«Оборонная политика Франции при Франсуа Олланде»



Скачать 430.98 Kb.
страница1/3
Дата23.10.2016
Размер430.98 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет Мировой экономики и мировой политики

Отделение Международных отношений

Кафедра Мировой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Оборонная политика Франции при Франсуа Олланде»


Студентка группы № 469

Сучкова Валерия

Руководитель ВКР

Профессор, доктор наук

Рубинский Юрий Ильич


.

Москва


2013

План:

Введение………………………………………………..………………….…3

  1. Глава 1. Внешняя политика Франции

  1. Расстановка сил на международной арене в начале 21 века……….5

  2. Саркози и политика безопасности в рамках НАТО…………………6

  3. Доклад Юбера Ведрина………………………………………….……9

  4. Ф.Олланд и НАТО…………………………………………….…..….16

  5. Ф.Олланд и Мали…………………………………………………..….17

  1. Глава 2. «Белая книга»

  1. Бюджетная политика Франции………………………………….…..20

  2. Белая книга…………………………………………………..........……21

Глава3. Европейская интеграция в военной сфере

  1. Создание ОВППБ…………………………………….…………..…..31

Заключение……………………………………………………..…………36

Список литературы…………………………………………………….38

Введение

6 мая 2012 года состоялся второй тур президентских выборов во Франции, в результате которых Франсуа Оллад, кандидат от социалистической партии, с результатом 51,64 % голосов избирателей стал президентом. Николя Саркози признал поражение и поздравил своего противника с победой. 15 мая 2012 года Франсуа Олланд принёс присягу в Елисейском дворце, став, таким образом, 24-м президентом Франции и автоматически 7-м президентом Пятой французской республики. В результате президентских выборов полностью сменилось политическое руководство страны на всех уровнях. Впервые за 17 лет вся полнота власти перешла к социалистам. С тех пор, как у власти во Франции стоял социалист Франсуа Миттеран, мир сильно изменился.

Главным внешнеполитическим приоритетом страны осталось евростроительство. Хотя «провал 20 мая 2005г. проекта Конституции Евросоюза на референдуме во Франции и Нидерландах нанес тяжелый удар по притязанием Парижа на политическое строительство в Евросоюзе»1.Тем не менее, предшественник Олланда Николя Саркози поставил задачу превратить ЕС в один из ведущих центров формирующегося многополярного мира. Причем в перспективе видится создание самостоятельной системы европейской обороны в рамках Европейского союза, автономной от НАТО, как это предусматривается Маастрихтскими соглашениями.

Безопасность Франции зависит от безопасности ее европейских партнеров. Прежде всего, это касается угроз террористических атак и распространения ядерного оружия. Понимая, что в мире сложилась принципиально новая ситуация, Н.Саркози вернул Францию в интегрированные военные структуры НАТО, надеясь, что альянс станет платформой для совместной борьбы с новыми угрозами.

Сегодня Франция является полноценным членом интегрированных военных структур НАТО. Более того, трансатлантическое партнерство является одним из главных направлений внешней политики Франции.

Актуальность данной темы обоснована тем, что прошел уже год после того, как Олланд пришел к власти. Его политика кардинально не отличается от политики Николя Саркози. Таким образом, важно проанализировать каких успехов достиг Франсуа Олланд во внешней политике за год своего президентства, с какими проблемами он столкнулся, и какие перспективы его ждут.

Следовательно, объектом данной работы является оборонная политика Франции, предметом - направление оборонной политики при Франсуа Олланде. Гипотеза же заключается в следующем: несмотря на успешную операцию в Мали, Француа Олланд зарекомендовал себя как нерешительный президент, который продолжил вести внешнюю политику по пути Н.Саркози.

Цель работы заключается в том, чтобы определить особенности внешней политики Франции при Франсуа Олланде. В связи с этим, главные задачи работы следующее: 1) разобрать новую военную доктрину, описанную в «Белой книге», 2) рассмотреть внешнюю политику предшественника Ф.Олланда – Николя Саркози, 3) проследить за тенденцией развития европейской интеграции.

Таким образом, эффективность оборонной политики зависит от действия президента, который должен осознавать всю ее значимость не только для Франции, но и для ее союзников.

1. Ю.И.Рубнский. «Франция. Время Саркози», Москва, 2011.С.260



Внешняя политика Франции

Расстановка сил на международной арене в начале 21 века.
На рубеже 20 и 21 веков произошел целый ряд событий, которые кардинально изменили систему международных отношений. После распада СССР в 1991 году, биполярную систему заменила однополярная во главе с США вплоть до 2001 года. «Подъем экономики Китая, Индии, Бразилии и возврат России на мировую аренду создавали объективные причины для формирования новой мировой концепции развития, в которой военный потенциал одних уравновешивался экономическим динамизмом других и культурным влиянием третьих»2. Сегодня, ни одна страна не способна решать глобальные проблемы без взаимодействия с союзниками и с международными организациями. Основные проблемы, с которыми столкнулся мир в 21 веке: конфронтация между исламом и Западом, интеграция развивающихся гигантов в мировой порядок, экономическая нестабильность и глобальные вопросы (вопросы энергетики, экологии, распространение эпидемий).

Решения этих вопросов предполагается найти в рамках международных организаций, таких как ООН и НАТО. Если у ООН всегда главной задачей было «Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира»3, то НАТО было создано американцами для борьбы с влиянием СССР. После его распада необходимо было создать новый цели. Поэтому в 1999г. НАТО опубликовал новую стратегическую концепцию, согласно которой основными целями стали: предотвращение террористических угроз и конфликтов, содействие всестороннему партнерству между стран-участниц, установление

1.Ю.И.Рубнский. «Франция. Время Саркози», Москва, 2011.С.253

2.Устав ООН статья1.п.2. электронный ресурс: [http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter1.shtml]

стабильности в Евроатлантическом регионе и проведения консультаций по проблемам безопасности.

Однако активность НАТО крайне неоднозначна. В 2001 году США были на пике своего могущества, что позволило в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности проводить военные операции по всему миру, особенно это касается Ближнего Востока, Ирана, Сирии, Афганистана. Таким образом, США и страны-участницы НАТО оказались втянутыми в войны, которые имели крайне негативные последствия.

В ходе войны в Ираке трансатлантическое партнёрство серьезно пострадало. Французский президент Жак Ширак крайне критично высказывался по поводу действий Дж.Буша на Востоке. Стало очевидно, что США не в силах самостоятельно принимать решения обо всем, им необходим сильный союзник, которым стал Европейский союз. Новым импульсом для америконско-европейских отношений оказался приход Николя Саркози к власти.
Саркози и его политика безопасности в рамках НАТО.
«Все более жесткое противостояние Запада с арабским миром и Ираном не только затрагивает жизненные интересы Франции на Ближнем Востоке, но и грозит перерасти в столкновение цивилизаций»4.

Таким образом, после победы на президентских выборах Николя Саркози провозгласил одной из важнейших задач внешней политики Франции улучшение франко-американских отношений, как на двусторонней основе, так и в рамках НАТО. Он еще в 2006 году выразил свое сожаление по поводу жесткой формы осуждения американского вторжения в Ирак французской дипломатии.

4. Ю.И.Рубнский. «Франция. Время Саркози», Москва, 2011.С.255

В 2007 в своей программной речи Николя Саркози заявил, что Франция всегда придет на помощь США и поддержит их. Он действительно никогда не скрывал своей симпатии к США, но и про французскую модель развития не забывал. Его назвали «самым проамериканским президентом Франции за послевоенный период»5. Однако главные мотивы сближения имели сугубо прагматический характер, который формировался и определялся новой ситуацией в мире.

Саркози призывал к диалогу между США и Францией, причем Франция должна была выступать от имени всего ЕС, как один из главных инициаторов обновления трансантлантических отношений. Войны в Ираке и Афганистане зашли в тупик, арабо-израильский конфликт не разрешен, возобновления переговоров по главным проблемам остается под вопросом. В итоге, престиж США в Европе падает, что чревато негативным последствиям для глобальной стабильности.

Тогда в 2007 году новоиспеченный президент начал процесс улучшения отношений с США, стремясь залечить старые раны (при президенте де Голле в 1966 году Франция вышла из интегрированных военных структур, чтобы иметь возможность проводить свою независимую политику в сфере безопасности). Таким образом, вместе Франция и США начали поиски подходов взаимодействия по острым вопросам в рамках интегрированных структур НАТО, в частности, связанных с Ближнем и Среднем Востоком.

Вместе с тем Саркози уверял, этот возврат Франции в интегрированные структуры НАТО не подчинит ее вооруженные сил в мирное время, не ограничит независимость французского ядерного потенциала.

На очередном саммите НАТО в Страсбурге в апреле 2009 г. возврат Франции в военно-штабные структуры объединенного командования НАТО был окончательно оформлен. Причем полное возвращение Франции в военную


5. Ю.И.Рубнский. Указ.книга, М, 2011.С.281

структуру обусловлено поддержкой со стороны НАТО и европейских оборонных инициатив — Европейской политики безопасности и обороны ЕС (ЕПБО), как части Общей внешней политики и политики безопасности (ОВППБ). Тем самым, возвращение Франции в НАТО — это ответ на изменившуюся мировую обстановку. Ведь «французское исключение вызывало недоверие ряда европейских партнеров, изолируя Париж и подрывая шансы на создание ОВППБ»6.

В 1995 году при Шираке Франция уже один раз предпринимала попытки вернуться в интегрированные военные структуры альянса. Однако после распада СССР США были на вершине своего могущества и посчитали, что французские условия были чрезмерными (передача европейцам южного командования НАТО в Неаполе). Тем более, тогда США негативно относились к идее о создании общей внешней политики и политики безопасности в рамках ЕС, автономной от НАТО.

Тем не менее, ситуация за 12 лет изменилась, и США поменяли свою точку зрения. Со своей стороны, США приветствовали возврат французов в структуру, предоставив им командование АТС в Норфолке. Штаты больше не воспринимали в штыки стремление Франции к созданию автономной от НАТО европейской обороны.

Саркози предполагал, что с возращением Франция будет играть ключевую роль в принятии решений по глобальным вопросам в рамках НАТО. Но это так и осталось предположением, а факты показывали совсем другое отношение к Франции. Она так и не смогла повлиять, например, на новую стратегию США «безъядерного мира», провозглашенной Обамой. Хотя «французское руководство рассмотрело в этом покушение на стратегию национального ядерного сдерживания, остающуюся важнейшей гарантией безопасности и независимости Франции со времен де Голля»7. Франция также
6. Ю.И.Рубнский. Указ.книга, М, 2011.С.279

7. Ю.И.Рубнский. Указ.книга, М, 2011.С.281

не проявила особого энтузиазма по поводу планов США о размещении системы ЕвроПРО в рамках НАТО.

Надо отметить, что в последние года заинтересованность Европой США отходит на задний план, на первое место выходит Азиатско-тихоокеанский регион. Таким образом, расчетам Саркози на роль привилегированного собеседника для Вашингтона не суждено было осуществиться, потому что Франция для американцев – всего лишь одна из многих стран в Европе.



Доклад Юбера Ведрина
Весной 2012 на пост президента пришел социалист Франсуа Олланд, который уже в июле того же года поставил задачу перед бывшим министром иностранных дел социалистом Юбером Ведрином оценить роль страны в деятельности интегрированных военных структур НАТО. В ноябре «доклад для президента Франции о последствиях возвращения Франции в интегрированные структуры НАТО, о будущих трансатлантических отношениях и перспективах Европейской обороны» был опубликован.

Сам доклад состоит из трех частей. В первой части Юбер Ведрин описывает краткую историю создания НАТО: в 1949 году было решено создать североатлантический союз, чтобы защитить Европу от угрозы советского влияния. Франция была одной из 12 стран-учредителей. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности»8.

Однако Франция недолго пробыла в военном блоке НАТО. В 1958 году Ш. де Голль, будучи президентом Франции, предложил учредить трехсторонний
8. NATO Североатлантический договор (4 апреля 1949г.) электронный ресурс: [http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_17120.htm]

директорат НАТО в составе США, Великобритании и Франции. Получив отказ, он наметил курс на выход из военного блока альянса. К 1966 году Франция выходит из интегрированных структур: из страны выводились многочисленные военные базы США, а французские войска более не участвовали в военных операциях НАТО. Несмотря на выход из военной структуры, Франция подписала с НАТО два технических соглашения, определяющих совместные действия в случае агрессии со стороны СССР.

Впоследствии это решение не было оспорено президентами Помпиду, Жискар д'Эстен и Миттеран. Однако ситуация начала сильно меняться после 1990 года в связи с распадом СССР, окончанием холодной войны и объединением Германии. Именно тогда Франция принимает участие в четырехсторонних переговорах о будущем НАТО, затем уже в 1993 году участвует в военном комитете в рамках операции в Боснии и Герцеговине. В январе 1994 года на саммите НАТО, Франция поддержала американский проект "Партнерство ради мира" со странами бывшего Советского Союза и приняла принцип расширения НАТО при содействии ООН. В мае 1995 года во время президентских выборов впервые проводятся учения НАТО на территории Франции с 1965 года. В декабре 1995 года после интервенции союзников в Боснию, президент Ширак заявляет о готовности Франции вернуться в интегрированные структуры НАТО. Однако это попытка обречена была на провал: американцы не согласились на поставленные условия Франции.

В 2007 году избирается Николя Саркози, который сразу заявляет о своем намерении вернуть Францию в интегрированные структуры НАТО. Ведь Франция является не только одним из главных плательщиков, но она также способна устранить недоверие союзников к инициативам Штатов по обеспечении защиты Европы. «В марте 2009 г. Национальное Собрание проголосовало за предложение президента»9. Саркози подчеркивал, что


9. NATO Североатлантический договор - http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_17120.htm

возвращение Франции не коснётся ее суверенитета, так же как и сохранится ее ядерная независимость, а французские силы не будут постоянно находиться под командованием НАТО в мирное время. США согласились на условия Николя Саркози и предоставили Франции возможность вернуться в интегрированные военные структуры. Таким образом, Саркози предполагал, что Франция начнет играть одну из ключевых ролей в принятии решений в альянсе.

Юдрин Ведрин составил промежуточную оценку, как возвращение повлияло на НАТО, на Европу и на саму Францию. Он пишет, что после трех лет как Франция присоединилась к интегрированным структурам НАТО, последствия все еще остаются неопределенными. Однако он подчеркивает, что сегодня альянс не имеет ничего общего с тем, что было в пятидесятые года. Мир больше не сталкивается с советской угрозой. Несомненно, на международной арене США по-прежнему являются государством номер один, но их мощь не является чрезмерной.

Возвращение Франции в позволило ей защитить преобладание доктрины ядерного сдерживания в основополагающих текстах НАТО. Ведь стратегии альянса основываются на ядерном сдерживании. И действительно, на саммите в Чикаго в апреле 2012 года было одобрено всеми союзниками, что противоракетная оборона является дополнением к сдерживанию, а не альтернатива. "Противоракетная оборона может дополнять роль ядерного оружия в качестве сдерживающего фактора, но она не может заменить его. Эта возможность является чисто оборонительной "10.

Присоединение к интегрированным структурам НАТО также расширило возможности для французского военного экспорта (однако пока заметного
10. Hubert Védrine «Rapport pour le president de la republique fransaise sur les consequences du retour de la France dans le commandement integre de l’OTAN, sur l’avenir de la relation transatlantique et les perspectives de l’Europe de la defense», стр 7. 2012, электронный ресурс: [http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Rapport_H_VEDRINE__V7_-_definitive__cle05be84.pdf]

увеличения контрактов не замечается) и создало более благоприятный климат для двустороннего (многостороннего) сотрудничества с другими европейцами. Так в ноябре 2010 года был подписан пока единственный в своем роде франко-английский договор.

Однако это возвращение не изменило того факта, что Франция не способна повлиять на развитие американского военного комплекса. Бывший министр иностранных дел также коснулся европейской системы ПРО, высказав свои сомнения по поводу убедительности формулировки на Чикагском саммите альянса, согласно которой ПРО не направлена против России.

Во второй части Ведрин пишет об отношениях ЕС и НАТО. Он отмечает, что обе организации сотрудничают в духе взаимодополняемости и партнерства, которое направлено на предотвращение и разрешение военных конфликтов в различных регионах мира. Несмотря на то, что США заявили, что их сила тяжести переносится в Азию, взаимоотношения с Евросоюзом остаются важной составляющей их внешней политики, ведь в любом случае, осуществление мировой политики без партнерства с ЕС – немыслимо для США, как для мирового лидера.

Сегодня американцы хотят, чтобы большую часть расходов (в рамках НАТО) для обеспечения европейской безопасности взяли на себя страны-участницы ЕС. Несмотря на ежегодные затраты в 300 миллиарда долларов, еще рано говорить о существовании сильной военной мощи в Европе. Так же прослеживается тенденция сокращения расходов НАТО на Европу: 15% по сравнению с 2001 годом11.

Европа вот уже 20 лет говорит о создании общей военной политики и политики безопасности, однако кроме некоторых совместный действий, результаты остаются скудными. Все понимают необходимость создания эффективной европейской оборонной политики, которая пойдет на пользу


11. Hubert Védrine, Указ.соч. С.14. 2012, электронный ресурс: [http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Rapport_H_VEDRINE__V7_-_definitive__cle05be84.pdf]
НАТО и поспособствует укреплению трансатлантического партнерства в области безопасности. Тем не менее, кризис в 2007-2008 году, а так же проблемы с госдолгами стран-участниц ЕС показывают, что денег на реализацию ОВППБ у Европы нет.

Сотрудничество между НАТО и Евросоюзом является ключевой составляющей для реализации международного «комплексного подхода» урегулирования кризисов и проведению военных операций. Наряду с операциями, другой важной областью сотрудничества является совершенствование сил и средств. «Речь идет о таких инициативах, как Боевые группы ЕС, созданных в соответствии с «Главной ориентиром» на 2010 г., и Силы реагирования НАТО, а также о усилиях, которые прилагаются в обеих организациях по повышению готовности вертолетов для операций»12.

Еще один пункт взаимодействия НАТО и Евросоюза - борьба с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. В рамках этого вопроса обе организации взаимодействуют для защиты гражданского населения от нападений с использованием химических, биологических, радиоактивных и ядерных средств.

Ведрин также рассматривает отношения Франции с Великобританией и Германией. Он отмечает важность подписанных в 2010 договоров между Францией и Великобританией: соглашение об объединении усилий двух стран по части разработки испытания ядерного оружия и соглашение, согласно которому «Франция и Британия создадут единый экспедиционный корпус для проведения операций в различных уголках земного шара»13.

Несмотря на планирование создания совместного франко-британского
12. «Взаимодействия Франции и НАТО» // Информационно-политический портал, электронный ресурс: [http://www.nato.bz/ru/france.html]

13. Вадим Трухачев, «Англия и Франция создают ядерную Антанту» // Новостной портал «правда.ру», электронный ресурс [http://www.pravda.ru/world/europe/european/02-11-2010/1055857-anglfrank-0/]

центра ядерного моделирования, дипломаты обеих стран подчеркнули, что ядерные секреты не будут разглашены. Во втором соглашении говориться о размещении самолетов на авианосцах друг друга и взаимодействие на море, включая взаимное прикрытие кораблей.

Ведрин подчеркивает, что оба государства находятся в схожем экономическом положении и намерены сократить военные расходы: Франция уже отказалась от строительства второго авианосцы, а Британия урезает военный бюджет на 8%.

Проводя политику сближения, французы стремятся балансировать между двумя стратегическими партнерами и одновременно историческими противниками — Германией и Англией.

Однако с Германией все обстоит сложнее. Желание Франции «оживить» франко-германские отношения в области обороны сталкивается с неблагоприятной окружающей средой: разногласия по евро, энергетики, различные подходы к борьбе с кризисом и т.д. Несмотря на то, что Германия и Франция подписали декларацию в июне 2012 года о намерениях по совместной работе в области вооружений и координации закупок оружия в долгосрочной перспективе, Ведрин все еще ставит вопрос о наличии действительного желания в Берлине сотрудничать по этому вопросу.

Третья часть доклада состоит из рекомендаций Видрена. В первую очередь он говорит, что основная часть оборонной политики Франции осуществляется в рамках Европейского Союза и НАТО, однако он подчёркивает необходимость сохранения собственного анализа угроз, а также прогнозирование сценариев без «опоры» на эти организации. Разрабатывать оборонную политику Франция должна самостоятельно, не растворяясь ни в ЕС, ни в НАТО.

В рамках НАТО, Франция должна всегда соблюдать бдительность. Особенно это касается создания «умной обороны» и стратегии разоружения. «Концепция «умной обороны» заключается в оптимизации обороноспособности входящих в него стран и более рациональном использовании всех военных ресурсов»14. Создание благоприятных условий в сфере безопасности возможно только при общей сплоченности и большего доверия друг к другу. Предполагается, что страны-участницы совместно будут работать в определенных сферах за счет объединенных финансовых ресурсов. Это поспособствует более эффективному использованию американского и европейского военного потенциала с затратой меньших средств.

Бдительность должна распространяться и на ядерное сдерживание. Франция не отказывается от идеи безъядерного мира в долгосрочной перспективе, однако на сегодня не готова значительно сократить количество ядерных боеголовок. Более того, она рассматривает это как покушение на стратегию национального ядерного сдерживания.

Из-за перенесения точки опоры в Азию, США хотят, чтобы Европа взяла на себя больше ответственности, а, следовательно, и большую часть расходов. Однако по причине кризиса, оборонный бюджет стран-участниц ЕС значительно сократился. Германия тормозит военные инициативы. Великобритания не согласится на участие в армии ЕС. Страны Центральной Европы опасаются ослабления роли США. Франция же в одиночку не способна создать мощную европейскую оборону. Необходимо разбудить оборонный дух, чтобы не допустить ослабления роли Европы на международной арене. Ведь НАТО не должна быть жандармом мира. Без пробуждения политической воли - все механизмы европейской обороны остаются на бумаге. Необходимо заставить Европу действовать, чтобы не допустить потери ее независимости и мощи.

В итоге, Ведрин заявляет, что покидать военные структуры НАТО является нецелесообразным, поскольку это уменьшило бы влияние Франции во всех областях. Кроме того, с 1966 по 2008 г. более сорока лет, ни одна
14. Виктор Денисенко, «Умная оборона, или Оптимизация безопасности по-натовски»// Новостной портал, 2013, электронный ресурс: [http://www.inosmi.ru/world/20130114/204599540.html]

европейская страна не присоединилась к французской автономии. Конечно, сегодняшняя Франция продолжает проводить во многом независимую от США политику, взяв курс на создание европейской армии.

В рамках же Европейского Союза, у Франции есть выбор: продолжать полагаться на время, чтобы создать реальное общее стратегическое видение европейской обороны совместно со своими партнерами в долгосрочной перспективе, или прояснить ситуацию сейчас, начиная с самых крупных стран-участниц, опросив их о своих намерениях в ОВППБ. В любом случае Франция необходимо сфокусировать свое внимание на конкретных целях.


Каталог: data -> 2013
2013 -> «Разработка аппаратной части макета для исследования процессов зрительного утомления»
2013 -> Программа дисциплины "Датчики и устройства связи с объектом в технических системах" для подготовки
2013 -> Программа разработана в соответствии с
2013 -> «Перспективы создания Восточноазиатского сообщества»
2013 -> Оценка эффективности участия развивающихся стран в системе разрешения споров вто на примере Бразилии
2013 -> «Особенности развития энергетического комплекса Индии»
2013 -> «Экономические последствия вступления в Европейский Союз для стран цве»
2013 -> Разработка информационно-обучающего программного комплекса для операторов рлс с системой автоматизированного проектирования новых решений
2013 -> «Анализ конкурентных стратегий немецких автомобильных концернов»
2013 -> Стратегия инновационного развития компании «Бэ-Эм-Вэ Групп» в период с 2007 по 2012 год


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал