Программа по биологии составлена в соответствии с Госу­дарственным стандартом для средней школы. Она включает следующие разделы биологии: человек и его здоровье, общая биология



Скачать 150.77 Kb.
Дата24.10.2016
Размер150.77 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ

Программа по биологии составлена в соответствии с Госу­дарственным стандартом для средней школы. Она включает следующие разделы биологии: человек и его здоровье, общая биология.

Экзамен по биологии выполняется в устной форме по вопросам варианта билета. При изложении материала по каж­дому вопросу абитуриент должен уметь раскрывать эволюцию орга­нического мира, показывать связь особенностей строения органа, организма с выполняемыми функциями, взаимосвязи биологи­ческих систем с окружающей средой, целостность и саморегуля­цию биологических систем.

Экзаменационная комиссия обращает внимание на уме­ние абитуриентов обосновывать свои выводы, иллюстрировать их примерами.

Особое внимание уделяется пониманию абитуриентами излагаемого материала, использованию в ответах не только учеб­ной, но и дополнительной литературы.

Каждый вариант билета включает по одному вопросу из соответствующего разде­ла биологии: человек и его здоровье и общая биология.


Критерии оценки по биологии

Итоговая оценка выставляется на основании суммирова­ния баллов по каждому вопросу билета. Для оценки каждого воп­роса комиссия руководствуется следующими критериями:

20 баллов - ответ полный и правильный. Продемонстрировано глубокое знание закономерностей строения, функционирования и развития биологических систем. Показано умение оперировать теоретическими понятиями при объяснении явлений природы. В ответе используется не только учебная, но и дополнительная ли­тература.

15 баллов - в целом дан правильный ответ, но упущены некоторые детали. Имеются незначительные неточности при объяс­нении явлений природы, принципов строения живых организ­мов, особенностей их жизнедеятельности и развития.

10 баллов — ответ неполный. Имеются ошибки в ответе. Изложено около половины. Выявлено недостаточное умение оперировать различными поня­тиями при объяснении явлений природы.

5 баллов — правильными в ответе являются лишь некото­рые элементы вопроса. Вопрос не раскрыт, абитуриент не знает биологических понятий, не умеет ими оперировать, не показыва­ет закономерностей строения и функций живого организма.

0 баллов — ответ отсутствует или полностью неправильный.

Максимальная оценка – 100 баллов.
Раздел: Человек и его здоровье

Строение и состав клетки. Основные процессы жизнедея­тельности клетки: питание, дыхание, рост. Ткани, их строение и функции. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани.

Органы. Система органов.

Нервная система. Центральный и периферический отделы нервной системы, их строение и функции. Рефлекторный харак­тер деятельности нервной системы. Рефлекс и его значение. Веге­тативная нервная система.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции, их строение и функции. Регуляция деятельности желез. Понятие о гормонах. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии орга­низма. Возрастные особенности деятельности желез внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятель­ности организма как основа его целостности, связи со средой. Железы наружной и смешанной секреции. Заболевания желез внут­ренней секреции.

Опорно-двигательная система. Значение и функции опор­но-двигательной системы.

Скелет человека. Общий обзор скелета человека. Соедине­ние костей. Суставы. Состав и строение кости. Оказание первой помощи при нарушениях опорно-двигательной системы.

Мышцы. Строение и функции мышечной ткани. Скелет­ные мышцы. Работа мышц, утомление. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Гигиена опорно-двигательной сис­темы.

Внутренняя среда организма человека: кровь, лимфа, тка­невая жидкость. Постоянство внутренней среды организма — гомеостаз и его поддержание.

Кровь, значение крови и ее состав. Клетки крови, их стро­ение и функции. Иммунитет. Иммунная система человека. Крове­творные органы человека. Переливание крови. Заболевания, свя­занные с нарушением кровеносной системы. Инфекционные за­болевания и меры профилактики.



Кровообращение. Сердце, его строение и функции. Осо­бенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца. Работа сердца. Движение крови по сосудам, большой и малый круги кровообра­щения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Воз­растные особенности кровеносной системы. Пульс. Кровяное дав­ление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхательная система. Значение дыхательной системы. Стро­ение органов дыхания и их функции. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыха­ния. Искусственное дыхание.

Пищеварительная система. Значение пищеварительной си­стемы. Строение и функции органов пищеварения. Понятие о пи­щеварении. Ферменты. Всасывание питательных веществ. Наруше­ния пищеварения. Свойства печени и поджелудочной железы. Ре­гуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания ор­ганов пищеварения, их профилактика. Гигиена пищеварения.

Выделительная система. Строение и функции. Регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилак­тика. Гигиена выделительной системы.

Кожа. Строение и функции кожи. Терморегуляция. Заболевания кожи и их профилактика. Гигиена кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при обморожении.

Система органов размножения. Строение и функции. Вос­произведение и индивидуальное развитие человека. Оплодотворе­ние. Беременность. Роды. Уход за новорожденным. Предупрежде­ние беременности. Аборт. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни. Заболевания и их профилактика.

Организм как единое целое. Взаимосвязь систем органов. Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен веществ в организме. Нормы питания.

Витамины, их значение в обмене веществ. Авитаминозы. Гиповитаминозы. Гипервитаминозы (хронические и острые). На­рушения в деятельности организма и их компенсация.

Органы чувств. Значение органов чувств. Понятие об ана­лизаторах.

Зрительный анализатор. Орган зрения. Строение глаза и функции. Основные нарушения и заболевания глаза. Меры профи­лактики.

Слуховой анализатор. Орган слуха. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа рав­новесия.

Строение и функции органов обоняния. Язык и чувство вкуса.

Осязание. Органы чувств человека и окружающая среда.

Высшая нервная деятельность. Психика и поведение чело­века. Безусловные и условные рефлексы и их образование. Тор­можение и его виды. Мышление и эмоции. Возникновение и раз­витие речи. Память и ее виды. Сознание. Особенности высшей не­рвной деятельности и поведения человека. Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена высшей нервной деятельности.

Человек и природа. Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.

Раздел: Общая биология
1. Уровни организации живой материи: молекулярный, кле­точный, организменный, популяционно-видовой и биосферный.

Основные свойства живого. Многообразие живого мира. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое ве­щество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю.

Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как ос­нова существования живой материи. Рост и развитие. Раздражи­мость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биоло­гические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависи­мость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естествен­ной системы классификации живых организмов. Видовое разнооб­разие.

2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.



Химическая организация живого вещества. Состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлемен­ты, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белко­вых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классифи­кация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Угле­воды в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-, ди- и полисахаридов. Жиры — основной структурный ком­понент клеточных мембран и источник энергии. Особенности стро­ения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и организма. ДНК — молекулы на­следственности; история изучения. Уровни структурной организа­ции; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные РНК. Витамины и их роль.

Происхождение жизни на Земле. История развития представлений о возникновении жизни на Земле. Первые научные попытки объяснения сущности и про­цесса возникновения жизни. Опыты Ф.Реди, эксперименты Л.Пастера. Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космичес­кие и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволю­ция химических элементов, неорганических и органических моле­кул на ранних этапах развития Земли. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теории происхож­дения протобиополимеров. Эволюция протобионтов; формирова­ние внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

3. Учение о клетке.



Строение и функции прокариотической клетки. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Раз­множение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоце­нозах.

Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный прин­цип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функ­ции. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма.

Обмен веществ в клетке (метаболизм). Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротроф­ные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологи­ческий синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетичес­кого обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

Жизненный цикл клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновле­ния. Размножение клеток. Митотический цикл; интерфаза, редуп­ликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразо­вания хромосом; биологический смысл и значение митоза (беспо­лое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физио­логических и патологических условиях).

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уров­не. Открытие вирусов, механизм воздействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вы­зываемые вирусами. Бактериофаги.

Клеточная теория. Клеточная теория строения организмов. Основные поло­жения клеточной теории; современное состояние клеточной тео­рии строения организмов.

4. Размножение организмов.

Бесполое размножение растений и животных. Формы бесполого размножения; митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточ­ных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

Половое размножение. Половое размножение растений и животных. Половая сис­тема, органы полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размно­жение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых кле­ток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и опло­дотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оп­лодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

5. Основы генетики и селекции.

Закономерность и изменчивость. История представлений о наследственности и изменчиво­сти. История развития генетики. Основные закономерности наследственности. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менде­ля — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон рас­щепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты га­мет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигабридное и полигибридное скре­щивание; третий закон Менделя — закон независимого комбини­рования.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное насле­дование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хро­мосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследо­вание признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные закономерности изменчивости. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчи­вость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свой­ства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мута­ций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и био­технологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследствен­ной изменчивости (Н.И.Вавилов).

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статические закономерности модификационной измен­чивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реак­ции. Управление доминированием.

Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения культурных растений и их много­образие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и жи­вотных; отбор и гибридизация: формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искус­ственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельско­хозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

6. Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриональное развитие животных. Типы яйцеклеток, основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; за­кономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбрио­нальная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспе­чении эмбрионального развития организмов.

Постэмбриональное развитие животных. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Онтогенез высших растений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмб­риональное развитие; деление зиготы, образование тканей и ор­ганов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побегов и корневой системы. Общие закономерности онтогенеза. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция при­знаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и Ф.Мюл­лер). Работы А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.

Развитие организма и окружающая среда. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и пост­эмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т.д.) на ход эмбрио­нального и постэмбрионального периодов. Понятие о регенера­ции.
7. Эволюционное учение.

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неиз­менности живой природы. Работы К.Линнея по систематике рас­тений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты. Дарвинизм. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюци­онная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избы­точная численность потомства. Борьба за существование и есте­ственный отбор. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюцион­ная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественно­го отбора. Микроэволюция. Современные представления о видооб­разовании. (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразова­ние. Эволюционная роль модификаций; физиологические адапта­ции. Темпы эволюции.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологи­ческий прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эво­люции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
8. Развитие органического мира.

Основные черты эволюции животного и растительного мира.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие вод­ных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное раз­витие цветковых растений, многообразие насекомых (параллель­ная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появле­ние хищных. Появление приматов. Появление первых представи­телей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопи­тающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Об­щие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека.

Место человека в живой природе. Систематическое поло­жение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систе­матическим группам царства животных. Стадии эволюции челове­ка: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движу­щие силы антропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе пре­вращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания, общественных отношений в становлении человека. Вза­имоотношение социального и биологического в эволюции чело­века. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном про­грессе человечества. Биологические свойства человеческого обще­ства.
9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Понятие о биосфере. Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: жи­вое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Круго­ворот веществ в природе.

Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов. Гео­логическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и мирового океана. Биогеог­рафические области. Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуцен­ты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, био­масса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещен­ности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сооб­ществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причи­ны смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Взаимоотношения между организмами. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конку­ренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
10. Биосфера и человек.

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользова­ния, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение этало­нов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.


Литература

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.,

  2. 2000.

  3. Трайтак Д.И.. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Пособие для учащихся 6-7 классов. М.: Мнемозина, 1998.

  4. Латюшин В.В. Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. М.,

  5. 2000.

  6. Константинов В.М., Бабенко В.Т., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс, М.: Вентана-Граф, 2003.

  7. Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М., 2000.

  8. Батуев А.С. и др. Биология. Человек. 9 класс. М., 2000.

  9. 7.Общая биология / Под ред. акад. В.Б. Захарова. 2-е изд. М., 1999.

  10. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. М.: Дрофа, 2002

  11. Общая биология (10-11 классы) / Под ред. акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 6-е изд. М., 1997.

  12. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углублен­ным изучением биологии /Под ред. проф. А. О. Рувинского и др. М., 1993.

  13. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология: Посо­бие - репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону, 1996.

  14. Биология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал