Небредовская Виктория Валерьевна



Скачать 292.41 Kb.
Дата18.10.2016
Размер292.41 Kb.


Небредовская Виктория Валерьевна,

старший преподаватель кафедры

политологии и правоведения

Санкт-Петербургского

государственного архитектурно-

строительного университета


Научный руководитель:

Балтовский Леонид Васильевич,

заведующий кафедрой политологии

и правоведения СПбГАСУ,

доктор политических наук, доцент


Совершенствование механизма реализации активного избирательного права посредством преодоления политического абсентеизма: опыт Австралии
Введение

Актуальность темы исследования. В контексте построения демократического общества, проблема модернизации механизмов участия избирателей в выборах, как и поиск новых моделей совершенствования реализации активного избирательного права, является весьма острой, поскольку право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия, который является одним из наиболее значимых элементов конституционного строя России.

Пожалуй, как ни в одной другой сфере государственного строительства, именно применительно к моделированию конституционно-правовых основ реализации активного избирательного права, его теоретических и прикладных аспектов в России, особое значение приобретает изучение мирового опыта организации выборов. В этой связи полезно обращение к опыту зарубежных стран с богатыми традициями федерализма, в том числе к Австралийскому Союзу.

Актуальность выбранной темы продиктована тем, что не сегодняшний день в отечественной науке отсутствуют политологические исследования, посвященные институту активного избирательного права в Австралии и комплексному изучению форм и методов преодоления политического абсентеизма.

Предметом работы является исследование механизмов повышения электоральной активности субъектов активного избирательного права.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации гражданами Австралии активного избирательного права.

Целью изучения автор ставит выявление недостатков и достоинств образовательных программ, направленных на преодоление политического абсентеизма, используемых в Австралийском Союзе.

Научная новизна работы заключается в комплексном правовом исследовании категории активное избирательное право в Австралийском Союзе, выявлению механизмов его совершенствования, а также установлению роли медиавоздействия на группы избирателей как способу борьбы с политическим абсентеизмом.
§ 1. Генезис и становление активного избирательного права в Австралии как института (политико-правовой контекст)

С давних пор известно, что истоки любого общественно-политического явления кроются в его историческом развитии и становлении. Именно по этой причине, для раскрытия особенностей института активного избирательного права в Австралии, как социального и правового явления, для формирования объективного целостного представления об электоральных программах, используемых для преодоления политического абсентеизма, необходимо проследить опыт становления избирательного законодательства на рубеже веков.

История избирательного права Австралийского Союза представляет собой продолжительный процесс эволюции, апробации и совершенствования избирательных систем, механизмов и институтов. Это объясняет его устойчивость, эффективность которого была проверена временем. Без краткого экскурса по истории невозможно объективно отобразить существующий институт активного избирательного права.

Австралия - федерация бывших британских колоний на австралийском континенте, Конституция которой введена в действие парламентом Великобритании в соответствии с Конституционным актом Австралийского Союза 1900 года.

Вплоть до середины XIX века разные колонии предъявляли различные требования к избирательным цензам. Женщинам право голоса было предоставлено только в Южной и Западной Австралии. В Тасмании избиратель должен был иметь во владении недвижимое имущество. В некоторых колониях было разрешено множественное голосование, в других – нет. В большинстве штатов не принимали участия в голосовании аборигены; в Новом Южном Уэльсе каждый получающий помощь от государства или от какой-либо благотворительной организации не имел права голоса.

В 1856 году колония Южная Австралия стала первой колонией, которая предоставила избирательные права мужчинам, достигшим возраста 21 года, прожившим на данной территории не менее 6 месяцев. В дальнейшем, в 1894 году Южная Австралия предоставила и женщинам избирательные права. В 1923 г. Австралия предоставила активное и пассивное избирательное право женщинам всех штатов и территорий.

Избирательное право расширялось, и начало распространяться на все большее количество членов австралийского сообщества:


  • 1925 год, ограниченное число «не европейских» мигрантов получили право голоса;

  • 1949 год, туземные австралийцы, служившие в оборонных войсках во время Второй Мировой войны, а также лица имеющие право голосовать в выборах штата получили право формировать органы федеральной власти;

  • 1962 г. право голоса получили все австралийские туземцы;

  • 1973 г. возрастной ценз для избирателей был понижен до 18 лет.

Избирательная система Австралийского Союза находится в процессе постоянной модернизации. В тексты законодательных актов регулярно вносятся значительные изменения, нацеленные на их дальнейшую демократизацию и создание благоприятных условий для проведения избирательных кампаний, прежде всего подсчета поданных избирателями голосов и определения победителей, борьбы с фальсификацией результатов. Кроме того, избирательное законодательство совершенствуется с точки зрения регламентирования штрафных санкций в отношении избирателей за уклонение от обязательного участия в голосовании и внедрения новых форм повышения электоральной активности.
§ 2. Совершенствование механизма реализации активного избирательного права
2.1. Электоральное образование в Австралийском Союзе: понятие, сущность и содержание

Основная группа проблем реализации активного избирательного права обусловлена низкой электоральной культурой граждан. Воспитание личности предполагает в первую очередь получение определенного набора правовых знаний.

Существует прямая связь между демократией и электоральной культурой избирателей. Электоральное образование состоит из образовательных программ, направленных на освоение гражданами конституционных прав и обязанностей в сфере законодательства о выборах, основных начал избирательного права и процесса.

В Австралийском Союзе используются следующие образовательные мероприятия, которые предназначены для всех участников избирательного процесса:



  1. Повышение квалификации членов Избирательных комиссий всех уровней.

  2. Организация учебы и проведение цикла семинаров для членов территориальных и участковых комиссий по проблемам организации и проведения выборов и референдумов.

  3. Создание и развитие системы информационного обмена в области правовой культуры участников избирательного процесса.

  4. Повышение правовой культуры представителей политических общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей.

  5. Работа по повышению правовой культуры избирателей.

Электоральное образование состоит из образовательных программ, направленных на освоение гражданами конституционных прав и обязанностей в сфере законодательства о выборах, основных начал избирательного права и процесса.

Электоральное образование включает в себя «сравнение основных понятий избирательного права, информирование о процедурах голосования и стадиях избирательного процесса, в том числе о таких понятиях, как:

• права и обязанности избирателей;

• взаимозависимость между выборами и демократией;

• использование избирательной системы для распределения мест в парламенте;



тайна голосования;

всеобщее избирательное право;

решающее значение каждого голоса;

• условия, необходимые для проведения демократических подлинных выборов»1.

Закон о выборах в Австралии в разделе 7 (1) (с) продекларировал, что необходимо «повышать осведомленность общественности относительно избирательных и парламентских вопросов путем проведения образовательных и информационных программ»2. Например, избирательное законодательство пятого континента требует, чтобы Избирательная комиссия способствовала повышению уровня осведомленности общественности об электоральных процессах и действиях парламента путем реализации специальных образовательных программ».

Избирательные комиссии всех уровней, доводят информацию до избирателей посредством рекламных кампаний на телевидении, радио, а также публикуя материалы в газетах и Интернете. В период избирательной кампании информирование избирателей является наиболее интенсивным.

Можно с уверенностью констатировать, что предпринимаемые Избирательной комиссией Австралии и избирательными комиссиями штатов меры в области электорального образования улучшают понимание избирательных процессов австралийцами, имеющими право на участие в выборах.
2.2 Развитие электоральной правовой культуры молодежи Австралийского Союза как важнейший элемент формирования общей системы гарантий избирательных прав граждан

Образовательная деятельность в области избирательного законодательства, осуществляемая Избирательной комиссией Австралии, включает в себя:



  • последовательное повышение уровня правовой культуры избирателей, организаторов выборов;

  • создание единой системы правового просвещения и обучения, основанной на индивидуальном подходе, позволяющей поднять уровень доверия избирателей к институту выборов;

  • формирование у граждан современных демократических представлений об избирательном праве и избирательном законодательстве;

  • формирование гражданской ответственности у молодежи;

  • обеспечение активного и осознанного участия избирателей в выборах;

  • программу посещения государственных музеев, органов и иных учреждений, формирующих представление о представительных органах власти, которая проходит под руководством Национального Центра. В период с 2009 по 2010 год Национальным Центром было проведено около 1580 программ, в которых приняли участие более чем 60 000 учеников школ и 20 000 членов различных групп населения1.

Большинство из вышеперечисленных мер активно реализуются и внедряются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Избирательными комиссиями субъектов. Но, тем не менее, наша страна с той же периодичностью, с которой проходят выборы, сталкивается с низкой явкой лиц имеющих право голосовать на избирательные участки.

По мнению ряда исследователей, в связи с тем, что достаточно многочисленную группу избирателей составляют лица от 18 до 30 лет, причина кроется в их недостаточной заинтересованности, которая основывается на политической безграмотности.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 2011 г. и Президента Российской Федерации 2012 г. показывают необходимость глубинных объяснений многих сторон политической активности молодежи. Ведь даже при реальной численности возрастных когорт молодых и пожилых избирателей, удельный вес «активных» голосов будет различным по своему качеству, ибо первые будут обеспечивать условия жизни вторых, а не наоборот. Отсюда интерес к политическим ориентациям молодежи — как к тем, кто принимает участие в развитии страны, как к тем, кто наследует степень развития общества, как к тем, которые будут жить в Великой Державе. Именно эта возрастная группа людей представляет собой социально активную часть населения. Она наследует степень развития общества и поэтому вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более значимыми на сегодняшний день. Необходимость выработки мер по преодолению пассивности аполитичности граждан сегодня очевидна, ведь от итогов выборов, в конечном счете, зависит курс развития страны.

Представляется, что вопрос воспитания электоральной правовой культуры составляет важнейший элемент формирования общей системы гарантий избирательных прав граждан. Кроме того, правовая культура и правосознание в целом создают каркас и предпосылки становления и развития институтов выборной демократии.

Специалисты Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (РЦИОТ при ЦИК России) считают, что «повышение активности молодежи требует ее систематического политического воспитания, начиная со школьной скамьи, и продолжая в студенческие годы»1.

На наш взгляд, здесь также заслуживает внимания опыт Австралийского Союза, где в целях повышения правовой культуры молодых специалистов изучается в рамках программы высшего образования, учебные дисциплины под названиями «Основы права» и «Основы гражданственности». Данные предметы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса.

Отчасти именно поэтому у австралийских избирателей воспитана устойчивая заинтересованность в результатах выборов, развито внимание к правовым формам реализации избирательных прав. Граждане Зеленого континента имеют активную избирательную позицию и осознанно участвуют в выборах. Большая часть лиц имеющих право голосовать имеет достаточно высокий уровень правосознания, политической грамотности и правовой культуры.

Учебные мероприятия направлены на изучение избирательной системы Австралии. Каждая сессия заканчивается игрой, имитирующей выборы, в которой все присутствующие исполняют роли избирателей и кандидатов.

Региональные и территориальные избирательные комиссии также участвуют в повышении электоральной культуры граждан, создают программы, способствующие улучшению образования в области избирательного законодательства будущих избирателей, которые включают:


  • интерактивные сетевые образовательные презентации и мультипликации;

  • мультимедийные пособия.

Инициативы в области электорального образования, основаны на ряде ключевых принципов образовательного права Австралии:

  • принцип универсальности, который заключается в том, что учебный материал должен быть изложен в максимально доступной для студентов форме, излагаемая правовая информация должна быть легко усвояемой;

  • принцип повышения уровня гражданского самосознания, образовательные программы должны создать у избирателей чувство ответственности за принимаемый выбор и развить понимание важности демократических процедур;

  • принцип гибкости системы образования проявляющийся в том, что программы могут быть адаптированы к различным интересам студентов.

  • принцип дозированности, содержащийся в том, что правовые сообщения должны подаваться постепенно, небольшими «порциями», что способствует более легкому усвоению полученных знаний, препятствует перегружению памяти новой информацией.

Согласно статистике, молодежь менее охотно участвует в выборах, чем старшее поколение. Низкий уровень избирательной активности молодого поколения может являться показателем устойчивых представлений относительно политических процессов, как то, что политика далека от жизни молодежи и что она не оказывает значимого влияния на политическую жизнь общества в целом1. Тем не менее, более широкие стратегии (такие как механизмы повышения уровня гражданского самосознания), могут привести к решению этих проблем, а электоральное образование сможет сыграть существенную роль в повышении уровня избирательной активности среди молодежи2.

На саммите организованном при участии Избирательной комиссии, под названием «Оустрэлиа 2020 Юф Симмит Комьюнике» (Australia 2020 Youth Summit Communiqué) было отмечено положительное влияние проводимых мероприятий на правосознание школьников:



  • периодичное повышение квалификации преподавателей;

  • создание программы, субсидирующей расходы школ на длительные поездки (более чем 150 километров) в Канберру, проводимых в рамках дисциплины «Права и обязанности граждан (Основы гражданственности)»;

  • общение со студентами на форумах, посредством новейших средств коммуникации (электронной почты, социальных сетей);

  • создание более эффективных и доступных в изложении источников, учебников, брошюр, учебно-методических пособий для молодого поколения, федеральными и региональными «органами просвещения», и иными учреждениями, отвечающих за профессиональное образование3.

Эффективной формой привлечения молодежи к участию в управлении государством стала организация молодежного самоуправления. Молодежное парламентское движение является инструментом развития институтов гражданского общества и может служить в последующем кадровым пополнением за счет молодого поколения как общественно-политических организаций, так и институтов власти.

Работа по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, повышение их интереса к выборам, объяснению необходимости важности их участия в общественно-политической жизни является приоритетным направлением в деятельности Министерства по образованию и Избирательной комиссии Австралии. Конечным результатом мероприятий является повышение активности участия молодежи в выборах.

Изучив и сопоставив опыт повышения уровня правового сознания посредством образовательных программ в Австралии, автор пришел к выводу, что введение в программу обучения высших учебных заведений Российской Федерации отдельной дисциплины «Правоведение» положительно повлияло на правосознание молодых специалистов, и, в конечном счете, развило предпосылки для создания подлинно демократического правового государства. Теоретическая и практическая значимость этого курса, подтверждается результатом его апробации: автор, читая курс лекций по правоведению в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) и Российском государственном гидрометеорологическом университете (РГГМУ) выявил, что студенты, имеющие право голосовать, не знают своих политических прав, не представляют механизма выборов и порядок голосования. Уделив должное внимание в рамках темы «Особенности конституционного права России» вопросу электорального права и процесса, было отмечено, что после знакомства с основами избирательной системы студенты будут ходить на выборы. И это главным образом подтверждает, что внедрение правовых дисциплин достаточно эффективно служит целям борьбы с политическим абсентеизмом среди молодежи, повышению правовой культуры и воспитанию сознательности, самостоятельности в принятии политических решений, стимулированию к определению судьбы своей страны, и, по крайней мере, способствует развитию у молодежи активной жизненной позиции.
§ 3. Медиавоздействие на группы избирателей как способ борьбы с политическим абсентеизмом

Средства массовой информации, концентрируя в своей деятельности идеологический ресурс как австралийского государства в целом, так и активных носителей культуры, способствуют развитию гражданского общества и стабильности государства. Любое политическое сообщение, поступающее из печатных или аудиовизуальных СМИ в период предвыборной агитации, несет в себе электоральные ориентации и ценностные установки, которые укрепляются в сознании избирателей: люди подвержены внушению, легко откликаются на всевозможные политические идеи. Массовые коммуникации оказывают воздействие не только на заинтересованность граждан в политической жизни государства и участие в ней, но и на проведение и даже исход выборов. Предвыборные кампании проводятся с учётом изложенных выше факторов.

При описании детерминант медиавоздействия в электоральный период мы будем исходить из деления электората на группы: активную и пассивную (неуверенную).

Активные избиратели – это граждане, которые следят за экономической обстановкой в стране, обладают высоким социальным статусом, участвуют в политической жизни. Отношение данной группы избирателей к политике очевидно: они заинтересованы в информационных сообщениях, как новостных, так и рекламных, и это внимание заложено в них.

На политические предпочтения активной категории граждан информация, получаемая через СМИ, оказывает незначительное влияние. У этой электоральной группы имеются чётко сформированные взгляды на политику, они предпочитают использовать «эталонные СМИ», агитационные материалы в предвыборный период практически не преподносят нечто качественно новое, что бы убедило их в иных политических убеждениях. На данный момент в Австралии активных избирателей можно разделить на две подгруппы: это правые (голосующие за кандидатов от Либерального политического объединения) и левые (отдающие свои голоса Лейбористской и Национальной партиям). Многие исследователи в настоящее время полагают, и не без оснований, что те избиратели, которые голосуют за «левых», лучше осведомлены в политических вопросах, чем сторонники правых1.

Такая тенденция к либерализму обусловливается многими факторами, не последний из которых – образование. Люди с высшим образованием стремятся к большей либерализации взглядов. Само собой разумеется, что высокообразованный гражданин, регулярно просматривающий политические новости, будет более осведомлён в вопросах государственного строительства, нежели избиратель, который не обладает подобными характеристиками и, следовательно, имеет гораздо меньше причин интересоваться ходом избирательной кампании. Политические эксперты и исследователи называют таких потенциальных избирателей «неуверенными» или «пассивными».

Неуверенные избиратели – это граждане, владеющие базовыми знаниями об основах государственного строительства, недостаточными для формирования определённых партийных убеждений и взглядов, не имеющие чёткого представления о реальной политической ситуации в стране. К их числу можно отнести молодых избирателей, лиц без высшего образования, граждан с небольшим доходом, коренных жителей Австралии и лиц без определенного места жительства.

Медиавоздействие на группы избирателей в период проведения избирательной кампании мы будем рассматривать сквозь призму реализации СМИ:



  1. Репродуктивной функции (отображение политики через прессу, телевидение и радио).

  2. Продуктивной функции (привлечение внимания избирателей к политике).

Изучая первый вопрос, следует обозначить, что на участие гражданина в политической жизни влияет как его личный и общественный статус, так и использование им различных печатных и аудиовизуальных средств информации. При этом важно учитывать, что действие электоральных сообщений также связано с их содержательными характеристиками, разными каналами и форматами, посредством которых они передаются.

Существует устойчивое мнение, что некоторые форматы средств массовой коммуникации справляются с передачей политической информации лучше других. Так, например, печатные издания уже давно считаются лучшим источником политических новостей для активной группы избирателей1.

Читатели газет большого формата не только больше всех знают о политических реалиях, но и придерживаются взглядов той или иной партии, вследствие ангажированности медиахолдингов со стороны политических субъектов. Печатное издание «Острэлиэн» (Australian), принадлежащее корпорации «Ньюс Корпорэйшн» (News Corporation), неоднократно обвинялось в лоббировании интересов Лейбористской партии, газета – «Файнэншл Ривью» (Financial Review), издаваемая «Джон Фэйафакс Холдингс» (John Fairfax Holdings Ltd) - идей Либеральной.

У телевизионной аудитории отсутствуют четко сформированные электоральные взгляды. Однако телезрители, отдающие предпочтение бесплатным каналам – «Эй-Би-Си» (ABC) и «Эс-Би-Эс» (SBS) – голосуют большой частью за кандидатов от Лейбористской партии, тогда как коммерческие каналы смотрят сторонники Либеральной.

Такие данные привели к тому, что на ранних этапах изучений, телевидение в каком-то смысле демонизировалось, его обвиняли в иррациональности и субъективности. Критики отмечали, что аудиовизуальный формат СМИ, по сравнению с газетами, использует гораздо меньше площади для политических новостей, давая аудитории лишь общую информацию, зачастую воспринимаемую неправильно; телезритель не мог контролировать скорость, с которой он воспринимает и обрабатывает сообщения. Однако с наступлением XXI века эти аргументы отпали, поскольку возникли как различные методы расширения эфирного времени для подробных новостных обзоров (например, 24-часовые новостные каналы), так и цифровые записывающие устройства. Более того, у многих каналов появились собственные веб-сайты на просторах Всемирной сети, примером тому могут служить «Вэ Нэшенл Таймс» (Тhe National Times), «Вэ Драм» (The Drum) и «Вэ Панч» (The Punch). Эти медиатрансформации помогли зрителям лучше воспринимать телевизионную информацию.

Поздние исследования1 показали, что телевидение не только не хуже газет доносит информацию до избирателей, но и обладает определёнными преимуществами перед другими СМИ. Так, аудиовизуальному формату СМИ легче добраться до сознания людей, не заинтересованных в политике, а также до тех, кому политическая информация менее доступна вследствие отсутствия базовых знаний, то есть группы неуверенных избирателей.


По всей видимости, это происходит потому, что телевидение использует разные каналы восприятия, учитывая особенности переработки информации, и воздействует на визуалов, аудиалов и дигиталов: если агитация по радио заставляет аудиторию воспринимать информацию на слух, а газеты требуют прочтения и вдумчивого осмысления данных, то телевидение апеллирует к зрительному и слуховому восприятию одновременно. При этом избиратели видят не просто текст, а некий видеоряд, позволяющий придать ещё большую наглядность излагаемому материалу.

Завершая изучение, реализации СМИ репродуктивной функции надо сказать, что агитационные теле- и радиотрансляции, а также печатные издания с видимой объективностью повышают осведомлённость избирателей о партиях, политических фигурах и государственных проблемах. В наши дни, медиаисточники описываются как «основные площадки, привилегированная сцена политики»1.

Переходя к исследованию продуктивной функции СМИ, мы выделим психологические основы воздействия журналистов на общественное и электоральное мнение, раскроем факторы, оказывающие непосредственное влияние на процесс создания и усвоения политических сообщений.

На основании детального изучения, можно сделать вывод, что вся предвыборная кампания строится практически на привлечении пассивных избирателей, поскольку такие граждане не только составляют основную часть избирательного корпуса, но и легче всего поддаются влиянию агитационных мероприятий. Как уже было отмечено, данное явление политической жизни существует потому, что партийные убеждения этой электоральной массы не сформированы, и информационное давление со стороны СМИ, может оказать значительное влияние на их предпочтения. В связи с этим предвыборные кампании в Австралии разворачиваются весьма масштабно, заполняя электоральными сообщениями значительную часть рекламных площадей и эфирного времени. Это делается для того, чтобы точно достичь внимания той аудитории, которая складывает свои убеждения, исходя из обрывочной информации и непроверенных данных.

Политические сообщения в электоральный период занимают эфирное время в аудиовизуальных СМИ и печатную площадь в прессе, цель журналистов состоит в развитии интереса целевой аудитории к институту выборов, в концентрации их внимания на политике. Такие изменения в целом благотворно влияют на развитие демократического строя, поскольку неуверенных избирателей становится меньше, а значит, возрастает партийная приверженность.

СМИ вносят значительный вклад в социализацию неуверенных избирателей, облегчая задачу внедрения их в политическую жизнь страны. Основной фактор, который необходимо учитывать: представления пассивных избирателей о политике основаны, по большей части, на предрассудках, которые мешают им объективно судить о реальной ситуации в стране и в мире. Поэтому когда неуверенный избиратель читает, слушает или смотрит новости, он, являясь своего рода чистым листом, впитывает любую входящую медиативную информацию, каждый раз делая новые выводы из увиденного или услышанного.

С целью привлечения внимания аудитории к электоральным сообщениям журналисты в предвыборный период больше рассказывают о политических событиях. Для воздействия на неуверенных избирателей применяются различные способы, в том числе представление «легких» новостей.

Период предвыборной кампании в Австралии подчиняется определенным стратегиям раскрытия и следует правилам повествования. Политолог Салли Янг утверждает, что такой подход часто применяется к описанию избирательной кампании, который имеет «конфликт, кульминацию и развязку»1.

Таким образом, важнейшими элементами повествования являются:

- назначение выборов и объявление начала избирательной кампании;

- выдвижение кандидатов;

- день голосования;

- подсчет поданных бюллетеней;

-подведение итогов голосования, трансляция речей лидеров победивших и проигравших партий.

Данная формула повествования выдержала проверку временем, несмотря на то, что изменились некоторые детали и способы подачи материала - она остается прежней и служит фундаментом освещения избирательных кампаний в СМИ во многих странах по всему миру.

Важным элементом предвыборного медиапродукта является визуальная репрезентация. Как известно, люди запоминают картинки, впечатления и эмоции гораздо лучше, чем слова. Лидеров крупнейших партий Австралии не только показывают во всех репортажах о выборах – их фотографии служат для визуализации самой темы предвыборной гонки. Возможно, самым известным образом политика стала фотография, появившаяся за неделю до выборов премьер-министра Австралии в 2010 году, когда кандидат от Лейбористской партии Джулия Гиллард и лидер коалиции Тони Эбботт встретились на теледебатах. Основная дискуссия между лидирующими кандидатами развернулась вокруг уровня налогов. В ходе диспута лицо Джулии Гиллард «зловеще исказилось от возмущения» - как позже написали в прессе. На следующий день фотография попала на первые полосы и впоследствии о «судьбоносности» этого образа слагались легенды. Хотя значение снимка было переоценено, в нем, безусловно, воплотились сомнения избирателей в отношении кандидатуры Гиллард, рейтинг которой понизился на 7 позиций, Эбботт получил дополнительные голоса избирателей.

Главное место в новостях на последних выборах уделялось опросам общественного мнения, оценке действий партийных лидеров, тактике их предвыборной кампании, а также шансам на победу того или иного кандидата. Ведь социологические данные для австралийских журналистов – это своеобразное «псевдособытие», на основе которого можно написать эксклюзивный материал. Данная тенденция в Австралии родилась в 40-е годы, а наибольшую популярность приобрела в 60-е.

Опубликование результатов общественного мнения средствами массовой информации является не только отражением точек зрения людей, но и может сформировать электоральные предпочтения неопределившейся части избирателей. Именно в виду данного обстоятельства, Австралийский Союз, наряду с другими странами с демократическим режимом, законодательно урегулировал вопрос освещения выборов в СМИ: «правило трех дней» содержит попытку контроля над освещением избирательных кампаний.

Несмотря на то, что мониторинг массового мнения – это весьма дорогостоящее мероприятие, затраты на его проведение всё равно экономически оправданы, так как помогают поднять продажи газет, повысить рейтинги телепередач. С начала XXI века, когда политики стали определять основное содержание новостей, и у репортёров не было возможности найти «лакомый» материал посредством журналистских расследований, подобные «псевдособытия» могли стать отправной точкой для нового сообщения. Кроме того, метафора «политических скачек» требовала постоянного подсчёта очков, а опросы общественного мнения позволяли не только узнать текущую расстановку политических сил, но и посвятить отдельную статью интерпретации полученных данных1.

К 2010 году СМИ, в основном, разочаровались в отрепетированном стиле проведения предвыборных кампаний, но, тем не менее, пользовались им.

Стратегию информационного воздействия на общественное мнение посредством политических «псевдособытий», также можно рассматривать с позиции раскрытия следующих категорий:

1. Разделения электората на 2 группы:


        • активные избиратели,

        • пассивные (неуверенные) избиратели.

2. Проведения опросов общественного мнения.

3. Управления коммуникационными процессами с учетом данных факторов.

Несмотря на важность представления «легких новостей», все же главное влияние на политику массмедиа осуществляют через информационный процесс.

Известный политический репортер Лори Оукс сказал, что журналисты должны обладать следующими данными:



«приверженность к точности, усидчивость в том, чтобы разобрать фактические данные, способность грамотно излагать материал, чтобы правильно донести информацию до целевой аудитории СМИ о, политике, действиях (бездействиях) правительства, партиях. И, потому что мы, в некотором смысле, являемся «сторожевым псом» всей существующей системы государственности, мы ответственны за существующий миропорядок, у нас – журналистов должно быть кредо беспристрастности. Мы, обязаны представлять события объективно1.

В своих трудах политолог Линда Кейд, подчеркивает, что СМИ могут оказывать влияние на публичную поддержку какой-либо стороны как раз благодаря своей нейтральности – они рассматривают кандидатов с позиции наблюдателя, «сторожевого пса», чтобы затем завуалировано вынести вердикт относительно того, какая сторона заслуживает поддержки граждан2.

Как известно, журналистика должна быть объективной, но не всегда бывает таковой в полной мере, вследствие чего в информационных сообщениях появляются авторские ремарки, несущие в себе, явно или в подтексте, субъективный смысл, личную точку зрения. В силу таких замечаний появляются и разночтения внутри аудитории.

Политическое и общественное влияние средств массовой информации на электоральный процесс в демократическом государстве сводится к трем уровням:



  • влияние на осведомлённость граждан;

  • влияние на общественную оценку кандидатов и партий;

  • влияние на участие граждан в самой политической системе и отношение к ней.

Ж. Бламлер и Д. МкКвэйл сделали вывод о том, что электоральные передачи имеют слишком большое воздействие; данные трансляции могут, как создать баланс в политическом освещении, так и вызвать негативное отношение зрителей к избирательной кампании. Они предлагали «небольшими частями» транслировать политические сообщения и побуждать журналистов делать более смелые и многообещающие программы3.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что успешной избирательной кампанией сможет стать та, которая эффективно распределит ресурсы для привлечения максимального количества сторонников из разных групп, а также грамотно наладит сотрудничество с представителями СМИ.

СМИ также играют важную роль в предвыборной гонке за счет того, что они являются средством коммуникации партий и электората, средством отнюдь не беспристрастным. Несомненно, сами партии в ходе кампании чаще обращаются к тем вопросам, которые позволят им представить себя в выгодном свете. Однако при составлении повестки дня массмедиа делают акцент на одних темах и событиях, и оставляют в тени другие. Причем намерения политиков и СМИ могут не совпадать, что приводит к неблагоприятному положению одних партий по отношению к другим. Тем самым, массовые коммуникации исполняют роль ориентира в момент принятия решения избирателем, выполняя просветительскую функцию.

Считаем, что увеличение эмпирических изучений, затрагивающих электоральные аттитюды, позволит установить предпочтения лиц, обладающих активным избирательным правом, что скажется положительно на общем процессе информационной и рекламной деятельности в политических кампаниях.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избирательная кампания является проверкой демократичности всей политической структуры и его механизмов. Гражданское общество способно развиваться только посредством легитимных выборов, формирующих представительные органы власти. Для того чтобы сделать осознанный выбор во время всеобщего голосования, избирателю необходимо иметь чёткое представление о том, кого он выбирает. А для этого, в свою очередь, ему нужен доступ к полным и объективным данным о партиях или кандидатах, участвующих в электоральном процессе. Избиратели получают такую информацию посредством медиативных и образовательных программ. Исходя из этого, деятельность избирательных комиссий, представителей средств массовой информации расценивается как важнейший фактор реализации базовых императивных требований международного права: принципов свободы дискуссии на политическую тематику и формирования института представительной демократии посредством всеобщих, равных, прямых, тайных, справедливых, подлинных, обязательных, альтернативных выборов.

Абсентеизм является индикатором общественного настроения и уровня доверия к политической системе. В нем находят выражение политическая апатия и отсутствие всякого интереса к выборам одних граждан и своеобразный протест других.

В ходе работы была выполнена основная цель, поставленная автором: выявить недостатки и достоинства образовательных и медиативных программ, направленных на преодоление политического абсентеизма, используемых в Австралийском Союзе.

Центральные направления синтеза исследования следует разделить на 3 типа. Первый – обобщение практики Австралии; второй - установление способов совершенствования австралийской модели; третий - определение проблем в российских реалиях, условий и объема заимствования в контексте модернизации отечественных коммуникативных реалий.

I. На основании проведенного анализа и при обобщении опыта по преодолению политического абсентеизма в Австралии, мы пришли к выводу, что в стране проходят следующие мероприятия:



  1. Повышение квалификации членов Избирательных комиссий всех уровней.

  2. Организация учебы и проведение цикла семинаров для членов территориальных и участковых комиссий по проблемам организации и проведения выборов и референдумов.

  3. Создание и развитие системы информационного обмена в области правовой культуры участников избирательного процесса.

  4. Регулярное обобщение практики рассмотрения избирательных споров, обращений граждан и своевременное доведение результатов полученных данных до сведения участников избирательного процесса.

  5. Повышение правовой культуры представителей политических общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц.

  6. Работа по повышению правового сознания и правовой культуры избирателей.

    1. При изучении второго направления следует отметить, что австралийская модель правовой и медиативной среды имеет свои изъяны.

Во-первых, необходимо законодательно закрепить такие категории, как «достоверность» и «правдивость» электоральных сообщений, права журналистов на конфиденциальность своих источников в случае, если их раскрытия требует суд1.

Во-вторых, существует потребность децентрализировать медиахолдинги, ибо концентрация управления массовыми коммуникациями в Австралии может подвести страну к опасному положению - «информационному произволу». При подобных обстоятельствах сомнения населения относительно достоверности и объективности информации, предоставляемой монополиями, будут постепенно расти, а в конечном итоге это приведёт к полному падению доверия граждан к СМИ, следовательно - и к власти, поскольку лишь средства массовой информации являются посредниками между гражданами и правительством. Монополия на истину может постепенно привести к уничтожению политической конкуренции, плюрализма и свободы слова.



    1. Для определения условий совершенствования российской модели имеет смысл выделить существующие проблемы, обозначить пути их устранения:

    1. Недостаток законодательной базы, порождающий двусмысленность толкования понятий, отсутствие кодифицированного нормативного правового акта.

Реформацию правовой базы необходимо начать с систематизации дефиниций в контексте усиления деления норм на общие и специальные в иерархии нормативных актов, регулирующих вопрос производства и распространения предвыборной рекламы.

Исходя из общности регулируемых отношений, необходимо привлечь внимание ученых к вопросу кодификации норм.



    1. Толерантность, под которой мы подразумеваем уважительные и терпимые взаимоотношения между кандидатами, участвующими в предвыборной гонке, выражающиеся в минимизации агрессивной электоральной стратегии. Данный процесс возможно нивелировать: во-первых, путем создания саморегулируемых организаций; во-вторых, наложением санкций на виновных субъектов.

    2. Равного освещения деятельности политиков на различных форматах СМИ.

Путь к решению вышеперечисленных проблем лежит в повышении электоральной культуры граждан и всех участников избирательной кампании. Необходимо последовательно решать основополагающую проблему реализации активного избирательного права, обусловленную низким правосознанием граждан.

Повышение правовой культуры избирателей, от уровня которых во многом зависят характер, ход и итоги избирательных мероприятий, подразумевает в первую очередь необходимость формирования у граждан Российской Федерации осознанного выбора в электоральный период. Эта цель достигается в результате общего просвещения населения посредством введения в рамках программ среднего и высшего образования, учебных дисциплин «Обществознание», «Правоведение», определяющих инвариантную (обязательную) часть учебного курса, печатных и аудиовизуальных СМИ. Предпринимаемые меры благотворно влияют на политическую активность российских граждан.

Обеспечение соблюдения плюрализма мнений, свободы дискуссий на политическую тематику возможно только путем эволюции, совершенствования существующих российских правовых и медиареалий, внедрением новых, более демократичных и уже опробованных процедур информационного сообщения.

Итак, полученные в ходе анализа и обобщения выводы органично выстроились по основным направлениям развития общественных отношений, поэтому найдут свое применение при совершенствовании практики формирования электоральных ориентаций, предпочтений.



1 Centre for Civic Education. CIVITAS: National Standards for Civics and Government. Calabasas: Centre for Civic Education, 2009. Р. 8.

2 The Electoral Act, 1863 / Melbourne : John Ferres, Govt. Printer, 1863, p. 3.

1 Australian Electoral Commission. URL: http://www.aec.gov.au/Education/services/School_Com_Visits.htm (дата обращения: 09.10.2012).

1 Российский центр обучения избирательным технологиям. Молодежь и выборы - опыт России (проблемы участия, развития правовой культуры, развития гражданского общества) // Вестник ЦИК РФ. 2004. № 13. C. 106.

1 Horsley M., Costley D. Young people imagining a new democracy: young people’s voices focus groups report / Whitlam Institute. 2008. Р. 36.

2 MCEETYA, National Assessment Program – Civics and Citizenship Years 6 and 10 Report 2007. Р. 37.

3 Putting the politics back into Politics: young people and democracy in Australia / Whitlam Institute // Discussion Paper. January 2011. Р. 8.

1 Tranter B. Political knowledge and its partisan consequences / B. Tranter // Australian Journal of Political Science. 42(1), 2007. Р. 86.

1 Habermas J. The public sphere: an encyclopedia article / J. Habermas // New Critique 3. 1974. РP. 49-55; RMR (Roy Morgan Research) Press release: Australians still spend more time with TV than the internet // Roy Morgan Online. URL: www.roymorgan.com/news/press- releases/2009/853/ (дата обращения: 05.02.2010).

1 Young S. How Australia decides. Election reporting and the media. Melbourne: Cambridge University Press. 2011; Young S. Disclosure, accountability and the role of the media // Electoral democracy: Australian prospects / J. Tham, G. Orr, B. Costar. Melbourne: Melbourne University Publishing. 2008.

1 Dahlgren P. Media and Political Engagement. London. Cambridge University Press. 2009. P. 35.

1 Young S. How Australia decides. Election reporting and the media / S. Young. Cambridge University Press. 2011. P. 173.

1Young S. How Australia decides. Election reporting and the media. Melbourne: Cambridge University Press. 2011. Р. 187.

1 Цитата из передачи: ABC Radio National, Background Briefing, 15 August 1999.

2 Kaid L.L., Haynes K. The political commercial archive: a catalog and guide to the collection. Norman, OK. Political Communication Center. 1991; Kaid L.L., Holtz-Bacha C. Political advertising in Western Democracies: parties and candidates on television. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1995.

3 Blumler J. G., McQuail D. Television in politics. London: Faber & Faber. 1968. 379 р.

1 Sawer M., Abjorensen N., Larkin P. Australia: the state of democracy / M. Sawer, N. Abjorensen, P. Larkin. Sydney: The Federation Press. 2009. Р. 211.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал