Объем и содержание понятия «дистанционное обучение»



Скачать 32.38 Kb.
Дата29.10.2016
Размер32.38 Kb.
ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

М.Г. Полозков

Сибирская академия государственной службы

E-mail: polozkovm@mail.ru
Несмотря на многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики дистанционного обучения, отсутствует общепринятое определение дистанционного обучения. Такое положение дел можно считать естественным для нового направления, а многочисленность определений подтверждает в целом актуальность и новизну направлений исследований дистанционного обучения.

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение.


Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
Известны и другие трактовки понятия ДО, приведенные в [2].

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.


Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники. Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Представляет интерес определение ДО, формулированное Ассоциацией ДО США. ДО - это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.

Все приведенные определения отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Например, складывается впечатление, что в ДО не используются традиционные информационные технологии, такие как печатные издания, что во время учебы отсутствует вообще контакт преподавателя и слушателя. К ДО можно отнести и ситуацию, когда участники учебного процесса территориально не удалены (проживают в одном городе, районе), но не имеют возможности контактировать из-за различных временных графиков работы и жизни. Поэтому предлагаемое ниже определение профессора А.А. Анедреева учитывает, на мой взгляд, все характерные черты и варианты организации ДО.

ДО - это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению. Последняя добавка дает право говорить о системе дистанционного образования в ее полном объеме.


В целом, дистанционное обучение (в перспективе - образование) займет обширную нишу в предоставлении образовательных услуг, ориентированных на оперативную информационную и теоретическую поддержку обучающихся, экономно распоряжающихся временем, финансовыми ресурсами и физическими силами как обучающихся, так и преподавателей.

В сибирском регионе все отмеченные факторы проявляются в полной мере и приобретают еще большую значимость в связи с особыми природно-климатическими, географическими и социально-демографическими условиями. Широкое внедрение технологий дистанционного обучения способно компенсировать высокие косвенные затраты на обучение сибиряков на уровне общероссийских и международных стандартов.


Литература

  1. Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции // Дистанционное обучение, 1997, №2.

  2. Проблемы информатизации высшей школы / Гос. НИИ системной интеграции, М.: АМО, 1995, Вып. 3.

Каталог: vconf -> files
files -> Учебная автоматизированная система проектирования элементов оптоволоконных систем связи и управления
files -> Реализация спектрального анализа в различных системах компьютерной математики
files -> О реализации образовательных программ рудн в республике болгария по дистанционной технологии
files -> Информационные системы для управления системой образования города москвы
files -> Разработка учебных материалов по пакету свободного программного обеспечения
vconf -> Краткий обзор миграционных процессов и тенденций развития
files -> Вопросы проектирования телекоммуникационных сетей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал