Применение системно-деятельностного подхода при дистанционной работе со слабоуспевающими и детьми инвалидами



Скачать 170.26 Kb.
Дата29.10.2016
Размер170.26 Kb.


ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ

Новак Наталья Владимировна

учитель начальных классов МБОУ гимназии № 8 г.Новороссийска Краснодарского края



«Нужно, чтобы дети учились самостоятельно,

а учитель руководил этим процессом

и давал для него материал»

К.Д.Ушинский
Современное общество выдвигает особые требования к подготовке школьников к жизни – научить учащихся учиться. Поэтому актуальным становится системно - деятельностный подход в обучении, сущность которого заключается в единстве учебной и внеучебной деятельности. Несмотря на немалый накопленный опыт работы, интерес к чему-то новому и увлекательному в профессии учителя у многих педагогов по-прежнему огромен. Каждому из нас хочется сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными.

Не секрет, что многие дети по – состоянию здоровья или в силу других причин не могут посещать уроки, тогда очень актуальным будет дистанционное обучение. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении. И это может дать ребенку дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

     Дистанционное обучение – технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого, возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

              Дистанционное обучение позволяет: снизить затраты на проведение обучения; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек; создать единую образовательную среду.

Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, благодаря приоритетному национальному проекту «Дистанционное образование детей-инвалидов» имеют уникальную возможность обучаться с применением средств компьютерной техники и связи.

Новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.

       Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку.

        Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

        В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками.

        В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

       В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

     В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

В начальной школе есть такие группы учащихся:

- дети, которые не могут посещать школу в связи с особыми ограничениями, связанными с болезнью;

- дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний;

- дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.

С каждым годом таких детей становится всё больше и они требуют создания особой образовательной среды, индивидуального подхода в процессе обучения.

Дистанционные формы обучения для учащегося заключается в том, чтобы ребенок  с  ограниченными возможностями  получил качественное образование, а для учителя - создание сборника заданий для дистанционного обучения со слабоуспевающими детьми и детьми с ограниченными возможностями.

Дистанционное обучение предполагает систему с использованием компьютерных телекоммуникаций и новейших информационных технологий. Дистанционное обучение открывает новые возможности, расширяет и информационное пространство, и информационную сферу. Одно из основных преимуществ работы в Интернете — это развитие у ребёнка творческой и поисковой деятельности.

Школа сегодня стремительно меняется, идёт в ногу со временем. Она должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает, что полностью совпадает с социальным заказом родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок в современной жизни был успешен и на выходе из школы обладал следующими качествами: умел ставить цель и добиваться её, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться к ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был нравственным человеком.

      Для дистанционного обучения я отобрала учащихся слабоуспевающих и с ограниченными возможностями по здоровью, которые имеют возможность без опасности для здоровья заниматься за компьютером в течение определенного времени, не нанося ущерб здоровью. Поставила перед собой задачи:

- научить учеников получать предложенные им знания и добывать их самим, потому что только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё дальнейшее образование школьника;

-развить у детей познавательную сферу деятельности (восприятие, внимание, речь, мышление, память); умение ставить цели и задачи, оценивать свою деятельность, осуществлять поиск необходимой информации, для выполнения учебных заданий;

-расширять информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие;

-создать базу заданий для работы со слабоуспевающими, выпустить методическую разработку.


Учащиеся были обеспечены оборудованием согласно государственного перечня для детей с ограниченными возможностями.

В состав этого оборудования вошло:

  1. специализированный программно - технический комплект ученика с ограниченными возможностями здоровья Apple Mak mini;

  2. наушники;

  3. микрофон;

  4. колонки;

  5. веб-камера;

  6. сканер;

  7. черно-белый лазерный принтер;

  8. цифровое устройство для просмотра микропрепаратов;

  9. графический планшет;

  10. цифровая фотокамера;

Для учителя в комплект оборудования входит:

1.специализированный программно - технический комплект ученика с ограниченными возможностями здоровья Apple Mak mini;

2.наушники;

3.микрофон;

4.колонки;

5.веб-камера;

6.сканер;

7.черно-белый лазерный принтер.

С моей точки зрения, дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести особенности:

«Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

«Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) которая освоена обучающимся, адекватна по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

«Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

«Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

«Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.

«Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.

«НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.

«Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

Перечисленные особенности предъявляют определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.

Индивидуальная образовательная программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта общего образования, примерных учебных программ, разработанных для образования детей-инвалидов. Содержание индивидуальной образовательной программы, сроки её реализации, график учебного процесса разрабатываются совместно с образовательным учреждением, в котором ребенок-инвалид учится на дому, и согласовываются с родителями (законными представителями) ребенка. Индивидуальная образовательная программа, режим дня для каждого обучающегося составляется индивидуально, согласовывается с родителями (иными законными представителями) и обеспечивает сочетание учебных занятий, отдыха, динамических пауз, коррекционных занятий, занятий по интересам. 
        В планах индивидуальной подготовки обучающихся регламентируется время работы на компьютере (не более 30 минут). Остальное рабочее время обучающиеся используют на работу с различными источниками информации, фото- и видеосъемку, разработку и написание сценариев, опытов и мультфильмов, поиски натуральных объектов для исследовательской деятельности, сборку конструкций, моделей и др., в зависимости от целей и задач учебного предмета.

Проведение дистанционных уроков является индивидуальным для учащегося, занятия я провожу один на один по индивидуальному плану ученика. Конечно, детям не обойтись без помощи родителей, для которых я провожу консультации.

Подготовка к уроку и проведение урока отличается от обычного урока в школе.

Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобное для него темпе, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Дистанционное обучение я использую на всех этапах урока: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Урок включает в себя теорию, практику и выполнение заданий разного уровня от простого к сложному. На таких уроках моя задача заключается в том, чтобы научить таких детей  самостоятельно добывать знания, расширить их  кругозор, круг общения, воспитать из них людей, которые смогут "смело вступить во взрослую жизнь  в ногу со своими здоровыми сверстниками".

Работая со слабоуспевающими детьми по скайпу, я применяю специально подобранные упражнения, где в основе лежит системно - деятельностный подход. Задания построены таким образом, что ученик сам определяет тему урока, с помощью учителя определяет цели и получает самостоятельно знания, имея возможность проанализировать свою деятельность.

Формы работы:


  1. тест, который включат в себя выбор правильного ответа; выполненное задание у ученика проверяет компьютер, на экране ученик сразу увидит результат своей деятельности и оценку;

  1. работа в тетради, позволяет ребенку выполнить задание вне компьютера, самостоятельно и прислать работу в виде файла учителю для проверки;

3. очень удобно пользоваться при дистанционном обучении специальным листом, где задания подобраны таким способом, что учащийся, при небольшой консультации учителя, справится с новым материалом самостоятельно;

  1. сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным темам.

Структурные элементы занятий:

· лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);

· изучение ресурсов (интернет - ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);

· самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме;

· коллективная проектная работа;

· индивидуальная проектная работа;

· тренировочные упражнения;

· тренинг с использованием специальных обучающих систем;

· контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);

· консультация.


 При разработке дидактических печатных материалов для дистанционного образования необходимо, как показывает опыт, руководствоваться следующим:

·  учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

·  при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;

·  должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;

·  обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Структура учебно-практического пособия по дисциплине, предназначенного для дистанционного пособия, должна включать в себя следующие разделы:



    • введение в дисциплину,

    • учебная программа по дисциплине,

    • цель и задачи изучения дисциплины,

    • методические указания по самостоятельному изучению курса,

    • оглавление,

    • основное содержание по разделам,

    • тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга,

    • итоговый тест,

    • практические задания для самостоятельной работы,

    • тематика для небольших научно-исследовательских работ,

    • толковый словарь терминов,

    • список сокращений и аббревиатур,

    • заключение,

    • список литературы.

Говоря о дистанционном обучении в начальной школе, нельзя не сказать о недостатках этого метода. Основной из них заключается в том, что такой способ получения знаний подходит далеко не всем детям. Он требует определенной ответственности и самомотивации, а их недостаток наблюдается у некоторых школьников 1-4 класса. Дистанционное обучение требует специфических навыков: ставить цель, планировать свою работу, выделять главное, отслеживать результаты, оценивать результаты. Этими навыками дети еще не владеют. Поэтому в процессе обучения необходима постоянная помощь наставника - учителя, который обучал бы базовым способам учебной работы и сопровождал индивидуальный образовательный маршрут. В этой роли могут  выступать и родители, которые заинтересованы в успехах ребенка.

Не менее важной целью дистанционного образования является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только  на образовательные цели, но и на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

        Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

        Таким образом, дистанционное обучение имеет преимущество над традиционными формами обучения, ДО подтверждает целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать выводы о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа. Большое количество исследований и практик также должно привести к тому, что недостатки дистанционного обучения в начальной школе будут минимальными, зато его положительные стороны послужат решением множества актуальных сегодня проблем.

Список литературы.


1. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.

2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.

3. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.

4. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.  

5. Дистанционное обучение в современном мире.: ИНИОН РАН, 2002

6.А. Романов, В. Торопцев. Технология дистанционного обучения.: Юнити-Дана, 2000

7.Средства дистанционного обучения: БХВ-Петербург, 2003

8. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

9.Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm

10. «Продлёнка» Дистанционный образовательный портал для детей, родителей и педагогов www.prodlenka.org


ПРИЛОЖЕНИЕ

В данных конспектах реализуется цель обучения: индивидуализация обучения и активизация самостоятельной работы учащихся. Передача информации происходит небольшими порциями,

т.е. пошагово. После каждого задания установлено проверочное задание для контроля усвоения каждой порции материала. Это позволяет ребенку самостоятельно изучить новый материал.

Лист дистанционного обучения. Тема: Заглавная буква в кличках животных.

1.Запиши словарные слова.

http://bolgarias.ru/wp-content/uploads/2009/05/lisa.jpg ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Что общего заметил в словах?

-Проверь по словарю.

2.Образуй фамилии от названий животных. Запиши

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

- С какой буквы написаны фамилии? Почему?

- Проверь по учебнику.



3.О чем сегодня говорим на уроке? Запиши тему.


4. -Запиши предложения, заменив картинки словами. С какой буквы записаны слова. Почему?

Сторожит дом шарик. Красный шариклопнул.

Сделай вывод: животных пиши с буквы.
5. Закрепи. Запиши текст, учебник стр. 108 упр. 158 . Найдите пары слов, которые читаются одинаково, но пишутся по-разному. Устно составьте предложение с этими парами слов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие задания вызвали затруднения?

Справился с заданием

Задание было трудным

С заданием не справился

Лист дистанционного обучения. Тема: Местоимения.

Дата урока_______________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________

Задание 1.

Запишите ответы на вопросы:

1.Какое слово вы употребили, указывая на себя? ___________________________________________________________________

2. Какую сказку мы с вами читали на уроке? Какое слово в предложении указывает на всех нас? _____________________________________________________________________

3.Запишите вопрос, адресуя его соседу по парте. Какое слово указывает на лицо, к которому вы обращались? ______________________________________________________________________

Задание 2.

Личные местоимения.__________________________________________________________

Задание 3.

Замените названия предметов местоимениями.

Придумайте с ними предложения.

Книга_______________________________________________________________

Тигр________________________________________________________________

Облако______________________________________________________________

Медведи_____________________________________________________________

Над костром_________________________________________________________

У снеговика__________________________________________________________

Задание 4.

Исправьте предложения.

1.Я укорял меня за невнимательность._____________________________________

2.Он хвастун: всё время хвалит самого его._________________________________

3.Он обиделся на их.____________________________________________________

4.Мы с ими дружим.___________________________________________________

5.Они ждал него. _____________________________________________________



  • Какие задания вызвали затруднения? Как ты их преодолел?

  • Составь предложения со словами на новое правило.

  • Какое правило поможет тебе грамотно написать предложения.


Лист дистанционного обучения. Тема: Сочетания жи-ши.
1.Что общего заметил в словах? Запиши в рамочках.
Жизнь, ежи, ужи, жираф

Уши, малыши. Мыши
2.Закончи предложение:

У зайца длинные у… ______________________ .

У Маши новые каранда…_________________ .

В норках живут мы…____________________ .
3.О чем сегодня говорим на уроке? Что встречалось в словах 1задания, 2 задания?

4. Сделай вывод:

И пиши с буквой .
5. Закрепи. Запиши текст. Вставляя пропущенные буквы.

У  Даш…  карандаш… .   Она  рисует  ж…вотных.   Вот  ёж…к. 

 Вот  ж…раф.   А  это  леж…т  кот  Рыж…к.   Хорош…   Даш…ны    рисунки! 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие задания вызвали затруднения?



Справился с заданием
Задание было трудным
С заданием не справился


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Муниципальный этап областного конкурса научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся: Номинация
DswMedia -> Мои земляки – ветераны Великой Отечественной войны
DswMedia -> Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области
DswMedia -> «Интернет, за или против»
DswMedia -> Пояснительная записка Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное
DswMedia -> Архангельская область
DswMedia -> Программа курса «Экономическая и социальная география мира»
DswMedia -> Рабочая программа Факультативного курса «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования компас 3d lt»
DswMedia -> Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины
DswMedia -> Рабочая программа По предмету «Основы православной культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал