О некоторых аспектах развития железнодорожного транспорта на пространстве СНГ



Скачать 386.53 Kb.
страница1/2
Дата16.06.2018
Размер386.53 Kb.
  1   2


Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О некоторых аспектах развития

железнодорожного транспорта на пространстве СНГ

(информационно-аналитический материал)

Москва, 2016 год
Оглавление


Введение

3

I. Развитие железнодорожного транспорта: исторический экскурс

4

II. Роль Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ в развитии железнодорожного транспорта на евразийском пространстве

6

III. Институциональные основы регулирования функционирования железнодорожного транспорта в СНГ

9

IV. Стратегическое видение развития железнодорожного транспорта

13

V. Железнодорожный сегмент международных транспортных коридоров СНГ. Железнодорожная составляющая проекта «Великий шелковый путь»

16

VI. Согласованная Тарифная политика как инструмент обеспечения устойчивого развития железнодорожного транспорта в Содружестве

23

VII.  Создание Совета по рынку железнодорожного транспорта в России как предпосылка совершенствования международного перевозочного процесса

28

Заключение

33

Введение

В истории развития Содружества Независимых Государств роль железнодорожного транспорта трудно переоценить.

Пространство 1520 – наиболее интегрированный железнодорожный комплекс в мире, который играет ключевую роль в социально-экономическом развитии государств – участников СНГ, обеспечивает устойчивые транспортно-экономические связи государств – участников СНГ между собой и с третьими странами, а также в транзитном сообщении.

Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ, в частности высокую грузоподъемность, надежность, сравнительно высокую скорость. По железным дорогам перевозят различные грузы, но в основном – массовые, такие как сырье и сельскохозяйственная продукция. Железнодорожный транспорт часто является составляющей интермодальных и мультимодальных перевозок грузов.

В настоящее время железнодорожный транспорт СНГ представляет собой фактически единую транспортную систему. Это мощная и высокоорганизованная сеть железных дорог, позволяющая обеспечивать внутрирегиональное транспортное сообщение, а также продвижение товаров на внутренние и мировые рынки.

Начиная с последнего десятилетия XX века железнодорожный транспорт государств – участников СНГ получил новое направление развития – формирование системы скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до 300 км/ч. Такие железные дороги становятся серьезными конкурентами воздушного транспорта на небольших расстояниях.

В представленном материале изложены основные элементы развития железнодорожного транспорта на пространстве СНГ, его нормативно-правовое регулирование в рамках Содружества, описаны особенности его функционирования в современной экономической ситуации.

I. Развитие железнодорожного транспорта: исторический экскурс

Первая полноценная рельсовая дорога с паровой тягой была построена в 1832 году на Нижне-Тагильском металлургическом заводе Демидовых (Е.А. Черепановым и М.Е. Черепановым) и имела ширину колеи 1645 мм. Длина этой первой русской железной дороги с паровой тягой составляла сначала 854 м, а затем была удлинена до 1 км.

Позже, в 1837 году, была построена железная дорога Петербург – Царское Село (г. Пушкин) протяженностью 27 км. Ширина колеи составляла 1829 мм, что определялось необходимостью перевозки громоздких грузов, в том числе и карет. Почти все полотно дороги было расположено на насыпи.  Царскосельская дорога стала опытным полигоном транспортного строительства. В 1841 году на ней проводились исследования с целью установить значение коэффициента сцепления колес паровоза с рельсами, что требовалось при проектировании новых магистралей.

Большим шагом вперед в развитии железнодорожного дела, явилось строительство в 1842–1851 годах линии Петербург – Москва протяженностью 651 км. Ширина колеи составляла 1524 мм. По мнению российских инженеров (в частности П.П. Мельникова), такой размер колеи был более оптимален для скорости и устойчивости подвижного состава. Кроме того, он обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза и увеличение объема котла и, как следствие, увеличение объема и массы перевозимого груза.

В 1850-е – начале 1870-х годов развитие железнодорожного транспорта получило новый виток, связанный с необходимостью формирования единой железнодорожной сети Российской империи. В частности, была создана первая разветвленная железнодорожная сеть европейской России с центром в Москве. К 1876 году в России насчитывалось 53 железные дороги.

В 1880-х годах вопрос железнодорожного строительства являлся одним из самых острых. В конце XIX века – первом десятилетии XX века бросалась в глаза крайняя неравномерность сети даже в пределах европейской России. Ее густота резко понижалась к востоку.

В советское время государство уделяло железнодорожному транспорту огромное внимание, признавая его определяющее значение для развития экономики. Индустриализация страны потребовала увеличения провозных и пропускных способностей железнодорожных линий для освоения бурного роста грузовых и пассажирских перевозок. К концу 1940 года сеть железных дорог Советского Союза увеличилась по сравнению с дореволюционным периодом в 1,5 раза и составила 106,1 тыс. км.

С первых дней Великой Отечественной войны железные дороги выдерживали огромную нагрузку. В сжатые сроки они выполнили небывалый объем перевозок по перебазированию промышленности и эвакуации населения в восточные районы страны. За четыре года войны железнодорожному транспорту страны был причинен огромный материальный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км линий, 13 тыс. мостов, 4 100 станций, 317 локомотивных депо.

Однако уже в первую послевоенную пятилетку железнодорожный транспорт был полностью восстановлен. В локомотивном хозяйстве была полностью ликвидирована паровозная тяга, и весь железнодорожный транспорт переведен на прогрессивные виды тяги – электровозную и тепловозную. Сеть дорог была поделена на 10 округов, в которые входили группы дорог, обслуживающих крупные экономические районы страны. Укрупнение дорог и отделений позволило комплексно развивать различные сегменты железнодорожного транспорта, достигать большего экономического эффекта в организации эксплуатационной работы, лучше использовать преимущества электрической и тепловозной тяги, эффективнее руководить многоотраслевым хозяйством.

В этот же период шло интенсивное строительство новых линий и усиление существующих. Проводилось укрупнение железных дорог. Так, в 1950 году железнодорожная сеть состояла из 56 железных дорог; 1960 году их стало 35; к концу 80-х годов сеть состояла из 32 дорог. К 1990 году протяженность сети железных дорог Советского Союза превысила 148 тыс. км. Сеть по-прежнему включала 32 железные дороги.

Распад Советского Союза, безусловно, повлиял на дальнейшее развитие железнодорожного транспорта. В значительной мере пострадало техническое обеспечение железнодорожного транспорта. Заводы изготовители, производственные мощности, ремонтные заводы и депо оказались в разных государствах.

Для координации организационных, управленческих, тарифных, технологических процессов функционирования железнодорожного транспорта с января 1992 года в СНГ действует Совет по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ.


IIРоль Совета по железнодорожному транспорту государств участников СНГ в развитии железнодорожного транспорта на постсоветском пространстве

14 февраля 1992 года в г. Минске главами правительств государств – участников СНГ было подписано Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств, которым для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов его деятельности учреждался Совет по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ (далее – Совет), состоящий из глав администраций и органов управления железнодорожным транспортом. Согласно данному Соглашению также был создан исполнительный орган Совета – Дирекция.

Совет рассматривает и решает вопросы организации перевозок пассажиров и грузов, эксплуатационной деятельности железных дорог в международном сообщении; совместного использования и технического содержания грузовых вагонов и контейнеров; условий перевозок; тарифов на перевозку пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа; обеспечения безопасности движения в международном сообщении; научно-технического сотрудничества; взаиморасчетов за выполненную работу и услуги. Совет также вырабатывает и принимает согласованные решения по приоритетным направлениям развития железнодорожного транспорта.

Дирекция обеспечивает реализацию решений Совета, в оперативном режиме координирует эксплуатационную работу железных дорог в международном сообщении, содействуя железнодорожным администрациям государств – участников СНГ в решении проблем перевозок, передачи поездов и вагонов через межгосударственные стыковые пункты. Так, например, осуществляется круглосуточная работа диспетчерского аппарата, регулярно с участием представителей железнодорожных администраций рассматриваются ход перевозок, использование подвижного состава и иные вопросы межгосударственного железнодорожного сообщения. Ежегодно железнодорожными администрациями совместно с Дирекцией разрабатываются график движения и план формирования поездов, устанавливается порядок направления вагонопотоков в международном сообщении.

Для решения текущих вопросов деятельности железнодорожного транспорта и подготовки вопросов к рассмотрению Советом созданы комиссии, рабочие и экспертные группы (рабочие органы Совета) по различным направлениям деятельности. Многие из них функционируют на постоянной основе уже длительное время. Например, Комиссия вагонного хозяйства (с 1993 года) и Комиссия специалистов по информатизации железнодорожного транспорта (с 1996 года). Оперативно создаются рабочие органы по актуальным и острым вопросам. В частности, в 2013 году была создана Комиссия по безопасности движения. Всего в настоящее время действуют около 30 рабочих органов Совета.

Ежегодно на заседаниях Совета рассматриваются вопросы согласованной тарифной политики СНГ, которые начиная с 1997 года ежегодно докладываются высшим органам СНГ.

Следует отметить, что в последние три года происходит снижение объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом в Содружестве.

Так, в 2013 году перевезено 2 091,2 млн тонн грузов, что ниже уровня выполненного в 2012 года на 1,8 %. Грузооборот сократился на 1,8 %, а средняя дальность перевозок грузов увеличилась на 3,9 км (- 0,29 %).

В 2014 году перевезено 2 027,1 млн тонн грузов (- 3,1 %). При этом грузооборот увеличился на 2,7 %, а средняя дальность перевозок грузов – на 79 км (+ 5,9 %).

В 2015 году перевезено 1 943,7 млн тонн грузов, что ниже уровня 2014 года на 4,1 %. Грузооборот снизился на 1,6 %, средняя дальность перевозок грузов увеличилась на 36,4 км (+ 2,6 %).

В этой связи ключевой задачей Совета в современных условиях является создание предпосылок для изменения сложившейся ситуации, в частности через сохранение технологического единства сети железных дорог, обеспечение согласованного развития инфраструктуры и тарифной политики, обеспечение развития организационно-правового регулирования.

Совет играет важную роль в создании правовой базы развития железнодорожной отрасли в регионе. Так, например, он принимал непосредственное участие в разработке и реализации Приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года (далее – Приоритетные направления сотрудничества), и предусмотренных ими концептуальных документов, в том числе в разработке Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта до 2020 года.



IIIИнституциональные основы регулирования функционирования железнодорожного транспорта в СНГ

К основополагающим документам, регулирующим в рамках СНГ сферу железнодорожного транспорта, относятся ряд международных договоров, решений высших органов СНГ и модельных законов.

В сфере железнодорожного транспорта Приоритетными направлениями сотрудничества предусмотрены: формирование сети международных транспортных коридоров (МТК) на пространстве СНГ, согласованной политики, а также обеспечение транспортной безопасности и защита окружающей среды.

Говоря о МТК, необходимо упомянуть действующее в рамках СНГ Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ, от 20 ноября 2009 года, которое регулирует развитие и использование участков МТК, на основе гармонизации подсистем обеспечения МТК путем принятия согласованных мер по развитию МТК, снятию барьеров и ограничений и гармонизации нормативно-правовой базы государств – участников СНГ в этом направлении.

В рамках Совета с 2013 года действует Рабочая группа по вопросам МТК, осуществляющая подготовку рекомендаций по приоритетности развития инфраструктуры отдельных участков МТК на базе согласованных между железнодорожными администрациями перспективных объемов международных перевозок, обмену опытом в области развития, модернизации и использования МТК. Железнодорожными администрациями ведется работа по строительству, ремонту и модернизации железнодорожной инфраструктуры МТК, проходящих по территориям государств – участников СНГ.

Проведен анализ перспектив развития объемов международных железнодорожных перевозок с учетом существующего состояния транспортно-логистической инфраструктуры и рекомендаций по развитию МТК до 2020 года. При этом использовалась информация, полученная от железнодорожных администраций по объемам грузовых перевозок, технико-эксплуатационным характеристикам участков МТК и реализации приоритетных проектов по развитию МТК. Дана оценка загрузки МТК до 2020 года. Изучено состояние инфраструктуры МТК по отдельным направлениям и участкам, оценены перспективы развития железнодорожных маршрутов, входящих в МТК.

Согласованная тарифная политика на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ (далее – Тарифная политика СНГ) осуществляется в рамках Соглашения железнодорожных администраций государств – участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года (далее – Тарифное соглашение) и Решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств – участников Содружества Независимых Государств.

С целью принятия Тарифной политики СНГ ежегодно проводится Тарифная конференция железнодорожных администраций – участниц Тарифного соглашения. В ее работе принимают участие железнодорожные администрации всех государств – участников СНГ, а также Грузии, Латвии и Эстонии. Существует практика участия приглашенных представителей заинтересованных железных дорог других государств, не являющихся участниками СНГ. На каждой Тарифной конференции рассматриваются предложения железнодорожных администраций государств – участников СНГ по редакционным изменениям и дополнениям Тарифной политики СНГ.

Советом ведется постоянная работа по повышению ее эффективности.

В целях активизации работы по обеспечению безопасности движения (в техническом аспекте) Советом создана Комиссия по безопасности движения. Ее деятельность направлена на разработку практических решений в этой сфере. К примеру, в связи с создавшейся в государствах – участниках СНГ неблагополучной ситуацией с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов Комиссией были разработаны Методика отнесения грузовых вагонов к категории со сниженным уровнем эксплуатационной безопасности по показателям надежности и функциональной безопасности литых деталей тележек (рам боковых), Положение о техническом обслуживании грузовых вагонов с диагностированием и Порядок производства технического обслуживания грузовых вагонов с диагностированием.

Для проведения анализа состояния безопасности движения и формирования консолидированной отчетности о нарушениях безопасности движения на сети железных дорог был разработан Единый классификатор нарушений безопасности движения на железнодорожном транспорте для использования в международном сообщении государств – участников СНГ (введен в действие с 1 января 2015 года).

Значимым документом является Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта до 2020 года, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года. Она отражает согласованную позицию государств – участников СНГ по дальнейшему развитию железнодорожного транспорта, определяет наиболее актуальные направления сотрудничества, подходы к формированию рынка услуг, железнодорожного транспорта.

Совершенствование системы оказания услуг на рынке контейнерного бизнеса и развития технологий концентрации контейнеропотоков позволяет более активно продвигать такой перспективный проект, как перевозки грузов в контейнерах в составах специализированных ускоренных поездов по «твердым ниткам» в графике движения поездов.

Для решения вопросов, связанных с разработкой графика движения международных пассажирских поездов, поездов приграничного пригородного (регионального) сообщения, их назначением и оперативным регулированием размеров движения, в 2015 году Советом утвержден Порядок управления маршрутами международного пассажирского железнодорожного сообщения.

В 2009 году в рамках Совета подписан Меморандум о сотрудничестве железнодорожных администраций государств – участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520» и создана соответствующая Рабочая группа.

В 2011 году подписано Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов. Подготовлены нормативные документы, регламентирующие использование вагонов единого парка.

В этом же году были приняты предусмотренные Меморандумом Концепция проведения согласованной политики по оценке соответствия железнодорожной продукции и Соглашение о допуске на инфраструктуру подвижного состава в международном сообщении. В 2015 году утвержден Перечень железнодорожной продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия.

В рамках деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ для регулирования сферы железнодорожного транспорта на пространстве СНГ представляют интерес следующие модельные законы:

Модельный закон «О железнодорожном транспорте», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 23 ноября 2012 года № 38-15, который устанавливает основы государственного регулирования, правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта.

Этим законом определено, что железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы государства и отраслью экономики государства, включающей комплекс отношений, связанных с удовлетворением потребностей физических и юридических лиц, государства в железнодорожных перевозках;

Модельный закон «О регулировании транспортных тарифов», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 23 ноября 2012 года № 38-14 создает правовое поле, позволяющее обеспечить выбор рациональных методов воздействия на транспортные предприятия для реализации принципа противозатратности в уже действующих рыночных тарифах на транспортные услуги и усовершенствования системы тарифов на перевозки и услуги по видам транспорта, в том числе грузового. Это позволяет создавать экономические предпосылки для увеличения производства, повышения конкуренции, обеспечения эффективного экспорта и укрепления экономики регионов государства, а также реализации противозатратного принципа за счет усиления контроля за динамикой издержек, направляемых на оплату труда и инвестиции.

Положения данного закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и производителей транспортной продукции; определение объектов регулирования с учетом поставленных задач, обеспечение доступности транспортных услуг для потребителей и эффективного функционирования транспорта; выбор методов тарифного регулирования данных объектов, целей, задач и политики регулирования; распределение полномочий, задач и функций между органами исполнительной власти по тарифному и связанному с ним нетарифному регулированию транспортных объектов;

Модельный закон «О контрейлерных перевозках», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 16 апреля 2015 года № 42-11, определяет единые подходы к правовому регулированию контрейлерных перевозок, направлен на развитие правовых отношений в области контрейлерных перевозок за счет усиления взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта, а также создание условий для интеграции контрейлерных перевозок в международный рынок транспортных работ и услуг.
IV. Стратегическое видение развития железнодорожного транспорта

Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта до 2020 года, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года, содержит наиболее актуальные направления сотрудничества и подходы к формированию рынка услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом.

Выработаны подходы к определению стратегических приоритетов развития железных дорог государств – участников СНГ, а также определен комплекс мер, направленных на совместное и эффективное обеспечение потребности в железнодорожных перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении.

Среди основных направлений развития железнодорожного транспорта определены следующие.



Развитие скоростного и организация высокоскоростного пассажирского сообщения. Предусмотрено:

проведение железнодорожными администрациями заинтересованных государств совместных работ по формированию полигонов скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, которые должны осуществляться на двух- или многосторонней основе в процессе прямого сотрудничества;

совершенствование нормативно-правовой базы государств – участников СНГ, регламентирующей работу железнодорожных пунктов пропуска и деятельность контролирующих органов при организации пропуска скоростных пассажирских поездов международного сообщения;

формирование межгосударственной нормативной базы по высокоскоростному движению.



Совершенствование системы управления перевозочным процессом. Основными направлениями работ в этой области являются:

совершенствование системы совместного использования грузовых вагонов и контейнеров;

повышение скорости движения грузовых и контейнерных поездов; увеличение контейнеризации и маршрутизации грузопотоков;



создание условий для оптимального взаимодействия с другими видами транспорта, увеличения объемов перевозок и повышения эффективности перевозок грузов в смешанных сообщениях с участием различных видов транспорта между государствами – участниками СНГ.

Формирование согласованной политики в области технического регулирования, безопасности движения и защиты окружающей среды, в том числе:

применение единых технических регламентов и межгосударственных стандартов в области железнодорожного транспорта;

внедрение систем и устройств для повышения безопасности движения поездов и транспортной инфраструктуры.

Формирование и развитие рынка транспортных, экспедиторских и других логистических услуг:

создание на сети железных дорог транспортно-логистических центров и развитие интермодальных перевозок;

разработка технических и организационных мер по повышению качества услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, предусматривающих сохранность и качество перевозимых грузов, дальнейшее развитие контейнерного сервиса с предоставлением клиентам оперативных сведений о дислокации контейнеров и грузов.

Развитие железнодорожных пограничных переходов (межгосударственные стыковые пункты):

повышение эффективности функционирования железнодорожных пограничных переходов для увеличения конкурентоспособности МТК;

осуществление строительства (реконструкции) пунктов пропуска на железнодорожных станциях (вокзалах) и оснащение их современными техническими средствами и информационно-коммуникационными системами.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта предусматривает:

разработку и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации приведенных направлений сотрудничества;

дальнейшую гармонизацию законодательства государств – участников СНГ в сфере железнодорожного транспорта в целях обеспечения его интеграции в евроазиатскую транспортную систему;

разработку и принятие в рамках СНГ рекомендательных (модельных) нормативных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта.


Каталог: foto -> pages
pages -> VI. Республика Молдова Соглашения между правительствами государств – участников СНГ
pages -> Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет Современное состояние геологической разведки в СНГ. Проблемы и перспективы
pages -> Содружество независимых государств исполнительный комитет
pages -> Исполнительный комитет СНГ деятельность международных экономических организаций на пространстве СНГ
pages -> -
pages -> Содружество Независимых Государств исполнительный комитет регулирование электронной коммерции в многосторонней торговой системе и региональных торговых соглашениях. Развитие электронной коммерции в СНГ
pages -> Информация о развитии банковского регулирования и надзора в государствах участниках СНГ в 2013-2015 годах
pages -> Информация о ходе реализации Конвенции о приграничном


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал