Отчет о служебной командировке



Скачать 63.65 Kb.
Дата18.10.2016
Размер63.65 Kb.
ТипОтчет



Отчет

о служебной командировке

специалистов Федерального казначейства

в Республику Таджикистан
(19 - 23 октября 2009 года)

С 19 по 23 октября 2009 года в Республике Таджикистан, г. Душанбе и г. Нурек, состоялись встречи российских и таджикских специалистов по вопросам модернизации казначейской системы в Республике Таджикистан, плана счетов бухгалтерского учета и взаимодействия казначейских органов с центральными банками.


С российской стороны в указанных встречах приняли участие:

Володина Елена Викентиевна – заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности;

Дець Дмитрий Анатольевич – заместитель начальника Отдела организационного обеспечения проектов Управления ведомственных программ;

Макаров Александр Витальевич – заместитель начальника Отдела внешних связей и взаимодействия со СМИ Административного управления;

Астахова Ольга Казимировна – руководитель Управления Федерального казначейства по Брянской области.
Цель служебной командировки – изучение модернизации казначейской системы в Республике Таджикистан, плана счетов бухгалтерского учета и взаимодействия казначейских органов с центральными банками.

В ходе встреч также обсуждались перспективы двустороннего межведомственного сотрудничества казначейских органов России и Таджикистана в 2010 году в рамках действующего двустороннего соглашения о техническом сотрудничестве.


* * *
В настоящее время активно продолжается становление казначейской системы Таджикистана. В марте-апреле 2009 года утверждена Стратегия государственных финансов Республики Таджикистан, которая представляет собой детальный трехлетний финансовый план страны на 2009-2011 годы. Документом предусматривается, что будет продолжена весьма существенная (порядка 60 млн. долларов в год) финансовая поддержка Таджикистана со стороны Международного валютного фонда, Всемирного банка и ряда других международных финансовых организаций. Мировой финансово-экономический кризис 2008 года сильно отразился на экономике Таджикистана. Показатели расходной части бюджета государства на 2009 год были сокращены на 10-15 % по сравнению с 2008 годом. В значительной степени были сокращены расходы на управленческий аппарат государства, закупки машин и оборудования и финансирование ВУЗов. Сокращены и резервы, которые планировались на повышение заработной платы в госсекторе. Экстренную финансовую помощь оказали Всемирный банк (20 млн. долларов США), Азиатский банк развития (40 млн. долларов США). Вследствие кризиса импорт страны сократился на 30 %, экспорт – на 40 %. Государственный долг Таджикистана составляет порядка 31 % валового внутреннего продукта.

В экономике страны сегодня на каждого работающего гражданина приходится 4 неработающих, что является, безусловно, негативным показателем и одним из самых высоких в мире. Велико и число дотационных регионов, к примеру, Горно-Бадахшанская область Республики (административный центр – г. Харог) получает субвенции из республиканского бюджета на 90 % своих расходов.

На встречах, проведенных таджикской стороной, подробно рассмотрены следующие вопросы:

- проект модернизации казначейской системы Республики Таджикистан;

- консолидация бюджетных средств на едином счете;

- планирование движения средств на едином счете;

- план счетов бухгалтерского учета в Республике Таджикистан;

- привлечение средств на покрытие дефицита государственного бюджета;

- размещение бюджетных средств на банковские депозиты;

- управление операциями государственного долга.


Раскрывая тему управления ликвидностью в процессе исполнения государственного бюджета Таджикистана, в первую очередь, необходимо отметить ключевых участников бюджетного процесса и их роли.

Национальный банк Таджикистана (НБТ) ведет единый счет, консолидирует заявки на кассовый расход и предоставляет расчетную систему для совершения расходных операций.

Центральное казначейство Министерства финансов Республики Таджикистан (далее – Казначейство) проводит операции по заявкам бюджетополучателей на кассовый расход, осуществляет кассовое планирование исполнения государственного бюджета, обеспечивает определенный положительный остаток средств на едином счете, т.е. заимствует средства для покрытия кассового разрыва или размещает свободные средства.

Согласно бюджетному законодательству Таджикистана государственные средства учитываются на счетах, открытых Казначейству в НБТ.

По аналогии с Россией, в Таджикистане единый счет представляет собой совокупность счетов, открытых Казначейству для различных целей в национальной и иностранных валютах. Но, в отличие от России, в Таджикистане цель единого счета, нормативно закрепленная в бюджетном законодательстве, собрать в одном месте все государственные средства, включая средства государственных учреждений, органов власти всех уровней и компаний с государственным участием. Основное преимущество такого подхода заключается в обеспечении со стороны и за счет государства исполнения принятых обязательств независимо от наполняемости бюджета.

Услуги по ведению счетов и совершению расходных операций по счетам проводятся НБТ на платной основе, но при этом на остаток средств на счетах НБТ уплачивает Казначейству проценты. Расчетная система НБТ обеспечивает возможность совершения расходных операций с разной степенью срочности.


Планирование движения средств на едином счете.
По аналогии с Россией результатом планирования является кассовый план. Прогноз составляется Центральным казначейством Таджикистана на 12 месяцев вперед (в разрезе месяцев, недель и дней) и ежедневно актуализируется.

Вся информация по заявкам на кассовый расход и прогнозам поступлений, а также кассовый план и статистика прошлых периодов обрабатываются в информационной системе Казначейства.

Основная работа по планированию движения средств на едином счете проводится Центральным казначейством Таджикистана. Бюджетным законодательством в Таджикистане, также как и в России, предусмотрено, что в рамках показателей, установленных законом о государственном бюджете, расходные операции проводятся подразделениями Казначейства на основании заявок на кассовый расход, представленных бюджетополучателями.

Заявки исполняются НБТ на второй рабочий день со дня их представления. Такое требование позволяет заранее планировать расходы на едином счете. Бюджетополучатели, в случае необходимости, имеют право представить в Казначейство заявку на кассовый расход непосредственно в день платежа. Также в Казначейство предоставляют прогноз поступлений администраторы доходов бюджета.

На основе показателей, установленных законом о государственном бюджете, принимая во внимание статистику прошлых периодов и учитывая информацию о предстоящих поступлениях и выплатах, составляется прогноз движения средств на едином счете.

Таким образом, Казначейство обладает информацией и контролирует поступление и расходование денежных средств Таджикистана.

Еще одной важной задачей Центрального казначейства Таджикистана является обеспечение безусловного исполнения денежных обязательств государственного бюджета по мере наступления сроков платежей по ним. Выполняя указанную задачу, необходимо поддерживать положительное ежедневное сальдо по единому счету бюджета. Результаты работы должны при этом характеризоваться минимальным риском для государственного бюджета.

Бюджет Таджикистана в последние годы является профицитным, в 2009 году первый раз прогнозируется наличие дефицита государственного бюджета. Заимствование средств на покрытие дефицита государственного бюджета будет происходить за счет средств Всемирного банка, Международного валютного фонда, в рамках различных программ гуманитарной и финансовой помощи, которые размещаются не только на специализированных счетах НБТ, но и в коммерческих банках. Среди требований, предъявляемых к таким банкам, можно выделить: наличие высокого рейтинга, обязанность выкупать не менее двух процентов от выпуска, обеспечение продвижения ценных бумаг на вторичном рынке и поддержка их ликвидности.


Размещение бюджетных средств на банковские депозиты.
В процессе исполнения бюджета состояние единого счета может характеризоваться как недостатком денежных средств, необходимых для оплаты всего объема предъявленных обязательств, так и их избытком по отношению к указанному объему. С возникновением избытка денежных средств появляется возможность получать дополнительные поступления за счет доходов от размещения временно свободных денежных средств на финансовом рынке в виде банковских депозитов.

В Таджикистане доходы от размещения направляются на уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга, в отличие от России, где они являются источником формирования доходной части бюджета.

Размещение бюджетных средств на банковские депозиты – это другая важная задача Центрального казначейства Таджикистана.

Одной из особенностей размещения средств является то, что процентная ставка размещения не может быть ниже ставки, по которой НБТ уплачивает Казначейству проценты по единому счету бюджета.

Информация об итогах размещения бюджетных средств на банковские депозиты раскрывается только в рамках годового отчета, без указания какие кредитные организации участвовали в размещении и на каких условиях.

Заместитель начальника

Управления бюджетного

учета и отчетности Е.В. Володина







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал