«помоги мне сделать это самому»



страница1/4
Дата21.10.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4
Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»



«ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»

(программа по социально-бытовой ориентации и

социально – педагогической реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья)

Автор:

Бабенко И. В.,

воспитатель

Сургутский район

2015 год
Будь готов откликнуться на призыв ребенка,

который нуждается в тебе,

всегда прислушивайся и отвечай ребенку,

который обращается к тебе.

Мария Монтессори

II. Пояснительная записка

1.Актуальность

Дети с ограниченными умственными и физическими возможностями испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).

Нарушения двигательного и психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей — все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.

Несформированность мотивации, к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

Овладение социально-бытовыми навыками напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

У детей с особенностями развития формирование социально-бытовых навыков не происходит самопроизвольно.

Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребёнка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от психофизических возможностей ребенка. Важно, чтобы приобретённые умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.

Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Работая в отделении реабилитации, мы ставим перед собой первоочередную задачу - помочь детям социализироваться в обществе.

- научить детей общаться, познать самого себя, и самое главное – научить социальной адаптации в быту.

2.Целевая группа:



  • Несовершеннолетние с ограниченными умственными и физическими возможностями в возрасте от 3-ёх до 18 лет.

  • Семьи, воспитывающие несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

3.Цель:

Формирование социально-бытовых представлений и навыков у несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, необходимых им для успешной адаптации в социуме и подготовке к самостоятельной жизни.



4.Задачи:

  • организовать методическое, кадровое, материально – техническое обеспечение программных мероприятий;

  • сформировать у несовершеннолетних социально-бытовые навыки и умения для применения их в повседневной жизни через реализацию программных мероприятий;

  • Провести анализ результатов и провести оценку эффективности

5. Формы работы

  • Коммуникативный тренинг

  • Ролевая игра

  • Экскурсии

  • Занятия по развитию бытовых навыков

  • Мастер – классы для родителей

6. Методы работы:

  • Объяснительно – иллюстративный метод (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).

  • Репродуктивный метод (работа по образцам).

  • Предметно – практический метод (экскурсии, практические занятия, игры)

  • Метод убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).

  • Метод организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение, тренинги).

  • Метод стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

2. Содержание

1.Этапы и сроки реализации программы (с августа 2015г. по июль 2018г.):

Организационный (24.08.2015 – 23.08.2016)

Мероприятия

Содержание деятельности

Сроки, ответственный

Разработка и утверждение нормативных документов, определяющих деятельность специалистов в рамках программы

Подготовить необходимую нормативно – правовую базу для обеспечения работы программы

Февраль, март 2016

Заведующий отделением. Специалист по социальной работе



Изучение международного и российского опыта по социально- бытовой ориентации детей-инвалидов через трудовые виды деятельности

Изучить не менее десяти источников литературы по социально - бытовой реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья

Август – декабрь 2015,

воспитатель



Подготовка материально-технической базы

Подготовить необходимые материально – технические условия для полноценной реализации практического этапа программы

Май – июль 2016,

Заведующий отделения, специалисты



Координация деятельности с учреждениями города (учреждения культуры, учреждения дополнительного образования)

Заключение необходимых договоров и соглашений о сотрудничестве по реализации направлений программы

Март – май 2016,

Заведующий отделения



Определение объема работ

Определение основных направлений социально –бытовой реабилитации, определение количества занятий и их продолжительности в соответствии с диагностикой физических и умственных возможностей несовершеннолетних

Август – декабрь 2015,

Специалисты, реализующие программу.



Организация программно-методического обеспечения программы

Подготовить необходимое программно–методическое обеспечение программы

Май-июль 2016

Специалисты, реализующие программу, методист



Практический (24.08.2016 – 23.08.2017)

Мероприятия

Содержание деятельности

Сроки, ответственный

Разработка программ занятий по направлениям реабилитации

Разработать технологические карты по направлениям программных мероприятий

Август – декабрь 2015,

Специалисты, реализующие программу.




Реализация мероприятий программ.

Проведение реабилитационных занятий

Август 2016 – август 2017

Специалисты отделения



Организация работы с семьей, имеющей несовершеннолетнего с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Проведение консультативно – обучающих мероприятий с родителями несовершеннолетних по закреплению и развитию приобретённых бытовых навыков и умений.

Август 2016 – август 2017

Специалисты отделения



Аналитический (24.08.2017 – 23.12.2017)

Мероприятия

Содержание деятельности

Сроки, ответственный

Проведение промежуточного анализа результативности программных мероприятий

Составление аналитической информации по реализации программных мероприятий.

Анализ качества и удовлетворённости целевой группы программными мероприятиями.

Оценка соответствия достигнутых и планируемых результатов, внесение корректив


Ежеквартально в течение практического этапа,

Специалисты отделения



Проведение итогового анализа программных мероприятий. Определение перспективности программы.

Обсуждение результатов реализации программы на методической комиссии на совместных совещаниях с социальными партнёрами и родителями

По окончанию программы.

Заведующий отделением, руководитель программы, председатель методической комиссии.



Распространение положительного опыта реализации программы.

Разработка и издание методических материалов, публикация результативного опыта в СМИ, на сайте учреждения

Январь – март 2018 г.


2. Основные направления практической деятельности и их содержание:

  • Формирование представлений, умений и навыков в разделе «Одежда»

  • Формирование представлений, умений и навыков в разделе «Обувь»

  • Формирование представлений, умений и навыков в разделе «Одежда»

  • Формирование представлений, умений и навыков в разделе «Питание»

  • Формирование представлений, умений и навыков в разделе «Жилище»

3.Тематический план реализации мероприятий по направлениям

Раздел "Одежда":

Основные требования к умениям детей:



  • дети должны получить представление о том, почему нужно содержать в чистоте одежду;

  • должны научиться подбирать одежду, головные уборы по сезону;

  • различать одежду в зависимости от её назначения (повседневная, спортивная, праздничная);

  • сушить мокрую одежду, чистить одежду.




Мероприятия

Сроки

Виды одежды, назначение.

Приемы одевания рубашки, брюк, пальто



Сентябрь 2016г.

Головные уборы, назначение

Приемы одевания головного убора



Октябрь 2016

Повседневный уход за одеждой

Ноябрь 2016

Сезонная одежда. Сушка, уход за сезонной одеждой

Декабрь 2016

Застегивание пуговиц

Застегивания липучек;

Застегивания молний

Завязывание шнурков



Январь 2017


Раздел"Обувь":

Основные требования к умениям детей:



  • дети должны приобрести представление о том, почему нужно содержать в чистоте обувь;

  • должны научиться подбирать обувь по сезону, различать обувь в зависимости от её

назначения;

  • сушить мокрую обувь.




Мероприятия

Сроки

Виды обуви, назначение.

Приемы одевания носок, обуви



Февраль 2017

Уход за обувью

Март 2017

Сезонная обувь.

Сушка, уход за сезонной обувью



Апрель2017


План реализации мероприятий по разделу "Питание":

Основные требования к умениям детей:



  • дети должны приобрести представление о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания;

  • должны научитьсяпользоваться ножом, нарезать вареные овощи накрывать на стол с учетом конкретного меню.




Мероприятия

Сроки

Продукты питания. Обзор.

Разнообразие продуктов питания

Способы хранения продуктов питания


Сентябрь 2016г.

Сервировка стола: к завтраку, обеду

Октябрь 2016

Питание на завтрак

Питание на обед

Питание на ужин


Ноябрь 2016

Кухонные принадлежности

Приборы (кухонные)

Посуда: кухонная, столовая, чайная

Правила пользования посудой

Уход за посудой


Декабрь 2016

Электробытовые приборы на кухне.

Правила безопасности



Январь 2017

Приготовление: бутербродов, салата, винегрета

Февраль 2017


План реализации мероприятий по разделу "Жилище":
Основные требования к умениям детей:

  • дети должны уметь производить влажную и сухую уборку помещения.




Мероприятия

Сроки

Виды жилых помещений в городе и селе.  Квартира. Варианты квартир. Подсобные помещения

Март 2017

Адрес дома; учреждения которое посещает

Апрель 2017

Гигиенические требования к жилому помещению; меры их обеспечения

Май 2017

Повседневная уборка помещения: сухая, влажная

Июнь 2017

Электробытовые приборы для уборки. Правила безопасности

Июль 2017

4. Ресурсы

4.1.Кадровые ресурсы:

Должность

Штатные единицы

Функционал

Заведующий отделением филиал г. п. Лянтор

1

Участвует в разработке информационно-методического обеспечения программы, взаимодействует с родителями и детьми в ходе реализации программы, консультирует родителей несовершеннолетних о проведении занятий в рамках программы

Инструктор по труду

1

Осуществляет деятельность по предоставлению дополнительных педагогических услуг целевой группе данной программе

Психологи

2

Участвует в подготовке и проведении мероприятий программы

Логопед

2

Участвует в подготовке и проведении мероприятий программы, осуществляет логопедическое сопровождение коррекционных занятий

Воспитатель

1

Проводит непосредственно коррекционно- адаптационные занятия в рамках программы

Инструктор-методист по АФК

1

Проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия с родителями и детьми

Специалист по социальной работе

2

Проводит организационную работу с родителями, участвует в подготовке и проведении мероприятий в рамках программы

4.2. Материально – технические ресурсы

п/п


Наименование материала

Единица измерения

Количество

1

Таз для стирки

шт.

2

2

Ведро пластмассовое с крышкой

шт.

3

3

Чашка пластмассовая 1л.

шт.

2

4

Кувшин пластмассовый прозрачный 1,5л.

шт.

2

5

Поднос пластмассовый

шт.

2

6

Сушка напольная для белья

шт.

1

7

Прищепки бельевые

шт.

10

8

Доска гладильная

шт.

1

9

Утюг электрический

шт.

1

10

Щётка для уборки пола

шт.

1

11

Савок хозяйственный

шт.

1

12

Швабра для мытья пола

шт.

1

13

Ведро для мытья пола

шт.

1

14

Фартук клеёнчатый

шт.

2

15

Фартук кухонный

шт.

4

16

Щётка для обуви

шт.

2

17

Салфетки хозяйственные

набор

3

18

Губки хозяйственные

набор

3

19

Перчатки хозяйственные

набор

5

20

Лоток для мелочи

шт.

4

21

Мерная кружка

шт.

1

22

Моющие средства

шт.




23

Весы настольные

шт.

1

Для реализации мероприятий технологии в Учреждении привлечены ресурсы, которые позволят решать поставленные задачи. Оборудована бытовая комната, рамки-шнуровки, рамки – застежки для проведения индивидуальных и групповых занятий.

Каталог: sites -> default -> files -> nodes
files -> Водных объектов в зоне влияния свалок
files -> Информация о подготовке ко Дню правовой помощи
files -> Нормы морфологии и синтаксиси трудные случаи морфологии
files -> Большой зал Детской филармонии Общее количество мест – 500 (+ 4 для людей с офв) На сцене рояль –
files -> Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал