Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для специальности 032301. 65 «Регионоведение» подготовки специалиста



страница1/5
Дата02.06.2018
Размер0.74 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5



Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины
Собственность и богатство в религиях мира

для специальности 032301.65 «Регионоведение» подготовки специалиста

Автор: Т. Б. Коваль, доктор исторических наук (e-mail: t.b.koval@gmail.com)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета мировой экономики и мировой политики


мировой политики Зав. кафедрой Кортунов С.В.

Председатель Кудров В.М.

_______________________________ _____________________________

« 21 » октября 2010 г. «____»_________________ 20___г.



Утверждена УС факультета мировой экономики

и мировой политики

Ученый секретарь Вериго С.А.

_________________________

« 30 » ноября 2010 г.


Москва, 2010

Автор программы – д. ист.наук, проф. Т. Б. Коваль
Раздел 1. Организационно-методический
1.1. Место курса в образовательной программе

Курс предназначен для студентов 4 и 5 курса, обучающихся по специальности «Регионоведение» в качестве лекционного курса по выбору. Курс позволяет свободно ориентироваться в религиозном многообразии современного мира, выявить общее и особенное в подходах различных религий к проблеме собственности и богатства, знать историю развития религиозной социальной мысли. Учитывая, что большинство студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение», изучает США и страны Европы, представляется целесообразным выявить специфику христианской социальной этики по сравнению с другими религиями, а также особенности православного, католического и протестантского подходов к мотивации и этике труда, отношении этих христианских конфессий к материальным благам, земному благополучию, прибыли и богатству. Это необходимо современному выпускнику по специальности «Регионоведение» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере.



1.2. Цели и задачи курса
Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их социальной этике и отношении к труду, собственности и богатству. Во-вторых, в том, чтобы познакомить их с эволюцией христианской социальной мысли и особенностями православного, католического и протестантского подходов к материальным благам. В-третьих, самостоятельная цель курса заключается в уяснении общей логики различных вероучений и вытекающих из нее представлений об экономической деятельности.

В задачи курса «Собственность и богатство в религиях мира» входит достижение у студентов следующих образовательных результатов:

- иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах;

- знать основы социально-экономической этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также особенности в подходах к труду, собственности и богатству христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма);

- уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;

- обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить.



1.3. Аннотация курса

Вопросы, связанные с трудом, собственностью и богатством, имеют непреходящее значение для судеб всей человеческой цивилизации. С ними связаны, с одной стороны, бесконечные конфликты, войны и революции, а с другой – поиски социального блага и справедливого устройства общества. Их этическое осмысление прослеживается уже в памятниках письменности древних цивилизаций Египта, Индии, Китая, сакральных текстах многих религий мира, в том числе Библии, сочинениях античных и средневековых авторов, не говоря уже о мыслителях нового и новейшего времени. Тем не менее, они остаются нерешенными и поныне. Не случайно одна из задач первостепенной важности состоит в преодолении бедности и нищеты. Об этом говорится в «Декларации тысячелетия» ООН и других документах мирового сообщества. Социальная и имущественная дифференциация приобрела к XXI в. огромные масштабы во всем мире, в том числе и России, где постепенное «привыкание» к частной собственности и рыночным отношениям не означает морального принятия неравенства. В условиях современного мирового кризиса этические аспекты социально-экономической реальности приобрели особый смысл и значение. В этом контексте важно обратиться к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством.

Учитывая большую роль религиозного фактора в современной мировой политике, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях, их отношении к социальной реальности и экономическому развитию.

1.4. Предмет курса составляют социальные учения мировых религий, взгляды их основоположников и духовных лидеров на проблему труда, бедности и богатства, а также современные воззрения православной, католической и протестантских церквей на проблему труда, собственности и богатства.
1.5. Методология

Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и социологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общих этических подходов к социально-экономической деятельности.


1.6. Новизна курса

Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития социально-этической мысли человечества, проследить эволюцию воззрений на собственность и богатство в различных религиях, выявить, с одной стороны, их особенности, а, с другой стороны, универсальные нравственные принципы, общие для всех. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения.




1.7. Требования к уровню освоения курса
Подразумевается, что в соответствии с бакалаврской программой все студенты уже овладели материалами курса по истории мировых религий и философии.

1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса

В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:


КОМПЕТЕНЦИИ


А. Аналитические компетенции

Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:



1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу подходов различных религий к проблеме собственности и богатства, социальной этике в целом;

2. Знание особенностей вероучений мировых религий и особенностей их социальной этики;

3. Учет влияния религиозного фактора на современное цивилизационное развитие;

Методы учения/преподавания


Лекционные занятия; обсуждение рефератов студентов.

Работа на лекционных занятиях, которые обязательно проводятся в интерактивном режиме (в частности, на лекциях студентам предлагается отстоять свою точку зрения и высказать самостоятельные суждения по рассматривающимся вопросам). 

Индивидуальные и групповые консультации; 

Написание рефератов.



Работа в составе группы:

Коллективное обсуждение рефератов

В. Системные компетенции

Студенты по итогам курса смогут развить:



1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

3. Глобальное видение

 

Методы учения/преподавания

Поиск данных в Интернет ресурсах, библиотеках, базах данных,  у экспертов;

Работа с научной литературой и информацией;

Проведение дискуссий.




С. Коммуникационные компетенции

В ходе обучения студенты получат возможность развить следующие компетенции:



2. Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени

Методы учения/преподавания

Презентации рефератов по группам

Организация дебатов (группа разбивается на подгруппы и отстаивает различные точки зрения на проблему) 
 
 
 

 
 


Каталог: data -> 2011
2011 -> 1. Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок
2011 -> Программа дисциплины Экономические аспекты строительства вооружённых сил зарубежных стран для направления 030700. 62 Международные отношения
2011 -> Программа 20 апреля 2011 г. 10-30 11-00 Кофе-старт 11-00 12-30
2011 -> Программа дисциплины История петербургского предпринимательства  для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2011 -> Программа дисциплины «Экспериментально-фонетический анализ речи»
2011 -> Программа дисциплины «Теория языка. Фонетика и фонология»
2011 -> 1. азиатский способ производства и античное рабство
2011 -> Программа дисциплины Стратегическое управление портфелем проектов и программой для направления 080500. 68 «Менеджмент»
2011 -> Программа дисциплины «Управление портфелем проектов предприятия»
2011 -> Доклад рабочей группы «Сокращение неравенства и преодоление бедности»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал