Методические рекомендации по проведению урока знаний в общеобразовательных организациях по теме «Моя Родина Алтай»



страница1/8
Дата26.10.2016
Размер1.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Приложение




Главное управление образования и науки Алтайского края


Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению урока знаний в общеобразовательных организациях по теме «Моя Родина – Алтай»,

посвященного подготовке к празднованию

80-летия Алтайского края

Барнаул 2016


Методические рекомендации по проведению тематического урока «Моя Родина – Алтай» в общеобразовательных организациях
Авторы-составители:

Л.Ф. Шелковникова, к. филос. н., доцент кафедры языков и литературы АКИПКРО; доцент;

И.Ю. Шестухина, к. филол. н., доцент кафедры языков и литературы АКИПКРО;

М.Л. Шалабод, старший преподаватель кафедры языков и литературы АКИПКРО;

О.В. Фролова, старший преподаватель кафедры языков и литературы АКИПКРО;

Н.В. Козлова, методист кафедры языков и литературы АКИПКРО;

Л.К. Вальбрит, методист кафедры языков и литературы АКИПКРО.


Научный руководитель:
Т.Г. Кулакова, к. пед. н., доцент, проректор по научно-методической и инновационной работе АКИПКРО
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи при организации и проведении урока знаний по теме «Моя Родина - Алтай», посвященного подготовке к празднованию 80-летия Алтайского края. Предлагаемый материал содержит рекомендации по темам и проблемам, а также формам урока с учетом возрастных особенностей учащихся. Рекомендации снабжены некоторым фактическим материалом, который может быть использован в День знаний, и содержат прилагаемые уроки и внеклассные мероприятия, которые способны послужить примером организации и проведения урока знаний. Методические рекомендации адресованы педагогам образовательных организаций системы общего школьного образования. В методических рекомендациях использованы материалы пособия «Культура Алтая».

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

4

Рекомендуемые темы и проблемы

6

Рекомендуемые формы и методы

14

Возрастные особенности учащихся

21

Литературная жизнь Алтая

25

Алтай в годы Великой Отечественной войны

41

Киноискусство на Алтае

52

Из истории городов Алтая

59

Волшебные краски Алтая

68

Список литературы

81

Приложения

82

Мифы и легенды Алтая

82

Алтайские народные сказки

84

Адреса педагогического опыта

88

Уроки по истории и культуре Алтая

89

Введение

Алтай – это родина многих талантливых людей, внесших свой вклад в развитие отечественной культуры, науки, искусства, спорта, оставивших свой след в памяти многих поколений.

Золотым называют Алтай не только за богатейшие его недра, не только за дивные горы и звенящие реки… Алтай – это одна из высочайших вершин человеческого духа, неиссякаемая сокровищница его творений: легенды и предания Алтая хранят мудрость веков, сконцентрированную в самых разных религиозных системах: шаманизм, христианство (православное и старообрядческое), буддизм; в его почву уходят корнями культуры народов Азии и Европы. В слове «Алтай» заключен сокровенный смысл – «Золотой престол Бога», центр мироздания.

Предлагаемое общее название темы Урока знаний «Моя Родина – Алтай» основано на интегрированном представлении об Алтае как географическом и социокультурном пространстве. В наименовании «Алтай» сливаются понятия «Алтайский край» как регион Российской Федерации и Алтай в широком смысле, включающий культуру региона, исторически слитую с культурой Алтайского края.

Целью урока знаний, посвященного родному краю, является развитие личностной культуры школьника, формирование ценностно-смыслового представления о родной культуре, слитой с историей и культурой России, пробуждение патриотического чувства личной сопричастности к культурно-историческому наследию своих земляков и их предков к великим событиям и фактам отечественной и мировой истории.

Региональный компонент образования, как своеобразный историко-культурный контекст, способствует достижению таких личностных результатов, как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

В 2017 году Алтайский край отмечает 80-летие как один из регионов России. Эта дата обязывает подвести некоторые итоги развития края, достижений в различных сферах и областях. Урок знаний 1 сентября 2016 года может стать своеобразным стартом в организации образовательной и воспитательной деятельности школ Алтайского края. В этом смысле внимание к выбору тематики урока знаний может быть сосредоточено на самых разных областях: промышленность, сельское хозяйство, наука, культура, история, искусство, литература и т.п. Учитель и школа, в целом, могут выбрать то, что в большей степени соответствует профилю образовательной организации, особенностям конкретного региона, национально-этническим условиям, приоритетной предметной области.

Образ Алтая, отношение к нему как к своей малой Родине, как к уникальному месту, сохранившему тайны мироздания, отражены в стихах алтайских поэтов:


Марк Юдалевич
Что такое Алтай? Вы спросите об этом геолога.

Вам геолог расскажет, геолог расскажет про золото.

От забытых веков, с незапамятных пор

Это край золотых, край невиданной щедрости гор.


Что такое Алтай? Вы спросите теперь зверолова

И услышите — «золото», то же услышите слово —

Это лисы и выдры, горностаи и соболя,

Это мягкое золото, то, что таежная дарит земля.


Что такое Алтай? Вы спросите о том чабана.

— Это золото, скажет он,— край золотого руна.

Хлебороба спросите, комбайнера и тракториста.

— Это золото,— скажут,— да, золото во поле чистом.


Посмотрите вокруг—без краев, без границ

Золотой океан кулундинских пшениц.


Борис Укачин
Мой Алтай! Поклон тебе от сына!

Песней стань! Войди в мои стихи!

...Облака в небесной чистой сини

Бродят, словно овцы по степи.

Я сегодня вижу, как впервые:

Вдалеке долины пролегли,

Как морщины мудрости живые

На большом лице моей земли.

Задремали горы-великаны,

Лишь один, ко сну не отходя,

Уч-Сумер — водитель каравана —

Курит трубку синего тумана,

Значит, жди к полуночи дождя...

Мой Алтай, прекрасный, как сказанье!

Сколько тайн здесь ждет еще сейчас

Взгляда изыскателя, касанья

Рук рабочих, твердых, как алмаз!
Рекомендуемые темы и проблемы

Тема «Моя Родина – Алтай» необъятна по широте возможного содержания и по глубине проблем, которые могут быть рассмотрены в рамках урока знаний.

Все школьные предметы способны обеспечить то содержание, которое может быть расширено за счет регионального компонента. Ниже предлагается примерный список тем и проблем, связанных с тем или иным предметным содержанием школьных программ:


  1. Мир растений Алтайского края

  2. Удивительная фауна Алтая

  3. Проблемы экологии Алтайского края

  4. Сельское хозяйство и промышленность Алтая

  5. Алтайские переселенцы

  6. Уникальные места Алтая

  7. Они прославили Алтай

  8. Литературное творчество: поэты и писатели Алтая

  9. Литературные раритеты Алтая

  10. Цена победы: о спортсменах Алтая

  11. Музыкальная культура Алтая

  12. Научная мысль Алтая миру

  13. Изобретения Алтая

  14. Декоративно-прикладное искусство Алтая

  15. Алтай в живописи

  16. Легенды Алтая

  17. Дары Алтая

  18. Др.

Может быть использован и другой принцип выбора тематики урока знаний: имена и события, связанные с конкретным местом: городом, районом, селом, школой. Существует понятие «гений места»1.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал