Методические рекомендации для учреждений социального обслуживания населения Хабаровского края по вопросу движения в быту пожилых людей с ограниченными возможностями



страница1/8
Дата06.05.2018
Размер1.59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края





ОДОБРЕНО

решением реабилитационного совета КГБУ "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов"



Протокол № 1 от "_05_" февраля 2015 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для учреждений социального обслуживания населения Хабаровского края по вопросу движения в быту пожилых людей с ограниченными возможностями

г. Хабаровск

2015

СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………..

3

1. Понятие старение и старость ……………............................................

5

2. Физическая активность пожилых людей ……………………………..

6

2.1. Положительные эффекты и преимущества физической активности для пожилых…………………………………………………………………

7

3. Понятие попутной тренировки…………………………..……………..

10

4. Примеры попутных тренировок …………………………………………

10

4.1. Ходьба …………………………………………………………………

10

4.2. Физические упражнения……………………………………………….

12

4.3. Подвижные игры ……………………………………………………….

13

4.4. Садоводство …….……………………………………………………..

14

4.5. Туризм………………………………………………………………….

15

4.6. Танцы …………………………………………………………………..

16

4.7. Прочие виды полезного досуга (попутной тренировки) …………..

18

5. Полезная информация…………………………………………………..

20

6. Примерный недельный план занятий попутной тренировки

для учреждений стационарного типа……………………………………….



23

Список использованной литературы…………………………………….....

27

Введение

Данные методические рекомендации посвящены одному из видов физических тренировок для пожилых людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья – попутной тренировке.

Попутная тренировка – это тренировка, связанная с общественно необходимым социально-бытовым трудом. Суть ее в том, что она сопутствует выполнению необходимой работы. Психологически и физически пожилому человеку проще вклю­чать физкультуру в повседневные дела, нежели специально ездить для этого на стадион, в бассейн и т. п. В данном случае доминирует необходимость, обязанность. На занятиях в группах «Здоровье», ритмической гимнастики и т. п. решается только одна задача – оздоровление организма, а с психологи­ческой стороны доминирует самопринуждение.

Преимуществами попутной тренировки являются доступность упражнений, экономия времени, простота контроля за эффектив­ностью тренировки, систематичность (занятие в любую погоду и в любое время), простой инвентарь (собственный вес тела и подручный бытовой мате­риал). Длю людей пожилого возраста это садоводство, ходьба, танцы, плавание, езда на велосипеде, пешеходные экскурсии и т.д.

Информация, изложенная в методических рекомендациях, рекомендована методистам и инструкторам по адаптивной физической культуре, социальным работникам и специалистам, работающим непосредственно с пожилыми людьми (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома ветеранов, центры по социальному обслуживанию населения). Методические рекомендации применимы также и для пожилых людей, ориентированных на восстановление и сбережение своего здоровья.

Методические рекомендации рекомендуется использовать в форме информационно-просветительных бесед с лицами пожилого возраста, как руководство к действию на базе учреждений социальной защиты населения Хабаровского края стационарного типа.

Также в методических рекомендациях представлен образец занятий попутных тренировок утром и вечером, с учетом физического состояния, здоровья, пожеланий и интересов группы, в виде недельного плана на базе дома-интерната для престарелых и инвалидов.

1. Понятие старение и старость



Жизнь пожилых людей, проблемы старости интересовали человечество испокон веков. К концу ХХ века накопились тысячи трудов, посвящённых осени человеческой жизни. О старости слагались легенды, ей посвящены многие художественные произведения и философские трактаты самых различных авторов, начиная от библейских мудрецов и древних мыслителей, вплоть до современных учёных, писателей, поэтов...

Многие исследования современной биологической и медицинской науки показывают, что при старении снижается способность поддерживать в организме постоянство внутренних физиологических систем. В старости в организме происходят изменения и повреждения различных тканевых структур. Старение происходит строго по генетической программе, различной для каждого вида, а разные внешние причины лишь ускоряют его. Следует заметить, что понятия «старение» и «старость» неоднозначны.

Старение – это постепенный процесс повреждения и гибели клеток у многоклеточных организмов, приводящий к нарушению функций организма и его гибели. Старость – это не процесс, а состояние организма, подвергшегося старению. Долголетие есть результат физиологической старости. Долголетие определяется генетическим запасом прочности, которым обладает наш организм. Нарушения в генетической программе развития в первую очередь ответственны за старение организма, в том числе и за преждевременную старость. Условия внешней среды оказывают влияние на продолжительность жизни, они могут укорачивать или продлевать её, но лишь в пределах запрограммированной продолжительности жизни вида.

Старость подкрадывается исподволь, незаметно. Человек, полный физических и духовных сил, вдруг начинает замечать, что он стал быстрее, чем раньше, уставать, появляется беспричинная сонливость, увеличивается вес. Женщин обычно беспокоит появление на лице, чаще в уголках глаз, мелких морщинок, лучеобразно разбегающихся в стороны. Морщинки становятся, особенно заметны при улыбке и смехе. Не зря говорят, что кожа – зеркало благополучия и здоровья.

С возрастом постепенно снижаются функциональные возможности органов и систем организма, изменяется их структура. В мозге, печени, почках, железах внутренней секреции и клетках, выполняющих специфические функции, наблюдается частичная атрофия или замещение их соединительной тканью, органы уменьшаются в размерах, становятся более плотными.

Снижение функциональных возможностей при старении проявляется, прежде всего, в уменьшении приспособляемости (адаптации) организма к влияниям внешней среды. Организм старого человека остро реагирует на любые воздействия внешней среды (перемена погоды и барометрического давления, жара, холод, влажность воздуха). Следует подчеркнуть, что пожилые люди очень трудно приспосабливаются к новым жизненным ситуациям, не любят изменений в устоявшемся быту.


2. Физическая активность пожилых людей
Физическая активность – это путь к здоровью и долголетию, тем более, если это касается пожилых людей.

Многие люди с возрастом поправляются. Это связано не только с малоподвижным образом жизни, но и с замедлением обменных процессов в организме, а также с различными болезнями, например, диабетом. Каким образом нужно проявлять активность, чтобы она была не слишком интенсивной, но в то же время эффективной?



Двигательная активность является могучим фактором укрепления здоровья, закаливания и активного долголетия. В этом убеждают многочисленные наблюдения врачей. В пожилом и даже старческом возрасте человек вполне может делать утреннюю зарядку, выполнять физические упражнения, соответствующие возрасту и состоянию здоровья, ходить на лыжах, играть в спортивные игры.

Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональной деятельности (если человек продолжает работать), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества.

Каталог: sites -> files -> mszn -> files
files -> Проект от 01. 10. 2014 XVI ежегодная всероссийская конференция
files -> Специальность
files -> Программа XIII международного конгресса «доказательная медицина – основа современного здравоохранения» социально-значимые заболевания
files -> Дисциплины (опд. Ф. 03.) Базы данных
files -> Программа пребывания честных мощей
files -> Вакансии в мбуз «Амбулатория Вяземского района»
files -> «Проектный менеджмент как новая форма управления образовательным процессом в условиях фгос»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал