Общая церковная история 2 курс



Скачать 91.03 Kb.
Дата21.10.2016
Размер91.03 Kb.
ТипПрограмма курса

ОБЩАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

2 КУРС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по Общей Церковной истории составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинарий Русской Православной Церкви с использованием программы по Общей Церковной истории Московской Духовной семинарии.

Программа Общей Церковной истории для 2-го курса охватывает последние три периода истории Церкви (с конца VIII в. до XV в. (1453 г.).

Цели курса:



  • сформировать у студентов представление об истории Церкви как о продолжении домостроительства Божия в деле спасения рода человеческого, изложенного в книгах Ветхого и Нового Завета, важного для понимания природы Церкви, целей и задач ее существования;

  • показать значимость данного подхода для анализа хода исторических событий.

Курс предусматривает изучение наиболее важных аспектов внутренней и внешней сторон жизни Церкви, к которым относятся особенности богослужебной, духовно-просветительской, миссионерской деятельности Церкви, уровень развития богословской науки, вопросов церковного управления и взаимоотношений Церкви и государства.

По окончании II курса студенты должны:



  • Знать хронологическую последовательность событий;

  • Уметь охарактеризовать каждый из рассмотренных периодов;

  • Иметь представление о деятельности и трудах Святых отцов и подвижников изучаемого периода;

  • Знать историю Римско-Католической церкви после разделения;

  • Иметь представление о причинах возникновения реформации, особенностях вероучения и современном состоянии основных течений протестантизма.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА


Тема 1. Общая характеристика духовного просвещения во втором периоде

Александрийская богословская школа и её выдающиеся представители: св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, преп. Исидор Пелусиот, св. Кирилл Александрийский.



Тема 2. Антиохийская богословская школа и ее главнейшие представители

Св. Кирилл Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, еп. Кирский. Восточно-Сирийская школа: преп. Ефрем Сирин.



Тема 3. Состояние духовного просвещения на Западе в IV–V вв.

Св. отцы и церковные писатели: епископ Иларий Пиктавийский, св. Амвросий, епископ Медиоланский, блаж. Иероним, блаж. Августин, еп. Иппонский, папа Лев I Великий.



Тема 4. Причины упадка духовного просвещения в VI-ХI вв.

Общая характеристика церковной литературы. Св. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, Фотий, патриарх Константинопольский, преп. Симеон Новый Богослов. Западные церковные писатели: папа Григорий Двоеслов, Алкуин.


РАЗДЕЛ II. ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО


Тема 1. Характеристика отношений между Церковью и государством

Права и преимущества, предоставленные Церкви. Церковная иерархия. Условия вступления в клир: богословское образование, нравственные качества и возраст кандидатов, вступающих в клир. Способ избрания: ограничение участия в нем мирян. Вопрос о браке и целибате духовенства. Определения Никейского и Трулльского собора по данному вопросу. Новые церковные должности.



Тема 2. Образование митрополий и патриархатов

Церковное управление: епископское, митрополичье и патриаршее. Вселенские соборы — высшая инстанция церковного управления и законодательства. Поместные соборы IV–IX веков. Правила св. Отцов. Сборники церковных канонов. Причины возвышения Константинопольского патриарха в эпоху Вселенских соборов.


РАЗДЕЛ III. БОГОСЛУЖЕНИЕ


Тема 1. Характеристика богослужения во II периоде

Места общественного богослужения. Храмостроительный архитектурный стиль: базиликанский и византийский. Богослужебные времена. Праздники. Посты. Богослужебное творчество: проповедь, пение. Церковные песнописцы (преп. Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и др.).



Тема 2. Церковная дисциплина относительно покаяния

Замена публичного покаяния тайным. Литургические особенности в Западной Церкви. Церковные дисциплинарные санкции: экскоммуникации и интердикт.


РАЗДЕЛ IV. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ


Тема 1. Общий обзор христианской жизни на Востоке и Западе

Благотворное влияние христианства на личную-семейную и на социально-общественную жизнь. Выступление пастырей Церкви против господствующих пороков и языческих суеверий в обществе. Оценка христианской жизни в трудах св. Иоанна Златоуста, св. Амвросия Медиоланского, блаж. Иеронима и блаж. Августина.



Тема 2. Причины возникновения монашества

Монашество на Востоке. Преп. Антоний Великий — основатель отшельнического (анахоретского) монашества. Преп. Пахомий Великий — основатель общежительного монашества. Другие знаменитые подвижники в Египте, Палестине, Сирии, Каппадокии и Константинополе. Женские монастыри.



Тема 3. История западного монашества

Значение преп. Бенедикта Нурсийского в организации монастырей на Западе. Упадок монашеской жизни и ее возрождение усилиями аббатов Бернона и Одона в Клюнийской конгрегации. Церковно-общественное значение монашества.



РАЗДЕЛ V. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ


Тема 1. Историко-канонический аспект

Краткая история создания в Западной Церкви теории главенства римского епископа во Вселенской Церкви. Стремление римского епископа к светской власти. "Вено (дарственная) Константина" и Лжеисидоровы декреталии. Папа Николай I.



Тема 2. Догматико-литургичсский аспект

История догмата Filioque в Западной Церкви и введение его в Никеоцареградский символ веры. Литургические нововведения: пост в субботу, употребление опресноков в Евхаристии. Осуждение этих новаций Восточной церковью на соборах: 867 и 879 г. в Константинополе.


РАЗДЕЛ VI. ИСТОРИЯ РАСКОЛА ЦЕРКВЕЙ


Тема 1. Дело патриархов Фотия и Игнатия и вмешательство папы Николая

Вопрос об юрисдикции над Болгарской Церковью и обострение отношений между Восточной и Западной Церквами.



Тема 2. Отношение между Церквами после п. Фотия до половины XI века

Спор об опресноках и окончательное отпадение Западной Церкви. Пересмотр отношений между Римско-Католической и Константинопольской Церквами на Втором Ватиканском соборе. Упразднение анафематств 1054 г.


ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

(1054–1453 гг.)

РАЗДЕЛ VII. ПАПСТВО


Тема 1. Краткая характеристика состояния Западной Церкви в средние века

Светское могущество пап. Борьба их за независимость в церковных делах и преобладание в делах светских. Папа Григорий VII, Гильдебранд и Иннокентий III. Крестовые походы и их последствия для Греко-Восточной Церкви.


РАЗДЕЛ VIII. УНИАТСКАЯ ПОЛИТИКА ВИЗАНТИИ


Тема 1. Краткая характеристика политического состояния Византии в данный период

Нашествие на империю турок-сельджуков и османов. Искание помощи на Западе. Попытки к соединению Церквей. Лионская уния. Причины краха унии в Греко-Восточной Церкви.



Тема 2. Ферраро-Флорентийская уния

Формальное заключение союза Церквей. Провал унии в Константинополе. Осуждение унии восточными патриархами на Иерусалимском и Константинопольском соборах. Позиция Русской Церкви и афонского монашества в отношении к унии.


РАЗДЕЛ IX. ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Тема 1. Патриаршее управление

Взаимные отношения восточных патриархов на основе равенства по достоинству и власти. Деятельность Поместных Соборов.



Тема 2. Взаимоотношения императорской и патриаршей властей

Выдающиеся восточные патриархи XI–XV вв. Материальное состояние Восточной Церкви.


РАЗДЕЛ X. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ


Тема 1. Общая характеристика

Выдающиеся писатели в век Комнинов: Михаил Пселл, Феофилакт, архиепископ Охридский, Евфимий Зигабен, Евстафий, архиепископ Солунский, Николай, епископ Метонийский, Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон.



Тема 2. Выдающиеся писатели в век Палеологов

Никифор Влеммид, Никифор Каллист, архиепископы Солунские: Григорий Палама, Николай Кавасила и Симеон, Марк, архиепископ Ефесский.



Тема 3. Ереси и богословские споры

Богомильская ересь. Ее происхождение и особенности учения. Исихазм на Афоне. Полемика варлаамитов и паламитов. Учение об обожении как о цели христианской жизни.



  1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Общий взгляд на состояние духовного просвещения во второй период.

  2. Главные богословские школы на Востоке в IV-V вв.

  3. Александрийская богословская школа. Общая характеристика.

  4. Св. Афанасий Великий как один из наиболее выдающихся представителей Александрийской богословской школы.

  5. Св. Василий Великий как один из наиболее выдающихся представителей Александрийской богословской школы.

  6. Св. Григорий Богослов как один из наиболее выдающихся представителей Александрийской богословской школы.

  7. Св. Григорий Нисский как один из наиболее выдающихся представителей Александрийской богословской школы.

  8. Преп. Исидор Пелусиот как один из наиболее выдающихся представителей Александрийской богословской школы.

  9. Св. Кирилл Александрийский как один из наиболее выдающихся представителей Александрийской богословской школы.

  10. Антиохийская богословская школа. Общая характеристика.

  11. Св. Кирилл Иерусалимский как один из наиболее выдающихся представителей Антиохийской богословской школы.

  12. Св. Иоанн Златоуст как один из наиболее выдающихся представителей Антиохийской богословской школы.

  13. Блж. Феодорит, епископ Кирский как один из наиболее выдающихся представителей Антиохийской богословской школы.

  14. Восточно-Сирийская богословская школа. Общая характеристика.

  15. Ефрем Сирин как один из наиболее выдающихся представителей Восточно-Сирийской школы.

  16. Общая характеристика духовного просвещения на западе в IV-V вв.

  17. Труды и деятельность представителей Западной Церкви: Иларий, епископ Пиктавийский; св. Амвросий, епископ Медиоланкский; блж. Иероним, епископ Стридонский.

  18. Блаженный Августин – как основоположник западного богословия.

  19. Труды и деятельность папы Льва I Великого.

  20. Причины упадка духовного просвещения в VI-XI вв. Общая характеристика церковной литературы.

  21. Выдающиеся представители Восточной Церкви VI-XI вв.: св. Максим исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, Константинопольский патриарх Фотий, преподобный Симеон Новый Богослов.

  22. Западные церковные писатели VI-XI вв.: папа Григорий Двоеслов, Алкуин.

  23. Спор о соотношении свободной воли человека и Божией благодати в IV в. Позиция Пелагия и блаженного Августина. Различие во взгляде Восточной и Западной Церквей на соотношение человеческой воли и Божией благодати.

  24. Особенности взаимоотношений между Церковью и государством в IV-IX вв.

  25. Церковное управление и законодательство VI-XI вв.

  26. Характеристика богослужения VI-XI вв. Литургические особенности в Западной Церкви.

  27. Церковные песнопения. Преподобный Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин.

  28. Церковные дисциплинарные санкции: экскоммуникации и интердикт.

  29. Общая характеристика христианской жизни на Востоке и Западе.

  30. Оценка христианской жизни в трудах св. Иоанна Златоуста, св. Амвросия Медиоланского, блаж. Иеронима и блаж. Августина.

  31. Возникновение монашества на Востоке. Преп. Антоний Великий, преп. Пахомий Великий.

  32. Монашество в Египте, Палестине, Сирии, Каппадокии, Константинополе.

  33. Историко-канонические предпосылки разделения Церквей. «Дарственная Константина» и «Лжеисидорские декреталии».

  34. Догматические и литургические предпосылки разделения Восточной и Западной Церквей.

  35. Патриарх Фотий и его аргументы против «Filioque».

  36. Разделение Церквей 1054 г. Упразднение анафематизмов 1054 г. на II Ватиканском соборе.

  37. Краткая характеристика состояния Западной Церкви в средние века (Третий период – 1054-1453 гг.)

  38. Крестовые походы, причины их появления и последствия для Греко-Восточной и Западной Церквей.

  39. Кризис папской власти в XIV-XVI вв.

  40. Меры, предпринятые Западной Церковью для стабилизации церковной жизни.

  41. Краткая характеристика состояния Восточной Церкви в средние века.

  42. Политические причины, послужившие причиной заключения Лионской унии Восточной Церковью и ее крах.

  43. Ферраро-Флорентийская уния. Отношение к унии восточных патриархов, Русской Церкви и афонского монашества.

  44. Церковная иерархия и церковное управление в средние века.

  45. Выдающиеся восточные патриархи XI-XV вв.

  46. Общая характеристика состояния духовного просвещения в XI-XV вв.

  47. Выдающиеся писатели и канонисты в век Комнинов (1050-1250). Михаил Пселл, архиепископ Охридский Феофилакт, Евфимий Зигабен, архиепископ Солунский Евстафий, епископ Метонийский Николай, патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, монах Иоанн Зонара.

  48. Византийские писатели в век Палеологов (1250-1453). Никифор Влемид, Никифор Каллист, архиепископы Солунские Григорий Палама, Николай Кавасила Симеон, архиепископ Ефесский Марк.

  49. Ереси и богословские споры.

  50. Исихазм на Афоне. Завершение споров о богопознании. Полемика варлаамитов и паламитов.

  51. Особенности богослужения в XI-XV вв.

  52. Причины падения уровня религиозно-нравственного состояния общества в XI-XV вв. Студийские и афонские монастыри.



  1. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Александрийская богословская школа в IV-V вв.: отличительные черты и известные представители.

  2. Св. Афанасий Великий: жизнеописание и труды.

  3. Характеристика богословских воззрений св. Василия Великого.

  4. Литературное наследие св. Григория Нисского.

  5. Антиохийская богословская школа.

  6. Монашество на Востоке.

  7. История догмата Filioque в Западной Церкви

  8. Ферраро-Флорентийская уния и ее последствия.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал