Минина марина Виссарионовна



Скачать 62.77 Kb.
Дата16.11.2017
Размер62.77 Kb.
МИНИНА Марина Виссарионовна,

секретарь Полярной комиссии Морского совета

при Правительстве Санкт-Петербурга; кандидат технических наук

e-mail: m-minina@yandex.ru


ЛИ Чжэньфу профессор, директор НИИ по арктическим морским делам Даляньского морского университета; доктор экономических наук e-mail: www.dimu.edu.cn
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРКТИЧЕСКОГО КАРКАСА СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ

Выступая 28 марта 2015 года на Боаоском азиатском форуме с докладом «Новое будущее Азии: шаг к сообществу единой судьбы», председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что страны Азии, преодолевая историческую разобщенность, происходящую из разницы в идеологии и менталитете, уходят от закрытости и замкнутости. «Они избавляются от сомнений и разобщенности, развивают отношения, основанные на взаимном признании и доверии, то есть все больше осознают себя сообществом, члены которого связаны одной судьбой». Немаловажным аспектом строительства общего экономического пространства стало учреждение Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, в учредители которого вошли 57 стран, 37 из которых расположены в Азии.




На протяжении тысячелетия, из поколения в по­коление, торговые караваны, шедшие по Великому Шелковому пути, несли из одной части континента в другую товары, знания, технологии, культуру и религии. По мере взаимопроникновения разных народов и этносов, возникали новые государственные образования вдоль основных торговых путей, появлялись взаимные интерес и открытость, обмен товарами, общая выгода. Так возник Великий Шелковый путь, который стал сим­волом взаимодействия двух цивилизаций - Востока и Запада. Это путь мира, а не войн, созидания, а не разрушения, человеческого общения, а не строительства границ и преград. Сейчас Китай инициирует совместное строительство «Одного пояса и одного пути» и провозглашает, что будет придерживаться основ древнего Шелково­го пути. Строго соблюдая основные положения Устава ООН, Китай будет также придерживаться четырех принципов, разработанных государством.

Во-первых, Китай провозглашает принцип открытости. Создание «Одного пояса и одного пути» не огра­ничено рамками древнего Шелкового пути и открыто всем странам и сообществам людей, которые могут свободно участвовать в проекте.

Во-вторых, Китай будет придерживаться принципа гармонии и всеохватности. Каждое государство имеет право на выбор своего пути и модели развития, и никто не вправе доминировать над кем-то, проект выстраивает диалог между цивили­зациями и сохраняет различия для мирного сотрудничества.

В-третьих, Китай стремится развивать принципы рыночной экономики, понимая важность именно рыночных механизмов в международной торговле.

В-четвертых, Китай декларирует принцип сотрудничества и достижения взаимовыгодных результатов каждой из сторон - участниц проекта.

Проект «Один пояс и один путь» пройдет через три континента - Европу, Азию и Африку. Будут связаны между собой густонаселенный регион Восточной Азии, экономически развитый регион Европы, а также внутриконтинентальные страны, об­ладающие огромным потенциалом развития.

Пожалуй, основной посыл этого проекта - создание условий для новой региональной интеграции. Взаимодействие внутри «Сообщества одной судьбы» выстраивается в противовес политике западных финансовых институтов, поскольку Китай уже сейчас содействует экономикам стран региона Центральной Азии в решении стратегических задач, не выдвигая требований по реформированию их экономических и политических систем.

Регион, в котором Китай уже воплощает проект «Одного пояса и одного пути» - это Азия, центральная ее часть, постсоветское пространство. Россия здесь всегда имела свои стратегические интересы и активность Китая в этом регионе должна стимулировать Россию налаживать более тесные экономические связи с Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией, Туркменией. Как представлены интересы Китая в Центральной Азии? Во-первых, и в основном, происходит вывоз сырья – нефти, газа и металлов. Китай инвестирует в нефтяные и газовые активы этих стран, получая эксклюзивные права на добычу газа. Интересен Китаю и рынок добычи меди, золота, железа. Вывозится руда и уран для дальнейшей переработки на заводах и атомных электростанциях Китая. В итоге, делая прогноз на ближайшую перспективу, можно с уверенностью утверждать, что на сырьевом рынке Центральной Азии сформирован пул из нескольких игроков – Россия, корпорации западных стран и Китай.

Почему столь быстрыми темпами растут поставки сырья из экономически слабых регионов в Китай? Ответ очевиден. За несколько лет Китай сумел построить систему суперсовременных магистральных трубопроводов. Инвестируются средства в сами трубопроводы, окружающую инфраструктуру, логистические центры. Как же обстоят дела в России? Крупнейший в Российской Федерации проект магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», главной задачей перед строителями которого, был выход России на сырьевые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, одним из основных игроков которого является Китай. Поставки топлива, экспортируемые из России по этому трубопроводу растут. Но не только сырьевая экономика должна быть предметом взаимодействия России и Китая. Если рассматривать уровень торгового оборота между двумя странами и в регионе в целом, к сожалению, можно утверждать, что Китай вытеснил Россию с позиции доминирующего торгового партнера этого региона. Экономическая политика Китая в Азии мудра и перспективна, создает выгодный задел для государства. Пекин покупает в регионе сырой продукт, а продает туда высокотехнологичные продукты, в которых велика доля добавочной стоимости (продукцию машиностроения, электронной и легкой промышленности). Он не инвестирует в развитие этих отраслей промышленности и переработки сырья на местах, он поддерживает и даже усугубляет технологическую зависимость от себя стран региона.

Сравнивая политические и экономические стратегии поведения России и Китая в евразийском пространстве, приходим к выводу, что Китай на этом пути добился значительных успехов, применяя инструментарий 21 века: если выделяются кредиты местным экономикам, то они имеют своей целью то, что осваивать эти кредиты будут пришедшие в регион китайские компании. Расширяя рынки сбыта, Китай проводит протекционистскую политику по увеличению доли юаня в региональных торговых операциях, повсеместно увеличивает импорт своих товаров, скупает высокодоходные активы. На этом фоне - что делает Россия? Она также выступает за «юанизацию» региональной торговли, что с точки зрения антизападных настроений в российском истеблишменте понятно, но в перспективе не оправдано. Протекционистской политики в части укрепления в этом пространстве рубля мы не наблюдаем, как и нет, к сожалению, конкурентной продукции машиностроения, технологий, товаров обрабатывающей и легкой промышленности. Стране нужна новая технологическая стратегия, прорыв в постиндустриальное общество. Плацдармом для выстраивания партнерства на паритетной основе может стать Арктический регион России, где нехватка в первую очередь технологий для добычи сырья и освоения шельфа Российской Арктики, а также самого оборудования для этих целей ощущается особенно остро. Китай может стать важным стратегическим партнером России в Арктике именно в силу всех проблем, имеющихся у России в этом регионе - от природно-климатических до экономических, принимая во внимание санкции стран Запада. Россия, в свою очередь, может последовательно отстаивать интересы Китая, как неарктического государства, в ряде международных организаций, в первую очередь, в Арктическом Совете, где Китай имеет статус страны- наблюдателя, и в Экономическом Совете, чья деятельность направлена на вовлечение в экономический сектор Арктики стран с высоким инвестиционным рейтингом. С точки зрения стратегических интересов России, понятно, что в регионе будет нарастать экономическая конкуренция, но при этом важно сохранить добрососедские цивилизованные отношения и все спорные вопросы решать мирным путем переговоров.



Китай - крупнейший сосед России и укрепление отношений с ним - объективная реальность, и динамика влияния геополитических факторов на устойчивое развитие евразийского пространства, включая арктические территории, свидетельствует о необходимости интеграционных процессов с соседом, в частности построения экономического и инфокоммуникационного каркаса над Россией и шире - над всем регионом. Не превращаться в сырьевой регион для восточного соседа, а строить взаимоотношения в технологической сфере, интеллектуальной, в отраслях с высокой долей добавочной стоимости, а это, в первую очередь, сфера информационных технологий.

В евразийском экономическом каркасе существенной является роль России с её огромным арктическим потенциалом. При выстраивании системы управления Арктической зоной и взаимодействия в рамках экономического каркаса на евразийском пространстве Россия имеет все шансы интегрироваться в Сообщество единой судьбы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал