Муниципальное казенное учреждение культуры «центральная межпоселенческая библиотека» кировская центральная библиотека



Скачать 235.56 Kb.
страница1/2
Дата24.08.2017
Размер235.56 Kb.
  1   2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

15 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ АПЛ «КУРСК»

УНЕСЕННЫЕ

БЕЗДНОЙ



Рекомендательный список литературы
КИРОВСК

2015

12 августа 2015 года мы отмечаем трагическую дату в истории России и флота – 15 лет со дня гибели АПЛ «Курск».
К-141 «Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаш» в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы — в составе Северного флота России, пункт базирования Видяево.

Затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, (69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д. ) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.



Постройка

Экипаж АПРК К-141 был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года, первый командир — капитан 2-го ранга Рожков Виктор Николаевич.

Заложена в Северодвинске (ПО «Северное машиностроительное предприятие», заводской № 662) в 1992 году.

В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой Главнокомандующего ВМФ К-141 присвоено почетное наименование «Курск».

Спущена на воду в мае 1994 года из эллинга цеха № 55, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

История службы

В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на «отлично» ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России.

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» — лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей — «отличные». 23 % членов экипажа — мастера военного дела. Остальные 77 % — специалисты 1-го и 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвящённом Дню Военно-морского флота в Североморске.

На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей «Курск».












10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей[1]Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами[1].

В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «включилась антенна радиолокационной станции».

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолеты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».

Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.



Спасательные работы

Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 22 августа, но оказались безуспешными. Применялись подводные аппараты (автономные снаряды) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла неудачи сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска» — примерно 60 градусов.

Однако капитан 3-го ранга А. Шолохов, трижды погружавшийся на глубоководном аппарате «Приз», утверждал, что скорость подводного течения не более 0,7 узла, видимость допустима для спасательных работ и никакого крена нет. Все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо комингс-площадки.

20 августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день

В операции по подъёму тел подводников и секретных документов затонувшего атомохода «Курск» участвовали 6 российских и 6 норвежских водолазов. Норвежские водолазы сделали технологические вырезы в лёгком и прочном корпусах в районе 8-го, 3-го и 4-го отсеков. Затем внутри «Курска» для подъёма тел погибших и секретных документов работали российские водолазы, прошедшие подготовку в составе 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ на аналогичной «Курску» К-266 «Орёл»

Кировская центральная библиотека представляет вниманию читателей рекомендательный список литературы о гибели «Курска» под названием «Унесенные бездной». Список включает в себя художественно-публицистические книги, имеющиеся в библиотеке, и наиболее интересные статьи из периодических изданий за 2015 год и сохраненные в библиотеке статьи за 2000-2010 годы. Список предназначен для молодежи и всех любителей истории. Книги и статьи расположены в обратной хронологии.




Книги и статьи о гибели «Курска»:

Кузнецов, Б. «Она утонула…» Правда о Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов (записки адвоката/Борис Кузнецов. - М.: Де-факто, 2005.-224 с.
Что на самом деле произошло на подводной лодке "Курск" в августе 2000 года, почему погибли 118 подводников? Весь мир, не отрываясь от телевизоров, следили за развитием событий и желали только одного - спасения. И сегодня интерес к этой теме не ослабевает. После трагедии изданы десятки книг, написаны тысячи статей и снято несколько документальных фильмов. Борис Кузнецов изучил несколько опросов общественного мнения, проведенных в разное время различными организациями, и обнаружил, что большинство россиян по-прежнему считают, что власти скрывают истинные причины катастрофы, а военные и чиновники не сделали всего возможного для спасения экипажа АПЛ "Курск". Общество хочет знать правду, почему "она утонула"… Борис Кузнецов - адвокат, занимается научной, правозащитной деятельностью. Участвовал в защите по делам, имевшим большой общественный резонанс. В настоящее время представляет интересы 50 семей подводников, чьи дети и мужья погибли на АПЛ "Курск.
Сюпу, Мао. Вечный «Курск».- М., 2005.-199 с.
ВЕЧНЫЙ «КУРСК» - так называется книга стихов китайского поэта Мао Сюпу, которая посвящена трагедии подводной лодки «Курск».
Презентация книги прошла в посольстве России в Китае. По словам посла Сергея Разова, эта трагедия потрясла и всколыхнула сердца людей не только в России, но и в других странах мира: «В те дни 2000 года посольство России в Китае получило несколько сотен телеграмм от граждан Китая со словами скорби и сочувствия».
Российский посол в Китае также отметил, что Мао Сюпу побывал в России и встречался с родными и близкими погибших моряков. «Все, что описывает Мао Сюпу, он пропустил через свое сердце», - сказал Разов. Мао Сюпу - бывший военный моряк, и трагедия подлодки «Курск» глубоко потрясла его. «Трагедия «Курска» потрясла меня, часть меня ушла навсегда», - сказал автор книги.
Практически все стихотворения этой книги, которые Мао Сюпу называет «поминальными песнями китайского поэта, посвященными 118 российским братьям, погибшим в Баренцевом море», были написаны им всего за несколько дней в декабре 2000 года.
В книге представлены стихи на китайском языке и их русский перевод.

Каталог: Document
Document -> Информация относительно прав пожилых людей
Document -> Кемеровской области гбук кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова
Document -> Кабинет Министров Украины Министерство социальной политики Украины Государственная служба по вопросам инвалидов и ветеранов Украины национальный доклад
Document -> Дополнительное оборудование
Document -> П\п Наименование дисциплины (модуля), практик в соответствии с учебным планом
Document -> Обеспечение образовательной деятельности мскоу «Специальная школа-интернат I-II вида» информационно-техническими и прочими средствами обучения и воспитания № п/п


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал