По динамике роста в обрабатывающей промышленности лидирует машиностроение



Скачать 225.2 Kb.
Дата17.10.2016
Размер225.2 Kb.
Основной задачей Министерства в 2013 году была системная работа по исполнению всех поручений Главы государства, озвученных в Стратегии 2050.

По всем ключевым направлениям министерства приняты и реализауются пятилетние программы. Имеются конкретные планы действии.

Прошедший год был непростым для всей промышленности. Особенно для горно-металлургического комплекса на фоне сокращения объемов производства металлургической промышленности во всех странах в связи со снижением цен на основные металлы.

Все же, несмотря на негативные тенденции в мировой экономике, нам удалось сохранить положительную динамику промышленного производства. Рост составил 2,3%, в том числе горнодобывающая промышленность выросла на 3,1%, обрабатывающая - на 1,6%.

По динамике роста в обрабатывающей промышленности лидирует машиностроение (план 112%, факт 114,6%). Объем производства превысил 850 млрд. тенге.

В 2 раза увеличилось производство легковых автомобилей – с 19 186  до 37 471 единицы.

Автобусов - в 4,5 раза – с 205 (двухсот пяти) до 922 (девятисот двадцати двух) штук.

В прошлом году мы наладили выпуск автомашин Пежо. А в мае этого года с конвейера сойдет внедорожник Тойота.

Всего, в автопроме в этом году мы планируем преодолеть рубеж в 50 тысяч автомобилей в год.

По автопрому разработана «дорожная карта» действий бизнеса и госорганов для достижения намеченных рубежей.

Заметное развитие наблюдается в стройиндустрии. В прошлом году рост составил 11,8%.

Доля строительных материалов отечественного производства на внутреннем рынке выросла почти до 72%. В рамках ГПФИИР перед нами стоит задача – довести долю до 80%. Уверен, по итогам этого года показатель будет достигнут. Уже сейчас увеличились объёмы производства цемента, кровельных, теплоизоляционных материалов, пластмассовых труб и сухих строительных смесей. Внутренний рынок на 100% обеспечен цементом, изделиями из бетона и гипсокартоном. 

В текущем году, благодаря запуску двух цементных заводов, западный и северный регионы страны могут полностью отказаться от импорта цемента.

ТОО «Каспий Цемент» уже в конце прошлого года произвело холодный запуск производства, мощностью 1 млн.тонн продукции в год.

«Байтерек» совместно с акиматом Кызылординской области работает над проектом по строительству завода листового стекла, реализацию  которого планируется начать в этом году.

Объем производства в химической промышленности вырос на 3,3%. Увеличились объемы производства серной кислоты на 10,8%, аммиака на 14,5%, моющих средств - на 62,6%.

Приняты комплексные планы развития и модернизации предприятий химпрома. Только Казфосфат планирует до 2020 года планирует инвестировать около 1 млрд.долл. в новые продукты и энергосбережение.

В целом, в 2014 году мы прогнозируем положительный рост по большинству курируемых отраслей.

Однако есть риск не достижения запланированных показателей (в рамках обеспечения ежегодного роста ВВП на 6-7%) в трех секторах: по добыче цветных металлов, химической промышленности и цветной металлургии. Это опять же связано с негативной тенденцией, складывающейся на рынке цветных металлов и фосфорных удобрений. Остановкой на реконструкцию Жезказганского медеплавильного завода.

Вместе с тем, с каждым из предприятий ведется работа по снижению этих рисков и мобилизации резервов. Ведется работа по увеличению загрузки АМТ, увеличению переработки алюминия, свинца предприятиями стройиндустрии и машиностроения.

По итогам 2014 года в металлургической промышлености  прогнозируем:

ИФО добычи руд цветных металлов на уровне 94,0%

ИФО производства основных благородных и цветных металлов на уровне 90%.

В условиях  мирового спада производств в ГМК, который длится более двух лет, и по оценкам ведущих аналитиков продлится еще три четыре года, необходимо выработать комплексные меры господдержки,которые дадут ощутимый результат и экономический эффект для предприятий отрасли, позволят сохранить конкурентоспособность продукции и рабочие места.

Существенный импульс развитию обрабатывающей промышленности дала реализация индустриальной программы.

Производительность труда в обрабатывающей промышленности в 2013 году составила 57,5 тыс. долл. США/чел, реальный рост к 2008 году составил 158,5%, что уже опережает план к 2015 году.

Сегодня в рамках Карты индустриализации введен 651 проект на сумму 2,4 трлн. тенге, создано 67 тыс.постоянных рабочих мест (из них фактически занято только 52,4 тыс. человек или 78%).

В 2013 году введены 137 проектов на сумму порядка 400 млрд. тенге, создано 11 тыс. постоянных рабочих мест.

По всем проектам в 2013 году освоено 1,5 трлн. тенге (в основном частные инвестиции)  на строительных работах было задействовано 78 тыс. человек.

За 4 года введенными проектами Карты произведено продукции на 2,7 трлн. тенге, в том числе в 2013 году –1,2 трлн. тенге или 6,5% от общего объема промышленного производства.

Их доля в обрабатывающей промышленности составила 10,2%.

Вклад проектов Карты в приросте ВВП за 9 месяцев 2013 года составил 0,9 процентных пункта из 5,8%.

Экспорт продукции проектов Карты составил 100 млрд. тенге.

В 2014 году запланирован ввод 150 проектов на сумму 


1 трлн. тенге с созданием 16 тыс. постоянных рабочих мест.

В целом, по итогам 5 лет будет введено 800 проектов на 


3,4 трлн. тенге с созданием порядка 83 тыс. постоянных рабочих мест.

Что касается проблемных проектов. Год назад их было 35. Основные причины – сезонный характер производства, проблемы со сбытом, недостаток финансирования.

К каждому проблемному проекту мы подошли индивидуально, в результате  – 25 проектов заработали.

Так, по текстильной фабрике в г. Шымкент ТОО «Oxy-Textile» решен вопрос с поставками сырья – в первом квартале т.г. производство заработает.

По заводу по производству самолетов «Фермер» в Правительстве проведено ряд совещаний. Есть четкое понимание, найден инвестор, до конца года проект приступит к реализации.

 С АО «НК «Казахстан инжиниринг» проводится работа по организации сборки беспилотных летательных аппаратов.

 

Сейчас осталось 10 проблемных проектов. Все они региональные. По каждому есть конкретный план действий.



 

Что касается крупных проектов.

В 2013 году введено 6 проектов республиканской Карты индустриализации:

1) новый ферросплавный завод в г.Актобе (цех №4) АО «ТНК «Казхром»;

2) Костанайский прокатный завод ТОО «Евраз Каспиан Сталь»;

3) производство автомобилей марки Ssang Yong модели Nomad ТОО «СарыаркаАвтоПром»; 

4) Производство дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс АО «НК «КазМунайГаз»;

5) Расширение производственных мощностей в АО «Химфарм» в г. Шымкент АО «Химфарм»;

6) аффинажный завод в г.Астана АО «НГК «Тау-Кен Самрук».

Министерство обеспечит принятие необходимых мер по загрузке введенных  проектов.

В 2014 году запланирован ввод следующих крупных проектов:

1) Сернокислотный завод в г. Степногорске ТОО «ОХК» (Акмолинская область).

2) Рельсобалочный завод ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод».

3) Цементный завод ТОО «Кокше цемент» в Акмолинской области.

4) Производство cиловых трансформаторов классом напряжения 6–10 кВ ТОО «Уральский трансформаторный завод» (ЗКО).

В текущем году будет начато строительство 6 проектов республиканской Карты:

1) Строительство завод по производству минеральных удобрений, ТОО «ЕвроХим-Удобрения».

2) Производство глифосата, ТОО "Объединенная химическая компания" (Жамбылская область).

3) Строительство завода по производству листового стекла в г. Кызылорда, ТОО «Самрук-Казына Инвест».

6) Строительство линии 500 кВ Экибастуз - ШГЭС (Семей) - Усть-Каменогорск, АО "KEGOC".

 

        В рамках первой пятилетки были определены приоритетные отрасли, выработаны механизмы и инструменты господдержки.



Была проведена оценка текущего состояния отраслей и дальнейший потенциал их развития.

К примеру, созданы новые сектора экономики – ж/д машиностроение и автопром.

В настоящее время в соответствии с поручением Главы Государства ведется работа по разработке программы второй пятилетки индустриально-инновационного развития.

Для своевременной и качественной разработки программы второй пятилетки под Вашим руководством создана Комиссия по промышленному развитию. Сформированы отраслевые рабочие группы. К данной работе активно привлекается бизнес-сообщество, Национальная палата предпринимателей.

Вторая пятилетка будет сконцентрирована на ограниченном количестве приоритетов индустриализации. 

При этом, методологическое сопровождение разработки программы второй пятилетки будет осуществлять АО «Казахстанский институт развития индустрии» при МИНТ РК.

Если говорить про работу с проектами.

В рамках первой пятилетки мы собрали все бизнес инициативы. Поддержали все крупные, средние и малые проекты, а также инфраструктурные проекты.

Теперь, когда есть понимание, во второй пятилетке будут пересмотрены подходы по Карте индустриализации.

Карту индустриализации предлагается сконцентрировать на приоритетных секторах обрабатывающей промышленности.

Войдут проекты, предусматривающие формирование отраслей и развития кластеров.

О ключевых направлениях деятельности и задачах на 2014 год.



 

По инвестициям:

На годы реализации Госпрограммы пришлись около 70% ($ 13,5 млрд.) всех валовых прямых иностранных инвестиций, привлеченных в обрабатывающую промышленность ($ 19,6 млрд.) начиная  с 2005 года.

В целях сохранения темпов инвестиций реализуется Национальный план по привлечению инвестиций, в рамках которого:

-     построена системная работа: загранучреждения – центр – регионы (МИД РК - МИНТ, Kaznex Invest - Акиматы);

-     определены с учетом перспективных секторов 6 приоритетных государств: Германия, Франция, США, Япония, Южная Корея, и Великобритания, 44 приоритетных проекта (на сумму $ 17,6 млрд.) с акцентом на привлечение «знаковых» ТНК;

-              усилена работа в регионах (специальные заместители акимов по индустриальному развитию и инвестициям с индивидуальными планами);

-              созданы Центры обслуживания инвесторов;

-              на контроле более 300 инвестиционных проектов                             (110 реализованы - $ 20,6 млрд., 98 реализуются - $ 44,7 млрд., 131 в перспективе - $ 33,6 млрд.).

В 2014 году с участием иностранных компаний запланировано введение в эксплуатацию следующих проектов:

- создание космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан в г. Астана совместно с французской компанией EADS-Astrium;

- фармацевтический завод в Алматинской области с участием турецкой компании «Abdi Ibragim»;

- завод по производству шаровых кранов с участием германской компании «BohmerArmaturen GmbH».

Вместе с тем, усиливающаяся мировая конкуренция за ПИИ требует поиска новых решений по привлечению ПИИ, не только в части улучшения инвестиционного климата, но и в части точечного привлечения «знаковых» компаний-инвесторов.

В целях дальнейшего закрепления вышеуказанного направления:

−    выстраивается система взаимодействия с национальными компаниями как основными драйверами привлечения ТНК (пример, КТЖ привлечены Talgo, Alstom, General Electric; Казатомпром - AREVA, CEIS, MARUBENI, CAMECO). Основная задача – отказ от приобретения готовых товаров за границей, открытие производств в Казахстане путем точечного привлечения крупных иностранных инвесторов, с возможностью представления гарантированного заказа.

Одним из ключевых инструментов в привлечении инвестиций и основными точками роста во второй пятилетке индустриализации станут специальные экономические зоны.

В прошлом году на строительство инфраструктуры СЭЗ из республиканского бюджета выделено – 5,6 млрд. тенге, объем частных инвестиций в проекты составил 46 млрд. тенге, то есть на 1 бюджетный тенге привлечено 8 тенге частных инвестиций. Стоит отметить, что средний показатель за период с 2008-2013 годы составляет один к двум.

- предприятиями на территориях СЭЗ произведено продукции на сумму 124 млрд. тенге.

В октябре прошлого года Главой Государства отмечено слабое развитие отечественных СЭЗ в текущем периоде. Мы провели анализ ситуации. Для этого привлекли одну из сильных компаний мира - сингапурскую государственную компанию «JURONG».

         В ходе исследования деятельности СЭЗ (с выездом в регионы и сбором информации в местах дислокации всех 10 СЭЗ) осуществлен анализ индустриальной направленности СЭЗ, процедур и порядка функционирования СЭЗ, обзор финансирования и бизнес-планирования, а также ревизия действующего законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность СЭЗ.

         В целях выведения на новый уровень отечественных СЭЗ, в этом году планируются:

         1)      утвердить проект Общего плана развития, продвижения и управления СЭЗ, с учетом требований концепции второй пятилетки индустриализации и кластерной политики;

         2)      откорректировать законодательства, направленных на снятие барьеров, сдерживающих развитие СЭЗ;

         3)      создать единого оператора с привлечением стратегического партнера.

Электроэнергетика

В прошлом году в стране было выработано 91,9 млрд. кВтч электроэнергии. Это на 1,7 млрд. кВтч больше в сравнении с предыдущим годом и является историческим максимумом за годы независимого Казахстана.

В соответствие с законом «Об электроэнергетике» утвержден энергобаланс страны до 2020 года.

В рамках предельных тарифов с 2009 года было введено более 1700 МВт мощности, уменьшен разрыв между установленной и располагаемой мощностями на 20%, остановлен износ оборудования, снижена аварийность на 12% и создано около 600 постоянных рабочих мест.

Эти мероприятия позволили в полном объеме покрыть потребности в электроэнергии проектов, реализованных в рамках программы ГПФИИР.

За оставшийся период действия предельных тарифов планируется ввести более 1 500 МВт новых и восстановленных мощностей.

Продолжается совершенствование нормативно-правовой базы в электроэнергетической сфере. Так, по итогам года разработаны 18 нормативно-правовых актов.

Основная задача на 2014 г. - это утверждение разработанной Концепции топливно-энергетического комплекса до 2030 года, в которой представлена модель рынка электроэнергии, обеспечивающая прозрачные и адекватные тарифы на электроэнергию на долгосрочную перспективу, улучшение инвестиционной привлекательности и переход от административных мер регулирования к рыночным. Составной частью Концепции станет энергобаланс страны до 2030 года, который даст возможность более точного определения долгосрочной перспективы развития энергетической отрасли.

Госэнергонадзор:

В прошлом году Правительством были приняты 48 основополагающих нормативно-правовых актов в области электроэнергетики. Министерством выполнены 11 стратегических задач в этой отрасли.

Разработан и находится на рассмотрении Мажилиса законопроект, направленный на усиление контрольной деятельности за работой объектов электроэнергетики.

Утверждены нормы запаса топлива энергоисточников и четко регламентированы условия получения паспорта готовности к работе в отопительный период.

Впервые проводятся квалификационные проверки знаний энергетиков. Эта работа будет вестись на постоянной основе.

Благодаря внесенным изменениям в нормативно-правовые акты, упрощена процедура подключения субъектов малого и среднего бизнеса к электрической энергии. Так, количество процедур сокращено с 6 до 4; введена новая градация для МСБ – мощность подключения до 100 кВт; с 30 до 7 рабочих дней сокращена процедура при подключении до 100 киловатт и до 10 дней – свыше 100 киловатт.

 В рамках государственной политики по устранению административных барьеров в Восточно-Казахстанской области запущен пилотный проект по выдаче технических условий на подключения к электрической и тепловой энергии через ЦОНы.

Разработана и утверждена комплексная программа модернизации релейной защиты и автоматики.

Ужесточение контроля в сфере энергетики позволила снизить количество технологических нарушений на 11,4%, а травматизм – на 14,7%.

По результатам проведенного анализа 67% технологических нарушений приходится на электросетевые объекты и 19% - на электрические станции.

В связи с этим, будет активизирована работа по повышению надежности передачи электрической энергии в мероприятиях по модернизации этих объектов.

В результате реализации контрольных функций Комитетом госэнергонадзора составлено 667 протоколов об административных правонарушениях, что в 2,8 раза больше, чем в прошлом году.

Сумма взысканий по сравнению с прошлым годом увеличена на 41,3 млн. тенге и составила 51,9 млн. тенге.

К стратегическим задачам на 2014 год можно отнести:

Утверждение в Парламенте законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики»

Разработку и внедрение системы оценки деятельности электрических станций по международной методологии системы KPI

Кардинальное изменение процесса подключения к сети электроснабжения объектов бизнеса по примеру 10 ведущих стран мира.

В сфере геологии:

Глава Государства в Послании народу Казахстана особое внимание уделил вопросам развития геологии. Было отмечено, что наши недра не разведаны, как следует и все еще есть большие возможности по приросту запасов. Также, были поставлены задачи по выходу Казахстана на мировой рынок услуг в области геологоразведки, привлечению инвестиций и развитию отраслей редких и редкоземельных металлов.

В период с 2000 по 2013 год суммарный объем инвестиций составил более 8 трлн. тенге, из них 234 млрд. тенге на геологоразведочные работы.

Прирост запасов по приоритетным видам полезных ископаемых за 2010-2013 годы составил 30%.

Для реализации поручений Главы государства предусмотрен пакет реформ геологической отрасли, которые отражены в разработанной Концепции развития геологической отрасли до 2030 года и Программы развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса на 2015-2019 годы.

Так, по разработанной Программе развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса на 2015-2019 годы планируются финансирование из республиканского бюджета в размере                             161 млрд. тенге.

Одним из методов планируемых работ является внедрение в геологоразведочный процесс технологически совершенных методов, как проведение опережающих аэрогеофизических работ по площадям предстоящего проведения региональных работ с целью повышения их эффективности, внедрение геохимического картирования методом подвижных форм, основанного на высокоточной аналитике, а также использование результатов дистанционного зондирования Земли.

Активизирована работа по геологическому изучению регионов с особым акцентом на моногорода. Так, в Жезказганском регионе проводятся геологоразведочные и исследовательские работы на площади более 130 тыс. кв.км путем геохимического картирования.

В этих работах активное участие принимает АО «Казгеология».

Будут изучены 14 структур при этом финансирование проводимых геологоразведочных работ в период 2012-2014 годы, составит порядка одного миллиарда тенге, с последующим финансированием в период 2014-2016 годы на 1,6 млрд тенге.

Кроме этого, 25 млрд. тенге запланированы в рамках комплексного плана социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района Карагандинского области, а также за счет средств корпорации «Казахмыс» на период 2014-2015 годы будет выделено более 5 млрд. тенге.

На Байконурской площади до конца текущего года будут проводиться геологоразведочные работы. В прошлом году пробурено 306 скважин, общим объёмом более 17 тыс. погонных метров.

Основой проведения геологоразведочных работ является изучение имеющихся материалов прошлых лет. Здесь хотелось бы отметить, что в соответствии с Вашим поручением, нами максимально сняты административные барьеры, затрудняющие работу инвесторов.

Проведена большая работа по совершенствованию законодательства в сфере недропользования, включая кардинальное упрощение порядка предоставления права недропользования на геологоразведку.

Справочно:

Так, с октября 2013 года  сняты вопросы расчета исторических затрат и сокращены сроки их подготовки до 7 дней в то время как раньше требовалось 240 дней. С начала этого года стало возможным определить стоимость геологической информации в однодневный срок.

 

В связи со снятием моратория на предоставление права недропользования предстоит провести конкурсы по 105 объектам недропользования. Конкурсы пройдут согласно бонитетной системе расчета исторических затрат.

Упрощен вопрос доступа недропользователей к геологическим материалам для ознакомления. Теперь для  ознакомления с геологической информацией достаточно разрешения уполномоченного органа.

Министерством продолжается работа по формированию кадрового потенциала в геологии.

В конце прошлого года между Министерством и  ведущими техническими ВУЗами страны подписан Меморандум по формированию кадрового потенциала в сфере геологии и недропользования.

Для дальнейшего развития кадрового потенциала геологической отрасли планируется увеличение количества грантов в ВУЗах и по программе «Болашак», именные стипендии лучшим студентам, обучающимся по геологическим специальностям.

Решаются вопросы организации производственных практик для студентов на базе действующих предприятий отрасли.

         В целях повышения инвестиционной привлекательности геологической отрасли в текущем году  на веб-портале Комитета геологии и недропользования планируется создать геоинформационную систему «Интерактивная карта» с указанием  занятых и свободных контрактных территорий по твердым полезным ископаемым.

В планы на 2014 год включены следующие задачи:

1) Расширение государственного геологического изучения за счет бюджетных средств и инвестиций, утверждение Отраслевой программы развития отрасли на 2015-2019 годы,

2) Внесение изменений в ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию МИНТ, МО и МРР РК,

3) Подготовка 8 тематических справочников по планируемым                  24 видам полезных ископаемых,

4) Обеспечение соответствия Казахстана требованиям «Инициативы прозрачности добывающих отраслей».

5) Внедрение международных стандартов по запасам и ресурсам полезных ископаемых,

6) Создание интерактивной карты размещения лицензированных объектов ТПИ,

Серик Ныгметович, просил бы Вас оказать поддержку в решении вопросов укрепления материально-технической базы, в том числе путем обеспечения геологических фондов современным зданием.

На Правительственном уровне решить вопрос передачи оригиналов геологических материалов по территории Казахстана из Российской Федерации.

Несколько слов о деятельности АО «Казгеология»:

АО «Казгеология» сейчас ведет работу по 4 основным направлениям:

1) Геологическое изучение недр по государственному и коммерческим заказам. Выполняются геологоразведочные работы на 15 объектах, в том числе вблизи моногородов Балхаш, Сатпаев, Жезказган. За 2012-2013 г.г. пробурено 68 000 п.м. (650 скважин).

В целях развития и восполнения минерально-сырьевой базы Жезказганского региона, до конца текущего года будет разработана проектно-сметная документация по перспективным участкам. Со следующего года будут начаты поисковые и поисково-оценочные работы.

2) Ведется активная работа по привлечению иностранных инвестиций в геологоразведку, в том числе таких крупных инвесторов как англо-британский концерн Рио Тинто, корейская национальная компания КОРЕС, австралийская компания Илука, японская национальная компания JOGMEC. Кроме того, прорабатывается вопрос сотрудничества с инвесторами из Германии и Канады.

По двум проектам с Рио Тинто завершены проектные работы. Уже в середине текущего года будут начаты полевые работы в Шетском и Актогайском районах Карагандинской области с применением передовых подходов и технологий Рио Тинто (аэрогеофизика, трехмерное моделирование, новейшие виды лабораторного анализа). Первоначальный объем инвестиций составит более 2 млрд. тенге.

По проектам с КОРЕС, Илука и JOGMEC оформляются контракты на недропользование.

3) Ведутся работы по созданию Центра геологических исследований совместно с АОО «Назарбаев Университет». Выполнен мастер-план, в настоящее время разрабатывается ТЭО. Строительство будет начато в сентябре 2014 года.

4) Составлен план мероприятий по поэтапному изучению метаноносности Карагандинского угольного бассейна. В текущем году предполагается завершить анализ и обобщение фондовых геолого-геофизических материалов по Карагандинскому бассейну для определения наиболее перспективных участков.

Начаты работы по включению угольного метана в Государственный классификатор Республики Казахстан как отдельный вид полезного ископаемого и по внесению соответствующих поправок в законодательство.

 

О системе технического регулирования:



Нами разработан и направлен государственным органам проект Комплексного плана по мерам совершенствования и модернизации системы технического регулирования и метрологии на 2014-2020 годы. Данный документ требует выделения финансовых средств, в части оснащения и модернизации испытательных баз по требованиям технических регламентов Таможенного союза и разработки соответствующих нормативных документов, взаимосвязанных с ними. Для выполнения поставленных задач, необходимо проведение внеочередного заседания РБК.

В этой связи просим продлить сроки внесения Проекта в Правительство по итогам проведения РБК.

На сегодня, в целях усиления переговорных позиций в рамках Таможенного Союза созданы Региональные штабы. Данную работу возглавляют Спецзамакимы, ответственные за вопросы индустриализации. Их основная задача - своевременно рассматривать проекты всех документов, поступающих в рамках Таможенного союза.

С целью выявления побочных эффектов и рисков, скрытых затрат, оценки вероятности выгод при разработке технических регламентов Таможенного союза в обязательном порядке необходимо проводить государственными органами оценку регулирующего воздействия, при координирующей роли МЭБП.

Для качественного исполнения вышеуказанных задач объективно возникает необходимость институционального усиления КТРМ и его территориальных органов.

По энергоэффективности:

Принят Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», утверждены 23 основополагающих нормативных правовых акта, уже реализуется отраслевая программа «Энергосбережение – 2020».

Так, в прошлом году в области энергосбережения и повышения энергоэффективности были достигнуты 9 основных показателей, а именно:

1) в 2012 году по сравнению с 2008 годом энергоемкость ВВП РК снижена на 13,5%, что свидетельствует о досрочном достижении целевого индикатора ГПФИИР по снижению энергоемкости ВВП РК на 10% до 2015 года;

2) утверждена отраслевая программа «Энергосбережение – 2020», определены 9 основных направлений, в том числе промышленность, энергетика, ЖКХ, транспорт, бюджетный сектор, освещение;

3) сформирован Государственный энергетический реестр;

4) дан старт проведению масштабных энергоаудитов (впервые создан рынок энергоаудита в Казахстане, уже аккредитовано свыше 20 юридических лиц на право проведения энергоаудита и (или) экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности);

5) налажен государственный контроль в области энергосбережения и впервые были проведены масштабные проверки;

В 2013 году (с введением в действие НПА) были обеспечены масштабные проверки по 8 статьям Кодекса об административных правонарушениях.

В ходе данных проверок были выявлены многочисленные факты нарушения требований принятых НПА и в отношении соответствующих лиц составлен 51 протокол об административных правонарушениях и взыскано 7,3 млн. тенге в доход государства (всего проверено 78 объектов).

В первом полугодии 2014 года планируется проверить около 140 объектов. В их числе крупные потребители электроэнергии: Аксуский завод ферросплавов, Арселор Миттал Темиртау, Казахстанский электролизный завод, Казахстан Темир Жолы, Таразский металлургический комбинат и т.д., которые потребляют порядка 30 млрд. киловаттчасов или 33% от общего потребления страны.

6) организована деятельность учебных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров (открыто 11 учебных центров и обучено порядка 1 000 энергоаудиторов);

7) введено требование по организации системы энергоменеджмента (с 1 января 2014 года все субъекты ГЭР обязаны создать, внедрить и организовать работу системы энергоменеджмента в соответствии с международными стандартами);

8) введен запрет на производство, продажу электрических ламп накаливания свыше 25 Вт;

9) установлены нормативы энергопотребления, в том числе по отраслям черной и цветной металлургии, горнодобывающей и топливной промышленности (индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны не превышать нормативы энергопотребления).

Как известно функция энергетического контроля возложена на Комитет государственного энергетического надзора и контроля Министерства.

А это контроль за 66 электрическими станциями, 26 котельными, 450 тыс. км линий электропередачи,. 200 тыс. трансформаторных подстанций. Плюс 740 крупных потребителей и свыше 18 тыс. социальных объектов.

В прошлом году к 51 функции добавлены еще 9. Среди них:  контроль за политикой энергосбережения, приемка объектов после перевооружения, квалификационные проверки знаний и аккредитация в области энергосбережения энерогоэкспертизы и т.д. При этом штатная численность составляет только 87.

Очевидно, что существующая численность сотрудников Госэнергонадзора не обеспечивает адекватный уровень ответственности в сравнении с потенциальным риском и возможным ущербом, а также не отвечает современным требованиям по контролю в сферах энергетики и энергосбережения.

Ход подготовки и прохождения отопительного сезона рассматривался на 4 заседаниях Правительства с участием  Премьер-Министра, а также его заместителей. Также 2 раза в месяц проводятся отраслевые селекторные совещания.

Одним из важных факторов реализации озвученных задач, является необходимость увеличения штатной численности Комитета, с доведением численности в каждой области не менее чем до 15 человек.

В настоящее время численность территориальных департаментов Комитета составляет от 3-х до 5-ти человек.

По развитию инновации:

Утверждена Концепция инновационного развития РК до 2020 года. Ее цель - содействие вхождению Казахстана в число 30-ти конкурентоспособных стран мира на основе развития новых технологий и услуг, обеспечивающих переход от сырьевого к инновационному типу экономики. Для выполнения задач Концепции Правительством принята соответствующая Дорожная карта по ее реализации.

 Кроме того, основной упор был сделан на создание и формирование инновационного кластера Парка инновационных технологий. Для этого разработаны основной и сопутствующий законы об инновационном кластере «Парк инновационных технологий», которые сейчас находятся на рассмотрении в Мажилисе.

В целом, наблюдается активный рост доли инновационно-активных предприятий, с 4% до 7,6% за годы ПФИИР.

Также, возросли объемы внутреннего финансирования  НИОКР с 43 до 51 млрд. тенге.

Более чем в 4 раза вырос объем инновационной продукции - до 2,5 млрд.долл. (с 82 до 379 млрд. тенге).

Планы на 2014 год:

Разработка проекта Закона по вопросам стимулирования инновационной деятельности

1)                 Строительство 2-очереди СЭЗ «Парк инновационных технологий»;

2)                 Принятие Закона «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий»;

3)      Разработка целевых технологических программ.

Для эффективной реализации поставленных задач по ключевым направлениям деятельности Министерства были разработаны 10 законопроектов. Их принятие позволят совершенствовать государственный контроль и надзор за работой объектов электроэнергетики, ускорить развитие новых технологий, устранить пробелы в действующей процедуре предоставления права недропользования и законодательно урегулировать общественные отношения, возникающие при реализации офсетных соглашений с поставщиками-нерезидентами (продавцами).

Справочно:

- по вопросам инновационного кластера «ПИТ» (основной и сопутствующий), 

- по организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики

- в сфере недропользования

            - по вопросам АО «БРК»

            - стимулирования инновационной деятельности

- об офсетных соглашениях (основной и сопутствующий)

- о национальных управляющих холдингах.

В текущем году Министерством в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства будут разработаны 5 законопроектов: в сфере использования атомной энергии (основной и сопутствующий), драгоценных металлов и  драгоценных камней (основной и сопутствующий), по вопросам энергоэффективности, горный кодекс, а также пакет законопроектов, направленных на совершенствование законодательства по венчурному финансированию и поддержке  инноваций.



В 2013 году мы активно принимали участие в нормотворческой деятельности в рамках интеграционных процессов ЕЭП. Нами в прошлом году проанализированы 19 чувствительных товаров, проработаны вопросы соглашений по вступлению в ВТО.

В целом, по всем ключевым направлениям деятельности у нас есть четкое видение дальнейшего развития. Основной задачей на этот год является качественное и своевременное исполнение всех поручений Главы государства.
Каталог: sites -> default -> files -> txt,%20pdf,%20docx,%20doc,%20zip,%20rar,%20xls,%20xslx,%20png,%20jpg,%20tiff,%20djv
files -> Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3
txt,%20pdf,%20docx,%20doc,%20zip,%20rar,%20xls,%20xslx,%20png,%20jpg,%20tiff,%20djv -> Отчет о реализации операционного плана
txt,%20pdf,%20docx,%20doc,%20zip,%20rar,%20xls,%20xslx,%20png,%20jpg,%20tiff,%20djv -> Правила обеспечения промышленной безопасности для хвостовых и шламовых хозяйств опасных производственных объектов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал