Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения



Скачать 290.11 Kb.
Дата27.10.2016
Размер290.11 Kb.
ТипМетодическое письмо
Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения
федерального компонента государственного стандарта общего образования

I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего. образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089
(стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru )

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития российского образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся1, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.



Порядок введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.
II. Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Новый образовательный стандарт разработан с учетом изменения места предмета “Мировая художественная культура” в учебном плане на ступени среднего общего образования. На базовом уровне Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета70 часов, в том числе в Х и ХI классах по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. На профильном уровне на изучение мировой художественной культуры учебный план отводит 204 часа, в том числе в X – XI классах по 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Раздел «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в учебных учреждениях художественно-эстетического профиля.

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по мировой художественной культуре

Федеральный компонент содержит два стандарта по мировой художественной культуре: для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:


  • цели;

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

  • требования к уровню подготовки выпускников.


Цели изучения мировой художественной культуры

Изучение мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.



Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание художественно-эстетического образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования. Мировая художественная культура обобщает знания, полученные на уроках предметной области «Искусство» («Изобразительное искусство» и «Музыка»).

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности. Выделение одного-двух наиболее характерных для целых эпох и культурных ареалов произведений изобразительного искусства или архитектурных комплексов гарантирует базу, без которой невозможно формирование полноценной картины мирового художественного развития и, соответственно, широкой мировоззренческой и эстетической позиции. Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов.

Постоянный сравнительный анализ, создающий основу для мобильной системы осмысления феноменов художественной культуры, является главным с методологической точки зрения. Следуя этой логике на базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость. Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т.д.)

На профильном уровне рассматриваются наиболее значимые культурные ареалы, представленные в трех разделах: художественная культура стран Азии (Индия, Китай, Япония), Африки (Египет), Латинской Америки (Мексика); художественная культура стран Западной Европы (Италия, Франция, Германия, Испания, Англия) и Северной Америки; художественная культура России. Отечественная (русская) культура выделена в отдельный блок, поскольку является приоритетной на территории России.

Стандарт последовательно реализует эстетический подход к изучению мировой художественнойкультуры. Акцент сделан не на примитивном перечислении памятников культуры, а на создании целостного образа эпох и художественных культур, их идеалов и мировосприятия. Для более яркого и впечатляющего отображения в художественных образах мировоззренческого феномена, системы ценностей, идеалов и многогранности жизни, стандарт предполагает превалирование культурологических подходов с использованием специальной терминологии, связанной прежде всего со спецификой языка разных видов искусства.

В стандарте представлены все значимые культурные ареалы, что способствует выработке эстетической и культурной толерантности, но с акцентом на освоении ценностей европейской цивилизации, к которой принадлежит наша культура.

Значительное место в стандарте отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга.



Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Требования к уровню подготовки на базовом уровне ориентированы на минимум знаний, которым должен владеть учащийся по завершению изучаемого цикла. Они базируются на ключевых образовательных компетенциях, ориентированных на формирование обладающей широким культурным кругозором личности, что позволяет ей ориентироваться в окружающем мире.



На профильном уровне особенностью курса по мировой художественной культуре является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. На профильном уровне предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Таким образом, отрицается традиционное понимание профилизации как «расширения объема знаний», закладываются основы будущего культурологического курса, являющегося обязательным для всех образовательных учреждений высшей школы.

В структуре требований отражена приоритетность деятельностного и практикоориентированного подходов современного образования. При этом требования сформулированы в обобщенной форме, что позволяет избежать их излишней детализации и ориентировать учебный процесс на изучение основных содержательных линий курса. Обобщенность требований стимулирует «деятельностный» характер учебного процесса, его направленность на формирование ключевых компетенций, а не на овладение некоей «суммой знаний».

Требования основаны на видах деятельности, соответствующих целям художественно-эстетического образования и психо-возрастным особенностям учащихся на каждой из степеней. Такой подход является ключевым в составе требований, поскольку отражает приоритетные направления учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся.

Большое внимание уделяется формированию умений, связанных с анализом и объяснением художественных явлений (в том числе умениям соотносить памятники архитектуры, изобразительного искусства, музыки по стилю; выявлять общие стилевые признаки в различных культурных ареалах; группировать произведения одного вида искусства по заданному признаку; объяснять смысл изученных искусствоведческих понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых предметов искусства).

В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение приобретают уже аналитические умения, а также способы деятельности, преимущественно связанные с продуктивными методами обучения. Учащиеся должны устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых культурологических процессов и явлений, различать факты в искусствоведческой информации.

Учащиеся старших классов должны уметь формулировать и отстаивать собственную позицию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам. При изучении мировой художественной культуры на профильном уровне учащиеся должны научиться формулировать цели своей работы и успешно их реализовывать. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности представляются в формах конспекта, реферата, рецензии, а также творческого задания любого жанра, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Особенно актуально на обоих уровнях умение пользоваться различными источниками информации в современном информационном поле для выполнения учебных и творческих заданий.


IV Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Мировая художественная культура»

Новизна стандарта


Новизна стандарта состоит в том, что в нем дано развернутое определение целей художественно-эстетического образования, для которых приоритет формирования художественно-эстетического вкуса, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления является безусловным. Синтезирующая функция предмета «Мировая художественная культура» возросла в связи с тем, что в новом образовательном стандарте предметной областью «Искусство» охвачен весь период обучения в школе. В нём раскрываются общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостных систем. В основу содержания стандартов обоих уровней положен общеэстетический и культурно-исторический принципы структурирования материала, позволяющие охватить ключевые проблемы становления разных видов искусства с момента их возникновения. Новый стандарт позволяет систематизировать последовательность развития культурных процессов, выделяя специфические черты каждой эпохи, ценность различных национальных школ и вклад русского искусства в мировую культуру. Принцип культурных доминант является основополагающим при отборе конкретных памятников культуры и даёт возможность преодолеть склонность к простому их перечислению, сделать акцент на целостном образе эпох, художественных культур, на моделировании разных исторических и региональных систем мировосприятия. Акцент подчас только на одном памятнике архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра или творчестве одного мастера дает возможность погрузиться в эпоху, ощутить ее специфику, неповторимость национальной школы, ведущий стиль как некую единую образную систему, общность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Именно стиль позволяет, во-первых, уловить мировоззренческую специфику любой исторической эпохи. Во-вторых, помогает понять особенности менталитета носителей разных религиозных и культурных традиций, скажем, христианской и мусульманской, которые, исповедуя, казалось бы одни и те же общечеловеческие ценности, вкладывают в них разный смысл. В-третьих, дает возможность вводить в понятийный аппарат учащихся более сложные культурологические понятия, такие как мифологический Центральный образ, к примеру. В-четвертых, позволяет сравнивать и проводить параллели между различными культурами и историческими эпохами, на первый взгляд, не сравнимыми. В-пятых, делает нецелесообразным чрезмерный объем искусствоведческой информации, излишество имен и памятников, передавая при этом дух эпохи.

Обязательный минимум содержания на обоих уровнях впервые придает значение раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов в изобразительном искусстве, что позволит достаточно полно приобщить учеников к ветхозаветным легендам, евангельским событиям, мифам. Значительному обогащению содержания предмета способствует введение в курс общекультурных констант – таких основополагающих для мировой художественной культуры понятий как первообраз (мировое древо, богиня-мать), мифологический код (число, растение, зверь), мифологемы (смерть-возрождение, хаос-порядок).

Значительно расширен блок, связанный с реалиями современной художественной культуры и новыми видами синтетических искусств (кинематограф, дизайн, телевидение и т.д.), в связи с чем содержание учебного курса сближается с интересами учащихся. Своё место нашла тема «Культурные традиции родного края», что позволяет включить местные традиции в общую систему мировых художественных ценностей. В результате созданы условия для активизации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством, придания импульса к художественному самообразованию и формированию устойчивой потребности в общении с искусством в дальнейшей жизни.

Разгрузка содержания образования.


Проблема разгрузки курса решается путем тщательного отбора информации на основе принципа культурных доминант, дающих развернутую картину культурологических процессов и всеобъемлющее представление о культурных процессах исторической эпохи; выбора одного евангельского, античного, литературного сюжета, воплощенного в различных видах искусства и в различные периоды; снятия дублирования содержания как по отношению к предыдущим ступеням обучения (отказ от подробного повторения проблем специфики языков разных видов искусства, что является предметом изучения в курсе «Изобразительное искусство» и «Музыка») так и по отношению к параллельным курсам истории и литературы (приоритет эстетических и культурологических подходов); сокращения содержания требований, которые соответствуют удовлетворительному уровню подготовки (отражены в разведении уровня целей и требований к выпускнику).

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям развития учащихся (реализация в предметном содержании).


В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной. Для того, чтобы отечественная и мировая художественная культура как обобщённый опыт человечества предстало перед учащимся в виде неисчерпаемого «строительного материала» для самоидентификации, в стандарте акцент сделан на основные идеи, идеалы, модели мира в разных культурных ареалах и в различные эпохи. Изучая разные модели, соотнося их со своим духовным поиском и потребностями, подросток сможет убедиться не только в устойчивости общечеловеческих культурных ценностей, но и в многовариантности возможных решений одних и тех же проблем, что дает возможность актуализировать свободу личностного выбора. Учитывая интересы подростков, в стандарте увеличен раздел, посвящённый современному искусству, новым синтетическим видам и массовому искусству. Особое значение придается вопросам культуры «малой Родины».

В связи с переориентацией подростков в старшей школе на процесс учебно-познавательной, когнитивной деятельности в содержании стандарта усилено теоретическое, сравнительное и критическое осмысление материала.


Повышение воспитательного потенциала содержания образования


Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан прежде всего с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Развивающий потенциал

Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности и многовекторности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов. Проблемное поле мировой художественной культуры является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.


Реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.


Специфика предмета, его непосредственный выход на творческую деятельность требует деятельностного и практико-ориентированного подходов как в содержании, так и в методах освоения содержания. В содержательном плане деятельностный и практико-ориентированный принципы обеспечиваются самой междисциплинарной природой мировой художественной культуры, её естественным выходом на систему межпредметной интеграции. Усвоение основ мировой художественной культуры обеспечивает формирование у учащихся широкого социокультурного опыта, что способствует более адекватному и критическому восприятию ими окружающей действительности, реакции на нее, а также выработке собственной позиции и модели поведения. Личностная ориентация предметного содержания обеспечивается за счёт включения в стандарт знаний и умений, значимых для самих учащихся. Актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта, усвоение ими элементарных приёмов анализа обеспечивает свободу выбора и формирования личной позиции. Стандарты рассчитаны не только на краткосрочный эффект, но на отдалённый результат личностного становления и созревания.

Формирование ключевых компетенций


Формирование ключевых компетенций на базе изучения мировой художественной культуры связано с освоением реального социо-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе, и виртуального пространства мирового художественного наследия. В этом отношении стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны с одной стороны, а с другой, дают возможность по достоинству оценить местные культурные и художественные традиции. Именно с этих позиций следует подходить к формированию художественных и культурных компетенций учащихся. Прежде всего это приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, осознание ценности национальной культуры, формирование основ толерантного отношения к другим культурам. Во-вторых, приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок, стереотипов национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур. В-третьих, критическая оценка «внушающей силы искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. На этой базе формируются компетенции, связанные с организацией личного досуга, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества. Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Ориентация на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности



Стандарты предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Мировая художественная культура» на базовом уровне приоритетным является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность. На профильном уровне требования стандарта включают: знание и понимание особенностей возникновения и основных черт стилей и направлений мировой художественной культуры, шедевров мировой художественной культуры, основных выразительных средств художественного языка разных видов искусства, роли знака, символа, мифа в художественной культуре. Требования к уровню подготовки выпускников предполагают также умение сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии). Важной составляющей требований на профильном уровне является умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, формирование которые отражает специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые учащиеся должны приобрести и освоить на той или иной ступени.

Формирование информационной культуры учащихся


В современном информационном обществе важную роль играет формирование информационно-коммуникативной компетенции, что вполне возможно в условиях безбрежного информационного поля мировой художественной культуры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей.

Приоритетные направления в методике преподавания предмета

Преемственность на разных ступенях образования, реализация внутрипредметных связей.


Одним из важнейших направлений в модернизации системы образования в области мировой художественной культуры является совершенствование методики преподавания предмета. Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учётом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура».

На базовом уровне курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

На профильном уровне приоритетом в методике преподавания мировой художественной культуры должны стать задача формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, творческих заданий), межпредметных интегрированных уроков, модульной системы организации учебного процесса, которая позволяет преодолеть традиционный путь изучения материала от фактов к процессам и закономерностям, ибо он неизбежно ведет к перегрузке содержательной основы второстепенными фактами. Метод подачи материала от всеобщего к единичному позволяет более эффективно воссоздавать панораму культурного развития в различных регионах и исторические периоды, что при возрастании уровня сложности материала в условиях старшей школы представляется наиболее целесообразным.

Не менее важно обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения мировой художественной культуры, например, проектную деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат -- активизации личностной позиции учащегося.



Утверждение новых подходов к методике преподавания мировой художественной культуры неизбежно ставит вопрос о модернизации учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. Учебник, естественно, сохранит ключевую роль в информационном обеспечении учебного процесса. При этом возможен принцип вариативного использования учебно-методических материалов, например, на мультимедийных носителях. Создание комплексной вариативной ресурсной базы художественно-эстетического образования становится насущной задачей, а активное формирование электронных библиотек позволит перейти и к созданию учебников нового поколения.

Учет межпредметных связей.


Изначальный интегративный междисциплинарный характер феномена мировой художественной культуры обеспечивает естественный выход на систему межпредметной интеграции. Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. При этом не следует сводить интеграцию до уровня простых иллюстраций. Важно проводить параллели на уровне идейной, идеологической, мировоззренческой общности, сохраняя специфику языка искусства как в целом, так и по видам искусства. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. В этом отношении особое место занимает проектная деятельность, которая предполагает интеграцию всего комплекса знаний по мировой художественной культуре и связанных с ней дисциплин, разнообразную деятельность в области применения информационных технологий и главное - создание нового продукта.

Реализация личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов в соответствующих технологиях обучения


В методике освоения содержания предмета «Мировая художественная культура» приоритет деятельностного и практикоориентированного подходов выражается в отказе от господства суммы знаний и выдвижении на первый план различных способов познавательной деятельности. При изучении мировой художественной культуры прежде всего упор делается на формирование специфических форм деятельности: развитие восприятия по модели «функция – активный зритель/слушатель» и как результат – активное «присвоение» феномена культуры; развитие интерпретаторских способностей по модели «функцию – исполнитель» и как результат – сотворчество учащихся, основанного на развитии воображения, ассоциативного мышления, способности импровизировать. Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении мировой художественной культуры предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал. Владение хотя бы минимальным навыком анализа освобождает подростка от навязанных оценочных стереотипов, чужих точек зрения, предоставляя ему тем самым свободу личного выбора в области культуры и художественного творчества.

V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

Примерные программы по мировой художественной культуре для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, (определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также творческих работ, выполняемых учащимися).

Примерные программы выполняют две основные функции:

информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерные программы обоих уровней включают три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Программы содержат примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделены на две части. На базовом уровне в курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. На профильном уровне примерная программа устанавливает распределение учебного времени в X классе не менее 92 часов на изучение художественной культуры Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы до эпохи Возрождения включительно и столько же в XI классе на изучение художественной культуры Западной Европы постренессансного периода, художественной культуры Северной Америки и России. Таким образом, если Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» на профильном уровне в старшей школе 204 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 184 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 20 учебных часов.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных и рабочих программ и учебников, а так же может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. При создании авторских и рабочих программ учитель может по своему усмотрению использовать 10 % резерв учебного времени. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на основе примерной программы авторские и рабочие учебные программы и учебники должны соблюдать преемственность с содержанием федерального компонента государственного стандарта общего образования.


VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

При организации изучения мировой художественной культуры, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:



  • стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на профильном уровне;

  • примерные программы по мировой художественной культуре;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по мировой художественной культуре.

Пока не будут созданы новые учебники, полностью соответствующие новому стандарту, рекомендуется использовать действующие учебники, привлекая в случае отсутствия в них отдельных вопросов учебные книги, где материал по этим вопросам имеется.



Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий , рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004 г. № 111.


1 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05. 12. 02 г., рег. № 3997




Каталог: predm
predm -> Приложение №2 Предметизация. Библиографические источники: Мангутова, Светлана Дмитриевна
predm -> Рабочая программа по истории предназначена для обучающихся 9 класса мбоу башкирская гимназия-интернат г. Белебея мр белебеевский район рб и составлена на основе
predm -> Федоров А. В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006. № С. 175-226
predm -> Рабочая программа по дисциплине Компьютерная графика для специальности
predm -> Промышленность Ярославского края в годы предвоенных пятилеток
predm -> Коран, 51: 7, 22-23, пер. Карачковского И. Ю чужое Солнце будет освещать Землю!
predm -> Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения
predm -> Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения
predm -> Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал