Пожаро и взрывобезопасность это способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и распространению пожаров



страница1/10
Дата03.09.2017
Размер2.12 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Предисловие

Военные корабли существуют для боя. В зависимости от назначения они оснащаются ракетным, торпедным, артиллерийским, противолодочным и бомбовым оружием, а также другими боевыми и техническими средствами. Некоторые из них несут самолеты и вертолеты.

Но нельзя забывать, что корабли, предназначенные для боевых действий, должны рассчитывать и на возможность получения ответных ударов. Кроме того, в процессе повседневной деятельности и боевой учебы, вследствие неблагоприятной обстановки, связанной с метеорологическими условиями, с навигационными опасностями или непредвиденным выходом из строя материальной части, корабль может получить повреждения, сесть на мель, столкнуться с другим кораблем, на нем могут возникнуть пожары.

Все это отражается на потенциальных возможностях кораблей и в конечном счете понижает их боеспособность, зависящую от многих факторов. Как свидетельствует опыт вооруженной борьбы на море и повседневной эксплуатации, наиболее важный из них — живучесть корабля. И роль живучести непрерывно возрастает, что обусловливается постоянным усложнением систем вооружений, ростом мощи средств поражения, энерговооруженности и насыщения кораблей боеприпасами, взрыво — и пожароопасными материалами.

Что же такое живучесть? Кратко говоря, это способность противостоять боевым (полученным в бою) и аварийным (всем остальным) повреждениям, а также восстанавливать и поддерживать при этом в максимально возможной степени свою боеспособность.

Рассмотрим подробнее смысл каждого из четырех составных элементов живучести корабля: непотопляемость, пожаро — и взрывобезопасность, живучесть оружия [4] и технических средств, защищенность личного состава.

Непотопляемость — это способность оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждений корпуса.

Пожаро — и взрывобезопасность — это способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и распространению пожаров.

Живучесть оружия и технических средств — это способность их, несмотря на повреждения, обеспечивать продолжение боя и нанесение ударов по врагу.

Защищенность личного состава — это способность корабельных коллективных и индивидуальных средств защиты исключать или ослаблять воздействие на экипаж оружия противника, а также поражающих факторов, возникающих при повреждениях.

И все эти элементы живучести обеспечивает во многом корпус корабля.

Непотопляемость обеспечивается запасом плавучести и остойчивости, а также достаточной прочностью корпуса. Конструктивно это достигается делением переборками, палубами и платформами на то или иное количество водонепроницаемых отсеков. Корабль оборудуется водоотливной, осушительной, спускной и перепускной, противопожарной, топливной, креновой и дифферентной, балластной системами корпуса. Кроме того, он снабжается переносными водоотливными средствами, аварийно-спасательным имуществом и аварийным инструментом.

Основное назначение конструктивной противопожарной защиты: предотвращение возникновения пожара, ограничение его распространения по кораблю, защита путей эвакуации личного состава и рубежей борьбы с пожаром. Кроме того, есть на корабле и активная противопожарная защита, необходимая для обнаружения, оповещения и ликвидации пожара. В состав такой защиты входят системы и устройства пожарной сигнализации, системы и первичные средства пожаротушения.

Живучесть оружия и технических средств может быть конструктивно обеспечена бронированием жизненно важных отсеков, дублированием механизмов, систем и устройств, а также другими инженерными решениями. Защищенность же личного состава обеспечивается герметизацией корпуса корабля, очисткой воздуха, поступающего во внутренние помещения, наличием индивидуальных [5] средств защиты и, наконец, обмывом наружных поверхностей корпуса корабля.

Но всего этого недостаточно. Борьбу за живучесть корабля ведут экипажи, и «человеческий фактор» играет исключительно важную роль. Нет аварий оправданных и неизбежных. Аварийность и условия ее возникновения создают люди своей неорганизованностью и безграмотностью. Именно поэтому эффективность борьбы за живучесть во многом зависит от умения экипажей энергично и грамотно использовать все технические средства, от обученности и натренированности личного состава в ликвидации последствий аварий и боевых повреждений, от скоординированности действий всех корабельных подразделений.

Спасение поврежденного в бою корабля во многом зависит от того, как поведут себя люди, сумеют ли мобилизовать все свои духовные, и физические силы, сумеют ли преодолеть страх перед возможной гибелью в борьбе за спасение корабля. Поэтому борьбу за живучесть ведет весь личный состав в соответствии с обязанностями, указанными в расписании, инструкциях, наставлениях и руководствах. Исходя из требований Корабельного устава ВМФ, командиры и начальники должны обучать своих подчиненных приемам борьбы за непотопляемость, с пожарами, с опасными концентрациями газов (вредных веществ), за живучесть оружия и технических средств.

Это касается всего экипажа, каждого корабельного офицера, мичмана, старшины и матроса.

Русские и советские моряки неоднократно показывали образцы смелости, самоотверженности, стойкости, дисциплинированности в борьбе за живучесть своих кораблей.

Бороться до тех пор, пока есть хоть малейший шанс на спасение корабля — замечательная традиция русских и советских моряков. Во всей полноте она проявилась в годы Великой Отечественной войны. В короткие сроки экипажи устраняли боевые повреждения, восстанавливали боеспособность корабля и снова шли в море выполнять боевые задачи.

За последние десятилетия наш Военно-Морской Флот в корне изменился. В начале 50-х гг. в ответ на развязанную империалистами «холодную» войну наша страна широко развернула работу по созданию могучего океанского [6] ракетно-ядерного флота. Опираясь на успехи отечественного машиностроения, металлургии, радиоэлектроники и автоматики, удалось в сравнительно короткое время построить новые корабли, оснащенные атомной энергетикой, ракетно-ядерным оружием, совершенными образцами радиоэлектронной аппаратуры.

Казалось бы, наличие на этих кораблях новейшей автоматики, электронных средств уменьшит значение человека, обслуживающего оружие и технику. Но наглядный опыт послевоенных дальних походов и учений, опыт локальных военных конфликтов за рубежом свидетельствуют о другом.

В послевоенный период энерговооруженность современных кораблей, их насыщенность оружием и техническими средствами значительно возросла. Как следствие — увеличилась вероятность взрывов и пожаров при боевых повреждениях, увеличилось количество потенциальных очагов пожаров.

По сообщениям зарубежной печати, на флотах капиталистических государств, несмотря на принимаемые меры, число аварий и катастроф не уменьшается. Например, только в 1970–1972 гг. зарегистрировано 3787 аварий, из них 1880 по вине личного состава. С 1951 по 1970 г. на авианосцах ВМС США произошло 32 крупных пожара, более половины которых сопровождались взрывами, гибелью членов экипажа, уничтожением летательных аппаратов и значительными разрушениями. Число жертв при авариях в 60-х гг. по сравнению с 50-ми возросло вдвое — до тысячи человек.

Это подтвердили и события в период англо-аргентинского конфликта 1982 г. Попадание в корабли ракет и авиабомб приводило к крупным первоначальным разрушениям, а вследствие этих разрушений возникали большие очаги пожаров, которые быстро распространялись на другие корабельные помещения.

Экипажам поврежденных кораблей приходилось действовать без света в отсеках, без средств внутрикорабельной связи (как громкоговорящей, так и телефонной), в условиях, когда часть средств борьбы за живучесть вышла из строя, а отсеки заполнены токсичными продуктами горения. Поврежденные в ходе боев корабли быстро тонули, что характеризовало недостаточную подготовленность их экипажей к борьбе за живучесть.

Яркий пример этому — гибель английского эскадренного [7] миноносца «Шеффилд», который находился в радиолокационном дозоре в боевой готовности № 2, Поскольку связь шла через искусственный спутник Земли, то во избежание помех радиолокационные станции обнаружения и целеуказания были выключены.

Пущенную с аргентинского самолета ракету «Экзосет» обнаружили визуально всего за несколько секунд до попадания, и командир английского корабля успел лишь скомандовать: «Укрыться». Ракета пробила 10-миллиметровый борт под надстройкой главного командного пункта, пролетела через камбуз, центральный пост управления и взорвалась в посту энергетики и живучести.

Силой взрыва пробило палубу, возник пожар, который охватил всю среднюю часть корпуса, включая машинное отделение. Отсеки наполнились черным ядовитым дымом. Оболочка кабелей горела, как бикфордов шнур, огонь распространился по кораблю и подача электроэнергии вскоре прекратилась, остановились и противопожарные помпы. Экипаж не смог локализовать пожар, исправить повреждения и корабль погиб.

Все это наглядно подтверждает, что в современном бою при использовании новейшего оружия и самой совершенной техники роль человека не только не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Главным фактором, обеспечивающим победу в морском бою, был и остается человек.

Воспитать такого бойца — идейного, стойкого, преданного народу и Родине, проникнутого чувством личной ответственности за судьбу корабля, смелого, физически крепкого, психологически устойчивого и подготовленного к преодолению трудностей — вот главная задача.

Поэтому так важно тщательно изучать опыт Великой Отечественной войны в проведении борьбы за живучесть на надводных и подводных кораблях. М. В. Фрунзе, стоящий у истоков советского ВМФ, сказал в свое время: «Изучение опыта прошлого является необходимым условием правильного научно обоснованного решения теоретических и практических вопросов дня». Безусловно, это в полной мере относится и к изучению опыта Великой Отечественной войны.

В предлагаемой книге рассказывается об истории создания и использования корабельных средств борьбы за [8] живучесть в русском и советском ВМФ, о конкретных примерах самоотверженной борьбы за живучесть советских моряков в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

Очень важно, что при описании боевых повреждений и действий экипажей по спасению поврежденных кораблей сообщаются сведения по их устройству и вооружению, а также рассказывается о боевых действиях, в ходе которых корабли получили повреждения. Это помогает читателю лучше осознать значение подвига экипажа, спасшего тот или иной боевой корабль, познакомиться с вкладом, который внес корабль в дело разгрома врага.

Партия и правительство придают большое значение пропаганде славных традиций флота, военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к трудной и почетной профессии моряка. Ярким примером этому явилось посещение Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым в июле 1986 г. гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56, установленной на вечную стоянку во Владивостоке.

Он с большим вниманием выслушал рассказ старшего научного сотрудника музея Тихоокеанского флота полковника в отставке В. Е. Беленкова о героическом боевом пути этой подводной лодки. В 1942–1943 гг. она в составе отряда подводных лодок совершила сложнейший переход с Тихоокеанского флота на Северный, где за время войны потопила десять и повредила четыре корабля противника.

С особым интересом был воспринят рассказ о том, как в критической ситуации морского боя командир лодки ныне Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Г. И. Щедрин обратился с призывом к воинам-коммунистам стоять вахту за себя и за обессилевших беспартийных товарищей и как в ответ один из последних сказал, что беспартийных на лодке нет... В этой драматической ситуации весь экипаж стал коммунистическим.

Покидая эту подводную лодку, Михаил Сергеевич Горбачев оставил в книге почетных посетителей следующую запись: «Дорогие тихоокеанцы! С большим удовольствием ознакомился с мемориалом «Боевая слава Тихоокеанского флота», в котором увековечены героические подвиги воинов-тихоокеанцев в борьбе за свободу и [9] независимость нашей Родины. Мемориал является хорошей базой для активной работы по пропаганде славных традиций флота, военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к трудной и почетной профессии военного моряка.

Желаю тихоокеанцам успехов в совершенствовании боевого мастерства и выполнении воинского долга по защите государственных интересов Советского Союза на его дальневосточных берегах.

Будьте достойны подвигов тех, кто отстоял нашу Родину в годы суровых испытаний!»

Это доброе напутствие воинам-тихоокеанцам прозвучало как наказ партии всему личному составу ВМФ СССР.

Приведенные в книге примеры успешной борьбы за живучесть можно использовать на занятиях и беседах в морских школах ДОСААФ, в учебных подразделениях и на кораблях ВМФ. Эта книга как бы своеобразная хрестоматия и дополнение к учебному пособию «Борьба за живучесть надводного корабля» Д. М. Алпатова и Г. В. Воробьева.

Организовать высококачественно подготовку к борьбе за живучесть не просто. Эту задачу можно успешно решить только в том случае, если каждый член экипажа поймет личную ответственность за жизнь корабля. Поэтому так важно познакомить молодых моряков и тех, кто готовится ими стать — курсантов морских школ ДОСААФ, с тем, как самоотверженно выполняли свой долг воины в годы Великой Отечественной войны, показать на конкретных примерах необходимость того, чтобы каждый на корабле знал свое место и действия при аварии или боевых повреждениях, научился умело, энергично и самоотверженно бороться с водой и пожарами.

Для этого в первую очередь следует осознать простую и конкретную истину: боеспособность корабля при боевых и аварийных повреждениях будет обеспечена только в том случае, если техническая надежность и совершенство конструкций корпуса, механизмов, устройств и систем будет сочетаться с грамотными и самоотверженными действиями всего экипажа в борьбе за живучесть корабля. Осознанию этой истины, воспитанию такой личной ответственности и должна способствовать эта книга. [10]

Ее автор более трех с половиной десятилетий прослужил в рядах советского ВМФ, плавал на эскадренных миноносцах и крейсерах дважды Краснознаменного Балтийского и Краснознаменного Тихоокеанского флотов, участвовал в дальних походах наших кораблей. Будучи командиром электромеханической боевой части крейсера, флагманским инженер-механиком соединения кораблей, он принимал участие во многих учениях по борьбе за живучесть, в течение многих лет организовывал обучение экипажей этой борьбе, участвовал в ликвидации аварийных повреждений.

Свой большой опыт автор и попытался отразить в книге, которая адресована молодым морякам, юношам, готовящимся к трудной, почетной и ответственной службе в ВМФ, всем интересующимся историей нашего флота.

В добрый путь, молодые читатели. Надеемся, что, прочитав эту книгу, вы прикоснетесь к памятным страницам истории нашего славного Военно-Морского Флота и проникнитесь желанием стать достойными моряков — героев Великой Отечественной войны. [11]





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал