О подготовке специалиста к профессиональной деятельности в области ландшафтного дизайна



Скачать 72.96 Kb.
Дата20.10.2016
Размер72.96 Kb.
УДК 378.016:7

О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
к.п.н, доц. Дрягина В.Б.

Смоленский государственный университет,

художественно-графический факультет, кафедра дизайна и ДПИ
Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.

Сфера деятельности современного ландшафтного дизайнера включает частные и общественные территории, большие (в несколько гектар) и маленькие (до 1 сотки), городские и загородные, открытые и закрытые (зимние) сады.

Специфика ландшафтного искусства заключается в том, что дизайнер должен уметь работать с природными (растения, вода, почва, камень) и с искусственными материалами. Поэтому он должен знать материаловедение, почвоведение, дендрологию, мелиорацию, цветоводство, ландшафтное проектирование и строительство, историю садово-паркового искусства, начертательную геометрию, черчение и др. Дизайнер должен уметь воплощать теоретические знания на практике, а именно: рисовать, чертить, разрабатывать проект, подбирать строительные материалы и растения для озеленения с учетом природных условий. Таким образом, ландшафтный дизайн представляет комплексную междисциплинарную проектно-художественную деятельность, которая использует естественно-научные, технические и гуманитарные знания, и опирается на инженерное и художественное мышление.

Подготовка ландшафтного дизайнера в рамках специальности «Дизайн среды» начинается с изучения истории садово-паркового искусства, которая относится к дисциплинам профессионального цикла учебного плана (базовая часть) в структуре ОПП, и продолжается на занятиях по ландшафтному проектированию.

Основными задачами изучения истории садово-паркового искусства являются:

- формирование системы знаний о развитии садово-паркового искусства, знание географических и стилистических особенностей историко-культурных ландшафтов различных эпох, изучение приемов садово-паркового искусства, типичных особенностей ландшафтных и регулярных композиций, формирование представления о преемственности в создании садово-парковых ансамблей;

- формирование интереса к истории садово-паркового искусства, уважения к историческим объектам садового искусства и понимания их происхождения;

- развитие кругозора, профессиональной компетентности в области истории садового искусства.

Основными задачами ландшафтного проектирования являются:

- знакомство с номенклатурой объектов ландшафтного дизайна в среде;

- изучение вариантов использования ландшафтных композиций в интерьерах и открытых средовых ситуациях;

- освоение основных законов и приемов построения ландшафтной композиции;

- изучение с природными и искусственными материалами, используемыми в ландшафтном проектировании;

- формирование умения разрабатывать различные ландшафтные композиции.

Каждая учебная дисциплина содержит свой блок теоретической и практической информации. Однако есть понятия, которые являются общими для этих дисциплин. К таким понятиям относятся – садово-парковое искусство, ландшафтное искусство, ландшафтная архитектура, ландшафтный дизайн, композиция, прием, стиль, доминанта, контраст, нюанс и др. В связи с этим изучение специальных дисциплин целесообразно начинать со знакомства с основными понятиями, которыми будет оперировать преподаватель в дальнейшем при изучении и анализе различных садово-парковых объектов.

Однако проблема заключается в том, что в литературе нет четких определений эти понятиям. Существующие определения чаще всего относятся к искусству вообще или не дают четкого представления о понятии. Поэтому в данной статье сделана попытка разобраться в некоторых терминах.

Садово-парковое искусство – традиционное название деятельности по созданию садов, парков и других озеленяемых территорий, которое включает разбивку территории, подбор и размещение растений для различных климатов и почв, сочетание их с архитектурой, водоемами и другими элементами. Поэтому, когда говорим об истории развития данной области, то называем ее садово-парковым искусством.

В настоящее время вопросами озеленения, планированием и благоустройством территории занимается ландшафтная архитектура. Этот термин появился в США в связи с формированием там национальных парков около 100 лет назад. Ландшафтная архитектура возникла на стыке садово-паркового искусства и градостроительства. Сфера деятельности ландшафтной архитектуры гораздо шире, чем у садово-паркового искусства. Она включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий [1]. Отсюда «ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства» [3].

Словосочетание «ландшафтный дизайнер» - это новое, современное название профессии «землеустроитель». Термин «ландшафт» (нем.) был введен в отечественную науку русским ученым Александром Гумбольдом (немцем по происхождению) и означает «вид земли», «вид местности». «Дизайн» (англ.) означает «проектировать, чертить, задумывать проект, план, рисунок» [2]. Им обозначают художественно-проектную деятельность по созданию среды, окружающей человека. Отсюда «ландшафтный дизайнер» - специалист по обустройству садов и парков, местности.

«Ландшафтное искусство» – это словосочетание является, на наш взгляд, синонимом «ландшафтному дизайну» и представляет вид творческой деятельности по преобразованию ландшафта приемами и средствами ландшафтной архитектуры.

Еще одним важным понятием, которое фигурирует в обеих дисциплинах, является композиция. Прямое значение этого слова происходит от латинского composition – составление, соединение. Композиция является важным организующим элементом любого произведения искусств, в том числе садово-паркового. С помощью композиции объединяются в единое целое все компоненты, изобразительные средства и реализуется замысел художника. Ее значение и основная задача заключаются в том, чтобы подчеркнуть основную мысль, идею произведения, чтобы каждая из ее частей заняла свое, только ей предназначенное место [2]. Поэтому композиция в ландшафтном искусстве – это расположение природных и искусственных элементов (плоских и объемных форм), образующее гармоническое единство организуемого пространства.

Сады и парки формировались на протяжении нескольких тысячелетии. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства — архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе.

В садово-парковом искусстве находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации) и др. Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систематизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

Под приемом в ландшафтном дизайне мы понимаем способ соединения элементов в произведении. Основными приемами в ландшафтной композиции являются группировка элементов, наложение, членение, ритм, контраст и нюанс и др.

К средствам ландшафтной композиции относят цвет, фактуру, текстуру, размер, форму, масштаб и пропорции и др., т.е. все то, при помощи чего создается произведение, достигается его художественная выразительность.

В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими установками и техническими возможностями складывался свой комплекс принципов и приемов, который определял облик парков, их стиль.

Художественный стиль – совокупность приемов, направленных на достижение целостной выразительности произведения искусства и образующих устойчивую поэтическую формулу со своими постоянными элементами [4]. Область применения понятия стиль начинается там, где существует единство множества взаимосвязанных элементов, обладающее некоторой содержательной, идеологической значимостью.

Отмечая существование в исторической эпохе того или иного стиля, мы тем самым фиксируем наличие в ней особых формообразующих начал и характерных художественных приемов, которые существуют в культуре еще до момента рождения произведения искусства и объективное действие которых способно определять характер его выразительности.

При изучении садово-паркового искусства речь идет о двух стилевых направлениях, которые сложились в истории - регулярном и пейзажном.

Для регулярного стилевого направления характерны симметричное расположение объектов, геометрическая основа плана, геометрическая форма партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси, архитектурно оформленный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка.

Пейзажное стилевое направление отображает и подчеркивает красоту естественной природы. Оно характеризуется свободной планировкой объектов, извилистыми дорогами и тропинками, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, лужаек, полян, свободно растущими деревьями с живописными формами крон. Это подразделение несколько условно, так как в парках одного направления часто присутствуют приемы другого. В пределах этих стилевых направлений формируются парки, существенно различающиеся между собой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исторической эпохе, экономике, природным условиям, эстетическим воззрениям общества — всему тому, что формирует стиль эпохи и соответственно стиль в садово-парковом искусстве.

Качественному усвоению перечисленных выше понятий способствует систематическая работа, которая включает их повторение и закрепление. Например, уже на первом занятии преподаватель может предложить студентам задание-найти в справочной литературе или интернет-ресурсах определения некоторым понятиям. Далее следует их обсуждение и выбор наиболее точных определений.

В процессе обучения дисциплинам целесообразно возвращаться к определениям, включая их в содержание контрольных и проверочных заданий. Например, установить по заданному определению, о каком понятии идет речь и дополнить предложение:

Сквозное ограждение террас, часто выполняемое в виде фигурных столбиков –балясин, называют…

… - искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.



Прием формирования ландшафта с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо …

Также целесообразным будет ведение терминологического словаря, который будет постепенно обогащаться новыми понятиями.


Список литературы

1. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.- ISBN 5-7654-3751-6

2. Справочник школьника. История мировой культуры/ Сост. Ф.С.Капица, Т.М.Колядич. − М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитар.наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. –ISBN -5-88196-838-7

3. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура: Учеб.пособие для вузов/ А.В.Сычева. − 2-е изд., испр. − М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. − ISBN 5-329-01057-8



4. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Каталог: pdf -> 2012 -> 1%20K
1%20K -> Образовательная модель подготовки ученых в неразрывном контексте науки и образовании
1%20K -> Неправительственные инициативы и противодействие экстремизму в контексте информационной безопасности
1%20K -> цели и задачи естественнонаучного образования
2012 -> Ж. Б. Иванова Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Коми академии государственной службы и управления; докторант Российского университета
2012 -> Конференции
2012 -> Мотивация иностранных инвесторов в теориях прямых иностранных инвестиций: макроэкономический подход


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал