Отчет по проведению научного исследования в виде оценки эффективности реализации государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»



страница1/5
Дата21.08.2017
Размер1.15 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5
ОТЧЕТ

по проведению научного исследования в виде оценки эффективности реализации государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года и системы стратегического планирования в Северо-Кавказском федеральном округе
Попытки улучшить социально-экономическое положение, систему управления на Северном Кавказе осуществлялись на протяжении многовековой истории от завоевания до наших дней. В 2010 г. образован Северо-Кавказский федеральный округ, в 2012 г. АО «Корпорация развития Северного Кавказа», в 2014 г. Министерство по делам Северного Кавказа, была разработана Федеральная целевая программа «Юг», стратегии и программы социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

СКФО – второй по размеру федеральный округ России, его территория составляет 170,4 тыс. км2 или 1% от территории России, численность населения 9718 тыс. чел. (6,6% населения России) и 3464 тыс. чел. занятых в экономике (5,1%). Средняя плотность населения в России - 8,5 чел. на км2, в СКФО плотность населения - 57,02 чел./км2 (2016), высокая по российским меркам, и уступает только Центральному федеральному округу (60,14 чел./км2). Лидером является Республика Ингушетия с плотностью населения 130,31 чел. на км2, уступая только городам федерального значения и Московской области. Городское население - 49,11% (2016). Следует отметить, что СКФО не демонстрирует высоких темпов развития, а также не удалось переломить негативные тенденции и перевести Северный Кавказ на инновационный опережающий тренд. Несмотря на более высокие темпы роста ВРП, промышленного и сельскохозяйственного производства, чем в среднем по стране, следует обратить внимание на низкий уровень базы отчета и незначительную долю макрорегиона в общем объеме производства. В частности, в обрабатывающих отраслях на его долю приходится 1,1 % в общероссийском производстве, в производстве электроэнергии – 2,5%, в производстве продукции сельского хозяйства – 8,0%, в инвестициях в основной капитал – 3,1%, в некоторых случаях макроэкономические показатели просто микроскопические (в добыче полезных ископаемых, во внешнеторговом обороте, иностранных инвестициях). Республики Северного Кавказа за последние 10 лет постоянно включены в 10-ку регионов страны с самым низким уровнем ВРП на душу населения, самыми низкими доходами населения, самой высокой безработицей.

Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», входящее в медиагруппу МИА «Россия Сегодня», ежегодно формирует рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг, построен на основе агрегирования четырех блоков ключевых показателей регионального развития (масштаб и эффективность экономики, оценки бюджетной и социальной сфер), позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая в силу влияния различных факторов весьма неравномерна. 

Таблица 1 – Рейтинги социально-экономического развития субъектов СКФО, подготовленный «РИА Рейтинг»



Регион

2011

2012

2013

2014

2015

Республика Дагестан

67

63

56

55

60

Республика Ингушетия

81

81

82

77

80

Кабардино-Балкарская Республика

75

75

77

79

83

Карачаево-Черкесская Республика

76

74

75

78

78

Республика Северная Осетия-Алания

82

79

78

77

80

Чеченская Республика

-

76

74

74

72

Ставропольский край

38

42

40

37

44

Исключая Ставропольский край, субъекты СКФО занимают замыкающие позиции в рейтинге российских регионов. По результатам 2015 г. наиболее существенно снизились позиции Ставропольского края, который потерял 7 мест, за счет роста уровня долговой нагрузки и роста дефицита консолидированного бюджета, а также рейтинг Республики Дагестан упал на 5 пунктов. Кроме того, в 2015 году сократились инвестиции в основной капитал, а также ухудшилось отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. 



Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (далее - Госпрограмма). Она включает 11 подпрограмм, реализация которых обеспечит формирование условий для развития реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО), а также повышение качества жизни и благосостояния граждан. Новая редакция Госпрограммы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309, в ней сокращено количество подпрограмм и изменён ряд показателей оценки эффективности.

Основными задачи реализации Госпрограммы являются:

  • стимулирование инвестиционной активности в Северо-Кавказском федеральном округе и привлечение капитала в экономику;

  • обеспечение поддержки проектов в сфере промышленности и агропромышленного комплекса, являющихся коммерчески эффективными, в рамках которых возможно привлечение частных инвестиций;

  • снижение уровня дотационности бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа;

  • создание новых рабочих мест в конкурентоспособных отраслях экономики;

  • обеспечение роста денежных доходов населения и снижение уровня безработицы;

  • создание современной туристической инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея;

  • увеличение количества рабочих мест, созданных резидентами особых экономических зон, входящих в туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея;

  • увеличение числа мест/коек в коллективных средствах размещения на территории курортов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея;

  • обеспечение доступности для населения медицинской помощи на всех ее этапах, в том числе за счет реконструкции и строительства объектов (учреждений) здравоохранения;

  • модернизация объектов образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения;

  • обеспечение доступности для граждан Российской Федерации актуальной информации о событиях в Северо-Кавказском федеральном округе;

  • увеличение в национальном информационном пространстве доли информации о Северо-Кавказском федеральном округе;

  • обеспечение доступности для населения услуг дошкольного образования;

  • создание условий для увеличения доли обучающихся общеобразовательных организаций, занимающихся в первую смену;

  • создание условий для увеличения рождаемости и продолжительности жизни населения.

Планируемые результаты:

- укрепление социальной, экономической и политической безопасности регионе;

- существенное улучшение инвестиционного климата;

- развитие транзитного потенциала Северного Кавказа, активная интеграция экономических систем регионов Северо-Кавказского федерального округа в единое экономическое пространство Российской Федерации и мировой рынок;

- модернизация социальной инфраструктуры (в т.ч. в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства);

- создание новых центров экономического развития и промышленных зон, а также преодоление отставания депрессивных регионов; популяризация курортов и здравниц Северного Кавказа и динамичное развитие туристско-рекреационного комплекса.

Аналогичные задачи и результаты включают в себя основные региональные документы стратегического планирования - стратегии социально-экономического развития по субъектам СКФО:

- Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года;

- Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Ставропольского края от 20.04.2011 № 147-рп, в редакции от 26.06.2013;

 - Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утверждена Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38;

- Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 г.;

- Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия до 2020 г.;

- Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 г.;

- Стратегия развития Кабардино-Балкарcкой Республики до 2030 года

- ФЦП Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.

Учитывая, что основной период разработки данных документов был 2010 – 2012 гг., поэтому они носят, в большей степени, описательный характер. Они разрабатывались в докризисный период, а реализации глобального криза 2014 г., а также введение международных санкций по отношению к России, существенно затормозило развитие экономики. СКФО в этом отношении не стал исключением. Для

Система целей, задач и мероприятий госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (далее - государственная программа) не являлась сбалансированной и не обеспечивала взаимосвязь с планируемыми к 2025 году результатами ее реализации.

Валовый региональный продукт (ВРП) является важнейшим индикатором состояния экономики региона. Оценка его объема по субъектам СКФО проведена на основе показателей, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития РФ на 2016 год и на период до 2018 года (для субъектов РФ).



Структура экономики Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО) постепенно изменяется в процессе реализации Госпрограммы.



Рисунок 1 – Структура ВРП СКФО по итогам 2014 г., %
Начиная с 2013 г. произошло существенное изменение структуры ВРП: значительно упали доли сельского хозяйства (-0,7%), промышленности (-1,1%), строительства (-1,3%), транспорт и связь (-1,5%) и торговли(-1,5%). При этом выросли доли обобщённых разделов «Коммерческие услуги, деятельность в сфере финансов, недвижимости, сервиса и туризма» (+1,2%) и «Нерыночные услуги» (+5,3%). Особенно отметим резкий рост раздела «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование» с 9,1% до 10,7%. То есть можно сделать вывод о том, что основная доля ВРП формируется в сфере торговли и низкопродуктивных секторах, не обеспечивающих развитие регионам. Так, на данные сферы в ВРП приходится – 38,4%.

В структуре ВРП по субъектам СКФО на долю торговли и нерыночных услуг приходится в Республике Дагестан – 45,2%, В Республике Ингушетии 44,7%, Кабардино-Балкарской Республике – 59,1%, Карачаево-Черкесской Республике – 46%, Республике Северная Осетия Алания – 39,8%, Чеченской Республике – 49,1%, Ставропольском крае – 57,5%.


Таблица 1 – Структура ВРП субъектов СКФО за 2015 г., %






Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ания

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Нерыночные услуги

Республика Дагестан

14,0

0,1

0,4

3,6

2,2

20,5

25,8

5,4

6,5

0,1

21,4

Республика Ингушетия

6,4

0,0

1,7

6,1

3,8

14,1

18,0

0,5

5,4

0,1

43,9

Кабардино-Балкарская

16,2

0,0

0,1

14,2

5,9

7,2

18,5

1,4

5,3

0,2

31,0

Карачаево-Черкесская .

19,2

0,0

1,5

13,3

8,4

8,0

9,8

0,6

4,4

0,2

34,6

Северная Осетия-Алания

15,6

0,0

0,3

8,5

5,4

8,5

18,3

1,8

6,6

0,1

34,9

Чеченская Республика

7,2

0,0

1,7

2,7

1,9

15,4

17,1

3,5

5,6

0,1

44,8

Ставропольский край

15,0

0,1

0,7

11,8

5,3

7,7

17,9

2,4

9,4

0,3

29,4

Каталог: document
document -> Информация относительно прав пожилых людей
document -> Кемеровской области гбук кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова
document -> Кабинет Министров Украины Министерство социальной политики Украины Государственная служба по вопросам инвалидов и ветеранов Украины национальный доклад
document -> Дополнительное оборудование
document -> П\п Наименование дисциплины (модуля), практик в соответствии с учебным планом
document -> Обеспечение образовательной деятельности мскоу «Специальная школа-интернат I-II вида» информационно-техническими и прочими средствами обучения и воспитания № п/п


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал