Особенности правового регулирования образовательной деятельности в 50-е годы XX века Земляная Татьяна Борисовна



Скачать 183.05 Kb.
Дата24.10.2016
Размер183.05 Kb.
ТипСтатья
Особенности правового регулирования образовательной деятельности в 50-е годы XX века
Земляная Татьяна Борисовна,

ИНИМ РАО, zemlyanaya@yandex.ru

Павлычева Ольга Николаевна,

ИНИМ РАО, olganik78@mail.ru
Аннотация

Статья рассматривает вопросы нормативно-правового регулирования образования в 50-е годы XX века. Довольно подробно изучены положения Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 года, который внес существенные изменения в сложившуюся ранее систему образования.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, всеобщее обязательное обучение
Еще в ходе Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры по восстановлению школ и дошкольных учреждений в районах, освобождаемых от фашистских оккупантов, поэтому после войны созидательная деятельность советского народа приняла особенно большие масштабы1.

Вторая половина 40-х и 50-е гг. характеризуется как время значительного подъема советской системы народного образования, в том числе школы. Подъем объяснялся окончанием войны, надеждами, вызванными великой жертвенной победой. Нужно было, как считали многие, делать выводы из пережитых страной испытаний, восстанавливая, строить жизнь по-новому. Отсюда всплеск внимания к образованию и культуре. К учебе вернулась молодежь с фронта и от станков, сохранившая тягу к знаниям.

В столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных и крупнейших промышленных центрах предполагалось увеличить количество учебных заведений и приступить к осуществлению политехнического обучения, которое ус учетом военного опыта страны было особенно актуальным: необходимо было предпринять все усилия для восстановления народного хозяйства государства. Съезд указал на необходимость увеличения на 70% строительства городских и сельских школ по сравнению с предыдущей пятилеткой.

В планах первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) ставилась задача довести количество школ в СССР до 193 тыс., а число учащихся в них до 31, 8 млн. человек, обеспечив при этом всеобщее и обязательное обучение детей с 7-летнего возраста как в городе, так и в деревне. Эти задачи были выполнены со значительным превышением. В 1950/51 учебном году в СССР уже насчитывалось свыше 220 тыс. школ, в которых учились 33, 3 млн. учащихся. За годы четвертой пятилетки на средства государства и колхозов было построено около 20 тыс. новых школ.

В 1949 г. было введено в стране всеобщее обязательное семилетнее образование. Это было обеспечено значительным увеличением количества семилетних школ во всех республиках Советского Союза, а также созданием лучших условий для посещения детьми школ (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали от школы, и т. д.)2.

Более того, уже к концу 1940-х гг. наметилась тенденция к переходу на десятилетнее обучение.

Очередной XIX съезд КПСС поставил новые задачи в осуществлении всеобщего обучения. Директивами по пятому пятилетнему плану развития страны на 1951-1955 гг. предусматривалось, завершить переход с семилетнего всеобуча на всеобщее среднее образование.

В связи со значительным ростом количества выпускников средней школы и недостаточной практической подготовкой их к участию в народном хозяйстве в 50-е годы началась работа по организации сети техникумов и отделений при ранее существовавших техникумах с укороченным, 2-3-летним сроком обучения в них, для молодежи, окончившей среднюю школу. Это позволило значительному контингенту молодежи получать среднее специальное образование. С этой же целью стала создаваться и развиваться система специальных технических училищ с 1-2-годичным сроком обучения, где учащиеся на базе средней школы получали специальности, соответствующие современному уровню развития производства.

В 50-е годы значительно возросло количество учащихся старших классов средней школы. Если в 1950/51 учебном году в VIII-Х классах училось 2 млн. человек то уже в 1955/56 учебном году их стало 6 млн. человек. В целом к концу 50-х годов общее количество учащихся несколько уменьшилось, в связи с тем, что к этому времени уже закончили школу лица (переростки), которые не имели в военные годы возможности получить образование.

В связи с увеличением числа средних школ возросла потребность в большем количестве учителей-предметников, и если в 1950/51 учебном году их было 1330 тыс., то в 1958/59 учебном году стало уже 1813 тыс.

Во второй половине 50-х годов, после XX съезда КПСС (1956 г.), в соответствии с его решениями, были созданы учебные заведения нового типа (школы-интернаты), в которые принимались дети одиноких матерей, инвалидов труда и войны, а также дети, для воспитания которых в семье отсутствовали необходимые условия. Рост числа интернатов обусловливался также и тем, что появление средних школ в сельской местности приводило к необходимости организации пришкольных интернатов из-за удаленности жилья учащихся от школ, в которых они учились.

В послевоенный период много внимания уделялось проблеме укрепления связи школы с жизнью, в частности политехническому обучению в школе. Так, в школах РСФСР с 1954/55 учебного года в учебный план были введены следующие предметы: в I-IV классах - труд, в V-VII классах - практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII-Х классах - практикумы по машиноведению, электротехнике. и сельскому хозяйству. Подобные дисциплины были включены в школьные программы и других советских республик.

Важной и интересной формой приобщения учащихся к общественно полезному труду оказалась организация ученических производственных бригад. Первые такие бригады были созданы в 1955 г. в Ставропольском крае, а затем получили распространение в других областях и республиках.

В решениях XX съезда КПСС подчеркивалась важность и необходимость этой работы и отмечалось: “Надо перестроить учебную программу средней школы в сторону большей производственной специализации с тем, чтобы юноши и девушки, оканчивающие десятилетку, имели хорошее общее образование, открывающее путь к высшему, и, вместе с тем, были подготовлены к практической деятельности, так как большая часть выпускников будет сразу приобщаться к труду в различных отраслях народного хозяйства”. Решения съезда оказали большое влияние на улучшение работы общеобразовательной школы, придание ей более тесной связи с нуждами и запросами народного хозяйства3. Поскольку главным направлением в развитии народного образования и подготовке специалистов в 50-е года стало, укрепление связи школы с жизнью, то с 1955г. в средней школе начали действовать новые учебные планы и программы, основанные на принципах политехнического обучения. В это же время вводится производственное обучение в сочетании с прохождением производственной практики.

Рост количества десятилеток в городах был достаточно быстрым. Иное положение наблюдалось в сельской местности. Полных средних школ там было очень мало. Существовало даже специальное понятие - сельская малокомплектная школа, как правило, семилетняя. Выпускники этих школ не имели реальной возможности продолжать образование, так как сельские жители не имели паспортов и права покидать свои колхозы. Такое положение изменилось лишь в 1961 г.

К началу 50-х годов сеть учебных заведений в Российской Федерации была не только полностью восстановлена, но и расширена. При этом большое распространение получили вечерние школы для молодежи. Дальнейшее развитие получило вечернее и заочное высшее образование.4

С середины 50-х годов начался процесс демократизации жизни советского общества. Он создавал благоприятные условия и для развития народного образования: более демократичной стала система его управления, расширились права союзных республик в этой области, а в ведение РСФСР был передан ряд вузов и техникумов. Министерство высшего образования СССР было преобразовано в союзно-республиканское Министерство высшего и среднего специального образования. Республиканским органам поручалось проведение в жизнь реформы школьного образования 1958 г.5

С конца 50-х годов число поступающих в вузы впервые превысило число приема в них. Начинается конкурсный прием, в высшие учебные заведения, а перед школами ставится задача ориентировать своих выпускников на рабочие профессии. Перестраивают свою деятельность техникумы, профессионально-технические училища и т. д.6

Тенденции 50-х годов нашли свое воплощение в нормативных актах того времени, в частности в Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 года.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении школы связи с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»7.

Можно говорить о том, что его принятие стало весьма значимым моментом для законодательства об образовании советского времени, поскольку именно он положил начало реформе школы, которая продолжалось до середины 60-х годов. Принятие этого закона было первой попыткой на пути законодательного отражения системы образования.

Как отмечалось в Законе «Советская средняя школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук и, вместе с тем, способных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества. Масштабы среднего образования должны быть значительно увеличены, прежде всего, путем широкого развития сети школ для молодежи, работающей в народном хозяйстве. Решение этой задачи явится важным условием дальнейшего повышения культурно-технического уровня трудящихся, роста производительности труда и успешного строительства коммунизма.

Дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства все больше повышает требования к квалификации основной массы рабочих. Недостаточный профессионально-технический уровень части рабочих уже сейчас в некоторых случаях сдерживает рост производства. Поэтому особо важное значение приобретает развитие профессионально-технического обучения молодежи и улучшение качества подготовки рабочих кадров.

Новые задачи коммунистического строительства требуют устранения недостатков, имеющихся и в постановке высшего и среднего специального образования. Необходимо провести перестройку народного образования с тем, чтобы советская средняя, профессионально-техническая и высшая школы играли более активную роль во всей созидательной деятельности советского народа.

Советская высшая школа призвана готовить разносторонне образованных людей, глубоко знающих соответствующие области науки и техники. Особое внимание должно быть уделено дальнейшему повышению качества подготовки специалистов для промышленности, сельского хозяйства и строительства. Современное производство, базирующееся на новейших достижениях науки и техники, требует от выпускников высших и средних специальных учебных заведений высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики.

В новых условиях особое значение приобретает подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях путем заочного и вечернего обучения. Заочная и вечерняя система высшего и среднего специального образования должна строиться таким образом, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели при желании возможность получить высшее или среднее специальное образование или повысить свою квалификацию».

Закон отметил и впервые зафиксировал целостность системы народного образования, рассматривая все его формы в их единстве. Оформлением системы народного образования была подведена база под решение проблемы преемственности ее звеньев. Но в целом закон имел все же специальное, узкое назначение, хотя и рассматривался в некоторых теоретических работах как основополагающий акт.

Принятие этого закона было вызвано тем, что при решении на предыдущих этапах развития системы народного образования задач, связанных с необходимостью быстрого увеличения специалистов, было ослаблено внимание к трудовому воспитанию и политехническому обучению. "Главное влияние, - говорилось в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране", - школа уделяла тому, чтобы обеспечить учащимся необходимую для поступления в вуз общеобразовательную подготовку".

Система образования, сложившаяся в тридцатые годы, в период реконструкции народного хозяйства, не отвечала потребностям того периода. Законом 1958 года она была подвергнута перестройке:

1) вместо общеобразовательного семилетнего было введено всеобщеобязательное восьмилетнее образование. Так в ст. 2 Закона указано «Ввести в СССР вместо всеобще-обязательного семилетнего образования всеобще-обязательное восьмилетнее образование.

Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, которая должна давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.

Учебно-воспитательная работа в восьмилетней школе должна быть построена на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда».

2) система всех подотраслей народного образования перестроена на основе связи с производством – на сочетании изучения основ наук с политехническим обучением и трудовым воспитанием, с широким вовлечением учащихся в доступные им по возрасту формы общественно-полезного труда. Так, согласно ст. 3 Закона необходимо было «установить, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15-16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд».

3) установлены типы школ, дающих полное среднее образование (школы рабочей и сельской молодежи, средние общеобразовательные школы, техникумы), получившие свое законодательное закрепление в ст. 4 Закона: «Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование:

а) школы рабочей и сельской молодежи - вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года.

В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;

б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.

Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.

Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских;

в) техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и среднее специальное образование».

4) определены основные формы подготовки специалистов со средним специальным образованием.8 Так, в частности предусматривались следующие положения:

«Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществлять на базе восьмилетней школы, а по отдельным специальностям - на базе полного среднего образования.

В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках и в других организациях общие сроки обучения и продолжительность отдельных периодов обучения с отрывом и без отрыва от производства могут быть различными» (ст. 22).

«Признать целесообразным организацию при индустриальных техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию силами учащихся, а при сельскохозяйственных техникумах - крупных хозяйств, в которых все основные работы должны выполняться самими учащимися» (ст. 24).

«Дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведений осуществлять в направлении приближения их к производству с учетом потребности в кадрах экономических районов, широко практикуя кооперирование совнархозов, министерств и ведомств в подготовке специалистов со средним образованием.

Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним специальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу.

На вечернее и заочное обучение принимать преимущественно лиц, работающих по профессиям, родственным избранной специальности» (ст. 25).

По Закону 1958 года в республике вводилось, как уже говорились выше, а всеобщее обязательное 8-летнее образование, а срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет. Полное среднее образование можно было получить в дневной или вечерней школе либо в техникуме. Оно тесно увязывалось с производительным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов дневных школ; должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Выпускника средних школ вместе с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

В рассматриваемый период система общего среднего образования включала: среднюю трудовую политехническую школу с производственным обучением (8-11 классы) и вечерние (сменные) и заочные средние школы.

Немаловажное значение имело то, что в целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей предусматривалось расширение сети школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Так, согласно ст. 5 Закона «В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением».

Обращает на себя внимание положение ст. 33 Закона, в которой закреплялось требование «Признать необходимым улучшить подготовку учителей в педагогических институтах и университетах; расширить подготовку учителей для начальных школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителями с высшим образованием; организовать подготовку учителей по агрономии, животноводству, технике и другим специальным дисциплинам; повысить научно-теоретический уровень преподавания в педагогических институтах; усилить значение производственной и педагогической практики в подготовке учителей».

Таким образом, можно говорить о том, что большое значение придавалось профессиональной подготовке преподавательского состава школ.

Реформа затронула и профессионально-техническое образование. Так, рассматриваемым Законом был учрежден новый тип учебных заведений профессионально-технические училища (ПТУ). Статьей 12 определялась задача организации профессионально-технического образования: «Основной задачей профессионально-технического образования молодежи является планомерная и организованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся молодежи коммунистического отношения к труду».

В ПТУ были преобразованы «школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заведения совнархозов и ведомств - в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения один - два года» (ст. 14).

Главным отличием ПТУ стало то, что параллельно с профессиональным обучением здесь давалась и общеобразовательная подготовка, сходная по содержанию со школьной, но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет. Это дало возможность, как справедливо отмечается в научной литературе, получить среднее образование многим людям, чье детство прошло в суровые военные и послевоенные годы.9

Вместо школ ФЗО и различных типов училищ была создана единая сеть профессионально-технических училищ со сроком обучения от одного до трех лет.10

Однако, несмотря на многие положительные моменты, главной своей цели школьная реформа 1958 г. не достигла. Большинство школ, как справедливо указывает В.П. Чуднов, не имели необходимой материальной базы для организации профессионального обучения. В результате профессиональная подготовка часто носила формальный характер. Лишь небольшой процент выпускников средних школ работали по специальностям полученным в школе. Одновременно снизился уровень общеобразовательной подготовки школьников.11

Учащиеся во многих случаях получали формальные знания, они не умели их использовать в решении практических задач, снижался уровень общеобразовательных знаний, преобладающей отметкой оставался «тройка». Господствующая идеология не формировала у выпускников черты, присущие людям коммунистического завтра, да и сами знания подчас были деформированы идеологией.

По словам В.Н. Липника, в трудовом воспитании было много кустарщины, профессионализация школы слабо учитывала потребности в кадрах данного экономического района, а поэтому очень многие выпускники не могли или не хотели работать по полученной в школе специальности, практически и морально не были готовы к производительному труду по приобретенной специальности на производстве, а средства на организацию производительного труда учащихся и оборудование мастерских и кабинетов в школах затрачивались огромные и следовательно, затраты эти не оправдывались и не окупались.12

Это вызвало попытку совершенствования законодательства об образовании и в 1964 г. в Закон 1958 г. были внесены отдельные изменения. Средняя школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении обязательного 8-летнего образования. Профессиональная подготовка была оставлена в тех школах, которые располагали для этого необходимыми условиями, и проводилась на уроках труда и в порядке внеклассных занятий.13



Таким образом, подводя итог, можно говорить, что в рассматриваемый период реформирование системы образования было весьма глобальным и значительным. Советская власть уделяла огромное внимание процессу организации последовательного и всестороннего образования населения.
Литература

  1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

  2. Липник В.Н. Школьные реформы в России. Очерки истории. - М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000.

  3. Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. - Курган: Изд-во Курганского университета, 2000.

  4. СПС «Консультант плюс»

  5. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.

  6. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под. ред. чл.-корр. АТН СССР д-ра пед. наук проф. А.Н. Алексеева и канд. пед. наук доцента Н.П. Щербова. // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1972.

  7. Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина. 1993.

  8. Ярулин И.М. Нормативно-правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования, 2006.

1 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

2 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

3 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

4 Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина. 1993. С. 20

5 Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1993, С. 20.

6 Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. С. 224.

7 СПС «Консультант плюс»

8 Ярулин И.М. Нормативно-правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования, 2006. С. 25.

9 Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под .ред. чл.-корр. АТН СССР д-ра пед. наук проф. А.Н. Алексеева и канд. пед. наук доцента Н.П. Щербова. // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1972, С. 467

10 Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. - Курган: Изд-во Курганского университета, 2000, С.143.

11 Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1993, С. 21.

12 Липник В.Н. Школьные реформы в России. Очерки истории. - М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000, С.65.

13 Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1993, С. 21.

Каталог: attachments -> article
article -> Программа III международного форума «идель алтай: история и традиционная культура народов евразии»
article -> Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира
article -> Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки»
article -> Реферат по дисциплине «Иностранный язык» по книге «Public Private Partnerships in Education»
article -> Первый день дата проведения
article -> Согласие гражданина-заявителя на обработку и предоставление его персональных данных


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал