Профилактика социального сиротства. Организация помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей



страница1/7
Дата20.10.2016
Размер1.55 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство социальных отношений Челябинской области

Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»

Заочная Региональная практическая конференция
Профилактика социального сиротства.

Организация помощи детям-сиротам и

детям, оставшимся без попечения родителей

Из опыта работы УСЗН

территорий Челябинской области

Челябинск 2009



Профилактика социального сиротства. Организация помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Челябинск, 2009. 143 с.

Методический сборник составлен по материалам Заочной Региональной практической конференции «Профилактика социального сиротства. Организация помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». В данном сборнике опубликованы статьи специалистов, которые занимаются вопросами социальной поддержки семьи, материнства и детства.

В конференции принимали участие специалисты учреждений здравоохранения и социальной защиты, представители органов образования, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних.

Сборник адресован психологам, специалистам по социальной работе, юристам и социальным педагогам.

Составители:

А.В. Дягилева – директор ЧОЦСЗ «Семья»

О.Г. Кривозубова – заместитель директора по опытно-экспериментальной и методической работе ЧОЦСЗ «Семья»

Е.В. Мавринская – специалист по социальной работе отделения организационно-методической работы и инновационных технологий ЧОЦСЗ «Семья»


Е.В. Чебыкина – специалист по социальной работе отделения организационно-методической работы и инновационных технологий ЧОЦСЗ «Семья»
Содержание
Организация работы с семьями и детьми группы риска (Г.И. Закирова)….….…4

Работа с семьями группы риска (Специалисты УСЗН г. Пласт)……………......10

Информация об итогах реализации программы «Крепкая семья» на территории Саткинского муниципального района в 2007 году (Специалисты межведомственной службы сопровождения программы «Крепкая семья» г. Сатка)………………………………………………………………………..………13

Н.А. Коляда, начальник отдела организации социальной поддержки семьи и детей Управления социальной защиты населения Ашинского муниципального района…………………………………………………………………………….....23

Аспекты психологической деятельности с неблагополучными семьями

(И.А. Чеснокова)…..………...………………………….…...……………………...26

Некоторые психотерапевтические подходы в преодолении нарушений семейного взаимодействия (Е.Н. Виноградова)………………...…………….….32

Опыт работы социально-реабилитационного центра по восстановлению семейного благополучия (Е.П. Миронова)………...……………………….…….35

Профилактическая работа отдела внутренних дел с неблагополучными семьями (С.В. Лебедева)…………...…….…………………………………….………….... 42

Л.В. Бадина, начальник отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа…………........................48

Психолого-педагогическая и социально-правовая подготовка родителей, решивших принять детей на воспитание, в условиях МУ «Центр социальной помощи семьям и детям города Магнитогорска» (А.А. Запьянцева, Е.О. Глухих)……………………………………………….…………………...………...52

Формы определения воспитанников Травниковского детского дома Чебаркульского муниципального района в семью и установление родственных связей (Г.Н. Антонова)…...…………………………………………………..…….59

Охрана имущественных прав несовершеннолетних (В.В. Мамедов)……...…...64

Система выявления и учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Верхнеуфалейском городском округе (Н.В. Клевцова)…………...72

Профилактика социального сиротства в условиях образовательного учреждения (М.Я Колесникова)………………………...………….……………...…….….…...80

Учрежденческая модель семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В.И. Почкайло)…………………...….…84

Ребенку нужны родители (В.П. Артемьева)…………….…………………....…..94

Надежда на счастье (Р.А. Аржуханова). .…………...……………………………98

Профилактика социального сиротства. Организация помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Троицкого городского округа (М.В. Брунцова)……………………………………………...103

Профилактика социального сиротства. Оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, управлением социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области

(А.Ч. Муссабаева)…………………………………...…………………………….106

Механизм раннего выявления и вмешательства в семейную ситуацию при риске возникновения социального сиротства. Межведомственное взаимодействие. Опыт координации работы в рамках методического объединения (О.Ф. Скрипченко)…………………………………………..……………………….….114

Еще раз о гостевом режиме (С.Ф. Абалмазова, Е.В. Короткова, Т.М. Лощинная)……………………………………………………………………..…..121

Особенности работы с гражданами, желающими принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (О.Г.Кривозубова, С.Ф.Абалмазова,)…………………………………………………………………133




Организация работы с семьями и детьми группы риска

Г. И. Закирова,

начальник отдела организации

социальной поддержки семьи и детей

УСЗН Златоустовского городского округа

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год подчеркивалось, что общество ждет от государства кардинального решения ключевой для всей страны проблемы – проблемы «сбережения народа», главным направлением в решении этой задачи были определены меры поддержки семьи, материнства и детства на всех уровнях власти.

Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия как в целом по России, в Челябинской области, так и в Златоустовском городском округе. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Растущая детская безнадзорность является прямым следствием кризиса семьи и воспитательных институтов общества, поскольку большинство безнадзорных детей потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивающих минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития ребенка, допускавших жестокое обращение с детьми.

Одной из причин семейного неблагополучия является слабая экономическая самостоятельность семей, что порождает большое число семей, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.

В рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год о государственной семейной политике, рекомендаций депутатских слушаний «Государственная политика по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства в Челябинской области», утвержденных постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 мая 2006 года №141, а также в целях реализации Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 26 октября 2006 года №303 «О принятии областной целевой программы «Семьи и дети группы риска» на 2007 год» и рекомендаций депутатских слушаний от 31 октября 2006 года «Социальная защита семьи и детей в Златоустовском городском округе». В 2007 году на территории Златоустовского городского округа реализовывалась социальная программа, предусматривающая создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска.

В Златоустовском городском округе создан Координационный совет, возглавляемый заместителем главы округа, сформирована группа сопровождения, которая решает организационные и технические вопросы реализации мероприятий программы. Ведется медико-социальное и психолого-педагогическое обследование семей «группы риска» и ведется разработка индивидуальных программ реабилитации.

Активно ведется работа по разработке рекламы: изготовлены информационные буклеты, карманные календари с логотипом программы и необходимой информацией, пакеты, баннер, рекламный ролик на телевидении.

Разработаны проекты распоряжения главы:



  • о выделении денежных средств;

  • о координационном совете и группе сопровождения;

  • о работе волонтерских групп;

  • о работе службы «Социальное такси»;

  • об оказании социальной помощи и единовременного социального пособия.

В округе созданы и функционируют школьные службы сопровождения программы «Семьи и дети группы риска».

В каждом образовательном учреждении работает психолог, в 13 учреждениях - социальные педагоги, которые образуют психолого-педагогическую службу. Эти службы оказывают психологическую поддержку детям группы риска и реализуют программу психолого-педагогического сопровождения:



  • коррекционно-развивающая программа работы с тревожными явлениями у младших школьников;

  • программа социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения у учащихся;

  • программа антинаркотического воспитания;

  • программа здорового образа жизни «От гармонии к торжеству духа».

В образовательных учреждениях на каждого подростка «группы риска», заведено личное дело – паспорт, где отмечаются его психологические и физические особенности, результаты учебы и все мероприятия проводимые вместе с ним. Совместно с участковыми инспекторами ПДН проводятся рейды в неблагополучные семьи. За первое полугодие проведено 94 рейда.

В 2007 году активизировалась работа по вовлечению детей «группы риска» во внеурочную деятельность в школе и в учреждениях дополнительного образования детей. В школах работает 140 педагогов дополнительного образования. На учете в ПДН состоит 289 школьников, из них охвачено кружковой работой 154 человека (53%), в прошлом году 42%.

Шире привлекается родительская общественность к работе с неблагополучными семьями. Так, в школе № 35 создан Совет матерей, который контролирует и помогает в учебе детям из неблагополучных семей, посещает эти семьи.

Оказана материальная поддержка неблагополучным семьям, все дети из неблагополучных семей в школьных столовых питаются бесплатно.

В 1 полугодии 2007 года с детьми из неблагополучных семей проводилась работа по вакцинации против клещевого энцефалита, полиомиелита.

Данная программа показала свою эффективность и позволила полнее и в комплексе решать проблемы семей и детей «группы риска», разрабатывать и внедрять новые технологии, формы и методы работы с этой категорией семей. За период реализации программы с учета в базе данных семей «группы риска» снято 3 семьи, на 18% сократилось определение детей в детский дом и приют, увеличилось количество детей, взятых под опеку. Так в 2006 году таких детей было 105, за 6 месяцев 2007 года – 80; усыновление в 2006 году – 5 детей, за 6 месяцев 2007 года – 4 ребенка.

Вместе с тем, в результате межведомственного взаимодействия и в ходе создания единого банка данных, количество выявленных семей «группы риска» значительно увеличилось: 2006 год – 650; 2007 год – 683.

Опыт реализации программы на территории Златоустовского городского округа в 2007 году позволяет говорить о ее существенной практической значимости. Одним из важнейших показателей эффективности программы является отмечаемая тенденция снижения числа количества детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав: 2006 год – 54 ребенка; 2007 год (за 8 месяцев) – 28 детей.

За прошедший период 2007 года количество совершенных преступлений несовершеннолетними сократилось на 17%, что также является показателем эффективности межведомственного взаимодействия всех органов и учреждений, являющихся исполнителями данной программы.

Рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, – один из симптомов социального неблагополучия в обществе.

В Златоустовском городском округе составлен единый городской реестр семей с детьми группы риска. В результате, общее количество семей составило 683, в них 1600 детей.

Данные 2004-2007 г.г. позволяют констатировать факт, что число неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми, состоящих на учете в Управлении социальной защиты населения Златоустовского городского округа, продолжает увеличиваться:






2004 год

2005 год

2006 год

2007 год (за 9 месяцев)

Количество семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете в УСЗН

188

212

227

683

Среди неблагоприятных факторов, характеризующих семьи группы риска, можно выделить следующие:

  • социально-экономический (низкий материальный уровень, нерегулярный доход);

  • медико-социальный (инвалидность, хронические заболевания членов семьи);

  • социально-демографический (рост численности семей, имеющих иждивенческую нагрузку, состоящих на учете в УСЗН);

  • социально-психологический (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями).

К дополнительным неблагоприятным факторам, характеризующим семьи группы риска, можно отнести: ведение родителями асоциального образа жизни, иждивенчество, пьянство. Проживание ребенка в алкогольной семье приводит к нарушению у него механизмов социальной адаптации, развитию целого ряда психологических проблем. Такой ребенок более уязвим перед криминальной средой, не имеет внутреннего барьера перед алкоголем и наркотиками, неуспешен в школе.

Только комплексное сопровождение семей данной категории может позволить вывести их из социально-опасного положения.

В Златоустовском городском округе наблюдается снижение роста поставленных на учет родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних:





2004 год

2005 год

2006 год

2007

(за 9 месяцев)



Поставлено на учет в ПДН родителей:

97

85

101

55

Состоит на учете в ПДН всего родителей

218

197

201

213

Собрано материалов на лишение родительских прав

74

51

65

28

Составлено протоколов на родителей по ст. 5.35 КоАП РФ

198

165

194

85

Составлено протоколов по ст. 6.10 КоАП РФ за спаивание несовершеннолетних

12

12

17

7

Поставлено на учет в ПДН несовершеннолетних

505

511

422

233

Состоит всего несовершеннолетних на учете в ПДН

628

608

597

520

В ходе реализации программных мероприятий (в том числе составление протоколов на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних) позволило снизить количество подростков, состоящих на учете в ПДН ( 2006 год – 597 чел., 2007 год – 520 чел.). Необходимо закрепить эту тенденцию и продолжать начатую работу.

Организация лагерей для детей из социально-незащищенных и семей группы риска – многолетняя традиция Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа.

Летом 2007 года для детей из малоимущих семей и других категорий детей были организованы следующие лагеря:


  • Детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» – 156 детей.

  • Лагерь труда и отдыха «Юность» – 100 детей.

  • Туристический лагерь – 75 детей.

  • Санатории, профилактории –17 детей.

Лагеря дневного пребывания:

  • на базе МОУ СОШ №8 – 40 детей.

  • на базе школы-интерната №31 – 100 детей.

  • на базе МОУ СОШ №3 – 50 детей.

  • на базе МОУ СОШ №13 – 30 детей.

  1. За летний период Управлением социальной защиты населения оздоровлено 568 детей из социально-незащищенных семей.

Успешный опыт межведомственного взаимодействия по работе с семьями и детьми «группы риска», положительные результаты реализации программы в Златоустовском городском округе в 2007 году свидетельствуют о том, что комплексный подход к решению проблемы профилактики социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия дает необходимую эффективность совместной работы структур, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Работа с семьями группы риска

Специалисты УСЗН г. Пласт

Стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях со стороны российского общества и организаций социальной защиты населения.

Под семьей группы риска мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, вследствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.

Работа специалиста Комплексного центра социального обслуживания населения с родителями строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации выступают: школа, ДОУ, поликлиника, участковый милиционер, социальный работник, соседи, родители других детей. С момента поступления сигнала ведется запись всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке.

Специалистами проводится обследование семьи, осуществляется сбор первичной информации о семье, заполняется карта социального патронажа. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка. Приказом начальника Управления от 12 апреля 2007 года №45 создана Комиссия по работе с семьями группы риска, в состав которой вошли специалисты КЦСОН и УСЗН. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение специалистов по работе с семьей, которые принимают решение и разрабатывают дальнейшие действия в отношении конкретной семьи. Таким образом, между специалистами и семей заключается соглашение о взаимодействии семьи со специалистами. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон, устанавливаются сроки выполнения каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Данное соглашение является не столько юридическим актом, разрешающим вмешательство специалиста в семью, сколько психологическим настроем на активную работу членов семьи над собой. Далее разрабатывается индивидуальный план реабилитации конкретной семьи с привлечением ряда специалистов. Также осуществляется плановый и контрольный патронаж семей для оценки эффективности реализации намеченного плана.

Иногда с такой семьей работают до десяти человек, так как по мере возрастания опасности причинения вреда детям, к отдельным членам семьи специалисты подключают все новых и новых людей из различных служб и ведомств. Сами же члены семьи перекладывают заботу друг о друге, о детях на специалистов извне, так как жить без контроля со стороны они не могут, занимая пассивную позицию и предоставляя специалистам право самим находить выход из трудного положения их семьи.

Помощь должна быть эффективной и только такой, которая необходима для данной семьи. Для этого нужна кропотливая работа специалистов, как с детьми, так и со всеми членами семьи. Проблемы в таких семьях разные, но чаще всего они отражают ситуацию, когда родители не умеют воспитывать детей, так как их самих в детстве не воспитывали и у них проблемы такого же плана. Для этого на базе УСЗН на протяжении 5 лет существует клуб «Преодоление» для семей, находящихся в социально-опасном положении. В клубе проводятся мероприятия, тренинги с привлечением психолога, медицинских работников и т.д. Спектр проводимых мероприятий разнообразен. Темы занятий:


  • «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка»;

  • «Трудности воспитания»;

  • «Советы родителям»;

  • «Культурно-массовые мероприятия»;

  • «За здоровый образ жизни».

Итак, необходимо вовлечение родителей и детей семей группы риска в совместную деятельность, для расширения педагогического поля и воспитательного пространства семьи. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Формировать эту потребность преодолеть социальную изоляцию семьи в сегодняшних трудных условиях – главная задача специалистов.

Индивидуальная программа реабилитации носит долгосрочный характер. Основу ее реализации составляет совместное воздействие всех структур профилактики и максимальное использование положительного потенциала и возможностей семей.

Для анализа результативности осуществляемой работы по ИПР проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, наблюдение, обратная связь в конце каждой встречи). Результаты итогового мониторинга в конце каждого года позволяют оценить эффективность работы специалистов.

Результаты можно оценить по статистическим данным 2007 года. На начало года на учете состояло 142 семьи, находящихся в социально-опасном положении. В течении 9 месяцев снято с учета в связи с улучшением положения в семье 18 семей (10 семей по другим причинам). На конец 3 квартала число семей составило 114.

При достижении положительного результата, семьи группы риска по-прежнему остаются под наблюдением.

Информация об итогах реализации программы «Крепкая семья»

на территории Саткинского муниципального района в 2007 году

Специалисты межведомственной службы




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал