Проект Стратегия развития образования Сахалинской области на период 2017



страница1/4
Дата27.10.2016
Размер0.67 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
проект

2.1. Стратегия развития образования Сахалинской области на период 20172020 гг., направленная на достижение обучающимися высоких образовательных результатов

Введение

История развития человеческой цивилизации свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависят от состояния образовательной сферы, возможностей ее устойчивого функционирования и прогрессивного развития.

В законодательных актах, определяющих государственную политику России, отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства.

Образование как социальный институт не только имеет возможность, но и должно оказывать влияние на развитие общества, формируя у подрастающего поколения целостный взгляд на мир; общечеловеческую, гражданскую и этнокультурную идентичность; ценностные установки и нормы поведения; потребность в самообразовании, открытость к новым идеям и стратегиям.

В современных условиях образование призвано обеспечивать достижение обучающимися таких новых результатов, как: грамотное пользование имеющимися знаниями, работа с информацией; высокий культурный уровень; безопасное здоровьесберегающее поведение; социальная активность и ответственность, эффективное взаимодействие с другими людьми; умение адаптироваться к жизни в обществе, ориентироваться в мире профессий и понимать значение профессиональной деятельности как для человека, так и для устойчивого развития общества. В этом смысле образование является важной преобразующей силой, выполняя особые функции по отношению к обществу – социокультурные.

Достижения науки, интенсивное развитие техники и технологий меняют характер и содержание многих видов труда, требуя от человека уже не только и не столько физических затрат, сколько интеллектуальных усилий, самостоятельности и ответственности в принятии решений. Для личности, стремящейся к комфортной социализации, реализации возможности быть востребованной и успешной в будущей профессиональной деятельности, образование становится насущной потребностью. В этой связи функции образования расширяются, оно начинает играть все большую роль в накоплении и развитии интеллектуального потенциала во всех областях человеческой деятельности. На этом фоне возрастает интерес к человеку как важнейшему ресурсу и движущей силе социально-экономического прогресса, а образование рассматривается как приоритетная отрасль экономики.

Одной из центральных социально-экономических задач многих субъектов Российской Федерации является превращение своей территории из территории временного пребывания в территорию постоянного места жительства. Очевидно, что улучшение качества и повышение уровня жизни населения, конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в значительной степени определяются уровнем развития образования. Таким образом, система образования региона выступает как ресурс, направленный на формирование и развитие человеческого капитала, отвечающего как запросам личности, так и запросам экономики с учетом перспектив ее развития.

В последние годы наблюдается усиление регионализации образования при сохранении единого образовательного пространства страны. Данная тенденция развития региональной образовательной политики позволяет полнее учитывать специфику региона и предполагает оценку ситуации, результатов деятельности и постановку задач с учетом географических, экономических, научно-образовательных, культурных, демографических и других факторов, значимых для региона. Выработка самостоятельной образовательной политики региона основывается на долгосрочном стратегическом планировании.


На решение данной задачи – представление стратегии развития образования Сахалинской области – и направлен настоящий документ.

1. Общие положения

Стратегия развития системы образования Сахалинской области


до 2020 года (далее – Стратегия) предназначена для определения основных приоритетов и целевых ориентиров образовательной политики области, роли системы образования в социально-экономическом развитии региона.

Стратегия направлена на повышение качества, эффективности


и доступности образования, улучшение социальной среды и обеспечение наиболее благоприятных условий и стимулов для развития человеческого капитала, обладающего высокой мотивацией и компетенциями для инновационного социально-экономического развития области.

Стратегия исходит из установки на конструирование образования как социальной деятельности, ведущей к построению гражданского общества и развитию человека в изменяющемся мире; определяет опережающий характер образования как фактора благополучия и успешности людей, проживающих в области; представляет возможные сценарии, ведущие направления и механизмы развития региональной системы образования.

Стратегия разработана с учетом базовых принципов государственной политики Российской Федерации, положений и требований законодательных и нормативных актов федерального и областного уровней, в том числе:

Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014


№ 11-ФКЗ).

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.03.2016).

Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, в ред. от 08.08.2009).

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 года № Пр-212).

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683).

Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р).

Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р).

Национальной Стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761.

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Правительством РФ 31.01.2013, в ред. от 15.05.2015).

Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295, в ред. От 27.04.2016).

Программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2011–2015 годы и на период до 2018 года (Закон Сахалинской области от 27.07.2011 № 85-ЗО).

Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р).

Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области
от 28.03.2011 № 99).

Закона Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области»


от 18.03.2014 № 9-ЗО.

Закона Сахалинской области от 27.07.2011 № 85-ЗО «О Программе социально-экономического развития Сахалинской области на 2011–2015 годы и на период


до 2018 года».

Закона Сахалинской области от 06.12.2010 № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области».

Закона Сахалинской области от 13.08.2010 № 74-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках городского типа на территории Сахалинской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Сахалинской области по оказанию социальной поддержки».

Закона Сахалинской области от 16.07.2002 № 356 «О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Сахалинской области».

Закона Сахалинской области от 28.01.2004 № 466 «О почетном звании «Заслуженный педагог Сахалинской области».

Закона Сахалинской области от 05.07.2007 № 75-ЗО «О премиях Сахалинской области для поддержки талантливой молодежи».

Закона Сахалинской области от 03.12.2007 № 108-ЗО «О премиях Сахалинской области в сфере дошкольного и дополнительного образования детей».

Закона Сахалинской области от 01.04.2013 № 18-ЗО «О физической культуре и спорте в Сахалинской области».

Закона Сахалинской области от 31.03.2010 № 15-ЗО «О денежных пособиях молодым специалистам».

Государственной программы Сахалинской области «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 12.07.2013 № 352.

Государственной программы Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331.

Комплекса мер по модернизации системы общего образования Сахалинской области в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 02.04.2013 № 210-р.

Постановления Правительства Сахалинской области от 03.12.2012 № 592
«Об утверждении Концепции повышения заработной платы работников бюджетной сферы Сахалинской области на 2013–2017 годы».

Постановления Правительства Сахалинской области от 05.11.2015 № 441


«Об утверждении Положения о проведении областного конкурса дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, имеющих статус «региональная инновационная площадка», на предоставление грантов Сахалинской области для реализации инновационных проектов (программ)».

Постановления Правительства Сахалинской области от 24.08.2015 № 349 «О порядке определения объема и предоставления субсидии частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях».

Постановления Правительства Сахалинской области от 25.04.2013 № 213
«Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Сахалинской области».

Порядка расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 29.10.2014 № 525.

Плана мероприятий Правительства Сахалинской области по выполнению Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 17.10.2014 № 576-р.

Комплекса мер, направленных на развитие региональной профориентационной среды в Сахалинской области, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 11.06.2013 № 385-р.

Распоряжения Правительства Сахалинской области от 17.05.2013 № 314-р «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года».

Распоряжения министерства здравоохранения Сахалинской области от 06.09.2013 № 987-р «Об охране здоровья обучающихся».

Концепции развития школьного спорта, утвержденной приказом министерства образования Сахалинской области от 10.07.2014 № 795-ОД.

Приказа министерства образования Сахалинской области от 17.02.2010 № 169-ОД «Об утверждении Плана мероприятий по предоставлению первоочередных государственных и муниципальных услуг в сфере образования Сахалинской области в электронном виде».

Приказа министерства образования от 03.09.2010 № 985-ОД «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области».

Приказа министерства образования от 19.09.2012 № 1260-ОД «Об организации введения федерального государственного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области».

Приказа министерства образования Сахалинской области от 13.01.2012 № 40-ОД «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в государственных и автономных учреждениях, находящихся в ведении министерства образования Сахалинской области, Перечня критериев оценки эффективности работы государственных и автономных учреждений и положения о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных и автономных учреждений, находящихся в ведении министерства образования Сахалинской области».

Решения Коллегии при министерстве образования Сахалинской области от 13.12.2013 «О создании региональной системы оценки качества образования».

Распоряжения министерства образования Сахалинской области № 1143-ОД от 15.10.2014 «Об утверждении методических рекомендаций об организации освоения обучающимися программ общего образования вне общеобразовательных организаций Сахалинской области (в формах семейного образования и самообразования»).

Распоряжения министерства образования Сахалинской области № 1241-ОД от 30.07.2015 «О региональных инновационных площадках».


Стратегия сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития системы образования Сахалинской области на основе результатов анализа законодательной и нормативной базы, состояния и ресурсных возможностей системы образования, исследований, проведенных в ходе разработки Стратегии.

Стратегия адресована субъектам деятельности в сфере образования области, обеспечивающим ее функционирование и развитие, и в обязательном порядке предполагает активное консолидированное участие в решении задач развития образования работодателей (организаций и предприятий области независимо от их формы собственности и статуса), других организаций, включая общественные, заинтересованных граждан, а также средств массовой информации.

Стратегия становится базовой основой для корректировки действующих и разработки новых программно-плановых документов социально-экономического развития области, прямо или опосредованно относящихся к сфере образования.

Стратегия не является «застывшим и неприкасаемым» документом и предполагает внесение необходимых корректировок, учитывающих анализ промежуточных результатов ее реализации, а также тенденции развития и лучшие образовательные практики других российских регионов, позитивные и «прорывные» изменения на образовательных пространствах соседних государств.


2. Оценка состояния системы образования Сахалинской области в контексте внутренних и внешних условий, влияющих на развитие отрасли

В ходе разработки Стратегии в целях определения и осмысления потенциала, ограничений и рисков развития региональной системы образования были проведены исследования, включающие изучение и анализ:

– законодательной и нормативной базы;

– ведомственных документов и материалов, отражающих итоги деятельности системы образования области в 2015 году (в контексте плановых результатов Государственной программы Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014–2020 годы»);

– результатов образовательных достижений обучающихся четвертых и пятых классов;

– состояния и ресурсных возможностей системы образования (материально-технических, финансовых, кадровых, в том числе управленческих, информационных);

– данных социологического опроса различных категорий участников образовательных отношений.
Анализ результатов исследований, проведенный в контексте социально-экономического развития области, позволил выявить факторы внешней и внутренней среды, значительным образом влияющие на стабильность функционирования и эффективность развития сферы образования островного региона.

Перечень наиболее значимых факторов с включением благоприятных возможностей и потенциальных угроз представлен в SWOT-анализе.



SWOT-анализ развития образования Сахалинской области


Внутренняя среда

Внешняя среда

Сильные стороны (достижения и заделы)

Возможности (благоприятные обстоятельства/условия)

Развитие кадрового потенциала (традиции непрерывного повышения квалификации; расширение форм активного взаимодействия педагогов; значительная социальная поддержка и развитие педагогической профессии через гранты, премии, социальные выплаты, жилищные программы)

Социально-экономическое развитие региона, инновационное образование – один из главных приоритетов развития области

Развитие экономико-правовой среды (опережающая тактика разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы образования региона в новых условиях)

Государственная и региональная поддержка программ обновления и развития системы образования региона

Поступательное развитие инфраструктуры системы образования (реализация адресных программ капитального ремонта и строительства; активное развитие инвестиционных проектов; тенденция увеличения средств на развитие спортивных сооружений, игровых площадок, системы освещения и пр.)

Демографическая политика и тенденции (пропаганда ценностей семьи, здорового образа жизни; рост рождаемости; социально-психологическая поддержка семьи; приверженность большинства родителей ценностям образования)

Развитие инновационного потенциала, инновационных практик, популяризация инноваций (формирование на основе государственной поддержки современных инновационных педагогических комплексов, объединяющих педагогические сообщества, науку, эффективные педагогические практики)

Уникальные политические и географические возможности региона (улучшение инвестиционного климата, развитие инфраструктуры региона, в т.ч. расширение спектра востребованных специальностей и создание новых рабочих мест)

Создание научной и производственно-образовательной инфраструктуры общего пользования (электронные библиотеки, лаборатории, центры технического творчества и т. п.)

Создание системы целевой подготовки и переподготовки кадров для всех отраслей экономики области

Увеличение охвата детей услугами системы образования (по уровням образования/специальным потребностям обучающихся)

Развитие международных связей и проектов, в т.ч. в области образования со странами азиатско-тихоокеанского региона (развитие системы трансграничного образования)

Рост репутации и доверия к образованию всех групп населения

Позитивные активности общих и профессиональных региональных СМИ (тематика сферы образования)

Каталог: documents -> ndocs -> 2016
documents -> Кабинет Министров Украины Министерство социальной политики Украины Государственная служба по вопросам инвалидов и ветеранов Украины национальный доклад
documents -> Дополнительное оборудование
documents -> П\п Наименование дисциплины (модуля), практик в соответствии с учебным планом
documents -> Ключи многократной установки для корпоративных лицензий
2016 -> Профессиональное образование: Повелители огненной дуги
ndocs -> Отчет Министерства образования Сахалинской области


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал