О роли системыобразования в политической социализации молодежи



Скачать 38.55 Kb.
Дата11.02.2018
Размер38.55 Kb.
О РОЛИ СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Маслова И.А.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В сохранении, интеграции и стабилизации любой политической системы политические знания, ценности, установки индивидов имеют, на наш взгляд, одно из главенствующих значений.

Через активное участие личности в политической жизни создаются условия для более полного раскрытия человеческого потенциала, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

«Политическим» человек становится через процесс социализации, который осуществляется на протяжении всей жизни. Политическая социализация — это процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в гражданина [1].

На всех стадиях политической социализации общество осуществляет воздействие на личность посредством институтов социализации. Чрезвычайно важную роль на современном этапе приобретает система образования в политической сфере, где особое место занимает школа и высшие учебное заведение.

И.А. Щеглов называет образовательные структуры «единственно положительно действующей агентурой социализации» [2].

В зарубежной политологии сделан вывод, что чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

С.М. Липсет указывает, что «чем выше у человека образование, тем более вероятно, что он верит в демократические ценности и поддерживает демократическую практику» [3]. В. Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности собственного политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем выше образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более он вовлечен в неё; образование определяет большую вероятность, что гражданин будет политически активен. Г. Алмонд и С. Верба отметили, что личность, имеющая более высокий уровень образования, лучше сознает влияние правительства на индивида, политически более информирована, имеет свое мнение по более широкому кругу политических вопросов.

По мнению А.И. Щербинина, политическое образование может сыграть двоякую роль. С одной стороны, оно способно послужить важнейшим механизмом поддержания целостности существующего политического мира, преодоления негативных экзогенных факторов и обуздания разрушительных схоластических тенденций. С другой стороны – оно само нередко становится катализатором разрушительных процессов[4].

На наш взгляд, противоречивость влияния образования на процесс политической социализации заключается с одной стороны, в возрастании его роли в реализации социальной приемственности поколений в условиях модернизации, а с другой, в росте рассогласования его усилий с другими факторами социализации – как стихийными (неблагоприятные социально-экономические условия), так и планомерными (влияние СМИ как средства сознательно организуемого воздействия).

А.Г. Асмолов приходит к выводу, что образование – это приоритетный канал воздействия на общество, прежде всего, для государства[5].

Нужно отметить, что в современной России пред системой образования стоит ряд проблем, от решения которых зависит характер и особенности политической социализации молодежи.

Политическая сфера оказывает обратное влияние на систему обучения, воспитания в плане структуры, содержания. Поэтому существует опасность усвоения интерпретации политического знания через призму идеологии преобладающей силы.

Специфика системы образования как института политической социализации заключается в том, что образование является механизмом адаптации политической системы к социальной среде, поддержания целостности и порядка в обществе за счет передачи норм, ценностей, образцов политического поведения.

Таким образом, любые инновации в системе образования неизбежно ведут к изменениям общества в целом. Гражданина нужно «готовить» к жизнедеятельности в новом обществе, а значит прививать также те способности, которые необходимы для изменения этого общества.


Список литературы

  1. Ольшанский, Д. Основы политической психологии: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Д. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/
    bibliotek_Buks/Psihol/Olsch/index.php


  2. Щеглов, И.А. Политическая социализация России / И.А.Щеглов. // Социально-гуманитарные знания: научный журнал. – 1999. – № 5.

  3. Lipset S.M. Political Man/ The Social Bases of Politics. Expanded edition. Baltimore. 1981.P.40

  4. Щербинин А.И. Что же будет с Родиной и с нами? (Предвзятые заметки о российской политической науке и проблемах образования)// Полис. 2003. - № 4.

  5. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов. // Вопросы образования: научный журнал. . – 2008. – № 1.

Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf9
conf9 -> Роль классического университета в модернизации информационной инфраструктуры региона
conf9 -> В данной работе рассматривается гамма-метод и две его модификации: интегральный и спектральный гамма-каротаж
conf9 -> Методика быстрого вычисления корреляции двух информационных сигналов
conf9 -> Историко-педагогический аспект явления академической мобильности
conf9 -> Женское педагогическое образование в уфимской губернии
conf9 -> Ретроспектива развития российского высшего образования
conf9 -> Анализ рисков при переходе мобу «лицей №8» на фгос ООО
conf9 -> Экономико-организационное обеспечение развития сельского туризма
conf9 -> К проблеме перевода сокращений


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал