Модель организационной структуры государственно-общественного управления образованием Грязовецкого муниципального района Государственно-общественное управление



Скачать 214.22 Kb.
Дата28.10.2016
Размер214.22 Kb.
Модель организационной структуры государственно-общественного управления образованием Грязовецкого муниципального района

Государственно-общественное управление - взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, руководители образовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

Процесс демократизации управления муниципальной образовательной системой - сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя формирование двух базовых ветвей управления: государственной и общественной, а также формирование трех ветвей самоуправления: педагогического, ученического и родительского самоуправления.
Описание модели государственного общественного управления образованием

Грязовецкого муниципального района
Обоснование: необходимость создания модели государственно-общественного управления на муниципальном уровне исходит из положений Закона «Об образовании», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, Концепции развития государственно-общественного управления образованием Вологодской области на 2012-2015гг о необходимости обеспечения открытости образования как государственно-общественной системы, необходимости перехода к модели взаимной ответственности в сфере образования и усиления роли всех субъектов образовательной политики, их взаимодействия.

Цель: создать условия для вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной политики; повышения эффективности государственной политики в области образования; удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса; реализации прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.

Задачи:

- сформировать и организовать деятельность органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений,

- развить социальное партнерство в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления;

- создать систему общественного контроля над качеством образования и полнотой выполнения социального заказа;

- организовать совместную деятельность родительской общественности, бизнес-структур, органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов развития образования района.

Принципы развития государственно- общественного управления образованием на муниципальном уровне:


  • реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;

  • приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;

  • добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;

  • охват всех уровней управления;

  • сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;

  • открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования;

  • независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;

  • законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;

  • согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.

Ожидаемые результаты:

Привлечение общественности  к делам и проблемам образования, повышение открытости муниципальной образовательной системы, ее восприимчивости  к запросам граждан и общества.



Ожидаемые социальные эффекты:

  • сфера образования станет организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий в деле социализации, в формировании гражданской и социально-активной, дееспособной личности;

  • увеличится количество граждан, ориентированных на общественную деятельность, благотворительность, социально ответственную инициативу;

  • изменится качество образования: осуществится переход от опосредованно - теоретической, информационной социализации к непосредственно практической социализации;

  • степень государственного и общественного внимания к школе увеличится;

  • получит развитие местная образовательная и молодежная политика;

  • произойдет становление и развитие самоорганизации различных социальных групп.

В предложенной модели государственно-общественного управления новой структурой является Совет по развитию образования Грязовецкого муниципального района (утвержден в июне 2012 года, ранее функционировал в районе орган государственно-общественного управления – Совет по формированию образовательной политики в Грязовецком муниципальном районе). Он создается для обеспечения эффективной реализации в муниципальной системе образования Грязовецкого муниципального района одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием, а также для обеспечения сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предприятий, организаций в развитии системы образования района, для обеспечения согласованности в реализации совместных решений, проектов, программ. Выборы в данный Совет будут организованы в соответствии с Положением (прилагается) в августе 2012 года, состав Совета будет утвержден постановлением Главы района.



Совет - коллегиальный орган, формируемый через процедуры делегирования, назначения и кооптации. В состав Совета входят:

  • представители органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района (в количестве 2-х человек),

  • представители Департамента образования Вологодской области (в количестве 1 человека),

  • представители Управления образования Грязовецкого муниципального района (в количестве 2-х человек),

  • представители представительного органа местного самоуправления - Земского Собрания района (в количестве 1 человека),

  • представители БУ «Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений» (в количестве 1 человека),

  • делегированные от общеобразовательных учреждений председатели управляющих советов образовательных учреждений (не более 7 человек),

  • представители педагогической общественности (в количестве 2 человек),

  • представители родительской общественности, Советов образовательных учреждений, попечительских советов образовательных учреждений района (в количестве 4-х человек),

  • представители обучающихся школ района (в количестве 2-х человек),

  • представители руководителей образовательных учреждений района (в количестве 2-х человек),

  • представители районной организации профсоюза работников народного образования и науки (в количестве 1 человека),

  • кооптированные представители общественности (лица, заинтересованные в совершенствовании и развитии системы образования Грязовецкого муниципального района) не более 5 человек.

Срок полномочий Совета составляет 2 года. Общее количество членов Совета может быть 25 – 30 человек. По решению Совета в его состав также могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, опыт и возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию муниципальной системы образования (кооптированные члены Совета).

Задачи Совета:

  • определение основных направлений развития муниципальной системы общего образования;

  • содействие в организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, содействие в предоставлении дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Грязовецкого муниципального района;

  • содействие созданию и деятельности образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях развития и совершенствования образования, общественных объединений участников образовательного процесса и иных граждан, заинтересованных в развитии образования, благотворительных организаций, содействующих муниципальной системе образования;

  • развитие форм участия общественности в управлении образованием, в оценке качества общего образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участия представителей общественности в процедурах лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, приеме образовательных учреждений к новому учебному году,

  • содействие открытости и публичности в деятельности образовательных учреждений на территории Грязовецкого муниципального района.

  • выработка и осуществление совместных действий муниципальных органов власти района, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций по вопросам образования;

  • содействие совершенствованию правовой базы по вопросам, отнесённым к сфере образования;

  • содействие формированию механизмов постоянного диалога «власть - общество»;

  • привлечение к деятельности Совета широкого круга граждан, представляющих интересы различных общественных, общественно-политических и иных организаций.


Функции совета:

- Стратегическая – формирование образовательной политики и стратегии развития  муниципальной образовательной системы, формирование муниципальной модели качества образования. Участие в формировании программы развития системы образования района и других долгосрочных целевых программ, создание модели питания и другие вопросы.

- Финансово-экономическая – обеспечение прозрачности финансовых вопросов, стимулирование руководителей ОУ, содействие в привлечении финансовых средств (бизнесменов, предпринимателей) на совершенствование образовательного процесса.

- Информационная - обеспечение доступности в получении информации всеми участниками ГОУ  с целью содействия развитию качественного образования, обеспечение прозрачности в организации образовательной деятельности и финансовых вопросов.
- Координирующая - обеспечение сетевого взаимодействия всех ОУ района.
- Контролирующая – осуществление контроля за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает образовательный процесс и развитие всей муниципальной системы образования, оценка качества образования МСО, как реализуются районные программы, соблюдаются законные права и интересы обучающихся и работников ОУ.
Полномочия Совета

    • согласование долгосрочных целевых программ, планов мероприятий, инновационных проектов, направленных на развитие муниципальной системы образования;

    • согласование муниципального правового акта о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений района в соответствии с порядком, установленным органами местного самоуправления;

    • участие, в соответствии с порядком, установленным органами местного самоуправления, в процедуре экспертной оценки последствий для общего образования детей решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения;

    • принятие рекомендаций по проекту бюджета отрасли «Образование» Грязовецкого муниципального района;

    • согласование муниципальных правовых актов, содержащих планы и программы, влияющие на организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования населению на территории района, содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий;

    • согласование условий договоров, в части прав и обязательств Управления образования, заключаемых Управлением образования и образовательным учреждением и регулирующих отношения между Управлением образования и образовательным учреждением, не урегулированные уставом образовательного учреждения;

    • создание (на паритетных началах совместно с Управлением образования) уполномоченные комиссии для окончательного решения спорного вопроса о роспуске действующего состава управляющего совета образовательного учреждения;

    • согласование положения о назначении стимулирующих выплат руководителям общеобразовательных учреждений, согласование решений Управления образования о распределении фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений;

    • утверждение ежегодного публичного отчета о состоянии и результатах развития муниципальной системы образования и представление его общественности района;

    • организация общественного наблюдения и общественной экспертизы деятельности муниципальных образовательных учреждений, в том числе при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11(12) классов общеобразовательных учреждений района; обеспечение участия представителей общественности в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;

    • подготовка ходатайства о расторжении трудового договора с руководителем образовательного учреждения при наличии оснований;

    • рассмотрение в инициативном порядке вопросов, входящих в компетенцию Управления образования и органов управления общеобразовательными учреждениями района, и внесение своих рекомендации в решения Управления образования и органов управления образовательными учреждениями;

    • рассмотрение предложений граждан о деятельности муниципальной системы образования, жалоб и заявлений о действиях (бездействии) руководителей муниципальных образовательных учреждений и (или) Управления образования, влекущих нарушение прав участников образовательного процесса, содействие гражданам в восстановлении нарушенных прав в сфере образования.


Общественные органы управления образованием

Функции общественных органов управления:

  • включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений;

  • обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства; соблюдением прав личности ученика, родителей, педагогов; соблюдением качества и условий образования;

  • привлечение и использование финансовых и материальных ресурсов;

  • проведение экспертизы образовательных проектов;

  • активное взаимодействие детей и взрослых в решении вопросов развития образования района.



1. Общее собрание руководителей муниципальных бюджетных образовательных учреждений (директора школ, заведующие ДОУ, директора учреждений дополнительного образования детей), к компетенции которого относятся вопросы:

- участие в обсуждении перспективного плана развития муниципальной системы образования;

- формирование предложений по изменению сети образовательных учреждений района;

- разработка и реализация муниципальных целевых программ развития;

- обсуждение актуальных вопросов модернизации системы образования района;

- решение текущих вопросов (финансирование, оценка качества, подготовка к лицензированию, государственной аккредитации и др.).


2. Районный методический Совет:

Входят руководители районных и межшкольных методических объединений учителей - предметников, руководители ОУ и их заместители, руководители учебно– методических площадок, специалисты Управления образования и БУ «Центр обеспечения деятельности ОУ».



Содержание деятельности:

- осуществляет анализ и оценку состояния образовательного процесса, проводит комплексные исследования по различным вопросам, связанным с развитием системы образования района;

- вносит предложения по совершенствованию структуры, содержания и форм методической работы в образовательной системе района;

- руководит изучением результативности работы отдельных педагогов, профессиональных объединений учителей для получения объективных данных о результатах образовательного процесса;

- разрабатывает методические рекомендации для педагогов с целью повышения результативности и эффективности их труда, роста профессионального мастерства, активизации работы районных методических формирований;

- выявляет эффективную педагогическую и управленческую практику и организует работу по её распространению;

- организует конференции, конкурсы профессионального мастерства педагогов и другие мероприятия, призванные повышать профессиональный уровень педагогических работников, проводит экспертизу положений о проведении данных мероприятий;

- проводит диагностические исследования, разрабатывает аналитические таблицы для изучения состояния образовательного процесса в образовательных учреждениях района;

- вносит предложения по стимулированию и оценке инновационной деятельности педагогов, в том числе в ходе аттестации;

- обеспечивает создание атмосферы ответственности за конечные результаты образовательной практики;

- оказывает помощь администрациям образовательных учреждений в изучении результативности работы отдельных педагогов, школьных методических объединений, творческих и проблемных групп, получение объективных данных о результатах образовательного процесса;

- организует опытно-поисковую, инновационную и проектно-исследовательскую деятельность в образовательных учреждениях района, направленную на освоение новых педагогических технологий, разработку авторских программ, апробацию учебно-методических комплексов и т.д.;

- выявляет, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт учителей района;

- организует работы по наставничеству;

- проводит экспертизу программ предпрофильного и профильного направления, инновационных проектов, модифицированных  программ факультативов, спецкурсов, занятий по интересам;

- проводит конференции и другие творческие встречи с целью обмена опытом работы  и знакомства с новшествами в области образовательной деятельности;

- заслушивает, обсуждает отчёты членов методического совета о научно-методической и инновационной работе, проводимой в образовательных учреждениях района.
3. Районная конференция педагогических работников системы образования Грязовецкого муниципального района

Конференция создается с целью содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы педагогических работников, реализации прав автономии образовательных учреждений в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления.

Конференция проводится один раз в два года. Педагоги – делегаты с правом решающего голоса избираются на конференцию собраниями педагогических коллективов в количестве двух-пяти человек.

Функции конференции:

- избирает прямым открытым голосованием педагогический состав Совета по развитию образования Грязовецкого муниципального района, определяет срок его полномочий;

- выносит предложения Управлению образования Грязовецкого муниципального района по основным направлениям совершенствования и развития системы образования района;

- при необходимости создает временные или постоянные комиссии, устанавливает их полномочия, утверждает положения;

- заслушивает отчеты председателей управляющих советов о проделанной работе, публичные отчетные доклады руководителей образовательных учреждений.
Также в муниципальной системе образования функционируют педагогические сообщества:


  • районное методическое объединение педагогов района;

  • районная предметная группа педагогов,

  • Школа молодого учителя,

  • Клуб лучших учителей района,

  • Управленческий кадровый резерв.


4.Районное родительское собрание

Родительское участие в общественном институте управления образованием представляет районное родительское собрание. Деятельность районного родительского комитета общим решением была упразднена.



Районное родительское собрание является органом общественного руководства и контроля в  системе образования района и высшим коллегиальным органом, создаваемым из числа представителей родительской общественности Грязовецкого района. Собрание является необходимым компонентом системы образования, создаваемым с целью усиления роли родителей в управлении образовательным процессом и формирования образовательной политики района.

Основными целями Собрания являются:

  • интеграция усилий всех участников образовательного процесса для повышения качества образования;

  • осуществление принципа "открытости" образовательной системы  взаимодействия с родительской общественностью;

  • осуществление принципа общественно-государственного управления образованием;

  • демократизация процесса образования.

Основными задачами Собрания являются:       

  • направление и координация деятельности родительских комитетов образовательных учреждений района;

  • повышение роли родительских комитетов учреждений по защите интересов родителей и детей в деле получения последними основного общего и дополнительного образования, укрепления и охраны здоровья, в совершенствовании условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса, свободного развития личности, воспитания обучающихся;  

  • содействие участию широкой родительской общественности в воспитательной работе с детьми в образовательных учреждениях и по месту жительства;

  • участие в обсуждении нормативных актов, затрагивающих интересы детей и подростков;

  • организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся образовательных учреждений по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье;

  • привлечение родительской общественности к активному участию в жизни образовательных учреждений, к организации внеклассной и внешкольной работы;

  • формирование позиции родителей, как соучастников воспитательно-образовательной деятельности учреждений образования района.

Основные функции Собрания:

  • Содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса.

  • Координирует деятельность родительских комитетов образовательных учреждений.

  • Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.

  • Оказывает содействие в проведении общерайонных мероприятий.

  • Рассматривает обращения в свой адрес, а также обращения по вопросам, отнесенным настоящим положением к компетенции РРС, по поручению начальника Управления образования района.

  • Обсуждает нормативные  акты по вопросам, входящим в компетенцию РРС.

  • Обсуждает вопросы, связанные с взаимодействием семьи и школы в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования района.


5. Районный Совет старшеклассников  учреждений образования Грязовецкого муниципального района

Районной Совет старшеклассников является коллективным совещательным, исполнительным и координирующим органом   самоуправления обучающихся  учреждений образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области.



Целью Совета является координация деятельности ученического самоуправления учреждений образования района в развитии творческой инициативы старшеклассников по управлению ученическим коллективом и формированию демократического уклада жизнедеятельности школы; развитие институтов детского самоуправления, содействие усилению роли школьников в общественной жизни района.

Основными задачами являются:

  • привлечение внимания органов местного самоуправления, общественности, родительского и педагогического коллективов к необходимости развития и поддержки ученического самоуправления в образовательных учреждениях района;

  • обучение старшеклассников современным методам работы в коллективе сверстников, организация учебы школьного актива;

  • формирование гражданской позиции, положительного уровня самооценки молодёжи;

  • предупреждение детской и подростковой преступности, безнадзорности и жестокого обращения с детьми; 

  • помощь ученическим органам соуправления в организации и подготовке общешкольных внеклассных досуговых мероприятий, обмен опытом по проведению традиционных коллективных творческих дел;

  • воспитание подрастающего поколения в духе демократической культуры, социальной ответственности и гражданской активности;

  • представление интересов школьников в местном самоуправлении;

  • повышение престижности активной жизненной позиции, деятельного участия детей в жизни школы, района, области; формулирование мнения школьников по вопросам развития района;

  • инициирование и поддержка новых форм детских общественных инициатив;

  • организация разработки и реализации проектов и программ, направленных на удовлетворение социальных, культурных, досуговых умственных потребностей обучающихся.

Совет формируется в начале учебного года сроком на один год путем делегирования одного представителя от   органа ученического самоуправления учреждений образования района, других детских и молодежных общественных объединений и организаций учреждений образования района.


Также в районе функционируют детские и молодежные общественные организации: «Молодая гвардия», «МИГ» (молодежные инициативы Грязовца), военно-патриотический клуб «Держава» и др.
6. Районная ученическая конференция

Конференция создается с целью содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы обучающихся, реализации их прав в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и развитию ученического самоуправления, расширению коллегиальных, демократических форм управления образованием и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления.



Основные задачи конференции:

- представление интересов обучающихся в процессе управления образованием;

- поддержка и развитие инициатив обучающихся;

- защита прав обучающихся;

- предоставление возможности участвовать в прогнозировании, организации, развитии системы образования района;

- создание условий для формирования у обучающихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, умения самостоятельно найти дело, полезное обществу, развивать способности и интересы членов ученических коллективов;

- делегирование кандидатов в районный Совет старшеклассников.

Конференция проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Представители 8-11 классов общеобразовательных учреждений района с правом решающего голоса избираются на конференцию Советами старшеклассников учреждений в количестве 5-15 человек.



Функции конференции:

- координирует организацию ученического самоуправления в районе,

- выдвигает своих представителей в районный ученический Совет старшеклассников,

- вырабатывает основные направления деятельности органов ученического самоуправления района на новый учебный год,

- выносит предложения Управлению образования Грязовецкого муниципального района по основным направлениям совершенствования и развития ученического самоуправления в районе;

- заслушивает членов ученического самоуправления общеобразовательных школ района, районного Совета старшеклассников и дает оценку деятельности самоуправления за учебный год,

- содействует реализации инициатив обучающихся.
В муниципальной системе образования также функционируют комиссии, советы, рабочие группы, деятельность которых направления на решение одной из задач развития системы образования:


  • Совет по координации введения и реализации ФГОС НОО в ОУ Грязовецкого муниципального района,

  • Совет по профилизации образования в Грязовецком муниципальном районе,

  • Совет по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних, обучающихся в ОУ Грязовецкого муниципального района,

  • Координационный совет по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ района,

  • Комиссии по назначению районных стипендий одаренным детям, по назначению районных премий одаренным детям,

  • Комиссии по проведению экспертизы документов в рамках муниципальных конкурсов «Лучший учитель района», «Лучший воспитатель района», «Лучшая школа района», «Лучшее ДОУ» и др.

В работе всех вышеперечисленных советов участвуют не только специалисты управления образования, педагогические работники, представители администрации района, но и представители общественности (родители, председатели профкома, члены Совета по формированию образовательной политики района).

Таким образом, новая модель, как нам кажется, в полной мере соотносится с новыми целями, стоящими перед нашей муниципальной образовательной системой, и обеспечивает социальную функцию образования. Выстроенная модель позволяет нам:



  • реализовывать государственную политику в области образования на территории района и обеспечивать взаимодействие государства и общества в сфере управления образованием;

  • осуществлять анализ и прогнозирование процессов, происходящих в образовательной системе, осуществлять правовое регулирование деятельности образовательной системы;

  • осуществлять контроль за соблюдением государственных стандартов, реализацией прав детей на получение общего образования в образовательных учреждениях района;

  • создавать условия для повышения квалификации, проведения аттестации управленческих и педагогических кадров.


МОДЕЛЬ

организационной структуры государственно-общественного управления в муниципальной системе образования Грязовецкого муниципального района


Государственно-общественное управление







Районный методический совет

Районное родительское собрание

Районная ученическая конференция

Районная педагогическая конференция

Общественные организации (Совет ветеранов, Совет женщин, «Молодая гвардия», «МИГ» и др.)

Районный Совет старшеклассников

Районная профсоюзная

организация Предприятия, объекты бизнеса

Районный общественный совет



Администрация Грязовецкого муниципального района
Земское Собрание Грязовецкого муниципального района
Управление образования Грязовецкого муниципального района

Совет по развитию образования Грязовецкого муниципального района


Администрация образовательного учреждения



Управляющий Совет ОУ


Совет образователь-ного учреждения

Родительский комитет
Органы ученического самоуправления
Советы социальных партнеров
Педагогический совет

Попечительский совет



Первичная профсоюзная организация









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал