавшие во II половине XIX – начале XX в., можно условно поделить на три основных вида: подчиненные епархиальному начальству, общины Российского Общества Красного Креста и пользующиеся самостоятельным управлением в рамках Министерства внутренних дел.
Всего в Москве существовало семь общин. Первая из них – Никольская (1848 г.). Первоначально она располагалась на Долгоруковской улице, а затем переехала на Воронцовскую улицу, недалеко от Новоспасского монастыря.
Никольская община сестер милосердия

Катя Дмитриева:

Никольскую общину сестер милосердия при Дамском Попечительстве о бедных в Москве организовала во время эпидемии холеры 1848 года княгиня Софья Степановна Щербатова при поддержке своего супруга – московского генерал-губернатора князя Алексея Григорьевича Щербатова.

Сестры ухаживали за больными в Первой городской больнице и в учрежденной доктором Ф.П. Гаазом больнице для чернорабочих, впоследствии названной в честь императора Александра III.

При общине находились сиротский приют и богадельня для престарелых женщин. По просьбе частных лиц сестры отпускались для ухода за больными на дому.

В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины вместе с сердобольными вдовами и сестрами петербургской Крестовоздвиженской общины оказывали помощь раненым в госпиталях Крыма.

В конце 1850-х гг. архив общины сгорел, поэтому подробные сведения о ее деятельности практически отсутствуют. К 1874 г. в общине осталось несколько пожилых сестер милосердия, которые перешли в богадельню. Община прекратила свое существование, но в 1914 г., с началом Первой мировой войны, она была восстановлена по инициативе попечительницы Лефортовского отделения Московского Дамского попечительства о бедных Ольги Львовны Еремеевой.


В 1865 г. тридцать сестер Никольской общины во главе с княгиней Н.Б. Шаховской переселились в дом на Покровской улице, положив начало общине "Утоли моя печали"
Утоли моя печали

Община, названная во имя целительной иконы "Утоли моя печали", была основана в прошлом веке княгиней Натальей Борисовной Шаховской.

Муж Натальи Борисовны князь Дмитрий Шаховской - сын декабриста Федора Шаховского, сосланного в Туруханск и лишившегося там рассудка. Быть может, памятуя о судьбе несчастного князя Федора, в общине "Утоли моя печали" и открыли "психическую больницу".

В 60-е годы XIX века княгиня стала сестрой милосердия в Полицейской больнице для бедных и беспризорных, организованной доктором Гаазом. В 1870 году она создали общину сестер милосердия "Утоли моя печали" из тридцати сестер.

На печати общины - ее название и красный крест на белом фоне.

В следующем году княгиня Шаховская и несколько ее сподвижниц стали первыми в России крестовыми сестрами: при посвящении в Высоко-Петровском монастыре на них надели большие наперсные кресты с иконой Божией Матери и названием общины.

Крестовые сестры имели профессиональную медицинскую подготовку. Жизнь общины определялась Уставом - почти монастырским. Трудовой день, длившийся с раннего утра до глубокой ночи, начинался и заканчивался молитвой. Работали сестры безвозмездно. По Уставу община должна была поддерживать их в случае болезни и обеспечивать в старости.

Первым испытанием стала холера 1872 года. Большинство наемных работников в страхе разбежались. Все тяготы ухода за больными, весь смертельный риск легли на плечи сестер, которые исполнили свой долг до конца. Немало их погибло.


Община росла, старые помещения около Полицейской больницы становились тесными. В 1872 году княгиня Шаховская приобретает на свои средства большую усадьбу в Лефортове, на берегу речки Синички, вблизи Главного военного госпиталя (сейчас Госпитальная площадь, 2). Здесь община располагалась до 1917 года, постепенно обустраивая всю территорию.

Вначале был отреставрирован особняк, в котором жили сестры. Красивое в классическом стиле здание сохранилось по сей день - напротив храма Петра и Павла. В 1874 году княгиня начинает строительство трехэтажного больничного корпуса, рассчитанного более чем на сто мест, - с терапевтическим, неврологическим и хирургическим отделениями.

К работе в больнице, открывшейся уже на следующий год, привлекались лучшие московские врачи, в том числе С.П.Боткин.

На втором этаже был освящен храм во имя иконы "Утоли моя печали" - его полукруглые апсиды видны и сегодня. Планировку продумали так, чтобы душевнобольные из прилегающих к храму палат могли слышать богослужения через большие окна.

Вот что писала газета "Новое время" об атмосфере, царившей в больнице: "Нет ни специфической стрижки, ни специфической одежды, в обращении с больными особенная деликатность. В углу палаты располагается киот, одежда больных и обстановка близки к домашней. Вместе с корреспондентами к палатам прошла княгиня, легко заговаривая с каждым и многих зная в лицо".

Было здесь и отделение для неизлечимо больных.

В 1896 году рядом с больницей вырастает трехэтажный кирпичный корпус детского приюта. Высочайшей его покровительницей стала последняя русская императрица Александра Федоровна, приветствовавшая создание приюта телеграммой: "Благодарю вас и общину "Утоли моя печали" за дорогие для Нас молитвы ваши. Государь и Я от души желаем преуспевания вашему доброму начинанию. Александра".

В приюте были оборудованы спальни, учебные классы, игровые комнаты. Сирот содержали здесь до 18 лет и воспитывали так, что по выходе из приюта они могли начать самостоятельную трудовую жизнь.

В 1895 году 17 воспитанников поступили в фельдшерскую школу, двое - в техническое училище, один - в Межевой институт. Некоторые "дети приюта" оканчивали классические гимназии, иногда даже с золотой медалью. Часть воспитанниц после обучения в фельдшерской школе при общине оставались здесь сестрами милосердия.

В 1876 году на фронтах сербско-турецкой войны княгиней Шаховской был создан госпиталь для русских добровольцев, где работали 29 сестер. В 1877 году, после того как Россия вступила в войну с Турцией, на фронт прибывают 118 сестер. Одновременно организуется госпиталь в Москве.

За проявленную сестрами самоотверженность император Александр II принял общину под свое покровительство. Она стала называться Александровской.

В 1892 году община милосердия "Утоли моя печали" организует в Иркутском крае лепрозорий, а на Волге, в четырех верстах от Нижнего Новгорода, - плавучий госпиталь для борьбы с наступающей на Россию холерой. Двадцать сестер заразились и погибли. За помощь страждующим во время эпидемий тифа и холеры 1891 - 1892 годов тридцать сестер удостоились серебряных медалей на Анненской ленте.

Во время первой мировой войны сестры работали на фронтах, а больница была переоборудована в военный госпиталь на 250 раненых. Вскоре после революции все имущество общины перешло в ведение Горздравотдела. На ее базе была создана городская больница № 29 имени Баумана. Вид корпусов по фасаду со стороны Госпитальной площади до сего дня почти не изменился. Над главным входом сейчас слова: "Утоли моя печали" - дань памяти работников больницы своим предшественницам.
Ведущая: Александра

Далее сообщение о Владычине- Покровской общине


Владычне-Покровская община
Камила Дивилаева:
Владычне- Покровская епархиальная община было учреждена в конце 1869 г., а уже в 1870 г. Ей была предоставлена территория бывшего царского загородного дворца в Покровском- Рубцове (ул. Бакунинская Д 83 и ул. Гастелло, 42-44). Возглавила общину мать Митрофания (Розен), бывшая игумения Серпуховского Владычнего монастыря. Монашество она приняла уже в преклонных летах под влиянием митрополита Филарета- ранее она была фрейлиной императрицы.

Новая община находилась в ведении священного Синода, поэтому в ней вводились начала монастырского общежития. В 1871 г. Игумения была избрана председательницей Московского Дамского Комитета общественного попечения о больных и раненых воинах, ей было поручено устроить при общине лазарет для хирургических больных на 10 коек.

Цели Московской Владычне-Покровской общины сестер милосердия были: 1) предоставление безвозмездного приюта бедным девицам и вдовам, желающим с пользой служить Отечеству; 2) попечение о бедных больных; 3) утешение скорбящих; 4) призрение и воспитание бездомных детей и детей бедных священно – церковнослужителей; 5) специальная подготовка сестер милосердия для ухода за ранеными в военное время на поле брани, а в мирное – для дежурства в военных госпиталях, городских и тюремных больницах. Для выполнения этих задач при общине планировалось учредить отделение сестер милосердия, отделение для грудных младенцев, приют для детей обоего пола до 9 лет, школу для девочек 9-17 лет, больницу, аптеку, приемный покой для приходящих бедных больных и операционное отделение для обучения сестер фельдшерским обязанностям.

Игуменья энергично проводила обустройство новой общины, лично изыскивая необходимые для этого средства. Однако неопытная в финансовых сделках женщина совершила несколько незаконных операций, была обвинена в подлоге векселей и осуждена. Положение Покровской общины сильно пошатнулось, но благодаря помощи Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова), а затем Московской Городской Думы, она продолжила свою работу.

При Владычне-Покровской общине функционировали больницы, амбулатория, аптека, детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, школа шелководства и рукодельные мастерские.

Общины, устроенные по образу Владычне- Покровской, сохраняли полумонашеские традиции.


Ведущая: Александра Трусова

Теперь немного об Иверской общине сестер милосердия
Иверская община сестер милосердия

Саймат Багометханова:

Иверская община (ул. Малая Якиманка, 17) была основана в 1894 г. при Московском Дамском Комитете Российского Общества Красного Креста по предложению председательницы комитета, супруги генерал-адъютанта, Агафоклии Александровны Костанда.

Попечительницей Иверской общины Комитет утвердил супругу генерал-лейтенанта Елизавету Павловну Иванову-Луцевину, которая немало поспособствовала своими советами правильной организации новой общины, так как уже имела практический опыт организации Тверской Серебряной общины. На протяжении всего своего существования община находилась под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. При общине работали аптека и несколько лечебных заведений: хирургическая и терапевтическая клиники, амбулатория, прием в которых вели лучшие врачи города. Сестры милосердия Иверской общины оказывали помощь раненым во время греко-турецкой, русско-японской и балканской войн, Ихэтуаньского восстания в Китае и I Мировой войны. Община высылала свои отряды во многие пораженные голодом и эпидемиями губернии России.

Ведущая: Александра Трусова
В начале ХХ в. возникло еще две общины: Павловская (ул. Плющиха, 13) в 1901 г. и Марфо-Мариинская обитель милосердия (ул. Большая Ордынка, 34) в 1909 году.

Марфо-Мариинская обитель милосердия


Ирина Караваева:

Великая княгиня Елизавета Федоровна создала в 1909 г. Марфо-Мариинскую обитель милосердия (ул. Большая Ордынка, 34) с целью восстановить древнюю форму женского служения в Церкви – служения диаконисс.

Сфера деятельности обители была более широкой, чем традиционный уход за больными. Кроме больницы, амбулатории и аптеки, в обители было организовано убежище для чахоточных женщин и приют для девочек; оказывалась помощь обитателям Хитровских трущоб, ежедневно выдавались бесплатные обеды.

Основной задачей служения сестер обители считалось христианское духовно-нравственное просвещение нуждающихся людей из самых низших слоев общества.

Таким образом  цели Марфо-Мариинской обители милосердия были сформулированы максимально широко: «трудом сестер Обители милосердия и иными возможными способами помогать в духе Православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби».

Круг действий Обители милосердия на первое время ограничивался городом Москвой, но впоследствии при увеличении средств Обители его предполагалось распространить и вне черты города.



Ведущая: Александра Трусова
Таким образом, Общины Красного Креста занимались исключительно медицинской деятельностью, почти не затрагивая другие сферы благотворительности, что вполне объясняется характером и задачами всего Общества Красного Креста.

Русская Православная Церковь в лице Московского митрополита использовала гораздо большее количество способов помощи нуждающимся.



Соответственно, для епархиальной Общины медицинская помощь была не основной задачей, а лишь одной из многих. Кроме того, ее деятельность была преимущественно ориентирована на беднейшие слои населения.

Такую же возможность расширения сферы деятельности своей общины имела и княгиня Н.Б. Шаховская, располагавшая достаточными личными средствами. Великая княгиня Елизавета Федоровна еще больше расширила сферу деятельности своей Марфо-Мариинской обители милосердия, практически ничем ее не ограничивая.
Каталог: storage2 -> article
article -> «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду»
article -> «Прогулка по Нижнему парку»
article -> Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
article -> Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
article -> «Образование ссср»
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Слайд 1 Королевство Лесото слайд 2 – показать на карте (внизу) слайд 3 Короле́вство Лесо́то
article -> Формула успеха. Система дополнительного образования Южной Кореи
article -> «Ортогональное проектирование, его свойства»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал